Евразийский союз и роль бизнеса

На пространстве Евроазиатского экономического союза сформировалась устойчивая институциональная среда, поступательно развивается региональная интеграция. Основные результаты четырех лет работы Евразийского экономического союза – это: вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС; функционирование общих рынков услуг и рабочей силы, начало работы общего рынка лекарственных препаратов и медицинских изделий; систематизация работы по устранению барьеров на внутренних рынках союза; активация торгово-экономического сотрудничества Союза с третьими странами и др.

На момент создания ЕАЭС в предварительном списке изъятий, барьеров и ограничений для взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на национальные рынки стран Союза фигурировало порядка 600 неурегулированных вопросов.

В «Белой книге барьеров, изъятий и ограничений», подготовленной ЕЭК в 2017 году было выделено уже 60 препятствий, в том числе 9 барьеров, 17 изъятий и 34 ограничения. В результате совместной работы 12 серьезных препятствий ликвидировано. В ближайшие два года будут устранены еще 17.

Как появился Евразийский экономический союз | 25 лет идее Евразийской интеграции

Совокупный положительный эффект от устранения препятствий, включенных в «дорожную карту», оценивается экспертами от 1,5 до 2% объема взаимной торговли. Работа по устранению барьеров в ЕЭК продолжается.

Так, ЕАЭС утвержден новый порядок обеспечения безопасности продукции, способствующий устранению многих технических барьеров в торговле. Он упростил процедуры регистрации и прекращения действия деклараций о соответствии. В соответствии с новой версией документа, процесс регистрации деклараций и перечень необходимых документов будут унифицированы.

Новым этапом выстраивания общей таможенной политики в рамках объединения становится разработка инструментов полноценной реализации Единого таможенного кодекса.

В частности, в процессе разработки находится единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Введение документа в действие позволит существенно смягчить существовавшие до настоящего времени технические барьеры в торговле между странами объединения. После утверждения реестра предприниматели ЕАЭС смогут подтвердить право интеллектуальной собственности, подав лишь одно заявление в ЕЭК вместо необходимых ранее пяти процедур в каждом таможенном реестре.

Тем не менее, бизнес отмечает остающиеся проблемы в важных направлениях нашей интеграции. Вот только небольшой их перечень: доступ к закупкам для государственных нужд в отдельных сферах; проблемы транзита грузов по территории ЕАЭС; взаимное признание документов об оценке соответствия, в том числе средств связи, мобильных телефонов, планшетов; синхронизация антимонопольного регулирования в странах ЕАЭС и требований, предъявляемых законодательством Евразийского экономического союза; ограничения пересечения российско-белорусского участка государственной границы гражданами других государств ЕАЭС; запрет въезда из страны в страну внутри Союза при наличии административных правонарушений; необходимость гармонизации требований к подготовке водителей, подготовке кадров и их профквалификациям, проблема возврата НДС, упрощение процедур таможенного администрирования и многое другое.

Сегодня в торговле ЕАЭС наблюдается тенденция, при которой внешняя торговля Союза растет вдвое быстрее, чем внутренняя. За первые семь месяцев 2018 года общий объем внешней торговли союзных государств увеличился по сравнению с тем же периодом 2017 года на 22,7%, в то время как внутрисоюзная торговля стран ЕАЭС выросла только на 13%. Позитивным фактом является то, что во взаимной торговле прослеживается тенденция к снижению доли минеральных продуктов и диверсификации структуры. Структура экспорта стран ЕАЭС во взаимной торговле является более диверсифицированной, чем в торговле с третьими странами.

Дальнейшему наращиванию взаимной торговли и экспорта ЕАЭС будет способствовать проведение последовательной работы по устранению торговых барьеров и упрощению процедур торговли.

При этом рост объемов внешней торговли является позитивной тенденцией. Проблема заключается в том, что внутри ЕАЭС пока не включены все инструменты, в том числе финансовые, поддерживающие развитие взаимной торговли, не использован в полном объеме потенциал производственной кооперации наших стран. Потенциал большой, а результаты незначительные. За 2016 год около 14 млрд. $. Эта реальность ориентирует бизнес на внешние рынки. В абсолютных цифрах это выглядит так: внешняя торговля ЕАЭС за первую половину 2018 года – около 420 млрд. $. При этом внутренняя торговля ЕАЭС составила всего 31 млрд. $.

Страны ЕАЭС на фоне серьезного дефицита инвестиций не в полной мере реализуют и потенциал взаимных инвестиций. По данным ЕЭК доля накопленных взаимных прямых инвестиций (ПИИ) в общих запасах прямых инвестиций государств-членов ЕАЭС на начало 2017 года составила лишь 3% от всего объема ПИИ, полученных странами региона.

Наращиванию инвестиций могло бы способствовать упрощение условий для их осуществления, а также развитие механизмов их защиты. Надо снимать ограничения в отношении ПИИ. Ситуация, к примеру, в России в 3 раза хуже по индексу регуляторных ограничений ПИИ ОЭСР, чем в среднем в странах ОЭСР. Надо последовательно снимать ограничения по размещению иностранного капитала, упрощать разрешительные процедуры, операционную деятельность, оформление виз и т.д.

Предстоит осуществить реальную имплементацию Соглашения об упрощении процедур торговли (TFA). Наши страны имеют очень скромные показатели по индексу. Для России он составляет 1,3, а для Казахстана, Киргизстана и Армении от 0,57 до 1, при среднем значении индекса по странам группы двадцати – 1,6.

Читайте также:  Продажа зерна как бизнес

Среди приоритетов интеграции особое место для бизнеса занимает формирование благоприятного делового климата и систем стимулов.

В России на сегодняшний день завершается подготовка комплексного проекта «Трансформация делового климата» по 13 ключевым направлениям, включающим стимулирование инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение производительности труда и ряду других. Рассчитываем, что такая совместная работа может быть реализована и в рамках ЕАЭС. Такие инструменты, как стабилизационная или «дедушкина» оговорка могут быть с успехом применены для снижения регуляторной неопределенности и способствовать наращиванию ПИИ, формируя условия для внедрения новых эффективных технологий и диверсификации производственной структуры Союза.

Что касается отдельных направлений улучшения делового климата в ЕАЭС, то хотелось бы обратить внимание на следующие направления:

· поддержание стабильности нормативно-правовой системы,

· координация пространственного развития и разделения труда в рамках интеграционных групп,

· развитие механизмов проектного финансирования,

· стимулирование трансфера технологий,

· развитие электронной коммерции,

· углубленная гармонизация регуляторной среды стран-участниц

Широкое использование национальных валют во взаиморасчетах между странами ЕАЭС могло бы снизить валютные риски, а также стать основой для укрепления стабильности финансовых систем стран-участниц объединения. Ввиду сложившейся практики большая часть операций по оплате товаров и услуг производится в долларах, роль национальных валют во взаиморасчетах растет медленно.

Есть позитивная динамика в положении рубля: в данной валюте производится три четверти всех взаиморасчетов в рамках ЕЭС. Негативно, однако, то, что оставшаяся четверть объема денежных потоков практически в полной мере приходится на доллар США: так, к примеру, 80% расчетов между Казахстаном и Кыргызстаном производится в долларах.

РСПП проводился опрос членов по вопросам расширения использования национальных валют в рамках ЕАЭС. Респонденты выявили среди них основные препятствия в использовании национальных валют. Среди них:

· недостаточное развитие рынка платежных услуг,

· различие в валютном регулировании,

· курсы конвертации и высокую волатильность национальных валют.

Важнейшее место в развитии инструментов для более широкого использования национальных валют во взаиморасчетах члены РСПП отвели национальным регуляторам. Их роль должна возрастать.

Интеграционные соглашения «нового типа» нацелены не столько на обеспечение свободной торговли, сколько на создание благоприятных условий для комплексной торгово-инвестиционной деятельности. В этой связи, имеет смысл проработать вопрос о формировании общего подхода к пространственному развитию ЕАЭС. Это может обеспечить снижение транзакционных издержек на евразийском пространстве и увеличить международную конкурентоспособность нашего объединения. Бизнес должен фокусировать направления дальнейшей интеграции. Подходящим механизмом для работы над этими задачами является Деловой совет ЕАЭС, созданный в 2015 г. Руководители ведущих предпринимательских объединений регулярно встречаются и формируют актуальную Повестку дня по взаимодействию и координированию партнерства, как на многосторонней основе, так и двусторонней.

27 сентября 2018 г. в Сочи состоялось уже десятое заседание Президиума Делового совета ЕАЭС. В этом году председателем Президиума Делового совета ЕАЭС является Президент РСПП А.Н. Шохин.

Опыт прямого взаимодействия бизнес-сообществ наших пяти государств и ЕЭК при разработке Таможенного кодекса ЕАЭС, в результате которого более 70% поступивших от бизнеса предложений были учтены в тексте документа, говорит об эффективности сотрудничества и его возможностях.

Работа по развитию взаимодействия бизнеса из стран-участниц Союза ведется также в рамках Интеграционного совета РСПП по взаимодействию с ЕЭК. Он создан в феврале 2015 г. для рассмотрения вопросов интеграции, оперативного реагирования на поступающие запросы от ЕЭК, исполнительных органов власти, обобщения и подготовки предложений от членов РСПП, выработки позиции бизнеса по развитию процессов интеграции в ЕАЭС.

ЕЭК также использует потенциал Интеграционного совета и для выработки позиции по международным вопросам. Так, в 2016 г. по просьбе ЕЭК РСПП организовывал опрос компаний-членов по барьерам и возможностям ВЭД с КНР.

Сегодня ключевое значение имеет развитие Союза по практическим направлениям экономической интеграции: торговой политике, координации транспортной и промышленной политики, техническому регулированию, снижению уровня нетарифной защиты, антимонопольному регулированию и развитию конкуренции, финансовым рынкам, общему рынку электроэнергии.

Бизнес поддерживает линию ЕАЭС на многовекторное международное сотрудничество: диверсификацию внешних связей и сближение различных интеграционных процессов, протекающих в разных частях Европы и Азии. Так, заключенные договоренности в сфере свободной торговли с зарубежными партнерами (Вьетнамом, Ираном, КНР) могут быть дополнены соглашениями с другими странами, что позволит обеспечить баланс в международном сотрудничестве Союза.

В реализации непреференциального Соглашения с КНР необходимо дополнительно разработать отраслевые соглашения для фокусирования наших общих усилий на наиболее важных и перспективных программах бизнес-сотрудничества.

При этом необходимо заранее прорабатывать с бизнесом возможные риски, издержки и преимущества от строительства и различных конфигураций евразийского партнерства.

Источник: www.fbacs.com

Деловой совет ЕАЭС обсудил роль бизнеса в реализации стратегии евразийской интеграции

еаэс.jpg

26 мая 2022 года в рамках Евразийского экономического форума в Бишкеке прошло двадцатое заседание президиума Делового совета ЕАЭС.

Обсуждались стратегические направления развития евразийской экономической интеграции в новых реалиях и роль делового сообщества в их реализации. Был рассмотрен проект рекомендаций Коллегии ЕЭК по улучшению условий деятельности совместных предприятий в государствах-членах ЕАЭС.

Читайте также:  Производство дегтя березового как бизнес

В заседании приняли участие президент РСПП Александр Шохин, директор Национального агентства по инвестициям при президенте Киргизии Равшан Сабиров, председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек Баталов, президент Национального Конгресса промышленников и предпринимателей Молдовы Василий Тарлев, посол Ирана в Киргизии Саид Харрази и другие.

Модератором заседания выступил президент Кыргызского союза промышленников и предпринимателей, президент — председатель президиума Делового совета ЕАЭС Данил Ибраев.

В своем вступительном слове он отметил значимость делового сотрудничества стран в рамках ЕАЭС.

«В начале года Высшим советом ЕЭК были определены порядка десятка направлений развития всего ЕЭК. Среди них развитие торговли, преодоление всех барьеров, реализация всех свобод, которые прописаны в договоре о Евразийском экономическом союзе, вопросы инфраструктурные, кооперационные, промышленные. Евразийский экономический союз открыт к сотрудничеству с разными странами, у нас нет никаких ограничений в зависимости от политических факторов. Мы смотрим на мир, исходя из экономических возможностей деловых кругов, мы открыты для взаимодействия на взаимовыгодных условиях», — сказал Данил Ибраев.

Президент РСПП Александр Шохин отметил, что продвижение интеграционных процессов требует фундаментального стратегического целеполагания, подкрепляемого реализацией адаптивных и последовательных шагов и решением актуальных задач совместного развития.

«Решением Высшего евразийского экономического совета в декабре 2020 утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции на период до 2025 года, и этот документ будет дополнен дорожной картой по реализации Стратегии», — сказал Александр Шохин.

Он подчеркнул, что многие пункты Стратегии непосредственно обращены к деловому сообществу. В частности, речь идет об улучшении делового и инвестиционного климата с учетом наилучших международных и национальных практик.

Александр Шохин сообщил, что в рамках ЕАЭС ведется работа по созданию независимого арбитража для рассмотрения споров.

«В настоящее время ведется работа, инициатива по созданию в рамках Союза международного арбитража для рассмотрения споров. Органы по разрешению споров Всемирной торговой организации давно уже достаточно заблокированы американской стороной, торговые споры, в рамках которой из-за этого не рассматриваются», — сказал Александр Шохин.

Он подчеркнул, что сегодня ищутся альтернативные механизмы разрешения споров.

«Сегодня мы ищем альтернативные механизмы разрешения споров. В силу понятных причин мы сейчас не можем обращаться в Стокгольмский арбитраж, в Арбитраж Торговой палаты, но нам нужны механизмы разрешения споров. Поэтому мы инициировали создание независимых арбитражных центров», — уточнил Александр Шохин.

По его словам, ряд положений Стратегии нуждаются в актуализации и уточнении с учетом последних изменений на международной арене и новых вызовов развитию ЕАЭС. В частности, РСПП предлагает поручить рабочим органам и сторонам Делового совета ЕАЭС провести опрос и подготовить предложения евразийского бизнеса относительно ключевых задач и вызовов для отражения в Стратегии. Предложения, доработанные в рамках рабочей группы, планируется внести на рассмотрение Консультативного совета по взаимодействию ЕЭК и Делового совета ЕАЭС.

«Очень важно вовлекать в нашу работу наблюдателей, представителей стран, которые не входят в состав ЕЭК, интенсифицируя работу по реализации Стратегии. Развитие сотрудничества с третьими странами и партнерами из числа ведущих международных организаций входит в число приоритетов международной деятельности ЕАЭС», — подытожил Александр Шохин.

Глава Национального агентства по инвестициям при президенте Киргизии Равшан Сабиров отметил положительные тенденции развития внутри ЕЭАС.

«Существенно возрос уровень компетенции государственных органов в переговорах по защите интересов стран на уровне ЕЭК. Растет эффект от интеграции, который выражается в улучшении положения граждан Кыргызстана, России, других стран-членов ЕАЭС», — сказал Равшан Сабиров.

Он акцентировал внимание на необходимости опережающего развития ТЭК.

«В этом плане мы уже наблюдаем эффект от формирования единого энергетического рынка. Интеграция происходит в условиях быстрого развития технологий. Необходимо более интенсивно работать в направлении формирования единого рынка услуг товаров и капитала к 2025 году», — отметил Равшан Сабиров.

По его словам, лучшим решением во взаимодействии бизнеса и власти в Киргизии является развитие сектора государственных инвестиций на условиях ГЧП.

«Участие государства в партнерстве с бизнесом стимулирует привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, в инновационные отрасли промышленности. В настоящее время планируется реализация проектов ГЧП на 1 млрд долларов (в Киргизии – прим. ред.)», — сказал Равшан Сабиров.

Председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек Баталов говорил о необходимости перестройки в рамках ЕАЭС логистических цепочек, в том числе в пользу рынков Китая, стран СНГ, необходимости развития импортозамещения в цепочках промышленных поставок.

«Для развития экспорта бизнесу необходимо искать новые рынки сбыта с партнерами из Юго-Восточной Азии, Китая, Индии, Латинской Америки, Ирана. Необходимо идти по пути увеличения добавленной стоимости в экономике, постепенно изменяя структуру экспорта во внешней торговле в пользу экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью», — сказал Раимбек Баталов.

Читайте также:  Шиномонтаж как бизнес в рб

По его словам, дальнейшее развитие ЕАЭС должно акцентироваться на совместных проектах как крупного, так и среднего и малого бизнеса в рамках Союза.

Президент Национального конгресса промышленников и предпринимателей Молдовы Василий Тарлев подчеркнул заинтересованность молдавского бизнеса в участии в качестве наблюдателя в Деловом совете ЕАЭС.

Посол Ирана в Киргизии Саид Харрази сообщил, что развитие сотрудничества Ирана с ЕЭАС оценивается в рамках политики соседства, а также в рамках политики многовекторности против системы международного господства.

«Временное торговое соглашение между Ираном и ЕЭАС в ближайшее время будет заменено соглашением о свободной торговле, переговоры по этому вопросу будут завершены в ближайшее время. В результате объем торговли между сторонами увеличится от 30 до 50 млрд долларов. Для успешной реализации соглашения потребуется создание необходимых инфраструктур, таких как банковские и финансовые механизмы, таможенные институты и другое», — сказал Саид Харрази.

Заседание президиума Делового совета ЕАЭС завершилось подписанием двух меморандумов о сотрудничестве Делового совета ЕАЭС — с Международным конгрессом промышленников и предпринимателей (МКПП) и Конгрессом промышленников предпринимателей Молдовы. Кроме того, Александр Шохин и Данил Ибраев подписали меморандум о разработке дорожной карты по содействию торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству между деловым сообществом Российской Федерации и Киргизской Республики.

Источник: rspp.ru

Как открыть бизнес в Евразийском экономическом союзе

Рынок Евразийского экономического союза (ЕАЭС) охватывает более 180 млн человек. Пять его стран-участниц – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия – условились вести работу по гармонизации законодательства и условий общежития. Однако многие инвесторы и бизнесмены по-прежнему до конца не знают всех тонкостей ведения бизнеса в ЕАЭС, касающихся открытия своего дела, налогообложения, документов в странах Союза. Центр изучения перспектив интеграции (ЦИПИ) на минувшей неделе презентовал справочник «Как открыть бизнес в Евразийском экономическом союзе 2017». «Евразия.Эксперт» публикует ключевые выдержки из доклада.

183,4 млн человек проживают сегодня в ЕАЭС на территории в 20,3 млн км. Союз занимает первое место в мире по добыче нефти (14,2% мировой добычи), второе – по добыче газа (19,2%) и производству минеральных удобрений (34,3%) и третье – по производству чугуна (4,8%) и выращиванию картофеля (11,2%). Это делает рынок ЕАЭС привлекательным для иностранных инвесторов.

Таблица 1. Основные социально-экономические показатели стран ЕАЭС в 2016 г.

ВВП на душу населения на основе паритета покупательной способности валют ($)

Зарплата (сред. в месяц,

Индекс потребительских цен (декабрь 2016 к декабрю 2015, %)

Инвестиции в основной капитал (млрд $)

Согласно международному рейтингу ведения бизнеса Всемирного банка Doing business-2017, четыре из пяти членов ЕАЭС входят в первые 40 стран списка: Казахстан занимает 35 место, Беларусь – 37, Армения – 38, Россия – 40, Кыргызстан – 75. При этом по критерию доступности регистрации собственности данного рейтинга все страны входят в первую двадцатку: Беларусь – на 5 месте, Кыргызстан – на 8, Россия – на 9, Армения – на 13, Казахстан – на 18.

Сегодня в ЕАЭС наиболее популярными формами регистрации бизнеса являются Индивидуальный предприниматель и Общество с ограниченной ответственностью. Процедура регистрации данных юридических лиц схожа во всех странах ЕАЭС, однако нельзя сказать, что она полностью гармонизирована.

В целом, для того чтобы получить статус индивидуального предпринимателя в другой стране-участнице ЕАЭС, необходимо иметь постоянное место жительства и достичь совершеннолетия, то есть 18 лет. В Казахстане, стоит отметить, закон не запрещает заниматься предпринимательской деятельностью лицам младше 18 лет.

При подаче документов по месту жительства или через национальные электронные порталы (кроме Кыргызстана) органам требуется несколько дней для регистрации потенциального индивидуального предпринимателя. В Казахстане этот срок занимает от 1 до 14 дней, в Беларуси свидетельство о регистрации выдается на следующий день после подачи документов, но в течение пяти дней идет регистрация в налоговом органе. В Армении и Кыргызстане свидетельство о регистрации можно получить через 2 дня, в России – через 3.

Регистрация общества с ограниченной ответственностью, в свою очередь, займет 3 дня в Кыргызстане и России, 5 дней в Армении и Беларуси, а также от 1 до 14 дней в Казахстане.

При подаче документов законодательство стран-участниц требует предоставления их копий на государственном языке, в частности учредительные документы, подаваемые в Казахстане, должны быть составлены на казахстанском и русском языках.

Важным является предоставление субъектом выписки из госреестра своей страны о том, что на ее территории он является юридическим лицом. Предоставляемые документы проходят процедуру легализации, однако данное требование может быть облегчено или снято для юридических лиц ряда постсоветских стран (Армения) или для всех стран СНГ (Кыргызстан).

Налоговые системы стран ЕАЭС различны по процентным ставкам, однако их всех объединяет наличие упрощенного налогообложения для предпринимателей.

Таблица 2. Сравнительная таблица основных налогов в странах ЕАЭС.

Источник: eurasia.expert

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин