Взаимодействие на уровне G2G должно осуществляться в электронной форме между ведомствами не только одного, но и разных государств. В настоящее время ряд международных организаций занимается стандартизацией форматов документов для межгосударственного взаимодействия. В частности, Европейская экономическая комиссия ООН уже разработала стандарт документов для международной торговли — UNeDocs, базирующийся на XML.
Государство — бизнес (g2b/b2g)
На уровне G2B/B2G внедрение ЭП позволит сократить затраты государственных органов и создать более прозрачную систему государственных закупок.
Единая система электронных государственных закупок предполагает создание портала, где государственные органы должны объявлять о тендерах и условиях их проведения. Это позволит решить проблему свободной конкуренции на государственные закупки и избежать деформации рынка, происходящей вследствие оказания предпочтения определенным производителям.
Коммерческим организациям, тратящим много времени на предоставление отчетности в контролирующие госорганы, ЭП позволяет перевести в онлайн режим следующие операции:
Системный проект электронного правительства Российской Федерации до 2020 года будет доработан
- выплаты в фонды социального страхования за сотрудников;
- уплата НДС (декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций);
- регистрация новых компаний;
- предоставление информации в статистические органы;
- подача таможенных деклараций и т.п.
Государство — граждане (g2c/с2g)
Система ЭП предоставит гражданам следующие возможности:
- сокращение времени обращения и предоставления услуг со стороны госорганов. Граждане могут заходить на государственные web-узлы, заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот (оформлять пособия по безработице, на ребенка и т.п.), осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства (о рождении, браке), подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства и т.п.;
- использование комплексных услуг благодаря эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного ведомства в другое — достаточно будет онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри ЭП в фиксированные сроки;
- получение полной информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Упростится доступ к разнообразным сведениям: законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свое мнение в режиме реального времени;
- реализация концепции прозрачного правительства или электронной демократии (e-democracy). Рост степени прозрачности работы госорганов должен улучшить общественный контроль за работой правительства и снизить уровень коррупции. Граждане смогут более эффективно воздействовать на принятие управленческих решений в государстве. Государственные проекты будут в большей мере основаны на приоритетах, определяемых гражданами, а не только правительством;
- возможность участвовать в делах своей страны для лиц, живущих или выехавших за границу. Внедрение ЭП будет способствовать развитию существующих онлайновых гражданских форумов (online citizens’ forums) и практики электронных петиций (e-petitions). Интернет будет шире использоваться для организации выборов (онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования).
Таким образом, электронное правительство – это новая модель государственного управления, которая включает отношения бизнеса и граждан с государственной властью и предусматривает взаимодействие государства, бизнеса и граждан посредством информационных технологий.
Самая простая установка Электронной подписи для Госуслуг и mos.ru
В Украине “электронное правительство” необходимо гражданам и бизнесу для решения следующих задач:
- сокращение расходов на госаппарат вследствие реформирования;
- гласность при принятии государственных решений;
- прозрачность и привлекательность экономики для инвестирования;
- доступность всех государственных нормативных актов;
- возможность для граждан брать участие в принятии государственных решений;
- повышение комфорта в повседневной жизни для граждан.
Главным показателем зрелости государства в области электронного управления является индекс E-government Readiness Index, ежегодно рассчитываемый ООН для всех стран — членов и базирующийся на следующих трех компонентах:
- индекс web-услуг (Web measure Index), определяющий степень развитости web-услуг со стороны ЭП;
- индекс телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure index), оценивающий степень оснащенности граждан средствами ИКТ;
- индекс человеческого «капитала» (Human Capital index), показывающий, насколько образованы граждане и готовы ли они пользоваться информационными услугами.
К 2008 году лидерами по степени зрелости электронного правительства стали Швеция (0,9157), Дания (0,9134) и Норвегия (0,8921), США занимают четвертое место с рейтингом 0,8644. У Украины индекс E-government Readiness равен 0,5728, и по степени зрелости электронного правительства она поднялась с 48 места в 2005 на 41 в 2008 году. Это объясняется увеличением количества пользователей ПЭВМ и Интернет, ростом темпов строительства линий цифровой связи.
Источник: studfile.net
Сектор госуправление-госуправление (G2G).
Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.
Указанная стратегия представляет собой документ, который закрепляет цель, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий (далее – ИКТ), науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу.
Одним из основных направлений реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации является повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе за счет создания электронного правительства. Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти.
Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.
Постановка задачи
Цель работы:
рассмотреть проблемы регулирования деятельности секторов G G;
изучить нормативно-правовую базу, регулирующую сектора G G.
Задание на выполнение работы.
1. Ознакомьтесь с ситуацией по предложенному варианту.
2. Укажите, какие нормативно-правовые акты должны быть учтены в данном случае.
3. Перечислите, какие постановления, законы и прочие нормативно-правовые акты необходимы для расширения деятельности в секторе G G (не менее 2-3) предложений.
2. Электронное правительство
В 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена государственная программа Российской федерации «Информационное общество (2011-2010 годы)».
Целью государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
Основные задачи на 2011-2014 годы в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»:
· повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе;
· построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления;
· развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий;
· преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества, в том числе:
· обеспечение безопасности в информационном обществе;
· развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия.
Существует несколько определений понятия «электронное правительство» (E-Government). В официальных документах электронное правительство (ЭП) наиболее часто определяется как система информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Согласно определению Gartner Group, электронное правительство — это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.
Понятие электронного госуправления охватывает широкий диапазон видов деятельности и действующих лиц и, тем не менее, на данный момент можно выявить три четких сектора: госуправление — госуправление (G2G), госуправление — бизнес (G2B) и госуправление — граждане (G2C).
Рассмотрим секторы G2G и G2C.
[http: //compress.ru/article.aspx? — государство (G2G)]
Сектор госуправление-госуправление (G2G).
Электронное правительство позволит при помощи информационно-коммуникационных технологий установить внутренние и внешние связи между государственными органами, а также:
· улучшить взаимодействие между правительственными учреждениями;
· повысить эффективность обмена информацией;
· улучшить планирование и управление на местах;
· предоставить объективную информацию об общественном мнении;
· формировать благоприятное для правительства общественное мнение.
Взаимодействие на уровне G2G будет осуществляться в электронной форме между ведомствами не только одного, но и разных государств. В настоящее время ряд международных организаций занимается стандартизацией форматов документов для межгосударственного взаимодействия. В частности, Европейская экономическая комиссия ООН уже разработала стандарт документов для международной торговли — UNeDocs, базирующийся на XML.
[http: //compress.ru/article.aspx? — государство (G2G)]
Сектор госуправление-граждане (G2C).
G2C (сокр. от Government-to-Citizen — правительство для гражданина) — это категория отношений между правительством и гражданами, посредством использования электронных сервисов.
Сейчас доведение информации до граждан в основном осуществляется через СМИ и носит нерегулярный характер. Люди не имеют возможности ознакомиться с нужными документами по мере необходимости. Система ЭП предоставит гражданам следующие возможности:
· сократится время обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны госорганов. Граждане смогут заходить на государственные web-узлы и заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот (оформлять пособия по безработице, на ребенка и т.п.), осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства (о рождении, браке), подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства и т.п.;
· можно будет пользоваться комплексными услугами благодаря более эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного ведомства в другое — достаточно будет онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри ЭП в фиксированные сроки;
· население сможет получать более полную информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Упростится доступ к разнообразным сведениям: законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свое мнение в режиме реального времени;
· ЭП реализует концепцию прозрачного правительства, или так называемой электронной демократии (e-democracy). Рост степени прозрачности работы госорганов должен улучшить общественный контроль работы правительства и снизить уровень коррупции. Граждане смогут более эффективно воздействовать на принятие управленческих решений в государстве. Государственные проекты будут в большей мере основаны на приоритетах, определяемых гражданами, а не исключительно правительством;
· люди, живущие за границей, смогут участвовать в делах своего отечества. Внедрение ЭП будет способствовать развитию существующих онлайновых гражданских форумов (online citizens’ forums) и практики электронных петиций (e-petitions). Интернет будет шире использоваться для организации выборов (онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования). Онлайновые выборы позволят людям голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства.
Примеры G2C:
Заключение
Таким образом, мы узнали, чтоэлектронное правительство — это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ, ознакомились с проблемами регулирования деятельности секторов G2G и G2C, изучили нормативно-правовую базу, на основании которой функционируют данные области.
Создание электронного правительства обеспечивает не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете, это фактор совершенствования демократии и повышения ответственности власти перед гражданами.
Список литературы
1.Городов А.О. Информационное право: учеб.— М: ТК Велби, издательство Проспект, 2008. — 248 с.
2. Электронное правительство в цифрах и фактах. Александр Прохоров.
3. Научная электронная библиотека. «Внедрение электронного правительства как реализация принципа управления знаниями в организации» http: //www.monographies.ru/ru/book/section? >
4. Министерство экономического развития Российской Федерации «Электронное правительство»
5. Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия» http: //knowledge.allbest.ru/programming/3c0b65635a2ac68a5d43b89421216d27_2.html
6. Financial Guide http: //www.financialguide.ru/encyclopedia/page/5
Содержание
3.1 Проблемы регулирования деятельности сектора G2G……………7-10
4.1 Проблемы регулирования деятельности сектора G2С…………..12-14
5.Нормативно-правовая база, регулирующая сектора G G. 15-19
Введение
Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.
Указанная стратегия представляет собой документ, который закрепляет цель, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий (далее – ИКТ), науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу.
Одним из основных направлений реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации является повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе за счет создания электронного правительства. Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти.
Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.
Постановка задачи
Цель работы:
рассмотреть проблемы регулирования деятельности секторов G G;
изучить нормативно-правовую базу, регулирующую сектора G G.
Задание на выполнение работы.
1. Ознакомьтесь с ситуацией по предложенному варианту.
2. Укажите, какие нормативно-правовые акты должны быть учтены в данном случае.
3. Перечислите, какие постановления, законы и прочие нормативно-правовые акты необходимы для расширения деятельности в секторе G G (не менее 2-3) предложений.
2. Электронное правительство
В 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена государственная программа Российской федерации «Информационное общество (2011-2010 годы)».
Целью государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
Основные задачи на 2011-2014 годы в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»:
· повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе;
· построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления;
· развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий;
· преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества, в том числе:
· обеспечение безопасности в информационном обществе;
· развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия.
Существует несколько определений понятия «электронное правительство» (E-Government). В официальных документах электронное правительство (ЭП) наиболее часто определяется как система информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Согласно определению Gartner Group, электронное правительство — это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.
Понятие электронного госуправления охватывает широкий диапазон видов деятельности и действующих лиц и, тем не менее, на данный момент можно выявить три четких сектора: госуправление — госуправление (G2G), госуправление — бизнес (G2B) и госуправление — граждане (G2C).
Рассмотрим секторы G2G и G2C.
[http: //compress.ru/article.aspx? — государство (G2G)]
Сектор госуправление-госуправление (G2G).
Электронное правительство позволит при помощи информационно-коммуникационных технологий установить внутренние и внешние связи между государственными органами, а также:
· улучшить взаимодействие между правительственными учреждениями;
· повысить эффективность обмена информацией;
· улучшить планирование и управление на местах;
· предоставить объективную информацию об общественном мнении;
· формировать благоприятное для правительства общественное мнение.
Взаимодействие на уровне G2G будет осуществляться в электронной форме между ведомствами не только одного, но и разных государств. В настоящее время ряд международных организаций занимается стандартизацией форматов документов для межгосударственного взаимодействия. В частности, Европейская экономическая комиссия ООН уже разработала стандарт документов для международной торговли — UNeDocs, базирующийся на XML.
[http: //compress.ru/article.aspx? — государство (G2G)]
Источник: lektsia.com
Основные модули и элементы электронного правительства.
Западный вариант электронного правительства включает три основные формы:
а) G2G — правительство правительству;
б) G2B — правительство бизнесу;
в) G2C — правительство гражданам
Непосредственным следствием внедрения сервиса G2G является полный переход на электронный документооборот всех правительственных структур, кот. обеспечивает значительную экономию расходных материалов и времени младшего персонала, которое до сих пор расходуется на передачу, размножение, поиск и распространение документов. Электронный документооборот также позволяет гос. служащим, прежде всего пре д ставителям высшего и среднего управленческого звена, рациональнее использовать время.
Сервис G2G также является эффективным механизмом оптимизации использования, распределения и перераспределения материальных, финансовых и кадров ресурсов между разными ветвями власти, разными структурами, местными отделениями и т.п. С его внедрением также облегчается процесс сотрудничества на межрегиональном и местном уровне между отдельными госслужащими, отделами, органами власти.
Еще одно положительное следствие внедрения G2G — содействие повышению компетентности чиновников разных уровней за счет упрощения процесса служебного продвижения.
Одной из основных функций сервиса G2G как элемента электронного прав-ва и инструмента информационного общества остается то, что он предотвращает возможность профанации идеи электронного правительства вообще и преобразования ее в разновидность убыточной автоматизации в частности.
Основные задачи сервисов «правительство гражданину и «правительство бизнесу» ( формы G2C и G2B) в рамках реализации проекта электронного правительства можно определить следующим образом:
а) преодоление бюрократии;
б) внедрение в правительственных структурах ориентированности на граждан;
в) высвобождение ресурсов;
г) избавление от очередей;
д) упрощение легализации частной инициативы в сфере бизнеса, активизация малого и среднего бизнеса в стране;
е) оптимизация административного управления;
ж) удешевление ведения бизнеса путем оцифровывания документооборота.
Сервисы G2B и G2C ориентированы на широкую аудиторию, на представителей всех социальных групп, которые так или иначе оказываются в сфере влияния этих сервисов. Именно они стимулируют частную инициативу в экономической, социальной, политической, культурной, научной сфере. Трансформация процессов взаимод-я гос-ва и граждан, обусловленная внедрением данных форм электронного прав-ва, наиболее благоприятна для экономического развития гос-ва, достижения благосостояния его граждан.
Рассматривая электронное правит-во, следует отличать его от электронного интерфейса (он-лайнового правительства – government on-line) который является неотъемлемым элементом электронного правительства, его отдельным аспектом, частичным технологическим решением. В РБ подготовлен проект «электронного правительства», который состоит из двух взаимосвязанных (и одновременно самостоятельных) проектов. Это внутренняя правительственная инф-я инфраструктура (корпоративная сеть) и внешняя инф-я инфраструктура, взаимодействующая с гражданами и организациями.
119.Электронное правительство и цифровая демократия
Кроме оптимизации механизмов ГУ за счет постеп. внедрения функциональных модулей G2G – правительство — правительству
G2B – правительство — бизнесу
G2C — правительство – гражданам
электронное правительство активизирует такой значимый процесс, как формирование цифровой (электронной) демократии. Обучение в течение всей жизни, компьютеризация, комп. грамотность, универсальный доступ, электронное голосование, электронное правительство, Интернет и прочие элементы информац-го общества активизируют соц. позицию граждан, подталкивают их к более широкому использованию своих прав и свобод
Цифровая демократия возникает как результат освоения гражданами информ. технологий в процессе использования услуг электронного правительства. Такая демократия требует определенного уровня психологич адаптации граждан к информационным инновациям, усвоения ими привычек исп-ния информ. технологий в процессе взаимодействия с властными структурами.
Цифровая демократия явл. формой защиты гражданами своих интересов и определения видов сотрудничества с гос-м в рамках электронного правительства. Если секторы. G2G G2B G2C — это способ наиб эф-го взаимод-я мд правительством и обществом, использования определенных возможностей, предоставленных электронным правительством, то цифровая демократия – инструмент формирования этих возможностей. Чз цифровую демократию граждане и бизнесмены определяют, какие именно услуги, каким образом будет предоставлять им правительство, устанавливают взаимную ответственность в рамках взаимодействия.
Т.О., цифровая демократия – явление более масс штабное чем электронное правительство. Но предпосылки для ее формирования создает именно внедрение последнего, поскольку дает толчок гражданам и бизнесменам к использованию возможностей информ-х технологий на гос. уровне – вначале ч/з пользование сервисами G2B G2C и получение опред-х выгод от результатов работы сервиса G2G.
Чем больше элементов информационного общества будет внедряться в жизнь, тем большая соц. активность будет требоваться от гражданина. Информационный образ жизни формирует социально активную личность.
Социальная активность для информационного общества является не специфическим свойством определенной, довольно узкой прослойки населения – это естественное состояние вещей. Соц. активность становится одним из базовых понятий, кот. формируют образ жизни. Это понятие теряет политич. окраску и больше не требует обязательной принадлежности к коллективу, определенной группе, остальные члены кот разделяют ту же позицию. Соц. активность в большей мере становится проявлением индивидуальности.
Гражданин как индивид, отдельная личность, а не частица той или иной группы проявляет значительно большую заинтересованность в полной и достоверной информации обо всех процессах, так или иначе определяющих его жизнь, и соответственно требует от гос-ва обеспечения ему возможностей располагать этой информацией. Это укрепляет основы демократии, т.к. демократия гарантирует каждому право на получение достоверной информации о деятельности властных структур. отдельных политиков, обществен. организаций частично переносится в киберпространство; изменяются требования к политикам и гос. деятелям. На переходном этапе это усиливает отрицат. черты присущие традиционной демократии, но с внедрением все большего количества компонентов информационного общества отрицат. проявления постепенно заменяются положительными
120.Внедрение системы электронного правительства в РБ.
Основная цель построения в РБ электронного правительства – создание и развитие системы оказания открытых и доступных электронных услуг организациям и гражданам. Система электронного правительства начала внедряться в нашей стране в рамках Гос программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» (2002). Основная цель Программы — формирование в республике единого инф-го пространства как одного из этапов перехода к инф-у обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, гос-го и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.
Создание «электронного правительства» обеспечивалось путем реализации двух взаимосвязанных (и одновременно самостоятельных) проектов. Это формирование внутренней правительственной инф-ой инфраструктуры (корпоративная сеть) и внешней информационной инфраструктуры, взаимодействующей с гражданами и организациями.
В результате реализации программы был разработан и внедрен ряд многофункциональных общегос-х и ведомственных инф систем, предназначенных для совершенствования деят-ти гос органов и органов местного управления на основе ИКТ и развития процессов информатизации вреальных секторах экономики, образовании, здравоохранении, культуре, торговле, логистике, налогах.
Из числа завершенных проектов наиболее значимыми являются:
1) создание базового программно-технического комплекса. В 2011 г. через Единый портал гос электронных услуг (www.рortal.gov.by) для граждан и организаций оказывается около 50 информационных услуг, обеспечено функционирование реестра электронных услуг, оказываемых в настоящее время государственными органами и организациями;
2) создание корпоративной библиотечной сети в составе Национальной библиотеки Беларуси, республиканских и областных библиотек и региональных информационных центров. Созданная сеть обеспечивает доступ к библиотечным информационным ресурсам широкому кругу пользователей, включая жителей сельских районов республики;
3) создание общереспубликанской базы данных для обмена информацией между государственными органами, иными государственными организациями в целях дальнейшей оптимизации работы по обращениям граждан для выдачи справок и других документов на основе заявительного принципа «одно окно». В результате выполнения проекта создана автоматизированная система, обеспечивающая электронное взаимодействие государственных органов и организаций при выполнении административных процедур по принципу «одного окна»;
4) создание единой автоматизированной системы таможенных органов и пилотной зоны национальной автоматизированной системы электронного декларирования с обеспечением защиты информации, включая применение электронно-цифровой подписи, и концепции ее взаимодействия с аналогичными зарубежными системами. Реализация проекта позволила значительно ускорить и упростить процедуру оформления таможенных деклараций юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь;
5) создание автоматизированной информационно-аналитической системы по медицинским направлениям на основе электронной истории болезни. Создана единая информационно-аналитическая среда для сбора, обработки данных наблюдения, диагностики и обмена медицинской информацией в оперативном режиме;
6) создание автоматизированной общереспубликанской системы и базы данных по сбору налогов от физических лиц — граждан Республики Беларусь;
7) создание автоматизированной системы дистанционного обучения руководящих кадров организаций на базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь;
8) создание автоматизированной системы пограничного контроля на всех пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь. Она позволила значительно ускорить и упростить процедуру оформления документов гражданами Республики Беларусь при пересечении государственной границы.
Следует отметить, что программа «Электронная Беларусь» уже завершена. В настоящее время в республике принята Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года (далее — Стратегия). Она установила стратегические ориентиры развития страны на пути инновационного развития в области использования ИКТ гражданами, бизнесом, государством. В ней зафиксированы показатели по развитию ИТ-сферы страны по различным направлениям: от интернет-доступа до электронного документооборота.
Основным показателем успешной реализации Стратегии должно стать существенное повышение к 2015 году позиций РБ в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи и ООН.
Согласно Стратегии для дальнейшего создания электронного правительства будет решен ряд задач. Среди основных следует отметить:
1) создание единой защищенной ИКИ (информационно-коммуникативной инфраструктуры), включающей:
• корпоративную интранет-сеть государственных органов, объединяющую локальные сети республиканских, областных и районных органов;
• систему взаимосвязанных государственных информационных ресурсов на основе базовых — Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистра населения, единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
• систему информационных сервисов, предоставляемых авторизованным пользователям в соответствии с их правами и полномочиями (электронная почта, опросы, форумы, иные сервисы);
• эффективную инфраструктуру доступа к внешним информационным ресурсам для населения и юридических лиц, направленную на снижение уровня регионального и социального «цифрового неравенства;
2) создание и обеспечение функционирования государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам, позволяющей максимально упростить и удешевить процессы взаимодействия населения и бизнес-структур с государственными органами и организациями;
3) создание системы электронных гос закупок, позволяющей оптимизировать затраты бюджетных средств на приобретение товаров и услуг для государственных нужд, включающей:
• онлайновые каталоги, электронные торговые площадки и обратные аукционы на базе веб-технологий;
• интернет-систему проведения конкурсов с подачей заявок и формированием контрактов в электронном виде, а также механизмами автоматизированного контроля и аудита;
4) создание системы повыш квалификации гос служащих в области ИКТ.
Ожидается, что внедрение ИКТ в систему ГУ обеспечит создание и функционирование системы взаимодействующих информационно-аналитических служб гос органов, которая позволит повысить качество принимаемых управленческих решений и эффективность функционирования системы ГУ в целом.
Источник: infopedia.su