Генри Форд (1863-1947) – основатель компании «Форд Мотор» и отец современной сборочной линии, применяемой в массовом производстве.
Он ввел понятие «фордизм», которое включало — массовое производство большого числа недорогих автомобилей и использование конвейера, что позволяло собрать автомобиль за 98 минут.
В 1914 году Форд удивил мир, предложив заработную плату 5$ в день, которая более чем в два раза превышала прежнюю у большинства его работников. Ход оказался прибыльным — прекратилась постоянная текучесть кадров и в Форд стали приходить лучшие механики. В результате такого вложения в человеческие ресурсы и знания повысилась производительность труда, снизились и расходы на подготовку кадров. Форд назвал это «мотив заработной платы».
Форд построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса – поточная линия.
ГЕНРИ ФОРД — И его уроки для предпринимательства
Он развивал предприятие как комплекс, обеспечивающий себя всем необходимым.
Особого внимания заслуживает специфическое отношение Г.Форда к социально-трудовым отношениям. Считал, что задача высшей администрации состоит в отслеживании того, чтобы все отделения работали в направлении общей цели, когда одному из них нет необходимости знать о деятельности другого. Возможность личного общения рабочих на производстве совершенно отвергалась, ибо «фабрика. не клуб».
Г.Форд был одним из основоположников современного представления о рабочем как потребителе и, соответственно, развитии рынка через массовое производство и высокие зарплаты.
Солидная зарплата, позволявшая снимать нормальное жилье для семейных. Добротные общежития для холостых. Нормированный рабочий день. Практически стопроцентные гарантии трудоустройства. Когда Форд установил 8-часовой рабочий день и ввел в своих заводах самую высокую оплату труда, это вызвало возмущение многих предпринимателей.
Однако он был убежден в том, что если его рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.
Главные идеи Форда – умелое управление предприятиями, их объединениями огромного масштаба, кооперация, массовое производство, стандартизация, конвейерная система разделения труда, постоянное совершенствование управления – актуальны для нас и сегодня.
72.Основные принципы «научного управления» г.Эмерсона
Существенный вклад в теорию и практику предпринимательства и менеджмента был сделан инженером-механиком Гаррингтоном Эмерсоном (1853–1931). Ему принадлежит открытие важнейших принципов повышения производительности труда на предприятии. «Истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях, напряжение, наоборот, дает довольно крупные результаты лишь при усилиях ненормальных. Напряжение и производительность – это не только не одно и то же, но и вещи прямо противоположные «.
Считает,что в современном производстве принятие всех решений лежит на рабочих,которые не имеют возможности планировать развитие организации.По его мнению,управление должно быть четко структурировано и идти «сверху»
12 принципов производительности труда Эмерсона.
1. Отчетливо поставленные цели.
2. Здравый смысл.
3. Компетентная консультация.
Речь идет о необходимости постоянного совершенствования менеджмента, о целесообразности, выгоде привлечения к этому отнюдь не простому делу специалистов, профессионалов.
4. Дисциплина.
Настоящая дисциплина требует прежде всего четкой регламентации деятельности, когда каждый точно знает свои обязанности; когда действует быстрый, полный и точный учет и контроль; когда исключен произвол и все равны перед законом.
5. Справедливое отношение к персоналу.
Это тот самый возрождаемый в наши дни принцип социальной справедливости: лучше работаешь – лучше живешь.
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
Говоря современным языком, это принцип обратной связи. Искажение учета, нарушая обратную связь, ведет к сбоям в работе системы управления: попробуйте пройти десять метров с закрытыми глазами – и вы в этом убедитесь.
7. Диспетчирование.
Именно оно позволяет «слова» плана превратить в реальные «дела» производства. Интересно следующее замечание Эмерсона: «Лучше диспетчировать хотя бы неспланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее».
8. Нормы и расписания.
Здесь раскрывается приведенная выше мысль о том, что высокие результаты в труде достигаются не повышением, а сокращением усилий.
9. Нормализация условий. Речь идет о том, чтобы создать такие условия работы, при которых возможности человека будут раскрываться наилучшим образом.
10. Нормирование операций.
11. Письменные стандартные инструкции.
12. Вознаграждение за производительность.
Источник: studfile.net
Генри Форд.
«Качество — это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит».
«Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую – ту, которая ведет через труд».
Генри Форд – это настоящий пример сбывшейся американской мечты, хотя скорее он является её создателем. Форд из простого человека сумел стать одним из самых богатых людей в мире.
Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье эмигрантов из Ирландии, в окрестностях Детройта, в поселке Спрингфилд штата Мичиган.Он был старшим из шести детей Уильяма и Мэри Форд, которые владели преуспевающим фермерским хозяйством. С детства Генри проявлял большой интерес к технике. В 12 лет он оборудовал небольшую мастерскую, где с увлечением проводил всё свободное время. Именно там через несколько лет он сконструировал свой первый паровой двигатель.
В 1879 году, когда Генри исполнилось 16 лет, он убежал из дома и уехал в Детройт, где устроился на работу помощником машиниста. Через три года Форд переехал в Дирборн и в течение пяти лет занимался конструированием и ремонтом паровых двигателей, подрабатывая время от времени на заводе в Детройте. В 1888 году он женился на Кларе Браент и в том же году занял должность управляющего на лесопильном заводе. В 1891 году Форд стал инженером компании Edison Illuminating (Электрической компании Эдисона), а через два года был назначен главным инженером.
«Я создам машину для всех – ее сделают из самых лучших материалов, самые лучшие специалисты по самым доступным чертежам, каждый человек, зарабатывающий деньги, сможет ее приобрести».
Однако больше всего Форда интересовали автомобили. Главной его целью было сконструировать автомобиль который будет доступен любому, но технологии того времени были трудоемкими, сложными и требовали больших временных затрат. Идея простого и доступного автомобиля попалав самую точку, именно это нужно было людям. Так появился Ford T, однако доступным он стал не сразу.
Максимально упростив конструкцию, Форд создал 26 автомобилей ручной сборки, хотя он не смог существенно снизить цену, так как большая часть средств уходила на оплату труда квалифицированных рабочих и изготовление уникальных деталей. Было понятно, что необходимо использовать новые технологии производства и сборки автомобилей.
Первым шагом к этому стала стандартизация всех компонентов автомобиля, что существенно сократило время подбора запчастей. Затем произошло внедрение конвейерной сборки, что было настоящим переворотом и прорывом в автомобильной промышленности. Это было настоящей «бомбой», отбросивщей всех конкурентов далеко назад. Какими бы качественными, красивыми, эксклюзивными не были их автомобили, возможность выпускать тысячу автомобилей в день перечеркивала все старания конкурентов.
«Вы можете получить «Форд-Т» любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным».
FordT имел небывалый коммерческий успех, это был автомобиль, ничем не уступающий своим конкурентам, но стоил в разы дешевле. Стандартный FordT в 1909 г. стоил 850$, тогда как конкурирующие машины стоили примерно 2500$ . Однако Форд пошел дальше. В 1913 г. цена упала до 550$, а к 1915 г. цена составляла 440$. В 1914 г. выпускается 10-милионный FordT (в этот момент 10% всех автомобилей на земле были марки Ford).
В том же году Форд принял одно из самых дальновидных решений в своей жизни. Он решил платить своим рабочим 5$ в день, это огромные деньги для рабочего даже по сегодняшним меркам, кроме того не курящие и не пьющие рабочие получали дополнительную прибавку. Рабочий день был уменьшен до 8 часов, это были фантастические условия труда.
Люди со всей страны выстраивались в очередь на работу в Ford Motor Company. Таким образом, удалось переманить лучших специалистов у конкурентов, также была устранена текучесть кадров, а значит снижены затраты на обучение. Рабочие же получили возможность накопить и приобрести Ford T. К началу 1920х Форд оказывается на вершине мира, он продает машин больше, чем все конкуренты вместе взятые. В состав его бизнеса входят и другие отрасли, такие как рудники, шахты, электростанции, благодаря этому у компании было все необходимое для производства автомобилей. Компании принадлежали аэропорт, собственное издательство и даже киностудия.
Так Генри Форд посадил мир на колёса. Но этим история не заканчивается. Из года в год, выпуская одну единственную модель, он сосредоточил все свои силы на том, чтоб сделать ее максимально дешевой.
Все предложения своих компаньонов модернизировать модель, улучшить ее внешний вид и технические параметры, в конце концов, создать хоть какоето разнообразие на рынке, Форд отметал как сущие глупости. Дело в том, что по наивности своей, предприниматель воспринимал автомобиль как средство передвижения, а не роскошь. Далеко не все были с ним согласны. В итоге, баснословное упорство и бескомпромиссность, ранее способствовавшие успеху, чуть не обернулись для Форда полным крахом.
«Независимо от того, считаете ли вы, что достигните успеха или же не достигните, вы все равно правы».
General Motors, находящаяся под контролем банкирского дома Зелигмана, а позже пороховых магнатов Дюпонов, энергично завоёвывала свое место под солнцем. В отличие от Форда, который предлагал покупателям машину любого цвета, если это был черный, в GM решили, что каждый хочет иметь хотя бы немного, но другую модель. Идея продавать небольшие индивидуальные опции за хорошие деньги оказалась весьма прибыльной. Кроме этого, General Motors раньше других автопроизводителей стала продавать свои машины в кредит, подорвав тем самым главное преимущество Форда – низкие цены.
«Поражение — это просто возможность начать сначала, и на этот раз – более разумно».
В 1927 продажи самого доступного автомобиля резко упали. Форду угрожало полное разорение. Но, к удивлению ожидавших гибели промышленного гиганта, ничего подобного не произошло. Приостановив на год производство и распустив большую часть рабочих, неутомимый изобретатель уже в 1928 подарил миру Ford А, модель, в несколько раз превосходящую все существующие.
Вскоре на рынок попал и фордовский грузовик – Ford АА. Форд начал производить даже собственные пассажирские самолеты – Ford Trimotor, к слову, некоторое время это был единственный пассажирский самолет, чьи полёты были разрешены на территории США. Обеспечив стопроцентный успех и процветание своей компании, восьмидесятилетний Форд передал в 1945 году бразды правления своему внуку Генри Форду-ІІ и ушел на заслуженный отдых. А в 1947 великого предпринимателя не стало.
Агрессивное ведение бизнеса, разорение конкурентов, создание революционного продукта, прорывы на рынках, монополизация, город моторов Детройт, американская мечта – все это обрело форму благодаря Генри Форду. Форд сделал автомобильную промышленность такой, какой мы ее знаем сейчас.
Источник: pixtinauto.ru
10 удивительных фактов из жизни Генри Форда
Статья о Генри Форде: 10 интересных фактов его жизни, страницы истории автомобильной компании Ford Motor Company, принципы жизни предпринимателя. В конце статьи — видео о Генри Форде. Статья о Генри Форде: 10 интересных фактов его жизни, страницы истории автомобильной компании Ford Motor Company, принципы жизни предпринимателя. В конце статьи — видео о Генри Форде.
Люди, которые оставили свой след в истории, всегда вызывают неоднозначные оценки. Исследователи чужих жизней (имена которых часто никому не удается запомнить) часто интерпретируют факты и предлагают широкой публике выдуманные биографии, которые не дают представления о характере человека, его пристрастиях и настоящем стремлении.
Генри Форд – его место в истории автомобилестроения сложно переоценить. Кем он был для своих современников, которые считали, что понадобится сто лет, чтобы понять, навредил ли он человечеству или помог ему? Как удалось сыну простого фермера создать империю и стать героем нации? Почему его портрет висел в кабинете Гитлера, который преклонялся перед гением Форда?
Биографы продолжают искать и открывают новые грани личности этого великого человека. Вот несколько удивительных фактов из жизни Генри Форда, а выводы пусть каждый делает сам.
1. Первый оптимизатор
Генри Форду принадлежит 161 патент на изобретение, и львиная доля его разработок — это автоматы и приспособления, которые упрощали работу рядовых мастеров. Есть мнение, что Форда можно считать первым, кто изобрел конвейерную автомобильную сборку и применил установку в своих цехах — споры об этом ведутся до сих пор.
Форд первым перевел своих механиков на 8-часовой рабочий день и установил максимальную в США зарплату – 6 долларов в час. За шесть месяцев на его заводах работало 80 % всех ведущих мастеров и инженеров-механиков.
На заводы Форда могли устроиться все: инвалиды, слепые и глухие, бывшие преступники. Важен был только один критерий – желание работать и учиться. Глухие работали в цехах с максимальным уровнем шума, слепые люди задействовались для сборки мелких деталей.
«Профсоюзы — это паразиты, но никак не помощники рабочего» — примерно так звучал ответ промышленника на все попутки организовать профсоюзное движение на своих заводах. Под давлением политической обстановки и кризиса 30-х годов, профсоюзные организации появились в его автомобильной империи последними.
2. Поборник дисциплины
Работать у Форда было выгодно и престижно, но только если ты белый. Отец Генри долгое время был в Ку-Клукс-Клане, и Форд не скрывал своих предубеждений против негров и антисемитских настроений. К концу жизни Форд перестал разговаривать на эту тему — многие журналисты посчитали, что магнат изменил свою позицию, но так ли это было на самом деле, неизвестно…
Форд установил фиксированную плату своим рабочим, которая начислялась автоматически — об этом сигналила лампочка. Если лампочка тухла, значит, конвейер остановился и начисления прекращались. На его заводах конвейер практически никогда не останавливался, а если были перебои с электроэнергией, рабочие начинали передвигать его вручную.
На заводах Форда существовала специальная служба, сотрудники которой интересовались моральным обликом рабочих, расспрашивали соседей и знакомых. На заводах запрещалось курить, дома пить и … танцевать развратный «чарльстон». На проходных красовались надписи – «Помни, Создатель не дал человеку запасных деталей».
3. Первое водительское удостоверение
В конце 19 века перед властями встал вопрос о том, как регулировать отношения с владельцами первых автомобилей, которые стали выезжать на улицы городов. В Европе первое водительское удостоверение получил Карл Бенц — будущий основатель корпорации «Даймлер Бенц».
В США первое разрешение на управление «самоходной тележкой» получил Генри Форд. Документ был выписан начальником полиции Детройта по протекции мэра города. И именно Форд был тем человеком, который предложил в 1889 году выдавать права на управление автомобилями после сдачи экзаменов. В Англии сдачу экзаменов ввели только в 1934 году.
4. Прошлые жизни
Нет точных данных, когда Форд увлекся индуизмом и философией реинкарнации. Достаточно точно известно, что в 26 лет Генри уже твердо верил, что это его не первая жизнь.
О своем таланте он отозвался в мемуарах однозначно. Гений, полагал он – это опыт прошлых жизней, который помогает человеку в реальном воплощении. Вера в то, что все свои планы он сможет реализовать если не в этой жизни, то в следующей, давала ему необыкновенный оптимизм и энергию.
В интервью журналу San Francisco Examiner в 1928 году 65-летний Форд рассказал о своих пристрастиях к вегетарианству и прошлых воплощениях. Магнат твердо знал, что в последней из прошлых жизней он был простым солдатом, который погиб в битве при Геттисберге в 1863 году во время Гражданской войны в США.
Дом Форда был открыт для индийских монахов, с которыми он часами беседовал и медитировал.
5. Пацифист Первой мировой
После того, как началась Первая мировая война, магнат приобретает трансатлантический лайнер и плывет в Европу лично вести пропаганду за прекращение войны, жертвуя при этом миллионы долларов. Его миссия не принесла успеха — война продолжалась, и в нее втягивалось все больше государств. Но в Америку Форд вернулся героем.
А уже в течение месяца половина заводов Форда была перепрофилирована на производство танков. Америка упрочила свои экономические позиции в мире, а Форд утроил капитал.
6. Прибыль под ногами
Форд имел феноменальную способность из всего получать прибыль. Поднятие зарплаты рабочим на 10% увеличило его доходы на 400 %, а после публикации письма от местного гангстера о том, что автомобиль «Форд» — это самая надежная машина высокого качества, и впредь он будет угонять только эту модель, капитал предпринимателя удвоился.
Главным рекламным событием того времени можно считать фото в газетах, где запечатлели расстрелянную машину гангстеров Клайда и Бонни. Стальные двери автомобиля Ford V8 модификации «Песчаная пустыня», прекрасно защищали налетчиков во время перестрелки с полицией. Фотографии разлетелись по миру, и продажи автомобилей Форд опять поползли вверх.
В 1917 году Форд разослал около тысячи своих агентов по ремонтным мастерским и свалкам проверить на практике, какие детали его Т-автомобиля ломаются быстрее и чаще всего. Через месяц был готов отчет – ломается все, кроме центральной оси переднего моста. Магнат дал приказ использовать другой металл для детали, чтобы понизить ее качество.
7. Кавалер Ордена заслуг Германского Орла
Форд и Гитлер симпатизировали друг другу. Этому способствовали антисемитские взгляды Форда. Его газета имела узконаправленную специфику и часто отражала мнение фюрера.
В 1930 году Форд официально отходит от дел и становится частным лицом, в 1938 правительство Германии торжественно награждает Форда Орденом Германского Орла, или Железным Крестом — одним из главных знаков отличия Германии тех лет. Железный Крест был партийным орденом НСДАП и вручался иностранным гражданам как знак расположенности к режиму фюрера. Первым кавалером Ордена был Бенито Муссолини.
Дотошный анализ историков показал, что вклад корпорации Форда в финансирование нацистского режима был значительно меньше, чем других американских частных и государственных компаний.
Генри Форд инвестировал в экономику Германии с 1918 года, задолго до прихода нацистов к власти, в то время как корпорация General Motors инвестировала в промышленность Германии через нейтральные государства до 1943 года, а банк Union Banking, где работал дед и отец будущих президентов Америки Бушей Прескотт финансировал верхушку Третьего рейха до 1942 года.
8. Форд и Эдисон
На фото: Генри Форд и Томас Эдисон
Первым местом работы молодого Форда была Электрическая компания Эдисона. Изобретатели были убеждены, что в будущем автомобили будут использовать только электромоторы, и ездить они будут на аккумуляторных батареях. Проблема заключалась в том, что аккумуляторы были громоздки и не могли держать заряд достаточно долго.
Потратив несколько десятилетий на исследования, Форд остановился на бензине как на самом дешевом виде топлива, но попытки изобрести аккумулятор с большим сроком работы продолжались.
Именно увеличение количества автомобилей спровоцировало нефтяной бум в Америке и позволило нефтедобывающим компаниям вроде Standard Oil стать монополистами рынка.
9. «Моя верующая»
На фото: Генри Форд и его жена Клара
Генри Форд всю жизнь любил единственную женщину – свою жену Клару, которая имела удивительный талант – верить мужу и всегда быть на его стороне. На склоне лет Форд сказал, что она — это его единственное счастье, которое никогда его не оставляло, даже когда он влюбился в 17-летнюю секретаршу Евангелину в 1909.
Роман с Евангелиной закончился очень быстро – Форд выдал девушку замуж, подарил ей шикарный особняк с личным аэродромом, оставил миллионный счет в банке. Но некоторые исследователи утверждают, что роман с Евангелиной продолжался и после замужества секретарши, и что в 1928 она родила Форду сына.
«Женщины — это масса удовольствия и тонны проблем» — фраза Форда стала крылатой. После романа с секретаршей на заводах промышленника было введено жесткое правило — женщин на работу не принимать.
10. Метод карьеры
Все назначения на должности в Форд Мотор Компани осуществлялись по единственному принципу – с самого низа. Ни один дипломированный инженер не мог занять место менеджера только на основании диплома об образовании. До 1930 Форд лично следил за этим. Сказывались нападки конкурентов и обвинения журналистов, в том, что промышленник сам не имел образования.
Единственный критерий отбора – личный вклад рабочего в компанию. Любой мастер мог прийти на прием к Форду и предложить оптимизацию процесса сборки или обратиться к боссу с другим предложением и выйти из кабинета начальником производства.
Всем была известна ненависть Форда к бюрократии, составлению отчетов и проверке бумаг. Может, именно поэтому Форд Мотор Компани прекрасно пережила все экономические потрясения в Америке и до сих пор является динамично развивающейся корпорацией.
Сегодня Империей Форда управляют 16 его наследников. По всему миру работают 47 заводов-гигантов, где задействовано более двухсот тысяч рабочих. Каждый час капитал Форд Мотор увеличивается на 300 000 долларов. И это достойный итог жизни уникального человека.
Видео о Генри Форде:
Источник: fastmb.ru