Любое коммерческое предприятие сферы обслуживания предполагает в качестве основной цели извлечение прибыли. Необходимый уровень прибыли и рентабельности позволяет решать целый комплекс задач, обусловливающих стабильность и эффективность их бизнеса. Однако возможность достижения прибыли проблема сложная, поскольку зависит от влияния множества факторов. Все факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, могут быть разделены на две группы: — факторы внешней среды или объективные; — факторы внутренней среды или субъективные; Факторы внешней среды не подвластны воле предприятия и находятся за пределами возможности. К ним относятся: — экономическая ситуация в стране, уровень инфляции, характер и острота конкурентной борьбы в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса; — конъюнктура рынка или соотношение между спросом и предложением на продукцию и услуги предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса; — налоговая и кредитная политика государства и коммерческих банков; — тарифы на товары и услуги, оказываемые другими предприятиями предприятиям ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма; — цены на сырье и товары для предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса. Одни из этих факторов прямо влияют на прибыль, другие опосредованно через товарооборот (оборот) или издержки производства и обращения. К внутренним факторам, зависящим от деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса, относятся:
- тип и категория предприятия и соответственно размер наценки на сырье, продукты и услуги, устанавливаемые предприятиями;
- уровень технической оснащенности предприятия, уровень механизации труда, прогрессивность техники и оборудования, применяемых на предприятиях;
- характер технологических процессов и их прогрессивность;
- уровень производительности труда;
- объем и состав производимой продукции, услуг и товарооборота;
- сумма и уровень издержек производства и обращения, в т.ч. соотношение между переменными и постоянными издержками;
- объем активов предприятия, их структура, отдача и другие факторы.
Названные факторы действуют не изолированно, а проявляются в комплексе, опосредованно влияя на прибыль и рентабельность. Примером может служить формула «Дюпона», учитывающая одновременное влияние нескольких факторов на прибыль. Формула «Дюпона» имеет следующий вид: В данной формуле показано, что рентабельность капитала зависит одновременно от рентабельности оборота, от отдачи активов (как следствие управления активами) и от структуры капитала, которая в свою очередь зависит от множества факторов внешнего и внутреннего характера. С
овокупное влияние различных факторов на уровень рентабельности может быть оценено с помощью методов корреляционно-регрессивного анализа и, в частности, линейного уравнения регрессии вида: У – уровень рентабельности, в %; Х1 . Хn — факторы, влияющие на уровень рентабельности, включенные в модель. Используя описанные модели, характер влияния различных факторов на уровень рентабельности, поведение этих факторов в перспективе можно управлять рентабельностью предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, определять пути ее повышения. В качестве основных направлений повышения уровня рентабельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма можно выделить такие как: проведение серьезных маркетинговых исследований рынка, прогноз конъюнктуры рынка, определение своей ниши на рынке и потребителей своей продукции и услуг; увеличение выручки предприятия, которая оказывает огромное влияние на прибыль. Данное влияние количественно доказывается с помощью эффекта операционного рычага, который свидетельствует о наличии такой взаимосвязи между объемом реализации продукции и прибылью, при которой любое изменение выручки от реализации продукции приводит к более значительному изменению прибыли. Повышению рентабельности предприятия способствует внедрение прогрессивных технологий в области организации производства и обслуживания потребителей товаров и услуг; совершенствование организации производства и качества обслуживания; повышение технической оснащенности предприятий и производительности труда; внедрение прогрессивных информационных технологий; осуществление режима экономии на предприятиях; стимулирование сбыта продукции и услуг; совершенствование системы организации и оплаты труда работников, повышение мотивации труда и ряд других. Реализация всех направлений будет реально способствовать повышению рентабельности в данных предприятиях.
Как открыть ресторанный бизнес — кофейню, бар, ресторан, фаст фуд, и нужно ли вам это делать
Как устроен ресторанный бизнес в России? Опытным путём
Источник: studfile.net