Рынок труда в России меняется. Появляются новые формы занятости и сотрудничества – удаленная, сезонная, самозанятость. В число таких профессий входят водители, курьеры, фотографы, IT-специалисты, дизайнеры.
На то, чтобы оформить трудовые отношения с такими специалистами, компания тратит много сил и времени, привлекая бухгалтерию и отдел кадров.
Постепенно этот подход остаётся в прошлом. Сегодня есть онлайн сервисы, которые берут все эти задачи на себя и помогают сделать взаимодействие с самозанятыми предельно простым и максимально эффективным.
Вместе с платформой «Рокет Ворк» рассказываем, как добиться выгодного сотрудничества без лишних бумаг.
С чего всё началось?
С самозанятости. Она появилась в 2019 году по инициативе ФНС с целью повышения прозрачности экономики и внедрения удобных и выгодных инструментов предпринимательства. Был введён режим НПД – налог на профессиональный доход.
Налоги для фрилансера | Ответы на вопросы подписчиков
Появились платформы по взаимодействию бизнеса с самозанятыми. «Рокет Ворк» — первая такая платформа, которая появилась в России в 2020 году.
Платформа предлагает заказчикам и исполнителям простой путь по взаимодействию. После регистрации на «Рокет Ворк» заказчик получает доступ к базе данных исполнителей и возможность автоматизировать ряд задач:
— быстрый поиск и вывод исполнителей под любые задачи
— дистанционное заключение договора между заказчиком и исполнителем (СМЗ, ГПХ, ИП, в штате)
— дистанционный контроль выполнения работ по договору и всех взаиморасчётов: выплаты, налоги и взносы
— привлечение рабочей силы из-за рубежа и контроль трудовой миграции.
Что делают платформы?
Платформа освобождает заказчика и исполнителя от целого ряда функций, что упрощает их взаимоотношения и оптимизирует ресурсы:
— в формате биржи сводит заказчика и исполнителя
— проверяет статус физлица и его кредитную историю (долги перед бюджетом)
— осуществляет постановку и приёмку работ
— осуществляет выплаты на любые карты банков РФ любому количеству исполнителей
— оформляет отчётные закрывающие документы (чеки, акты выполненных работ) и высылают их заказчику
— автоматически уплачивает налоги в бюджет.
Как это работает?
Со стороны заказчика: технологическая платформа, автоматизирующая работу с исполнителями (web-интерфейс, приложение, API).
Со стороны исполнителя: мобильное приложение на iOs или Android, в котором исполнитель получает задания и взаимодействует с заказчиком.
Кому хорошо?
Всем. Для каждой стороны есть свои неоспоримые преимущества.
Исполнитель получает уверенность в заказчике и выплате вознаграждения по факту выполнения работ. Кроме того, он может выбрать на платформе финансовые и страховые продукты для защиты от временной нетрудоспособности и непредвиденных ситуаций.
Договор. Самозанятость. Фриланс.
Заказчик оптимизирует и высвобождает свое время благодаря дистанционной работе с исполнителями без бумаг. Большая база данных сервиса позволяет найти исполнителей быстро под разные задачи в том числе, из других регионов и/или из-за рубежа. Юридические инструменты платформы гарантируют чистоту сделки, уплату необходимых налогов и взносов.
Кто платит?
Заказчик платит процент от оборота заказов на платформе, в зависимости от масштаба бизнеса от 1 до 4%. Комиссия взимается только с тех операций, которые были проведены на платформе. Абонентская плата отсутствует. Для исполнителей сервис бесплатный.
Анастасия Ускова, генеральный директор «Рокет Ворк» в интервью ТАСС: «Системная работа с самозанятыми невозможна без платформы с набором сервисов и технологий как для самих самозанятых, так и для их заказчиков.
Я бы так описала целеполагание сервиса: это место, где человек, который что-то умеет, может найти себе заказчика, а компания — качественного исполнителя. Наша работа — сделать так, чтобы один мог выполнить задачу, а другой — принять результат без необходимости делать что-либо дополнительно. Мы полноценно закрываем проблемы самозанятого и бизнеса в части взаимодействия друг с другом и с ФНС».
Источник: www.bashinform.ru
Что такое самозанятость и чем она полезна фрилансеру
С 1 июля по всем регионам России официально стартует режим самозанятости, он же налоговый режим НПД (налог на профессиональный доход). Это режим, при котором вы не образуете юрлицо и не регистрируете ИП, но исправно платите налог, и этот налог не 13%.
Ирина Михеева зарегистрировалась как самозанятая больше года назад и делится своим опытом. Вот что нужно знать, чтобы легализоваться в нашей стране как профессионал.
Плюсы
Лигалайз. Можно спокойно зарабатывать и не просыпаться по ночам в холодном поту из-за кошмаров о налоговой, которая пришла и забрала всё, что нажито непосильным трудом. Вы легальны, чисты и не прячетесь от государства.
Налог небольшой, и он один. Отдаёте 6%, если работаете с юрлицами, и 4%, если с физлицами. И всё. НДФЛ (13%) платить уже не нужно, вы в расчёте.
Других платежей и сборов нет. Например, ИП платят в год больше 30 тысяч страховых взносов, а если норм зарабатывают, то ещё больше. У самозанятых такого нет: налоговая там сама что-то высчитывает и нужный процент от ваших процентов уходит на обязательное медицинское страхование. В пенсионный ничего не отдаёт (не представляю, как они сумели с ним договориться).
Когда не работаете — просто ничего не платите. Нет доходов — нет налогов. Это намного лучше, чем устроено у ИП: там, даже если ты был в коме, будь добр, уплати страховые.
Простота. Это прямо самый смак. Регистрируетесь онлайн. Единственное, что понадобится — подтвержденный аккаунт на госуслугах. Налог платите онлайн, никаких отчетов никому и никогда не отсылаете, где находится ваша налоговая, благополучно забываете.
Отключиться от режима НПД можно тоже буквально в один клик в приложении. Приложения устроены на удивление понятно.
Всё на доверии (по крайней мере пока что). Сделали чек на поступившую сумму — заплатите налог. Не стали делать — налог не платите, всё на вашей совести. Как говорится в известном анекдоте, «вот тут-то мне карта и попёрла!»
Минусы
Потолок заработка. Самозанятый не может заработать больше 2,4 млн рублей в год. Расчёт идет именно по году, то есть если в каком-то месяце вы заработали больше 200 тысяч, а в другом меньше и в сумме за год вышло меньше 2,4 млн — всё ок. Если же сумма больше, то вкусный НПД платится только с суммы 2,4 млн, а со всего, что выше, как хотите: платите НДФЛ, работая по договору, или оформляйте ИП.
Нельзя нанимать работников. Всё сами, своими ручками, иначе какие же вы самозанятые? Правда, можно совершенно законно работать с ними по договору, то есть этот пункт обходится на раз-два, если вдруг нужно.
Нет пенсии. Поскольку пенсионный фонд получает от вас ровно ноль, он с вами поступает так же: не увеличивает ваш стаж и сумму пенсионных накоплений. Поэтому о пенсии придётся позаботиться самостоятельно: накопить много денег, чтобы жить на них, либо покупать пенсионные баллы для стажа и делать взносы. Впрочем, не уверена, что этот пункт для всех негативный: мне, например, так лучше, потому что простые расчеты показывают, что даже вложение денег под проценты выгоднее, чем платежи в государственный пенсионный фонд. А уж если еще и инвестировать…
Нет налоговых вычетов. Раз вы не платите НДФЛ, вы теряете право на налоговый вычет с него. Например, если взяли ипотеку, то вычет вам не полагается. Смысл тут простой: вычитать можно только из того, что есть, а если у вас ноль, то и вычета не будет. Но если у вас есть какой-то доход не по НПД и вы с него платите НДФЛ, то право на вычет будет — в пределах суммы уплаченного НДФЛ.
Нельзя ничего отнести на расходы. Простота налога имеет оборотную сторону: он считается со всей суммы дохода, сколько получили. Но для редакторов и авторов это вообще не страшно: наши расходы — оплата интернета да новый ноутбук раз в несколько лет. Вот если бы вы были швеёй, у которой материалы составляют до 90% стоимости заказа…
Как стать самозанятым
Просто скачайте и установите приложение «Мой налог» (постарайтесь не нарваться на фишинговое, говорят, что есть такие), дальше действуйте по его инструкции. Или, если у вас уже есть «Сбербанк Онлайн», то можно зарегистрироваться там в разделе «Своё дело» (его зачем-то запрятали в раздел «Платежи»), там всё интуитивно понятно. Если не видите в списке — используйте поиск.
Для тех, кто до сих пор ненавидит смартфоны, доступна регистрация с десктопа прямо на сайте https://lknpd.nalog.ru/, там же будет и личный кабинет, логиниться удобно через госуслуги.
Понадобится подтвержденный аккаунт на госуслугах. Регистрация делается буквально за несколько минут: понажимали на кнопки — и сразу можете принимать платежи.
«Мой налог» или «Своё дело»
Вот в чём принципиальная разница.
Сберовское «Своё дело» само делает чеки для физлиц с поступлений на прикреплённую карту, а «Мой налог» так не умеет. А ещё это значит, что на все поступившие на карту деньги автоматически создается чек и улетает в налоговую, даже если это друг вернул деньги за обед, значит, с этой суммы надо будет заплатить налог. Впрочем, чек такой можно отменить легким движением руки, но за этим придётся следить.
С «Моего налога» можно перейти на «Своё дело», а наоборот не получится, во всяком случае, не нашла способа, как это сделать: Сбер держит крепко и не пущает. Это может понадобиться, если захотите перестать пользоваться картой Сбера. Вероятно, придется общаться с какой-то техподдержкой.
Больше ничего нет.
Нужна ли отдельная карта
Моё твёрдое убеждение — отдельная карта для НПД мастхэв , особенно для тех, кто на сберовском «Своём деле». Иначе вы будете вынуждены сортировать платежи: это от мамы, это мне вернули долг, а это от клиента, надо сделать чек и уплатить налог.
Отдельная карта избавляет от путаницы и от лишних телодвижений, а со «Своим делом» ещё и от формирования чеков для физиков — они делаются автоматически с выделенной под это карты. При этом сперва приходит СМС о том, что налоговая зарегистрировала ваш доход, а потом — что деньги упали на карту.
Делать с деньгами, поступившими на карту по НПД, можете что угодно: тратить, переводить, копить — никто вам слова не скажет. И карту, кстати, не обязательно заводить физическую — можно обойтись виртуальной.
Как платить налоги
Даёте физлицу номер карты, юрлицу — её банковские реквизиты. У юрика берёте ИНН.
Пришли деньги — делаете чек в приложении (если он не делается сам). Для чека физлицу достаточно ввести сумму, для юрлица — сумму и ИНН.
Сформированный чек отправится в налоговую сам, ничего с ним больше делать не нужно. Клиенту чек отправляете вы сами, в виде ссылки или картинки.
Это чек-картинка. Юридические лица предпочитают в виде ссылки, хотя по ссылке всё равно будет картинка, а на той картинке — опять же ссылка в виде QR-кода
Раз в месяц налоговая считает, сколько вы ей должны, и присылает платежное уведомление. Оплачиваете его с приложения, из личного кабинета или откуда угодно.
Так выглядит извещение в личном кабинете на сайте. Как в приложении, показать не могу, так как у меня всё оплачено, а извещения после этого пропадают.
Что думают об этом клиенты
Если буквально год назад заказчики шарахались от непонятной самозанятости и просили «нам бы ИП», то сейчас распробовали этот режим и резко все его полюбили.
«Это легальная оплата для компаний, которые работают в белую, и по сравнению с оформлением в штат это экономия — не надо платить взносы и НДФЛ. Затраты на услуги самозанятого можно прямо относить на расходы, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу и налог на доход. И, конечно, минимум бумаг для начала сотрудничества», — Юлия А., бухгалтер диджитал-агентства.
Но есть для них и минусы: некоторые банки, например, Альфа-Банк, воспринимает оплату самозанятого как оплату физлица и берёт комиссию за перевод, тогда как оплата счёта для ИП идёт без комиссии. Но эту проблему, вероятно, через какое-то время решат.
Что мы сегодня выучили
Самозанятость — это реально удобно и здорово. Берите, не пожалеете.
Больше таких ништяков в нашем Телеграме — подписывайтесь вот тут.
Источник: nepishi.ru
Чем отличается фриланс от удалёнки и какую работу выбрать
Фриланс или удалённая работа — что комфортнее для соискателя? Во многом это зависит от образа жизни и характера работы. Каждый формат имеет свои достоинства, но и без недостатков не обходится. Рассмотрим, в чём разница и какие преимущества получают фрилансеры и удалёнщики.
Удалённая работа — это вид сотрудничества с компанией на условиях полной занятости. При этом сотрудник работает удалённо и появляется в офисе в редких случаях. Достоинство удалёнки в том, что работу можно выполнять где угодно. Как правило, удалённые компании устанавливают основные рабочие часы, в которые нужно быть на связи и решать основные вопросы с командой.
Фриланс — проектная работа, которая чаще всего проходит в удалённом формате. В отличие от специалиста на удалёнке, фрилансер сотрудничает с компанией не постоянно, а только обозначенный проектом срок.
Работая удалённо, вы становитесь штатным сотрудником организации, а работа фрилансера обычно заканчивается после завершения проекта. В обоих случаях присутствие в офисе не требуется.
Главный плюс работы фрилансером — гибкий график, возможность совмещать в течение дня работу с семьёй, путешествиями или хобби. Однако, чтобы быть успешным на фрилансе, важны узкие знания и навыки под конкретные проекты. Часто на фрилансе работают графические дизайнеры и специалисты по маркетингу, например, менеджеры социальных сетей.
Фриланс | Удалённая работа | |
Место работы | Удалённая | Удалённая |
Статус | Самозанятый | Штатный сотрудник |
Длительность | Краткосрочные проекты | Долгосрочное сотрудничество |
Бонусы от компании | Нет | Да |
Что такое самозанятость, в чём её отличия от трудоустройства в штат и как её оформить, рассказали в статье «Как официально устроиться на работу».
И удалённая работа, и фриланс дарят большую свободу. Но если у фрилансеров график работы может быть максимально гибким, то работая на удалёнке компания рассчитывает на всё ваше рабочее время. Таким образом, удалённая работа ничем не отличается от классической офисной работы с полной занятостью за одним большим исключением — отсутствием офиса.
А если я выучу английский язык и пойду во фриланс, мне платить больше будут? Хм, а давайте разбираться! Зависит ли заработок от знания иностранного языка? Отвечаем в нашей статье.
Источник: bez-smenki.ru