Экспедиторские услуги как бизнес

Бытует мнение, что экспедирование грузов — прибыльный бизнес, в который сравнительно легко войти. Так ли это на самом деле?

Экспедиторами сегодня называют компании, выступающие посредником между перевозчиками и заказчиками перевозок. Раньше (а иногда и до сих пор) экспедиторами называли тех, кто сопровождает груз в поездке и отвечает за оформление перевозки, однако сотрудники экспедиционных компаний в рейсы, конечно, не отправляются. Они подбирают транспорт под грузы заказчика, выстраивают и согласовывают маршрут и ведут документооборот, оказывая таким образом услугу перевозки груза «под ключ».

Возникает резонный вопрос: а зачем вообще необходимо экспедирование грузов, не могут ли перевозчики работать с заказчиками и их грузами напрямую? Могут — и зачастую работают. Но нередки ситуации, когда крупному клиенту нужно ежедневно отправлять десятки машин разной тоннажности в разных направлениях. Ни одна транспортная компания не сможет обработать все эти грузы, а сотрудничать с большим количеством ТК, каждый раз подыскивая нужную машину под конкретный груз, накладно и рискованно. В таких случаях выручают компании, занимающиеся экспедированием грузов.

Как работает экспедитор | Экспедитор в грузоперевозках

Стоит отметить, что экспедированием может заниматься и сам перевозчик — одно другому не мешает. Если собственных машин не хватает для обеспечения нужд клиента, почему бы не найти транспорт на стороне?

Экспедирование грузов: сколько можно заработать?

Многие перевозчики недолюбливают экспедиторов, пренебрежительно называя их «табуретками» — обидное прозвище как бы намекает, что для экспедирования грузов ничего кроме рабочего места не нужно. На самом деле для успешной работы в этой сфере необходим достаточно большой опыт, знание сферы автомобильных грузоперевозок изнутри и умение организовать процесс перевозки таким образом, чтобы заказчик остался довольным и обратился за услугами снова.

Сколько зарабатывают экспедиционные компании? Столько, сколько получают за свои услуги — разумеется, за вычетом расходов. К примеру, клиент платит за перевозку 100 тысяч рублей, а экспедитор находит машину за 85 тысяч. Оставшиеся 15 тысяч нельзя назвать чистой прибылью: существенная часть уйдёт на административные нужды.

Предприниматель из Казани Константин ведёт канал на YouTube, где рассказывает о своём бизнесе. В одном из недавних видеороликов он раскрыл всю подноготную экспедирования грузов и рассказал о выручке. Посмотреть видео можно по ссылке , а мы кратко перескажем главные тезисы:

  • Основная статья расходов любой экспедиционной компании — аренда офиса и зарплаты персонала. Много денег уходит на оргтехнику, канцелярию, финансовые услуги, электронные сервисы — и, разумеется, на выплату налогов.
  • В хороший месяц эти расходы не превышают 10% от общей выручки, а в плохой достигают 15%.
  • При этом прибыль компании («грязными», т.е. без учёта расходов) в хороший месяц подбирается вплотную к 20% от общей выручки. В январе этого года (когда рабочих дней, а следовательно, и отгрузок было значительно меньше) она составила 15,3%.

Из этих тезисов можно сделать два вывода. Во-первых, компании Константина практически всегда удаётся работать в плюс. Во-вторых, плюс этот сравнительно небольшой (обычно не более 10% от выручки): о сверхприбылях речи не идёт.

— Многие уверены, что мы тут заоблачные деньги дерём. Если бы мы их драли, я продолжал бы, наверное, на «крузаке» ездить и не заморачиваться! — смеётся автор видеоролика.

Чем занимаются экспедиторы

Экспедирование груза — не такая простая работа, как может показаться на первый взгляд. Опытный логист должен знать особенности ценообразования, быстро рассчитывать ставки и понимать, какой транспорт будет уместнее в той или иной ситуации.

— Что лучше: загрузить два пятитонника или одну фуру? Иногда нам задают такие вопросы, и мы сидим, просчитываем ставки, созваниваемся с логистом на объекте погрузки, согласовываем перевозку, — объясняет Константин.

Грамотная работа со ставками — залог успеха: именно от неё зависит конечная прибыль компании.

— Когда заказчик даёт тебе на просчёт пять страниц А4 с грузами для малотоннажек, трёх-, пяти-, десяти- и двадцатитонников на разные направления — представляете, какие это трудозатраты? Мы сидим, планомерно считаем, и не дай бог облажаться в какой-то ставке, иначе придётся ставить машину по ней!

Не менее важна работа с клиентами. Находить машину для каждого груза нужно быстро. При этом не стоит забывать, что грузы бывают разные:

— Клиент должен знать, что в любой ситуации мы его не подведём. Однажды поставили «Калину» с прицепом — нашли её на Avito, повезла две бочки на 700 километров! Кто из перевозчиков клиенту такие услуги оказывает? Если такие перевозчики и есть, то они уже не перевозчики, а перевозчики-экспедиторы!

А ещё важно не забывать о клиентах и напоминать о себе не только по рабочим вопросам.

— Каждый Новый год мы отправляем подарки нашим клиентам. Компонуем подарочный пакет: бутылка шампанского, чай или кофе, коробка конфет. И наши менеджеры разъезжают по клиентам, а если клиент не местный, везёт доставка.

Иными словами, экспедирование — не самая простая работа, а для человека с «улицы» этот бизнес точно не станет прибыльным, так как у него довольно высокий порог вхождения. Необходимо досконально знать грузоперевозки, разбираться в специфике транспорта, понимать, чем один тип грузов отличается от другого и уметь общаться с людьми. Сам Константин признаётся, что решился открыть свою компанию лишь после пяти лет работы в другом предприятии — после того, как получил необходимый опыт.

Будущее экспедиционных компаний

Автомобильные грузоперевозки меняются: общие для отрасли тенденции сказываются и на бизнесе экспедиционных компаний. Активно внедряется цифровизация — электронный документооборот, современные CRM и другие решения. Они позволяют экономить не только на канцелярии и оргтехнике, но и на аренде помещений: многие экспедиционные компании полностью или частично перешли на «удалёнку».

Консолидация, свойственная рынку грузоперевозок, затрагивает и экспедиторов. Сегодня в России существуют крупные компании федерального уровня, которые присутствуют практически во всех регионах страны и возят самые разные грузы для самых разных клиентов.

Жизнеспособность отрасли напрямую зависит от экономической ситуации: если из-за приостановки или закрытия предприятий грузов станет меньше, ставки упадут, и прибыль уменьшится, а работать станет сложнее. Тем не менее, покуда в стране есть предприятия, которым нужно возить грузы, услуги экспедиционных компаний останутся востребованными.

Источник: dzen.ru

Экспедиторская компания. Как открыть экспедиторскую компанию?

Транспортно-экспедиторский бизнес сегодня один из наиболее динамично развивающихся. С одной стороны, спрос на подобные услуги очень велик, с другой – риски и конкуренция также высоки. Скорее всего предпринимателем, собирающимся открыть свое дело в этой сфере, станет человек, уже имеющий какой-то опыт работы на рынке транспортно-экспедиторских услуг.

Что он должен знать в этом случае, какую стратегию выбрать? Объемы российского импорта и экспорта с каждым годом увеличиваются, а вместе с этим увеличивается и востребованность экспедиторских услуг. Очевидная привлекательность такой работы приводит на рынок все новые фирмы. Это, как правило, отделившиеся от торговых фирм отделы логистики, которые в процессе работы освоили экспедиторское дело, научились возить те товары, на которых специализировалась их фирма, и начали предлагать свои услуги в этой области другим компаниям.

В иных случаях рождение экспедиторских компаний повлекло исчезновение автотранспортных предприятий. Вопрос нехватки собственного транспорта компания-перевозчик решает путем привлечения автомашин соседа.

Это постепенно становится источником дохода, и организовывается новый отдел экспедирования, способный предлагать клиенту различные виды транспорта и сопутствующие услуги. Подобное прошлое имеет если не большинство, то значительная часть всех экспедиторских компаний. Итак, с чего начать такой фирме? Конечно, с регистрации.

РЕГИСТРАЦИЯ НОВОРОЖДЕННОГО

Перечень организационно-правовых форм компаний обширный. Не все они одинаково популярны. Подавляющее число коммерческих фирм выбирает форму общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества (закрытого или открытого).

Конечно, есть еще и такая форма, как предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ), но на практике часто бывает, что некоторые предприятия просто отказываются работать с ПБОЮЛ. Все дело в налоге на добавленную стоимость.

Когда юридические лица освобождены от уплаты НДС, для их бухгалтерии особенно важно, чтобы поставщик товара или услуги мог представить накладную и счет-фактуру с выделенным в них НДС, а ПБОЮЛ в своей деятельности такими бумагами не оперирует. Закрытые и открытые акционерные общества – наиболее подходящие организационно-правовые формы для создания бизнеса на продажу и привлечения дополнительных инвестиций и новых партнеров.

Читайте также:  Кафе как бизнес плюсы и минусы

Однако процесс оформления ЗАО обременен множеством сложных процедур. Таким образом, для открытия экспедиторской компании форма общества с ограниченной ответственностью наиболее предпочтительна. К тому же такая форма позволяет наилучшим образом защитить организацию от враждебного поглощения и отстаивать интересы участников вне зависимости от размера их вклада.

Самостоятельно зарегистрировать юридическое лицо дешевле, но потраченные время и нервы стоят дороже. Кроме этого многие нюансы непосвященному не известны, так что легко допустить ошибку. В процессе регистрации могут возникнуть вопросы, начиная с юридического адреса, которого просто может не быть на момент оформления, и заканчивая подбором кодов деятельности.

В таких случаях лучше обратиться к сторонним организациям, оказывающим юридическую поддержку. Можно купить и готовую компанию, но тогда начинающий предприниматель лишен возможности участвовать в таком трепетном и мучительном процессе, как выбор имени новорожденной фирмы.

К расходам на регистрацию относятся затраты на открытие банковского счета и внесение начального капитала – минимум 10 000 руб. Многие делают взнос не деньгами, а какой-либо офисной техникой, при условии что на нее есть документы. Очень скоро в целях борьбы с фирмами-однодневками процесс регистрации может быть серьезно усложнен. В частности, предлагается значительно увеличить сумму уставного капитала, которую нужно внести сразу. Возможно, таких денег у начинающего предпринимателя просто не будет.

ЭКИПИРОВКА

Сложности поиска оборудования и офисного помещения зависят от региона. Не стоит забывать и про юридический адрес компании. Сегодня еще можно пользоваться услугами агентств, предоставляющих почтовые адреса. Но на законодательном уровне это неправильно.

Следовательно, при выборе офиса внимание арендодателя нужно акцентировать на том, что помещение будет являться юридическим адресом компании. Понадобится договор на аренду между собственником площади и вашей компанией. Субарендатор представить этого не сможет.

Элементарный набор мебели, компьютеры, факс и телефон можно приобрести б/у или в рассрочку, если иного не позволяют средства. Подбор персонала можно растянуть, пару месяцев совмещая функции директора, менеджера по работе с клиентами, диспетчера и курьера, а бухгалтерию поручить специализированной компании. Однако на практике такой подход заметно тормозит достижение результата.

В первую очередь необходим сотрудник, который будет выполнять всю оперативную работу, включая и секретарские функции. Но найти опытного и квалифицированного специалиста, не гарантируя ему высокого заработка, – задача чрезвычайно сложная. Есть другой путь – привлечь способного работника без опыта работы в данной сфере.

Экспедиторская деятельность сейчас очень популярна, так что обеспечить новичка интересной работой можно, но придется потратить некоторое время на его обучение. По-другому обстоит дело с бухгалтером. На этой должности должен быть квалифицированный специалист. Исправлять ошибки в бухгалтерии – занятие слишком хлопотное.

Лучше за услугами обратиться в аудиторскую компанию, чем пригласить на работу неопытного бухгалтера. В дальнейшем можно будет подумать о секретаре, курьере и новых операторах. Важно понимать, что теперь рассчитывать и выплачивать заработную плату придется не кому-либо, а именно вам; ответственность за персонал также ложится на ваши плечи.

Плюсы и минусы открытия экспедиторской компании

Особенно привлекательным в открытии экспедиторской компании является то, что для старта нет необходимости делать большие денежные вложения. Мы продаем и потребляем услуги. Для того чтобы оплатить услугу, ее нужно получить в полном размере. Транспортные компании требуют предоплату лишь в исключительных случаях, которых можно избежать.

Допустим, поставщики услуг не уверены в платежеспособности новой компании. Это вполне обосновано. В этом случае придется подбирать перевозчика, с которым уже велась работа или который доверяет вам.

Другое решение – также потребовать предоплату от клиента. В крайнем случае, можно содействовать заключению договора между клиентом и перевозчиком напрямую, получая свою комиссию от первого или второго. Последний путь, правда, крайне рискованный, основанный исключительно на доверии, но как показывает практика, он тоже работает. Если ни доверия, ни возможности получить предоплату нет, придется просто отказаться от сделки до лучших времен, когда новая фирма уже сможет доказать свою состоятельность. Крайне заманчиво и то, что экспедиторская деятельность не требует лицензирования. Впрочем, это является и минусом в нашей профессии, поскольку именно поэтому появилось много недобросовестных компаний и частных диспетчеров, которые не несут никакой ответственности

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Название выбрано, компания зарегистрирована, офис и работники в нем присутствуют, пора об открытии нового предприятия объявлять постоянным клиентам и поставщикам. Как со стороны клиентов, так и со стороны поставщиков услуг возможна некая доля недоверия.

Клиент может сомневаться в качестве выполнения заказа, гарантии доставки груза и т. д. В этом случае придется «засветить» своих поставщиков и представить клиенту полную информацию о перевозчике, брокере, складе и т. д. Возникает естественный вопрос: не исключат ли вас из этой цепочки? Практика показывает, что заказчик заинтересован именно в качестве оказываемых услуг.

Компании-клиенты, пользующиеся услугами экспедиторов, как правило, не имеют в своем штате логистов, готовых выстраивать схему и организовывать процесс доставки. Кроме того, у них нет гарантии получить те же ставки, обратившись напрямую к перевозчику, брокеру или на склад, какие получает экспедитор, работающий с ними постоянно. Так что по этому поводу беспокоиться особо не стоит.

С точки зрения услуг начинать нужно с простого – предоставлять клиенту транспорт для автоперевозки. Для этого всего лишь необходимо подписать договор на экспедирование грузов с клиентом и клиентский договор с перевозчиком. Обеспечивая постоянной работой дружественную транспортную компанию, экспедитор имеет более низкую цену на перевозку.

Но работа экспедитора не должна ограничиваться только подписанием договора-заявки. Грамотный экспедитор должен всегда быть в курсе происходящего с грузом и машиной и ставить об этом в известность клиента. Четкое отслеживание машины в пути и своевременное решение возможных проблем – главный конек автоэкспедитора.

В дальнейшем свою деятельность нужно подкрепить оказанием такой сопутствующей услуги, как оформление документов для отправки. Несмотря на очевидную простоту подобной работы, такие услуги можно предлагать, будучи уверенным, что они будут востребованы. Для такой работы необходимо обзавестись большим количеством экспедиций в местах отправки грузов, знать элементарные правила оформления документов и быть в курсе законов передвижения экспортных и транзитных грузов.

УЧЕСТЬ ОСОБЕННОСТИ

На первых порах ставить и выполнять задачи придется самому, а это для многих сложнее работы в команде. Кроме того, для того чтобы не провалиться на «вступительных экзаменах», обязательны опыт работы в экспедиции, знание законодательства в рамках профессии и налаженные за годы оперативной работы связи.

Первые шаги надо делать не только с осторожностью, но и со знанием особенностей ландшафта. Экспедиторская деятельность отличается от любой другой тем, что мы всегда должны подстраиваться под клиента, отстаивать интересы перевозчика, не забывая при этом и про себя. Многие считают экспедитора неким посредником, который «делает деньги из воздуха» и недостоин уважения. Однако часто между грузовладельцем и перевозчиком возникают ситуации, разрешить которые может только экспедитор.

В начале деятельности реклама стоит на последнем месте. Дело не только в финансовых затратах, но еще и в том, что если реклама сработает, начинающая организация может не успеть обработать все запросы. А это верный путь получить негативную репутацию. Исправлять ошибки будет сложно.

Нужно постепенно размещать свои координаты на досках объявлений во Всемирной виртуальной сети и на специализированных сайтах. В начале деятельности этого вполне достаточно. В процессе развития следует перейти к созданию и продвижению собственной странички, публикации рекламных объявлений в печатных изданиях, распространению листовок на всевозможных выставках.

Если фирма создана по схеме отделения от более крупной компании, не стоит забывать и про то, что использование наработанных связей, накопленных за время работы, может быть осложнено претензиями бывших коллег. На этот счет возникает много споров, да и элементарные моральные принципы многим не позволяют сразу забрать клиентов.

Однако всем известно, что в нашей стране многие предпочитают личные отношения с определенным менеджером, нежели с компанией в целом. И если фирма не может предложить качественный сервис без специалистов, которые работали с определенными клиентами, то это в первую очередь проблема фирмы.

Бывший работодатель автоматически становится конкурентом и, сознавая это, может мешать полноценной деятельности. Например, рассылать всем клиентам нелестные отзывы о новой фирме. Не стоит бояться этого: как правило, подобные неразумные действия производят обратный эффект.

В конце концов не придется тратиться на рекламу: о существовании нового экспедитора узнают без каких-либо затрат с его стороны. К сожалению, нужно быть готовым к тому, что проблем с бывшим работодателем не избежать. Редкий случай, когда удается сохранить хорошие отношения и договориться не мешать друг другу. Надо просто пережить этот период.

Читайте также:  Совместный бизнес с мужем плюсы и минусы

Время открытия

Открытие экспедиторской компании планируйте с учетом времени года. Осенью наблюдается аврал в работе, и если заранее не подготовиться, в лучшем случае это будет грозить упущенной прибылью, в худшем – плохой репутацией из-за срывов поставок. С другой стороны, нет смысла начинать работать весной. Летний период всегда наиболее «тихий».

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Без ошибок в практике не обойтись. Стоит отметить, что экспедитор является связующим звеном между клиентом и поставщиками услуг, а значит, ему приходится отстаивать права и тех, и других. Одним из способов избежания затрат является страхование деятельности экспедитора, но это спасает не всегда. Разберем довольно распространенную ситуацию.

Клиент просит доставить груз из Финляндии в Россию. Машина подана в срок, загружена на складе клиента в соответствии с документами, таможенные процедуры на территории иностранного государства произведены согласно требованиям, однако при оформлении на российской границе возникает подозрение о недостоверном декларировании.

Допустим, основанием к задержанию машины стало несоответствие веса. Машину взвешивают вместе с грузом, вычитают вес транспортного средства, а результат с заявленными данными не сходится. Трак отправляют на склад для полного досмотра и пересчета товара.

По запросу финский склад подтверждает точность загрузки, транспортная компания представляет все документы, характеризующие машину. Доказать на этом этапе ничего невозможно. Машина все это время ожидает своей очереди на досмотр, а водителю вручают договор на оказание погрузочно-разгрузочных услуг.

Стоимость разгрузки и последующей загрузки машины, как правило, составляет от $600 до $1000 в зависимости от количества тонн. Согласно законодательству, перевозчик обязан представить груз для досмотра. Физически самостоятельно выгрузить машину водитель не может, следовательно, ему приходится поручать это складским работникам.

По логике вещей именно транспортная компания должна оплачивать услуги склада. Но еще не доказано, что клиент, а вместе с ним финский склад, или в случае транзита, и производитель, находящийся где-нибудь в Китае, не допустили ошибку в указании габаритов товара.

Пока машина не прибудет к месту доставки, произвести контрольное взвешивание товара и машины невозможно, а без оплаты складских услуг трак с места не сдвинется. Перевозчик будет требовать оплату простоев, склад – стоянки, а клиент выставит претензию на срыв срока поставки. Разбираться в этой ситуации придется именно экспедитору.

Скорее всего он возьмет оплату расходов на себя, надеясь на возмещение в случае подтверждения вины одной или другой стороны. Любой экспедитор дорожит своей репутацией среди перевозчиков и не захочет потерять клиента. Подобные неприятности могут произойти на любом этапе доставки, и без соответствующего опыта предотвратить их невозможно.

Таким образом, владельцу экспедиторской компании необходимо иметь определенный материальный запас или обладать всеми практическими знаниями и нужными контактами. Как вариант можно выбрать наиболее отработанные направления и способы перевозок. Даже если прибыль в этих случаях менее интересна, не стоит идти на риск.

В дальнейшем, ориентируясь на основных клиентов, можно осваивать и дополнительные услуги, такие как содействие в таможенной очистке груза, консолидации на транзитных складах, оформление сопутствующих документов и т. д. Вера в собственный успех и желание организовать компанию – вот основные составляющие для хорошего начала собственного дела. Бизнес – это не жестокая борьба за выживание. Это скорее творческая самореализация.

Источник: delovoymir.biz

Как создать экспедиторскую компанию?

В Екатеринбурге работает более 100 экспедиторских организаций. Эксперты утверждают, что место для новых игроков в городе есть — объем рынка экспедиторских услуг региона увеличивается на 30% в год, более трети компаний-клиентов, по данным опросов1, хотят сменить поставщика.

Для работы в сфере федеральных перевозок необходимы филиалы в ключевых городах России, отмечает СЕРГЕЙ АКИМОВ, директор ООО «АсстрА-Урал», а для деятельности на международном уровне требуются налаженные контакты с таможней. Новому игроку проще начать с перевозок по Свердловской области, используя на местных маршрутах автомобильный транспорт. Есть экспедиторские фирмы, выполняющие заказы исключительно при помощи собственного автопарка, но таких немного. Обычно экспедиторы активно пользуются услугами транспортных компаний (ТК) и водителей с личными автомобилями. Это позволяет без многомиллионных затрат получить доступ к технике любого типа и снимает проблему небрежного отношения водителей к чужим автомобилям.

Для организации экспедиторского бизнеса потребуется минимум материальных активов, считает г-н Акимов: «Мы зарабатываем не железом, а связями, умением изобретать, выбирать оптимальные варианты».

Какие услуги оказывать?

Ассоциация российских экспедиторов включает в понятие «экспедиторские услуги» организацию перевозки груза, его экспедирования, погрузки, разгрузки, консолидации, хранения, складирования, страхования и охраны. Татьяна ГришанинА, заместитель генерального директора Eximp Logistic, советует вначале просто предоставлять клиентам транспорт для автоперевозок. С этого, по ее словам, стартовала не только Eximp Logistic, но и многие другие компании. Основные усилия стоит сосредоточить на четком отслеживании машины в пути. «Это главный конек экспедитора», — отмечает г-жа Гришанина.

Эксперты рекомендуют расширять перечень услуг по мере развития компании — крупные клиенты все чаще требуют от экспедитора комплексного решения своих транспортных проблем: не только переместить груз из пункта А в пункт Б, но и организовать страховку, вооруженную охрану, складирование, за что готовы платить.

СОВЕТ от компании Eximp Logistic:

«Бессмысленно начинать работать в конце весны — летний период всегда тихий. Осенью, напротив, аврал в работе. Если заранее не подготовиться, в лучшем случае это обернется упущенной прибылью, в худшем — срывы поставок подпортят репутацию. Оптимальное время старта — февраль, март, июль».

Серьезное конкурентное преимущест­во — возможность отсрочки платежа по контракту. Надежда Евлахова, директор компании «Пилигрим», рассказывает, что у клиента уходит порой немало времени на обработку соответствующих документов, на перевод средств. Образуется дебиторская задолженность, которую надо уметь выдержать. «Два года назад пределом был расчет за десять банковских дней после выполнения заказа. Сейчас нормой становится отсрочка до месяца», — комментирует Татьяна Черепанова, директор компании «Русская Логистическая Служба — Екатеринбург».

Как выбрать помещение?

Размер арендуемого помещения зависит от количества сотрудников и объема бизнеса компании. Для небольшого регионального предприятия с оборотом 1-3 млн руб. в месяц вполне достаточно четырех логистов и директора. Татьяна Черепанова считает, что персонал малой фирмы можно разместить на площади 20 кв. м.

Есть два основных подхода к выбору места расположения офиса. Компании «АсстрА-Урал», «Русская Логистическая Служба — Екатеринбург», «Пилигрим» находятся в деловой части города. Такой вариант престижнее, клиенту проще добраться до офиса. «Первая экспедиционная компания» и «Форсаж» предпочли помещения на окраине — это удобнее для перевозчиков. К тому же стоимость аренды офиса в отдаленных районах в разы дешевле — 200-400 руб. за кв. м против 2 тыс. руб. в центре города.

Для полноценной работы каждому специалисту потребуется компьютер (10 тыс. руб.) и телефон (500 руб.). Подключение офиса к телефонному номеру обойдется в 9 тыс. руб., к выделенной линии Интернет — 3,5 тыс. руб. Желательно установить специализированное программное обеспечение. Операторы рынка используют «Автотранспорт: Учет и анализ», «SIKE Автопарк», «SLS перевозки», «Путевые листы Full v.2.3», «Автопарк 2004» и др. Стоимость программ в зависимости от набора функций варьируется от 700 руб. до 100 тыс. руб.

Где найти перевозчиков?

Чаще всего экспедиторская фирма сотрудничает не менее чем с тремя транспорт­ными компаниями. Могут потребоваться различные виды грузовых автомобилей в зависимости от размера, веса, особенностей груза (малотоннажные, с тентом, термобудкой, фургоны, самосвалы, трейлеры, рефрижераторы). Особо востребованы малотоннажные автомобили.

Для погрузо-разгрузочных работ необходим подъемный кран или погрузчик. Важные критерии выбора перевозчиков, по мнению компании «Армадилло»: заявленные сроки доставки и их соблюдение, уровень тарифов (самосвалы — от 300 руб./ч, грузовые бортовые машины — от 380 руб./ч, фургоны — от 600 руб./ч, малотоннажные автомобили — от 200 руб./ч), условия оплаты, сохранность груза (частота потерь, повреждений и пропаж), простота оформления заказа. Хорошо, если ТК обещает компенсацию за нарушение сроков, предоставляет отсрочку платежа.

Многие экспедиторские фирмы сотрудничают с водителями-одиночками. С их помощью логисты оперативно закрывают заказы, на которые не хватает возможностей крупных компаний. К тому же услуги частников дешевле примерно на 10%. Соотношение транспорта фрилансеров и ТК индивидуально: «АсстрА-Урал» не использует одиночек вообще, а в «Форсаже» они выполняют до 40% заказов.

Читайте также:  Открыть свой бизнес в Адлере

Водителей с собственными грузовыми авто можно набрать при помощи бегущей строки на ТВ и объявлений в газетах. Стандартные требования — наличие прав категории С, водительский стаж не менее трех лет, знание улиц города, областных трасс, основных предприятий.

СОВЕТ от компании «Динакс»:

«Проверяйте выставляемые вашими транспортными контрагентами счета. Особенно если на обслуживание заказа ушло больше времени, чем положено по нормам. Не исключено, что с вас попытаются получить оплату за простои, случившиеся по вине ТК».

Водитель, как правило, выступает и в роли экспедитора — осуществляет приемку-сдачу груза, подписывает отгрузочные документы. Чтобы избежать потерь, специалисты советуют не доверять им наличные в сумме, превышающей месячную водительскую зарплату, проверять прописку в Свердловской области. Полезна прозрачная и жесткая система штрафов.

Кроме водителей и экспедиторов, нужны грузчики. Их обычно нанимают на каждый конкретный заказ (от 140 руб. за час) по объявлениям в газетах и Интернете.

Охранников Татьяна Черепанова рекомендует искать через профессиональные охранные агентства, проверять наличие у них оружия и лицензии на его применение. Услуги вооруженной охраны стоят от 100 до 150 руб. за час. На практике принято оплачивать только время, которое непосредственно потрачено на охрану груза — с момента погрузки до приема получателем.

Кого взять в штат?

Экспедиторские фирмы в основном опираются на услуги компаний-партнеров, набрать в штат необходимо только менеджеров по перевозкам (логистов). Их задача — строить транспортные схемы, координировать действия контрагентов, общаться с заказчиками. Каждый из специалистов работает с одним-тремя постоянными клиентами, разовые заказы отдают наименее загруженному. Опытный логист способен обрабатывать до 20 заявок в день.

Эксперты рекомендуют нанимать специалистов со стажем, поскольку, помимо практических навыков, у них есть наработанные связи с контрагентами, клиентские базы. К сожалению, спрос на опытных сотрудников ощутимо превышает предложение. Второй путь — учить способных новичков.

Сергей Акимов отмечает, что претенденты должны быть коммуникабельны, расторопны, устойчивы к стрессам, самостоятельны. Руководители предпочитают выпускников технических или математических факультетов. Надежда Евлахова считает, что вырастить специалиста можно за год.

В компании «Пилигрим» менеджеры по перевозкам получают фиксированный оклад и премию (10% от прибыли), в общей сложности — от 20 тыс. руб. в месяц. Г-н Акимов утверждает, что итоговая зарплата специалистов его компании равна примерно 30 тыс. руб. в месяц. Больше, по его словам, в Екатеринбурге получают единицы — крупные профессионалы, известные всему сообществу.

Деятельность работников координирует директор, чаще всего это сам владелец бизнеса. Если брать бухгалтера в штат, платить ему придется от 10 тыс. руб., ведение бух­учета специалистом аутсорсинговой фирмы обойдется в 6-7 тыс. руб. в месяц. Сумма в размере от 2 тыс. руб. уйдет на обслуживание компьютеров.

Как привлекать клиентов?

Эксперты называют пять основных способов привлечения клиентов для екатеринбургских экспедиторских фирм. Основной — прямые продажи, они дают до 70% заказчиков. Второй способ — переманить к себе логиста, у которого есть своя база клиентов. Третий — методами от личных связей до откатов заинтересовать людей, отвечающих в своих фирмах за размещение заказов на перевозки.

Крупные компании регулярно проводят сезонные тендеры по выбору экспедитора, информацию о сроках и условиях размещают на своих сайтах, реже — в прессе. Например, летом активизируются перевозки воды, мороженого и пива, зимой — кондитерских изделий. По мнению Сергея Акимова, чаще всего результаты тендеров определяются заранее и конкурс — лишь формальность. Однако Татьяна Черепанова уверена, что участвовать в тендерах все же стоит.

Наконец, часть клиентов приходят сами благодаря рекламе и положительным отзывам знакомых. По словам Татьяны Гришаниной, в начале деятельности реклама стоит на последнем месте среди методов привлечения заказчиков.

Поэтому на первых порах эксперты рекомендуют не делать рекламные бюджеты большими (до 30 тыс. руб. в месяц) и размещать свои координаты в Интернете и в газетах «Быстрый курьер», «Из рук в руки», «Ва-банкъ», «В каждый дом». Стоит создать собственный сайт (от 10 тыс. руб.). Юрий Калиновский, руководитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, считает хорошим рекламным ходом нанесение торговой марки и реквизитов фирмы на грузовые автомобили. Если нет собственного автопарка, можно за вознаграждение договориться с перевозчиками.

Частных клиентов ищут при помощи объявлений, расклеенных у складских комплексов, магазинов по продаже стройматериалов, мебели, габаритной бытовой техники. Однако частные заказы занимают не более 10% от общего объема.

СОВЕТ от компании «Пилигрим»:

«Клиент может сомневаться в качестве выполнения заказа. Открыто называйте своих поставщиков, предоставляйте полную информацию о перевозчике, складе, страховщике. Клиент не будет действовать в обход экспедитора — затраты на создание собственного логистического отдела больше, чем вознаграждение посреднику».

Когда окупятся вложения?

По оценке участников рынка, средняя маржа экспедитора держится на уровне 7-12% от стоимости транспортно-экспедиторских услуг. Последняя складывается из оплаты транспортировки, экспедирования, погрузо-разгрузочных операций, охраны, страховки по тарифам компаний, с которыми у экспедиторской фирмы заключены клиентские договоры. «В договоре может быть записана и ставка в 2%, — рассказывает Сергей Лопарев из Ассоциации российских экспедиторов. — Но этот процент берется от стоимости услуг, которую знает только сам экспедитор и которую считает приемлемой клиент. То есть цена зависит от умения экспедитора».

Поток заказов сезонный — объемы работы, по наблюдению экспертов, резко возрастают перед майскими и новогодними праздниками, а пик загрузки приходится на осень. Также специалисты отмечают увеличение числа заказов в конце каждого месяца.

Фирма начинает работать в ноль, если общая стоимость оказанных услуг равна 1,5-2 млн руб. в месяц. Такой объем заказов обеспечивают один-два постоянных клиента через три месяца после начала работы. На формирование клиентской базы, приносящей стабильный доход, потребуется не менее шести месяцев, оценивают игроки рынка.

Затраты на создание компании окупаются в среднем через полтора года после начала деятельности, утверждает Надежда Евлахова. Спустя два года работы предприятие, имеющее в штате четырех специалистов, способно перевозить в год около 100 тыс. т грузов.

1 Данные исследования компании SVART Business Solutions.

bonus
Направления для дальнейшего развития

Появление на екатеринбургском рынке международных торговых сетей (Auchan, Metro, IKEA и т. д.) привело к повышению спроса на услуги комплексного управления грузопотоками, утверждает Татьяна Черепанова. Для обслуживания по схеме «все включено» экспедиторской компании придется создать сеть филиалов или партнерских организаций в ключевых точках страны, наладить контакты с воздушными и железнодорожными перевозчиками, складскими комплексами, таможней.

Сейчас у лидеров рынка грузоперевозок Свердловской области на внутрироссий­ские (за пределы региона) и международные направления приходится до 95% от общего объема перевозимых грузов (данные ТОП-листа «ДК»).

детали
На чужих ошибках

Юрий Суворов, генеральный директор компании «Евразия Кастомс Сервис»:

«Мы иногда закрывали глаза на несоответст­вие фактического веса перевозимого груза и веса, указанного в документах. Первая же проверка на пункте весового контроля приводила к штрафу либо полному досмотру и пересчету товара, что занимало время. В результате перевозчик требовал оплаты простоев, грузчики — оплаты разгрузки, а клиент выставлял претензию за срыв срока поставки. Убытки были немалые».

Надежда Евлахова, директор компании «Пилигрим»:

«Периодически при форс-мажорах, даже если ответственность перевозчика застрахована, представители экспедитора пытаются договориться с пострадавшей стороной самостоятельно, в обход страховщиков. Но такие договоренности ненадежны — не факт, что пострадавшая сторона забудет о своих претензиях, а от страховщиков вы уже не получите ни копейки, поскольку требуемые документы не были оформлены вовремя».

итоги
Цена входного билета

Расчет для экспедиторской компании, арендующей на окраине города офис в 20 кв. м. В штате четыре логиста и бухгалтер. Директор — собственник бизнеса. К шестому месяцу компания выполняет заказы на 3 млн руб. Наценка — 8%. Отсрочка платежа для клиентов — до 30 дней.

* Под порогом вхождения мы понимаем сумму, которую необходимо вложить в бизнес, прежде чем он станет приносить прибыль и инвестиции начнут возвращаться. В расчете учтено, что в первые три месяца экспедиторская компания работает с убытком, сумма выполненных заказов растет от 630 тыс. руб. в первый месяц до 3 млн руб. на шестой.

Источник: gruzoved.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин