С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах частной собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, разновидностью которого являются мелкие и средние предприятия.
Опыт управления малым и средним бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики.
Мировая практика доказала, что крупное производство – атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия – основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства.
Значение крупного производства будет сохраняться и в России, поскольку это обусловлено масштабами государства, имеющейся структурой промышленного производства и характером внешнеэкономической деятельности. Многие собственники и руководители успешно работающих малых предприятий вышли из оборонного производства и отраслевых научно-исследовательских институтов, благодаря чему в значительной степени удалось сохранить российский научно-технический потенциал.
Тема 8 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики
Во многих субъектах Российской Федерации поняли значимость малого предпринимательства и в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Это направление обосновано, поскольку все крупные страны в основном развиваются за счет расширения внутреннего рынка, а малые – с помощью роста экспорта.
Объектом исследования данной работы явились малые и средние предприятия в экономике Республики Башкортостан.
Предмет исследования – экономические проблемы развития малого и среднего бизнеса на примере г.Сибая, Республики Башкортостан.
Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность проблем малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
— изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
— выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
— изучить и описать влияние малых и средних предприятий на социально-экономическое положение в РБ.
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС – СУЩНОСТЬ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике
Значение малого и среднего бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие их является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый и средний бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого и среднего бизнеса.[15]
В мировой экономике функционирует огромное количество малых и средних фирм, компаний и предприятий. Но дело не только в этом. Малое и среднее предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый и средний бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые и средние предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого и среднего бизнеса делают их развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого и среднего бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого и среднего бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Например, в Германии субсидии малым и средним предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно. [18]
В конгрессе США проблемами малого и среднего бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого и среднего бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации — поддержка малого и среднего бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого и среднего бизнеса является налоговая политика государства.
Малые и средние предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма “SAAB”, являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали. [12]
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.
Все малые и средние предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые и средние предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.
В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому и среднему бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый и средний бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.
Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому и среднему бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых и средних предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления.
Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения — монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.
Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.
Источник: stydopedia.ru
Функции малого и среднего предпринимательства
Функции «классического» малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в развитии экономики и общества.
- Одна из наиболее явных функций – пополнение бюджетов различных уровней. Малые и средние предприятия могут быть плательщиками как специальных налогов (в частности, единого налога на вмененный доход или налога по упрощенной системе налогообложения), так и налогов по общей системе налогообложения. Соответственно, налоги зачисляются как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
- Малые и средние предприятия создают рабочие места. Даже самые маленькие субъекты предпринимательства, не пользующиеся наемным трудом, обеспечивают самозанятость для предпринимателя. Особенно актуальна эта функция в условиях экономического кризиса, сокращений на крупных предприятиях и роста безработицы.
- Велика роль малого и среднего бизнеса в формировании социально прослойки, имеющей средний доход – так называемого «среднего класса», на котором базируется экономическая стабильность в стране.
- Малые и средние предприятия заполняют ниши на рынках товаров и услуг. Малые и средние предприятия являются более гибкими, чем крупные. Им проще перепрофилироваться, изменить номенклатуру под действием изменения структуры спроса. В сферах, испытывающих дефицит предложения, часто возникает множество малых предприятий (часть из которых впоследствии развивается, а часть закрывается). Кроме того, малые предприятия ориентируются на региональную специфику.
- Малые предприятия способствуют формированию конкурентной среды.
Замечание 1
По самой своей сути малые предприятия являются антимонопольными, поскольку каждое отдельное предприятие не обладает рыночной властью.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Функции инновационного малого и среднего предпринимательства
Определение 1
Малое (среднее) инновационное предпринимательство – это особая разновидность малого (среднего) предпринимательства, основная цель которого – получение прибыли от результатов проведения научно-исследовательской работы. Такими результатами могут быть новые (или усовершенствованные) продукты, технологии, услуги.
Инновационные предприятия реализуют все функции, присущие предпринимательству соответствующего масштаба. Однако дополнительно они реализуют специфические функции.
- Инновационные предприятия способствуют ускорению научно-технического прогресса, поскольку продукты их деятельности улучшают условия производства или жизни человека.
- Для малых и средних (в отличие от крупных) предприятий характерен более короткий цикл идея – реализация – производство – сбыт. За счет этого новейшие разработки быстрее доходят до конечных потребителей.
- Инновационные предприятия способствуют реализации творческого потенциала учредителей и сотрудников в процессе проведения научных изысканий.
Источник: spravochnick.ru
Основные функции малого и среднего бизнеса. Их значение для развития экономики
Нельзя не придать значение большому влиянию малого и среднего бизнеса на развитие рыночной экономики. Без этих видов бизнеса экономика не может в полной мере функционировать и развиваться. Малый и средний бизнес являются ведущими секторами в рыночной экономике, определяющие темпы экономического роста и развития, а также учувствовавшие в формировании структуры и качества валового национального продукта. В большинстве развивающихся стран на долю малого и среднего бизнеса приходится 40% от ВНП, поэтому государственная экономическая политика стран направленна на поощрение этого вида деятельности.
На данный момент в экономике функционирует большое количество малых и средних фирм, компаний и организаций. Но основу составляет не это. Малое и среднее предпринимательство четко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике необходимую гибкость.
Особый вклад вносит малый и средний бизнес в формирование конкурентоспособности на рынке, что для монополизированной экономики России имеет большое значение.
Стоит отметить значение малых и средних предприятий в уменьшении воздействия на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого и среднего бизнеса в реализации основных важнейших направлений НТП, прежде всего касающиеся области электроники, информатики и кибернетики. В нашей стране процесс конверсии не дает в полной мере реализовывать это преимущество.
Для более глубокого анализа значения малого и среднего бизнеса, рассмотрим опыт ведущих стран по стимулированию развития малых и средних предприятий.
В большинстве развитых стран с развитой рыночной экономикой существует крепкая государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.
В Германии размер субсидий малым и средним предприятиям составляет около 4 млрд. марок в год.
В правительстве США проблемами развития малого и среднего бизнеса заняты два комитета, целью которых является поддержка этих видов бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высокий показатель количества малых предприятий, специальная поддержка оказывается тем из них, которые без государственной помощи не могу развиваться и функционировать.
Малые и средние предприятия выполняют в капиталистической экономике ряд различных функций. Как правило, их специализация строиться на изготовлении узлов и отдельных деталей, а предприятий крупных сегментов, в свою очередь, ведут сборку готовых изделий. Иногда малые компании сами осуществляют промежуточную сборку. Таким видом предприятия является фирма “SAAB”, мировая компания по изготовлению производственных двигателей, которая имеет в своем подчинение 4500 фирм по изготовлению различных деталей.
Среднее продолжительность существования малых и средний компаний около 6-8 лет, но по статистике число новых предприятий превышает число закрывшихся.
Большинство малых и средних компаний оперативно реагируют на изменение внешних условий, видоизменяют или осваивают новую продукцию, следуя за спросом. Малые предприятия специализируются на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном объеме на региональные рынки сбыта. В основном это продукты, одежда, обувь, ювелирные украшения и так далее.
Следует отметить, что именно в развитых странах внимание к малому и среднему бизнесу уделяется в государственном масштабе. Это выражается в финансировании, различных льготах, налоговой политике.
Сложившаяся экономическая ситуация не дает стимул к развитию предпринимательской деятельности, которые способствуют становлению рыночной экономики. Одной инициативы от малых предприятий недостаточно. Для развития этого сегмента бизнеса нужна мощная государственная поддержка в виде масштабных экономических реформ, которые придут к стабильному функционированию экономики в целом. [5]
Источник: vuzlit.com