Налоговый орган неоднократно отказывал клиенту в регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (далее по тексту – «ИП»), при условии предоставления полного и корректно заполненного комплекта документов, необходимого для реализации данной процедуры. Клиент поручил юристам компании разобраться в причинах отказа и помочь с регистрацией клиента в качестве индивидуального предпринимателя.
Решение
Юристами Компании были тщательно изучены документы, направленные клиентом в регистрирующий налоговый орган. В ходе проверки документов никаких отклонений в заполнении обнаружено не было. Однако, адрес регистрации физического лица не проходил проверку по Федеральной информационной адресной системе (далее – «реестр»). В реестре отражался указанный адрес с номером дома и строения, при этом, у клиента в паспорте указаны только улица с номером дома. Иными словами, дома по адресу, которого зарегистрирован клиент (согласно реестру) не существовало.
Напомним, что при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий налоговый орган по месту жительства физического лица подается надлежаще заполненное заявление по форме №Р21001, копия паспорта лица – будущего индивидуального предпринимателя, а также, при необходимости, уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Что делать, если отказали в регистрации ИП или ООО?🧐
В связи с расхождением адресов в реестре и паспорте клиента, юристы компании проверили наличие возможности внесения уточняющих данных в паспорт лица путем их корректировки в миграционных органах, где был получен ответ о невозможности корректировки данных паспорта и была выдана справка о том, что адрес, указанный в паспорте клиента и адрес, содержащийся в реестре, являются тождественными, иными словами в отношении одного дома, в разных реестрах содержится адрес и с указанием строения и без указания на последнее.
В ходе «расследования» юристы компании связались непосредственно с регистрирующим налоговым органом, в результате чего была произведена повторная подача того же пакета документов. Однако, снова последовал отказ по тем же основаниям.
Что же делать в данном случае?
Решением указанной проблемы стало направление жалобы в Управление Федеральной налоговой службы (далее – «контролирующий орган», «УФНС»), с указанием всех моментов указанного дела и предпринятых действий для устранения данного вопроса, а также с указанием номера заявки на по которой поступил отказ (по этому номеру контролирующий орган может отследить пакет документов, который был подан на регистрацию).
При этом, обращаем Ваше внимание, жалоба направляется в адрес налогового органа документы, действия или бездействие, которого обжалуются и именно он (налоговый орган) в течение 3-х дней с момента получения жалобы направит ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 Налогового кодекса РФ).
Решение по поступившей жалобе принимается вышестоящим налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении заявителем, подавшим жалобу, дополнительных документов, этот срок может быть продлен решением вышестоящего налогового органа, но не более чем на 15 дней. (ст.140 Налогового кодекса РФ). По итогу максимальный срок рассмотрения жалобы (с учетом всех продлений) составляет 30 дней.
Отказ в регистрации ИП: настоящие и обидные причины
В нашем случае, по истечении 15 дней рассмотрения жалобы в УФНС, пакет зарегистрированных документов о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя поступил на адрес электронной почты клиента.
Особенность
- наличие особых требований к адресу места жительства лица, желающего стать индивидуальным предпринимателем;
- расхождение адресов в отношении одного дома в разных реестрах данных;
- обжалование отказа в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Источник: alta-via.ru
Правильно ли дан отказ в государственной регистрации юридического лица или ИП?
Если налоговая инспекция отказала в регистрации ООО, ОАО, ЗАО, ИП, она должна в пятидневный срок с момента получения документов для госрегистрации издать соответствующее решение и на следующий же рабочий день выдать решение об отказе заявителю тем способом, который был указан в заявлении на государственную регистрацию. Если же эти данные не были указаны, ФНС должна направить документальный отказ в государственной регистрации по почте на адрес, указанный в заявлении на госрегистрацию.
В том случае, если документы для регистрации ООО, ОАО, ЗАО, ИП были направлены в налоговую инспекцию в электронном виде, отказ ФНС тоже направляется в электронной форме. И только по дополнительному требованию заявителя решение об отказе в государственной регистрации выдается на бумажном носителе.
Поэтому крайне важно знать, какие основания для отказа в государственной регистрации ООО, ОАО, ЗАО, ИП являются законными, а какие нет.
Законные основания для отказа в регистрации ООО, ОАО, ЗАО, ИП
Отказ в регистрации юридического лица или ИП допускается лишь в случаях, перечисленных в статье 23 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, а именно, если:
- заявитель не предоставил всех необходимых для госрегистрации документов, предусмотренных Законом;
- документы для госрегистрации юридического лица или ИП предоставлены не в тот налоговый орган (не по месту прописки, юридического адреса, местонахождения юридического или физического лица – заявителя);
- не соблюдена нотариальная форма в документах, обязательных для этого;
- заявление о госрегистрации подписано неуполномоченным лицом;
- наименование ООО, ОАО, ЗАО не соответствует требованиям Закона (например, не санкционировано применение в названии юридического лица слов «Россия», «Российская Федерация» и т.д.);
- сведения об удостоверяющем личность документе, указанные в заявлении о госрегистрации, не соответствуют данным, полученным налоговой инспекцией от органов, уполномоченных выдавать и заменять подобные документы;
- физическое лицо возражает против внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
- в период, когда документы предоставлены заявителем, но регистрация ООО, ОАО, ЗАО, ИП еще не прошла, в налоговую инспекцию поступит судебный акт, запрещающий регистрационные действия;
- заявитель не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью на основании вступившего в законную силу приговора суда или постановления по делу об административном правонарушении;
- у государственного регистрирующего органа имеется информация о недостоверности сведений, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица или ИП.
Если заявителем совершены неправомерные действия, налоговая инспекция имеет право не только дать отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, но и в случае грубых нарушений закона со стороны заявителя обратиться в суд с требованием о ликвидации ООО, ОАО, ЗАО и прекращении деятельности физического лица в качестве ИП в принудительном порядке.
Неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица и ИП
Приказом Минфина РФ от 22.06.2012 №87н утвержден административный регламент предоставления федеральной налоговой службой государственной услуги по госрегистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Этот регламент говорит о том, что налоговая инспекция не имеет право дать отказ в приеме документов, т.е. все представляемые заявителем документы для госрегистрации ООО, ОАО, ЗАО, ИП принимаются, и уже после их рассмотрения выносится решение об удовлетворении или отказе в регистрационных действиях.
Также данным нормативным актом предусматривается, что основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и ИП не может быть:
- отказ заявителя представить документы и информацию или провести действия, не предусмотренные Законом;
- наличие с участием заявителя судебного спора по вопросу размера доли у уставном капитале ООО и иных споров по содержанию сведений об ООО, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц;
- непредставление или несвоевременное представление в ФНС документов, запрашиваемых по межведомственному запросу налоговой инспекцией у другого государственного органа.
Если же необоснованный отказ все же дан, заявитель имеет право не только на восстановление справедливости в досудебном или судебном порядке, но и на возмещение ущерба, причиненного незаконным отказом.
Чтобы узнать, правомерно ли Вам отказали в государственной регистрации юридического лица или ИП, обратитесь за юридической консультацией в нашу фирму «Правовой стандарт» в Туле.
Статья 23. Отказ в государственной регистрации
1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20, пунктом 4 статьи 22.1, пунктом 5 статьи 22.2 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;
и) получения в соответствии с подпунктом «в» статьи 21.2 настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;
к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий, либо сформированное в Едином реестре сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, решение о принятии временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, в отношении физического лица в виде запрета на государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
н) если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;
т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;
имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;
ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона;
ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения;
ш) нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 213.30 и пунктом 4 статьи 216 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.
4. Решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.
В предусмотренных абзацем пятым пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона случаях представления документов в регистрирующий орган нотариусом решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариусу. По просьбе заявителя нотариус выдает полученный от регистрирующего органа документ заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или представленной нотариусу лично заявителем доверенности в простой письменной форме) в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.
Информация о принятии регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет».
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ.
6. В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «ц» пункта 1 настоящей статьи, необходимые для государственной регистрации документы могут быть представлены в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 7 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Источник: www.zakonrf.info