Можно ли применять Усн при наличии обособленного подразделения?
Как видим, понятие обособленного подразделения в НК РФ более широкое, чем филиал. Отсюда следует, что наличие у организации подразделений, которые не являются филиалами, не препятствует применению упрощенной системы налогообложения. . Таким образом, открыть обособленное подразделение при УСН в 2020-2021 годах можно.
Можно ли открыть филиал при УСН?
Организация может открывать филиалы и представительства. . Они наделяются имуществом создавшей их организацией и действуют на основании утвержденных ею положений. Сведения о филиалах, как и сведения о представительствах указываются в ЕГРЮЛ. При этом применять УСН нельзя только в случае, если у организации открыт филиал.
Условия применения УСН
Что такое филиал и чем отличается от обособленного подразделения?
55 ГК РФ). Разница между филиалом и обособленным подразделением обусловлена тем, что филиал это обособленное подразделение юридического лица, расположенное удаленно от места его нахождения и осуществляющее функции головной организации (либо их часть), в том числе функции представительства.
Источник: www.quepaw.com.ru
Что считать филиалом и представительством при переходе на «упрощенку»?
Подпункт 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ содержит запрет на применение упрощенной системы налогообложения (УСН) организациями, имеющими филиалы и (или) представительства. Однако вызывает много вопросов трактовка этих понятий для целей налогового законодательства. В предлагаемой статье С.В.Земляченко, генеральный директор ЗАО «Центр финансовых экспертиз» (г. Санкт-Петербург), и М.С. Мухин, начальник отдела документальных проверок Главного управления ФСНП России по Северо-Западному федеральному округу раскрывают смысл этой проблемы и предлагают возможные варианты ее решения.
Наиболее проблематичным с точки зрения практической реализации предписаний главы 26.2 НК РФ представляется запрет на применение УСН организациями, имеющими филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Учитывая, что многие организации осуществляют реализацию товаров (работ, услуг) вне места своего нахождения, этот вопрос вызывает самый широкий интерес.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в данном случае законодатель отказался от использования привычного в подобных ситуациях понятия «обособленное подразделение», отдав предпочтение гражданско-правовым терминам «филиал» и «представительство». Учитывая, что в НК РФ эти термины не раскрываются, для уяснения их значения следует обратиться к положениям Гражданского кодекса РФ.
Регистрация обособленного подразделения
В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. В соответствии с п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Заметим, что в обоих случаях отличительной особенностью филиала и представительства является их расположение вне места нахождения юридического лица. В свою очередь, место нахождения юридического лица в силу п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности). К сожалению, ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» не дают однозначного ответа на вопрос, что следует рассматривать в качестве места нахождения такого органа или лица — субъект Российской Федерации в целом или административно-территориальную единицу субъекта Российской Федерации.
Поэтому можно предположить, что, как и прежде, между налогоплательщиками и налоговыми органами будут вестись дискуссии относительно того, следует ли рассматривать структурные единицы организаций (магазины, торговые точки, склады и т.п.), расположенные в разных районах города, в качестве филиалов или представительств. При этом позиции сторон могут основываться лишь на нормах гражданского законодательства. В частности, такой признак обособленного подразделения организации, как наличие стационарных рабочих мест, установленный п. 2 ст. 11 НК РФ, для квалификации обособленного подразделения как филиала или представительства применяться не может.
Суть решения этой проблемы, по нашему мнению, состоит в следующем.
- Одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах является принцип ясности и доступности (п. 6 ст. 3 НК РФ). Обсуждаемая проблема фактически заключается в решении вопроса о возможности или невозможности применения УСН организацией, реализующей товары (работы, услуги) в различных районах одного города (области). Поэтому можно утверждать, что налоговый орган вправе оспорить право организации на применение УСН лишь в том случае, если в законодательном акте будет четко сформулировано, что под местом ее нахождения (государственной регистрации) следует понимать административно-территориальную единицу субъекта Российской Федерации, а не субъект Российской Федерации в целом. Ни гражданское законодательство, ни законодательство о налогах и сборах подобных норм не содержат.
- В соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения исполнительного органа или уполномоченного лица. В силу ст. 2 указанного федерального закона под регистрирующим органом понимается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» регистрирующим органом является МНС России. Таким образом, территориальные налоговые органы не являются собственно регистрирующими органами, а представляют собой структурные единицы одного регистрирующего органа. В связи с этим нет никаких оснований считать местом государственной регистрации юридического лица отдельно взятую административно-территориальную единицу. Строго говоря, коль скоро регистрирующим органом является МНС России, то и местом государственной регистрации (местом нахождения) любого юридического лица вообще следует считать Российскую Федерацию.
Изложенное, на взгляд авторов, позволяет сделать вывод о том, что структурные единицы организаций, расположенные в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации, не являются филиалами или представительствами этих организаций (в гражданско-правовом смысле), а равно обособленными подразделениями (в налогово-правовом смысле). Тем не менее, авторы еще раз подчеркивают, что данная точка зрения может не совпасть с точкой зрения налоговых органов.
Кроме того, обсуждаемая проблема на этом не исчерпывается, о чем можно судить по содержанию статьи 346.13 НК РФ, которая определяет порядок и условия начала и прекращения применения УСН. Ее отличительной особенностью является упразднение разрешительного порядка перехода на УСН (ст. 5 Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ) и замена его уведомительным порядком. Вместе с тем, согласно главе 26.2 НК РФ организация или индивидуальный предприниматель могут подать заявление о переходе на УСН лишь один раз в год в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего года (до указанной даты такие заявления принимались налоговыми органами ежеквартально).
Порядок применения УСН вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями (п. 2 комментируемой статьи) в целом остается прежним (ст. 2 Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ). Указанные лица в случае подачи ими заявления о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе считаются субъектами УСН с момента создания организации или с момента государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Переход с УСН на общий режим налогообложения возможен на добровольной основе (по окончании налогового периода) либо в обязательном порядке в случаях, предусмотренных п. 4 комментируемой статьи. Представляется весьма любопытным, что законодатель устанавливает только два основания для обязательного перехода с УСН на общий режим налогообложения:
- получение налогоплательщиком по итогам налогового (отчетного) периода дохода (выручки) в размере более 15 млн. руб.;
- превышение стоимости амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, ограничения в 100 млн. руб.
По мнению авторов, весьма существенным является то обстоятельство, что перечень оснований для обязательного перехода с УСН на общий режим налогообложения существенно короче перечня ограничений для перехода на УСН (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Иными словами, организация на момент подачи заявления о переходе на УСН может располагать численностью работников не более 100 человек, не иметь филиалов и представительств, соответствовать требованиям, ограничивающим долю непосредственного участия других организаций, но в период применения УСН отклониться от какого-либо из этих критериев (или даже от всех).
Парадокс заключается в том, что законодатель, с одной стороны, прямо запрещает применение УСН в подобных случаях, а с другой стороны — не устанавливает обязанности налогоплательщика перейти на общий режим налогообложения.
Наконец, трудно понять логику законодателя, позволяющего индивидуальным предпринимателям переходить на УСН при любом размере дохода (выручки), но обязывающего их возвращаться на общий режим налогообложения при получении дохода (выручки) в размере более 15 млн. рублей.
Еще одной отличительной особенностью статьи 346.13 является введение двухгодичного моратория на переход к УСН для налогоплательщиков, утративших право на применение УСН (п. 7 ст. 346.13).
Вместе с тем, нуждается в дополнительных разъяснениях, следует ли считать утратившими право на применение УСН тех налогоплательщиков, которые перешли на общий режим налогообложения добровольно.
Источник: buh.ru
Налогообложение обособленного подразделения
Содержание
- Понятие обособленного подразделения
- УСН
- Налогообложение обособленного подразделения
- НДС
- Акцизы
- НДФЛ
- Налог на прибыль
- Налог на имущество
- Транспортный налог
- Земельный налог
- Оплата взносов во внебюджетные фонды
При расширении бизнеса юридические лица открывают филиалы, представительства по адресу, не совпадающему с адресом головной фирмы. Как правило обособленные подразделения открывают в других городах и регионах. В этом случае может возникнуть вопрос о порядке налогообложения обособок.
Если подразделения компании по территориальному признаку являются обособленными, то обязанности по уплате налогов и сборов они несут соответственно региона своего месторасположения. Но на учете в налоговой по месту расположения обособки состоит головная фирма, которая и будет ответственной за налогообложение своих представительств. В статье рассмотрим как происходит налогообложение обособленного подразделения.
Понятие обособленного подразделения
Трактовку такого понятия, как «обособленное подразделение», можно найти и в гражданском и в налоговом законодательстве РФ. Гражданским кодексом под данным термином понимают субъекты, которые по сравнению с обычными подразделениями имеют более широкие полномочия. Правовой статус обособки фиксируется в учредительных документах. При отнесении подразделения к обособленному выделяют следующие критерии:
- подразделение представляет компанию в другом населенном пункте/регионе;
- обособка представляет и защищает интересы компании, а также полностью, либо частично берет функции компании на себя.
Налоговый кодекс определяет как обособленное любое подразделение, которое соответствует таким признакам:
- подразделение от головной компании находится удаленно;
- в обособке имеются стационарные рабочие места (не менее одного) на срок, превышающий один месяц.
Важно! Даже если отделения компании территориально удалены от главной, они не являются отдельными юридическими лицами и самостоятельными налогоплательщиками.
УСН
Компании, которые имеют обособленные подразделения (зарегистрированные как представительства и филиалы), не имеют возможности применять упрощенную систему налогообложения. Когда обособки не являются филиалами, юрлицо вправе применять упрощенку, если, конечно, для этого есть соответствующие условия.
Но при этом стоит учитывать, что со стороны налоговой к таким подразделениям будет повышенное внимание. Возможно возникновение споров между контролирующими органами и налоговиками, при которых налоговая пытается найти в документах компании признаки представительства или филиала.
Чтобы подобных споров избежать, головной компании не нужно наделять свои территориальные офисы расширенными полномочиями, имуществом и иными признаками, позволяющими судить о них, как о самостоятельных единицах.
При оформлении документов обратить внимание следует на такие нюансы:
- Устав компании не должен содержать упоминаний о подразделениях;
- в наименовании подразделения не нужно употреблять такие слова, как «филиал», «представительство»;
- для подразделения не требуется разработка отдельного положения, работать оно может на основании приказа генерального директора компании;
- в отдельный офис не стоит назначать своего руководителя, но в том случае, если его присутствие необходимо, то полномочия его должны быть строго ограничены.
Налогообложение обособленного подразделения
Налогообложение обособленных подразделений будет зависеть от того, в каком правовом статусе они находятся, а также от вида налогов и сборов, наличия у обособки баланса и банковского счета.
НДС
НДС платят юридические лица, а так как подразделения как самостоятельные субъекты выступать не могут, то и обязанности по уплате НДС у них нет.
Головная компания подает декларацию по НДС в налоговый орган по месту своего учета. А рассчитывается и уплачивается НДС в общей сумме без распределения налога по филиалам.
Акцизы
Акцизы уплачиваются по месту нахождения обособленных подразделений, занятых производством или продажей товаров, попадающих под данный налог. То есть по каждому подразделению декларация подается отдельно – в ФНС по территориальному месту расположения.
Представление налоговой отчетности по акцизам производится по факту реализации подакцизных товаров. Если подобных операций в течение отчетного периода у подразделения не было, то и декларацию подавать не нужно.
НДФЛ
Компания, как работодатель выступает в качестве налогового агента по удержанию и уплате подоходного налога с выплачиваемого дохода своих сотрудников. Данные по доходам работников компания должна подавать в свою налоговую. А перечислять налог, удержанных с сотрудников, необходимо по месту регистрации этих сотрудников, как налогоплательщиков. С этой целью при открытии обособок организации должны встать на учет в налоговую по месту нахождения каждого подразделения. Уплата НДФЛ производится по реквизитам каждой налоговой, туда же сдаются дублирующие данные по доходам сотрудников отдельного подразделения.
Налог на прибыль
Уплата налога на прибыль компаниями, имеющими обособки, регламентируется налоговым законодательством (288 НК РФ). По той части налога, которая оплачивается в федеральный бюджет, уплата авансовых платежей и основной суммы по окончании налогового периода производится главной компанией без разбивки сумм по подразделениям.
Уплата налога на прибыль в региональные бюджеты производится исходя из месторасположения подразделений и самого головного офиса. Из общей базы налога выделяется доля, которая приходится на отдельный филиал или представительство. После этого рассчитываются и перечисляются авансовые платежи в налоговые органы – в региональные и центральный.
Важно! Декларация по рассматриваемому налогу предоставляется таким же образом, то есть по месту регистрации головного офиса, а также по территориальным органам, в которых представительства состоят на учете.
Налог на имущество
Налог на имущество уплачивается компанией раздельно: и по месту регистрации головного офиса и по месту расположения филиалов, если у них есть собственный баланс и принятые активы.
За имущество, которое находится на учете в головной организации, уплата налога происходит авансовыми платежами в тот налоговый орган, в котором данная компания зарегистрирована. Таким же образом происходит уплата и налога на имущество, которое числится на балансе обособленных подразделений. По каждой обособке рассчитывается налоговая база, которая после этого умножается на налоговую ставку, установленную в регионе. Данная сумма налога на имущество поступает в региональный бюджет.
Транспортный налог
Каким образом будет производится уплата транспортного налога зависеть будет от того, где зарегистрировано транспортное средство. Если оно закреплено за головной компанией, то налог будет уплачиваться в соответствующую ИФНС. Причем не будет иметь значение, находится ли автомобиль в обособленном подразделении или нет. Автомобиль, который по документам передан подразделению, на учет ставится там же и уплата налога происходит по месту регистрации.
Важно! Указанное правило относится только к транспортным средствам, имеющим постоянную регистрацию. Если автомобиль поставлен на временный учет, то по его временному месту нахождения уплачивать налог не нужно.
Земельный налог
Порядок, по которому происходит уплата земельного налога обособками в НК РФ не регламентируется. Организация, которая владеет землей по месту нахождения подразделения, как правило, отчитывается и уплачивает налог за нее в местных бюджет. Причем, если у обособки имеется собственный счет, то уплата налога производится именно с него.
Оплата взносов во внебюджетные фонды
Уплата страховых взносов обособленными подразделениями производится самостоятельно только в том случае, если отвечают следующим признакам:
- наличие собственного баланса;
- открыт отдельный расчетный счет;
- вправе выплачивать своему персоналу заработную плату.
Для того, чтобы налогообложение обособленных подразделений производилось правильно, об их открытии и закрытии компания обязана своевременно сообщать:
- постановка на учет обособок происходит через регистрацию ЕГРЮЛ (по месту нахождения юрлица);
- сообщение о прекращении деятельности обособки направляется по форме С-09-3-2 в срок до 3 дней с момента принятия соответствующего решения;
- снять обособку с учета нужно в срок до 3 дней с момента прекращения работы.
Источник: online-buhuchet.ru