В условиях переходной экономики одним из главных факторов создания полноценной рыночной среды cтало развитие предпринимательства. Именно в кризисные периоды экономического развития могли бы быть наиболее эффективно реализованы объективные преимущества малого бизнеса, так как именно он заполняет рыночные ниши, которые по объективным причинам не могут стать прибыльными для больших компаний. Но ни рынок, ни малое предпринимательство социальной справедливости не создают. Это задача церкви, государства, общественных организаций. Главная цель экономических институтов общества, помимо личностного самоутверждения индивида, включенного в рыночные отношения — обеспечение экономической эффективности развития государства и ничего более.
Россия, обладающая богатейшими природными ресурсами, хронически отстает от экономически развитых стран по уровню жизни населения. Истоки этого — не только специфичность национальной экономики, но и особенности отношения российского человека к труду.
Исторически наш менталитет формировался в совершенно специфических, не свойственных другим странам условиях: поздняя отмена крепостного права, постоянное отчуждение подавляющей части результатов труда в пользу работодателя, полная беззащитность перед произволом последнего. Государство поддерживало и культивировало лишь те экономические стимулы, которые укладывались в примитивную ценностную шкалу. При этом их нужно было не заработать, а заслужить у государства-собственника. В таких условиях антимотивационная сторона экономического менталитета российских граждан полностью задавила мотивационную.
Джим Рон. Философия Бизнеса. часть 1
Логично предположить, что философия отечественного малого бизнеса должна быть изложена в концепции его развития. Она должна служить определению: необходимости формирования малого предпринимательства России; целей малого бизнеса в экономической и социально-политической сферах; принципов его взаимоотношений с иными субъектами хозяйственной деятельности; механизмов развития малого предпринимательства, системы его поддержки; характера его воздействия на общественно-политическую ситуацию в стране.
Первые попытки ее формирования были предприняты на рубеже 1980-1990-х годов в работах Э. Горбунова, заведующего сектором Института экономики СССР, В. Черногородского, председателя Государственного комитета РСФСР по антимононопольной политике и поддержке новых экономических структур. По их мнению, только легальный сектор малого бизнеса способен был содействовать оздоровлению экономики СССР и решить ряд принципиальных задач, в том числе: сформировать основы мелкотоварного уклада в сфере потребления, повысить жизненный уровень населения, стимулировать его деловую активность.
После распада СССР формирование рыночных отношений в России приобрело принципиальный характер. Основные работы по разработке государственной концепции развития малого бизнеса проводились Государственным комитетом РФ по предпринимательству. Признавая, что монополистический капитал определяет уровень экономического развития любой страны, разработчики концепции настаивали, что подлинной основой жизни государств с развитой рыночной системой является все же малое предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Оно должно было обеспечить устойчивость развития экономики, гарантировать стабильность общества. В концепции требовалось присутствие методики определения субъекта предпринимательской деятельности, ориентиров места и роли бизнеса в экономике, рычагов его воздействия на социальную сферу общества, проблему занятости населения.
Философия бизнеса от Ицхака Адизеса
Как на федеральном, так и на региональном уровне активно перенимался зарубежный опыт (привлечение зарубежных организаций, попытки развивать ряд форм поддержки (муниципальные заказы, лизинговая система кредитования и т.д.), рост роли общественных организаций в формировании экономической политики, определение приоритетных направлений поддержки малого бизнеса, совпадающих с мировыми тенденциями). Но практика хозяйственной и социально-политической жизни страны показала, что мы так и не получили целостной и эффективно функционирующей концепции развития малого бизнеса, что в том числе связано и с непоследовательностью и дискретностью государственной политики в этой сфере. Нот это не снимает необходимости продолжения работы всех заинтересованных сторон в этом направлении в XXI веке.
- Афанасьев В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблем занятости // РЭЖ. — 1996. — N 10. — С. 41-45.
- Брагина Е. Малый бизнес: состояние и проблемы // Свободная мысль. -1995. — N 11. — С. 87.
- Горбунов Э. О концепции развития малого предпринимательства в СССР // Вопросы экономики. — 1991. — N 8. — С. 55.
- Кормин Н., Кормин С., Турлак Е. Культурный контекст предпринимательства // Вопросы экономики. — 1995. — N 7. — С. 157.
- Черногородский В., Цыганов А. Экономические и организационные условия поддержки предпринимательства в России // Вопросы экономики. — 1991. — N 12.
- Программные тезисы ООПД «Развитие предпринимательства» // Тек. арх. администрации Омской области. — М., 1998. — С. 2.
Источник: fundamental-research.ru
Презентация на тему Философия бизнеса
своим партнерам.
Быть убежденным в том, что честь превыше прибыли.
Признавать неизбежность конкуренции, понимая необходимость сотрудничества.
Ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу действий своих конкурентов.
Не бояться рисковать и брать на себя ответственность за все принимаемые решения.
Слайд 5 Миссия и ценности компании – помогают сплотить команду,
довести до сведения каждого сотрудника стратегические цели и идеи,
сделать работу эффективной, интересной
Говоря о производственном процессе в целом, Г. Форд отмечал, что
производственный продукту – это не просто реализованная «деловая теория», а
нечто большее – теория, цель которой создать из мира вещей источник радости.
Слайд 6 «За» и «против» социальной ответственности
Аргументы в пользу социальной
ответственности бизнеса:
Долгосрочные перспективы для компании
Изменение потребностей и ожиданий общества
ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем
Моральное обязательство перед обществом
Слайд 7 совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом
к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса,
их социальному облику.
адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и внешнему виду делового человека.
Слайд 8 Наряду с понятием «этика бизнеса» как тождественные употребляют
понятия «деловая этика», «экономическая этика», «предпринимательская этика»
Слайд 9 Этика в современном менеджменте
Предметом бизнес-этики являются принципы, ценности,
идеалы определяющие правильные и неправильные подходы к деятельности.
Опросы общественного
мнения показали, что общество убеждено в снижении уровня стандартов этики бизнеса в условиях кризиса.
Для решения этой проблемы организации предпринимают самые разные шаги: составляют морально-этические кодексы, занимаются этическим мониторингом, приводят тренинги по этике и философии бизнеса
Слайд 10
Слабая управляемость и предсказуемость
Отсутствие реальных мировых денег
Потребность в
философских основаниях появляется лишь на стадии развитого предприятия
До 90%
начинающих бизнесменов разоряется за первые год, два
Формирование корпоративного мышления
Объективные причины к философствованию в бизнесе
Слайд 11 William James
Прагматизм («Сделано в США»)
Философия дела и успеха
Charles Sanders Peirce
John Dewey
Основоположники:
Слайд 12 Основания прагматизма
Истина то, что полезно и работает.
Знание
эволюционирует от сомнения к уверенности
Главное- решение проблем
Слайд 13 Принцип Пирса: практически проверить на истинность все суждения,
где понятие подлежащие
Пример:
Алмаз самый твердый в природе.
Значит им можно
поцарапать на практике
любое другое природное вещество
Слайд 14 Роль бизнеса в социальном прогрессе
В ХХ веке
возникла доктрина бизнес благотворительности, согласно которой преуспевающие организации обязаны
жертвовать часть своих средств на благо общества.
«Большинство согласится с тем, что когда г-н Абрамович и его компании тратят $2,5 млрд на ремонт домов, школ, больниц, церквей и инфраструктуру Чукотки, которая когда-то была одним из самых безнадежных регионов страны, а сейчас стала одним из самых быстрорастущих регионов, это как раз то, что называется «делать добро», которое присуще нашей духовной атмосфере»
Слайд 15 Две точки зрения на отношение компании к социальной
среде
Первая точка зрения заключается в том, что организация является
социально ответственной, если работает с максимальной прибылью и при этом не нарушает законы.
Сторонником этой теории является лауреат Нобелевской премии М. Фридман, по мнению которого: «роль бизнеса заключается в использовании ресурсов и энергии в видах деятельности, предназначенных для увеличения прибыли, и в соблюдении при этом правил игры… а также в участии в честной конкурентной борьбе без мошенничества и обмана».
Слайд 16 Две точки зрения на отношение компании к социальной
среде
Согласно второй точке зрения организация,
кроме обязательств чисто экономического характера, обязана учитывать человеческие и социокультурные аспекты влияния ее деятельности на сотрудников, потребителей и местные сообщества и вносить позитивный вклад в решение социальных проблем в силу своих возможностей в области защиты окружающей среды, здравоохранения, защиты потребителей и т.д.
.
Данный подход также подразумевает, что общество ожидает от бизнеса не только высоких экономических показателей, но и работы в социальных направлениях.
М. Вебер доказывает что «честность» — это капитал, приносящий прибыль
Слайд 17 М. Вебер и современность
М. Вебер утверждал что «честность»
— это капитал, приносящий прибыль
В США оштрафовали «Голдман Сакс»
на $22 миллиона за неудачи при попытках предотвратить умышленно вредные советы аналитиков-исследователей, даваемые привилегированным клиентам по изменениям на рынках.
Слайд 18 Бизнес и религия
Более 50 % верующих людей хотели
бы иметь собственный бизнес
«Вера в духовность человека — не основание
отказываться от предпринимательства. Более того, религия дает ответ на вопрос, как верующему человеку вести бизнес, зарабатывать деньги, и расширяться, не нарушая Божьих и человеческих законов» (Иваненко С.)
Слайд 19 Экономика цивилизации и предприниматели
Суть проблемы:
Нестабильность,
Волатильность,
Политическое давление,
Экологические проблемы
Влияние
религии
Слайд 20 Мировой кризис как долгосрочный фон мировой экономики
Слайд 21 Хрематистика как негативное постояннное явление Хремастика (от др.-греч. χρηματιστική
— обогащение) — термин, которым Аристотель обозначал науку об
обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли Цель экономики – естественное богатство, вещи для жизни. Цель хрематистики – неестественное богатство, накопление в денежной форме, обладание деньгами.
Слайд 22 Этика запрещает в деятельности фирмы
использование информации полученной в
доверительной беседе
выплата соучастнику части незаконно полученных денег
противоправное поведение ради
интересов фирмы
незаконные выплаты политическим организациям
раскрытие секретов компании
Вымогательство, взятки, подарки
конфликт на почве столкновения интересов
нарушение закона в целом
Слайд 23
Автор идеи и составитель
К. филос. н, доцент
Источник: findtheslide.com
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
С давних времен предпринимательство было не только жаждой заработать определенный капитал и желание разбогатеть. Человек обеспеченный стремился поделиться своими средствами во благо человечество. Только благодаря им было построено множество церквей, что очень поддерживало духовные запросы общества.
Но не только история дает нам живые примеры связи духовных, этических и деловых начал в предпринимательстве. Это актуально и сегодня в развитых странах мира. На Западе все большее развитие получает так называемый «этический бизнес». Для получения общественного признания фирме уже недостаточно просто зарабатывать большие прибыли. Успешный бизнес придерживается концепции «социально ответственных инвестиций».
Для большинства сотрудников на выбор компании, в которой они собираются работать, влияет социальная ответственность. Люди не хотят работать в компаниях, не ставящих социальную ответственность в качестве приоритета корпоративной политики. Эти же люди, являясь вкладчиками, хотят видеть свои деньги работающими во благо.
На данный момент бизнес в России находится в сложной ситуации. Несмотря на то, что предпринимательство с каждым годом увеличивается, его понятие до сих пор полностью не раскрыто для общества. Это должна быть нужная и полезная для общества и страны ячейка, образованная для создания новой продукции, рабочих мест и уплаты налогов, но к сожалению данный механизм слабо работает в нашем государстве и обществе. Сейчас главная цель бизнеса это получение прибыли любой ценой.
Поэтому в наше время бизнесу нужно задуматься о таких вопросах как понимание, формулировкой собственной миссии и философии, выработкой корпоративно социальной ответственности и налаживание новой системы отношения между предпринимателями и государством.
Становление малого и среднего предпринимательства необходимо для расширения среднего класса, которое в основном является его представителем. Увеличение данного слоя поможет уменьшить безработицу, достигнуть устойчивого экономического роста, а так же повысить средние доходы граждан и сделать новый шаг к информационно-технологическому прогрессу.
В случае если говорить о философии бизнеса, то здесь необходимо изменить идеологию со стремления заработать, на стремление создать. Сейчас мы живем в век технологий : раскрываются свежие видения бизнеса, стираются национальные границы, грядет создание новых перспектив.
Необходимо понять каждому предпринимателю, что его бизнес это часть большого целого, часть страны. А его миссия – это создание национального бизнеса, ориентированного для России. Это должно быть не столько соблюдение законодательства, а скорее делом чести, направленное на национальное развитие страны.
Список литературы
Источник: scienceforum.ru