ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действует или нет

Федеральным законом от 28.04.2009 № 60-ФЗ на 1 мая 2009 года, т.е. на два месяца ранее предусмотренного срока, перенесено вступление в силу большинства положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (за исключением норм, связанных с представлением уведомлений о начале предпринимательской деятельности). Также из сферы действия Закона № 294-ФЗ выведены Росфинмониторинг и его территориальные органы, Эти и другие новации рассматривает в данной статье М.С. Мухин, президент ООО «Центр налоговых экспертиз и аудита», Санкт-Петербург.

В конце прошлого года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Ключевые новшества этого закона уже неоднократно обсуждались в средствах массовой информации. Заинтересованным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям оставалось лишь дождаться 1 июля 2009 года, когда должны были вступить в силу основные положения Закона № 294-ФЗ.

Душа закона ФЗ 294

Однако неожиданно для многих законодатели решили ввести Закон № 294-ФЗ в действие досрочно. С этой целью в исключительно сжатые сроки был принят Федеральный закон от 28.04.2009 № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 60-ФЗ), согласно которому основная часть Закона № 294-ФЗ вступила в силу с 1 мая 2009 года.

Большинство средств массовой информации расценило этот шаг как подарок законодателей бизнесу. Не пытаясь оспаривать эту точку зрения, обратим внимание на все существенные моменты Закона № 60-ФЗ, в том числе и те из них, позитивный характер которых для бизнеса не вполне очевиден.

Поправки, внесенные в часть 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ, дополняют перечень видов контроля, на которые не распространяются положения данного Закона, контролем за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В первоначальной редакции Закона № 294-ФЗ этот вид контроля подпадал под установленные данным законом ограничения. Теперь же Росфинмониторинг и его территориальные органы выведены из сферы действия Закона № 294-ФЗ. Впрочем, данная поправка актуальна не для всех участников предпринимательской деятельности, а только тех из них, чья деятельность подлежит контролю в соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Часть 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ определяет перечень видов контроля, особенности проведения которых (в том числе в части оснований проверок и сроков их проведения) могут устанавливаться другими федеральными законами. С 1 мая 2009 года к таким видам контроля дополнительно отнесены:

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц …» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022)

  • государственный контроль регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним;
  • контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
  • контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса.
  • пункт 6 статьи 3, провозглашающий принцип недопустимости требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Законом № 294-ФЗ отдельных видов работ/услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
  • статья 8, определяющая правовой статус уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • пункт 3 части 8 статьи 9, согласно которому основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3-х лет со дня начала осуществления юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления);
  • пункт 1 части 3 статьи 12, согласно которому выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица/индивидуального предпринимателя.

Источник: buh.ru

Фз 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действует или нет

Распространяется ли действие ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении контролирующими органами проверок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления?

Ответ: Органами прокуратуры РФ в соответствии с положениями ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ № 294-ФЗ) исполняются полномочия по согласованию приведения внеплановых выездных проверок субъектов предпринимательства и формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 1 ФЗ № 294-ФЗ его положения не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) в гражданских правоотношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами участвуют публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования (часть 1 статьи 124 ГК РФ). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 1 статьи 125 ГК РФ).

Читайте также:  Какую версию 1С выбрать для ИП на УСН

Часть 7 статьи 4 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусматривает, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица.

Согласно части 9 статьи 35 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 2 статьи 41 ФЗ № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений в соответствии с ГК РФ применительно к казенным учреждениям.

Наделение органов государственной власти правами и обязанностями юридического лица означает лишь то, что нормы ГК РФ к ним применимы в части, касающейся осуществления ими хозяйственной деятельности, необходимой для реализации своих публично-правовых функций.

Источник: admzven.ru

Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ 294 с изменениями за 2020 год

Юридический консалтинг

Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», принятый 26 декабря 2008 г., призван, в первую очередь, защитить малый бизнес от необоснованных проверок и возможных злоупотреблений со стороны контролирующих органов.

  • Мораторий на проверки, или «надзорные каникулы»
  • Ограничения
  • Контрольная закупка: основания и порядок проведения

Задать вопрос

Есть ситуации, когда нормы рассматриваемого закона неприменимы. Они перечислены в п. 3 ст. 2 ФЗ-294 и к ним относятся:

  • мероприятия оперативно-розыскного, дознавательного и следственного характеров;
  • действия уполномоченных органов при проведении прокурорского надзора, правосудия и административного расследования;
  • производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
  • расследования причин аварий, несчастных случаев на производстве, различных чрезвычайных ситуаций и т. п.;
  • осуществление проверки при назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
  • мероприятия, проводимые пограничными войсками, нацгвардией;
  • при проведении национальной инспекции в Антарктике.

Федеральный закон № 294 «о защите прав юридических лиц» при проведении проверок, общие сведения

Закон под номером 294 был принят еще в декабре 2008 года для охраны представителей бизнеса от произвола различных проверяющих лиц и органов. Его полное название звучит, как «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (закон № 294ФЗ).

Основной целью указанного закона, как следует из его названия, является защита субъектов предпринимательской частной деятельности при проведении проверочных мероприятий. Для ее реализации в нем устанавливаются принципы защиты интересов организаций и ИП, правила проведения контрольно-проверочных мероприятий, полномочия осуществляющих его органов.

Важной частью закона является определение прав самих проверяемых лиц и способов их защиты от неправомерных действий контрольных органов. При этом в нем определяется и ответственность за нарушение его положений. Она установлена, как для проверяющих, так и для проверяемых.

Федеральный закон №294

Фото 1

Содержание этого нормативного акта регламентирует процедуру проверочных мероприятий разного типа:

  • плановых;
  • внеплановых;
  • документарных;
  • выездных и пр.

Подробно изложен порядок взаимодействия структур различного уровня при организации ревизионных процедур. Разграничены права и обязанности проверяющих должностных лиц и представителей компании, в отношении которой ведётся проверка.

Положения этого федерального закона не применяются в следующих случаях:

  • оперативно-следственные мероприятия;
  • прокурорский надзор;
  • соблюдение антимонопольного законодательства;
  • расследование причин аварии и иных чрезвычайных ситуаций;
  • деятельность пограничников и войск национальной гвардии.

Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

Федеральный закон, принятый 26 декабря 2008 призван защищать и обеспечивать интересы различных представителей бизнеса. Основными принципами, на которых строится защита, являются следующие (статья 3 закона № 294):

  1. Презумпция добросовестности бизнесменов. Она означает, что сами организации (предприниматели) не обязаны доказывать кому-либо свою добросовестность, невиновность.
  2. Преимущественно-уведомительный характер начала отдельных видов бизнес-деятельности. Он подразумевает, что субъект предпринимательства извещает уполномоченный орган о том, что он соответствует всем установленным требованиям для конкретного вида деятельности.
  3. Доступный, открытый хаарктер для проверяемых нормативных актов, информации о порядке проведения контроля, результатах проверок, полномочия надзорных органов. Исключение составляет секретная информация, свободное распространение которой запрещено.
  4. Недопустимость проверок (ревизий) по одинаковым основаниям в отношении одного и того же лица разными органами.
  5. С предпринимателей и юридических лиц не должна взиматься какая-либо плата за проведение определенных этим законом мероприятий.
  6. Обязанность неукоснительного соблюдения всех норм законодательства при проведении контрольно-проверочных мероприятий, действовать только в рамках предоставленных им полномочий, правовыми методами.

Для защиты законных прав юр.лиц и ИП федеральным законом № 294 предусматривается несколько способов. Они могут отстаивать свои интересы в административном, а также судебном порядке.

Они вправе обжаловать действия проверяющих органов или вынесенные ими акты. Кроме того, они могут требовать возмещения причиненного их неправомерными действиями вреда, в том числе, упущенной выгоды. ИП или юр. лицо также может направить в уполномоченный орган заявление с просьбой исключить его из плана проверок, если, по их мнению, они включены туда незаконно.

Читайте также:  Домофоны ИП белов отзывы

Субъекты, полагающие, что их права нарушены, могут также защищать их с привлечением общественной помощи. В частности, они могут привлекать к участию в проводимых проверках Уполномоченных в РФ и субъектах по защите прав предпринимателей.

Управление Россельхознадзора по Республике Коми

  • Об Управлении Государственная служба
  • История
  • Руководство
  • Структура Управления
  • Правовая база
  • Итоги деятельности
  • Судебная практика
  • Контакты
  • Электронная приёмная
  • Пресс-служба
  • Пресса о нас
  • Новости
  • Видеорепортажи
  • Фоторепортажи
  • Видеоматериалы
  • Видеоматериалы ФГБУ «ВНИИКР»
  • Памятка населению по АЧС
  • Нормативно-правовая база
  • Актуальная информация по распространению АЧС на территории Российской Федерации
  • О проводимой Управлением Россельхознадзора по Республике Коми работе по недопущению заноса заболевания африканской чумы свиней на территорию региона.
  • Памятка населению по гриппу птиц
  • Нормативно-правовая база
  • Дежурная группа по регистрации в ФГИС «МЕРКУРИЙ»
  • Обязательная электронная ветеринарная сертификация (. ШАБЛОНЫ ЗАЯВКИ . )
  • Автоматизированная система Меркурий
  • О новом этапе работы по подготовке нормативных актов, касающихся ветеринарной сертификации
  • Разъяснение хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство молока и его сбор у населения, по вопросу оформления эВСД при реализации сырого молока молокосборщиком.
  • О правилах объединения партий при электронной ветеринарной сертификации
  • Объекты государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
  • Объекты государственного надзора в сфере внутреннего ветеринарного надзора
  • Публичные обсуждения правоприменительной практики за 1 квартал 2019 года
  • Публичные обсуждения правоприменительной практики за 2 квартал 2019 года
  • Публичные обсуждения правоприменительной практики за 3 квартал 2019 года
  • Публичные обсуждения правоприменительной практики за 4 квартал 2019 года
  • Уведомление о проведении публичных обсуждений
  • Раздел «Вопрос-ответ» для размещения ответов на вопросы, поступившие из зала непосредственно на публичных обсуждениях.
  • Сервис для сбора вопросов (обращений), а также замечаний и комментариев по докладам с обеспечением возможности любого пользователя ознакомиться с вопросами (обращениями), замечаниями и комментариями, оставленными другими пользователями.
  • Сервис для сбора обратной связи посредством размещения специальной анкеты.
  • Архив
  • Публичная декларация целей и задач

Адрес: 167983, Республика Коми, г.Сыктывкар, м.Дырнос, 98

Электронный адрес: [email protected]

Телефон приемной: (8212) 31-19-55 Телефон-факс: (8212) 32-25-90

Надзорные каникулы, закон о запрете проверок малого бизнеса

Не секрет, что от постоянных проверок представители бизнеса, особенно малого, терпят неудобства. Для облегчения участи малого бизнеса в 2020 году были приняты изменения в закон № 294-ФЗ.

По этим изменениям с начала января 2020 по конец декабря 2018 года не должны осуществляться проверки планового характера в отношении юр. лиц, ИП, отнесенных к малому бизнесу.

Это новое положение получило название «надзорные каникулы», поскольку предоставляет некоторым субъектам возможность «отдохнуть» от проверок.

Однако важно учитывать следующие особенности изменений:

  • они касаются только проведения запланированных проверок, а от неплановых в этом случае никто не застрахован;
  • запрет проверок вводится только в отношении представителей малого бизнеса;
  • этот режим действует не на все виды контроля, в частности, налоговый, таможенный контроль, контроль за оплатой взносов во внебюджетные фонды, прокурорский надзор;
  • существуют исключения из общего правила, например, для бизнеса в сфере здравоохранения, образования, тепло– и энергоснабжения (приказ).

Кроме того, проверки могут проводиться проверки тех субъектов, которые в прошлом привлекались к административной ответственности, были лишены специального разрешения (лицензии).

Проект федерального закона N 332053-7

Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект нового федерального закона о государственном и муниципальном надзоре и контроле.

В целом, система контроля и надзора сохранит большинство ныне действующих положений, однако планируются и радикальные новшества:

— проверки будут проводиться не только в отношении организаций и ИП, но и в отношении обычных граждан — физических лиц без статуса предпринимателя и не занимающихся предпринимательской деятельностью. Предусмотрено, что такие проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры и не вносятся в Единый реестр проверок;

— категории риска и классы опасности будут присваиваться всем поднадзорным объектам и во всех сферах надзора. Во всяком случае, периодичность плановых проверок — согласно проекту — зависит только от категории риска (класса опасности);

— законопроектом вводятся такие новые действия по контролю/надзору, как досмотр и осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, сбор информации и другие. В некоторых из них обязательно участвуют понятые. После каждого такого действия чиновники составляют протокол, который прилагается к акту проверки;

— при этом досмотр может предполагать вскрытие упаковок, помещений, емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары и иные объекты, а также разборку и демонтаж или иное нарушение целостности обследуемых объектов;

— во время проверки, рейда или контрольной закупки чиновники вправе потребовать объяснений — от граждан, а также должностных лиц и иных работников проверяемых организаций. Особенно тревожно, что отказ от дачи объяснений допускается только по основаниям, предусмотренным законодательством. Другими словами, отказаться можно только со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ (отказ свидетельствовать против себя и своих близких) и, вероятно, по основаниям, указанным в процессуальных кодексах. В противном случае это будет рассматриваться как противодействие проверке, что может повлечь административный штраф;

— во время выездной проверки чиновники смогут проводить выемки и изъятие документов. Проект разрешает им вскрывать сейфы и иные хранилища с документами, рекомендуя при этом «избегать причинения невызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов»;

— законопроект разрешает чиновникам изымать у проверяемых и оригиналы документов — если одних копий недостаточно и при этом есть основания полагать, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены;

Читайте также:  Код ОКВЭД для ИП розничная торговля игрушками

— в тексте законопроекта так и не появился обещанный бизнесу запрет на проверку тех требований, которых нет в Перечнях обязательных требований (такие перечни ведутся каждым ведомством и публикуются на официальном сайте).

Кроме того, законопроект прямо запрещает гражданам и организациям пользоваться своими правами в целях необоснованного уклонения от проведения в отношении них государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Часть новелл будут, очевидно, позитивно восприняты бизнес-сообществом:

— будут запрещены проверочные мероприятия в рамках любых видов государственного надзора (контроля), если таковые прямо не указаны либо в Приложении N 1 к Закону, либо в самом тексте закона — в качестве специальных исключений. Любопытно, кстати, что из текста законопроекта невозможно определить, будут ли законны прокурорские проверки: они не входят ни в перечень исключений, ни в перечень «обычных» видов надзора;

— все неустранимые противоречия и неясности обязательных требований — согласно проекту — должны толковаться в пользу поднадзорных лиц;

— если поднадзорное лицо действовало в соответствии с письменными указаниями надзорного органа (например, по его письму), то эти действия нельзя признать нарушением обязательных требований;

— в нормативных правовых актах будет разрешено устанавливать дополнительные ограничения для таких жалоб, которые могут повлечь внеплановую проверку: например, подачу жалобы автором только лично, или через МФЦ, или при условии нотариального установления личности жалобщика;

— непосредственно в проекте закона появилась норма о досудебном обжаловании результатов проверочных мероприятий. Такая жалоба рассматривается в течение месяца;

— добавлены дополнительные основания для отмены результатов проверки и иных контрольных мероприятий — это отсутствие оснований ее проведения (сейчас это является нарушением только для внеплановой выездной и плановой проверки); включение в предмет надзора требований, которые не являются обязательными; неиспользование проверочных листов).

Судебная защита прав и законных интересов предпринимателей

Процессуальным арбитражным законодательством устанавливается, что дела с предпринимателями и юр. лицами разбираются в арбитраже.

Субъекты предпринимательской деятельности вправе обжаловать в арбитраже принятые проверяющими решения, а также их действия в случае, если были допущены нарушения.

Заявление подается в суд с учетом всех предусмотренных АПК РФ требований.

Для его предъявления устанавливается трехмесячный срок с того момента, когда лицо должно было узнать о нарушении своих прав.

Блог

Сертификат административной целевой программы «предприниматель и закон»

Следует отметить, что в соответствии с законом № 294-ФЗ проверки проводятся по определенным правилам. В частности, плановые проверки проводятся не чаще раза в три года. При этом планы их проведения следует представить на официальных сайтах органов.

При посещении организации проверяющему нужно представиться, предъявить документы. На все эти моменты ИП и юр. лицам стоит обращать особое внимание. В практике встречались случаи, когда предпринимателям предлагали сертификат административной целевой программы «Предприниматель и закон».

Он удостоверяет, что деятельность указанных лиц осуществляется без допущения нарушений интересов граждан-потребителей. Выдается сертификат организациями по защите прав потребителей, причем иногда и за плату. Хотя фактически он не является официальным удостоверением проверяющих, и никакой силы он не имеет.

О чём говорится в 10 статье?

Статья 10 №294-ФЗ посвящена процедуре организации и проведения внеплановой проверки любой организации на территории РФ. Поводом для выезда могут послужить:

  • истечение срока исполнения предписания по результатам плановой проверки;
  • поступление информации об угрозе причинения вреда или о его совершении в отношении граждан, животных, растений, памятников архитектуры и пр.;
  • нарушение прав потребителей;
  • несоблюдение требований к маркировке продукции;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ.

Выезд согласуется с прокуратурой, а проверяемое лицо уведомляется о предстоящих мероприятиях за сутки до начала ревизии, если она проводится по результатам предыдущей проверки или по поручению Президента либо Правительства России. Во всех остальных случаях контролёры могут действовать без уведомления.

Последние правки

Закон № 294-ФЗ был принят еще в конце 2008 года. С тех пор в него неоднократно вносились изменения. Последняя редакция закона (поправки внесены 18.04.2018 законом номер 81-ФЗ) действует по настоящее время. Рассмотрим кратко основные из них.

К самым существенным поправкам следует отнести введение «надзорных каникул», возможность совершения проверяющими контрольных закупок, необходимость добавления на сайты проверяющих списков, а также текстов законов (иных актов и их частей), на соответствие которым и проводятся контрольно-проверочные мероприятия.

Кроме того, законом теперь предусматривается обязанность органов не только проводить проверки, но и профилактическую работу для сокращения объема нарушений в сфере предпринимательства.

Ограничение действий контролирующих лиц

Ст. 15 294-го закона о внеплановых проверках запрещает контролерам:

  • проверять выполнение требований, относящихся к полномочиям других надзорных органов, установленных актами властей СССР и РСФСР или неопубликованными актами муниципалитетов;
  • проводить мероприятия, если руководитель проверяемого лица отсутствует и не передал свои полномочия другому представителю;
  • требовать и забирать оригиналы документов, образцы и пробы, не относящиеся к объекту проверки;
  • изымать образцы и пробы без составления соответствующих протоколов;
  • распространять информацию, приравненную законом к охраняемой тайне;
  • нарушать установленную продолжительность проверки;
  • предлагать или предписывать проверяемым проводить контрольные мероприятия за счет их средств;
  • запрашивать документы, имеющиеся у других государственных органов или органов местного самоуправления и доступных в рамках межведомственного взаимодействия;
  • требовать сведения для проверки до начала контрольных мероприятий.

Источник: xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин