Муравьёв, А. П. Финансирование корпораций с государственным участием / А. П. Муравьёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 371-375. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32760/ (дата обращения: 01.06.2023).
Любая организация является самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рентабельную работу. В связи с этим особое значение приобретают источники финансирования организации.
Руководство организации должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. От того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура и насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависят финансовое благополучие организации и результаты её деятельности.
Функционирование финансов предприятий связано с движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов.
Все источники финансирования бизнеса | Обществознание ЕГЭ 10 класс | Умскул
Различные источники могут быть использованы для долгосрочного и краткосрочного финансирования (таблица 1).
Источники капитала для долгосрочного и краткосрочного финансирования [3]
Субъект, предоставляющий источник финансирования
Виды источников долгосрочного финансирования
Виды источников краткосрочного финансирования
Краткосрочная финансовая помощь предприятию
Долгосрочный банковский кредит
Краткосрочный банковский кредит
Юридические лица — поставщики
Вексельный кредит на покупку оборудования
Вексельный кредит на покупку сырья
Кредиторы фондового рынка
Инвестиционный налоговый кредит
Выбор источников финансирования и их структура формируется под влиянием ряда внутренних и внешних факторов.
Одним из важнейших факторов формирования источников финансирования являются средства государства. В этом случае говорят о корпорациях с государственным участием.
Создание правительствами специализированных структур (корпораций с государственным участием) с целью решения крупных социально- экономических задач, требующих государственного вмешательства, широко распространено во многих, как развитых, так и развивающихся странах. В диапазон целевых направлений корпораций с государственным участием включаются как коммерческие, так и некоммерческие цели, а именно, занятость населения, финансирование социальной сферы, деятельность в социально важных отраслях производства, в том числе убыточных.
Зачастую, создание государством крупных корпоративных структур осуществляется с целью поддержки и развития тех сфер экономики, которые не являются привлекательными для инвестирования в долгосрочной и краткосрочной перспективе для бизнеса, что в целом имеет негативные последствия для социально-экономической сферы страны. Функциональное назначение корпораций с государственным участием является весьма разнообразным: начиная с реализации отдельных программ, инновационных и инвестиционных проектов, осуществления содействия отдельным предприятиям в определенных сферах деятельности до управления комплексом предприятий и отраслями.
Источники финансирования бизнеса | обществознание ЕГЭ 2022
С помощью корпораций с государственным участием государство объединяет свои активы для того, чтобы они стали работать эффективнее. Статус государственной корпорации дает возможность, с одной стороны, за счет полученного в собственность имущества, осуществлять представление интересов государства, а с другой — становиться учредителем других акционерных обществ, осуществлять покупку акций, управление государственными пакетами акций, т. е. осуществлять предпринимательскую деятельность как полноправному участнику рынка.
Государственная корпорация выступает специально созданным государством органом управления денежными ресурсами, имеющими строго целевую, социальную направленность.
Кроме того, государственной корпорации разрешено увеличивать объем финансовых средств путем эффективного размещения свободных активов фондов, осуществляя экономическую деятельность, направленную на прямое извлечение прибыли (ограничений на которую практически не устанавливается). В данном случае управление превращается в хозяйственную деятельность, а государственная корпорация, с одной стороны, будет управлять ею, а с другой, выступать связующим звеном между государством и обществом. При этом корпорации с государственным участием, в отличие от частных структур, могут рассчитывать на дополнительную поддержку государства для приобретения, например, нужных активов или обеспечения продвижения на рынки.
Государственные корпорации, являясь масштабными программами капиталовложений, используя рынок капитала, как механизм привлечения инвестиций, могут удовлетворить стратегические потребности субъектов экономики в капитале, поскольку имеют право привлечения отечественных и иностранных кредитов, получения гарантий и выпуска облигаций.
Кроме того, государственные корпорации могут мобилизовать и частный капитал, который мог бы сотрудничать с государственным на вполне рыночных началах, но в направлениях, определяемых властями.
Одним из наиболее ярких примеров осуществления финансирования корпораций с государственным участием является ОАО «РЖД».
ОАО «РЖД» входит в число крупнейших транспортных компаний мира и является одним из самых крупных предприятий в России.
Компания была создана путем приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, осуществленной в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2003 году. В процессе приватизации был создан единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставной капитал ОАО «РЖД». Единственным акционером компании является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, первоначальное финансирование деятельности ОАО «РЖД» российским правительством осуществлялось путем наделения компании имуществом.
Имущество Компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 предприятий федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству. На основе сводного передаточного акта Компании были переданы все права и обязательства реорганизуемых организаций.
В настоящее время финансирование Компании осуществляется за счет собственных средств, кредитных и привлеченных средств, а также средств, получаемых из государственного бюджета. В целом динамика и структура источников финансирования ОАО «РЖД» представлена в таблице 2.
Динамика и структура источников финансирования ОАО «РЖД» в 2014–2015 гг.
Статья пассива
2014г.
2015г.
Отклонение
Темп роста,%
млн. руб.
уд. вес,%
млн. руб.
уд. вес,%
млн. руб.
уд. вес,%
Источник: moluch.ru
Государственная помощь, как источник финансирования малого бизнеса и ее учет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Как в начале своей деятельности, так и в процессе ее осуществления субъекты малого бизнеса могут испытывать недостаток денежных средств. Выходом в данной ситуации может быть привлечение средств от государства в виде целевого финансирования . В связи с этим возникает вопрос, как получить эти денежные средства и как их правильно отразить в бухгалтерском учете.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куприянова Т.А.
Отраслевые особенности учета бюджетных средств в сельском хозяйстве
Особенности бухгалтерского учета государственной помощи в сельскохозяйственных предприятиях
Особенности признания в учете государственных субсидий, выделяемых сельскохозяйственным предприятиям, в соответствии с отечественными и международными стандартами
Формирование в учете и отчетности информации о государственной помощи по российским и международным стандартам
Учет целевых и бюджетных поступлений при взаимодействии государства с коммерческими организациями
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Государственная помощь, как источник финансирования малого бизнеса и ее учет»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ, КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕЕ УЧЕТ
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева», г. Красноярск
Как в начале своей деятельности, так и в процессе ее осуществления субъекты малого бизнеса могут испытывать недостаток денежных средств. Выходом в данной ситуации может быть привлечение средств от государства в виде целевого финансирования. В связи с этим возникает вопрос, как получить эти денежные средства и как их правильно отразить в бухгалтерском учете.
Ключевые слова целевое финансирование, финансовые результаты, бухгалтерский учет целевого финансирования.
Тенденции современного мира таковы, что значительное количество выпускников вузов хотели бы начать свой собственный бизнес. В связи с этим хорошим бонус начинающим бизнесменам в начале деятельности могла бы стать государственная помощь.
Существуют различные формы государственной помощи (рисунок 1).
Рис. 1. Формы государственной помощи
На сегодняшний день существуют различные программы для поддержки малого и среднего бизнеса (рисунок 2).
1 Доцент кафедры «Бухгалтерского учета», кандидат экономических наук, доцент.
Рис. 2. Программы поддержки малого и среднего бизнеса
В рамках программ поддержки малого бизнеса предлагаемых как на федеральном, так и на региональном уровне предусматривается предоставление различных видов финансовой помощи, таких как:
— гранты для предпринимателей начинающих бизнес, предусматривают возможность получения субсидии до 500 тыс. руб. в 2017 году;
— субсидии для приобретения основных средств — в 2017 году предусматривает получение до 5000 тыс. руб. при условии увеличения рабочих мест и платежей в бюджет;
— субсидии на развитие от центров занятости населения, в 2017 году предусматриваются на уровне до 58800 руб.;
— компенсация кредитов, ранее полученных на развитие малого и среднего бизнеса, предусматривает покрытие части процентной ставки в размере до 15 000 тыс. руб.;
— субсидии государственной поддержки социально незащищенных слоев населения, предполагают выдачу субсидии до 1500 тыс. руб. для поддержки мероприятий по стабилизации и развитию предпринимательства;
— обучение, стажировки и переквалификация;
— бизнес-инкубаторы, предусматривают оказание помощи при открытии бизнеса, разработке бизнес-плана и др.;
— ведение бухгалтерского и налогового учета бесплатно (аут -сорсинг);
— субсидии на развитие инновационных технологий — предусматривают получение средств для покрытия затрат на разработку и продвижение новых продуктов, патентов и лицензионных прав в размере до 2500 тыс. руб. в 2017 году.
Следующим важным моментом при получении государственной финансовой помощи является ее правильное отражение в бухгалтерском учете субъекта малого бизнеса.
Основным документом, регулирующим порядок учета государственной помощи, является ПБУ 13/2000.
Согласно п. 2 ПБУ 13/2000 в качестве государственной финансовой помощи не рассматриваются экономические выгоды создания инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, осуществляющих монополистическую деятельность и иные действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.
В соответствии с п. 4 ПБУ 13/2000 к формам государственной помощи относятся:
1) субвенции и субсидии;
2) бюджетные кредиты (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
— ресурсы, отличные от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество);
— прочие формы — предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации.
Организация имеет право принять к учету государственную помощь при соблюдении следующих условий:
— имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены, т.е. буду предоставлены заключенные договоры, публично объявлены решения, предоставлены технико-экономические обоснования и утвержденная проектно-сметная документация и др.;
— имеется уверенность, что указанные средства будут получены, т.е. предоставлены утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
ПБУ 13/2000 предусматривает 2 варианта принятия к учету бюджетных средств:
1) по мере фактического поступления бюджетных средств. В этом случае бюджетные средства отражаются непосредственно на счетах учета денежных средств и в последствии списываются с учетом целевого характера их использования. В бухгалтерском учете организации делаются следующие бухгалтерские записи:
Д 51,55 К 86 — на всю сумму поступивших бюджетных средств;
Д 08 К 86 — на стоимость полученного имущества.
2) посредством отражения обязательства по бюджетным средствам с использованием счета 76 с выделением соответствующей аналитики.
При возникновении обязательства в учете организации отражается запись:
По мере поступления денежных средств или иного имущества бюджетные обязательства уменьшаются:
В случае бюджетного финансирования поступающего на покрытие расходов возникших в прошлые отчетные периоды в бухгалтерском учете ор-
ганизации должны быть сделаны следующие бухгалтерские записи (п. 10 ПБУ 13/2000):
Д 76 К 91/1 — на сумму задолженности бюджета по предоставлению государственной помощи;
Д 51 К 76 — поступление денежных средств на финансирование расходов произведенных в прошлых отчетных периодах.
Поскольку средства государственной помощи носят строго целевой характер, то использовать их по своему усмотрению организация не может.
Так средства государственной помощи могут быть направлены на приобретение основных средств подлежащих амортизации подлежат отражению следующим образом (п. 9 ПБУ 13/2000):
Д 86 Кредит 98-2 — включены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов в размере стоимости приобретенного основного средства;
Д 20 (23, 25, 26. ) К 02 — начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;
Д 98-2 К 91-1 — учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.
При направлении средств государственной помощи на финансирование текущих затрат, в частности приобретение материалов, в бухгалтерском учете должны быть оформлены следующие бухгалтерские записи (п. 9 ПБУ 13/2000):
Д 10 К 60 — оприходованы материалы;
Д 86 К 98-2 — отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;
Д 20 (23, 25, 44) К 10 — списаны в производство материалы;
Д 98-2 К 91-1 — учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.
При использовании государственной помощи на финансирование текущей деятельности необходимо иметь в виду, что если при получении бюджетных средств были предъявлены определенные условия, то организация должна определить период времени, в течение которого будет производиться списание средств с 86 счета на покрытие этих расходов (п. 9 ПБУ 13/2000).
Поскольку не все виды государственной помощи предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе организация должна правильно отразить в бухгалтерском учете возврат государственных средств.
На порядок возврата бюджетных средств влияют: — момент, возникновения обстоятельства, при котором организация должна возвратить полученные ресурсы;
— метод отражения в бухгалтерском учете поступления государственной помощи.
Если необходимость возврата бюджетных средств возникает в том же отчетном периоде что и их получение, то в бухгалтерском учете необходимо сделать сторнированные записи при одновременном выполнении следующий условий:
— отражение поступлений государственной помощи осуществлялось по мере возникновения целевого финансирования;
— возврат бюджетных средств осуществляется в том же отчетном периоде, что и их получение.
Сторнированию подлежать все ранее сделанные проводки по учету государственной помощи кроме проводки (п. 13 ПБУ 13/2000):
Д 51 (08, 10. ) К 76.
Возврат денежных средств отражаем:
Д 76 К 51 (08, 10.) — возвращена государственная помощь, ранее полученной из бюджета.
Если в отчетном году организация обязана вернуть бюджетные средства, полученные в прошлые отчетные периоды, то в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи (п. 14 ПБУ 13/2000):
Д 86 К 76 — отражена задолженность организации, связанная с возвратом ранее полученных средств государственной помощи;
Д 91-2 К 86- восстановлены средства целевого финансирования в размере начисленной амортизации или в размере понесенных расходов на текущую деятельность;
Д 98-2 К 86- восстановлена сумма целевого финансирования на неспи-санную величину доходов будущих периодов.
Средства, полученные организацией в форме государственной помощи, подлежат обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Таким образом, государство стремиться различными способами, стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. В свою очередь бизнесу необходимо использовать эти возможности и правильно отражать государственную помощь на счетах бухгалтерского учета.
1. Бюджетный кодек РФ. Федеральный закон РФ № 145-ФЗ от 31.07. 1998 г., в редакции от 28.12.2016.
2. Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (в редакции от 18.09.2006 г.).
Источник: cyberleninka.ru
Источники государственного финансирования
Финансирование — это безвозмездное и безвозвратное предоставление государством денежных средств в разных формах — предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления их текущей деятельности.
Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают его от кредитования, а также от предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности.
Финансирование осуществляется на основе следующих принципов: целенаправленности; финансирования в меру исполнения работ, услуг; соблюдения финансовой дисциплины.
Принцип целенаправленности закрепляет положение, согласно которому все расходы имеют предметно-целевое назначение: заработная плата, командировки, стипендии, текущие расходы и т. д.
Финансирование в меру выполнения работ и услуг означает, что средства выделяются в соответствии с фактическим выполнением работ и услуг, их количественными и качественными показателями.
Соблюдение финансовой дисциплины выступает условием правильного и законного расходования денежных средств:
Финансирование в РФ выступает в двух формах:
— финансирование государственных унитарных предприятий;
— финансирование государственных бюджетных учреждений.
Финансирование государственных унитарных предприятий. Унитарные предприятия создаются по решению уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления. Унитарные Предприятия не наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество.
Финансирование расходов унитарных предприятий может осуществляться только на определенные законом цели: расходы по санации убыточных угольных шахт, конверсии оборонной промышленности и т. д. Финансирование федеральных казенных предприятий осуществляется как на расходы по текущей деятельности, так и на инвестиции.
Финансирование государственных бюджетных учреждений имеет свои особенности. Данные учреждения относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют и национального дохода не создают.
Их основное назначение состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей общества. К таким учреждениям и организациям относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и оборона страны, на которые распространяется сметно-бюджетное финансирование.
1. Имущество/средства переданные по решению правительства, для становления данного предприятия и введения основных видов деятельности.
2. Средства, полученные от реальной продукции/работ и услуг, произведённых в соответствии с государственным заказом.
3. Средства, выделенные в установленном порядке из бюджета и внебюджетных фондов.
4. Доходы, полученные в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности, могут использоваться только в производственной необходимости.
Вся прибыль переводится в бюджет.
Финансирование социально-культурных мероприятий. Это разновидность сметного финансирования, включающая расходы на культуру, образование, искусство. СМИ, здравоохранение, спорт и решение задач социальной политики.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Что получится если девушке отрезать ноги и перевернуть?
Источник: center-yf.ru