Для эффективного, простого и комфортного взаимодействия граждан Российской Федерации и государства была разработана концепция электронного правительства в России. Для ее реализации используется целый комплекс информационных систем, которые позволяют предоставлять государственные услуги и выстраивать коммуникации в электронном виде.
В этой статье рассматриваем основные модели и структуру электронного правительства, а также эффективные инструменты для реализации этой концепции в России — готовые программные решения.
Что такое электронное правительство
Начнем с определения. Электронное правительство в Российской Федерации — это новый формат организации деятельности органов государственной власти с использованием современных ИКТ для обеспечения простоты получения услуг и необходимой информации гражданами.
Базируется электронное правительство РФ на новом электронном документообороте, также системах автоматизации управления.
- создание новых форматов взаимодействия госорганов;
- повышение технологической осведомленности населения;
- нивелирование воздействия фактора географического положения;
- повышение качества и уровня доступности государственных/муниципальных услуг в электронном виде в формате «единого окна»;
- упрощение межведомственного электронного взаимодействия;
- расширение возможностей самообслуживания граждан;
- оптимизация предоставления услуг гражданам и организациям;
- повышение открытости органов государственного управления и участия населения в принятии важных государственных решений.
Благодаря реализации концепции электронного правительства удается выстроить эффективное и менее затратное администрирование, а также радикально переосмыслить коммуникации между гражданами и правительством Российской Федерации.
Основы электронного бизнеса
История перевода услуг в электронный вид
В современных реалиях создание электронного правительства стало необходимостью в России и других странах СНГ. В политике предпосылки создания электронных правительств появились давно, но только с 2002 по 2010 гг. был запущен российский ИТ-проект «Электронная Россия» по переходу к оказанию государственных услуг в электронном виде. Рассмотрим основные исторические моменты и цели, которые ставила перед собой Россия.
С 1 июля 2012 года на региональном и муниципальном уровне в России запустили постепенный переход на электронное межведомственное взаимодействие. Согласно законопроекту от 7 мая 2012 года уже к 2018 году 70% государственных услуг в федерации должны будут предоставляться в электронном виде. Можно сказать, что на текущий момент эта цель достигнута.
Раньше каждый орган российского госуправления функционировал «сам по себе», мало соприкасаясь с остальными. Гражданам приходилось пройти несколько инстанций, собрать десятки справок и других бумаг, чтобы получить необходимый результат. Благодаря созданию электронного правительства появился единый механизм взаимодействия граждан и государства, а также отдельных государственных органов. Это позволило упросить и ускорить получение справок, разрешительных документов, свидетельств и сократить очереди в государственных инстанциях.
Образовательная программа «Электронный бизнес и цифровые инновации»
Можно выделить следующие ключевые направления в рамках развития ИКТ по программе «Электронная Россия» в государственных органах:
- Единый реестр населения;
- Единая сеть передачи данных для госорганов;
- Электронный реестр лицензий;
- Геокод зданий и домохозяйств;
- Документооборот ФОИВ;
- АИС «Безопасность дорожного движения»;
- Независимый регистратор документов ФОИВ;
- Электронная подпись;
- Федеральный портал управленческих кадров;
- Независимый регистратор действий на электронных торгах;
- ГИС «Территориальное планирование»;
- Реестр всех объектов социальной инфраструктуры;
- Управляемость ФГУПов и ОАО;
- Облачные вычисления для госорганов;
- Электронное здравоохранение;
- Единый реестр финансового обеспечения;
- Единый архив оцифрованных и электронных документов;
- ГАС «Выборы»;
- ГИС «ЖКХ»;
- Открытые данные;
- Свободное программное обеспечение в госорганах;
- ИКТ-обучение для госслужащих;
- ГАС «Управление»;
- Распределение номеров водительских удостоверений;
- Единый реестр залогового имущества;
- ГИС «Похоронно-погребальная деятельность»;
- Электронный паспорт гражданина России;
- Защита персональных данных.
Также в России была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020). Минкомсвязь РФ сформировали методологическую базу для координации создания ИКТ государственными органами. Кроме этого была создана система индикаторов и целевых показаний, напрямую влияющих на качество предоставления услуг и планирование бюджетов. Также для решения системных проблем была организована техническая поддержка.
Модели электронного правительства
Всего существует 4 модели электронных правительств — у каждой есть свои особенности политики, плюсы и минусы.
- Модель, которая используется Российской Федерацией. Основные задачи системы электронного правительства — повышение эффективности функционирования местного и государственного управления, экономики, создания условий для свободного доступа к информации и получения государственных услуг гражданами. Программа правительства Российской Федерации предусматривает развитие по девяти направлениям, среди которых — обеспечение открытости в работе органов государственной власти и совершенствование их деятельности.
- Англо-американская модель. Используется для электронных правительств в Канаде, США и Великобритании. Особенности политики — создание информационных супермагистралей для получения гражданами необходимой информации. Все услуги прозрачны, правительство несет ответственность за свои действия перед гражданами. Основной акцент сделан на решении следующих проблем — расширение сферы предоставления услуг, максимально эффективное использование социальной информации, достижение полного охвата. Так, в Великобритании основная цель программы заключается в освобождении государственных служащих от выполнения рутинных задач.
- Континентально-европейская модель электронного правительства. Характерные черты — наличие государственных институтов, рекомендации которых исполняются всеми странами Евросоюза. Система предполагает высокую степень интеграции — единое информационное пространство, единая валюта, подготовка единой Конституции, законодательство, регламентирующее информационные коммуникации в европейском информационном пространстве.
- Азиатская модель. Отличается специфическим типом управления. Главный акцент в политике модели— удовлетворение информационных потребностей граждан, внедрение ИТ-технологий в систему образования и культуры. Благодаря созданию единого информационного пространства позиции государства усиливаются, а также поддерживается основной принцип демократии, где народ выступает как источник и носитель власти.
Для каждой модели на этапе построения можно отметить следующие недостатки — «механический» способ перевода услуг в электронный вид, когда не удается выявить устаревшие или неэффективные нормативные документы, параллельно скорректировать и разработать новые законы или положения. Также для ряда государственных услуг нормативно не представляется возможным отметить «бумажный» документооборот, поэтому дублирование электронного и традиционного документооборота.
Структура электронного правительства
Электронное правительство — это пространство или коммуникационная среда, где взаимодействуют две стороны — граждане и органы власти.
В структуре электронного правительства можно выделить несколько модулей:
- взаимодействие граждан и представителей власти (G2C);
- взаимодействие государственных органов с представителями частного бизнеса (G2B);
- взаимодействие государственных органов власти с представителями местного самоуправления и общественными организациями (G2G);
- взаимодействие власти с поставщиками услуг и партнерами (G2B);
- взаимодействие органов государственной власти с международными организациями и правительством других стран (G2G);
- взаимодействие органов власти государства между собой, например, между отдельными госслужащими, между законодательными и судебными властями, между центральными и местными органами власти (G2G).
Благодаря такой структуре электронного правительства реализуется концепция прозрачного государства, так называемая, e-democracy — электронная демократия. С ростом уровня прозрачности работы государственных структур должен улучшиться и общественный контроль работы самого правительства, а также снизиться уровень коррупции в стране. При такой концепции государственные проекты будут основаны на приоритетах, определяемых гражданами.
Электронное правительство в странах СНГ
За последние 10 лет не только Россия, но и другие страны СНГ продемонстрировали активный рост использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении стран. Правительства переходят от простых информационных услуг к более сложным и структурированным, к сетевым и транзакционным взаимодействиям между заинтересованными сторонами (граждане, бизнес, общественные организации) и государственной властью.
Во многих странах СНГ уровень развития электронного правительства отличается — это связано с экономическим благосостоянием государства, уровнем вовлечения граждан и наличием институциональных возможностей.
Большая часть достижений в области электронного правительства России напрямую связана с развитием и применением самих информационно-коммуникационных технологий, в том числе, интерактивных онлайн-платформ и готовых программных решений для эффективного взаимодействия властей с гражданами.
Программные решения для электронного правительства
Low-code платформа для управления бизнес-процессами КСК.ИК — это пакет готовых программных решений для электронного правительства:
- Решение для взаимодействия с ГИС ГМП — программный продукт для автоматизации обмена информацией с ФК через инфраструктуру СМЭВ. Реализована возможность взаимодействия с государственной информационной системой по вопросам муниципальных и государственных платежей. Продукт разработан на базе Open Source, поддерживает взаимодействие между организациями по приему платежей, МФЦ, администраторами доходов бюджета.
- Система обмена электронными данными для исполнения услуг — набор инструментов для разработки инфраструктуры исполнения услуг, в том числе, создания сервисов интеграции, генерации форм и маршрутов. Также предусмотрены инструменты для исполнения услуг на базе созданной инфраструктуры и поданных заявлений.
- Системы для межведомственного электронного взаимодействия — инструменты для направления запросов поставщикам информации и ответов потребителям. Позволяет организовать централизованное управление всеми электронными сервисами, задействованными в межведомственном взаимодействии. Решение основных задач: подача запросов на получение информации, предоставление механизма подготовки ответов, мониторинг исполнения запросов.
- КСК. Документооборот — система российского разработчика для управления процессами обработки документов, а также получения информации о выполнении поставленных задач и осуществлении контроля. Основные составляющие: делопроизводство, электронный документооборот, управление процессами.
- Электронное правительство (федеральный уровень)— готовые решения для автоматизации всех процессов предоставления государственных услуг и межведомственного взаимодействия в электронном виде.
- Электронное правительство региона — инструменты, которые помогают упростить взаимодействие властей и граждан, проживающих в определенном регионе. Для исполнителей на уровне региона или муниципалитета — снижение объемов рутинной работы, больше возможностей для работы над содержательными частями задач.
- Региональный портал государственных и муниципальных услуг — информационная система для предоставления услуг в электронном виде, обеспечения доступа граждан к сведениям о государственных и муниципальных услугах.
- Универсальный шлюз интеграции со СМЭВ — инструменты, обеспечивающие взаимодействие инфосистем заказчика со МВЭВ.
- Реестр государственных/муниципальных услуг — инструменты для ввода, хранения и редактирования информации, получения сведений из Федерального реестра.
- Запись на прием — система обмена электронными данными для повышения уровня удовлетворенности граждан коммуникацией с правительством. Важный компонент — электронная очередь. Обеспечивается учет свободного времени специалистов, благодаря чему резервируются комфортные для посещения временные интервалы.
- КСК. МФЦ — решение, построенное по принципу центральной модели, когда в ЦОДе региона устанавливается комплект ПО, а подключение МФЦ происходит при помощи «тонкого клиента».
Платформу КСК.ИК успешно используют многие федеральные и региональные органы власти, а также муниципалитеты. Готовые современные решения помогают автоматизировать процессы, повысить эффективность работы сотрудников государственных организаций и удовлетворенность граждан, обращающихся с запросами.
Источник: www.kck.ru
ИКТ лекции. Конспекты лекций для студентов специальности 5В100200 Системы информационной безопасности Алматы 2017 алматинский
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 1.02 Mb.
12.1 Контрольные вопросы
1 Понятие смарт-сервисов.
2 Какие стандарты телемедицины существуют?
3 Что собой представляет телеконференция?
4 Роль зеленых технологий в ИКТ?
5 Что такое искусственный интеллект?
6 В чем заключается принцип интернет вещей?
7 Технологии реализации интернет-вещей?
8 Что собой представляет блокчейн?
9 Что такое большие данные?
53
13 Лекция №13. Е-технологии. Электронный бизнес. Электронное
обучение. Электронное правительство
Цель лекции: изучить основные тенденции построения электронных технологий.
Содержание лекции: электронный бизнес. Основные модели электронного бизнеса. Информационная инфраструктура электронного бизнеса. Правовое регулирование в электронном бизнесе. Электронное обучение: архитектура, состав и платформы.
Электронные учебники.
Электронное правительство: концепция, архитектура, сервисы. Форматы реализации электронного правительства в развитых странах.
13.1 Электронный бизнес
Появление и развитие сети
Интернет, совершенствование информационных технологий, систем и стандартов их взаимодействия привели к созданию нового направления современного бизнеса – электронному бизнесу как особой формы бизнеса, которая реализуется, в значительной степени, посредством внедрения информационных технологий в процессы производства, продажи и распределения товаров и услуг.
Электронный бизнес (e-бизнес) – это реализация бизнес-процессов с использованием возможностей информационных и телекоммуникационных технологий, систем и сетей.
Важнейшим составным элементом электронного бизнеса является электронная коммерция.
Под электронной коммерцией подразумеваются любые формы сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется с применением возможностей информационных и телекоммуникационных технологий систем и сетей
Электронная коммерция представляет собой средство ведения бизнеса в глобальном масштабе. Выделяют пять направлений электронной коммерции:
бизнес-бизнес (business-to-business, В2В);
бизнес-потребитель (business-to-customer, B2C);
потребитель-потребитель (customer-to-customer, С2С);
бизнес-администрация (business-to-administration, B2A);
потребитель-администрация (customer- to-administration, С2А).
Инфраструктура – это основа, которая обеспечивает функционирование любого электронного бизнеса. Понятие «инфраструктура» охватывает все основные элементы, обеспечивающие работу IT-системы: серверы, приложения, промежуточное ПО, маршрутизаторы, устройства хранения данных и т.п.
54
Использование технологий Интранет для обеспечения доступа к каким- либо информационным ресурсам подразумевает существование следующих компонент:
IP-сети с поддержкой базового набора услуг по передаче данных с единой политикой адресации, маршрутизации и поддерживаемым сервисом символических имен (DNS);
стандартного протокола взаимодействия между информационным сервером и универсальным клиентом для доступа к информационному содержанию сервера (протокола HTTP);
информационного сервера
универсального клиента (браузера) пользовательской программы, обеспечивающей просмотр гипертекстовых документов на имеющейся программно-аппаратной платформе.
Права по регулированию электронной коммерции в Казахстане действуют в соответствии с 20 Законом Республики Казахстан от 12 апреля
2004 года «О регулировании торговой деятельности», в который внесены дополнения в виде Правил осуществления электронной торговли в Республике Казахстан «Об утверждении правил электронной торговли» от
25 ноября 2015 года № 720. Приказом введены понятия электронной торговли, участников электронной торговли (продавец, покупатель и посредник), а также предусмотрена регламентация порядка осуществления электронной торговли.
Также концепции электронного бизнеса опираются на законы «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «Об информатизации», «О техническом регулировании», «О лицензировании», «О средствах массовой информации», «О связи».
13.2 Электронное обучение
В последние годы на Западе получил широкое распространение термин e-Learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет. Схематично этапы развития обучения с использованием компьютерных технологий можно представить следующим образом:
курсы на базе CD-ROM;
дистанционное обучение;
e-Learning.
Система электронного образования представляет собой сложный программно-технический комплекс, который распределенмежду серверами и клиентскими компьютерами. Обмен данными в образовательной подсети осуществляется, по каналам Интернет и коммуникациям локальной сети.
Управление этой многоуровневой иерархической системой выполняется при
55 помощи специальных программных платформ, которые в англоязычных публикациях именуются virtual learning environment (VLE) или learning management systems (LMS). В публикациях на русском языке такие платформы обычно называются системами дистанционного обучения (СДО).
Перечислим некоторые используемые на сегодняшний день платформы:
LON-CAPA, Moodle 2.4, Sakai 2.3, TeleTOP, WebTutor.
К основным возможностям СДО относятся:
1) Создание и загрузка учебных и вспомогательных материалов.
2) Создание и реализация онлайн-тестов.
3) Выдача и проверка заданий.
4) Оперативный контроль успеваемости.
5) Форумы, чаты, видеоконференции и др.
Одним из источников знаний в СДО является электронный учебник – это учебное электронное издание, которое содержите систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Функциональная структура ЭУ должна соответствовать его назначению в образовательном процессе и содержать следующие компоненты:
основной материал;
дополнительный материал;
пояснительные тексты;
аппарат организации усвоения учебного материала;
навигационный аппарат.
Решения для создания электронного учебника можно разделить на разработку ЭУ на основе веб-технологий и основе нативного приложения.
Для разработки элементов пользовательского интерфейса ЭУ можно использовать готовые JavaScript библиотеки с открытым исходным кодом,
HTML5 и CSS3, на базе фреймворкаPhoneGap, и скомпилирован в виде установочных пакетов для Android и iOS в средах разработки Eclipse c
Android SDK и Xcode соответственно. Возможным технологическим решение при разработке ЭУ является использование платформе AdobeAIR. При разработке ЭУ для iPad (AppleiOS 4.х и выше) рекомендуется использование программной оболочки – Objective-C с использованием технологий ARC и
Storyboard (позволяет уменьшить количество кода, связанного с переходами между экранами).
13.3 Электронное правительство
Электронное правительство – это изменение внутренних и внешних отношений государственных органов на основе использования возможностей
56 информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) с целью автоматизации и оптимизации предоставляемых государственных услуг, повышения вовлеченности общества в вопросы государственного управления и совершенствования внутренних бизнес-процессов.
Архитектура
«электронного правительства» является одним из ключевых механизмов стратегического руководства государственной информатизацией.
К основным целям формирования электронного правительства относятся:
предоставление государственных услуг посредством использования
ИКТ;
увеличение степени участия граждан в процессе государственного управления;
повышение внутренней эффективности государственной деятельности.
Выделяют три основные модели формирования «электронного правительства» в опыте различных регионов и стран мира: в Америке, Европе и Азии.
Основной целью американской модели «электронного правительства» является упрощение, доступность и низкие затраты во взаимодействии граждан и юридических лиц с государственными органами.
Европейской модели характерны такие надгосударственные институты, как Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд, рекомендации которых обязательны при развития и регламентации деятельности «электронного правительства» для всех стран Европейского Союза.
Азиатская модель опирается на азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Так, правительство Южной Кореи при формировании «электронного правительства» основной акцент сделало на удовлетворении потребностей населения и внедрение ИКТ в первую очередь в сферу культуры и образования.
13.4 Контрольные вопросы
1 Что собой представляют Е-технологии?
2 Цели электронного обучения?
3 Роль ИКТ в СДО?
4 Что такое электронный учебник?
5 В чем заключается концепция электронного правительства?
6 Технологии реализации СДО?
7 Мировой опыт создания электронного правительства?
8 Что собой представляет электронный бизнес?
9 Что представляет собой электронная коммерция?
57
14 Лекция №14. Информационные технологии в профессиональной
сфере. Индустриальные ИКТ
Цель лекции: изучить перспективы развития ИКТ в профессиональной деятельности.
Содержание лекции: программное обеспечение для решения задач специализированной профессиональной сфере. Современные ИТ-тренды в профессиональной сфере: медицина, энергетика и т.д. Использование поисковых систем и электронных ресурсов в профессиональных целях.
Вопросы безопасности в индустриальных информационно- коммуникационных технологиях.
Пакет информационных технологий как самый развитый из современных технологических пакетов претендует на управляющую функцию во всех сферах развития. ИКТ во многом формируют, определяют и изменяют окружающий мир. Информационные технологии в той или иной мере будут значимыми для всех составляющих мирового технологического развития, а создаваемая на их основе глобальная информационная инфраструктура будет присутствовать в любом варианте развития.
Для создания интеллектуального общества, основанного на информации и знаниях, необходимы следующие компоненты:
Системы коммуникаций «в любое время, из любого места:
интеллектуальные сенсорные телекоммуникационные сети;
интернет вещей;
высокоскоростные мультимедиа.
Когнитивные технологии роботизации:
сосуществование людей и роботов;
роботизация;
манипуляторные технологии;
роботы в системе развлечений;
киборгизация, экзоскелеты, встроенные медицинские датчики.
Новые сенсорные и когнитивные технологии интерфейса компьютера и человека:
технологии считывания эмоций;
новое поколение дисплеев;
автоматизированный перевод на все языки;
технологии контроля поз и движений;
технология контроля движения;
развитие технологии чипов распознавания настроения;
технология следующего поколения компьютеров с андроидным интерфейсом.
Виртуальный мир:
58
экспериментальные обучающие системы, основанные на виртуальной реальности;
виртуальные аватары;
виртуальные системы жизни;
автоматизированная система идентификации личности;
сетевая экономика и жизнь в сети.
Умный город, умное производство, умный транспорт:
суперкомпьютеры, включая квантовые;
цифровые фабрики;
глобальная роботизированная распределенная система производства; продукции, с использованием 3D печати;
переход на облачные технологии нового поколения;
облачные мобильные предприятия.
Мировое технологическое развитие, помимо информационно- коммуникационных технологий, будет определяться развитием следующих связанных с ИКТ технологических пакетов:
технологии создания новых материалов, включая наноиндустрию;
биотехнологии (включая технологии природопользования).
На сегодняшний день основными мегатредами с участием ИКТ являются:
интернет вещей;
новая цифровая эра производства, введение высокотехнологичного оборудования в сферу производства (роботизация, сенсорные датчики, 3D- принтеры);
ориентировка производства на индивидуальные запросы потребителей;
всеобщий доступ к информации и знаниям;
сетевые сообщества и сетевые структуры, развивающиеся с ростом урбанизации;
автоматизация производства;
конвергенция наук и технологий;
14.1 Использование поисковых систем и электронных ресурсов в
профессиональных целях
Все поисковые системы объединяет то, что они расположены на специально-выделенных мощных серверах и привязаны к эффективным каналам связи. Количество одновременно обслуживаемых посетителей наиболее популярных систем достигает многих тысяч. Мощные поисковые системы универсального типа созданы для работы на всех основных языках мира. Каждая страна старается создать хотя бы одну собственную поисковую систему. Познакомимся с основными отечественными и зарубежными поисковыми системами.
Источник: topuch.com
Электронное правительство
Какие технологии критически важны для улучшения государственных услуг и процессов, и как их вывести на новый уровень?
Продолжая двигаться по пути восстановления экономики после пандемии, мы вступаем в новую эру глобальной взаимосвязанности и сотрудничества, и наше отношение к технологиям неуклонно меняется. Сегодня граждане ожидают, что смогут подключаться к своим госуслугам удаленно, в цифровом формате и в режиме реального времени.
Государственные услуги должны быть ориентированы на граждан и быть доступными для всех, кто ими пользуется. Ожидается, что правительства откликнутся на этот призыв. Технологии будут иметь ключевое значение для реализации эффективных и действенных решений, ориентированных на граждан. Технологические решения необходимы не только для того, чтобы каждый мог получить доступ к общественным услугам, но и для лучшего будущего, создания процветающих обществ и экономик, ориентированных на потребности человека.
Госуслуги и технологии
Работа по восстановлению продолжается, и технологии могут помочь правительствам реагировать на самые серьезные проблемы, с которыми мы все сталкиваемся — от изменения климата до обеспечения большей безопасности, взаимосвязанности и продуктивности. Цифровизация государственных услуг требует цифровой стратегии, которая учитывает защиту конфиденциальных данных граждан, обеспечивает цифровую интеграцию, устойчивость и ориентирована на будущее. С приближением эры зеттабайтов государственному сектору жизненно важно работать вместе с экспертами по технологиям и разработать правильные стратегии, закладывающие основы для будущего, основанного на данных. Коммуникационные технологии будут поддерживать развертывание цифровых услуг, эффективную работу граждан, предприятий и государственных служб. Теперь, когда люди привыкли заказывать продукты через интернет, получать звонки от врачей и общаться с помощью видеоплатформ, их ожидания изменились, и государственный сектор не должен отставать от трендов.
О чем говорит статистика?
По данным опросов, 62% граждан считают, что для привлекательности приложений, важна простота взаимодействия с ними и хотят, чтобы взаимодействие с цифровыми услугами также упростилось. 45% заявили, что они станут чаще использовать государственные услуги, если им предложат единый портал для доступа к множеству услуг.
51% граждан говорят, что они будут больше пользоваться цифровыми услугами, доступными для граждан в режиме онлайн круглосуточно, 365 дней в году, при поддержке как искусственного интеллекта, так и людей. 41% граждан заявили, что они активнее пользовались бы государственными цифровыми услугами, если бы разработчики применяли ИИ для улучшения эффективности и оперативности услуг, а 52% хотят, чтобы ИИ предоставлял более точную и полезную информацию.
Исследование Accenture показало: 70% граждан говорят, что надежность и безопасность приложений способствуют привлекательности цифровых услуг, и что важно улучшать эти аспекты. 50% верят в то, что инновации могут улучшить жизнь и повысить доверие к цифровым услугам.
По данным исследования влияния пандемии COVID-19, проведенного IDC, 47% опрошенных государственных органов считают цифровое доверие главным приоритетом. Концепция электронного правительства, реализуемая в России, подразумевает прежде всего удобную систему государственных и муниципальных услуг для граждан и бизнеса, высокую автоматизацию взаимодействий с государством, единые порталы доступа к нужной информации, высокую скорость регистрационных действий и предоставления необходимых документов физическим и юридическим лицам.
Она включает такие направления как электронные услуги для граждан и бизнеса, инфраструктура электронного правительства, единая биометрическая система, суперсервисы и цифровая трансформация госуслуг. В декабре 2021 года Минцифры России и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) запустили на портале Госуслуг новый сервис уведомлений в рамках проекта «Цифровые сервисы ОМС».
Сервис обеспечит проактивное информационное сопровождение каждого гражданина в процессе получения медицинских услуг по ОМС, позволит минимизировать посещения медучреждений, а также снимет излишнюю нагрузку с персонала медицинских организаций. Портал Госуслуг в настоящее время стал основным интерфейсом между государством и гражданами.
Москва и Санкт-Петербург — мировые лидеры по качеству цифровых продуктов и услуг. В первую очередь имеются в виду финтех, телеком, веб-сервисы и т. д. В рейтинге стран по скорости мобильного интернета по состоянию на июль 2021 года Россия занимает 90-е место в мире, средняя скорость скачивания в тесте Speedtest — 27,07 Мбита/с. По скорости фиксированного интернета у России 51-е место (90,33).
В России появились единые системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), идентификации и аутентификации (ЕСИА), межведомственная система электронного документооборота, разветвленная сеть многофункциональных центров (МФЦ), система авторизации и верификации цифровых подписей, цифровая система государственных закупок, информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Согласно публикации индекса электронного правительства ООН за 2020 год, Россия занимала 36-е место среди всех стран мира.
С 2022 года на едином портале Госуслуг будет доступно более сотни сервисов. Кроме того, в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика» в России реализуется программа устранения цифрового неравенства. Как считают эксперты Всемирного банка, достижение лидирующих позиций в электронном правительстве требует полной цифровой трансформации государственного сектора, а также предоставления персонифицированных услуг гражданам и организациям по различным каналам. Система должна будет основываться на данных и на принципах совместного использования данных, а также на сотрудничестве на всех уровнях государственного управления, частного сектора и общественности.
Интеллектуальные услуги и электронное правительство
Мультиоблачные технологии обещают создание гибких, масштабируемых госуслуг, обеспечивающих безопасный удаленный доступ к ресурсам, информации и процессам. Осваивая цифровые технологии, правительства могут стать ближе к гражданам, улучшая коммуникации и расширяя общее участие.
Они могут объединить разрозненные рабочие процессы, повысить эффективность и оптимизировать операции. Все это отвечает интересам граждан. Предоставление более эффективных услуг — правильный шаг.
Электронное правительство позволит эффективно предоставлять общественные услуги тем, кто в них нуждается, перейти к интеллектуальным услугам и умным городам, а это означает, что ресурсы можно будет сконцентрировать там, где они необходимы. И все это будет осуществляться с помощью данных. Это может способствовать устойчивости, а также другим положительным результатам.
Например, если в офисных зданиях не требуется поддерживать отопление ночью, это означает, что энергия может быть направлена туда, где она необходима. Точно так же работу полиции, транспорта и даже вывоз мусора можно планировать с учетом устойчивости и эффективности. В итоге это дает людям более качественные услуги за те же деньги.
Правительство, ориентированное на цифровые технологии, использует их в качестве мощных потенциальных возможностей, а также гибко разрабатывает и внедряет новые решения. Оно может разработать стратегию, определяющую, какие услуги необходимы, когда и где, что обеспечивает целенаправленное эффективное развертывание и доставку услуг.
Такие правительства ориентированы на будущее и не зависят от поставщиков услуг. Например, сети 5G все чаще строятся с использованием OpenRAN, а это означает, что любой поставщик может использовать сеть и вносить в нее свой вклад. По мере быстрого развития технологий важно не зависеть от решений одного поставщика. Кроме того, в основе любой будущей цифровой стратегии на правительственном уровне должна лежать киберустойчивость и обеспечения безопасности данных граждан.
Технологии и данные
Технологии позволяют людям делать больше, а данные помогают правительствам добиваться большего. Благодаря инвестициям в технологии во всех секторах наблюдается рост производительности. Тем временем мы начинаем понимать, как использование данных государством может помочь в предоставлении более эффективных и действенных государственных услуг.
Это означает, что сбор, хранение и анализ данных имеют первостепенное значение. Сбор надежных и непротиворечивых данных, их обработка и использование для планирования государственных услуг будет зависеть от совместимых систем, граничных вычислений и все в большей степени – от ИИ и машинного обучения.
Безопасность хранения данных зависит от наличия современных систем кибербезопасности и процессов, включая правильные облачные решения. Планирование — правильный первый шаг в любом проекте трансформации. Как и предприятиям, правительствам необходимо знать, куда они хотят двигаться, а это означает определение стратегии.
Учитывая важность данных для предоставления ориентированных на граждан цифровых решений, стратегия обработки данных, подкрепленная надежными решениями в области кибербезопасности, является первым важным шагом для поставщика общедоступных услуг. Данные — это то, что будет способствовать предоставлению государственных услуг, нашему преобразованию в более разумное общество.
В реализации планов по интеллектуальным городам, цифровым государственным услугам и устойчивому развитию правительства полагаются на безопасное хранение данных. Граждане должны быть уверены, что их информация будет в безопасности, и с ней будут обращаться должным образом. Чтобы электронное правительство действительно работало, необходима кибербезопасность. Проще говоря, общедоступные данные нуждаются в дополнительной защите, а это означает шифрование, обучение государственных служащих и интеллектуальные гибридные облачные решения.
На пути к цифровому миру
Стремление к переходу на цифровые технологии только усиливается, и те правительства, которые не приспособятся к происходящим в мире изменениям, останутся в стороне. Люди все чаще проводят досуг в интернете, бизнес ведется через интернет, там есть доступ к услугам.
По мере перехода государственных услуг в цифровую форму правительства должны продолжать предлагать нецифровые услуги до тех пор, пока не будет достигнута полная цифровая интеграция. Мы все должны сыграть свою роль в повышении квалификации каждого для подготовки к будущему цифровому миру.
Кроме того, технологии могут помочь нам в создании процветающего общества и экономики, ориентированной на потребности человека. Это предполагает не только предоставление более эффективных государственных услуг, но и решение самых серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся как общество, включая изменение климата.
Если правительства хотят сохранить свои позиции, им необходимо учитывать, чего ожидают люди, и как они могут добиться этого в интересах каждого. Правительства являются лучшими поставщиками решений для своих граждан, и, серьезно относясь к этой роли, они могут использовать технологии для инноваций, а также для дальнейшего укрепления связей с людьми, которым они служат.
Возможность предоставить именно тот объем и тип государственных услуг изменит баланс в экономике. Люди смогут выбирать, где им жить, не беспокоиться о том, что оставят позади. Коммуникации будут способствовать процветанию удаленных сообществ, созданных на основе общих интересов.
Это могут быть сообщества, которых объединяют экологичный образ жизни и устойчивое сельское хозяйство. Поскольку сообщества все больше взаимодействуют, обмениваются ресурсами и информацией, доступ к нужным государственным услугам сделает их деятельность более эффективной и расширит возможности. В целом мы увидим более взаимосвязанный, устойчивый, безопасный и здоровый мир.
Коммуникационные возможности, цифровая интеграция и кибербезопасность — основы правительства, ориентированного на цифровые технологии. Чтобы технологии действительно стали трансформирующими, эта основа должна быть построена с учетом мнения граждан. В ходе пандемии значение местных сообществ выросло.
Теперь люди могут внести свой вклад, сообщая правительству, что им нужно для преуспевания. Те, кто поймет, как использовать технологии в качестве инструмента, увидят, что результаты их усилий по восстановлению резко возрастут. Использование технологий для создания процветающего общества и экономики принесет выгоды всем.
Источник: www.it-world.ru