Во многих странах современного мира активным предпринимателем является государство, в собственности которого находится от 5-10 до 35-40% основного капитала. В бывших социалистических странах государству принадлежала подавляющая часть производственных фондов, что сделало его, по существу, единственным хозяйствующим субъектом в экономике.
В середине 80-х г. доля предприятий государственного сектора в создании добавленной стоимости составляла: в Чехословакии — 97%, в ГДР — 97, в СССР — 96 , в Югославии — 87, в Венгрии — 86, в Польше — 82, во Франции — 17, в Италии — 14, в ФРГ — 11, в Англии — 11, в Дании — 6, в США — 1%.
Из приведенных данных видно, что в так называемых социалистических странах доминировала «государственная экономика», тогда как в западном мире государству отводилось относительно ограниченное поле деятельности. Однако по меркам рыночной экономики масштабы деятельности оказались слишком большими, что побудило правительства западных стран пойти по пути приватизации. Эта приватизация не носит столь грандиозного характера, как в восточноевропейских странах и СНГ, но важна сама тенденция к расширению негосударственной экономики.
Семейный бизнес — плюсы и минусы от Андреевой Марианны Матвеевны (Орто дойду)
Вместе с тем и в этих условиях многие государственные предприятия играют заметную роль в национальном хозяйстве, а порой являются лидерами среди промышленных фирм.
Так, например, в Италии список крупнейших промышленных предприятий возглавляют государственные организации – ИРИ (действует в черной металлургии, судо- и машиностроении, авиационной, автомобильной, электронной, электротехнической и других отраслях промышленности, морском и воздушном транспорте, телефонной и телеграфной связи, радио- и телевещании) , ЭНИ (добыча нефти и газа, торговля нефтепродуктами); во Франции – «Эльф-Акитен» (добыча и переработка нефти, производство нефтепродуктов, химическая промышленность, здравоохранение, парфюмерия и косметика) , «Рено» (выпускает легковые и грузовые автомобили, спортивные автомобили ) ; в Финляндии – «Несте» ( нефтепереработка и розничная торговля нефтепродуктами).
Таким образом, существование в рыночной экономике более или менее крупного государственного сектора требует уточнения и разъяснения некоторых проблем его экономического содержания, возникновения и организационного оформления.
Признаки государственного предприятия. Государственное предприятие представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами.
Первая заключается в том, что имущество такого предприятия и управление им полностью или частично находятся в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на них и контролируют их.
Вторая касается мотивов функционирования государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности , что может снижать экономическую эффективность или даже вести в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны.
Как выгоднее открыть бизнес? Плюсы и минусы франшизы #ГруппаФинансы
От государственных предприятий следует отличать государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.
Источник: newinspire.ru
Преимущества государственных предприятий
Государственные предприятия имеют большую возможность развития и расширения за счет средств, финансируемых из бюджета; государство выступает гарантом при получении кредита предприятием; осуществляет целевую поддержку предприятия посредством дополнительных льгот.
Недостатки: отсутствует принцип взаимной заинтересованности государства как собственника и наемного работника, регламентируется деятельность, работник отделен от средства производства. Следовательно, у него отсутствует заинтересованность в труде.
Преимущества частных предприятий. Они имеют полную самостоятельность
Недостатки: ограничены финансовые возможности для расширения, обновления основных средств, сложно управлять одному физическому лицу, нанять квалифицированный персонал.
По характеру продукции предприятия классифицируются на выпускающие товар, выполняющие работу, оказывающие услуги.
По признаку размеров, степени концентрации производства продукции предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные. Это деление условное. Оно имеет свое национальное обоснование. В основе деления на группы могут применяться показатели численности работников, стоимость имущества, объем производимой продукции. В РБ малые предприятия характеризуются численностью работников: в промышленности и на транспорте – до 100 чел., в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60, в строительстве и оптовой торговле – до 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30, в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
По специализации, составу и масштабам производства, однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные. Специализированные предприятия выпускают ограниченный перечень продукции. Узкоспециализированные предприятия резко ограничивают ассортимент продукции, преследуя цель добиться снижения удельных затрат за счет массовости производства, преимущества узкой специализации _ возможность использования высокопроизводительной техники при ограничении состава средств труда и предметов труда. Слабой стороной специализации является определенная трудность обновления номенклатуры продукции. Успех обеспечивается при наличии устойчивого спроса на продукцию.
Диверсификационные, многопрофильные предприятия создаются для осуществления одновременно нескольких видов деятельности, производства продукции различного назначения. При этом масштабы производства отдельных видов продукции зависят от рыночного спроса. Достоинством такого варианта деятельности является возможность занятия нескольких рыночных ниш одновременно. Это сглаживает зависимость экономических успехов предприятия от неблагоприятной динамики факторов: влияния сезонности спроса, ресурсного обеспечения, обострения конкуренции.
Слабой стороной формирования многопрофильного предприятия считается значительная потребность в капиталовложениях, сложность налаживания связей с поставщиками и потребителями, потребность в высококвалифицированном персонале, развитой маркетинговой и коммерческой службе и т.п. Диверсификация предприятий целесообразна в условиях возрастания конкуренции на различных сегментах рынка и сложившимся стабильном спросе в отношении каждого из видов продукции. Тенденции трансформации общей и производственной структур предприятий характерны для всех отраслей национальной экономики.
Комбинирование производства предполагает концентрацию различных производственных процессов, характеризующихся изготовлением на каждом из них самостоятельной продукции в условиях, когда хотя бы часть продукции одного является исходным сырьевым ресурсом или полуфабрикатом для другого. Характерно для домостроительных, нефтехимических объединений.
По назначению готовой продукции все предприятия делятся на две большие группы: производящие средства производства и производящие предметы потребления.
По признаку технологической общности различают предприятия с непрерывным (нефтехимическая, фармацевтическая, микробиологическая) и дискретным процессами производства, с преобладанием механических процессов производства (машиностроение, метало – деревообработка).
По времени работы в течение года различают предприятия круглогодового и сезонного производства. Сезонные колебания могут быть связаны с сезонностью потребления продукции, обеспеченностью сырьем, выполнением работ и др.
По методам организации производственного процесса предприятия делятся на предприятия, в которых преобладает поточный, партионный, единичный методы организации производственного процесса.
По признаку деятельности различают предприятия: промышленные, торговые, транспортные, в сфере услуг.
По признаку доминирующего фактора с точки зрения потребления различных ресурсов, преобладающих в итоге в готовой продукции, в том числе основных средств, сырья, материалов, энергии, топлива, трудовых ресурсов предприятия различают с трудоемким, материалоемким, капиталоемким и наукоемким производством. Предприятия с трудоемким производством характеризуются значительными затратами живого труда на изготовление единицы продукции, выполнения работы и оказание единицы услуги. Трудоемкость может быть исчислена в единицах затрат труда (чел.-час., чел.-день). В стоимостном измерении трудоемкого производства заработная плата работников соотносится с себестоимостью продукции, то есть определяется ее доля.
Предприятия с материалоемким производством отличаются большой долей стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов в стоимости продукции. При этом существенным фактором является не только физическая масса материальной составляющей стоимости, но и ценностные показатели используемых материальных ресурсов.
Предприятия с энергоемким производством находятся в жесткой зависимости от состояния источников энергопитания, включая потребление электроэнергии, топлива (газа, угля, мазута, торфа), сжатого воздуха.
Предприятия с капиталоемким производством оцениваются показателями затрат на техническое оснащение производства, доли его стоимости, перенесенной на стоимость продукции, то есть величиной физического износа.
Предприятия с наукоемким производством характеризуются необходимостью предварительных научно-технических разработок, организации исследований и опытно-конструкторских работ (НИР и ОК), создания специальных структурных подразделений в составе предприятия – отделов (бюро) главного конструктора. Такие предприятия выпускают готовую продукцию на основе последних достижений науки и техники и имеют конкурентные преимущества.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Основные плюсы и минусы государственной собственности
Государственная собственность — это имущество, в том числе активы и средства производства, принадлежащие государству частично или полностью. Государственная собственность может осуществляться на национальном, региональном, местном или муниципальном уровнях управления или может относиться к негосударственной общественной собственности, принадлежащей автономным предприятиям.
Национализация — это процесс передачи частных или муниципальных активов центральному правительству или государственному субъекту.
Муниципализация — это процесс передачи частного или государственного имущества муниципальной власти.
Чем отличается общественная собственность от государственной
Существует различия между государственной собственностью и общественной собственностью. К первой относятся активы, которыми управляет конкретное государственное учреждение или ветвь власти, например, исследовательская лаборатория. Ко второй относит активы и ресурсы, которые доступны для общего пользования, например, общественный парк.
Государственное предприятие
В рыночной экономике государственными активами часто управляют, как акционерной корпорацией. В этом случае государство обладает контрольным пакетом акций компании. Эта форма часто упоминается в экономике под названием — государственное предприятие.
Предприятия данного типа могут по-разному функционировать, например, как некоммерческая корпорация, которая не нацелена на прибыль. Правительство может также использовать прибыльные компании, которыми оно владеет, для поддержки общего бюджета страны. Создание предприятия данного вида из других форм государственной собственности называется «корпоратизацией».
В экономике советского типа государственная собственность была доминирующей формой промышленности. Государство владело монополией на землю и природные ресурсы, а предприятия работали в рамках правовой системы номинально плановой экономики и, следовательно, имели другие критерии, чем предприятия в рыночной и смешанной экономике.
Плюсы государственной собственности
- Возможность для страны с помощью больших госкомпаний оказывать воздействие на ситуацию в финансовом и экономическом секторе без ненужной нагрузки на бюджет государства.
- Централизация внутренних ресурсов страны для инвестиций на определение направления развития, которые должны гарантировать необходимые экономические структурные сдвиги и демпфирование рыночных провалов правительства.
- Увеличения предсказуемости и устойчивости хозяйственных отношений, сокращения транзакционных расходов, расширения горизонтов планирования на уровне компании, рост конкурентной стабильности за счёт контроля над долями в частном секторе рынка.
- Возможность достижения в случае слияния более мелких хозяйственных компаний в одну большую государственную структуру эффекта масштаба деятельности (увеличение выпускаемой продукции и уменьшение расходов на этом, коллективное использование каналов сбыта, диверсификация и централизация снабжения, переназначение заказов, временный манёвр незанятыми резервами, использование денежных ресурсов).
- Увеличение финансовых возможностей субъекта за счёт государства (например, доступ к внешнему финансовому вливанию с помощью банков или фондового рынка, возможность работы с большими кредиторами и инвесторами, повышение капитализации, более диверсифицированный и обширный потенциал для ипотечных операций, репутация заёмщика с более низкими рисками и вероятность получить благополучный кредитный рейтинг).
- Государство также может способствовать развитию отраслей, которые «считаются экономически желательными и они, в противном случае не развивались бы за счёт частных инвестиций». Например, когда «новые» отрасли испытывают трудности с привлечением инвестиций из частного сектора (возможно, из-за того, что производимый товар требует очень рискованных инвестиций или существуют побочные эффекты), правительство может помочь этим отраслям попасть на рынок с положительным экономическим эффектом.
- Госкомпании также часто используются в областях, где правительство хочет взимать дополнительную плату с пользователей, но оно считает, что политически невыгодно открыто вводить новое налогообложение.
Минусы государственной собственности
- Работа любого государственного субъекта несёт опасность, так как может снизиться эффективности после превышения определённого лимита. Мировая экономика выдела очень много примеров, когда корпорации в приватном секторе со временем лишались гибкости, стремления к инновациям, в случае госкомпании эти риски увеличиваются многократно.
- С управленческой точки зрения, государство недостаточно хорошо и не столь эффективно осуществляет контроль над руководством предприятий, благодаря чему создаются условия для коррупции.
- Общественно-политическое вмешательство со стороны государственных органов может убедить руководство компании изменить политику предприятия на выполнение некоммерческих проблем, которые увеличивают расходы.
- Естественная связь с государственными органами, позволяет рассчитывать на бюджетную или другую поддержку правительства (банковские кредиты или госзаказы), содействуют мягким бюджетным ограничениям, устраняют угрозу поглощения или банкротства, не способствуют увеличению конкурентных условий на рынке для различных компаний.
- Негативное отношение работников к труду — еще одна проблема, связанная с государственными предприятиями. Такое отношение к работе, которое широко проявляется на государственных предприятиях, является одной из основных причин того, что многие из этих предприятий не преуспевают.
- Если госкомпания несёт финансовые убытки, правительство должно предоставить субсидии для покрытия таких убытков. И поэтому увеличивается вероятность того, что руководство таких компаний будет не заинтересовано в профицитном бюджете.
- Государственные корпорации дороги в обслуживании и эксплуатации. Они также могут участвовать в антиобщественных действиях, таких как завышения цен для потребителей.
Источник: plusiminusi.ru