В 2011 году вступила в силу новая редакция п.65 Положения по ведению бухгалтерского отчета и отчетности. С того периода налогоплательщики обязаны тщательно оценивать критерии произведенных затрат, чтобы правильно отразить и списать их в учете.
Затраты или расходы?
Начнем с того, что не всякие затраты являются расходами. Для того, чтобы правильно оценить категорию затрат, необходимо проанализировать, что организация приобрела в результате списания денежных средств?
Например, если в обмен на перечисленные деньги компания приобретает то, что каким-то образом можно впоследствии реализовать, заложить или обменять, значит компания деньги вложила в актив. Если же то, за что заплатили деньги, невозможно конвертировать в ценность, можно говорить о произведенных расходах.
В бухгалтерском учете, определять квалификацию затрат следует опираясь на действующие стандарты. Так, согласно ПБУ 5/01, приобретенные товары, материалы, сырье следует отнести к активам.
Те затраты, которые всегда относились к расходам будущих периодов и списывались постепенно равными частями, с 2011 года, чаще всего можно списать единовременно. Конечно, такой порядок улучшает положение налогоплательщика. При составлении учетной политики на 2013 год, при определении порядка списания расходов, следует прописать следующее: расходы, произведенные организацией в текущем периоде, признаются единовременно в периоде их возникновения.
Урок 7 Расходы будущих периодов
РБП или авансы?
Приведем пример, когда выданные авансы, традиционно относили на счет будущих расходов.
Например: при заключении договора аренды, компания производит оплату за несколько месяцев вперед. По сути, произведена предоплата за последующие месяцы. Ведь организация ничего не приобрела. И оплаченные услуги еще не получила.
Соответственно, расходов у компании нет пока. Тут даже специально напрягаться не надо, чтобы правильно квалифицировать затраты, как авансы выданные, но никак не расходы.
Аналогичная ситуация с годовой подпиской на прессу. То же самое, оплата годовой подписки по сути является выданным авансом, в учете же всегда, еще с советских времен такие затраты относились к РБП.
Теперь, вопросов с учетом подобных расходов у бухгалтеров возникнуть не должно. Суммы предоплаты будут отнесены на счет 60;76 субчет – авансы выданные и списывать их по мере получения соответствующих услуг или продукции.
Какие расходы отнести к будущим периодам?
Давайте разберемся.
В Плане счетов счет учета расходов будущих периодов по-прежнему присутствует. Его применяют в случаях, прямо предусмотренных соответствующими ПБУ. Так, согласно ПБУ 2/2008, счет 97 применяют строительные организации, подрядчики, организации, занимающиеся проектными и архитектурными работами, в отношении тех затрат, которые понесены в связи с предстоящими работами.
Это не говорит о том, что остальные организации не вправе применять счет 97. Существуют затраты, которые невозможно отнести к расходам текущего периода, и по которым ясно, что они связаны с получением будущих доходов, тогда и списывать их следует в соответствующих периодах. В учетной политике следует закрепить порядок списания таких расходов.
Расходы будущих периодов в 1С 8.3
Инвентаризация РБП
По итогам года, следует провести инвентаризацию счета 97. Инвентаризацию следует провести для того, чтобы еще раз проанализировать включенные туда затраты. По итогам инвентаризации составляется акт, можно использовать типовую форму ИНВ-11, или же разработать собственную.
Если окажется, что некоторые расходы можно было списать единовременно, тогда следует составить бухгалтерскую справку, в которой произвести переквалификацию соответствующих расходов.
Справка будет примерно следующего содержания:
Бухгалтерская справка №378
г. Москва 11 декабря 2012 г.
Проведена инвентаризация счета 97 «Расходы будущих периодов». По состоянию на 11.12.2012 дебетовое сальдо счета 97 составило 860 000 рублей. В результате проведенного анализа, сумму в размере 500 000 отнести в состав текущих расходов, и списать единовременно, в результате переквалификации произведенных затрат.
Аналитика:
1. 450 000 рублей — остаток произведенной предоплаты за лицензию. Оплата произведена в 16.01.2012, лицензия получена 01.06.2012. Сумму в размере 450 000 рублей отнести в состав текущих расходов 2012 года;
2. 110 000 рублей – остаток предоплаты за аренду помещения по дог.№000 от дд.мм.гг. Сумму в полном размере отразить на счете 76 субсчет «авансы выданные»;
3. 300 000 рублей – остаток суммы, перечисленной по договору страхования имущества. Сумму в полном размере отразить на счете 76 субсчет «авансы выданные».
Сумму, в размере 410 000 рублей, переведенную в состав авансов выданных, ежемесячно в равных долях списывать в расходы в течение срока действия договора.
Главный бухгалтер ____________ Самыйлучший Г.Б.
Эта справка составлена в качестве примера. На практике необходимо полностью раскрыть аналитику каждой суммы:
- Наименование контрагента
- Дата и номер договора
- Срок действия договора
- Дата и сумма оплаты
- Остаток суммы на дату проведения инвентаризации
- Сроки списания по каждой сумме
И т.д.
Составляя учетную политику на 2013 год, следует определиться, каким способом будут учитываться подобные расходы. Возможны два варианта:
- Использовать счет 97 с указанием срока списания по каждому виду расходов;
- Без использования счета 97. Суммы отражаются на счетах 60,76 субсчет «авансы выданные».
Расходы, учитываемые на счете 97
Техническое обслуживание ОС
Затраты, связанные с регулярным техосмотром или техническим обслуживанием объектов основных средств, по правилам ПБУ 6/01 не включаются в первоначальную стоимость объектов. Поэтому их можно включать в состав РБП. Каким образом отражать в балансе эти суммы? Поскольку баланс не содержит специальной статьи для сальдо 97 счета, то можно добавить в группу статей 1150 «ОС» строку «Регулярные ТО».
Учитываются такие расходы по аналогии с авансами. Если оплачивается стоимость услуг по техническому обслуживанию за несколько месяцев вперед, то суммы учитываются на счете РБП. Если же суммы уплачены за проведенный осмотр, то сразу списывается вся сумма в расходы текущего периода.
Расходы на сертификацию, лицензирование
Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства финансов от 20.05.2003 №44н, предусмотрено, что расходы на лицензирование учитываются в составе расходов будущих периодов при реорганизации компании.
Во всех остальных случаях, независимо от стоимости, затраты на сертификацию и лицензирование списываются единовременно. Исходя из того, что сертификат и лицензию невозможно превратить в деньги или иные активы.
Расходы на приобретение компьютерных программ
Во первых, если приобретенная программа отвечает условиям, перечисленным в ПБУ 14/2007, то программа включается в состав нематериальных активов. Если программа получена в пользование, то отражается на забалансовом счете. А суммы, оплаченные за неисключительные права, можно отнести на 97 счет и списывать равномерно.
Если срок списания не определен, например в случаях, когда программа куплена на магнитном носителе, тогда следует исходить из требований Гражданского кодекса. Так, ст. 1235 ГК РФ установлено, в случаях, когда срок лицензионного договора не указан, считать, что договор заключен на пять лет. Следовательно, такие расходы следует списывать в течение пяти лет.
С другой стороны, ПБУ 1/2008 позволяет списать всю сумму единовременно, если она незначительна, руководствуясь принципом рациональности.
Расходы, связанные с приобретением и обслуживанием компьютерных программ, списывают в зависимости от графика оплаты. Если оплата производится периодически, то сразу списывается в расходы с отнесением на счета учета затрат: 20,25,26,44 и др.
Расходы на установку, модификацию программ отражаются на счете 97 и списываются в течение срока действия договора (ПБУ 14/2007).
Расходы на страхование
Страхование имущества и ответственности
Сумма, перечисленная по договору страхования, является авансом. Соответственно их следует учитывать на соответствующих субсчетах счетов 60, 76.
Расходы связанные с долгосрочным ремонтом
Эти затраты относятся в состав расходов будущих периодов. ПБУ не содержат указаний по поводу учета подобных затрат. Формально, расходы по долгосрочному ремонту, включаются в первоначальную стоимость имущества, согласно ПБУ 6/01. Однако признаки долгосрочного ремонта являются косвенными, в результате не появляется обособленный инвентарный объект.
Расходы по долгосрочному ремонту отражаются в разделе I бухгалтерского баланса «внеоборотные активы». Если сумма существенная, то его следует отразить отдельной строкой, если не является существенной, то отражается в составе прочих внеоборотных активов.
Выплата отпускных
Часто бывает, что отпуск работника начинается в одном месяце и заканчивается в другом. Отпускные работнику выдаются перед отпуском, как учитывать в расходах сумму? Все отпускные, согласно ПБУ 8/2010, списываются за счет резерва, учитываемого на сч. 96 «Резервы предстоящих расходов».
Субъекты малого предпринимательства, могут не создавать специальные резервы. В таком случае, в бухгалтерском учете можно сразу всю сумму отнести в состав расходов.
Материалы по теме
Источник: paruscbp.ru
ГЛАВБУХ-ИНФО
На формирование финансовых результатов определенное влияние оказывает правильный учет расходов будущих периодов.
Расходы будущих периодов — это затраты, произведенные организацией в предшествующем и/или отчетном периодах,,но подлежащие включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в последующие периоды деятельности организации.
К расходам будущих периодов, в частности, относятся расходы, связанные:
- с горно-подготовительными работами;
- подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
- освоением новых производств, установок и агрегатов;
- рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;
- неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв) и др.
К расходам будущих периодов также могут быть отнесены:
- расходы, связанные с рекламой продукции;
- расходы на обязательную сертификацию продукции;
- расходы на приобретение лицензий и др.
Расходами будущих периодов могут быть признаны только уже потребленные услуги или работы.
Для учета расходов, произведенных в отчетном периоде, но подлежащих включению в себестоимость продукции в последующие периоды деятельности организации, используется активный счет 97 «Расходы будущих периодов». Учет расходов будущих периодов отражается по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счетЬв 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Расходы будущих периодов подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно по месяцам, пропорционально объему продукции и др.) в течение, периода, к которому они относятся.
При использовании первого способа и в зависимости от назначения расходы, учтенные на счете 97 «Расходы будущих периодов», ежемесячно списываются в доле, относящейся к отчетному месяцу, в дебет счетов по учету затрат на производство (счета 20, 23, 25, 26) и/или счета 44 «Расходы на продажу».
Избранный организацией порядок списания расходов будущих периодов должен быть отражен в учетной политике организации в качестве ее элемента.
Аналитический учет по счету 97 «Расходы будущих периодов» ведется по каждому виду расходов.
Расходы на неравномерно производимый силами самой организации ремонт основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв) первоначально учитывают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетами учета материалов, расходов на оплату труда и т. д.
Затем эти расходы ежемесячно списываются со счета 97 «Расходы будущих периодов» в дебет счетов по учету затрат на производство (счета 20, 23, 25, 26).
Допустим, что организацией были произведены расходы на рекламу, относящиеся к будущим отчетным периодам (например, произведена полная оплата за использование в течение шести месяцев рекламного щита для рекламы своей продукции).
После установки рекламного щита услуги по рекламе считаются потребленными, а расходы на рекламу первоначально должны быть учтены по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Затем эти расходы в течение шести месяцев ежемесячно можно списывать в доле, относящейся к отчетному месяцу, в дебет счета 44 «Расходы на продажу» с последующим отнесением этих расходов на себестоимость продаж (субсчет 90-2).
Для данного примера учет расходов на рекламу и их списание можно отразить следующими бухгалтерскими проводками:
Перечислена полная оплата рекламному агентству услуги по рекламе согласно расчетным документам (включая НДС)
Отнесена будущих периодов стоимость оказанных услуг по рекламе, результаты которых используются отчетных периодах (без учета НДС)
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком услуг по рекламе
Предъявлена вся сумма НДС, уплаченная по оказанным рекламным услугам
Списана часть стоимости услуг по рекламе, приходящаяся отчетный период
Списаны продаж расходы отчетный период (месяц)
Учет расходов на приобретение лицензий на осуществление отдельных видов деятельности отражается по дебету счета 97 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Приобретение лицензий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен ст. 17 указанного выше Закона. Согласно этому Закону срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет.
Расходы на приобретение лицензий в течение срока их действия ежемесячно списываются в доле, относящейся к отчетному месяцу, в дебет счетов по учету затрат на производство с последующим отнесением этих расходов на себестоимость продаж (субсчет 90–2 «Себестоимость продаж»).
Учет расходов на приобретение лицензий и их списание на счета учета затрат на производство можно отразить следующими проводками:
Перечислены средства лицензии вид деятельности
Источник: glavbuh-info.ru