Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности. Поскольку при выходе на международный уровень количество целей в предпринимательской деятельности значительно увеличивается, то контроль в этом случае осуществлять труднее. Менеджеры должны не только устанавливать стандарты, измерять результативность и предпринимать корректирующие действия для своего бизнеса внутри страны, но и осуществлять аналогичные операции, для своего международного бизнеса. Очевидно, что чем более глобален их бизнес, тем труднее осуществлять функцию контроля.
Дополнительный фактор, осложняющий ситуацию с контролем, связан с возможными коммуникационными проблемами, возникающими между центральной штаб-квартирой корпорации и ее филиалами и дочерними фирмами. Подобные проблемы могут возникать из-за географической удаленности, языковых и культурных барьеров.
Так, например, американский стиль контроля состоит в том, чтобы выбрать ряд сотрудников и возложить на них ответственность за достижение целей и проведение программ. В рамках мексиканской культуры ответственность воспринимается как нечто фатальное. Если менеджер-американец скажет менеджеру-мексиканцу из мексиканского отделения фирмы, что тот несет личную ответственность за неудачу, то нанесет ему этим серьезное оскорбление. Более того, по мнению профессора Арвида Фатака, «детальное информирование, которое является элементом некоторых систем жесткого контроля, неприемлемо с точки зрения ряда национальных культур».
Финансовый контроль деятельности организации — М.Серов, Э.Иванченко
Менеджерам, которые осуществляли контроль во внутристрановом бизнесе и столкнулись с проблемами при решении этих задач на международном уровне, можно посоветовать воспользоваться следующими приемами: 1) периодически проводите совещания в штаб-квартире фирмы с соответствующим персоналом зарубежных отделений и филиалов; 2) осуществляйте визиты руководства центрального офиса корпорации в зарубежные филиалы и дочерние компании; 3) назначайте на работу в зарубежные филиалы менеджеров из центральной штаб-квартиры; 4) требуйте предоставления отчетов из зарубежных отделений в штаб-квартиру фирмы с детальным описанием результатов деятельности по отдельным направлениям работ; 5) осуществляйте различные виды бюджетно-финансового контроля.
Фирма «Интернешнл Телефон энд Телеграф» («Ай Ти Ти»), например, ежемесячно проводит совещания менеджеров всех своих отделений в штаб-квартире корпорации в Нью-Йорке. На эти совещания приглашаются руководители всех прибыльных и убыточных структурных единиц фирмы. На совещании обсуждаются отчеты, подготовленные каждым таким подразделением «Ай Ти Ти».
В этих отчетах содержатся подробные сведения об объемах продаж, прибыли, процентах на вложенный капитал и т.д. Кроме того, ожидается, что все менеджеры сообщат о своих текущих и ожидаемых проблемах, возникающих в ходе хозяйственной деятельности. Более того, они должны быть в состоянии объяснить, почему возникли эти проблемы и как они собираются их решать (см. пример 14.2.).
Вебинар «Внутренние контроли что это Принципы разработки внедрения оценки эффективности»
Анализируя результативность деятельности зарубежных филиалов фирмы, нужно, однако, обязательно помнить, что возлагать на менеджера филиала ответственность можно только за то, что находится под его контролем. Так, например, если окажется, что основной причиной слабой результативности зарубежного филиала являются действия правительства или неожиданное повышение цен на сырье или материалы, то возлагать за это ответственность на менеджера не следует, поскольку эти факторы находятся вне его контроля. С другой стороны, конечно, в той степени, в которой воздействие этих факторов можно было предположить, ответственность за результаты следует возложить на менеджера. Если какие-либо тенденции могли быть приняты во внимание, то следует усовершенствовать систему планирования зарубежного филиала так, чтобы она давала возможность учесть тенденции, которые характеризуются высокой вероятностью воздействия на показатели деятельности филиала.
Наконец, многонациональные фирмы должны, также как и внутристрановые фирмы, применять и финансовые, и нефинансовые меры контроля. К нефинансовым характеристикам, подлежащим контролю, относится доля продукции фирмы на рынке, производительность труда, образ фирмы в стране и в обществе, моральный уровень сотрудников, взаимоотношения с профсоюзами и отношения с правительством принимающей страны.
Информационно-управляющие системы в планировании и контроле
Среди функций управления наиболее явно взаимосвязаны между собой функции планирования и контроля. Как было отмечено выше, многие действия по планированию проводятся так, чтобы было легче осуществлять контроль в будущем. И для планирования, и для контроля необходима своевременная, конкретная, точная информация, эффективная по отношению к затратам на ее получение.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Сущность и роль контроля как функции международного менеджмента
Менеджеры, которые работают на внешнем рынке, должны уметь выделять такие области культуры, без которых невозможно обойтись в бизнесе, которые могут породить различные проблемы в бизнесе. Можно выделить такие области культуры, которые имеют значение при ведении бизнеса:
— форма одежды во время деловой встречи;
— способы назначения встреч;
— принятая система чаевых в различных сферах обслуживания;
Все способы общения делятся на вербальные и невербальные.
Невербальные способы общения играют исключительно важную роль. Позы, жесты, мимика, походка, интонация, тембр голоса и т.д. Владение невербальными методами общения дает возможность угадать поведение партнеров в сфере бизнеса.
Тема 8
8.1 Сущность и роль контроля как функции международного менеджмента
8.2 Виды и формы контроля
8.3 Финансовый отчет как отображение текущего состояния менеджмента предприятия
Контроль – это проверка соответствия фактических характеристик (процессов, деятельности, объектов) установленным требованиям (ограничениям). Контроль является обязательной функцией управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере другие его функции – планирование, организация, мотивация, коммуникация и принятие решений. Контроль является обратной связью, без которой не может существовать никакая сложная социальная система.
В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности предприятий, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. Итак, контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития.
Контроль является отдельной функцией международного менеджмента, в границах которой реализуется контрольный процесс. Основной задачей контроля в системе международного менеджмента является корректирование поведения подконтрольного объекта, наблюдение и проверка хода осуществления процесса трансграничного взаимодействия предприятия соответственно стратегии и программы действий, блокирование обнаруживающихся отклонений и приведение системы международной экономической деятельности предприятия к целевому состоянию с помощью специальных инструментов-регуляторов.
Субъектом контроля, то есть лицом, которое его осуществляет, как правило, является то же лицо, которое осуществляет управление международным бизнесом предприятия вообще. При необходимости функции контроля делегируются одному из топ-менеджеров предприятия, который выполняет организационную и аналитико-диагностическую работу по сбору, обработке, обобщению контрольной информации и ее представлению (в общем виде) на высшей уровень управления или внешним контролирующим органам.
Источник: studopedia.su
Сущность и роль контроля как функции международного менеджмента
Контроль – это проверка соответствия фактических характеристик (процессов, деятельности, объектов) установленным требованиям (ограничениям). Контроль является обязательной функцией управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере другие его функции – планирование, организация, мотивация, коммуникация и принятие решений. Контроль является обратной связью, без которой не может существовать никакая сложная социальная система.
В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности предприятий, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. Итак, контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития.
Контроль является отдельной функцией международного менеджмента, в границах которой реализуется контрольный процесс. Основной задачей контроля в системе международного менеджмента является корректирование поведения подконтрольного объекта, наблюдение и проверка хода осуществления процесса трансграничного взаимодействия предприятия соответственно стратегии и программы действий, блокирование обнаруживающихся отклонений и приведение системы международной экономической деятельности предприятия к целевому состоянию с помощью специальных инструментов-регуляторов.
Субъектом контроля, то есть лицом, которое его осуществляет, как правило, является то же лицо, которое осуществляет управление международным бизнесом предприятия вообще. При необходимости функции контроля делегируются одному из топ-менеджеров предприятия, который выполняет организационную и аналитико-диагностическую работу по сбору, обработке, обобщению контрольной информации и ее представлению (в общем виде) на высшей уровень управления или внешним контролирующим органам.
Виды и формы контроля
Контроль как элемент системы международного менеджмента характеризуется многообразием форм, типов и видов. Типология контрольных наблюдений в управлении международным бизнесом приведена на рис.8.1.
Внешний контроль предусматривает контроль за ходом трансграничных операций внешними (относительно предприятия) субъектами (фонд государственного имущества Украины для предприятий с долей государственной собственности, превышающей 25%; государственный орган по вопросам внешней торговли Украины, орган местного самоуправления).
Внутренний контроль за ходом международной экономической деятельности предприятия организуется непосредственно на микроэкономическом уровне. Субъектами его осуществления являются собственники предприятия, топ-менеджер по контролю (из специалистов предприятия или привлеченный со стороны), работники предприятия.
Содержательные формы контроля, как правило, определяются особенностью объектов контрольного наблюдения. В системе международного менеджмента решающего значения приобретают такие содержательные формы контроля, как: финансов, управленческий, административный (правовой) и маркетинговый.
Финансовый контроль предусматривает контрольное наблюдение за показателями международной экономической деятельности предприятия в ходе реализации стратегии его международного бизнеса, объемом и динамикой текущих трансграничных операций по сравнению с целевыми параметрами. Финансовый контроль осуществляется на основании финансовой отчетности предприятия, которая основывается на международных системах бухгалтерского учета (МСБУ).
Управленческий контроль за реализацией стратегии международного бизнеса предприятия охватывает более широкий перечень объектов наблюдения и базируется на использовании информации управленческого учета. Объектами управленческого контроля являются внутренние процессы предприятия, параметры его внешнеэкономической деятельности, состояние и эффективность использования активов предприятия, координация структурных подразделений относительно обеспечения реализации стратегии, соблюдение норм международного экономического (торгового) права и т.п.
Рисунок 8.1 – Типология контрольных наблюдений в международном менеджменте
Административный контроль осуществляется с целью контролирования исполнительной дисциплины отдельных подразделений и ответственных лиц относительно подготовки и внедрения мероприятий и действий, предусмотренных программой (стратегией) развития бизнеса предприятия.
Маркетинговый контроль в системе международного менеджмента ориентирован на проверку соответствия текущего состояния рыночной среды бизнеса предприятия прогнозным (целевым) параметрам. Объектом маркетингового контроля является конъюнктура релевантного внешнего рынка, анализ факторов конкуренции в нем, конкурентные позиции других продуцентов рынка, уровень качества товаров.
В условиях современной международной конкуренции обеспечение высокого качества продукции становиться важнейшим условием жизнеспособности конкурирующих субъектов. Обеспечение высокого качества изделий предусматривает разработку стандартов качества, распределение ответственности за качество и контроль качества работ.
Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством.
Система качества охватывает все виды деятельности предприятия и все стадии жизненного цикла продукции и процессов, связанных с проектированием, разработкой и тестированием и внедрением изделий на рынок. На основе системного подхода построены стандарты ISO серии 9000 (системы качества), что разрешает объединить работу всех подразделений для обеспечения качества продукции. За годы, которые прошли со времени опубликования этих стандартов, они получили широкое признание и распространение: более 50 стран приняли их как национальные. В Европе более 50000 предприятий провели сертификацию своих систем качества в соответствие международным стандартам ISO9000, в США – приблизительно 5/7 всех предприятий, в Украине – пока только несколько десятков, однако значительная доля продукции предприятий находится в процессе сертификации.
Важным условием рациональной организации контроля в системе международного менеджмента является идентификация объектов контрольного надзора в рамках отдельных типов контроля: стратегического, тактического и оперативного.
Объектом стратегического контроля является совокупность предпосылок, на которых основывается разработка стратегии международного бизнеса (состояние и перспективы развития внешней и внутренней среды, внешнеторговый режим страны базирования и принимающих стран, поведение конкурентов и т.п.).
Объектом тактического контроля являются результаты реализации программы внешнеэкономической деятельности и финансово-хозяйственное состояние предприятия в целом.
Объектом оперативного контроля являются параметры выполнения отдельных управленческих мероприятий, время выполнения отдельных процедур (этапов работы) и т.п. Итак, оперативный контроль состоит в установлении отклонений в ходе выполнения отдельных задач на уровне отдельных исполнителей.
Эффективность контроля в системе международного менеджмента предопределяется соблюдением единых принципов, которые имеют фундаментальное значение. К основным в международном менеджменте принадлежат принципы контроля: целостности, всесторонности, системности, динамичности и адекватности.
Источник: zdamsam.ru