Об особенностях развития форм предпринимательской деятельности (крупного, среднего и малого бизнеса ) и их взаимосвязях. Анализ деятельности малых предприятий в условиях конкурентной среды.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савченко Л. А.
Основные формы взаимодействия малых предприятий
Европейский опыт взаимодействия малого, среднего и крупного производственного предпринимательства
Зарубежный опыт обеспечения взаимодействия малого и крупного бизнеса
Кластеры — один из путей развития малого бизнеса
Предприятия малого и среднего бизнеса как фактор устойчивого социально-экономического развития: финансово-кредитные аспекты
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Взаимодействие разномасштабных форм бизнеса в экономике развитых стран»
Инспекторы при проведении выездных проверок изучают банковскую документацию, проводят встречи с персоналом банка для того, чтобы получить более широкое представление о системе проведения операций и управления. Также они изучают материалы внутреннего и внешнего аудита. Обобщая полученную информацию, они оценивают общее состояние объекта проверки.
Какую форму регистрации бизнеса выбрать: ИП, ООО, САМОЗЯНАТОСТЬ?
При оценке учреждения в этих странах используется структурированная рейтинговая система. Частота таких проверок в этих странах варьируется. В США комплексное обследование банков проводится каждые 12-18 месяцев, в Японии — один раз в два года, в Италии — один раз в шесть или семь лет. Во Франции частота зависит от размера и состояния банковского учреждения, так небольшие банки проверяются один раз в четыре или пять лет, банки, имеющие нестабильное состояние могут проверяться ежегодно. Для этих четырех стран характерно, что проверки на местах обязательно проводятся при выявлении значительных проблем.
Третья модель основана на совмещении результатов выездного контроля регулирующего органа с данными внешнего аудита. Такая модель традиционно применяется в Канаде.
Появление четвертой модели связано с повышением требований к транспарентности кредитных институтов и органов банковского надзора. В этом аспекте целесообразно исследование зарубежного опыта, связанного с применением модели на основе требования публичности работы банковского учреждения.
Эта модель банковского надзора имеет два названия: «публичной отчетности» или «рыночной дисциплины», которые подразумевают жесткие требования к обязательному опубликованию определенной информации о работе банка. Новая Зеландия перешла на подобную модель надзора в 1996 году, поэтому говорить о ее надежности еще трудно. При этом необходимо помнить о специфичности банковской системы Новой Зеландии, так как все крупные банки в Новой Зеландии находятся в иностранном владении и их деятельность, включая иностранные отделения, является предметом надзора в стране, где эти банки зарегистрированы. Проведенное нами исследование моделей банковского надзора и предложенная их классификация позволяют, на наш взгляд, наиболее четко представить институциональную структуру современного надзорного процесса и определить возможности творческого использования мирового опыта при совершенствовании отечественной системы банковского регулирования. ¡5 Таким образом, в мире существуют различные модели ведения надзора за банками и всем финансовым О сектором, однако, ни одна из моделей не может рассматриваться как теоретически предпочтительная или ® оптимальная. Каждая страна должна выбирать модель, которая будет подходить ей с экономической и поли- ^ тической точек зрения, соответствовать финансовой структуре этой страны, эффективна и действенна. Как □ показали события банковского кризиса 2007года и последовавшего за ним мирового финансового кризиса ^ 2008года, а также учитывая современные темпы развития, как банковской индустрии, так и сопряженных с СО ней областей, можно говорить о том, что система банковского надзора во всем мире находится в состоянии 2 непрерывного развития. °
Нужно ли передавать бизнес своим детям? #shorts
1. Мартинес Хосе де Луна, Роуз Томас А. Международный обзор интегрированного надзора за финансовым О сектором, Рабочий документ Мирового банка, посвященный политическим исследованиям № 3096, июль, 2003.
нал «Аналитический банковский журнал», №9, 2005г.
2. Поздышев В. Международная практика банковского надзора — курс на повышение эффективности, — жур- 2
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗНОМАСШТАБНЫХ ФОРМ БИЗНЕСА
В ЭКОНОМИКЕ РАЗВИТЫХ СТРАН
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», Новошахтинский филиал преподаватель,
Об особенностях развития форм предпринимательской деятельности (крупного, среднего и малого биз- ^
неса) и их взаимосвязях. Анализ деятельности малых предприятий в условиях конкурентной среды. ^
Ключевые слова: взаимодействие форм бизнеса; малый бизнес; средний бизнес; крупный бизнес Коды классификатора JEL: IV! 21
Важным условием достижения нового качества российской экономики, решения неотложных социальных проблем является модернизация экономики на основе сочетания, взаимодействия и развития разномасштабных форм предпринимательской деятельности — малого, среднего и крупного предпринимательства, создания условий для возникновения новых малых предприятий, трансформации малого предпринимательства в среднее, расширение сферы функционирования среднего предпринимательства и появления новых крупных национальных компаний.
Несмотря на то, что взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства формируется и реализуется при наличии взаимных интересов и единых целей, в настоящее время в российской экономике ^ не сложилось оптимальное соотношение между разномасштабными формами предпринимательства. о
В рыночных условиях спрос определяет все параметры производства — объемы, ассортимент, качество. § При этом затраты, качество, обновление ассортимента, а также доведение продукции до потребителей во ^
многом зависят от взаимосвязей малого и крупного бизнеса. Поэтому в структуре национальных экономик развитых стран постоянно увеличивается доля малых и средних предприятий, совершенствуются механизмы их взаимодействия с крупными корпорациями, вынужденными адекватно реагировать на глобальную дифференциацию рынков и возрастающую индивидуализацию потребительского спроса в эпоху постиндустриального развития.
Малые и средние предприятия в ЕС привлекаются крупным бизнесом в основном как субпоставщики и субподрядчики различных уровней,
провайдеры специализированных услуг (ремонт, наладка, информатика, дизайн, маркетинг, консультирование, обслуживание социальной сферы и. т.д.), пилотные предприятия по освоению новой техники.
Их отношения при этом остаются, как правило, договорными. Малые предприятия не становятся дочерними. Такие связи закрепляются благодаря тому, что по законодательству ЕС крупные предприятия не имеют права на владение более 25% капитала мелких и средних фирм, претендующих на государственную поддержку, во избежание присвоения крупным бизнесом льгот, предоставляемых государством мелкому бизнесу. Кроме того, в ряде стран закон обязывает крупные фирмы, выполняющие государственные заказы, передавать до 20% их объема независимым мелким и средним фирмам как субподрядчикам, субпоставщикам, консультантам, инспекторам .
Государственная поддержка малому и среднему бизнесу может оказываться из бюджетов любого уровня и во всех секторах хозяйства (кроме угледобычи, черной металлургии, сельского хозяйства, рыболовства и судостроения, где действуют специальные схемы), но лишь по проектам стоимостью до 25 млн. евро и в объеме до 15 млн. евро. Содействие может иметь форму налоговых, амортизационных, кредитных, инвестиционных, консультативных, инфраструктурных, тарифных и иных субвенций, способствующих увеличению как ^ основного капитала, так и в иных активов фирм-бенефициаров (земли, приобретения технологии, подвижно-^ го состава и т.д.). Предоставляемый «грант-элемент» поддержки (т.е. чистые субсидии) не может превышать Ь 15% стоимости проекта для малых и 7,5% для средних фирм.
(О В странах Евросоюза качественно новый уровень взаимодействия большого и малого бизнеса обеспечи-X вает создание региональных центров поддержки малого бизнеса. Здесь консолидируются усилия практичес-^ ки всех сторон, заинтересованных в успешной работе малых предприятий и увеличении их числа. Централь-
□ ные и региональные органы власти заинтересованы в повышении занятости населения и росте поступления ^ налогов от малого бизнеса, а крупные компании — в наиболее полном использовании потенциальных возмож-^ ностей малых предприятий для решения своих корпоративных задач.
^ Партнерами малых предприятий могут быть не только крупные компании производственного профиля, I- ими могут стать, например, высшие учебные заведения. В этом случае решаются две важные задачи: во-
□ первых, появляется возможность осуществлять на коммерческой основе профессиональную переподготовку
□ специалистов или повышение их квалификации; во-вторых, эффективно использовать потенциал вузов. При-О чем, интересы вузов прослеживаются в процессе решения обеих задач, поскольку появляется возможность
создавать свой малый бизнес выпускникам, преподавателям и научным сотрудникам. Именно они воплощают теоретические разработки в конкретные технологии и изделия, представляющие интерес для крупных 2 компаний, способных организовать серийное производство или масштабное внедрение результатов работы малых предприятий. Вместе с тем, такое сотрудничество помогает малым предприятиям устанавливать кон-о такты с крупными фирмами, пользуясь своей известностью в деловых кругах.
ф Развитие малых и средних предприятий и их «интернационализация» — выход на внешние рынки в Ита-Ц лии осуществляется в рамках экономической модели «промышленных округов». В промышленных округах > (ПО) довольно часто средние и малые фирмы сосредоточиваются вокруг крупной ведущей фирмы, которая о снабжает их заказами и содействует выходу на другие рынки.
0 Промышленными округами в Италии называют однородные «местные производственные системы», ха-
1 рактеризующиеся высокой концентрацией промышленных предприятий. Концентрация промышленных £5 округов определяется отношением количества предприятий к населению данного района, являющихся в о основном мелкими или средними и имеющих высокую специализацию производства. Показателем специа-о лизации является отношение между занятыми в данной отрасли и общим числом занятых в обрабатывающей
промышленности. Названные выше особенности, в сочетании с некоторыми другими признаками, позволяют о обозначить границы ПО на территориальном уровне, совпадающие, как правило, с границами одной или неФ скольких итальянских коммун. Необходимость соответствия все более строгим стандартам качества и надеж-о ности заставила фирмы, составляющие промышленные округа, занимать на рынке конкретные «ниши». Пред-£3 приятия, входящие в промышленные округа, являются, как правило, малыми или средними сохраняющими § традиции ремесленного производства. Практически во всех случаях эти фирмы представляют собой частный £ семейный бизнес с семейным капиталом, причем производство «географически» расположено поблизости от
0 местожительства «главы семейства».
^ Либерализация рынков и усиление конкуренции в национальном и международном масштабах оказали
1 большое влияние на изменение структуры и взаимосвязей в рамках промышленных округов. Крупные фир-о мы, представляющие признанные торговые марки, сочли целесообразным вынести часть своего производс-т тва в существующие промышленные округа и вошли в новые ПО для создания инновационных продуктов и
технологий, прежде всего, через укрепление сети субподрядчиков на территориях, уже отмеченных конкрет-^ ной производственной специализацией.
ш Отношения между заказчиками и субподрядчиками формируются, с одной стороны, как сотрудничество ц на техническом уровне, а с другой как «конкуренция» на коммерческом уровне. Что касается технического о сотрудничества, то субподрядчики дают свои клиентам рекомендации по повышению качества полуфабри-о катов на последующих стадиях обработки. Новые разработки в рамках ПО осуществляются постоянно благо-^ даря высокой конкуренции между предприятиями.
Для удовлетворения потребностей в высококвалифицированной рабочей силе ПО установили тесные связи со специализированными центрами подготовки специалистов, университетами, «технологическими парками» и исследовательскими центрами, расположенными на их территории.
Качество выпускаемой продукции является жизненно важным условием существования предприятий ПО и достигается благодаря способности сочетать традиционные производственные механизмы с привлечением специалистов высочайшей квалификации и использованием самых передовых технологий. В последнее время другие страны используют итальянский опыт по созданию промышленных округов.
В России, учитывая ее отдаленность от Италии, ближайшей задачей могли бы стать, прежде всего, разработка технико-экономического обоснования производственного округа в конкретно выбранной географической зоне (вместо непосредственного перевода в страну производства одного из итальянских ПО), определение механизмов финансовой поддержки малым и средним предприятиям, а также принципов и механизмов возможного льготного налогообложения со стороны российских государственных органов, оказания консультационной помощи по реальному взаимодействию фирм, «ноу-хау» и т.д., которые при этом по многим вопросам остаются коммерческими конкурентами.
Финляндия весьма эффективно использует интернационализацию рынка технологий, капитала и труда, являя собой уникальный образец бережного сохранения традиций и умения освоить инновационную культуру как стратегический ресурс развития в XXI веке. Динамичное развитие экономики Финляндии опиралось на эффективное взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса. Для этих целей создана гибкая система государственно-общественной и частной поддержки малых и средних предприятий. Разработанные и реализуемые финансовые инструменты этой поддержки — гарантирование, микрокредитование, венчурное финансирование, являются примером пионерных решений. Еще одним результатом глобализации по-фински стало превращение малых городов и деревень в инновационные бизнес-инкубаторы.
Объединение интересов крупного, среднего и малого финского бизнеса осуществляется через укрепление экономического и инновационного потенциала местных, локальных рынков, способствуя росту благосостояния людей ¡5 и авторитета страны в мире. Честность и прозрачность — определяющие черты нравственного предпринимательства О — являются составляющими не только человеческого бытия, но и правил ведения бизнеса в Финляндии. j
Принципиально важная особенность Венгрии — стремление рассматривать перспективы и задачи разви- ^ тия малого предпринимательства не столько в контексте его собственных проблем, сколько в связи с общей системой целей и приоритетов развития национальной экономики на среднесрочную перспективу. С самого Z начала реформ в Венгрии упор был сделан на привлечение иностранных инвестиций. Это позволило оздоро- СО вить и адаптировать к условиям рынка значительное число крупных предприятий страны, сохранить кадро- 2 вый потенциал, сделать существенный шаг в направлении хозяйственного сближения со странами ЕС. °
Большой удельный вес в этом инвестиционном потоке играли так называемые «greenfield investments» щ («инвестиции с нуля»), то есть прямые инвестиции в создание совершенно новых предприятий, которые уже □ в процессе строительства и тем более эксплуатации постоянно «обрастали» сетью смежных, преимуществен- О но малых и средних предприятий — субподрядчиков, реализаторов-трейдеров, сервисных компаний и пр. Венгрии удалось сохранить свою притягательность как важного узла транспортных коммуникаций в центре
Европы. Это позволяет поддерживать высокие показатели занятости и реальных доходов населения. Однако, £ даже на фоне позитивных тенденций — устойчивого роста количественных и качественных показателей функционирования среды малого предпринимательства, в стране постоянно принимаются меры по совершенс- б
твованию форм и инструментов государственной поддержки малого бизнеса.
Анализ общей стратегии экономических реформ в Венгрии показывает, что роль малых предприятий в венгерской экономике обусловливают два определяющих фактора: разнообразные виды интеграции малого бизнеса в большие хозяйственно-кооперационные системы при лидерстве крупных предприятий высокого технологического уровня («кластерная система»); устойчивая динамика жизненного уровня населения, роста о количественных и качественных показателей его потребления, создающего особые ниши для малых предпри- х ятий, причем даже тогда, когда их теснят крупные. Обобщая изложенное, отметим тенденцию к увеличению т числа малых предприятий. Поэтому правомерно утверждать, что сегодня одновременно с укреплением пози- о ций верхушки монополистического капитала в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значе- о ния малых и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства. ^
Доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей остается стабильной или даже несколько снижается. Установился баланс между малым и средним бизнесом.
Для предпринимательства всё более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределённости хозяйственной среды. Предприниматели всё чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, ^ особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возмож- ^ ности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные науч- о но-исследовательские разработки, разделение риска.
Преимущество малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные ^ периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на изменения в экономике. Малые предприятия стали индикатором общего состояния дел в экономике.
Они наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях. В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят «отдушину» в виде экспорта капитала. 2 Малые фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает интенсивно пересматривать свою ф производственную и сбытовую деятельность. Развитие малых предприятий при преодолении кризиса слу- ^ жит важным средством оздоровления экономики. о
Особого внимания заслуживают показатели удельного веса малого производства в ВВП и численнос- ^ ти занятых в общем их количестве, в виду того, что доля малого бизнеса в ВВП имеет другое наполнение ^
Источник: cyberleninka.ru
Соотношение форм бизнеса
В Японии, как и в других развитых странах, сосуществуют и дополняют друг друга малые и крупные компании. Так, в обрабатывающей промышленности компании с численностью занятых до 300 человек производят более половины добавленной стоимости.
Специфической особенностью предпринимательской структуры Японии является высокая степень консолидации бизнеса. Действующие в экономике бизнес-группы как горизонтального типа (Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Фуе, Санва, Дайити Канге), в состав которых входят финансовые учреждения, промышленные концерны разных отраслей, транспортные и другие компании сферы услуг, так и вертикального — кэйрэцу, объединяющих головные фирмы группы и их субподрядчиков, — отличает высокая степень сплоченности, часто обусловленная неформальными связями и обязательствами. Кэйрэцу особенно широко распространены в автомобилестроении, где 40% малых предприятий считают себя их членами. К тому же японские бизнес-группы являются довольно закрытыми объединениями, в рамках которых практикуются перекрестное владение акциями и взаимное участие в руководящих органах друг друга. Их члены предпочитают осуществлять сделки с компаниями и банками своей группы, координируют свою стратегию с другими членами группы, придерживаются общих для них норм менеджмента.
Подобная практика ведения бизнеса создает препятствия для взаимодействия с зарубежными партнерами из-за ограниченных возможностей приобретения ими акций японских компаний и трудностей проникновения в их производственно-сбытовые цепи. В связи с этим в условиях глобализации происходит реорганизация предпринимательской структуры страны, связи внутри бизнес-групп постепенно ослабевают, японские компании становятся транснациональными, около 10 из них ежегодно входят в первую сотню крупнейших ТНК мира по величине зарубежных активов (по версии ЮНКТАД).
Позиции государства в экономике Японии, если измерять их только количественными показателями (доля налогов в ВВП, доля госрасходов в совокупном спросе, размеры госсектора), не выше, чем в США, и ниже, чем во многих странах ЕС. Однако реальные позиции японского государства сильнее, чем показывают формальные индикаторы, так как в Японии сложился особый тип государственного вмешательства в экономику, основанный на неформальном общественном договоре. Для него характерны высокая степень взаимодействия между бизнесом и бюрократией и преобладание средств и методов убеждения и стимулирования, а не принуждения, а также функционирование системы взаимного обмена мнениями и согласования действий между бизнесом и государством, действующей на основе взаимных обязательств и уступок. Подтверждением этого могут служить активное взаимодействие государственных органов и предпринимательских организаций (крупнейшая из них — Федерация предпринимательских организаций, Кэйданрэн) и наличие в Японии большого числа площадок для консультаций представителей бизнеса и правительства (различные советы и комитеты с участием деловых и правительственных кругов, конференции, круглые столы, где обсуждаются вопросы национальной экономической стратегии).
В Южной Корее доля малого и среднего бизнеса в производстве ВВП ниже, чем в Японии, а доля крупного бизнеса — выше. При этом наблюдается специфика южнокорейских бизнес-групп (чеболей) — они находятся в собственности отдельных семей, пользуются поддержкой государства и обычно являются конгломератами (многоотраслевыми организациями) (рис. 16.1). В стране насчитывается около 100 чеболей, из них 30 ведущих производят 45—50%, а два наиболее крупных (Самсунг электронике, Хендэ мотор) — 26% ВВП страны. Более того, в последние годы значение чеболей в южнокорейской экономике даже растет, если судить по десяти крупнейшим из них.
Как правило, основой чеболя является компания, осуществляющая стратегическое промышленное производство. Кроме того, чеболь может включать финансово-страховые компании для обеспечения услуг финансового сектора, транспортные компании для обеспечения логистики и перевозок, производство комплектующих, что существенно снижает издержки и повышает качество продукции, а также торгово-посреднические компании, которые осуществляют сбыт продукции. Большинство бизнес- групп также включают компании, отвечающие за инновационные разработки. После кризиса 1997—1998 гг. большая часть бизнес-групп была реформирована в целях придания большей специализации и централизации производства и приобрела характер холдинг-компаний. Положение чеболей в Южной Корее
Рис. 16.1. Схема организации чеболя
Источник: Федоровский А.И. Феномен чэболь: государство и крупный бизнес в Республике Корея. М., 2008. С. 106.
регулируется большим количеством правовых актов, основной надзорный орган — Комиссия по справедливой торговле, которая ежегодно выпускает доклад о состоянии конкуренции в стране и о положении крупных корпораций.
В 2000-е годы все большее значение южнокорейское государство придает поддержке малого и среднего бизнеса, ставя задачу интегрировать его в производственно-сбытовые цепочки крупнейших компаний, используя хорошо зарекомендовавший себя опыт взаимоотношений крупного, малого и среднего предпринимательства в Японии.
Источник: bstudy.net
Соотношение форм бизнеса
Термин «формы бизнеса» трактуется по-разному, но обычно как отнесение той или иной фирмы к малому, среднему, крупному или государственному бизнесу (госсектору). Иногда вместо него используют термины «предпринимательская структура экономики» или «структура бизнеса», но последний чаще связан с отнесением фирмы к одной из организационно-правовых форм бизнеса — товариществу, обществу с ограниченной ответственностью, акционерному обществу и т.д.
Соотношение форм бизнеса имеет важное значение при анализе экономики страны или ее отдельных частей. Так, если в стране велик вес госсектора, то ее можно рассматривать как экономику с сильным государственным вмешательством, а если велик вес крупного частного бизнеса — то как сильно монополизированную экономику.
На практике главным препятствием для установления веса в экономике разных форм бизнеса являются особенности статистики. Так, статистические определения малого бизнеса в разных странах отличаются.
Например, статистика США относит к малому бизнесу фирмы с численностью работающих не более 500 человек, к среднему бизнесу — от 500 до 1000 человек, а статистика России включает в малый бизнес фирмы с численностью работающих не более 100 человек (в том числе индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и крестьянские (фермерские) хозяйства), в средний — не более 250 человек. Кроме того, СНС исчисляет произведенную в домашних хозяйствах продукцию, но не включает ее в малый бизнес, исходя из принципа, что домашние хозяйства производят продукцию преимущественно для собственных нужд, а не для рынка. Но во многих странах основная масса сельхозпродукции производится именно в домашних хозяйствах (в 2008 г. в России хозяйства населения произвели 42% сельхозпродукции страны, и фактически именно они выполняли в российском сельском хозяйстве роль малого бизнеса, а не крестьянские (фермерские) хозяйства, на которые приходилось лишь 9% сельхозпродукции). Наконец, именно в малом бизнесе чаще всего распространена ненаблюдаемая экономика, и поэтому роль малого бизнеса в экономике страны статистически принижается. Поэтому нужно осторожно относиться к определению роли малого бизнеса в формирующихся экономиках, исходя из предположения, что его роль часто занижена.
78 Национальная экономика
Что касается крупного частного бизнеса, то национальная статистика обычно не выделяет его как форму, и поэтому его вес в экономике измеряется косвенно — как доля трех — десяти ведущих компаний в отрасли (секторе, сфере) и десяти — двухсот ведущих компаний в производстве ВВП. При этом следует иметь в виду, что по технологическим и другим причинам концентрация капитала обычно велика в промышленности и банковском секторе и намного меньше в строительстве, сельском хозяйстве и большинстве отраслей сферы услуг.
Обратим внимание также на то, что в странах — экспортерах сырья с их доминированием добывающей промышленности в ВВП существование в этих отраслях небольшого числа компаний приводит к очень высоким показателям концентрации капитала в целом по стране. Поэтому анализ роли крупного бизнеса в экономике целесообразно проводить не только в целом по экономике, но также по отраслям, отраслевым комплексам, секторам и сферам. Другое важное направление анализа крупного бизнеса — это рассмотрение деятельности в национальной экономике бизнес-групп, к которым относят фирмы, объединяющиеся вокруг одной компании или банка, обычно на основе долевого участия или традиционно сложившихся связей. Их анализ помогает лучше оценить истинные «центры силы» в национальной экономике.
Обращаясь к роли госсектора в национальной экономике, отметим ряд присущих этому анализу моментов. Так, достаточно объективным показателем роли государства в экономике является вес принадлежащих государству основных фондов. Желательно обращать внимание на их отраслевую структуру: обычно они сконцентрированы в производственной и социальной инфраструктуре (дороги, больницы и т.д.), а высокий вес промышленности будет говорить о непосредственном участии государства в выпуске промышленной продукции. Высокая доля государства в банковских активах страны будет свидетельствовать о непосредственном участии государства в банковском секторе (как, например, в России, где государственным банкам принадлежит более 50% банковских активов).
Кроме того, в странах с формирующимися рынками много банков и небанковских компаний, в капитале которых участвует как частный бизнес, так и государство (например, «Газпром» на 52% принадлежит государству и на 48% — частному бизнесу). В результате достаточно трудно определить реальную долю госсектора в производстве ВВП. По последней оценке, в России она составляет 45—50%, в Белоруссии она еще выше, а в развитых странах — около 30%.
В заключение отметим, что при анализе форм бизнеса часто анализируют и ненаблюдаемую экономику, которая входит составной частью во все вышеописанные формы бизнеса.
Источник: studref.com