Этапы развития малого бизнеса в Российской федерации

В статье рассмотрены особенности становления отечественного малого и среднего бизнеса, выделены этапы его развития и формирования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства. Кроме того, проведен анализ влияния исторических процессов на характер современного предпринимательства и государственной политики его поддержки.

Аннотация статьи
становление
малый и средний бизнес
государство
предпринимательство
Ключевые слова
Билавчук Татьяна Михайловна
Экономика, финансы
«Актуальные исследования» #1 (28), январь ’21
Поделиться
Цитировать

Актуальные исследования
# 1 ( 28 ), январь ‘ 21

Современные реалии развития любого государства чрезвычайно ярко говорят о роли предпринимательства в достижении экономического роста и благосостояния общества. Предпринимательство как отдельный пласт экономики представляет сбой мощный инструмент прогресса, очень точно и чутко реагирующий на любые изменения внешних факторов будь то реальные доходы населения, научные открытия, колебания финансовых рынком, и даже успех внешнеэкономических отношений страны. Все возможные источники информации без устали говорят нам, что малый бизнес не заменим, его сегодняшний собственный успех определяет в некоторой доле завтрашнее благо государства; его значимость не оспорима и всеми признана.

Государство чрезвычайно серьезно воспринимает предпринимательство, выделяя его отдельным особым субъектом экономических отношений и возлагая на него значительную долю ответственности за развитие экономики. Сегодня именно малый бизнес обеспечивает более четверти рабочих мест страны, формирует одну четвертую внутреннего валового продукта, а в отдельных субъектах Российской Федерации создает более трети валового регионального продукта, обеспечивает весомую долю налоговых отчислений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны, способствует росту конкуренции, созданию инновационных технологий, наполнению потребительского рынка широким ассортиментом товаров, работ, услуг. Эти неоспоримо положительные тенденции ставят вопрос развития предпринимательства в разряд первоочередных государственных задач.

Однако, несмотря на столь значительное место в экономике, малый и средний бизнес в Российской Федерации, в силу его «молодости» и нестабильности экономических процессов, требует поддержки государства.

История становления в России современного малого и среднего предпринимательства очень непростая. Начиная со второй половины 80-х годов двадцатого века и по настоящее время, оно продолжает свое развитие. Пройдя сложные времена распада государства, галопирующей инфляции, давления организованной преступности на фоне неспособности государства защитить не только национальную экономику, но и население, крайней нестабильности законодательства, сегодня малый и средний бизнес состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности [5].

Рассматривая понятие «предпринимательство» с точки зрения российской действительности следует помнить об особенностях его становления. В Европе и Соединенных Штатах Америки, где традиционно наблюдается передовое развитие бизнеса, предпринимательство является результатом эволюции экономической инициативы широких слоев населения. И только со временем государство, осознав важность данного явления, стало искать пути его стимуляции и поддержки [3].

В России же в силу исторических особенностей развитие предпринимательства идет сверху вниз, когда государство после долгих лет жесткого подавления любых проявлений предпринимательских качеств у населения, дало свое разрешение на данный вид деятельности. И сегодня мы видим ситуацию, когда власть, осознавая неспособность экономики развиваться нужными темпами без участия МСП, активно призывает граждан к предпринимательству. Однако эти же граждане, по причине отсутствия должной нормативно-правовой базы, финансовой стабильности и поддержки, не торопятся пополнять ряды бизнесменов.

Зарождение и стихийное развитие российского предпринимательства началось в период с 1987 по 1991 годы. Именно в этот период были приняты первые ключевые для того времени законы: «О госпредприятии (объединении)», а также «Об индивидуальной трудовой деятельности», которые снимали запрет на частный бизнес и вводили некую организацию деятельности. На этом этапе происходило формирование законодательной базы, кредитно-финансовой системы, рост числа лиц, занимающихся индивидуальной деятельностью, расширение практики кооперации, накопление частного капитала, приватизация [1].

На этом этапе происходит развитие таких прогрессивных форм экономических отношений как аренда и кооперация, которые особенно широко стали применяться в сфере бытового обслуживания. Отрабатываемые в экономике принципы самоокупаемости, возвратности, нацеленности на результат дали начало развитию предпринимательских качеств у населения.

Категория «малое предприятие» в отечественной истории появилась лишь в 1990 году с принятием Закона СССР «О предприятиях в СССР». Кроме того, в 1991 году было принято постановление Правительства № 44Б «Критерии отнесения предприятий к малым». В этом документе были определены правила и принципы предпринимательской деятельности, а также установлен критерий отнесения к числу малых – среднее число ежегодно занятых на предприятии (не более 100 человек).

Важно понять, что именно на стартовом этапе сформировалась одна из основных черт отечественного частного бизнеса – началось бурное развитие предпринимательства в сфере торговли и услуг, в то время как государство ставило целью направить бизнес именно в сферу промышленности.

Причиной такого дисбаланса можно назвать абсолютное отсутствие, как со стороны государства, так и со стороны негосударственных и международных институтов, поддержки развития малого бизнеса и недоступность источников финансирования для последнего. В итоге уже со второго полугодия 1991 года темпы роста числа малых форм хозяйствования и новых «индивидуалистов» резко понизились, а в 1993 году приблизились к нулю.

Именно в это время государство начало осознавать свою экономическую заинтересованность в развитии бизнеса и предпринимает первые меры стимулирования и поддержки малого предпринимательства путем предоставления налоговых льгот.

Первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, а также рекомендации для разработки региональных программ были утверждены Правительством Российской Федерации в 1994 году. Ответственным за исполнение программы, государственную политику и поддержку в сфере малого бизнеса было определено Министерство экономики, которое уже в реформированном виде выполняет эти функции и по сей день.

Начиная с 1993 года, отмечается период быстрого роста числа предпринимательских организаций. Так к началу 1994 года количество субъектов СМП составляло порядка 900 тыс., а число занятых – 8500 тыс. человек [4]. Именно в это время проводится работа по четкой регламентации деятельности малых предприятий, по некоторым направлениям нормативно-правовая база корректировалась и совершенствовалась, а по некоторым создавалась впервые.

Период с 1994 по 1995 годы знаменуется фактическим созданием системы организаций и учреждений поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях власти.

Была сформирована единая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержке малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства. Осуществлялась финансовая поддержка малых предприятий за счет средств специализированных фондов. Вводились льготы по местным налогам, выделялись средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Были образованы и действовали агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство [2].

Однако уже 1996 году прирост форм малого бизнеса сократился и составлял в среднем 5,8% в год. Государство стало направлять все свое внимание на топливно-энергетический комплекс, экспорт сырья, т.е. отрасли экономики не типичные для предпринимательства.

Читайте также:  Лучший рингтон для бизнеса

Еще большим стопором развития отечественного бизнеса стал финансовый кризис августа 1998 года. Более половины предпринимателей прекратили свою деятельность. Однако кризис ударил не только по мелкому частному бизнесу, но и по крупным игрокам, что дало возможность первым войти на новые рынки и занять новые ниши.

В посткризисный период государство начинает воспринимать малое предпринимательство как гарант социальной стабильности в обществе в силу его малой зависимости от ситуаций на внутренних и мировых рынках. Именно в это время были приняты, бесспорно, прогрессивные для страны законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лизинге», «О лицензировании отдельных видов деятельности».

С 2002 по 2008 год в стране отмечался стабильный рост и развитие предпринимательства. Государство начинает осознавать необходимость перехода к партнерским взаимоотношениям между властью и предпринимательством и начинает активную работу по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, в том числе путем привлечения предпринимательства в формировании и реализации государственной политики.

Однако глобальный финансово-экономический кризис 2007-2008 годов, начавший свое шествие по мировым экономикам с кризиса в финансовом секторе США, повлиял и на кредитную систему РФ, что в свою очередь сделало заемные средства для отечественного бизнеса совершенно не доступными. Начавшийся к этому времени рост объемов производства и доходов малого и среднего предпринимательства резко сократился. Однако, учитывая накопленный правительством и бизнесом опыт, данный кризис уже не вызвал в России шока 1998 года. В течение более чем года кредитно-финансовая система компенсировала последствия всех негативных явлений и начала свое восстановление, государством был разработан и успешно реализован ряд антикризисных мер: снижение налогового бремени, меры налогово-бюджетного стимулирования, субсидирование процентных ставок по кредитам бизнеса, а также стимулирование лизинга.

На современном этапе развития предпринимательства следует отметить качественный рост бизнеса, он становится более ответственным – уходят в прошлое массовое присутствие в экономике фирм-«однодневок», созданных для прикрытия сомнительных финансовых операций, сокращается объем денежных средств, выводимых бизнесом в иностранные государства. Правительство также повышает качество всей политики в сфере малого и среднего предпринимательства: совершенствуется система финансовой поддержки, ее меры становятся более эффективными, сокращается дистанция между бизнесом и государством, усиливается инфраструктура поддержки, совершенствуется законодательство, упрощаются процедуры.

Источник: apni.ru

Развитие малого предпринимательства в России

Малое предпринимательство — это коммерческая деятельность, которая осуществляется в относительно небольшом масштабе. В его рамках действуют некрупные фирмы, формально не включенные в объединения.

Понятие малого бизнеса (предпринимательства)

Определение 2

Малый бизнес представляет собой систему экономически обособленных малых и средних компаний, которые ориентированы на рынок и формируют структуру и объем выпуска продукции под влиянием покупательского спроса. Такие компании административно не зависят от государственных и прочих учреждений.

В нашей стране развитие малого предпринимательства имеет недолгую историю. Оно существует в РФ с 1990 г. в форме обществ с ограниченной ответственностью, ставших приемниками ранее созданных кооперативов.

Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой

Развитие малого предпринимательства в стране в формах артелей и кооперативов началось еще в 1900 г., а к 1917 г. уже можно было насчитать примерно 50 тыс. действующих кооперативов. Они распространяли коллективную собственность на все стадии, начиная от закупки средств и предметов труда и заканчивая продажей выпущенной готовой продукцией. В это же время люди массово начали обучаться, посещая специальные предпринимательские курсы.

Этапы развития предпринимательства в России

Малое российское предпринимательство с 1990 гг. проходит 4 основных этапа своего развития. Первый из них начинается в конце 1980-х годов, когда с помощью огромных льгот всех видов (включая средства государственного бюджета) произошло быстрое накопление капиталов.

На первой стадии налаживается организация выпуска дефицитной продукции и услуг широкого потребления, развивается розничная торговля, общественное питание и др. Этот этап развития показал, что отрицательным моментом развития малого предпринимательства можно считать отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

«Развитие малого предпринимательства в России»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 1

Для первого этапа была характерна активная агитация, которая позволяла людям интегрироваться в объединения по интересам. В результате произошло формирование отраслевых компаний, включая малый бизнес в сфере сельского хозяйства, наукоемких отраслей и торговли. В 1990 г. создается Российский союз совместного предпринимательства, а в 1991 г. Аграрный союз.

Для второго этапа характерен экстенсивный тип экономического развития, поскольку в 1991-1992 гг. развитие малого предпринимательства сопровождалось либерализацией цен. Новый виток был обусловлен массовой приватизацией имущества государства, в том числе малых государственных предприятий. Также развитию способствовала отмена монополии на внешнюю торговлю.

После 1993 г. определенный подъем развития происходит в частном секторе экономики. В первый раз формируется правовая основа предпринимательства и принимаются законодательные акты, с помощью которых регулируется работа малых предприятий.

В мае 1995 г. Государственная Дума приняла федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», который был сконцентрирован на реализации права граждан на свободное использование собственных способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности, установленного Конституцией Российской Федерации.

В этот же период окончательно определились организационно-правовые нормы, критерии малых компаний, включая аспекты поддержки малого бизнеса со стороны государства. В 1996 г. уже насчитывалось 1040 тысяч малых предприятий.

В 1996-1997 гг. начинается 3 этап развития малого предпринимательства (продлился до 2003 года). В 1998 г. появляется новое законодательство, которое ужесточило требования в области формирования, действия и развития фирм малого бизнеса.

С того времени при регистрации нужно было пройти множество обязательных процедур и зарегистрироваться в фондах. По этой причине началось сокращение количества представителей малого бизнеса, что было связано с резким уменьшением доходности от самостоятельной предпринимательской деятельности.

В 1990-е гг произошло сокращение количества малых фирм до 840 тыс. По причине финансового кризиса практически 50 % предприятий уходит с легального рынка и переходит в теневой сектор.

В 2002-2003 гг. можно было наблюдать увеличение доли малых фирм в ВВП страны на 1,8 % (с 9,6 % до 10,4 %), что привело к увеличению занятости населения. С 2003 г. отечественный малый бизнес начинает новый виток развития. Четвертый этап продолжается и до настоящего времени.

Затруднения в развитии малого предпринимательства

Для нашей страны характерен ряд затруднений для развития малого предпринимательства:

  • Ограниченность сфер действия малого бизнеса по причине минимальных размеров собственного капитала;
  • Наличие жесткой конкуренции;
  • Высокий риск (особенно в новой области деятельности);
  • Степень социальной защиты сотрудников малого бизнеса оказалась ниже, чем персонала крупных предприятий.

Сегодня эксперты выделяют несколько причин, по которым затормаживается тормозят развитие малого предпринимательства в нашем государстве. Это связано, в первую очередь, со сложной финансово-экономической обстановкой и слабой степенью правовой защищенности предпринимателей.

Читайте также:  Что такое касание в сетевом бизнесе

Сами предприниматели зачатую не обладают достаточным уровнем правовых и экономических знаний, а население испытывает к ним негативное отношение. Со стороны государства также не всегда осуществляется должна поддержка, а по причине кризисной обстановки в стране снижается покупательная способность населения на массовую продукцию.

Замечание 2

Состояние и развитие малого предпринимательства в РФ в течение рассмотренных 4 этапов отражает тот факт, что в нашем государстве после нескольких лет реформирования малое предпринимательство становится самостоятельным и важнейшим сектором национальной экономики.

Сегодня государство всеми способами пытается упростить процесс создания и регистрации малых фирм, уменьшает число бюрократических процедур. Если учесть сложный путь развития малого бизнеса, то политика государства современности направлена на то, чтобы происходило расширение, поддержка и развитие малого предпринимательства.

Источник: spravochnick.ru

Этапы развития малого предпринимательства в России

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают ‘/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это — весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости — 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре — Центральный экономический район с ядром в Москве.

В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост, как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.

Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

1992 год — год шоковой терапии — характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства.

Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой — к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности.

Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию. Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с «челночной» деятельности.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов (сдача позиций ВПК, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.) полная «закупорка» ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции.

Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.

Читайте также:  Эффективное руководство управления бизнесом

Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера.

Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.

Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции со средними и крупными фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности МП. Но в дальнейшем, как мы полагаем, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом стимулировать создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек.

На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу — просто ликвидировались.

Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России. Фактор перерегистрации и ликвидации не работающих предприятий в полной мере проявил себя в 1995 г. в связи с введением в практику хозяйственной деятельности нового Гражданского кодекса (ГК). В соответствии с положениями его первой части малые предприятия, имеющие форму товариществ (а это очень распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны переоформить свои учредительские документы, приняв другие, предусмотренные ГК хозяйственные формы. Если учесть, что даже по официальным оценкам Госкомстата РФ, более трети зарегистрированных малых предприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее, не ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся в 1995 г. перерегистрация и соответственно официальная ликвидация реально не функционирующих малых предприятий должны привести к дальнейшему существенному снижению числа малых предприятий в России. А с учетом того, что в ряде российских регионов реально действует чуть более половины зарегистрированных МП (по данным Госкомстата РФ), перерегистрация внесет определенные коррективы и в региональную структуру малого предпринимательства страны.

Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу — и в экономическом, и в социальном плане — такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.

Реальная безработица может быть на порядок выше, на что указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но, тем не менее, официальный статус работающих (пусть даже на «полуживых» предприятиях), пока он действует, создает социально-психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса. Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию российского малого предпринимательства.

Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995 г.). В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%.

В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в науке и научном обслуживании произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (-18,7 и — 5,6°о). В 1995 г. среднесписочная численность занятых в МП по сравнению с 1994 г. увеличилась на 0,8% Конечно, величина прироста невелика, но она подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП высказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала предприятий. И, что очень важно, они указывают на то, что настало время перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной действующим законам.

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности — в 7,4 раза.

Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

Политика государственной поддержки МП осуществлялась на базе налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин