Функции публичной власти и бизнеса

Понятие «публичная власть» впервые появилось в Конституции РФ 1993 г. после внесения поправок в 2020 г. (Поправка к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N° 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»).

Публичная власть в теории конституционного права рассматривается предельно широко – как принадлежность всей полноты власти народу, что осуществляется посредством, как государственной власти, так и местного самоуправления.

В организационном аспекте публичная власть – это власть органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в настоящее время образуют единую систему публичной власти (ст. 71, 80, 132 Конституции РФ).

В Федеральном законе «О Государственном Совете Российской Федерации» от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ (ст. 2) впервые дано официальное определение единой системы публичной власти – это федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства.

Никифоров М.В. О системе органов публичной власти

Содержанием деятельности публичной власти является осуществление публичных функций: обеспечение безопасности, социальных стандартов жизни населения, преемственности и воспроизводства самой публичной власти.

Целью осуществления публичной власти является поддержание общества и государства в состоянии стабильности и равновесия.

Принципы формирования и функционирования публичной власти в Российской Федерации:

  • обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • верховенство закона;
  • суверенитет и территориальная целостность РФ;
  • разделение властей и разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти;
  • самостоятельность, гласность, финансовая обеспеченность и др.

По вертикали публичная власть в России осуществляется на 3 уровнях: федеральном уровне, региональном уровне (на уровне субъектов федерации) и местном (муниципальном). Традиционно считается, что федеральный уровень и уровень субъектов РФ составляют подсистему публичной власти – государственную власть. Другая подсистема местного уровня осуществляется одновременно двумя основными субъектами — непосредственно населением и органами местного самоуправления.

Читайте также:  Технология бизнеса и сервиса

По горизонтали публичная власть в России функционирует в соответствии с принципом разделения властей, но не только:

  • на федеральном уровне – это центральные органы власти и управления (Президент РФ, Парламент, Правительство, суды и т.д.). В этот же уровень включены такие федеральные органы, как Счётная палата РФ, Центральный Банк РФ, Прокуратура РФ и др., которые не принадлежат ни к одной ветви власти, хотя входят в систему публичной власти;
  • на региональном уровне – это высшие органы власти и управления (губернаторы, законодательные собрания, правительства и т.д.). Обратим внимание, что что в данной сфере принят специальный Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;
  • на местном уровне – это представительные органы, главы, местные администрации, контрольно-счетные и иные органы муниципальных образований, а также различные общественные институты, непосредственно осуществляющие властные функции.

Источник: studentprof.ru

Что такое публичная власть? Политическая и государственная власть — одно и то же?

1. Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.

Система публичного (т. е. общественного, со стороны общества) управления — совокупность субъектов и процедур управленческих воздействий, обеспечивающих существование и развития общества в рамках определенной территории. Данная система организованна вокруг установленного законодательством (либо обществом) центра – государства (государственного аппарата), который осуществляет основную управленческую деятельность, распределяя функции управления между остальными участниками (общественными организациями, лоббистскими группами, средствами массовой информации и другими организованными силами) и гарантирует их выполнение.

В систему публичного управления помимо центральных органов государственной власти обычно принято включать относительно независимые от них институты: Во-первых, территориальные субъекты публичного управления (субъекты федерации в федеративных государствах, местное самоуправление). Во-вторых, отраслевые или функциональные институты государства, сравнительно автономные по отношению к центру (суды, прокуратура, Центральный банк в РФ).

Читайте также:  Бизнес шерифы в Башкирии это

В-третьих, общественные и частные организации, которые могут осуществлять функции публичного управления за счет делегирования им государственных полномочий (профсоюзы, партии, иные общественные организации, средства массовой информации). Наконец, в качестве независимых от государства могут выступать общественные и частные организации, узурпирующие (т.е. есть присваивающие в нарушение законодательства) функции публичного управления (например, криминальные структуры).

Публичное управление является результатом совокупности воздействий на общество государства и иных участников указанной системы. Специфика государственной власти заключается в том, что государство выступает как центр системы публичного управления.

Остальные субъекты публичного управления, могут осуществлять свою деятельность легитимно только с санкции государства, под его гарантию и в установленных государством пределах. Государство, в лице его высших органов, самостоятельно определяет свою структуру, компетенцию, формы и методы деятельности. Специфика местной власти заключается в следующем.

Понятия «местное управление» и «местное само­управление». Эти понятия обозначают две различные системы, параллельно функцио­нирующие на местном уровне: под местным управлением понима­ются органы, назначаемые из центра и представляющие на местах государственную администрацию, а под местным самоуправлени­ем -местные выборные органы и должностные лица.

Местная власть может включать в себя как государственную администра­цию на местах, так и избираемые местным населением органы. Понятие «местная власть»,таким образом, охватывает как прямое государст­венное управление на местах, так и местное самоуправление Европейская хартия о местном самоуправлении рассматривает его в качестве основы любого демократического строя.

Местное самоуправление означает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Государство не должно вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления и обеспечить его необходимыми ресурсами. Перечень вопросов местного значения, реальные ресурсы, которые необходимы для их решения, определяются государством.

Таким образом, специфика местного самоуправления заключается в его относительной самостоятельности, независимости от государства в установленных государством пределах. Многими авторами в развитии местного управления и местного самоуправления в зарубежных странах отмечаются следующие тенденции.

Читайте также:  Табачный бизнес какие документы

С одной стороны, повысилась роль местных органов в реализации правительственной политики на местах,в предоставлении услуг населению. С другой стороны, уси­лилась интеграция местных органов в государственный механизм,что в значительной степени привело к потере многими из них своей былой самостоятельности.

Происходит переход от противопоставления местных органов, местных интересов, местно­го управления к их постепенной интеграции в общеуправленческий механизм, деятельность которого направлена на ре­шение задач, стоящих перед обществом в целом. Ведущая роль государства является основанием для постоянных сомнений в самостоятельно­сти местного самоуправления. Местное самоуправ­ление создается -или признается, с существенным ограничениями — государством. Закрепление за органами самоуправления опреде­ленных полномочий на практике является лишь результатом раз­граничения компетенции между центром и административно-территориальными единицами. Местное управление не может самостоятельно определять круг своих полномочий, которые устанав­ливаются государственными органами, не обладает суверенитетом, а потому не может ограни­чивать полномочий различных ветвей власти.

Источник: studfile.net

ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ И ФУНКЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Author: Boldyrev V.A.
LEGAL PERSONS AND STATE FUNCTIONS

Annotation
The author analyses a legal prohibition for legal persons to fulfill state functions. The author comes to a conclusion that the Russian law does not create preconditions to a stable enforcement of this prohibition.

Ключевые слова: государство; орган власти; функции власти; конкурентное право; хозяйствующие субъекты; надзорная деятельность; внебюджетные доходы.
Keywords: state; state organ; public authority; antimonopoly legislation; legal persons; supervisory functions; off-budget incomings.

Статья из тематических разделов:

В статье подвергается анализу легальный запрет на выполнение хозяйствующими субъектами функций публичной власти. Автор полагает, что отечественное законодательство не создает предпосылок для стабильного применения установленного запрета.

Источник: www.jusinf.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин