В последние несколько лет только ленивый не писал о Гоа, одном из штатов Индии, – какое там море, солнце, пляжи, свобода, пока в России лютует зима. Особо впечатлительные соотечественники, уставшие от холодов, купили билет в один конец и начали на побережье Индийского океана свое дело, открыв кто ресторан, кто ночной клуб, кто центр аюрведического массажа, кто гостевой домик. Второй государственный язык Индии – английский, что только упрощает жизнь и деловые контакты.
Лето forever
– Мы просто климатические мигранты, – с ходу заявил Петр (фамилию просил не называть), хозяин ресторанчика «Чайковский» на окраине поселка Морджим (Morjim-beach), – просто надоели промозглые ветра с Балтики, снег после дождя.
Петр посмотрел на окружающие его дом пальмы. Где-то за ними, в паре сотен метров, плещется вечно теплый океан. Здесь за весь сезон (середина осени – зима – середина весны) легкие облачка лишь однажды закрыли небо – где-то в декабре, на часок. Помните, в свое время Жириновский обещал омыть сапоги в Индийском океане. Глупо.
Русский бизнес в Гоа: свой клуб на пляже и другие примеры
В сапогах тут просто жарко.
Петр, китаист по образованию, в Питере занимался переводами с китайского и английского. Подрабатывает этим и в Гоа, ведь Интернет сжимает мир до размеров страницы Word. Все же $20 за страницу с китайского – деньги не лишние.
– Когда только приехали, сняли домик в Калангуте за $200 в месяц, но там оказалась цивилизация: грязь, асфальт; решили перебраться в Морджим. И открыли ресторан-камерный, семейный, всего на восемь столиков. Жена оказалась отличной хозяйкой, ведет дела, готовит повар-непалец. Есть идея – сделать консультационный центр, ведь за четыре года жизни в Индии мы кое-какой опыт накопили, знаем, что, где, почем: где снять жилье, арендовать нормальный скутер.
Из-за (язык не поворачивается сказать «благодаря») всех своих неописуемых достоинств Гоа, ранее известный как приют европейских хиппи и растаманов, постепенно начал превращаться в курорт. До Турции с Египтом пока далеко, но все же. Южный Гоа, застроенный дорогими отелями, уже сдался, а часть севера еще держится. Это те, кто не знает, ездят зачем-то в Бора-бич и Анджуну, до боли напоминающие Сочи с Ялтой в худшем варианте.
Расположенный на севере Морджим еще несколько лет назад был просто рыбацкой деревенькой – и сегодня на рассвете десяток лодок местных рыбаков уходит в море. Но индусы давно стали называть Морджим «русской деревней»: тут так же по утру кричат петухи, каркают вороны, дорогу перебегают свиньи.
Здесь русский дух
Если вы несетесь на арендованном мотоцикле по раскаленному шоссе через Морджим в Арамболь, на самый север Гоа, куда еще не добрались, по счастью, «звездные» отели, мимо заведения Петра никак не проедете. Сразу после моста через речку Чапора начинаются русские вывески: центр «Лотос», рестораны «Елки», Bora Bora, «Главфиш», «Шанти». Мост, кстати, также построили русские (до них Северный Гоа был отрезан от центра). На столбе объявление: «Мойка мопедов и машин», но это уже ушлые индусы подсуетились.
Реалити шоу «Создать бизнес за 10 дней в Индии».
Переехав через Чапору, первому встречному европейской наружности можете сказать «привет», перейдя на «ты» – в 90 % случаев он будет русским, а условности тут не в чести. Здесь почти все такие, как Петр, «климатические». Большинство, конечно, ничего не делают, проживая, пропивая и прокуривая «московские деньги».
К тому же тут много не надо: это по индийским меркам Гоа – самый дорогой штат, а для рядового москвича денег за сдачу однокомнатной квартиры хватит на долгую аренду домика ($150–200 в месяц или $7 в сутки за бамбуковые бунгало прямо на берегу), питание ($250) и еще $5 в сутки на скутер. Несколько десятков «наших» работают тут больше не для денег, а «чтобы было чем заняться»: сезон валяться на пляже, танцуя на трансах, попивая индийский ром McDowl и покуривая, тоже может надоесть. Даже рай хорош в меру.
За сезон через Морджим проходят около тысячи русских. Самый наплыв-на Новый год и Рождество, тогда все русские клубы-рестораны гудят. Есть те, кто, прилетев чартером на десять дней, выкинул обратный билет. Весь же сезон тут живут человек триста из России, туристами их уже не назовешь – аборигены.
– Почему Морджим? А фиг его знает, – говорит абориген Дмитрий, – так сложилось, наверное, потому что у нас тут большой пионерский лагерь для взрослых: весело и беззаботно.
Сейчас уже никто и не помнит, кто первым лет пять назад открыл Морджим. Наверное, просто он удачно расположен: близко от столицы штата Панаджи (30 км, полчаса на тук-туке – мототакси), нет отелей, безлюдные пляжи. Что еще надо!
В обычной жизни Дмитрий – дорогой фотограф, с ценой съемочного дня $2 тыс. В Гоа пережидает зиму вместе с женой, тут же работает: снимает для глянцевых московских журналов. Если надо – моделей присылают из Москвы. За должным глянцевым видом а-ля dolce vita достаточно отойти от дома метров на двадцать: море, солнце, песок, пальмы. А какие закаты.
– Для меня все Гоа – сплошной павильон! – продолжает Дмитрий. – Я тут особо не напрягаюсь. Только не пиши фамилию, а то заказчики узнают, спросят: такие деньги, а за что? За отдых? Но на жизнь хватает. Тут можно и на $200 в месяц неплохо жить, а можно и пару штук за неделю спустить.
Каждый тратит в меру своей испорченности.
Как открыть бар в Индии за 3 недели
В жизни каждого человека бывают дни, когда один звонок переворачивает жизнь. Сегодня ты занимаешься ресторанным бизнесом в Санкт-Петербурге, а завтра уже летишь в Гоа, чтобы открыть бар. Авантюрное предложение обернулось настоящим приключением и серьезным бизнес-проектом, который научил дисциплине, собранности, мобильности и быстрой реакции на изменения.
Иван Квасов — генеральный директор сети кофеен STORIES, открыл бар в Индии меньше чем за месяц.
Анализ конкурентов
Когда мне поступило предложение открыть бар в Гоа, я вспомнил слова Сергея Лапчевского о кофейном бизнесе – и перенес их на сферу ночных заведений. Сергей рассказывает, что иногда две кофейни работают в одном доме – одна пустует, а во второй – очередь. Почему? Да все потому что, открывая кофейню, предприниматель не уделяет внимание первому и главному правилу – считать потоки и анализировать вектор движения этих потоков.
Главное правило открытия ресторана – проанализировать, какие рядом есть похожие заведения. Понимать конкурентов, знать их в лицо, и создавать продукт, выгодно отличающийся от предложений на рынке. С этим было сложно, потому что мы ехали вслепую и не до конца понимали, как работает барная и ресторанная индустрия в Гоа.
Удалось что-то почитать в сети, но на деле всё оказалось совсем иначе. В Гоа был настоящий бум ночных клубов, баров и ресторанов – ведь там много туристов. Но одни закрывались уже через полгода, а другие существовали годами, и там было не протолкнуться. Мы хотели, чтобы наше заведение оказалось из вторых.
Выбор концепции
Изначально владелец хотел сделать три бара в одном, но нам удалось убедить его, что достаточно сделать одну локацию, но глобальную. В итоге, мы решили открыть бар, клуб и ресторан. Проект был выполнен по европейским стандартам, и в то время был лучшим на побережье.
Помогли большие инвестиции и крепкая команда. Если есть деньги и люди, которые могут их грамотно вложить, то даже две недели – достаточный срок для открытия полноценного заведения. Только будьте готовы работать круглосуточно и решать экстренные вопросы в первый день работы.
Важно помнить, что в Гоа очень короткий туристический сезон – полтора-два месяца. За это время нужно умудриться заработать на весь следующий год. Потому что в остальное время туристов не так много и прибыль минимальная.
Трудности перевода
Мне позвонили 25 ноября, до вылета оставалось две недели. За это время сделать визу, собрать вещи и настроиться на работу в солнечном Гоа. В такие моменты не нужно сомневаться или искать причины остаться – потому что они обязательно найдутся – не нужно бояться.
Самое сложное в иностранных проектах – это языковой и социально-культурный барьер. Если в Европе и США все более-менее привычно, то Азия для российского бизнесмена – темный лес. Чтобы построить ночной клуб европейского уровня, они приглашают иностранцев, которые смогут за несколько месяцев создать сказку посреди океана. Так было и в этот раз. Индия – как другая планета.
Со своими законами. С другим отношением к религии. С не очень хорошей репутацией в бизнесе.
Многие из индийских бизнесменов даже не говорят по-английски, то есть на весь срок нужен переводчик. За несколько месяцев в проекте я научился общаться через третьих лиц, через переводчика, иногда объясняться жестами.
Первое правило – сильный партнер-резидент
Если вы хотите открыть бар в Гоа, то без местной поддержки вам не обойтись. В каждой инстанции необходимо слово «своего» человека. Партнер нужен, чтобы вы лучше понимали местный менталитет. Резидент помогает подготовить документы для получения рабочих виз, они необходимы всем, кто собирается работать легально. Ждать заветные штампы в паспортах можно месяцами, а местный житель может ускорить этот процесс до нескольких дней.
То же касается поставщиков, строителей и других инстанций. В Гоа можно забыть все, что вы знали о переговорах и бизнесе. Там никто никуда не торопится. Интернет в бар могут проводить три недели, а то и больше. Вы будете звонить в компанию каждый день и получать ответ, что сегодня к вам непременно кто-то приедет.
И так во всем. Только местный бизнесмен способен повлиять на скорость исполнения тех или иных поручений: договориться с поставщиками, строителями, поварами, фермерами и обслуживающим персоналом.
Второе правило – сильная команда
Бизнес с нуля. Рассказываю как зарабатывывают русские в ГОА
Все кто когда ездил в отпуск заграницу задумывались, откуда деньги у русских которые там живут месяцами?
Я решил написать серию статей на эту тему, «Как остаться в Гоа на зиму».
Продажа сим карт туристам это пожалуй самый распространенный способ заработка среди всех русских кто приехал не по туру.
Схема простая: Покупаем симку в салоне сотовой связи и регистрируем ее на себя, активируем и пополняем. После регистрации сим карта начнет ловить сеть только через 3 дня, иногда продавец вовсе забывает передать данные в компанию и приходится ему напоминать и опять ждать.
Для регистрации нужна фотография как на паспорт, адрес регистрации и телефон владельца недвижимости где вы зарегистрированы. А самое главное нужно знать реальные цены на тарифы и услуги, потому что продавцы обманывают в 90% случаев.
2 пакета подключения от разных операторов
Очевидно что человек приехавший отдыхать на 7-10 дней не будет тратить пол дня на поиски салона, распечатывать фотографии и не захочет во всем разбираться. Всем туристам все нужно здесь и сейчас — деньги, это вопрос второстепенный. И это логично, они отвалили не мало денег и хотят отдохнуть.
Есть 2 типа сим карт:
Туристические. «3х месячные». Всем иностранцам сим карты выдаются ограниченные со сроком действия всего 84 дня. А также их нельзя подключить к платежным системам и многим сервисам.
Локальные. «Вечные». Такую сим карту может получить только местный или иностранец с видом на жительство. Именно такие сим карты предпочитают использовать самостоятельно иностранцы которые приехали на долго.
Но туристам не имеет значения какой тип у них будет. Они все равно через 10 дней уедут и выкинут или заберут с собой сим карту. В таком случае даже «вечная» умрет через пол года если ей не пользоваться.
Где находить клиентов?
Самый кайф это если работаешь отельным гидом, встречаешь свежих туристов в аэропорту. Между страшилками про «мошенников» с экскурсиями на улице, ни один гид не откажет себе в удовольствии впарить симку перепуганному бледному туристу за 1000-1500 рублей.
Самый популярный способ это давать объявление в специальных русскоязычных чатах в телеграмме и вотсапе. Там десятки тысяч людей, все о них знают, и практически все туристы туда добавляются когда, летят отдыхать. Еще можно самостоятельно писать людям в личку которые спрашивают что-то в группах в вк или в чатах. Сим карты нужны всем, нужно будет только потом ее привезти к отелю.
Источник: dzen.ru