Есть ли в России бизнес образование

Рейтингом программ MBA мы открываем серию публикаций, в которых будем оценивать те или иные явления российской действительности. Есть ли в России бизнес-образование и кем оно представлено? Чем отличаются бизнес-школы друг от друга? Какую выбрать и на что при этом ориентироваться?

А наше следующее исследование будет посвящено качеству работы финансовых директоров российских предприятий. В РЕЙТИНГЕ программ MBA мы пригласили принять участие ведущие российские бизнес-школы, имеющие аккредитацию Министерства образования и науки РФ и соответственно право выдавать диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением квалификации «мастер делового администрирования».

Это дает некую гарантию качества образовательного курса. Например, по минимальной его продолжительности. Согласно государственным требованиям к программам MBA, утвержденным приказом Минобразования от 25 августа 2003 г. № 3381, она должна составлять не менее 1000 аудиторных часов вне зависимости от формы обучения.

Бизнес-образование в России. Кому и зачем нужно Бизнес-образование? //18+

Хотя, как видно из рейтинговой таблицы, на практике встречаются отклонения от нормы. И если у Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» они минимальны (5 часов), то в случае с Институтом бизнеса и делового администрирования АНХ РФ разрыв гораздо более существенный — 250 часов (см. табл.). За разъяснениями мы обратились непосредственно в ИБДА АНХ РФ.

Как выяснилось, «недостающие» 250 часов слушатели получают в ходе дополнительных консультаций с преподавателями, обсуждений результатов прикладных проектов и т. п. Указанные в анкете 750 часов отводятся на освоение научно-теоретических дисциплин. К тому же количество часов не является жестко фиксированным и в процессе обучения обычно корректируется в большую сторону.

Кроме того, такая характеристика программы, как продолжительность, по усредненной оценке экспертов достаточно малозначима, и мы решили, что применяемая нами методика (о ней ниже) сама расставит все по местам. Стоит обратить внимание, что в рейтинге мы ранжировали программы, а не учебные заведения.

Некоторые вузы (а именно при них в России традиционно функционируют бизнес-школы) предлагают сразу несколько программ. Примером может быть Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, которая располагает более чем десятком полноценных курсов MBA. К сожалению, по разным причинам далеко не все они представлены в рейтинге.

Ряд программ просто не успели подготовить нужную информацию, некоторые, как, например, программа MBA от Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова, не участвуют в рейтингах принципиально. Тем не менее получившийся список программ достаточно представителен, а желание бизнес-школ дать о себе полную информацию свидетельствует о качестве предлагаемого образования.

Методика Программы MBA мы оценивали по 23 критериям — как качественным, так и количественным. Некоторые из них приведены в рейтинговой таблице.

Ряд, в силу ограниченности объема в журнале, остались за рамками публикации (жесткость требований к поступающим, уровень сложности вступительных испытаний, количество преподавателей в штате и за штатом, тип используемых кейсов, разнообразие предлагаемых форм обучения, аккредитация в Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), содействие выпускникам в трудоустройстве, наличие пробных занятий и др.). Что не умаляет их значимости.

Про бизнес образование в России

Последнюю оценивали приглашенные эксперты. В их роли выступили представители самих же бизнес-школ, определившие вес того или иного критерия (в процентах от 100). Полученные оценки по каждому критерию мы усреднили и получили следующую картину.

Наиболее важными характеристиками эксперты сочли процент практиков среди преподавателей (9,5 процента); объем активных форм обучения (9 процентов); количество топ-менеджеров среди учащихся (6,6 процента); тип используемых кейсов (6,1 процента): классические — из истории западных корпораций, современные — из практики российских предприятий; возраст программы (5,4 процента) и ряд других. Наименьший вес имеют кредитование (1 процент), наличие региональных подразделений, реализующих программу (1,6 процента), участие школы в научных программах и грантах (1,2 процента) и т. п. Сразу скажем, что по некоторым характеристикам высказывались прямо противоположные точки зрения.

Так, одни эксперты сочли важным критерий дальнейшего трудоустройства выпускников. Другие, наоборот, выразили мнение, что вопрос карьерного роста слушателя программы MBA решается сам собой во время обучения в ходе общения с коллегами и не требует участия бизнес-школы. Но рейтинг на то и рейтинг, чтобы отражать некий усредненный взгляд на явление.

Оценка по каждому критерию выставлялась по пятибалльной шкале, после чего взвешивалась по степени значимости, и далее выводился общий балл по программе. При наличии вариативного ряда показателей по одному критерию (например, продолжительность программы) высшему значению присваивалась оценка «5», и, отталкиваясь от этого, рассчитывались остальные.

Для качественных критериев (например, аккредитация в международных образовательных ассоциациях) при наличии признака выставлялась оценка «5», при отсутствии — «0». Встречаются в рейтинге и смешанные варианты.

Так, при оценке серьезности вступительных испытаний 1 балл получили программы, для поступления на которые нужно пройти только собеседование, 2 балла — тестирование, 3 — и то, и другое, 4 — экзамены и т. д. Оценка по критерию «Разнообразие форм обучения» выставлялась в зависимости от их количества. Чем больше разных вариантов обучения по программе предлагается, тем выше балл.

Что касается выдаваемых по завершении программы документов, то наивысшую оценку получили те курсы, где слушатели получают как российский, так и западный диплом. «Четверку» — те, что выдают только российский документ. А программа MBA Банковского института ГУ-ВШЭ удостоилась оценки «4,5», поскольку выдает не диплом, а сертификат соответствия программы голлаНДСкому аналогу.

Информация к размышлению В процессе общения с бизнес-школами по вопросу составления рейтинга отдельные их представители предложили нам дополнительные критерии, которые позволили бы более точно оценить качество той или иной программы. Например, количество преподавателей, имеющих образование в области менеджмента, наличие системы их переобучения.

Была мысль и о том, чтобы оценивать такую компоненту программ MBA, как уникальность. Для чего предложить каждой бизнес-школе указать пятерку своих уникальных достоинств. Однако с данной задачей справились лишь несколько участников рейтинга. Остальные по тем или иным причинам ее проигнорировали. В итоге в подсчете баллов данные критерии не участвовали.

Однако школы, наиболее ответственно подошедшие к вопросу, стоит выделить отдельно. Это Международный институт менеджмента ЛИНК, Московский университет Туро, МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов, Институт магистерской подготовки МЭСИ и факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ РФ.

Во всех этих бизнес-школах преподаватели регулярно проходят переподготовку как в России, так и за рубежом, а наибольшее количество преподавателей с образованием в области менеджмента — в Международном институте менеджмента ЛИНК. Что касается уникальных достоинств, то из тех, что были перечислены в анкетах, действительно уникальных мало.

Можно отметить сквозные примеры по основным линейкам дисциплин (бухучет — финансовый анализ — экономический анализ — анализ неплатежеспособности предприятий) от МИПК МГТУ им. Н.Э.

Баумана, современную дистанционную технологию обучения от Международного института менеджмента ЛИНК, уникальный характер программы МВА «Инновационный и проектный менеджмент» от факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ РФ. Возможно, при составлении рейтинга с учетом этих критериев результат был бы иным.

Читайте также:  Как открыть бизнес островок

О главном В расчете итоговой оценки не участвовал один из самых значимых критериев — цена обучения. Мы специально не включили его в формулу подсчета. Нам показалось более правильным использовать его для вычисления показателя цена-качество, демонстрирующего, сколько стоит один усредненный балл получаемого образования.

Для удобства сравнения этот показатель мы исчисляли в долларах США. Результат подсчетов впечатляет. Если пересмотреть рейтинг с учетом этого критерия, картина может радикально поменяться. Зачем платить больше?

MBA — отзывы выпускников Андрей Рычков, генеральный директор «МЭЛД-АВТО», официальный партнер ОАО «КамАЗ»: — Первое образование у меня техническое (в области авиации). МВА я получал в Академии народного хозяйства. Потом там же — высшее экономическое образование. Почему я выбрал именно факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ?

Потому что в настоящее время нет практически ни одного учебного заведения, которое может обучать менеджеров выводить товар на рынок. А ФИТБ АНХ это дает. Сейчас я представляю себе, как это делается, могу создать практически любой проект.

За образование платил сам, учиться понравилось — общаешься с большим количеством практиков, в том числе и знаменитых людей, которые детально знают предмет, к тому же в школе сильный состав штатных преподавателей. То же могу сказать о группе. Что интересно, со мной учились в основном физики, химики, технологи по первому образованию. Только я был один менеджер-экономист.

Порадовало и то, что группа маленькая. Отсюда — индивидуальный подход к каждому слушателю. Большой плюс — много деловых игр. Хотя теории могло бы быть и поменьше. Минус — отсутствие обязательной стажировки по программе обучения, так как у каждого она была фактически своя. Да и дисциплина немножко хромает, нет четкого графика.

Были случаи, когда экзамены отменяли из-за того, что несколько студентов не смогли присутствовать. После обучения я создал собственное предприятие. Сейчас при факультете функционирует кадровое агентство и трудоустроиться можно через него.

Дмитрий Олохов, заместитель начальника департамента управления издержками при реформировании корпораций ОАО «Центр оптимизации расчетов ЕЭС»: — Я выбирал между Академией народного хозяйства и Финансовой академией при Правительстве РФ. Другие варианты не рассматривал, так как слышал слишком много нареканий к качеству обучения в комментариях выпускников.

К тому же, Финакадемия была близко к работе, что послужило дополнительным стимулом, и в итоге я остановился на программе «MBA-финансы». Не могу сказать, что недоволен уровнем обучения. Но, на мой взгляд, MBA в российском и западном понимании — вещи разные.

На такой программе большая часть времени должна уделяться разбору кейсов, практической части, умению мыслить, принимать решения, а у нас лекции читают, как детям, — почти нет отличия от второго высшего образования. Да, не спорю, кейсы были, но не в том количестве, в каком хотелось бы.

Еще одна особенность русского МВА — это нежелание и невозможность слушателей изучать теорию дома самостоятельно, в основном из-за отсутствия свободного времени — все работают. Конечно, есть и положительные моменты, ради которых и шел на программу. В первую очередь, понимание бизнеса как такового.

Однако если вы думаете, что станете специалистом в какой-либо области после получения МВА, то ошибаетесь. Это образование дает общее представление, возможность руководителю проконтролировать исполнителя, грубо говоря, является введением в каждую специальность, учит говорить со специалистом на его языке, что немаловажно в бизнесе.

Не надейтесь по окончании программы получить огромное количество предложений по работе, как на Западе, где специалистов покупают в процессе обучения. Оно и понятно: в первую очередь важен ваш опыт, а не диплом MBA. Последний без первого ничего не стоит.

Что касается контингента слушателей, то у нас большую часть группы (60-65 процентов) составлял средний менеджмент, и лишь остальное — топы. Хотя не могу не отметить, что народ подобрался очень сильный, толковый. Собственно, MBA — это клуб, и идти туда стоит только ради «тусовки», людей, бизнес-контактов. А с теорией легко можно ознакомиться и в литературе тем, кто не готов платить!

Хотя в целом не жалею, оно того стоит. Константин Угодников, обозреватель отдела экономики журнала «Итоги»: — В этом году я закончил обучение по программе «МВА-финансы» в МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана. Выбор был обусловлен несколькими причинами: во-первых, известная репутация «бауманки», во-вторых, аккредитация в Минобразования и диплом государственного образца.

Плюс умеренная цена (см. табл.). Понравилось все. Не скажу, что выросла должность или зарплата, но я не для этого туда шел. Мне было важно разобраться для себя во многих вещах, ведь я в экономической журналистике уже 10 лет. Захотелось получить специализированное образование.

Из плюсов могу отметить высокий уровень преподавателей, серьезность экзаменов и зачетов — не формально, а как положено: с билетами и т. д. Предварительное собеседование при поступлении тоже не формальное. Диплом защищали по-настоящему. Из пожеланий — стоило бы немного увеличить количество часов по налогообложению, рынку ценных бумаг и МСФО.

Георгий Михайлец, независимый консультант в сфере корпоративных коммуникаций: — Я выбрал Высшую школу бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова по нескольким причинам. Во-первых, что бы ни говорили новоиспеченные бизнес-школы, МГУ — это фирма. Во-вторых, ВШБ МГУ заботится не только о качестве образования, но и о престиже диплома.

Во многих бизнес- школах принимают буквально всех желающих, да и отчисляют лишь злостных неплательщиков. У нас же было строго фиксированное количество мест, причем абитуриентов, несмотря на изрядную стоимость обучения, было в несколько раз больше — соответственно выбирали лучших. Наконец, сыграла свою роль и «магия имени».

Декан ВШБ МГУ, профессор Олег Виханский, по праву считается одним из гуру российского бизнес-образования. В итоге я не пожалел о принятом решении. Честно говоря, изначально хотелось всего лишь повысить свою «рыночную стоимость», получив престижный диплом. Что, в общем, удалось: после окончания бизнес-школы зарплата и должность существенно выросли. Однако преподаватели ВШБ и в не меньшей степени соученики сделали то, для чего, собственно говоря, и предназначена программа МВА: изменили мой взгляд на жизнь и бизнес, мое мировосприятие, мой, как это модно говорить, vision. Таблица рейтинга российских программ МВА >>

Рекомендуйте статью коллегам:

читать всем! стоит ознакомиться не интересно 19 человек проголосовало

Источник: www.audit-it.ru

Есть ли в россии бизнес образование

Публикации и новости

10 причин выбрать программу Executive МВА ИМИСП в ИМИСП, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента
21 апреля 2016 года на российском рынке бизнес-образования стартует новая программа .
Бесплатная видеолекция: Илья Стребулаев. Чему учат в бизнес-школе?
Лектор: Илья Стребулаев, выпускник РЭШ, профессор Стэнфордской школы бизнеса (2 ч 5 мин)- .
Есть ли польза от MBA?
Принято считать, что после прохождения MBA (Master of Business Administration – программа .
Гранты на обучение по программе СКОЛКОВО MBA в Московская школа управления СКОЛКОВО
Московская школа управления СКОЛКОВО совместно с партнерами – крупнейшими российскими и .
Читайте также:  Дед мороз как бизнес

Они получили грант на MBA

Рябухина Яна, руководитель отдела управления персоналом из Москвы: победитель 8-го конкурса грантов, выиграла 33 000 руб.
Выбор победителя: Обучение по программе «MВА Professional: Human Resource» в Moscow .

В специальном словаре вы сможете найти ответы на такие вопросы как «что такое GMAT», «что такое рейтинг бизнес-школ», узнать, чем отличаются программы MBA в России от программ MBA за рубежом.

НАСДОБР
Общественная аккредитация образовательных программ в области экономики и управления, в .

Аккредитация школ MBA
официальное подтверждение соответствия качества образовательных услуг, предоставляемых .

pre-MBA
подготовительные программы для тех, кто в дальнейшем планирует получить степень МВА

Источник: edumarket.ru

Российская школа бизнеса. Рейтинг российских программ MBA

Рейтингом программ MBA мы открываем серию публикаций, в которых будем оценивать те или иные явления российской действительности. Есть ли в России бизнес-образование и кем оно представлено? Чем отличаются бизнес-школы друг от друга? Какую выбрать и на что при этом ориентироваться? А наше следующее исследование будет посвящено качеству работы финансовых директоров российских предприятий.

В РЕЙТИНГЕ программ MBA мы пригласили принять участие ведущие российские бизнес-школы, имеющие аккредитацию Министерства образования и науки РФ и соответственно право выдавать диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением квалификации «мастер делового администрирования». Это дает некую гарантию качества образовательного курса.

Например, по минимальной его продолжительности. Согласно государственным требованиям к программам MBA, утвержденным приказом Минобразования от 25 августа 2003 г. № 3381, она должна составлять не менее 1000 аудиторных часов вне зависимости от формы обучения. Хотя, как видно из рейтинговой таблицы, на практике встречаются отклонения от нормы.

И если у Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» они минимальны (5 часов), то в случае с Институтом бизнеса и делового администрирования АНХ РФ разрыв гораздо более существенный — 250 часов (см. табл.). За разъяснениями мы обратились непосредственно в ИБДА АНХ РФ. Как выяснилось, «недостающие» 250 часов слушатели получают в ходе дополнительных консультаций с преподавателями, обсуждений результатов прикладных проектов и т. п. Указанные в анкете 750 часов отводятся на освоение научно-теоретических дисциплин. К тому же количество часов не является жестко фиксированным и в процессе обучения обычно корректируется в большую сторону.
Кроме того, такая характеристика программы, как продолжительность, по усредненной оценке экспертов достаточно малозначима, и мы решили, что применяемая нами методика (о ней ниже) сама расставит все по местам.
Стоит обратить внимание, что в рейтинге мы ранжировали программы, а не учебные заведения. Некоторые вузы (а именно при них в России традиционно функционируют бизнес-школы) предлагают сразу несколько программ. Примером может быть Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, которая располагает более чем десятком полноценных курсов MBA.

К сожалению, по разным причинам далеко не все они представлены в рейтинге. Ряд программ просто не успели подготовить нужную информацию, некоторые, как, например, программа MBA от Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова, не участвуют в рейтингах принципиально. Тем не менее получившийся список программ достаточно представителен, а желание бизнес-школ дать о себе полную информацию свидетельствует о качестве предлагаемого образования.

Программы MBA мы оценивали по 23 критериям — как качественным, так и количественным. Некоторые из них приведены в рейтинговой таблице. Ряд, в силу ограниченности объема в журнале, остались за рамками публикации (жесткость требований к поступающим, уровень сложности вступительных испытаний, количество преподавателей в штате и за штатом, тип используемых кейсов, разнообразие предлагаемых форм обучения, аккредитация в Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), содействие выпускникам в трудоустройстве, наличие пробных занятий и др.). Что не умаляет их значимости.
Последнюю оценивали приглашенные эксперты. В их роли выступили представители самих же бизнес-школ, определившие вес того или иного критерия (в процентах от 100). Полученные оценки по каждому критерию мы усреднили и получили следующую картину. Наиболее важными характеристиками эксперты сочли процент практиков среди преподавателей (9,5 процента); объем активных форм обучения (9 процентов); количество топ-менеджеров среди учащихся (6,6 процента); тип используемых кейсов (6,1 процента): классические — из истории западных корпораций, современные — из практики российских предприятий; возраст программы (5,4 процента) и ряд других. Наименьший вес имеют кредитование (1 процент), наличие региональных подразделений, реализующих программу (1,6 процента), участие школы в научных программах и грантах (1,2 процента) и т. п.
Сразу скажем, что по некоторым характеристикам высказывались прямо противоположные точки зрения. Так, одни эксперты сочли важным критерий дальнейшего трудоустройства выпускников. Другие, наоборот, выразили мнение, что вопрос карьерного роста слушателя программы MBA решается сам собой во время обучения в ходе общения с коллегами и не требует участия бизнес-школы. Но рейтинг на то и рейтинг, чтобы отражать некий усредненный взгляд на явление.
Оценка по каждому критерию выставлялась по пятибалльной шкале, после чего взвешивалась по степени значимости, и далее выводился общий балл по программе. При наличии вариативного ряда показателей по одному критерию (например, продолжительность программы) высшему значению присваивалась оценка «5», и, отталкиваясь от этого, рассчитывались остальные. Для качественных критериев (например, аккредитация в международных образовательных ассоциациях) при наличии признака выставлялась оценка «5», при отсутствии — «0». Встречаются в рейтинге и смешанные варианты. Так, при оценке серьезности вступительных испытаний 1 балл получили программы, для поступления на которые нужно пройти только собеседование, 2 балла — тестирование, 3 — и то, и другое, 4 — экзамены и т. д.
Оценка по критерию «Разнообразие форм обучения» выставлялась в зависимости от их количества. Чем больше разных вариантов обучения по программе предлагается, тем выше балл.
Что касается выдаваемых по завершении программы документов, то наивысшую оценку получили те курсы, где слушатели получают как российский, так и западный диплом. «Четверку» — те, что выдают только российский документ. А программа MBA Банковского института ГУ-ВШЭ удостоилась оценки «4,5», поскольку выдает не диплом, а сертификат соответствия программы голландскому аналогу.

Информация к размышлению

В процессе общения с бизнес-школами по вопросу составления рейтинга отдельные их представители предложили нам дополнительные критерии, которые позволили бы более точно оценить качество той или иной программы. Например, количество преподавателей, имеющих образование в области менеджмента, наличие системы их переобучения.

Была мысль и о том, чтобы оценивать такую компоненту программ MBA, как уникальность. Для чего предложить каждой бизнес-школе указать пятерку своих уникальных достоинств. Однако с данной задачей справились лишь несколько участников рейтинга. Остальные по тем или иным причинам ее проигнорировали. В итоге в подсчете баллов данные критерии не участвовали.

Однако школы, наиболее ответственно подошедшие к вопросу, стоит выделить отдельно. Это Международный институт менеджмента ЛИНК, Московский университет Туро, МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов, Институт магистерской подготовки МЭСИ и факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ РФ. Во всех этих бизнес-школах преподаватели регулярно проходят переподготовку как в России, так и за рубежом, а наибольшее количество преподавателей с образованием в области менеджмента — в Международном институте менеджмента ЛИНК.
Что касается уникальных достоинств, то из тех, что были перечислены в анкетах, действительно уникальных мало. Можно отметить сквозные примеры по основным линейкам дисциплин (бухучет — финансовый анализ — экономический анализ — анализ неплатежеспособности предприятий) от МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, современную дистанционную технологию обучения от Международного института менеджмента ЛИНК, уникальный характер программы МВА «Инновационный и проектный менеджмент» от факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ РФ. Возможно, при составлении рейтинга с учетом этих критериев результат был бы иным.

Читайте также:  ИП в авто бизнесе

В расчете итоговой оценки не участвовал один из самых значимых критериев — цена обучения. Мы специально не включили его в формулу подсчета. Нам показалось более правильным использовать его для вычисления показателя цена-качество, демонстрирующего, сколько стоит один усредненный балл получаемого образования. Для удобства сравнения этот показатель мы исчисляли в долларах США.

Результат подсчетов впечатляет. Если пересмотреть рейтинг с учетом этого критерия, картина может радикально поменяться. Зачем платить больше?

MBA — отзывы выпускников
Андрей Рычков, генеральный директор «МЭЛД-АВТО», официальный партнер ОАО «КамАЗ»:
— Первое образование у меня техническое (в области авиации). МВА я получал в Академии народного хозяйства. Потом там же — высшее экономическое образование. Почему я выбрал именно факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ? Потому что в настоящее время нет практически ни одного учебного заведения, которое может обучать менеджеров выводить товар на рынок.

А ФИТБ АНХ это дает. Сейчас я представляю себе, как это делается, могу создать практически любой проект.
За образование платил сам, учиться понравилось — общаешься с большим количеством практиков, в том числе и знаменитых людей, которые детально знают предмет, к тому же в школе сильный состав штатных преподавателей. То же могу сказать о группе. Что интересно, со мной учились в основном физики, химики, технологи по первому образованию. Только я был один менеджер-экономист.

Порадовало и то, что группа маленькая. Отсюда — индивидуальный подход к каждому слушателю. Большой плюс — много деловых игр. Хотя теории могло бы быть и поменьше. Минус — отсутствие обязательной стажировки по программе обучения, так как у каждого она была фактически своя.

Да и дисциплина немножко хромает, нет четкого графика. Были случаи, когда экзамены отменяли из-за того, что несколько студентов не смогли присутствовать.
После обучения я создал собственное предприятие. Сейчас при факультете функционирует кадровое агентство и трудоустроиться можно через него.

Дмитрий Олохов, заместитель начальника департамента управления издержками при реформировании корпораций ОАО «Центр оптимизации расчетов ЕЭС»:
— Я выбирал между Академией народного хозяйства и Финансовой академией при Правительстве РФ. Другие варианты не рассматривал, так как слышал слишком много нареканий к качеству обучения в комментариях выпускников. К тому же, Финакадемия была близко к работе, что послужило дополнительным стимулом, и в итоге я остановился на программе «MBA-финансы».
Не могу сказать, что недоволен уровнем обучения. Но, на мой взгляд, MBA в российском и западном понимании — вещи разные. На такой программе большая часть времени должна уделяться разбору кейсов, практической части, умению мыслить, принимать решения, а у нас лекции читают, как детям, — почти нет отличия от второго высшего образования. Да, не спорю, кейсы были, но не в том количестве, в каком хотелось бы. Еще одна особенность русского МВА — это нежелание и невозможность слушателей изучать теорию дома самостоятельно, в основном из-за отсутствия свободного времени — все работают.
Конечно, есть и положительные моменты, ради которых и шел на программу. В первую очередь, понимание бизнеса как такового. Однако если вы думаете, что станете специалистом в какой-либо области после получения МВА, то ошибаетесь. Это образование дает общее представление, возможность руководителю проконтролировать исполнителя, грубо говоря, является введением в каждую специальность, учит говорить со специалистом на его языке, что немаловажно в бизнесе.
Не надейтесь по окончании программы получить огромное количество предложений по работе, как на Западе, где специалистов покупают в процессе обучения. Оно и понятно: в первую очередь важен ваш опыт, а не диплом MBA. Последний без первого ничего не стоит.
Что касается контингента слушателей, то у нас большую часть группы (60-65 процентов) составлял средний менеджмент, и лишь остальное — топы. Хотя не могу не отметить, что народ подобрался очень сильный, толковый. Собственно, MBA — это клуб, и идти туда стоит только ради «тусовки», людей, бизнес-контактов. А с теорией легко можно ознакомиться и в литературе тем, кто не готов платить! Хотя в целом не жалею, оно того стоит.

Константин Угодников, обозреватель отдела экономики журнала «Итоги»:
— В этом году я закончил обучение по программе «МВА-финансы» в МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана. Выбор был обусловлен несколькими причинами: во-первых, известная репутация «бауманки», во-вторых, аккредитация в Минобразования и диплом государственного образца. Плюс умеренная цена (см. табл.).

Понравилось все. Не скажу, что выросла должность или зарплата, но я не для этого туда шел. Мне было важно разобраться для себя во многих вещах, ведь я в экономической журналистике уже 10 лет. Захотелось получить специализированное образование.
Из плюсов могу отметить высокий уровень преподавателей, серьезность экзаменов и зачетов — не формально, а как положено: с билетами и т. д. Предварительное собеседование при поступлении тоже не формальное. Диплом защищали по-настоящему.
Из пожеланий — стоило бы немного увеличить количество часов по налогообложению, рынку ценных бумаг и МСФО.

Георгий Михайлец, независимый консультант в сфере корпоративных коммуникаций:
— Я выбрал Высшую школу бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова по нескольким причинам. Во-первых, что бы ни говорили новоиспеченные бизнес-школы, МГУ — это фирма. Во-вторых, ВШБ МГУ заботится не только о качестве образования, но и о престиже диплома.

Во многих бизнес- школах принимают буквально всех желающих, да и отчисляют лишь злостных неплательщиков. У нас же было строго фиксированное количество мест, причем абитуриентов, несмотря на изрядную стоимость обучения, было в несколько раз больше — соответственно выбирали лучших. Наконец, сыграла свою роль и «магия имени». Декан ВШБ МГУ, профессор Олег Виханский, по праву считается одним из гуру российского бизнес-образования.
В итоге я не пожалел о принятом решении. Честно говоря, изначально хотелось всего лишь повысить свою «рыночную стоимость», получив престижный диплом. Что, в общем, удалось: после окончания бизнес-школы зарплата и должность существенно выросли. Однако преподаватели ВШБ и в не меньшей степени соученики сделали то, для чего, собственно говоря, и предназначена программа МВА: изменили мой взгляд на жизнь и бизнес, мое мировосприятие, мой, как это модно говорить, vision.

Таблица (в сокращении) . Рейтинг программ MBA

Кол-во одновременно обучающихся студентов

Источник: ubo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин