Контракт заключается по цене победителя конкурса (аукциона) вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Если победитель аукциона находится на упрощенной системе налогообложения, то заполнение графы »НДС» прочерком не меняет условий контракта.
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 03.03.2009 N Д05-1097.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ »О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) при проведении конкурса или аукциона устанавливается в конкурсной документации, в документации об аукционе начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
Помимо начальной (максимальной) цены контракта заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта, а именно указывает, что в составе заявки участник размещения заказа должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей.
[Ошибка #2 на старте] Бизнес на тендерах — Осно и УСН в госзаказе
В соответствии с ч. 3 ст. 29 и ч. 3 ст. 38 Закона государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса (аукциона) заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого конкурса (аукциона) и конкурсной документации (документации об аукционе), по цене, предложенной победителем конкурса (аукциона).
В соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 34 Закона срок, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект государственного контракта должен составлять не менее чем десять дней со дня подписания протокола аукциона.
Рубрикатор |
Налоги:
НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН
Источник: subschet.ru
СИБИРСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ НДС В КОНТРАКТАХ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ В РАМКАХ ЗАКОНА № 44-ФЗ
При анализе судебной практики применения законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за 2018 год обращает на себя внимание очень интересная правовая позиция Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по вопросу изменения условия проекта контракта об уплате НДС, если победитель-подрядчик, с которым заключается контракт, работает на упрощенной системе налогообложения (далее – УСН).
Как известно, одними из наиболее распространённых судебных споров при осуществлении закупок на выполнение подрядных строительных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являются споры об уменьшении цены контракта при его заключении на сумму НДС с участниками, применяющими УСН.
НДС в госзакупках для УСНО, что делать если в контракте указан НДС?
Дело в том, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчики согласно требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе обязаны учитывать в такой цене все налоги, в том числе НДС, включаемый в сводный сметный расчёт проектной документации.
При этом подрядчики, являющиеся победителями конкурентных процедур закупок, предлагает заказчикам твёрдые цены государственных (муниципальных) контрактов на выполнение строительных работ при их проведении.
В результате между заказчиками и подрядчиками, выигравшим торги, на этапе заключения контрактов часто возникает конфликтная ситуация, когда подрядчики на УСН требуют от заказчиков уплаты всей твёрдой цены контракта, предложенной им на аукционе, и на основании Закона № 44-ФЗ о контрактной системе отказываются вносить какие-либо изменения в предложенную им цену в связи с применением УСН. Заказчики, со своей стороны, опасаясь обвинения в неправомерном расходовании бюджетных средств со стороны контрольных и правоохранительных органов, отказываются оплачивать НДС по контрактам подрядчикам, которые освобождены от его уплаты.
Данная проблема строительных закупок по-разному решается в различных регионах России.
Однако, подход Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по условию правомерности изменения проекта контракта об уплате НДС, сформированный в постановлениях от 31 октября 2018 года по делу № А74-17656/2017 и от 15 октября 2018 года по делу № А33-1406/2018, выделяется своей простотой и железной логикой.
Исходя из правовой позиции указанного окружного суда, условие проекта контракта об уплате НДС не подлежит изменению при его заключении по результатам конкурентной процедуры закупки в рамках 44-ФЗ даже, если участник закупки работает на УСН (если иное не предусмотрено проектом контракта).
По указанным делам заказчики обратились в арбитражные суды для оспаривания решений и предписаний антимонопольных органов, которые возлагали на них обязанность исключить из проектов контрактов, направляемых по результатам аукционов подрядчикам, применяющим упрощённую систему НДС, условия об уплате ими НДС.
Пояснение: заказчики при направлении проектов контрактов победителям аукционов, работающих на УСН, отказались исключать из них фразу об уплате подрядчиками-«упрошенцами» НДС 18 %. В связи с этим подрядчики обратились в территориальные органы ФАС России, которые поддержали их позицию о необходимости исключения НДС из проектов контрактов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, признавая незаконными решения и предписания антимонопольных органов, сослался на следующее.
В соответствии со статьёй 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1).
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (часть 2).
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (часть 10 статьи 70 Федерального закона № 44-ФЗ).
Судами установлено, что оспариваемым решением антимонопольный орган признал заказчика, в том числе нарушившим указанные нормы Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку победителем закупки предложена цена контракта без учёта НДС, так как данная организация находится на упрощённой системе налогообложения, и требование заказчика заключить контракт по указанной цене, но включающей в себя НДС 18%, нарушает условие о необходимости заключить контракт по цене, предложенной победителем.
Признавая несостоятельной вышеизложенную позицию антимонопольного органа, суды обоснованно исходили из невозможности в данном конкретном случае исключить из положений контракта условия о включении в цену НДС, поскольку такое условие в императивной форме содержалось в извещении о проведении электронного аукциона (начальная максимальная цена контракта с включением НДС 18%) и в аукционной документации.
Возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС при условии применения победителем аукциона упрощённой системы налогообложения извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией не предусмотрена.
Поскольку извещение, аукционная документация (в том числе проект контракта) содержали информацию о расчёте цены контракта с учётом НДС, приняв участие в указанном аукционе, ООО – победитель закупки надлежащим образом было осведомлено об этом и в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ дало согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.
Само по себе применение участником аукциона упрощенной системы налогообложения, исходя из положений Закона № 44-ФЗ, не является безусловным основанием для исключения суммы НДС из цены контракта, определенной по результатам закупки.
Таким образом, поскольку основания для изменения условия контракта в части его цены у заказчика отсутствовали, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что контракт должен быть заключен на соответствующих условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Выводы судов о неправомерности изложенной в оспариваемом решении позиции антимонопольного органа основаны на правильном применении изложенных норм Закона № 44-ФЗ, не предусматривающих возможность изменения цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель аукциона применяет систему налогообложения, не предполагающего его уплату (за исключением случая, если такая возможность предусмотрена документацией о закупке), а также с учётом норм налогового законодательства, в частности, пункта 5 статьи 173, пунктов 4, 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанная позиция судов соответствует также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 26 июня 2015 года № 306-КГ15-7929, от 25 августа 2016 года № 310-КГ16-10142, от 13 октября 2016 года № 308-КГ16-12777, а также в решении ФАС России от 02.12.2015 по делу № К-1657/15, письме ФАС России № АЦ/33651/14 от 21.08.2014.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о несоответствии действующему законодательству оспариваемых ненормативных правовых актов антимонопольного органа и соответственно нарушении этими актами законных прав и интересов заявителя.
Источник: souzdp.ru
Госзаказ: поправки в 44-ФЗ неоднозначны, а победитель на УСН не должен снижать цену на сумму НДС
С 1 июля 2019 года вступают в силу поправки к Закону о госзакупках (44-ФЗ), которые ужесточают антидемпинговые меры, существенно меняют порядок планирования тендеров и сроки обжалований тендерных процедур. В то же время Минфин разъяснил, что компании на УСН не должны снижать конечную цену на сумму НДС при заключении госконтракта по результатам торгов.
Первого мая Владимир Путин подписал 71-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и вступающий в силу 1 июля 2019 года.
Новый закон вносит серьезные коррективы в порядок проведения закупок по 44-ФЗ. С 01.07.2019 заказчику будет достаточно только сформировать и утвердить план-график в соответствии с требованиями Правительства. Кроме того, с 10 до 1 дня сокращается обязательный временной интервал между внесением изменений в план-график и размещением извещения о закупке.
В случае признания не состоявшимся запроса предложений в результате отсутствия заявок заказчик на свое усмотрение сможет принимать решение о внесении изменений в план-график, проведении новой закупки либо осуществлении закупки у единственного поставщика. При этом сумма, на которую можно закупать услуги/товары у единственного поставщика выросла, благодаря поправкам, со 100 до 300 тысяч рублей.
В 71-ФЗ также предусматривается увеличение начальной (максимальной) цены контракта, допускающей проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок (7 дней), в 100 раз — с 3 до 300 млн рублей.
Свою добросовестность участник закупки, согласно новому закону, сможет доказать только наличием в реестре контрактов информации о выполнении трех и более госзаказов без применения штрафных санкций в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в тендере. При этом стоимость одного из этих контрактов должна составлять не менее 20 процентов цены, указанной в извещении и тендерной документации. В действующей пока редакции 44-ФЗ данный показатель рассчитывается по стоимости работ/товара, предлагаемой участником тендера.
В то же время победитель тендера с 01 июля 2019 года освобождается от обеспечения исполнения договора в случае предоставления им информации из реестра контрактов, подтверждающей исполнение без применения штрафных санкций в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех госзаказов, суммарная стоимость которых не менее начальной цены контракта, указанной в тендерной документации.
В качестве антидемпинговой меры вводится запрет на выплату аванса при заключении договора с участником закупки, предложившим цену контракта на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены.
Еще одним существенным нововведением стало сокращение срока подачи жалоб на нарушения в ходе закупочных процедур в два раза — с десяти до пяти дней. А подача жалоб, связанных с заключением контракта, в новой редакции 44-ФЗ допускается только участником закупки, с которым будет подписываться договор.
В свою очередь Минфин разъяснил, что победители тендеров, применяющие УСН, не обязаны снижать свою конечную цену на сумму НДС. В письме от 15.05.2019 N 24-01-07/34829 говорится, что с учетом положений Закона о госзакупках, контракт заключается и оплачивается по цене победителя вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена в установленном договором размере, а «корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, действующими нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена». При этом Минфин напоминает, что такое юрлицо при выставлении Заказчику счета-фактуры с выделением НДС должно будет сумму налога уплатить в бюджет.
Комментарии:
Юрий Рябичев, Председатель Правления СРО АКФО:
«Если смотреть в целом, то поправки оставляют противоречивые впечатления. Да, все идет к тому, что участвовать в закупках смогут опытные, благонадежные и финансово сильные организации, что позволит защитить интересы Заказчика. Но при этом новые критерии добросовестности потенциальных участников тендера ограничивают их количество, не допуская до тендеров не только молодые компании, но и ранее выполнявшие на субподряде разыгрываемые работы.
Изменения, связанные с планами-графиками, позволят заказчику значительно упростить и ускорить объявление и проведение тендерной процедуры, а также существенно расширить предмет закупки (товары/услуги). Но в то же время сокращение сроков извещения значительно затруднит потенциальному участнику мониторинг и подготовку к тендеру. Раньше закупки свыше 3 млн рублей размещались на 21 день, а суммы свыше 50 миллионов требовали дополнительных согласований.
Что же касается антидемпинговых мер в виде запрета на авансирование контракта победителю при снижении первоначальной цены на четверть, то коснутся они в основном поставщиков товаров и значительно ограничат конкуренцию. Ведь при одинаковых характеристиках продукции, затраты на ее производство могут быть разные, а, соответственно, снижение конечной цены может достигать более 25% от стартовой, если, к примеру, изначально стоимость товара была завышена Заказчиком.
Одно, на мой взгляд, бесспорно: сокращение сроков обжалования нарушений значительно ускорит решение спорных вопросов, что будет выгодно как заказчику, так и участнику тендера».
Виктор Козин, член Правления СРО АКФО, вице-президент Becar Asset Management:
«К сожалению, у нас сначала готовится закон, а потом разъяснения и поправки к этому ФЗ. Пока на основании информации, изложенной в документе, сложно понять, как это будет работать на практике, какое конечное влияние на процесс закупки окажут нововведения. То есть вроде бы ясно, что законотворцы хотели сказать, но как будут трактовать и использовать новый закон заказчики и исполнители, остается только догадываться.
Однако, многие изменения, на мой взгляд, приближают закупочные процедуры к реалиям современного рынка: они становятся более гибкими и адаптированными под те правила игры, которые действуют сегодня. В 71-ФЗ есть ряд хороших нововведений, касающихся всего рынка FM. Например, возможность не вносить обеспечение контракта субъектам малого предпринимательства, которые доказали свой статус добросовестного поставщика услуг и подтвердили свой опыт безукоризненной работы за последние 3 года. Это пустая заморозка денег, подчас весьма внушительных сумм, которая накладывает дополнительное бремя на бизнес.
Внесение поправок в части закупок услуг по клинингу и технической эксплуатации обсуждалось в апреле на рабочей группе в Минэкономразвития и в «Опоре России». Основным инициатором корректировок будет выступать МинЭк, которое готово оперативно на уровне писем и подзаконных актов корректировать 44-ФЗ, поскольку в части аукционных процедур по клинингу творится, конечно, полное безобразие.
Но как оперативно изменить закон о закупочной деятельности, сейчас никто не понимает. Представители министерства подтвердили, что готовы в течение 2-3 месяцев подготовить поправки, потому что изменение 44-ФЗ — длительная процедура, которая обязывает пройти несколько этапов согласований и обсуждений, в том числе в органах власти. Это может затянуться на годы. Во внесении поправок проявили заинтересованность представители Минздрава и Минобразования, поэтому пилотно договорились начать подготовку изменений в части закупок услуг клининга с тех сфер, где чистота жизненно важна и оказывает большое влияние на санитарную безопасность – в медицинских и детских образовательных учреждениях. Если эта практика будет успешной, она будет распространена и на другие сегменты деятельности профессиональных уборщиков».
Источник: xn--80aumx.xn--p1ai