Тема заключения контракта на выполнение строительных работ с подрядчиком, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) беспокоит заказчиков не первый год. В таких случаях возникает дилемма как поступить заказчику с ценой контракта.
Изначально он рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость (далее – НДС), и если побеждает подрядчик, применяющий УСН и не платящий НДС, то с НДС надо что-то делать. При этом уменьшить цену контракта на размер НДС нельзя, поскольку согласно ч. 2 ст. 34 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных, в том числе заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. В противном случае можно получить административный штраф по ч. 1 ст. 7.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
НДС / Когда заказчик прав, а когда нет
В своих письмах (от 29 августа 2014 г. N 02-02-09/43300, от 2 ноября 2017 г. N 03-07-11/72354, от 27 декабря 2017 г. N 24-03-08/87276, от 21 декабря 2018 г. N 03-07-11/93342) Минфин России неоднократно указывал на недопустимость корректировки цены контракта, заключаемого с подрядчиком применяющим УСН.
А что остается в таком случае делать заказчику? В такой ситуации на практике заказчиками применяется повышающий коэффициент к цене контракта, который равен размеру НДС (до 2019 года этот коэффициент был равен 0,18). Заказчики заменяли в смете строку с НДС на строку с повышающим коэффициентом, тем самым добивались того, чтобы цена контракта оставалась неизменной, если подрядчик на УСН.
Главной ошибкой заказчиков в таких случаях бывает то, что они никоим образом не оговаривают в документации о закупке, а также проекте контракта возможность применения повышающего коэффициента, а берут его с потолка. Подобные действия, как показывает судебная практика, являются нарушением.
Так в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.11.2018 N Ф02-5205/2018, Ф02-5207/2018 по делу N А74-15438/2017 уполномоченному органу и подрядчику отказали в удовлетворении требования о признании недействительными предписания и представления контрольного органа об устранении причин и условий совершения нарушений.
Указанные представление и предписание были выданы органом финансового контроля по итогам проверки заказчика. Так в документах об исполнении контракта были выявлены акты выполненных работ с коэффициентом 0,18, который был использован подрядчиком, применяющим УСН, с целью достичь уровня цен, предусмотренных контрактом, изначально включающих НДС.
Орган финансового контроля и суды признали действия заказчика по оплате суммы в размере коэффициента незаконными. В постановлении Арбитражного суда особо отмечается, что аукционной документацией на выполнение работ по капитальному ремонту, сводным сметным расчетом к ней, условиями заключенных сторонами государственных контрактов, не предусмотрено применение при определении стоимости работ коэффициента 0,18.
Госзакупки. Платить ли НДС, если Вы на УСН при подписании госконтракта по 44-ФЗ?
Таким образом, главная ошибка заказчика была в том, что он не предусмотрел в документации о закупке возможность применения повышающего коэффициента 0,18 на случай, если победителем будет подрядчик, применяющий УСН.
Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях
Источник: etpgpb.ru
Как быть с НДС в локальной смете, если подрядчик на “упрощенке”?
Поводом для обращение в суд послужило предписание региональной КСП, содержащее требование о возврате части целевого МБТ, предоставленного муниципальному образованию в целях модернизации коммунальной инфраструктуры на условиях софинансирования. Причина возврата средств – оплата муниципальных контрактов подрядчикам, применяющим УСН, по цене, определенной с учетом НДС (Постановление Шестого ААС от 7 марта 2023 г. № 06АП-585/23).
Дело в том, что в указанных муниципальных контрактах изначально было заложено неустранимое противоречие: в одном из пунктов указано, что НДС не предусмотрен, в то же время локальные сметы, которые являются неотъемлемой частью муниципального контракта, составлены с включением в них НДС по ставке 20%. Данное противоречие привело к тому, что в актах о приемке выполненных работ (форма № КС-2) указан НДС по ставке 20%, но при этом во всех остальных документах: справках о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), платежных поручениях, счетах и счетах-фактурах на оплату, прочих актах, стоимость выполненных работ указана без НДС. При этом НМЦК определена на основании локальных смет, которые предусматривали НДС по ставке 20%.
Руководствуясь правовой позицией Верховного Суда по данному вопросу, суд признал требования ревизоров обоснованными. В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ. Вместе с тем, заказчик не представил доказательств того, что применяющие УСН подрядчики уплачивали НДС при покупке строительных материалов и использовании строительных машин и механизмов.
Таким образом, муниципальному образованию предстоит возвратить в региональный бюджет часть МБТ, а именно – 20% стоимости работ, оплаченных применяющим УСН подрядчикам.
Источник: rusnewshub.ru
Подрядчик на УСН не должен платить НДС по госконтракту, даже если он есть в смете
Если в рамках госзакупки контракт на строительные работы заключен с компанией, применяющей УСН, это не повод уменьшать цену контракта. Она остается неизменной.
При этом подрядчик на УСН не платит НДС, если он не выставляет счет-фактуру. Если он сформировал счет-фактуру с НДС, то этот НДС надо отдать в бюджет.
Разъяснение дает Минфин в письме от 14.03.2023 № 24-06-06/21248.
Что касается форм КС-2, КС-3, КС-6а, КС-14, то они не являются обязательными.
Приемку работ можно оформить любым документом, который будет содержать обязательные реквизиты, перечисленные в законе о бухучете № 402-ФЗ.
Минфин также в своем письме затронул вопрос составления сметы. Методика ее составления утверждена приказом Минстроя от 23.12.2019 № 841/пр. Там же прописано, когда в смету могут вноситься изменения.
По сути, Минфин не ответил четко на вопрос, что делать с НДС в смете и надо ли его отражать в акте КС-2, если в контракте и смете этот НДС есть, но платить его подрядчик не будет.
Источник: www.invest-nk.ru