Где юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны хранить свободные денежные средства

Когда физическое или юридическое лицо вносит денежные средства в банк, определенный процент от этой суммы должен быть переведен на специальный счет в ЦБ в качестве резерва и сохраняться там до тех пор, пока деньги не будут выведены из банка.

Обязательное резервирование решает две задачи.

Во-первых, финансовые учреждения имеют право использовать денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, для предоставления кредитов. Из суммы резервов центробанки предоставляют займы для поддержания ликвидности, то есть они используются в случае, если потребуется срочный возврат денег.

Во-вторых, банковская система в целом (но не один банк) создает безналичные деньги с помощью так называемого банковского мультипликатора. При обязательном резервировании регулирующие органы получают возможность контролировать этот процесс и объем денежной массы, находящийся в обращении. Таким образом, обязательное резервирование используется как инструмент денежно-кредитной политики.

учет денежных средств1

В России норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)», определяет ЦБ.

Обязанность по депонированию средств возникает для всех кредитных учреждений со дня получения лицензии. Взносы делаются в безналичных рублях, проценты на обязательные резервы не выплачиваются, на эти суммы не могут быть обращены взыскания. В случае ликвидации банка зарезервированные средства передаются ликвидационной комиссии.

При этом от резервирования освобождены следующие виды обязательств банков перед клиентами:

— денежные средства, привлеченные от юридических лиц на срок не менее 3 лет;

— облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;

— обязательства, выраженные в неденежной форме (например, в драгоценных металлах или заем ценных бумаг);

— обязательства перед другими кредитными организациями.

Размер обязательных резервов определяется Советом директоров Центрального банка и публикуется в «Вестнике Банка России». При этом ЦБ для определенной категории кредитных организаций предоставляет право на использование механизма усреднения обязательных резервов. То есть для крупных банков в расчет берется средний показатель суммы денежных средств, на которые должен депонироваться резерв, за предыдущий месяц.

Кроме того, Совет директоров определяет два коэффициента, каждый из которых может принимать значение от 0 до 1.

Корректировочный коэффициент, уменьшающий размер резерва по долговым ценным бумагам, выпущенным кредитной организацией.

Учет денежных средств: кассовые операции и счета. Перевод с бухгалтерского с Петром и Олесей

Коэффициент усреднения, определяющий долю резерва, которой банк распоряжаться не может. При этом общий размер резерва должен соблюдаться в среднем за месяц.

На лето 2011 года действуют следующие нормативы резервирования: по обязательствам перед иностранными юридическими лицами – 5,5%, перед российскими физлицами и по другим обязательствам – 4%.

Коэффициент усреднения для банков равен 0,6, а для небанковских кредитных организаций – 1. Корректировочный коэффициент – 0,2. При этом общий объем банковских резервов в ЦБ составил 341,6 млрд рублей.

Источник: www.banki.ru

Памятка для субъектов Федерального закона № 115-ФЗ

Памятка для субъектов Федерального закона № 115-ФЗ по исполнению требований законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

23 декабря 2014

Росфинмониторинг и нформирует об обязанностях, установленных для субъектов Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон) расположенных на территории Крымского федерального округа и прошедших регистрацию в соответствии законодательством Российской Федерации.

К числу таких субъектов в соответствии со статьей 5 Закона, отнесены:

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды ;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения ;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме ;
  • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества ;
  • операторы по приему платежей ;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы ;
  • микрофинансовые организации ;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
  • индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами ;
  • индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий ;
  • индивидуальные предприниматели, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества .
Читайте также:  Структурная схема импульсного ИП

УКАЗАННЫЕ СУБЪЕКТЫ ОБЯЗАНЫ :

    Организации и индивидуальные предприниматели обязаны разработать и утвердить правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Закона в корреспонденции с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.14 № 577).

Индивидуальные предприниматели, указанные в статье 5 Закона, вправе самостоятельно осуществлять функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля при прохождении соответствующего обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Законодательно установлена обязанность сверять клиентов при принятии на обслуживание с Перечнем лиц, в отношении которых имеются данные об их причастности к экстремистской деятельности и в случае выявления таких лиц среди своих клиентов применять меры по блокированию (замораживанию) их активов, немедленно сообщая об этом в Росфинмониторинг. Кроме того, установлена обязанность по сверке всех своих клиентов с указанным Перечнем не реже чем один раз в три месяца. В случае последующего выявления среди своих клиентов указанных лиц применять указанные меры к их активам и немедленно сообщать о таких фактах в уполномоченный орган.

Законодательно установлена обязанность по выявлению среди своих клиентов публичных должностных лиц, как национальных, так и иностранных. При выявлении таких лиц имеется необходимость уделять более пристальное внимание операциям (сделкам) с ними.

Законодательно установлена обязанность принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов.

Перечень необычных, подозрительных операций приведен в Приказе Росфинмониторинга от 08 мая 2009 года № 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» и должен содержаться в правилах внутреннего контроля в зависимости от вида деятельности субъекта.

Порядок представления в Росфинмониторинг необходимых сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении положения о представлении информации в федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и направлении федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».

Читайте также:  Есть ли трудовая книжка у самозанятых

Информация, представляется в Росфинмониторинг в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи c использованием комплекса программных средств, информация о которых размещена на странице сайта Росфинмониторинга www.fedsfm.ru/companies/deal/form. Направляемая в электронной форме информация подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью организации (лица).

При предоставлении сведений в Росфинмониторинг необходимо руководствоваться требованиями Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ (Приказ Росфинмониторинга от 5 октября 2009 года № 245).

. В течение 30 дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг, необходимо встать на учет в территориальный орган Росфинмониторинга, действующий на территории соответствующего федерального округа.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в МРУ Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме 2-КПУ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 30 ноября 2005 года № 164 «Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы». Информация о порядке постановки организаций (лиц) на учет размещена на странице сайта Росфинмониторинга www.fedsfm.ru/companies/registration.

Обращаем внимание, что до утверждения новой карты постановки на учет, индивидуальные предприниматели вместо данных в отношении организации и руководителя организации заполняют данные в отношении индивидуального предпринимателя, также в случае, если заполнение некоторых полей карты постановки на учет невозможны их заполнение необязательно.

Карта постановки на учет направляется заявителем по почте либо непосредственно вручается заявителем представителю территориального органа Росфинмониторинга (МРУ Росфинмониторинга по КФО) либо направляется в электронной форме посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

При предоставлении на бумажном носителе:

Карта постановки на учет на бумажном носителе заполняется с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписывается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Подпись руководителя организации или индивидуального предпринимателя, содержащаяся в карте постановки на учет, удостоверяется нотариально.

При предоставлении в электронном виде:

Карта постановки на учет в электронной форме направляется посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием Единого портала www.gosuslugi.ru и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации. Карта постановки на учет в электронной форме нотариально не удостоверяется.

Данные обязанности распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае неисполнения указанных выше обязанностей организации, их должностные лица, а также индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, а именно – на основании статьи 15.27 КоАП РФ.

Источник: mfo-pro.ru

Хранение наличных денег в кассе: сейф, тумбочка или кошелек?

хранение наличных денег в кассе

Деньги любят присмотр и пересчет. Только моргни глазом и наличных – как ни бывало. Это справедливо не только для тех денег, которые оказались в женских ручках, но и для принадлежащих организации.

Читайте также:  ИП построил дом на продажу какой налог уплатить

В былые времена (до 2012 года) ЦБ предписывал организациям держать наличные деньги фирмы в хорошо укрепленной «крепости» — кассе. Требования по ее оборудованию были жесткими, а порой и невыполнимыми – решетки, металлические двери, окошко для выдачи, сейф и др. Теперь же хранение наличных денег в кассе оставлено на откуп руководителям организации. Значит ли это, что деньги могут безнаказанно кочевать от сейфа к тумбе главбуха, затем к столу кассира, возвращаясь в итоге в кошелек директора? Вовсе нет.

Что требует ЦБ РФ?

Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» действует с 1 июня 2014 года. Требования, которые оно предъявляет к хранению наличных:

— место для проведения кассовых операций определяется руководителем (п. 2 Указания);

— в месте проведения кассовых операций на конец рабочего дня может находиться сумма, не больше максимальной (т.е. лимита кассы);

— мероприятия по обеспечению сохранности наличных при проведении кассовых операций определяются организацией (п. 7).

Да, никаких требований к оборудованию кассы теперь не предъявляется. Однако местом проведения кассовых операций, хранения наличных, принадлежащих организации, не может быть весь офис или территория завода. Это конкретное МЕСТО. А вот где будет это место – решает руководитель.

Тумбочка или сейф?

Хранение наличных денег в кассе может осуществляться:

— в отдельной комнате (кассовой комнате, подобной той, которая раньше была обязательной);

— в одном из отделов (например, в бухгалтерии, в финансовом отделе – в зависимости от того, кто из сотрудников выполняется обязанности кассира);

— в кабинете руководителя.

Где же держать деньги? Разумеется, не в кошельке директора или главбуха, где кроме наличных организации есть средства, ей не принадлежащие.

С кассиром, или лицом, которое исполняет его обязанности, заключается договор о полной материальной ответственности. При утрате денежных средств, принадлежащих организации, кассир будет отвечать своим заработком. Поэтому должны быть созданы условия для такого хранения наличных, которое обеспечит их безопасность, иначе кассир виновным лицом не будет (ст. 239 ТК).

Лучший вариант – сейф, менее удачные – шкафы или тумбочки, запирающиеся на замок. Ключ хранит кассир, его дубликат – руководитель.

Ящик кассового аппарата

Часто встречается ситуация, когда путаются понятия «касса» и контрольно-кассовая техника (контрольно-кассовая машина). Это разные вещи. В ККТ нет «кассы», а есть кассовый ящик. В нем денег в течение дня может находится ровно столько, сколько пробито с начала дня. Не больше и не меньше.

Вечером ККТ выводится z-отчет, деньги вынимаются из кассового ящика и сдаются кассиром-операционистом в основную кассу с оформлением приходного кассового ордера на наличную выручку. Выше мы говорили именно о такой основной кассе, а не о кассовом ящике.

В ящике ККТ деньги хранить нельзя! Это называется неоприходование выручки. А вот в кассе в пределах лимита хранить можно.

Таким образом, несмотря на то, что хранение наличных денег в кассе – тема, оставляющая свободу действий руководителю, доводить ситуацию до абсурда не стоит. Купите хотя бы небольшой металлический шкаф в организацию, и будет вам счастье. Хорошей вам выручки!

Зачем нужна кассовая книга и как ее оформить – читайте здесь . Как рассчитать лимит кассы, смотрите тут .

А где организована касса у вас – в сейфе, тумбочке, кошельке директора? Делитесь в комментариях!

Источник: pommp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин