Стартап (от английского start up — запуск) — понятие, которым обозначают только созданную или с небольшой историей деятельности компанию, обычно инновационную или сосредоточенную вокруг какой-то новой перспективной идеи. Термин «стартап» появился в 1939 году по отношению к компании Hewlett-Packard, которая была основана студентами Станфордского университета в Калифорнии, США. Наиболее активно начал использоваться после 1990-х годов.
Что такое стартап
Не любой созданный проект можно назвать стартапом, например, ресторан или салон красоты вряд ли можно отнести к этой категории, подобные организации, даже только что созданные, скорее, можно отнести к малому бизнесу.
Выделяют несколько общих характеристик стартапов:
Существуют несколько типов стартапов, условно их разделяют по социальной значимости, происхождению, целям и масштабу.
Социальная значимость. Такие стартапы чаще всего нацелены на благотворительность и помощь в широком смысле этого слова. Проект имеет некую благородную цель. В этом случае финансирование стартап будет искать через гранты в государственной сфере или крупном бизнесе, а также поддержку от крупных корпораций.
Стартап, вышедший из малого бизнеса. Это может быть дополнительная деятельность, основной целью которой будет именно тестирование бизнес-гипотезы, которая, возможно, будет потом применена в основном бизнесе.
«Дочерний» стартап — отдельное направление крупной компании, которое создано для выхода на новый рынок или новую конкретную аудиторию. Эта компания имеет полномочия действовать независимо от головной.
Сервисы — это по сути небольшие коммерческие стартапы, которые задуманы для реализации конкретной идеи с целью последующей продажи крупным игрокам рынка. Они изначально не задумываются как компания, которая будет развиваться отдельно, так что сосредоточены именно на разработке идеи.
Масштабируемые — это стартапы, которые предполагают быстрый рост и распространение. Чаще всего к ним относятся приложения и мобильные сервисы, которые построены по принципу снежного кома или сарафанного радио.
Инвестиции в стартап: основные источники финансирования
Личные. Это могут быть сбережения, кредиты или первые доходы.
FFF-инвесторы. FFF (Friends, Family, Fools) — друзья, семья и неопытные инвесторы, готовые рисковать, не умеющие объективно оценивать перспективы и риски стартапов.
Краудфандинг и донаты — частные безвозмездные пожертвования в обмен на услугу (например, на бесплатное использование продуктов стартапа в будущем, после запуска).
Бизнес-ангелы. Частные инвесторы, которые вкладываются в стартап с целью получения прибыли в будущем или за долю в проекте.
Венчурные фонды — организации, которые занимаются поддержкой высокорисковых проектов на постоянной основе.
Публичное предложение (IPO). Наиболее эффективный способ финансирования, но при этом наиболее затратный — размещение акций на фондовом рынке.
Один из наиболее важных способов получить финансирование — заинтересовать потенциального инвестора.
Главная цель инвестирования, независимо от наличия опыта у инвестора, — получить доход. Особенно если речь идет о бизнес-ангелах или венчурных фондах, поэтому один из важнейших навыков стартапера — питч проекта, то есть наглядная презентация. Включает в себя финансовый план, анализ состояния рынка, представление бизнес-модели проекта, выстраивание этапов развития стартапа и предложение об инвестиции.
Стартап-модель
Универсального подхода к описанию процесса развития стартапов не существует. Разные модели стартапов выделяют этапы роста в зависимости от решений предпринимателя, его целей или способов привлечения финансирования.
Создание стартапа
Первый шаг для создания стартапа — определение проблемы, которую будет решать продукт, и его целевой аудитории. Это может быть не обязательно инновационная идея, но в таком случае она должна существенно менять имеющиеся в сфере решения.
Второй пункт — бизнес-план и бюджет стартапа. Это документ, который подробно описывает не только продукт, но и включает анализ отрасли, описывает финансовые планы, бюджет. Грамотный бизнес-план — важнейшая часть для инвестора.
Разработку бизнес-плана есть смысл начинать с финансовой модели, которая уже на первом этапе поможет понять, насколько обоснованная идея стартапа.
Цикл жизни стартапа
Цикл жизни стартапа разделяют на несколько этапов.
1. Pre-Seed stage или посевной этап.
Подбор идей, отбор самой перспективной, анализ рынка, создание бизнес-плана и технического задания. На этом этапе формируется прототип минимально жизнеспособного продукта, который должен быть протестирован. На этом этапе в финале необходимо искать потенциального инвестора.
2. Startup Stage или запуск продукта.
Непосредственный запуск создаваемого продукта. На этом этапе продукт должен показать инвестору свою ценность.
3. Growth Stage или этап роста.
На этом этапе основная задача — завоевать долю рынка, которая была определена на первом этапе. Здесь же следует и сверить промежуточные результаты, которые были зафиксированы в бизнес-плане.
4. Expansion Stage или этап расширения.
На этом этапе стартап масштабируется: здесь предусматривается уже стабильный рост доходности компании, высокая узнаваемость как компании, так и продукта.
5. Exit Stage или этап выхода.
На этом этапе обычно инвестор покидает стартап путем продажи своей доли или стартап готовится к продаже.
Оценка стоимости стартапа — необходимый параметр для привлечения инвестиций или продажи стартапа. Этот показатель необходимо знать для того, чтобы инвестор или покупатель и создатель продукта могли договориться о взаимовыгодных условиях.
Продажа стартапа
Закономерный шаг в развитии проекта — продажа стартапа. Причин может быть несколько: стартап создан для продажи, создатель «перегорел», бизнес не приносит дохода или же просто поступило удачное предложение, от которого странно будет отказываться.
В любом из этих случаев бизнес следует подготовить к продаже достойно. Какие шаги и когда стоит предпринять, чтобы сделка была выгодной.
Правильно рассчитать стоимость бизнеса. Для этого есть разные методы, которые могут учитывать команду, потенциальную выгоду и рост, наличие материальных или нематериальных активов, ситуацию на рынке и т. д. Логично выбирать наиболее выгодный параметр для расчетов.
Создать питч: короткая презентация компании и представление бизнес-модели должны быть подкреплены конкретными результатами и просчетом перспектив.
Заключить с потенциальным покупателем term sheet, фактически это соглашение о намерениях. В нем стоит указать предмет сделки, предварительную стоимость, сроки проведения due diligence, даты заключения основного договора, условия о конфиденциальности запрете на передачу информации посторонним.
Один из основных моментов продажи компании due diligence это независимая оценка бизнеса. В нее входит аудит финансового состояния компании, корпоративных документов, должностных инструкций, патентов, регистраций и оценивается перспективность актива. Основная задача due diligence — свести к минимуму возможные риски для инвестора/собственника.
Источник: www.banki.ru
«Стартапы — это „убийцы” индустрий»: как российский предприниматель стал кофаундером двух успешных стартапов
Digital-агентство «Атвинта» попросили Андрея Климанова, своего давнего партнера, поделиться инсайтами, из каких компонентов складывается успех ИТ-стартапов в США и какие бизнес-ниши могут быть перспективны.
Зарубежные проекты появились параллельно с работающим российским бизнесом. Я начал летать в США, пока я еще управлял бизнесом «Гарант» в России.
Первым моим проектом в Америке была компания Privaclouds, сервис для анализа поведенческих моделей потребителей в e-commerce по их активности в сети.
Зарегистрировали пару патентов в Патентном бюро США (USPTO), пилили продукт, искали деньги (посевные инвестиции — seed round). Но то ли коммерциализация было недостаточно проработана, то ли не хватало знаний венчурного рынка Штатов, но проект так и не взлетел, зато команда и интеллектуальная собственность (IP) трансформировались в новый проект — TerraManta.
Следующую компанию в США я открыл уже вместе с партнером из Америки: трейдерский сервис TerraManta, который анализирует огромное количество текстовых данных и отслеживает, как геополитические факторы влияют на формирование цены на нефть и нефтяные рынки.
Интерфейс сервиса TerraManta
Чуть позже я присоединился к медтех-стартапу Hardin Scientific, который разрабатывает smart-оборудование для медицинских лабораторий. Rhttps://www.cossa.ru/atwinta/278811/» target=»_blank»]www.cossa.ru[/mask_link]
Будущим покорителям Кремниевой долины посвящается
Разговоры о том, как запустить свой стартап и стать миллионером в один момент, звучат драйвово и романтично — с одной стороны.
В то же время стартап — это адская работа над собой и своим проектом, бессонные ночи, жизнь на грани нищеты, потому что все твои физические и денежные ресурсы будут уходить в будущий продукт, который должен стать инновационным. При этом никакой гарантии, что твое дело выгорит, а твоим приложением или сервисом станут пользоваться во всем мире.
В материале пошагово о том, что такое стартап. В гиде — полезные ресурсы будущим стартаперам.
Материал подготовили
ЧТО ТАКОЕ СТАРТАП?
Существует столько определений стартапов, сколько людей их запускали. Одни считают, что стартап — это прежде всего про решение нетривиальных проблем, другие — про рост. Стив Бланк дает следующее определение стартапа:
Временная организация, используемая для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес-модели.
Но это не похоже на то, о чем говорят молодые предприниматели с просторов youtube, да и вообще непонятно.
Остановимся на следующем определении. Стартап — это молодой бизнес, который был создан для реализации инновационной идеи с целью получения высокой прибыли. Слово «высокой» здесь вовсе не случайно. Дело в том, что доходность стартапа чаще всего характеризуется сильным ростом и высокой капитализацией. Такие стартапы инвесторы называют «Unicorns» — единорогами.
На первый взгляд, стартап можно выделить как подвид малого бизнеса. Но в стартапе заведомо больше неизвестных переменных. Иными словами, стартап менее определен и предсказуем, чем обычное предприятие. Звучит достаточно абстрактно, перейдем к конкретным различиям:
1. Темпы роста
Отличительная особенность стартапов — быстрый рост за счет отсутствия географических ограничений. Контрольные показатели роста успешного стартапа по мнению специалистов таковы:
Исключительные: 10% в неделю
Высокие: 5-7% в неделю
Низкие: 2% и менее в неделю
2. Инновационный способ решения поставленной задачи
В стартапе подход к делу радикально отличается от традиционной модели бизнеса. Зачастую готовых бизнес-решений попросту не существует, поэтому стартапы вынуждены или создавать что-то новое, или улучшать существующий продукт.
3. Гибкость
Подход к решению поставленной задачи важен, но может меняться со временем. Основатели стартапа готовы развернуть курс развития на 180 градусов, если поймут, что новая стратегия лучше.
4. Финансирование
Как правило, малый бизнес создается на личные сбережения или банковские кредиты. Стартапы тоже начинают с подобного, но на этом сходства заканчиваются. Для обеспечения быстрого роста большие объёмы инвестиций необходимы даже на ранних этапах развития стартапа. Поэтому создатели предлагают свои идеи бизнес-ангелам, венчурным фондам, принимают участия в конференциях и выставляются на биржах стартапов. Все это для того, чтобы найти инвестора, готового вложить финансы.
5. Прибыль
Главная задача обычных бизнесменов — сделать так, чтобы предприятие быстро окупилось и принесло прибыль. Стартап может начать приносить первую прибыль только спустя годы, ведь главная цель — создать прорывной продукт и завоевать рынок.
6. Команда
Стартапы на ранних этапах состоят из небольшого количества талантливых людей. Отсутствие корпоративных правил и потенциально высокая доходность (первые сотрудники часто получают долю стартапа) привлекают лучших специалистов со всего мира.
Источник: uptu.me