Законодательство о защите прав потребителя предусматривает право на возврат или замену некачественного товара. Однако сейчас некоторые зарубежные продавцы уходят с российского рынка. И с возвратом их товаров, оказавшихся некачественными, может возникнуть проблема.
Возврат товара продавцу, который приостановил деятельность в России
Право покупателя вернуть товар ненадлежащего качества, получив за него обратно свои деньги, предусмотрено ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 (далее – Закон №2300-1). Она также позволяет потребителю использовать и другие меры защиты:
- замена товара на аналогичный;
- замена товара на другой с перерасчётом цены;
- возврат части денег;
- ремонт за счёт продавца.
При рассмотрении дел по Закону №2300-1 в суде практика обычно складывается в пользу покупателей. Однако это касается лишь действующих продавцов. С теми, которые приостановили или прекратили свою деятельность, всё сложнее.
Значит ли прекращение деятельности прекращение регистрации юрлица
Надо учесть, что зарубежные компании, продающие товар потребителям, лишь в исключительных случаях действуют на территории России напрямую. Обычно они выступают учредителями уже российских юридических лиц либо заключают договор с индивидуальными предпринимателями (ИП) – гражданами РФ. Это связано как с особенностями налогообложения, так и с предотвращением возможных конфликтов из-за lex domicilii – закона домицилия, иначе называемого законом местом пребывания: если иностранные компании торговали напрямую, было бы неясно, по каким законам какой страны разрешать споры между ними и покупателями.
И уход с рынка зарубежного бренда не означает, что эти самые компании и ИП прекращают свою деятельность. Для этого им потребуется ликвидация юридического лица в порядке ст. 61 Гражданского кодекса (ГК) РФ или прекращение деятельности ИП в порядке ст. 22.3 Федерального закона «О госрегистрации юридических лиц и ИП». Обе процедуры не самые быстрые.
А если продавец существует, пусть даже и приостановив деятельность – он должен соблюдать российские законы.
Покупатель имеет право вернуть товар в течение гарантийного срока либо срока годности. Если продавец их не установил, претензия может быть подана в течение двух лет с момента покупки, если в договоре либо законе не указаны иные сроки (ст. 19 Закона №2300-1).
У вас бывали проблемы с возвратом денег за некачественный товар?
Нет, всегда продавец возвращал без проблем Нет, ни разу не приходилось обращаться к продавцу по этому поводу Да, случалось такое
♀️ Как и куда обращаться потребителю. Инструкция
Шаг №1. Проверка продавца
Чтобы вернуть товар и получить назад деньги, прежде всего нужно проверить, действует ли ещё организация или ИП. Сделать это проще всего с помощью официального сервиса Федеральной налоговой службы. Сама информация о продавце, согласно ст. 9 Закона №2300-1, должна быть предоставлена потребителю ещё до заключения сделки. Искать её надо на чеке или этикетке, во вкладыше, инструкции по эксплуатации и т. д.
«Закон по полкам»: Как правильно продавать запчасти и взыскание задолженности с закрытого ИП
Если ИП или юридическое лицо прекратили регистрацию, дальше взыскать стоимость некачественного товара можно только в судебном порядке. Но если они ещё существуют, обращаться нужно к ним. Приостановка деятельности лишь означает, что новые продажи они не осуществляют – но от ответственности по уже совершённым сделкам это их не освобождает.
Шаг №2. Действия покупателя по российскому законодательству.
Действовать нужно следующим образом:
- Составить претензию в адрес продавца. В претензии должно быть указано, в чём именно проявляются недостатки товара, а также тот результат, который вы хотите получить в соответствии со ст. 18 Закона №2300-1 (возврат денег, ремонт за счёт продавца, уменьшение цены и т. д.).
- Направить претензию продавцу. Сделать это лучше всего по почте: обычно прекратившие торговлю компании закрывают магазины. Претензию надо направить по юридическому адресу продавца заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Так у вас на руках будет доказательство того, что вы предлагали продавцу добровольно исполнить свои обязанности.
- Если торговые точки закрыты, но офис компании работает, вы имеете право явиться туда с товаром и потребовать забрать его, вернув деньги (п. 3 ст. 18 Закона №2300-1). Отговорки типа «Нам негде хранить товар, мы его не примем» вас волновать не должны: работа торговых точек и складов – проблемы исключительно продавца. Если у вас есть возможность обратиться в офис, претензию следует распечатать в двух экземплярах: один останется у продавца, на втором его сотрудник должен проставить отметку о приёме документа и вернуть вам.
- Статья 22 Закона №2300-1 устанавливает, что деньги за некачественный товар должны быть возвращены в течение 10 дней с момента предъявления претензии. Срок отсчитывается так: если вы подали претензию лично, и вам на ней поставили отметку и дату приёма – с этой даты; если направляли по почте – то с даты, указанной на уведомлении.
Магазин нарушает ваши права – что делать. 7 неправомерных ситуаций, с которыми может столкнуться покупатель
Что делать сотруднику, если работодатель незаконно требует возместить затраты на обучение
Принудительное старение товаров. Как производители заставляют покупателей снова и снова возвращаться в магазин
Шаг №3. Как действовать, если компания не возвращает деньги за товар
Если прошло 11 дней (установленные законом 10 дней плюс 1 банковский день на проведение транзакции – перечисление средств на вашу карточку), а деньги не пришли и ответа нет – пора готовиться к суду. Обращаться надо:
- по месту нахождения продавца либо покупателя – ст. 17 Закона №2300-1 даёт право самому выбрать подсудность;
- к мировому судье (если цена иска менее 100 тысяч рублей – ст. 23 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ) либо в районный суд (если товар стоит более 100 тысяч – ст. 24 ГПК РФ).
Исковое заявление нужно составлять по правилам ст. 131 ГПК РФ. Государственную пошлину платить не надо (ч. 3 ст. 17 Закона №2300-1).
Единственное исключение – если цена товара составляет 1 млн рублей и выше: тогда, согласно п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, нужно будет оплатить пошлину за ту часть цены, которая выше 1 000 000 рублей.
В иске можно указать следующие требования:
- о возврате стоимости товара;
- о взыскании пени в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки (ст. 23 Закона №2300-1);
- о взыскании прочих расходов (почтовая оплата при отправке претензии, оплата услуг юриста и т. п.). Эти расходы будут отнесены к судебным и в случае выигрыша дела будут возмещены судом (ст. 102 ГПК РФ).
✨ Подводим итоги
Прекращение деятельности иностранного бренда на территории России не означает, что его представители могут не соблюдать законы. Если был продан некачественный товар, закон о защите прав потребителей продолжает действовать. Покупатель вправе подать претензию, а если она не удовлетворена – обратиться в суд.
Источник: zakonguru.com
Что делать с маркированным товаром при закрытии (ликвидации) организации?
В случае ликвидации организации необходимо подать в систему маркировки Честный Знак сведения о выводе товара из оборота. Рекомендуем указывать причину вывода из оборота «Другое» с дополнительным описанием причины выбытия в опциональном поле «Описание причины» .
До ликвидации организации товар может быть передан в собственность другой организации посредством универсального передаточного документа (УПД). Для корректного перехода прав собственности в УПД должны быть перечислены коды идентификации (КИ).
Если коды маркировки (КМ) были получены в объемно-сортовом разрезе учета, получить символьную последовательность КМ можно путем сканирования Data Matrix с помощью сканирующих устройств или специальных мобильных приложений, способных считывать Data Matrix, например, «Barcode Scanner» или «Чекмарк» .
Инструкции, описывающие пошаговые действия: Вывод из оборота , Передача товара (отгрузка и приёмка) , размещены на сайте честныйзнак.рф и в разделе «Помощь» https://water.crpt.ru/help/list личного кабинета системы маркировки.
В Честном сообществе https://markirovka.ru/video_instructions/ собраны пошаговые видеоинструкции по всем вопросам и процессам системы маркировки.
В документе утверждены сроки и правила обязательной маркировки: ППРФ от 31.05.2021 года № 841 .
Обращаем Ваше внимание! Оператор-ЦРПТ не является контролирующим органом и не регулирует дальнейшие процессы работы с товаром после ликвидации организации. Собственник продукции самостоятельно определяет, что делать с товаром после закрытия организации.
Источник: markirovka.ru
Закрытие продуктового магазина: что делать с остатками товара?
В любом продуктовом магазине сегодня продается хотя бы один товар, оборот которого государство контролирует через системы прослеживаемости: ЕГАИС, Меркурий, маркировку в Честном знаке.
Пока магазин работает, информация об отгрузке таких товаров в обязательном порядке подтверждается через системы прослеживаемости и маркировки. Если же вы планируете закрыть ООО или ИП, перед обращением в ФНС необходимо убедиться, что остатки в системах прослеживаемости соответствуют факту, и затем решить “судьбу” такого товара, либо “обнулить” излишки.
Если не сделать этого, то впоследствии Росалкоголь либо местные контролирующие органы могут увидеть наличие товара на уже закрытой точке и вынести предписание об устранении этого нарушения, либо сразу выписать штраф.
В статье расскажем, что делать с остатками маркированного товара при ликвидации торговой точки, чтобы впоследствии не получить штраф за уже закрытый бизнес.
Что делать с остатками в ЕГАИС при закрытии магазина
Первый шаг: проведение инвентаризации и сверка фактических остатков с остатками в системе ЕГАИС. Это поможет выяснить, не образовались ли на балансе в системе “минусовые” остатки или излишки товара.
Если найдено несоответствие, необходимо провести списание или выравнивание остатков алкогольной и пивной продукции. Подробнее об услугах нашей компании по корректировке остатков ЕГАИС читайте здесь.
Если остатки алкогольной и пивной продукции соответствуют факту, но остался нераспроданный товар, вы можете обратиться к поставщику с заявлением о возврате продукции. Однако нет гарантии, что он согласится на подобную процедуру, ведь многое зависит от условий заключенного с ним договора.
Что важно знать перед возвратом?
Товар должен находиться на 1 регистре ЕГАИС (он же “склад”). Продукцию, которую необходимо вернуть, выбирают по справкам А и Б. Если это не партионный товар, то для возврата необходимо указывать марки каждой бутылки.
После формируем в учетной программе документ о возврате и отправляем на подтверждение поставщику. Кроме того, для документального подтверждения перемещения продукции необходимо оформить накладную ТОРГ-12.
Возникли технические проблемы со списанием остатков или возвратом продукции?
Обратитесь за помощью к нашим техническим специалистам!
Остатки алкоголя, которые нельзя вернуть, придется списать, чтобы перед закрытием у торговой точки был “нулевой” баланс в ЕГАИС.
Какой штраф, если после закрытия магазина или окончания срока действия лицензии есть остатки в ЕГАИС?
Штрафные санкции в первую очередь могут коснуться продавцов крепкого алкоголя, которые до закрытия бизнеса имели лицензию на его продажу. После истечения срока лицензии организация не имеет права оставлять у себя на складе алкогольную продукцию. Это действие может быть квалифицировано как “хранение алкогольной продукции без лицензии”, а значит, организация также может быть оштрафована.
Если фактически товара уже нет в магазине, а в ЕГАИС до сих пор числятся остатки (даже пивной продукции), организация или ИП также могут получить штраф. Такие ситуации уже не единожды встречались в судебной практике, поэтому лучше не уповать на бездействие проверяющих органов, а своевременно провести списание остатков в ЕГАИС.
Что делать с остатками маркированного товара при закрытии продуктового магазина
Перед закрытием ООО или ИП важно привести в порядок и остатки маркированных товаров в системе “Честный знак”. Если есть марки, которые ошибочно находятся на балансе, а по факту товары с ними уже проданы — их необходимо списать до ликвидации компании.
Порядок действий для выравнивания и списания остатков в Честном знаке при закрытии магазина:
1. Запросить остатки в системе маркировки — вам нужны те коды, у которых статус “В обороте”.
2. Если в магазине есть фактические остатки — провести сверку с данными в Честном знаке. При выявлении несоответствий списать отсутствующий товар в системе.
При ликвидации организации также необходимо подать в систему мониторинга ГИС МТ сведения о списании и выводе товара из оборота с указанием соответствующей причины «Ликвидация предприятия». До момента ликвидации можно передать товар в собственность другой организации через УПД.
Возникли проблемы со списанием остатков в Честном знаке?
Получите консультацию у наших специалистов или закажите услуги по корректировке остатков маркированных товаров.
Источник: ecp-tandem.ru