Необходимость развития государственно-частного партнерства и применения его механизмов в рамках региональной политики в настоящее время в России утверждена на высшем государственном уровне. Что касается развития государственно-частного партнерства «снизу», потребностей и возможностей – готовности регионов осуществлять проекты ГЧП, то получаемые от участия в региональных и муниципальных проектах ГЧП преимущества способствуют тому, что регионы, муниципальные образования, районы самостоятельно развивают рынок местных проектов ГЧП, разрабатывая нормативно-правовую базу и привлекая частный бизнес к совместным проектам. Неоспоримость этих двух заявлений способствует тому, что необходимо определиться с подходом к изучению и использованию термина «государственно-частное партнерство» и классифицировать проекты государственно-частного партнерства, особенно те, где оно выступает инструментом регионального развития. В статье осуществлен анализ существующих в научной литературе подходов к термину «государственно-частное партнерство» и выбрана классификация, удовлетворяющая современным запросам реального сектора.
ГЧП 2.0. Расширяем палитру инструментов взаимодействия бизнеса и власти

государственно-частное партнерство
методологические подходы
классификация видов проектов государственно-частного партнерства
1. Государственно-частное партнерство: теория и практика // В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. – М.: ГУ-ВШЭ, 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.hse.ru/news/17990346.html (дата обращения – 09.12.2013).
2. Нижегородцев Р.М., Никитенко С.М., Ковригина С.В. [и др.] Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: мировой опыт и перспективы России / под науч. ред. Р.М. Нижегородцева, С.М. Никитенко, Е.В. Гоосен. – Кемерово: ООО «Сибирская издательская группа», 2012. – 482 с.
3. Сычева И.В., Найденов И.А. Исследование форм и механизмов государственно-частного партнерства в мировой и отечественной практике // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2010. – № 2–2. – С. 23–33.
4. Федоров Е.А. Государственно-частное партнерство – важнейший и универсальный механизм развития экономики // Национальные проекты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://eafedorov.ru/node608.html (дата обращения – 09.12.2013).
5. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. – М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет., 2006. – С. 14.
Современное российское государство нацелено на модернизацию, переход на инновационный путь развития, поиск новых центров экономического роста в регионах, новое государственное управление. В ближайшие годы одним из ответов России на современные вызовы должна стать динамичная экономическая модель, способная обеспечивать высокий уровень жизни граждан в регионах страны. Одним из инструментов реализации проектного подхода в государственном управлении, повышения финансового, технологического, инновационного потенциала различных отраслей экономики России, социально-экономического развития регионов является государственно-частное партнерство (ГЧП). В настоящее время за рубежом и в России проекты ГЧП не только успешно реализуются в различных сферах, традиционно принадлежавших государству, но используются как инструмент стратегического развития экономики, региональной политики, в том числе инновационной.
Гайдук В. И. «ГЧП как форма взаимодействия властных и предпринимательских структур»
Многообразие существующих форм общественно значимых проектов, реализуемых на основе взаимодействия власти и бизнеса, нуждается в твердом определении и классификации, поэтому целью данной статьи является выявление и классификация подходов к определению государственно-частного партнерства, позволяющему изучать его как инструмент региональной политики.
Среди всего многообразия зарубежных и отечественных определений можно выделить основные подходы к понятию ГЧП. Оно рассматривается как особый тип управления – «новый государственный менеджмент» (New Public Management) или способ государственной организации –
организации «хорошего государственного управления» (Good Governance); как установленная форма соглашений, заключаемых между бизнесом и властью относительно финансовых отношений и средств (институциональный, юридический подход); как стратегия или инструмент развития и модернизации экономики, а также как «игра слов», используемая в политических целях для сокрытия за понятием ГЧП различных, ранее уже существовавших, форм взаимодействия с бизнесом, где термин «ГЧП» призван придать им вид новых инструментов развития. Совокупности признаков ГЧП, освещаемые в рамках того или иного подхода, представлены в табл. 1.
Понятие ГЧП: подходы и признаки в рамках зарубежных и отечественных исследований [2]
Ключевые признаки ГЧП
Новый государственный менеджмент
Организационно-экономические аспекты (организационные формы: концессии и лизинг):
– организационные схемы, отражающие распределение прибыли, разделение рисков и затрат;
– экономический подход к оценке эффективности проектов
Институциональный (юридический) подход
1. Организационно-правовая структура соглашений:
– организационные формы сотрудничества (все проектные формы соглашений бизнеса и государства: от контрактов до совместных предприятий);
– распределение выгод и рисков.
2. Финансовые «последствия соглашений»:
– общественные и частные выгоды;
Стратегия и инструмент развития
1. Организационно-экономические аспекты (все формы проектного сотрудничества бизнеса и государства: от контрактов до совместных предприятий).
2. Анализ социальных целей и функций ГЧП:
– определение разделяемых целей;
– анализ социальных функций ГЧП;
– социальный аудит проектов
Подход к понятию ГЧП в широком смысле (включая не только экономические, но и социальные, и политические отношения)
Проведенный анализ многих определений, выдвигаемых зарубежными и отечественными авторами, международными финансовыми институтами, институтами развития и другими специализированными организациями показал, что большинство из них следует относить не к одному (по основному признаку), а к двум (реже – трем) подходам (табл. 2).
Понятие ГЧП: совокупности подходов зарубежных и отечественных авторов [1, 4, 5]
Стратегия и инструмент развития
Германия: Т.А. Борзел, Т. Рисс
Швеция: С. Линдер
Дания: К. Грив, Х. Ван Хам, Дж. Коппеньян
Италия: Б. Раганелли, Дж. Фидон
Сингапур: Министерство финансов
Беларусь: И. Точицкая
Россия (здесь и далее): В.Г. Варнавский
Е.А. Махортов, А.С. Семченков
Таким образом, в табл. 2 видим, что авторы и авторские коллективы из развитых стран придерживаются в основном подходов к определению ГЧП, связанных с использованием его как инструмента управления и «языковой игры» (Швеция, Нидерланды, Австралия и др.), некоторые из авторов отмечают и финансовый аспект (США, Австралия, Италия и др.).
Максимально институциональный подход раскрыт в определениях международных финансовых институтов и институтов развития (Европа, США и др.). Далее следуют определения ГЧП российских, белорусских авторов, в которых отчетливо видна приверженность подходу, связанному с развитием. Так, отечественный экономист В.Г. Варнавский определяет ГЧП как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР [1]. Большинство других отечественных авторов солидарны с Варнавским, они дополняют, модифицируют и совершенствуют его определение, но совокупность подходов, в рамках которых оно существует, неизменна.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что страны, стремящиеся к достижению рыночных характеристик, к которым относятся Россия, Украина, Беларусь и другие государства, накладывают на ГЧП дополнительные функции, связанные с развитием социально-экономической сферы. Данный факт подтверждают российские ученые и поэтому отдают предпочтение стратегическому подходу, его же придерживается, например, и Сингапур.
Такой подход, связанный с использованием ГЧП как инструмента развития, условно можно обозначить как широкий, в котором его функциями выступают:
● в стратегическом аспекте – социально-экономическое, инновационное, развитие и модернизация страны и ее регионов, комплексное развитие территорий, реализация общественно значимых проектов;
● в институциональном аспекте – создание условий для формирования рынков и институтов, определение форм взаимодействия государства и бизнеса и др.
В то время как узкий «европейский» подход, понимающий под ГЧП косвенную приватизацию и контрактные отношения, инкриминирует партнерству функции компенсации «провалов рынка», оптимизации общественного сектора и финансов государственного бюджета, перераспределения полномочий по производству общественных благ от государственных структур к частным.
Исходя из цели исследования, с учетом современных российских реалий, связанных в том числе с уровнем развития ГЧП (развитие ГЧП в России началось в 2000-х,
в то время как в развитых зарубежных странах – с 1980-х гг.), и в согласии с отечественными авторами-экономистами не-
обходимо придерживаться широкого, стратегического подхода к понятию и, соответственно, определению и функциям ГЧП. За основу определения взят подход В.Г. Варнавского, под термином «государственно-частное партнерство» будет пониматься институциональный альянс, подкрепленный политической волей, между государством и частным бизнесом в целях повышения эффективности государственного управления, использования государственного имущества, реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР за счет передачи бизнесу ответственности за предоставление традиционных государственных услуг или выполнение
функций [2].
В соответствии с выбранным стратегическим подходом классификация видов ГЧП, основанная на классификации И.В. Сычевой и И.А. Найденова [3], выглядит следующим образом (табл. 3).
Поскольку в России ГЧП и его нормативно-правовое обеспечение только формируются, в особенности в регионах и муниципалитетах, четкие признаки проектов ГЧП пока не полностью установлены и приняты, в связи с этим часто региональные и муниципальные общественно значимые проекты реализуются в форме почти-ГЧП-проектов, или квази-ГЧП (обычно в форме чистого ГЧП реализуются крупные дорогостоящие проекты федерального значения). Поэтому первостепенным признаком классификации видов ГЧП как инструмента развития выступает «Степень зрелости и формализации отношений в проектах». Для российских регионов, обладающих скромным набором инструментов социально-экономического развития, обусловленным сильнейшей региональной дифференциацией, в условиях невозможности использования чистого ГЧП, квази-ГЧП – один из лучших инструментов региональной политики.
С представленным выше признаком неразрывно связан признак «Соотношение ролей государства и бизнеса», согласно которому выделяются ГЧП с ведущей ролью государства, ГЧП с ведущей ролью бизнеса, ГЧП с паритетным участием государства и бизнеса. Для развитого ГЧП характерны либо паритетное участие бизнеса и государства, либо ведущая роль бизнеса в проектах (например, PFI-проекты (частная финансовая инициатива) в Великобритании), для большинства российских ГЧП и особенно квази-ГЧП характерны проекты ГЧП с ведущей ролью государства. Это связано с тем, что функции социально-экономического развития страны и регионов возложены в первую очередь на государство, и именно оно выступает инициатором общественно значимых ГЧП, в то время как бизнес пока отличается низкой активностью. В то же время с развитием ГЧП в России увеличивается доля проектов с паритетным участием государства и бизнеса, особенно это характерно для дорогостоящих и прибыльных проектов в сферах промышленности и жилого строительства, проектов комплексного развития территорий.
Классификация видов ГЧП как инструмента развития страны, регионов и муниципальных образований
Наименование проектов, где ГЧП выступает инструментом развития
Степень зрелости и формализации отношений в проектах
Проекты, отвечающие всем основным признакам ГЧП
Проекты квази-ГЧП – не отвечающие признакам ГЧП, но выполняющие часть его функций
Соотношение ролей государства и бизнеса
ГЧП с ведущей ролью государства
ГЧП с ведущей ролью бизнеса
ГЧП с паритетным участием государства и бизнеса
Отрасль экономики или социальной сферы
ГЧП в социальной сфере
Инфраструктурные проекты ГЧП
ГЧП в сфере жилого строительства
ГЧП в сфере промышленности
Межотраслевые проекты ГЧП (проекты комплексного развития территорий, создания кластеров и т.д.)
Характер государственного партнера
ГЧП федерального значения
ГЧП регионального значения
Смешанные ГЧП (межгосударственные, межрегиональные, межмуниципальные, разноуровневые)
Масштаб проектов ГЧП
Крупнейшие и крупные
Сроки реализации проектов
ГЧП со строго установленным сроком
ГЧП с плавающим сроком (до достижения некоторых экономически или социально значимых задач)
Условно бессрочные проекты
Партнерство, нацеленное на достижение инновационного эффекта
Партнерство, вызывающее вторичный инновационный эффект
Традиционное неинновационное партнерство
Источник: составлено автором.
Согласно признаку «Отрасль экономики или социальной сферы», помимо вышеназванных, выделяют также ГЧП в социальной сфере и инфраструктурные проекты ГЧП. Во всех этих проектах ГЧП выступает инструментом развития, поскольку они являются общественно значимыми.
С данным признаком тесно связан признак «Характер государственного партнера» (ГЧП федерального значения, ГЧП регионального значения, муниципально-частное партнерство, смешанные ГЧП (межгосударственные, межрегиональные, межмуниципальные, разноуровневые)). Комплексные общественно значимые проекты – обычно крупные дорогостоящие проекты федерального значения, инфраструктурные – могут быть межрегиональными (строительство автодорог, мостов и т.д.).
С вышеназванным признаком связаны признаки «Масштаб проектов ГЧП» и «Сроки реализации проектов». Проекты регионального значения – обычно средние проекты, муниципального – мелкие (часто квази-ГЧП). Что касается сроков, то для квази-ГЧП-проектов часто характерны проекты без строго установ-
ленных сроков.
Отдельным признаком выступает «Инновационная составляющая» проектов ГЧП. Партнерства, нацеленные на достижение инновационного эффекта, играют важнейшую роль в социально-экономическом развитии и характерны для инновационно активных российских регионов. В то же время положительной тенденцией является образование на основе ГЧП в российских регионах технопарков, технополисов, особых экономических зон, кластеров в целях инновационного развития.
Таким образом, проектный подход к ГЧП задает классификацию форм ГЧП, определяющих типы его контрактов. Такая классификация распространена за рубежом и необходима и в российских условиях, поскольку в рамках нового государственного менеджмента имеет целью совершенствование государственной политики в части использования ГЧП как инструмента развития страны и ее регионов. Стратегический подход к ГЧП требует иной классификации – классификации видов ГЧП, которая позволяет объединять в одном проекте определенные совокупности различных видов ГЧП, создавая множество индивидуальных структур проектов для достижения единственной цели – максимально эффективного социально-экономического развития государства и его регионов. Иными словами, данная классификация позволяет не только сформировать характеристику системы ГЧП в стране и регионах и выявить применяемые в стране виды проектов, но и на основе анализа выбрать те из них, которые способны качественно развивать регионы и государство в целом. В совокупности эти классификации дополняют друг друга и формируют, в особенности вторая, представление об индивидуальной системе ГЧП в каждом конкретном государстве.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 13-12-42009 «Квази-ГЧП проекты как фактор становления и развития института государственно-частного партнерства в России».
Рецензенты:
Кудряшова И.А., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики, зам. директора по научной и инновационной работе, Кемеровский институт (филиал), ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Кемерово;
Никитенко С.М., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики, Кемеровский институт (филиал), ФГБОУ ВПО «РЭУ
им. Г.В. Плеханова», директор ООО «ИНЦП «Иннотех», г. Кемерово.
Работа поступила в редакцию 28.11.2014.
Источник: fundamental-research.ru
Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход
Статья посвящена разработке теории государственно-частного партнерства как форме деловой организации, сочетающей функциональную нагрузку частной фирмы и государственного сектора экономики, реализация которой обусловлена необходимостью обеспечения производства необходимых обществу опекаемых благ.
государственно-частное партнерство, инвестиции, инфраструктура, проект, эффект, опекаемые блага
Цитировать публикацию:
Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 24. – С. 18-29.
Makarov, I.N. (2013) Public-private partnership in the interaction of business and State: an institutional approach. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 14(24), 18-29. (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
1. Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. – М.: Институт экономики РАН, 2008. – 482 с.
2. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с.
3. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов / Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдкевич. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 443 с.
4. Макаров И.Н. Аудит эффективности и производство опекаемых благ: взгляд с позиции экономической социодинамики // Российское предпринимательство. – 2010. – № 6. – Выпуск 2. – С. 51–55.
5. Макаров И.Н. Национальная инфраструктура и государственно-частное партнерство: потребности современной экономики // Креативная экономика. – 2012. – № 5. – С. 50–54.
Источник: creativeconomy.ru
О ГЧП
Основная идея ГЧП заключается в привлечении частных (в том числе и иностранных) инвестиций и компетенций в сферу инфраструктуры, контролируемую государством. ГЧП позволяет инвестору обеспечить возврат вложенных средств и получение гарантированного дохода (в том числе за счет права получить объект недвижимости в собственность или временное пользование), а государство решает публичную задачу.
Базовые принципы ГЧП:
- Распределение рисков между сторонами, баланс интересов
- Долгосрочность сотрудничества на контрактной основе
- Частная сторона не только вкладывает инвестиции, но и осуществляет эксплуатацию объекта (целевую и (или) техническую)

Основные сферы ГЧП-проектов

- Автомобильные дороги
- Общественный транспорт
- Авиация и водный транспорт

- Тепло- и водоснабжение
- ТКО
- Электро- и газоснабжение

- Освещение
- Парки

- Здравоохранение
- Геронтология
- Образование
- Туризм и спорт

- Информационные системы
- Сервисы и агрегаторы
- Системы контроля за нарушениями
- «Умный город», «Умный регион»

- Военная логистика
- Промышленность
- Сельское хозяйство
Возможность справедливого распределения рисков – базовое условие качественной реализации ГЧП-проекта.
Основное правилом риск-менеджмента – возложение риска на того участника проекта, который может им управлять, исключив или максимально снизив негативные последствия. Особенно важным распределение рисков становится с учетом долгосрочной реализации большинства ГЧП-проектов.
Можно выделить следующие основные виды рисков, возникающих при реализации ГЧП-проектов, и наиболее общий вариант их распределения.
Для каждого проекта могут быть выделены иные, более актуальные виды рисков (например, риски могут быть разделены по стадиям проекта) и предложены другие варианты их распределения.
| Строительные (технические) | Частная сторона |
| Коммерческие | Совместное бремя |
| Финансовые | Частная сторона |
| Политические | Публичная сторона |
| Правовые | Совместное бремя |
| Информационные | Совместное бремя |
Преимущества ГЧП для публичной стороны:
- Привлечение частных инвестиций в инфраструктуру
- Решение социально-значимых задач
- Эффективное управление инфраструктурными активами
Преимущества ГЧП для частной стороны:
- Доступ к рынкам, гарантированный спрос на услуги
- Гарантии возврата инвестиций от государства
- Удобные инструменты привлечения внешнего финансирования
Основные модели ГЧП
В широком смысле к ГЧП могут быть отнесены любые формы совместной деятельности государства и частного бизнеса, для организации которых используются общеправовые инструменты. Например, это заключение между публичной и частной стороной инвестиционного соглашения, предусматривающего предоставление частной стороне гарантий и льгот, или реализация инвестиционного проекта юридическим лицом, в капитале которого участвуют и государство, и бизнес. Последний вариант относится к корпоративной модели ГЧП, способу организации взаимодействия сторон с использованием различных корпоративных форм ведения бизнеса. Более подробно о корпоративной модели ГЧП можно прочитать здесь.
Однако законодательство предусматривает две основные модели взаимодействия публичного и частного партнеров:
- Концессионное соглашение;
- Соглашение о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве («соглашение о ГЧП»).
Эти модели регулируются специальными законами и являются наиболее актуальными способами запуска ГЧП-проектов.

Развитие законодательства о ГЧП в России
Можно выделить следующие ключевые моменты развития современного законодательства о ГЧП:
Принятие Закона о концессиях
Закон о концессиях заложил основу для реализации ГЧП-проектов по концессионной модели на федеральном, региональном и местном уровнях. В законе был впервые предусмотрен перечень инфраструктурных объектов, а также закреплены правила взаимодействия частных инвесторов и органов власти. Помимо этого закон закрепил гарантии инвестора, что существенно повысило привлекательность концессионных соглашений по сравнению с иными имеющимися форматами взаимодействия бизнеса и государства.
Условия для привлечения внешнего финансирования
Федеральным законом от 02.07.2010 № 152-ФЗ Закон о концессиях изменен в целях создания гарантий привлечения заемного финансирования в проект. Теперь права концессионера по концессионному соглашению могут использоваться в качестве обеспечения обязательств концессионера перед кредитором, чьи средства он привлекает. В таком случае между концедентом, концессионером и кредитором заключается соглашение, регулирующее права и обязанности сторон в связи с привлечением финансирования (прямое соглашение).
Появилась плата концедента для автодорожных проектов
Отличие платы концедента от прямого участия публичной стороны в финансировании расходов на проект заключается в том, что за счет нее может обеспечиваться не только компенсация прямых расходов концессионера, но и запланированный уровень доходности.
Адаптация условий тарифного регулирования в сфере ЖКХ для ГЧП-проектов
Федеральным законом от 30.12.2012 № 291-ФЗ предусмотрен плановый переход на долгосрочное регулирование тарифов в сфере ЖКХ за счет расчета необходимой валовой выручки коммунальной организации на основе долгосрочных параметров. Такой подход позволяет за счет долгосрочных тарифов рассчитывать на заранее просчитанный объем выручки, обеспечивающий возврат инвестиций в модернизацию инфраструктуры.
Изменен порядок регулирования концессионных соглашений в сфере водоснабжения (водоотведения) и теплоснабжения
Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ внесены изменения в части порядка заключения и исполнения концессионных соглашений в сфере водоснабжения (водоотведения) и теплоснабжения, а также их существенных условий.
На портале ГЧП-советник можно сконструировать проект концессионного соглашения, учитывающего все особенности реализации проектов в сфере водоснабжения (водоотведения) и теплоснабжения.
Расширение сферы применения механизма платы концедента
Федеральным законом от 21.07.2014 № 265-ФЗ на весь перечень объектов концессионного соглашения распространена возможность использования платы концедента.
Объединение разных объектов в рамках одного проекта
Упомянутый выше закон также предусмотрел объединение различных видов инфраструктуры в рамках одного концессионного соглашения (за исключением объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения) при условии, что такое объединение не наносит вред конкуренции.
Частная концессионная инициатива
Введена «частная инициатива» – механизм, при котором заключение концессионного соглашения инициируется инвестором. На портале ГЧП-советник можно найти формы всех документов, необходимых для подготовки и рассмотрения частной концессионной инициативы.
Принятие Закона о ГЧП
В 2015 г. принят закон, регулирующий на федеральном уровне порядок запуска и реализации ГЧП-проектов с использованием второй специальной модели – соглашения о ГЧП.
До принятия Закона о ГЧП аналогичные правовые акты принимались на уровне регионов. Единый подход к пониманию природы соглашения о ГЧП отсутствовал, к ГЧП относились случаи предоставления налоговых и арендных льгот, преференций по земельным участкам и т.д.
Новый закон предусмотрел соглашение о ГЧП в качестве самостоятельной модели, отличной от концессионного соглашения. Знаковым моментом стала предоставленная Законом о ГЧП возможность передавать имущество в собственность частного партнера, что невозможно в концессиях.
Дальнейшее развитие правового регулирования ГЧП-проектов в сфере тепло- и водоснабжения
Принят Федеральный закон от 03.07.2016 №275-ФЗ, продолживший адаптацию концессионного законодательства для нужд тепло- и водоснабжения – специальные нормы выделены в отдельную главу. Ключевое изменение – участие субъекта РФ в качестве третьей стороны концессии.
Ознакомиться с особенностями концессий в сфере тепло- и водоснабжения можно здесь.
Роль «Башкирского дела» в подходах к финансированию ГЧП
31 января 2017 г. ФАС России приняла решение об отмене платы концедента по концессионному соглашению в отношении автомобильной дороги «Стерлитамак – Кага – Магнитогорск», указав на недопустимость полного финансирования строительства и эксплуатации объекта соглашения за счёт бюджетных средств. Арбитражный суд города Москвы поддержал доводы ФАС России, но апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав, что финансирование части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и плата концедента являются самостоятельными видами денежных выплат. При этом использование платы концедента позволяет компенсировать все расходы концессионера (в дополнение к финасированию части расходов).
С более подробным описанием дела можно ознакомиться здесь.
Включение объектов информационных технологий (ИТ-объекты) в перечень объектов ГЧП
Федеральным законом от 29.06.2018 № 173-ФЗ в Закон о концессиях и Закон о ГЧП внесены изменения, предусматривающие включение ИТ-объектов в список имущества, в отношении которого может быть заключено концессионное соглашение или соглашение о ГЧП. В список попали не только объекты имущества, используемые для обеспечения функционирования ИТ-технологий, но и программы для ЭВМ, базы данных, сайты. Это первый и пока единственный случай, когда концессионное соглашение или соглашение о ГЧП может не предусматривать в периметре проекта объектов недвижимости.
Экспертами PP Unity предлагает воспользоваться онлайн-сервисом ГЧП-структуратор, который позволяет подобрать правовую модель реализации ГЧП-проекта с учетом заданных параметров.
Удобные решения для инфраструктуры
Источник: pppadvisor.ru
