Гафарова, А. И. Исторический аспект развития социальной ответственности бизнеса / А. И. Гафарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 386-389. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7005/ (дата обращения: 25.05.2023).
Общество нуждается в религии, ибо последняя — социальный факт и социальный материал любого общества.
На первый взгляд может показаться, что данный эпиграф не имеет никакого отношения к тематике работы. Но, на мой взгляд, причинами социально-экономического благополучия любого общества является «морализация труда и бизнеса, наполнение будничной трудовой деятельности людей глубоким социальным и религиозным смыслом» [2]. Социальная ответственность бизнеса, предпринимательства, человека своими корнями уходит в общественные системы ценностей, норм и правил поведения, что в свою очередь, во все времена базировалось на социальных доктринах различных религий.
Понятие «ответственность» имеет важную особенность: ответственность органически «включена» во все области деятельности человека и во все формы общественного и индивидуального сознания, выступая как противоречивое единство его перспективного и ретроспективного сторон существования. Наиболее изученной является тема нравственных характеристик ответственности.
Бизнес и социальная ответственность: современный образовательный тренд
В наши дни особую роль играет исследование критериев ответственного поведения субъекта, и, прежде всего социальный аспект. Социальную ответственность можно определить как категорию, обозначающую степень готовности субъекта выполнить свои обязанности, используя в соответствии с конкретными условиями оптимальный с точки зрения общества вариант.
Труд, профессиональная деятельность, трудовые и экономические отношения представляют собой важнейшие составляющие жизни людей, которые раскрывают перед человеком возможности получения материальных благ, помогают ему увидеть сложность сопряжения разных сторон бытия.
Этимологически слово «труд» во многих языках перекликается с понятиями «обременительно», «трудно», «нужда», «повинность» и другими. Вместе с тем, преодолевая в своей хозяйственной деятельности многочисленные трудности, человек обретает собственное достоинство. Благодаря труду изо дня в день строится его жизнь.
Организационные формы труда и экономики во многом определяют тип общественных систем, образуя ядро «социального пространства», влияя на общественное сознание и являясь плодом длительной эволюции [4].
Предпринимательство — понятие рыночной экономики, подразумевающее, прежде всего, сочетание факторов производства для достижения экономического результата. Но, несмотря на очевидность такого поведения, предпринимательство является весьма сложным социально-экономическим феноменом.
Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.
Видно, что в такой трактовке предпринимательство скорее является частным случаем бизнеса и связано больше всего с личностью человека — предпринимателем, который осуществляет бизнес, затевая новое дело [3].
Семинар «Корпоративная социальная ответственность как инструмент развития бизнеса:….».
По определению С. Ожигова, предприимчивый — умеющий предпринять, находчивый, изобретательный, то есть эта роль накладывает на человека дополнительные ограничения, требует проявления особых качеств. Неслучайно именно фигуре предпринимателя, его роли в обществе уделялось пристальное внимание в экономической и социологической науке.
В античные времена и долгие периоды традиционного способа ведения хозяйства деятельность предпринимателя характеризовалась, как «недостойная», «мерзкая» и «греховная». Такое отношение восходит к Аристотелю, который otium cum dignitate (отдых с достоинством) философа определял как более подобающий образ жизни. Он решительно восставал против окрашенного финансовым интересом мышления своего времени и якобы вызванного этим разрушения «природного» общественного уклада. Враждебное отношение многих богословов и философов того времени к предпринимательству, видимо, было связано с тем, что на доиндустриальном этапе домашнее хозяйство и производство составляли единое целое, и предпринимательским функциям отводилась малозаметная роль.
Религиозные воззрения на труд и экономическую деятельность охватывают позиции, связанные с верой, богословским взглядом на человеческую природу, миссию человека на Земле.
В античном обществе отношение к труду зачастую носило высокомерный и пренебрежительный характер. Говоря современным языком, оно сводилось исключительно к потребительству. Так, в философских системах Древней Греции и Древнего Рима вопросы труда (его дифференциация, разделение и специализация) рассматривались с позиции экономической целесообразности, когда основной субъект труда — работник — с его интересами и потребностями выводился за рамки координат общественных ценностей.
Христианство предложило кардинально иное — уважительное — отношение к труду, основанное на признании того, что с его помощью можно не только обеспечивать свои жизненные потребности, но и, например, поддерживать слабых членов общества, преодолевая тем самым общественные и личные пороки.
Христианские установки, связанные с трудом и хозяйственной деятельностью, получили свое религиозное осмысление, развитие и практическое воплощение в процессе формирования культуры средневековой Европы.
Ассоциация труда с наказанием постепенно вытеснялась его восприятием как спасения, способа возвышения человека. Это замечательно сформулировал Доменик Кавалька (середина XIV в.): «Если имя тебе человек, иди, трудись и вкушай хлеб усталости твоей».
Социальная доктрина протестантизма явилась выработкой идеала трудовой жизни и предпринимательской этики.
Основы социальной доктрины протестантизма были заложены купцом-еретиком Пьером Вальдо (жившего в Лионе в XII в.) и идеологом бюргерской ереси в Англии Джоном Уиклифом (XIV в.), которые выступили против обмирщения католической Церкви и обострившейся дисгармонии в общественных отношениях, что было связано с осознанием ценности человеческой жизни, с одной стороны, и возросшей эксплуатацией народа, с другой.
По их мнению, не власть (светская или церковная), а праведность составляет основу человеческогообщества; следует не отнимать, а делиться с другими людьми, сотрудничать с ними, любить их; похвальны не гордость, а смирение, не безграничное богатство, а благородная добровольная бедность и чистота.
На этапе зарождения протестантизма вектор его протестной направленности был ориентирован против властей предержащих и был, по сути, покаянной попыткой вернуться к образу жизни ранних христиан, презиравших земные блага и коварные искусы торговли.
Ядром социального учения протестантизма, по мнению С. Булгакова и М. Вебера, являются догматические положения, касающиеся способа спасения души и обретения вечной жизни — по сути, центрального вопроса всех течений христианства. Но в протестантстве этот вопрос приобрел особое значение благодаря:
постулату предопределенности в том, что касается спасения души. В этой связи центральная задача, решаемая христианином в течение земной жизни — возможность спасения души с помощью активной профессиональной деятельности;
ориентирам богоугодного образа жизни — успех как результат повседневного ответственного труда, постоянный контроль своих действий посредством нравственной критической самооценки, а также внутренняя установка на сдержанность и самоограничение в потреблении материальных благ, стремление расширять собственное дело за счет максимального вложения материальных ресурсов и собственного самоотверженного труда.
Данные установки мотивируют индивида к активной хозяйственной деятельности на основе твердых религиозных правил, главным из которых выступал постулат долга и ответственности перед Творцом. Это объясняет наблюдавшийся в XVIII и XIX вв. феномен, когда принадлежность к протестантским сектам зачастую являлась достаточным условием для получения кредита и обретения полного доверия в деловых кругах конфессии.
В немецком языке само слово «профессия» — «Beruf», впервые появившееся в лютеровском варианте перевода Библии, сочетает в себе сложный набор понятий: долг, призвание (зов Бога), профессия.
Профессиональная деятельность задает духовные и моральные ориентиры, формирует поведение индивидов и их систему ценностей, определяет социальный статус, организует в профессиональные союзы.
Существо протестантской этики труда состоит в том, что труд является главной жизненной целью и призванием человека.
Высокая «планка» требований к исполнению трудового долга, отказ от земных радостей — отличительные черты протестантской морали, которую Вебер назвал мирским аскетизмом: «один из конституционных компонентов современного капиталистического духа, и не только его, но и всей современной культуры — рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания — возник из духа христианской аскезы» [1].
Религиозно-нравственные ценностные ориентиры трудовой деятельности сформировали ту форму человеческого общежития, которую западные социологи именуют «трудовым обществом». По их мнению, на протяжении почти пяти столетий (с XV по XIX в.) «трудовое общество» определяло пути развития западной цивилизации и послужило основой формирования «индустриального общества» (с конца XIX в.).
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что протестантская трудовая этика, потребность в успехе, внутренняя способность к контролю стимулируют инновационную и предпринимательскую деятельность, способную быть социально ответственной.
Зарождение концепции социальной ответственности бизнеса на Западе относится к началу XIX столетия. Эта инициатива исходила от промышленного среднего класса. Организованное рабочее движение возникло позднее, когда в ряде стран были устранены различные препятствия для реализации права на свободу объединения.
Одним из основоположников данного воззрения был английский промышленник, социалист утопист Роберт Оуэн, разработавший план по улучшению условий жизни рабочих и пытавшийся его осуществить на одной из прядильных фабрик Шотландии.
К следующему историческому этапу осмысления социальной ответственности бизнеса можно отнести зарождение доктрины капиталистической благотворительности. Согласно этой концепции, прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств на благо общества (финансировать общественные потребности). Данная концепция была рассмотрена Э. Карнеги в работе «Евангелие процветания», опубликованной ещё в 1900 г. В 50-х годах ХХ в. в США появился основательный труд на тему социальной ответственности. В книге «Социальная ответственность бизнесмена» X. Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на предпринимательство, как осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу. Усиление социальной ориентации европейского бизнеса с середины 70-х годов обусловлено: переходом к постиндустриальному обществу, требованиями нового качества человеческого капитала.
Как и в промышленных странах Запада, в России социальная ответственность бизнеса первоначально проявлялась в виде индивидуальных социальных программ на отдельных предприятиях. По оценкам иностранных специалистов, некоторые русские фабрики были лучшими в мире не только с точки зрения устройства и оборудования, но и в плане решения социальных проблем.
Например, такой считалась Кренгольмская мануфактура в г. Нарва, которая обладала собственной больницей, рабочим городком с населением 3 тыс. человек, школами и другими социальными учреждениями. А на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. за решение социальных проблем рабочих на Трёхгорной мануфактуре её владельцу Н. Прохорову была присуждена Золотая медаль. Российский бизнес конца XIX — начала XX вв. полностью находился под контролем верховной власти и развивался неравномерно, в первую очередь в зависимости от стратегических задач страны. Достаточно распространённой оставалась практика, когда финансовые льготы и привилегии предоставлялись в обмен на пожертвования и благотворительную деятельность в пользу казны.
Поощряя профессиональную и благотворительную деятельность, власть негативно относилась к политической деятельности буржуазии, отдавая приоритет политического участия представителям аристократии. В ходе либеральных реформ дооктябрьской России предпринимательский слой не занимал ведущего положения в обществе и не являлся центральной фигурой модернизации страны.
Вместе с тем, необходимо отметить, что довольно часто меценаты оговаривали специальные условия благотворительной помощи, при которых их имя небудет опубликовано в прессе. Например, С. Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при условии, что его имя не будет упоминаться в газетах.
Таким образом, если на Западе развитие социальной ответственности шло через организацию общественных союзов, неформальных объединений предпринимателей и озвучивание ими «призыва делиться», то в России социальная ответственность связана, прежде всего, с именами крупнейших меценатов того времени, которые просто жертвовали деньги по велению души или из религиозных побуждений.
В связи с этим нельзя не отметить высказываний некоторых экспертов, которые напрямую увязывают социальную ответственность бизнеса с христианскими заповедями: «По большому счёту, это фактически библейское понятие «Возлюби ближнего своего». Это фундаментальная основа ведения бизнеса».
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 205.
2. Кушпов В. Социальная ответственность бизнеса как компонент рыночной экономики. // Человек и труд, № 2, 2004. — С. 69.
3. Мухаметлатыпов Ф. У. Политэкономия труда / Издание Башкирск. Ун-та, 2001. С. 171.
4. Роик В. Социальные доктрины христианства: труд и экономика.// Человек и труд, № 1, 2004. — С. 40.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная ответственность, социальная ответственность бизнеса, труд, благотворительная деятельность, Запад, профессиональная деятельность, Россия, трудовая деятельность, трудовое общество, хозяйственная деятельность.
Похожие статьи
Теоретическая база формирования корпоративной социальной.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социальная ответственность бизнеса, социальная защищенность, корпоративная социальная
Понятие корпоративная социальная ответственность входит три составляющие: бизнес, общество и государство.
Трудовая активность как основа трудового поведения населения
Ключевые слова: трудовое поведение, трудовая активность, производительность труда. Труд – сознательная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей.
Благотворительная деятельность в современной России как.
Иметь деньги совершенно необходимо. Но нельзя забывать, что цель денег — не безделье, а приумножение средств для служения людям. Генри Форд. Благотворительность — это сфера возможностей реализации важных социально-экономических функций личности и общества.
Корпоративная социальная ответственность | Статья в журнале.
Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона. Корпоративная социальная ответственность — традиции компании «Нестле Россия».
Влияние корпоративной социальной ответственности на.
Россия является социальным государством, поэтому российские организации, осуществляя PR-деятельность должны учитывать, что они несут: ответственность при построении отношений с партнерами
Этико-культурологические предпосылки формирования.
предпринимательская этика, предпринимательская деятельность, норма, Россия, хозяйственная деятельность человека, современный этап развития, социальная ответственность, общество.
Благотворительность в России: прошлое и настоящее
предпринимательская деятельность, спасение души, Россия, православное сознание, общество, богатство, благотворительность, меценатская деятельность, дореволюционная Россия, благотворительная деятельность.
Правовое регулирование корпоративной социальной.
Корпоративная социальная ответственность — это ответственность бизнеса перед обществом в целом.
Также благотворительная деятельность регулируется ст. 39 Конституции РФ и Гражданским кодексом.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Этапы Развития КСО
Корпоративно-социальная ответственность — это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный общественный договор между бизнесом, потребителями и властью, цель которого – способствовать благу всего общества.
Содержание КСО.
— во взаимоотношениях с партнерами;
— в отношении потребителей;
— в отношении своих сотрудников;
— перед обществом в целом.
Истоки появления КСО
Понятие корпоративной социальной ответственности появилось в бизнесе сравнительно недавно. Считается, что ввел этот термин в употребление американский экономист Говард Боуэн, опубликовав в 1953 году работу «Социальная ответственность бизнесмена», в которой определил бизнес как «часть общества, ответственную за его стабильное развитие».
Если в западном обществе концепции корпоративной социальной ответственности стали оформляться в самостоятельное течение еще в середине прошлого века, то в Российском бизнесе практика социальной ответственности находится на стадии зарождения. Основная причина этого- «молодость» самостоятельного российского бизнеса, пришедшего на смену плановой экономике. В условиях абсолютной нестабильности страны 1990-х годов проблема социальной ответственности по уровню значимости уступала проблеме максимизации прибыли. По мере стабилизации экономической ситуации появились благоприятные условия для зарождения КСО: во-первых, рост экономического благополучия дал почву для появления активного гражданского общества, во-вторых, усиленное налаживание партнерских отношений с иностранными корпорациями, которые традиционно требуют соблюдений принципов КСО от своих партнеров.
Моментом появления практики КСО в России объективно можно считать 2002 год: именно в это время в нашей стране были опубликованы первые нефинансовые отчеты (компания «Газпром» опубликовала экологические отчеты, компания «БАТ Россия» — социальный отчет).
Этапы Развития КСО
По мнению ряда ученых в своем развитии корпоративная социальная ответственность (в развитых странах мира) за последние десятилетия прошла три этапа.
1. Первый этап (60-е — середина 70-х годов прошлого века) характеризовался расцветом традиционной филантропии (или благотворительности). Компании старались максимально «развести» деловую и социальную активность, основной упор делая на помощь наиболее незащищенным категориям населения (детям, инвалидам) или учреждениям культуры. Помощь выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основании личных симпатий руководителя.
2. На втором этапе (середина 70-х — начало 80-х годов) стратегическая филантропия явилась ответом бизнеса на экономический кризис, давление общественности и власти в связи с нежеланием корпораций проявлять заботу о собственных сотрудниках и местных сообществах, а также пренебрежением вопросами экологии, стандартов качества и безопасности на рабочем месте. Вынужденные заниматься социальной активностью, компании решили извлекать из нее максимум преимуществ.
Стратегическая филантропия бизнеса характеризуется готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной, фокусным подходом к решению социальных проблем (нацеленностью на решение самой проблемы, а не на борьбу с ее результатами). В основе этого подхода лежит желание бизнеса увязать решение социальных проблем со стратегическими целями компании.
3. В середине 80-х гг. прошлого века во всем мире на смену стратегической филантропии пришла концепция корпоративного гражданства (третий этап). На местном уровне корпоративное гражданство проявляется в виде социальных инвестиций бизнеса, означающих совместную работу коммерческого, некоммерческого и государственного секторов для решения актуальных социально-экономических проблем местных сообществ. Компании не просто выделяют товары, деньги или своих сотрудников, но включаются в партнерские программы всеми своими ресурсами.
Источник: studopedia.org
Историческое развитие корпоративной социальной ответственности
Необходимость достижения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации и активного развития зарубежных стран, повышения инвестиционной привлекательности, перехода к инновационной экономике с активной социальной составляющей, центром которой является человек и человеческий капитал, ставит перед Россией новые задачи развития. Конкурентоспособность национальной и региональной экономики в современных условиях все больше определяется не природными, а социальными факторами.
В России социально ответственный бизнес находится в начальной стадии своего развития. Внешние и внутренние факторы вынуждают бизнес не просто выполнять социальные функции, но и проявлять увеличивающуюся социальную активность. Общество влияет на эффективность деятельности бизнеса качеством рабочей силы, уровнем покупательской способности.
Благоприятное социальное окружение способствует развитию бизнеса, который обеспечивает рабочие места, повышает качество товаров и услуг, выплачивает налоги и способствует социально-экономическому развитию страны. Взаимообусловленность общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в пользу социально ориентированной экономической стратегии. Стабилизация экономических процессов в России выдвигает проблемы управления социальным развитием на передний план, особенно с пониманием того факта, что социальная ответственность может приносить выгоды для компаний.
В российской теории и практике сложилось понимание корпоративной социальной ответственности (КСО) как добровольного вклада бизнеса в развитие общества, связанного напрямую с основной деятельностью компании и выходящего за рамки определенного законом минимума. Иными словами, социальная ответственность есть не что иное, как обязанность бизнеса следовать высоким стандартам поведения. На практике это означает стремление к такому ведению бизнеса, при котором экономическая эффективность производства не может быть самоцелью компании и должна одновременно способствовать гармоничному эффективному развитию общества в целом.
С позиций философии ответственность исследовалась через опосредованные категории морали, долга, добра и зла, свободы и необходимости. И. Кант использовал категорию «ответственность» как следование категорическому императиву и абсолютному нравственному закону. Представители утилитаризма И. Бентам и Дж.
С. Милль считали, что критерием рациональности служит польза для объекта ответственности. Ж.-П. Сартр утверждал, что ответственность субъекта распространяется на все человечество.
В XX веке осмысление ответственности как основополагающего принципа действий человека приводит к тому, что ответственностью может обладать не только индивид, но и социальные группы, классы. Социальная ответственность распространяется не на отдельного человека, а на человека как представителя социальной группы.
В этой связи в концепции социальной ответственности бизнеса разрешается вопрос приоритетов между общим и частным, как элементом общего. Выгода экономического субъекта (бизнеса) не должна перекрывать положительный эффект для общества, частью которого этот бизнес является. Положения этой концепции разрабатывались начиная с учений А. Смита и Д. Рикардо.
Однако такое понимание корпоративной социальной ответственности возникло по прошествии длительного процесса эволюции взглядов на понимание сути фирмы, ее целей, общественной значимости и принципов функционирования. С позиции анализа исторического развития феномена социальной ответственности можно выделить 6 этапов развития концепции корпоративной социальной ответственности и изменения ее роли в системе управления (рис 1):
Рис. 2. Основные этапы становления концепции корпоративной социальной ответственности
1 этап. Начало XIX – 50-е года XX в. Зарождение концепции. Зарождение концепции социальной ответственности бизнеса можно отнести к началу XIX в., когда началось движение в защиту прав трудящихся, возникшее после промышленной революции. Возникли организованные рабочие движения, когда в ряде стран были устранены различные препятствия для реализации права на свободу объединений.
Одним из основоположников данного воззрения был британский промышленник Роберт Оуэн, разработавший план по улучшению условий жизни рабочих и пытавшийся его осуществить на одной из прядильных фабрик Шотландии. Его попытки создания коммунистических колоний потерпели неудачу, но идеи помогли трудящимся осознать собственные права, место и важность в производственном процессе. Совместно с рядом видных бизнесменов, политиков и экономистов Оуэн обращался к правительствам европейских стран с предложениями принять международные законы об условиях труда на заводах и фабриках, рудниках и шахтах. Им были выдвинуты три довода в пользу принятия международных трудовых норм:
1) облегчение практически рабского труда рабочих;
2) удержание трудящихся масс от участия в неформальных объединениях с целью недопущения беспорядков;
3) снижение потерь стран с защищающим трудящихся законодательством, которые создает подобная политика для их внешней торговли.
Такое регулирование позволило бы уравнять международную конкурентоспособность всех государств. Эти аргументы были приведены в Преамбуле принятого в 1919 г. устава Международной Организации Труда (МОТ), которая открывается словами о том, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.
В начале XX в. зародилась доктрина капиталистической благотворительности. Согласно этой доктрине, прибыльные организации должны жертвовать часть своей прибыли на благо общества (финансировать общественные потребности). Основа доктрины была рассмотрена Э. Карнеги в работе «Евангелие процветания».
Тогда же другие представители крупного американского бизнеса заявили об обязанности корпораций использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Карнеги вложил 350 млн. долларов в социальные программы и построил более 200 публичных библиотек. Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долларов и основал фонд Рокфеллера, а в 1905 году в США зародилось движение «Ротари» (Rotary), суть которого заключается в том, что материально преуспевающие люди должны вносить свою лепту в улучшение социальной ситуации не только в профессиональной сфере, но и в ареале своего проживания в обществе.
В 40-50-х гг. важнейшими направлениями реализации доктрины явилось создание филантропических фондов крупных корпораций, в связи с чем в обществе сложилось понимание, что КСО – это сугубо добровольное, альтруистическое побуждение. С формированием крупного корпоративного сектора решающую роль в отношениях бизнеса и общества стали играть его крупные компании и группы, способные существенно влиять на политику, экономику и социальную сферу. В этот период складывается уже достаточно цельная доктрина социальной ответственности бизнеса.
2 этап. 60-е — середина 70-х гг. Три основные интерпретации концепции КСО. С середины 70-х гг., интерес к данной проблеме стал довольно резко возрастать и наступил значительно более сложный этап развития доктрины, отразивший новые экономические и политические процессы.
С одной стороны, активное вторжение и возросшее влияние крупного бизнеса, в окружающую социальную среду, а также усиление лоббистских возможностей корпораций, а с другой — появление новых «гражданских» движений — экологов, потребительских сообществ, правозащитников. В обществе росло беспокойство по поводу роли транснациональных и национальных монополистических объединений. Размеры этих объединений таили в себе угрозу экономической для стабильности и самостоятельности суверенных государств. Поэтому в обществе вызревала потребность в усилении общественного контроля над корпорациями. Идея изменения роли корпораций, выдвинутая в этот период, включала предложения о введении института «общественных деятелей», представителей государственной администрации в советы директоров крупных предприятий, более последовательном отделении совета директоров от профессионального менеджмента, превращение совета директоров в общественный орган путем отмены оплаты этих должностей. Для этого периода характерно также:
1. существование разрозненных стандартов в различных областях корпоративного управления, касающихся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. Однако в социальной сфере стандарты и правила не были выработаны;
2. усиливающееся давление со стороны государства, которое в Великобритании и других странах Западной Европы под воздействием общества выдвинуло более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства, охране окружающей среды;
3. усиливающееся давление профсоюзов в сфере охраны труда и социальной политике.
В этот период возникают три основные интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса:
Первая — традиционная, подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса заключается в увеличении прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была высказана Милтоном Фридманом в 1971 г, и может быть названа теорией корпоративного эгоизма: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры».
Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Это теория корпоративного альтруизма. Появилась она одновременно с опубликованием нашумевшей статьи Фридмана в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».
Третью позицию представляет одна из самых сильных «центристских» теории, теория «разумного эгоизма», которая утверждает, что социальная ответственность бизнеса — это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение — это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.
3 этап. Конец 70-х — середина 80-х гг. Идейно-политическая гегемония неолиберализма.
Начиная с этого времени, сначала в Великобритании и США, а затем и в других странах Запада и в Японии на смену социал-реформистским режимам к власти пришли неоконсерваторы, в основе экономической стратегии которых лежали принципы минимального государственного вмешательства в экономику и социальные отношения. Изменения произошли под воздействием предпринимателей, стремящимся к принципам свободного рынка и свободной конкуренции, а также освобождении от обременительных социальных обязательств по отношению к государству и обществу. Чем ограниченнее были вторжения в их свободу, тем эффективнее была деятельность фирмы, и тем прочнее становились ее позиции в конкурентной борьбе.
4 этап. Начало 90-х — середина 90-х гг. Социально-рыночный период развития КСО. На смену либералам пришли социал-демократы, которые разработали концепцию «третьего» или «срединного» пути. Оставив ряд постулатов неолиберализма, новые социал-демократы взяли на вооружение социально-рыночную ориентацию, сочетающую рынок и конкуренцию с социальной ответственностью и социальной справедливостью.
Принято считать, что понятие социальной ответственности бизнеса в его современном смысле родилось на Всемирном саммите 1992 года в Рио-де-Жанейро (международная конференция, посвященная развитию взаимоотношений природы и общества). Именно начиная с 1992 г., на Западе все более широкое распространение получает точка зрения, в соответствии с которой частные компании по собственной инициативе должны играть существенную роль в достижении «общественных целей» под флагом «корпоративного гражданства», что означало, что корпорации должны вести бизнес с учетом интересов заинтересованных сторон (stakeholders), чтобы сообща достигать всеобщей цели «устойчивого развития».
Антиподом «компании участников» выступает «компания собственников», основной отличительной чертой которой является полный, практически абсолютный контроль акционеров и высших менеджеров над корпорацией и ее персоналом. Этот последний предстает здесь только как наемная рабочая сила, продающая свой труд «продавцам» — собственникам и получающая взамен лишь заработную плату и ничего более.
Компания собственников отказывается также от участия в любых социальных программах и исходит из того, что все свои социальные потребности работник должен удовлетворять за счет справедливой заработной платы. Более того, как полагают сторонники данной концепции, работникам компании гораздо выгоднее именно такой порядок удовлетворения своих социальных нужд, поскольку это дает ему возможность получать свою зарплату «сполна» и самому выбирать тот набор социальных услуг, их количество и качество, в котором он нуждается. Работнику уже ничего не навязывается, он пользуется свободой выбора, которая представляет собой одну из наиболее существенных ценностей. Основную особенность современной компании акционеров многие авторы усматривают в том, что ее владелец — это не традиционный постоянный собственник, а становящийся все более «невидимым» массовый акционер, для которого главным критерием эффективности фирмы является котировка ее акций на фондовой бирже и размер приносимых дивидендов. Такая переориентация ведет к резкому повышению зависимости менеджеров от акционеров и тем самым побуждает управляющих следовать не логике стратегического развития фирмы, а в первую очередь добиваться повышения ее котировок на фондовом рынке.
6 этап. Конец 90-х — начало 2000-х гг. Современный этап развития КСО. Концепция «корпоративного гражданства». В концепции «корпоративного гражданства» проявились отличия, связанные с мировой экономической обстановкой. Во-первых, это наличие в перечне ее стэйкхолдеров государственных учреждений различного уровня и назначения, с которыми напрямую взаимодействует корпорация.
Во-вторых, это та особая роль, которую обрели процессы глобализации, которые резко обострили проблемы социально-экономического развития в мире и сделали эти проблемы предметом широкой общественной и политической дискуссии. Это привело к смене модели поведения бизнеса, в основе которой были приоритеты максимально высокой прибыли, конкуренции и безудержной экспансии. Таким образом, реализация социальной ответственности бизнеса возможна в наиболее полной мере в системе корпоративных отношений.
Источник: studopedia.su