В новейшей российской истории становления малого и среднего предпринимательства условно можно выделить 3 этапа.
Этап I — 1987-1994 годы — период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которого являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства, как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов. Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системы управления экономикой, фактическое восприятие предпринимателей — как неизбежного зла, которое помогает в значительной мере решить проблему безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами, но остается чуждым по уровню свободы, непривычным в советский и начальный постсоветский периоды. Краткая формула — «Мы миримся с тем, что вы есть, но не претендуйте на большее» — одинаково справедлива для обеих сторон во взаимоотношениях государство — предприниматели.
Инвестиции в загородную недвижимость; перспективы развития малого и среднего бизнеса в России
Этап II — 1995 год — август 1998 года — период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации. Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из осознания того, что малый бизнес стал достаточно серьезной экономической силой, энергию которой необходимо активно использовать для достижения максимальной бюджетной эффективности, для чего можно даже облегчить доступ к государственным ресурсам — как официальным путем (через приватизацию, отказ от государственной монополии на пользование природными ресурсами и т.д.), так и через коррупционные каналы (использование посреднических схем при выполнении государственных закупок и реализации государственных заказов, предоставление необоснованных индивидуальных преференций и т.п.). Краткая формула для описания взаимоотношений государства и предпринимателей на этом этапе: «Мы вынуждены дружить, но никто не говорит, что мы должны полюбить друг друга».
Этап III — август 1998 года — 2000 год — период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках — на нефть, газ, золото, цветные металлы — то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия.
Наименее зависимое от этих факторов малое предпринимательство наиболее быстро восстанавливается после финансового кризиса и становится главным гарантом социальной стабильности в обществе. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого предпринимательства в целях поддержания этой стабильности — принимаются, безусловно, прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге». Но одновременно, видимо, чтобы малые предприятия не чувствовали себя самостоятельными и независимыми, был ликвидирован Государственный комитет Российской Федерации по развитию предпринимательства. Формула взаимоотношений: «Мы знаем, как сделать вас счастливыми, но с вами обсуждать это не намерены, просто приказываем: будьте счастливыми и идите к счастью по указанной нами дороге».
МАКСИМ ЗАГОРНОВ: БОЛЬШОЙ ПУТЬ В МАЛОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ
Также, по моему мнению, можно выделить IV этап — 2000 год по настоящее время, который характеризуется выделением в 2007 году критериев среднего предпринимательства и началом в 2008 году мирового финансового кризиса. В этот период государство надеется на малое и среднее предпринимательство и оказывает помощь этому сектору экономики.
Проведенный анализ развития малого и среднего бизнеса в России показывает, что общие темпы его роста остаются незначительными, а структура бизнеса постепенно смещается в сторону производственной деятельности, главным образом, промышленности и строительства.
Однако по-прежнему доминирующей для малых предприятий остается торгово-посредническая деятельность, оказание услуг по обслуживанию разнообразных рыночных структур. В значительной мере это связано с нерешенными вопросами улучшения экономической сферы функционирования малого предпринимательства, а также с кризисным состоянием экономики в целом.
Важным направлением развития малого и среднего предпринимательства в России является укрепление его устойчивых связей с крупным бизнесом. Мировая практика свидетельствует, что успешно развивающаяся рыночная экономика является «многоярусной», а ее эффективность зиждется во многом на устойчивом научно-технологическом, финансовом и информационном взаимодействии между гигантскими концернами, средними предприятиями и малыми фирмами. В переходной экономике России ситуация выглядит иначе: крупный, средний бизнес и малое предпринимательство развиваются в значительной мере обособленно, без взаимовыгодного взаимодействия. Формирование устойчивого сотрудничества между ними, особенно важно на региональном уровне, где в силу многих причин они переживают наибольшие финансово-экономические трудности. В этих условиях взаимовыгодные партнерские отношения могли бы послужить решению целого ряда задач, стоящих перед региональными народнохозяйственными комплексами, и содействовать экономическому росту во всей России.
Генеральной линией развития российского бизнеса должна стать одновременная активизация двух процессов: всестороннего развития кооперации малого и среднего бизнеса с крупным, а также кооперации мелких предприятий между собой и создание на этой основе производственных объединений.
Успешное решение назревшей проблемы устойчивого взаимодействия всех уровней бизнеса в переходных условиях России органически связано с улучшением финансово-кредитного обеспечения деятельности малых предприятий.
В целом ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России не состоялось. Причиной являются возникновение экономических барьеров на пути входа на рынок, с одной стороны, и неудавшийся попытки уменьшить административные барьеры — с другой. Необходимость уменьшить количество органов контроля, занятых лицензированием экономической деятельности, и более равноправно распределить управленческую ответственность среди различных государственных исполнительных органов, была признана президентским указом. Но на практике ситуация лишь немного улучшилась. Как следствие этого владельцы малых предприятий продолжают жаловаться на уровень налогообложения, сложность и нестабильность налоговой системы, пробелы и противоречия в законодательстве, нехватку финансовых ресурсов и бюрократическое давление, что по их мнению является основными барьерами, с которыми они сталкиваются при создании и развитии своих предприятий.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность, осуществляемая малыми предприятиями, развиваются пока не в достаточной мере.
Отличительной особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач. В 2003 году по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 14,7 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше (с учетом индекса цен), чем в 2002 году.
Методически необеспеченной остается задача качественной оценки малого предпринимательства, и сегодня это можно сделать лишь на основании экспертных оценок. В целом произошла сегментация рынков; стало больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг. Возрос профессионализм многих предпринимателей и управленцев.
Существенно выросло качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же самое можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Однако чрезвычайно мала доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции.
Подавляющее большинство малых предприятий выпускает продукцию, неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на «грани» либо переходящих в сферу теневой экономики.
Одна из причин успешного развития малого бизнеса состоит в том, что в странах рыночной экономики крупное производство не противопоставляется малому. Малые предприятия зачастую создаются при крупных фирмах или сотрудничают с ними. Таким образом сформировалось принципиально новая структура экономики.
Для крупного бизнеса необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом, продукция массового производства, соответствующая требуемым стандартам, аккумулирование значительных финансовых средств, дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют ряд преимуществ в управлении — отсутствие жесткой иерархии, простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость производства продукции в малом бизнесе ниже, чем в крупном при высоком качестве производимой продукции и услуг.
Рассматривая же законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологической последовательности, можно выделить основные этапы развития малого предпринимательства. Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности МП независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие. Итак, в истории малого предпринимательства выделяют 3 этапа: 1987-1994 годы — быстрый рост количества предприятий малых форм, характеризуемый стихийностью, отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки; 1995 год — август 1998 года — жесткое государственное регламентирование деятельности МСП, которое достигло уровня серьезной экономической силы; август 1998 года — 2000 год — период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства, осознание роли МСП как главного гаранта социальной стабильности в обществе и, следовательно, необходимости укрепления сектора малого предпринимательства. Можно также выделить основные 12 этапов развития малого предпринимательства согласно принятию законодательных документов.
Источник: studbooks.net
Этапы развития малого и среднего предпринимательства в России
Современное предпринимательство в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР. 2 апреля 1991 года был принят Закон Союза Социалистических республик «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который определил общие принципы предпринимательства СССР, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности, обеспечил государственную поддержку, установил отношения предпринимателей с органами госу-дарственной власти.
Если рассматривать историю малого бизнеса с этого момента до настоящего времени, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов (см. приложение).
Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика (уч. для вузов) М.: Дашков и Ко, 2003 — 356 с..
На втором этапе (1987-1988 гг.) предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения, кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликвидировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Цель развития малого бизнеса — насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство.
Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 года всех государственных предприятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Приватизация превращала государственную собственность в собственность частных владельцев, способствовала ее демонополизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения эффективности российской экономики.
Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Были приняты многие законы, открывающие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерческих структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, укрепление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий деятельности субъектам малого и среднего бизнеса, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Ставка была сделана на процесс есте-ственного отбора: кто сможет выжить, тот останется. Это выглядело молчаливым подталкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с другой — значительно криминализировало обстановку.
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полностью широкомасштабной приватизацией и развития всех видов предпринимательства. Впервые в экономике возникают венчурные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз бизнеса стабилизируется.
На шестом этапе (1995-1998 гг.) практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий.
Современный этап развития мелкого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие малого бизнеса имеют много схожего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организации, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования.
Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, можно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий.
Источник: studwood.net
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ
Этапы и особенности развития малого и среднего бизнеса
Началом возрождения малого предпринимательства в России можно считать 1987 г. Развитие малого и среднего бизнеса шло неравномерно в различные периоды времени, что дало основание выделить основные этапы его развития: на основе анализа законодательных документов.
Этапы развития малого предпринимательства в России
1. Закон СССР «О кооперации в СССР»
Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов).
Отток квалифицированной рабочей силы государственных предприятий в кооперативы.
- 2. «Положение об организации деятельности малых предприятий»
- (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР)
Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении расчетного дохода.
Началось создание в различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий.
3. Закон СССР «О предприятии в СССР»
Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности.
Рост предприятий различных форм собственности.
4. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»
Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.
Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании.
5. Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий»
Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России.
Развитие малого бизнеса в стране.
6. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
Определены дополнительные льготы для малых предприятий.
Усилена государственная поддержка малого бизнеса.
7. Постановление Совета Министров Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации»
Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства одно их важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства.
Эффективность работы малых предприятий.
8. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»
Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития малых предприятий.
Развитие и повышение эффективности деятельности малых предприятий.
9. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране.
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие вопросы.
Критерии отнесения предприятия к категории малых и средних предприятий.
По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками.
1. Окончательное юридическое определение понятия «малые предприятия» дано в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 г. № 88 ФЗ. В соответствии с этим законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов не превышает двадцати пяти процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:
промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях и осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.
Средние предприятия, не выделены в отдельную категорию по численности занятых (крупными считаются предприятия с численностью занятых до 500 человек), поэтому в статистических данных средние предприятия отнесены к категории малых.
Средняя численность работников малого предприятия определяется по новому закону с учетом всех его работников, в том числе, работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения установленной численности малые предприятия лишаются льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.
Федеральным законом определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Кроме того, Закон с большой буквы установил, что если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для малых предприятий по сравнению с ранее действовавшими условиями на момент регистрации предприятия, то прежние условия сохраняются в течение первых четырех лет деятельности организации.
Указанный закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в два раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.
Наряду с ускоренной амортизацией, малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли (дебет счета 02 «Амортизация основных средств», кредит счета 99 «Прибыли и убытки»).
В соответствии с законом, кредитование малых предприятий осуществляется на малых условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.
Законом предусмотрено, что статистическая бухгалтерская отчетность предоставляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством РФ порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать, в основном, информацию, необходимую для налогообложения.
Рассмотрим некоторые особенности развития малого и среднего бизнеса в России.
Период с 1992 по 1995 гг. характеризуется стремительным ростом малых предприятий. Начался с известных постановлений об индивидуальной трудовой деятельности и развитии кооперативов в 1987 г. и продолжался до 1995 г. — последняя вспышка роста малых предприятий. В этот период происходило быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось производство товаров широкого потребления, бытовых услуг, розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем начался процесс направления ресурсов командно-управляемых государственных предприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального предпринимательства [22. С. 10].
1992 год характеризовался огромным ростом инфляции, ростом налогов, которые иной раз составляли 70-80% от доходов малых предприятий, резким сокращением доли малых предприятий в промышленности и ростом торговых предприятий, специализирующихся на дешевом импорте, главным образом из Китая и Турции.
С середины 90-х годов по настоящее время наблюдается не только замедление роста малых предприятий, но и их количественное уменьшением. В Таблице 1.2. представлена динамика численности предприятий малого и среднего бизнеса за 1992-1999 г.г.
Динамика численности малых предприятий (по годам)
По статистике 2000 г. малых предприятий в России было зарегистрировано 67% от общего числа фирм. Средний бизнес занимает вторую позицию — 21%. Крупные предприятия — 12%.
В течение 2001-2002 г.г. число малых и средних предприятий не увеличивается.
В 2002 г. динамика такова:
количество зарегистрированных малых и средних предприятий составило 875,5 тыс. (27% общего числа организаций и предприятий);
число занятых на МП — 7568,9 тыс. чел. (14%);
численность индивидуальных предпринимателей на начало 2002 г. находилась на уровне 4 млн. чел.;
наиболее освоенными сферами стали: торговля и общественное питание, строительство, услуги;
наименее освоенной отраслью стало сельское хозяйство (всего 4,5%).
Доля малых и средних предприятий в основных экономических показателях России в 2002 г. такова;
общая численность постоянных работников (всех отраслей экономики) — 12,5%;
фонд заработной платы — 10,0%;
выпуск товаров и услуг — 8,0%;
инвестиции в основной капитал — 5,4%.
Особенностью развития предпринимательской деятельности в России является также дифференциация предпринимателей на 2 группы. Согласно проведенным исследованиям 60% российской бизнес-элиты (первая группа предпринимателей) являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями классовой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Прежде всего, это представители крупного, и отчасти, среднего бизнеса.
«Неноменклатурный» отряд предпринимателей представлен рядовыми гражданами, прежде всего молодежью (в основном, работающей в розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального накопления капитала) и высококвалифицированные специалисты (например, консультационное предпринимательство).
Отличительной чертой современного российского предпринимательства является его криминализация. Немалая часть (трудно определить какая) малого предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою орбиту не вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. По различным оценкам масштабы теневой экономики достигают 25-40% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнеса и госаппарата.
Большинство МП находится в частной собственности — 89,6%.
Это связано не только и исчерпанием возможностей получения сверхприбылей от торговли, посреднической деятельности и всякого рода спекуляций, но и с объективным процессом концентрации и централизации производства капитала. Этому способствовали и субъективные причины — перерегистрация предприятий малого бизнеса, согласно принятому в 1995 году Гражданскому Кодексу (оказалось, что почти треть зарегистрированных предприятий не приступала к хозяйственной деятельности) уменьшение количественных критериев («потолок» для промышленных предприятий снижены с 200 до 100 человек). Несмотря на это, увеличилось количество предприятий в строительстве (на 18%) и на транспорте (на 19%), возросла инвестиционная активность (капиталовложения малых предприятий в промышленность увеличились в 1995 г. в 4 раза) [19. С.115].
К категории малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие предприятия в основном частной формы собственности (однако возможна доля государственной собственности, но не более 25%). Они могут выступать в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы или артели.
В начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий — учредителей. В 1991 г. — в основном в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в малые и средние предприятия, основные на частной долевой собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры.
Источник: vuzlit.com