Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора малого и среднего предпринимательства является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Настоящая работа во многом обусловлена потенциалом малого и среднего предпринимательства как движущей силы становления и развития рынка.
В настоящее время в Республике Казахстан в сфере предприятия малого и среднего бизнеса занято около 1 млн. человек. Предприятия малого и среднего предпринимательства формируют 11 % бюджета страны, их доля в ВВП составляет 17%, устойчиво и увеличивается объем инвестированных в них средств. По доле в ВВП малое и среднее предпринимательство занимает II место, после нефтяного сектора. Достигнутый уровень формирования малого и среднего предпринимательства по-прежнему требует изучения проблем его становления и роста: разработки эффективных и гибких методов оценки, анализа, управления и прогнозирования перспектив развития.
Как фонд «Даму» помогает предпринимателям?
В данной программе говориться, что государство поддержит инициативы казахстанского среднего и малого бизнеса, направленные на трансферт передовых технологий, привлечение иностранных инвесторов для создания современных импортозамещающих производств, с перспективой экспортной ориентированности, а также системно выстроит свое взаимодействие с бизнесом на основе формирования эффективных институтов сотрудничества, как на республиканском, так и региональном уровнях.
Концентрация ресурсов государства и бизнеса на развитии приоритетных секторов экономики будет сопровождаться интерактивным процессом согласования решений государства и бизнеса, использования современных информационных систем мониторинга и конкретных инструментов реализации.
В своём Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 г. Президент, как основным направлением выделил ускоренную экономическую модернизацию – продолжение Программы форсированной инновационной индустриализации, которая охватывает непосредственно поддержку малого среднего бизнеса.
Таким образом, о правильной направленности вектора государственной
поддержки предпринимательства в Республике косвенно свидетельствует политика развитых стран.
Задачи, которые ставит Президент Казахстана, и методы их реализации уже сейчас подтверждены практикой ведущих экономик мира. [1, с. 117]
Рисунок 1 — Оценка важности государственной поддержки предпринимательства
Рисунок 2 — Оценка важности государственной поддержки развития предпринимательства
Как видно из рисунков 1 и 2, большинство предпринимателей высоко оценивают важность тестируемых направлений государственной поддержки. Наиболее важными являются финансово-кредитная поддержка и поддержка в виде налоговых льгот для начинающих предпринимателей. Примерно одинаковое число предпринимателей РК (около 70%) относят имущественную поддержку, информационную, консалтинговую поддержку и защиту предпринимателей от бюрократического произвола в разряд наиболее важных.
Какой кредит выбрать для развития малого бизнеса?
63% бизнесменов Казахстана полагают, что важно формировать благоприятное общественное мнение среди населения о предпринимателях.
Обобщая информацию, можно выделить следующие основные проблемы и ограничения, являющиеся наиболее актуальными для малого и среднего бизнеса:
1) Проверки контролирующими и налоговыми органами;
2) Снижение покупательской способности и сложности в поиске рынков сбыта;
3) Высокий размер арендной платы;
4) Недостатки системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса;
5) Высокая конкуренция;
6) Проблема финансирования бизнеса;
7) Проблема поиска и подбора кадров;
8) Отсутствие необходимой техники и оборудования.
Малый бизнес – дело трудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями. “Плюсы” и “минусы” этой формы экономической деятельности можно проиллюстрировать с помощью СВОТ-анализа (SWOT).
Проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в Казахстане, отличаются своей комплексностью и не могут быть решены в короткие сроки. Современное состояние развития сектора малого бизнеса диктует необходимость пересмотра стратегии его государственной поддержки. Новая стратегия должна строиться с учетом отраслевых и региональных особенностей развития малого бизнеса.
При этом основными компонентами данной стратегии можно предложить:
— Совершенствование действующего нормативно-правого обеспечения;
— Содействие в расширении путей взаимодействия малых предприятий с крупными;
— Совершенствование системы налогообложения;
— Совершенствование финансово-кредитных механизмов;
— Устранение административных барьеров;
— Развитие системы оказания услуг и предоставления информации предприятиям малого бизнеса (Business Development Service);
— Поддержка развития общественного движения предпринимателей;
— Комплексная реализация указанных компонентов позволит в среднесрочной перспективе сформировать благоприятные условия для развития сектора малого бизнеса в Казахстане.
Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 № 669 «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «Қазына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук». [4]
Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможного негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.
Основной целью деятельности Фонда является управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.
Основными направлениями деятельности Фонда являются:
· содействие в модернизации и диверсификации национальной экономики;
· содействие в стабилизации экономики страны;
· повышение эффективности деятельности компаний.
Фонд призван оказывать максимальное содействие Правительству Республики Казахстан, быстро и оперативно решая вопросы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, активизации работы в регионах, укреплению межотраслевых и межрегиональных связей и максимально используя имеющиеся преимущества и возможности.
Эффективная диверсификация и модернизация национальной экономики осуществляется путем реализации активной инвестиционной деятельности, особенно в приоритетных секторах экономики, таких как:
Основными задачами Фонда являются:
§ разработка и обеспечение реализации инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштаба;
§ поддержка и модернизация существующих активов компаний Фонда;
§ содействие в развитии регионов и реализации социальных проектов;
§ поддержка отечественных товаропроизводителей, товаров и услуг.
Эти программы, по большей части, направлены на повышение доли сектора обрабатывающих производств в общем объеме продукции МСП. Проекты, которые предприниматели представляют в Фонд, проходят жесткий конкурсный отбор. Так, по состоянию на 1 марта 2010 из 143 проектов, представленных на рассмотрение в рамках программы прямого финансирования, отбор прошли лишь 10.
Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Деятельность в рамках Программы ведется по 3 основным направлениям:
· поддержка бизнес-инициатив (субсидирование процентной ставки и обеспечение госгарантий по кредитам для МСП);
· оздоровление предпринимательского сектора (выплата Фондом части ставки вознаграждения по кредиту);
· поддержка экспортоориентированных производств (субсидирование процентной ставки для экспортеров несырьевого сектора). [5]
· Региональная инфраструктура поддержки МСП в Республике Казахстан представлена на сегодняшний большим количеством различных организаций, оказывающих представителям малого и среднего бизнеса помощь по всем возможным направлениям – от консультаций по вопросам создания собственного дела и выбора организационно-правовой формы до поиска партнеров за рубежом и привлечения инвестиций. На территории Республики
Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий. В настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства — введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в настоящее время в области поддержки предпринимательства существует большое количество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.
Подводя итоги проведённого исследования можно сказать, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками в Казахстане имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет констатировать отставание в Казахстане от европейских стран примерно на 12-14 лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.
1. Ширшова Л.В. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в РК // Вестник. Серия экономическая.- 2011.- № 2.- С. 116-123
2. Воевутко А. Ю. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Казахстане // Финансы Казахстана.- 2011. — № 5.- С. 37-40
3. Ауезканов А.Б. Предпринимательская деятельность — объективная основа организации малого бизнеса // Финансы Казахстана.- 2009.- № 3-4.- С. 73-76
5. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы
Источник: be5.biz
Библиотека /
Какие госпрограммы для МСБ и среднего бизнеса работают на сегодняшний день
11 июня 2021 · 7 мин чтения
Многие предприниматели знают о наличии госпрограмм поддержки бизнеса, но чем они отличаются друг от друга и какую госпрограмму выбрать, знает не каждый
В этой статье мы расскажем об основных параметрах госпрограмм, чтобы действующий бизнесмен или начинающий предприниматель мог выбрать одну, две подходящих для себя.
Однако, следует понимать, что для дальнейшего получения более детальной информации о выбранной программе лучше будет обратится к Оператору реализации госпрограмм поддержки бизнеса – АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ»
Согласно данным Ассоциации финансистов Казахстана, в стране реализуются более 20 госпроектов республиканского уровня. Программы поддержки со стороны квазигосструктур и акиматов также можно назвать «государственными». К примеру, «ДАМУ» с акиматами реализует 24 региональных проекта.
Поддержка МСБ в основном сфокусирована на «Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек», «Дорожной карте бизнеса-2025» и «Экономике простых вещей». Рассмотрим эти три основные программы. Для наглядности и облегчения сравнения программ соберем все основные их условия в одну таблицу.
Примечание: На 2021 год 1 МРП составляет 2 917 тенге. Указаны условия по госпрограммам на момент публикации — 07.06.2021
«Енбек»
В рамках программы Енбек кредит могут получить как начинающие, так и действующие предприниматели. Программа не предусматривает отраслевых ограничений, есть лишь ограничение по максимальному размеру кредита в зависимости от региона. Эта бюджетная программа призвана развить рынок микро- и малого предпринимательства, помочь самозанятым, которые желают/планируют открыть и развивать собственный бизнес.
«Дорожная карта бизнеса-2025»
Программа «Дорожная карта бизнеса-2025» продолжение программы «Дорожная карта бизнеса-2020» и является одной из самых востребованных программ фонда «ДАМУ». В 2021 году в рамках ДКБ-2025 было поддержано 12689 проектов на общую сумму кредитного портфеля 258,68 млрд тенге. Предприниматели по этой программе оплачивают кредиты по ставке 6% годовых, так как остальную часть ставки банка субсидирует государство. Если начинающий предприниматель, работает на рынке менее 3 лет, и у него не хватает залогового обеспечения, то он должен предоставить 15% от размера залогового обеспечения, так как остальное гарантирует Фонд «Даму».
Для предпринимателей, работающих более трех лет, Фонд «Даму» может гарантировать 50% от суммы залога.
«Экономика простых вещей»
Суть данной программы заключается в стимулировании отечественного производства, создание конкурентоспособных производств с целью обеспечения нужд населения и замещения импорта социально-значимых продовольственных товаров.
Программа имеет перечень товаров для кредитования приоритетных проектов. Кредитование осуществляется при условии выпуска не менее одного товара из данного Перечня. Перечень включает более 800 видов товаров, привязанных к более 100 видам экономической деятельности.
В рамках Программы через банки государство субсидирует процентную ставку по банковскому займу.
Ставка вознаграждения кредита — 15% годовых. Размер субсидирования — до 9% от номинальной ставки вознаграждения. Срок субсидирования — на инвестиции — 7 лет, на пополнение оборотных средств — 3 года. Льготный кредит предприниматель может получить при полном соответствии проекта условиям Программы «Экономика простых вещей».
Почему госпрограммы по кредитованию лучше
Отметим, что казахстанские БВУ также имеют собственные продукты по кредитованию бизнеса, но условия госпрограмм, как правило, выгоднее. Есть несколько выгод получения кредита по госпрограмме:
- Банк не будет вас обучать заниматься бизнесом, а госпрограммы предоставляют бесплатные курсы
- Банк не будет помогать вам собирать требуемые документы, а в НПП «Атамекен» или фонде «ДАМУ» помогут
- Банк не выдаст вам кредит, если вашего залогового имущества будет недостаточно. Фонд «ДАМУ» же в рамках госпрограмм даст Банку гарантии по вашему проекту и это позволит вам получить кредит
- Банк не снизит вам прописанный в договоре процент по кредиту, а по госпрограмме с поддержкой фонда «Даму» вы сможете субсидировать часть ставки вознаграждения по кредиту
- По госпрограммам можно выиграть денежный грант
ПРИМЕРЫ
Предпринимательница из г.Нур-Султан мечтала начать свой бизнес по реализации косметического масла через интернет-магазин. Обратилась со своим проектом в фонд «ДАМУ». Проект молодой предпринимательницы был профинансирован АО «Народный банк Казахстана» при поддержке Фонда «Даму» по первому направлению «Дорожной карты бизнеса-2025».
Была субсидирована часть ставки вознаграждения в размере 11,5% из 17,5%, а также предоставлено залоговое обеспечение в виде гарантии в размере 85% от суммы займа. В результате бизнесвумен благополучно реализует масло по столице и другим регионам Казахстана, несмотря на то, что изготовление стартовало только весной текущего 2021 года. Уже более тысячи женщин и мужчин стали потребителями бренда Предпринимателя.
Или вот еще пример — в Алматинской области предприниматель наладил производство стульев. Мебельный цех, открылся благодаря государственной поддержке и выпускает ежемесячно до трех тысяч стульев. Житель Илийского района стал предпринимателем благодаря проекту по основам предпринимательства «Бастау Бизнес», который проводится в рамках государственной программы «Енбек».
В 2018 году он через Палату предпринимателей Алматинской области записался на обучение по проекту «Бастау Бизнес». По окончанию занятий выиграл грант в размере 505 тысяч тенге по программе «Жас кәсіпкер». А в прошлом году получил кредит в размере 6 млн тенге через Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства на развитие цеха по производству мебели.
В заключение отметим, что список доступных госпрограмм кредитования шире, и включает в себя и специализированные направления, например, такие как предоставление займов МСБ в обрабатывающей промышленности. Также есть деление на общереспубликанские и региональные программы. В случае последних софинансирование идёт частично из средств акиматов, поэтому они и определяют приоритетные отрасли по потребностям региона.
Например, для городов Нур-Султан и Алматы – это сфера услуг, общепита, туризма и торговли. Для Туркестанской области – это обрабатывающая промышленность, а для Кызылординской или Павлодарской областей – сельхозпроизводители. Каждая из программ имеет свою специфику и условия, которые указаны на сайте «Даму» и БВУ. Там же есть и контактные данные для уточнения информации.
Источник: buhta.com
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РК
Данные для цитирования: . ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РК // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора малого и среднего предпринимательства является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Настоящая работа во многом обусловлена потенциалом малого и среднего предпринимательства как движущей силы становления и развития рынка.
В настоящее время в Республике Казахстан в сфере предприятия малого и среднего бизнеса занято около 1 млн. человек. Предприятия малого и среднего предпринимательства формируют 11 % бюджета страны, их доля в ВВП составляет 17%, устойчиво и увеличивается объем инвестированных в них средств. По доле в ВВП малое и среднее предпринимательство занимает II место, после нефтяного сектора. Достигнутый уровень формирования малого и среднего предпринимательства по-прежнему требует изучения проблем его становления и роста: разработки эффективных и гибких методов оценки, анализа, управления и прогнозирования перспектив развития.
В программе форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг. рассматривается государственная политика поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выстраивается новая идеология взаимоотношений государства и предпринимательства, основной целью, которой является повышение конкурентоспособности страны.
В данной программе говориться, что государство поддержит инициативы казахстанского среднего и малого бизнеса, направленные на трансферт передовых технологий, привлечение иностранных инвесторов для создания современных импортозамещающих производств, с перспективой экспортной ориентированности, а также системно выстроит свое взаимодействие с бизнесом на основе формирования эффективных институтов сотрудничества, как на республиканском, так и региональном уровнях.
Концентрация ресурсов государства и бизнеса на развитии приоритетных секторов экономики будет сопровождаться интерактивным процессом согласования решений государства и бизнеса, использования современных информационных систем мониторинга и конкретных инструментов реализации.
В своём Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 г. Президент, как основным направлением выделил ускоренную экономическую модернизацию – продолжение Программы форсированной инновационной индустриализации, которая охватывает непосредственно поддержку малого среднего бизнеса.
Таким образом, о правильной направленности вектора государственной поддержки предпринимательства в Республике косвенно свидетельствует политика развитых стран.
Задачи, которые ставит Президент Казахстана, и методы их реализации уже сейчас подтверждены практикой ведущих экономик мира. [1, с. 117]
Как видно из рисунков 1 и 2, большинство предпринимателей высоко оценивают важность тестируемых направлений государственной поддержки. Наиболее важными являются финансово-кредитная поддержка и поддержка в виде налоговых льгот для начинающих предпринимателей. Примерно одинаковое число предпринимателей РК (около 70%) относят имущественную поддержку, информационную, консалтинговую поддержку и защиту предпринимателей от бюрократического произвола в разряд наиболее важных.
63% бизнесменов Казахстана полагают, что важно формировать благоприятное общественное мнение среди населения о предпринимателях.
В целом, важность различных направлений государственной поддержки в большей степени отмечали те предприниматели, опыт предпринимательской деятельности которых составляет более 6 лет. Статистически значимых отличий в восприятии важности различных направлений государственной поддержки в разрезе областей Казахстана не зафиксировано.
Обобщая информацию, можно выделить следующие основные проблемы и ограничения, являющиеся наиболее актуальными для малого и среднего бизнеса:
1) Проверки контролирующими и налоговыми органами;
2) Снижение покупательской способности и сложности в поиске рынков сбыта;
3) Высокий размер арендной платы;
4) Недостатки системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса;
5) Высокая конкуренция;
6) Проблема финансирования бизнеса;
7) Проблема поиска и подбора кадров;
8) Отсутствие необходимой техники и оборудования.
Малый бизнес – дело трудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями. “Плюсы” и “минусы” этой формы экономической деятельности можно проиллюстрировать с помощью СВОТ-анализа (SWOT).
Проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в Казахстане, отличаются своей комплексностью и не могут быть решены в короткие сроки. Современное состояние развития сектора малого бизнеса диктует необходимость пересмотра стратегии его государственной поддержки. Новая стратегия должна строиться с учетом отраслевых и региональных особенностей развития малого бизнеса.
При этом основными компонентами данной стратегии можно предложить:
— совершенствование действующего нормативно-правого обеспечения;
— содействие в расширении путей взаимодействия малых предприятий с крупными;
— совершенствование системы налогообложения;
— совершенствование финансово-кредитных механизмов;
— устранение административных барьеров;
— развитие системы оказания услуг и предоставления информации предприятиям малого бизнеса (Business Development Service);
— поддержка развития общественного движения предпринимателей.
Комплексная реализация указанных компонентов позволит в среднесрочной перспективе сформировать благоприятные условия для развития сектора малого бизнеса в Казахстане.
Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 № 669 «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «Қазына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук». [4]
Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможного негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.
Основной целью деятельности Фонда является управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.
Основными направлениями деятельности Фонда являются:
- содействие в модернизации и диверсификации национальной экономики;
- содействие в стабилизации экономики страны;
- повышение эффективности деятельности компаний.
Фонд призван оказывать максимальное содействие Правительству Республики Казахстан, быстро и оперативно решая вопросы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, активизации работы в регионах, укреплению межотраслевых и межрегиональных связей и максимально используя имеющиеся преимущества и возможности.
Эффективная диверсификация и модернизация национальной экономики осуществляется путем реализации активной инвестиционной деятельности, особенно в приоритетных секторах экономики, таких как:
- нефтегазовый сектор;
- электроэнергетика;
- металлургия;
- химия, нефтехимия;
- инфраструктура.
Эти программы, по большей части, направлены на повышение доли сектора обрабатывающих производств в общем объеме продукции МСП. Проекты, которые предприниматели представляют в Фонд, проходят жесткий конкурсный отбор. Так, по состоянию на 1 марта 2010 из 143 проектов, представленных на рассмотрение в рамках программы прямого финансирования, отбор прошли лишь 10.
Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Деятельность в рамках Программы ведется по 3 основным направлениям:
— поддержка бизнес-инициатив (субсидирование процентной ставки и обеспечение госгарантий по кредитам для МСП);
— оздоровление предпринимательского сектора (выплата Фондом части ставки вознаграждения по кредиту);
— поддержка экспортоориентированных производств (субсидирование процентной ставки для экспортеров несырьевого сектора). [5]
Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий. В настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства — введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в настоящее время в области поддержки предпринимательства существует большое количество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.
Подводя итоги проведённого исследования можно сказать, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками в Казахстане имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет констатировать отставание в Казахстане от европейских стран примерно на 12-14 лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.
Использованная литература
- Ширшова Л.В. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в РК // Вестник. Серия экономическая.- 2011.- № 2.- С. 116-123
- Воевутко А. Ю. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Казахстане // Финансы Казахстана.- 2011. — № 5.- С. 37-40
- Ауезканов А.Б. Предпринимательская деятельность — объективная основа организации малого бизнеса // Финансы Казахстана.- 2009.- № 3-4.- С. 73-76
- www.samruk-kazyna.kz
- Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы[schema type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РК» author=»Сауранова М.М., Джолдасбаева Г.К., Кусаинова С.Б.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Источник: euroasia-science.ru