Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Ими занимается государство.
Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики.
Необходимость в деятельности государства вызывалась потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования. Рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство через свои функции.
Современное рыночное хозяйство индустриально развитых стран – это смешанная экономика. Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности. В развитых странах наряду с частной собственностью существует и государственная собственность. Государство в современной рыночной экономике – это еще и предприниматель, который распоряжается своей собственностью через разгосударствление и приватизацию. Приватизация особенно актуальна для нашей страны.
Что должно нам государство? Что мы должны ему? / Редакция
1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной экономике.
Экономические функции государства определялись потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частичного предпринимательства. Функции государства развивались в двух направлениях: поддержание и облегчение функционирования рыночного механизма; усиление и модификация рыночной системы в соответствии с изменением условий развития.
Функции государства по поддержанию рыночного механизма состоят в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.) и защита от конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителя).
Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:
а) в перераспределительной политике. Перераспределение доходов в обществе реализуется через трансфертные платежи (бедным, безработным) и модификацию цен (гарантированные цены фермерам, минимум заработной платы). Корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ (строительство школ, больниц), экологической защите, превращая затраты на загрязнение окружающей среды во внутренние издержки самих предприятий (химических, например);
б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации. С помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост;
в) в проведении эффективной внешнеэкономической политики.
Государство как сознательный субъект должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночной механизме не было сбоев. Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий. Следовательно, государственная деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму.
Поддержка малого бизнеса от государства. Виды и меры поддержки МСП. Льготы для бизнеса / 14+
Государство интегрируются в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, её социальной ориентацией, направляемой государством. Современное рыночное хозяйство индустриально развитых стран – это смешанная экономика.
2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.
Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности. В развитых странах наряду с частной собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах различен.
Он крайне мал в США и Японии. «На европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30 % (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всей земли находится в собственности федерального правительства.[1]
Следовательно, государство в современной рыночной экономике – это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.
В государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй – когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.
В результате государственная собственность реализуется по следующим каналам:
создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь);
развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом (электроника, авиация);
национализация убыточных предприятий (например, предприятия угольной промышленности).
В результате в орбите государственного предпринимательства оказываются не только инфраструктура, добывающая промышленность, но и некоторые ведущие отрасли промышленности.
Государственные предприятия бывают двух видов: государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, и государственные предприятия, не являющиеся юридическими лицами. Если государственные предприятия не обладают статусом юридического лица, то они являются подразделением государственных органов и учреждений и находятся на балансе и под контролем государственных ведомств.
Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия публичного права. Предприятия частного права – это, как правило, акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. В последнем случае образуются смешанные (государственно-частные) предприятия.
Предприятия частного права – это юридически самостоятельные, хозяйственно автономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежит государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не правительству, хотя через определенные формы (назначение директоров, предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии (где велика доля смешанных предприятий)они объединены в холдинговые структуры.
Государственные предприятия отличаются от частных предприятий тем, что они, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому в их деятельности просматривается двойственность – нацеленность не только на рыночные но и на не рыночные мотивы. Это выражается в том, что, во-первых, государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью.
Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по государственным твердым ценам). У государственных предприятий нет обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротств. В то же время правительство контролирует лишь определенные области деятельности государственных предприятий (например, сбыт продукции), не имея возможности воздействовать на другие (например, на конкурентоспособность предприятий).
Во-вторых, государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов). В-третьих, на государственных предприятиях, с одной стороны, несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но, с другой стороны, на рабочих государственных предприятий могут обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией (например, запрет на забастовки).
Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантированное правительством финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоёмкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так в Англии издержки производства не государственных предприятиях в среднем на 30%, а в США на 20% выше, чем на частных предприятиях.[2]
Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому периодически к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Такая картина наблюдалась во всех развитых странах Запада в 80-х годах, что вызвало массовый процесс приватизации.
Источник: kazedu.com
Государство как субъект предпринимательской деятельности
Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам,а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.
Разделение сфер предпринимательской деятельности происходит между государством и бизнесом. Участие государства в ведении этих субъектов не привлекательно из-за низкой рентабельности бизнеса. Даже если государственные организации будут обладать широкими полномочиями, это не будет способствовать достижению экономической независимости, которой пользуется частный бизнес. Государственные предприятия характеризуются сочетанием рыночных и нерыночных направлений экономической деятельности.
Важнейшей задачей государства в экономической среде является работа, направленная на достижение целей, способствующих применению государственной функции в экономике. В то же время важно создать благоприятную среду для роста экономических показателей и развития современного социального предпринимательства.
На сегодняшний день во многих странах определен единственный фактор, объединяющий процессы государственного управления. Он проявляется в составе министерств и ведомств, в обязанности которых входит контроль и регулирование в сфере государственного сектора страны.
Предпринимательская деятельность государства направлена на выполнение социально значимых задач для граждан страны. Получение прибыли является второстепенным, и его отсутствие покрывается бюджетом. Таким образом, тема работы является актуальной.
Целью работы является изучение государства как субъекта предпринимательской деятельности.
Задачи работы:
— определить особенности предпринимательской деятельности государства;
— охарактеризовать формы и инструменты участия государства как субъекта в предпринимательской деятельности.
Объект исследования – государство как субъект предпринимательской деятельности.
Предмет исследования – особенности, формы и инструменты участия государства как субъекта в предпринимательской деятельности.
При написании работы использованы такие методы исследования как анализ и синтез, наблюдение.
1. Особенности предпринимательской деятельности государства
Основной субъект предпринимательской деятельности – предприниматель. Однако предприниматель не является единственным субъектом, и в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как с его основным конкурентом, так и с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или оппонента. К категории субъектов предпринимательской деятельности относятся также потребители и государство, а также сотрудники (если предприниматель не работает в одиночку) и партнеры по бизнесу (если производство не изолировано от связей с общественностью) (рисунок 1).
Рисунок 1. Субъекты предпринимательской деятельности
Для государства как субъекта предпринимательства необходимо включение в систему рыночных отношений. В этих отношениях государство играет двойную роль. Во-первых, как потребитель, удовлетворение общественных интересов путем перераспределения доходов других субъектов экономики. Во-вторых, как предприниматель, т. е. осуществляющий деятельность, систематически приносит прибыль, используя государственное имущество. Полученная прибыль используется для пополнения бюджета, увеличения капитала государства и выполнения социальных обязательств государства.
Комплекс функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективен в тех случаях, когда в руках государства сосредоточен контроль над мощными экономическими рычагами, когда экономика сильна.
В ХХ веке формировалась и расширялась прямая предпринимательская деятельность государства, все большее значение в экономике придавал государственный сектор. В развитых странах на долю государственных предприятий приходится от одной пятой до одной трети валового национального продукта. Сфера производственной деятельности государства давно выходит за рамки почтово-посылочных услуг, телеграфного, городского и железнодорожного транспорта. Государство освоило программы развития атомной энергетики, радиоэлектронной промышленности, развития вычислительной техники, освоения космоса
Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы
. Доля государства в национальном доходе приближается к 40%.
Государство ведет себя в отношении частного сектора как заказчика продукции и в то же время его покупателя, что дает определенную стабильность рынку. Государственные расходы на товары и услуги растут быстрее, чем национальный доход.
Помимо приобретения товаров и услуг, государство производит выплаты в виде перераспределения доходов, полученных от налогоплательщиков в виде пособий по безработице, пособий по социальному страхованию и социальной защите отдельных слоев населения. Увеличение государственных расходов, а также другие меры позволили провести соответствующую структурную политику по формированию производственной структуры, отвечающей требованиям научно-технического прогресса, для содействия исследованиям и подготовке высококвалифицированных кадров.
В последние десятилетия стало характерно формирование государственно-частного бизнеса в форме акционерного общества.
Проблема государственной собственности и ее границ все чаще превращается в проблему ограничений и форм государственного контроля, которые реально влияют на способность хозяйствующих субъектов действовать.
Если исходить из мирового опыта, то все проблемы, которые можно и нужно решать в сфере предпринимательской деятельности в современной стране, можно свести к следующему:
1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургии, топливной промышленности, стимулирование новых производств.
2. Стратегический прогноз научно-технического развития, долгосрочный прогноз развития экономики в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с позиции государства.
3. Координация усилий общества по сохранению и улучшению окружающей среды.
4. Создание промышленной и социальной инфраструктуры: транспорта, связи, культуры, образования, здравоохранения.
5. Развитие и обеспечение социальной защиты, особенно для тех, кто не может полноценно заниматься полезной социальной работой.
6. Поддержание денежно-кредитной и финансовой систем.
Ни одна из этих задач не может быть решена на уровне предприятия, компании, отрасли или региона. Это исключительная привилегия государства.
2. Формы и инструменты участия государства как субъекта в предпринимательской деятельности
В Российской Федерации основными формами государственного предпринимательства являются:
— коммерческие предприятия государственного сектора (государственные унитарные предприятия);
— хозяйствующие субъекты, основанные на смешанной форме собственности;
— бизнес-группы, участниками которых наряду с частным бизнесом являются и государственные предприятия, а также хозяйствующие субъекты, основанные на смешанной форме собственности (холдинги, финансово-промышленные группы, кластеры).
Сектор государственных предприятий в Российской Федерации включает унитарные предприятия и акционерные общества, в которых государство является единственным акционером.
Бизнес-группы с участием государства осуществляют свою деятельность в стратегически важных отраслях экономики. Вокруг них группируются промышленные предприятия, контроль за частью которых происходит с помощью трастовых соглашений, совместных предприятий, франчайзинговых отношений, участия в капитале, финансовой поддержки и т.п.
Одной из форм таких групп являются холдинги. Холдинги не относятся ГК РФ к организационно-правовым формам коммерческих лиц. Но они являются наиболее распространенной в рыночных отношениях формой объединения коммерческих организаций, основанных на отношениях экономического контроля. Холдинг – это совокупность материнской (управляющей) компании и контролируемых ею дочерних компаний.
Холдинги – форма предпринимательского объединения, представляющая собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы – холдинговой компании (головной организации).
Холдинговая компания, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы.
Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий
50% реферата недоступно для прочтения
Закажи написание реферата по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее время!
Источник: author24referat.ru
Государство как предприниматель осуществляет свою деятельность в отраслях
Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты Право Право. Основы правовой культуры 11 класс Е.А. Певц § 9. Предпринимательство и предпринимательское право
§ 9. Предпринимательство и предпринимательское право
§ 9. Предпринимательство и предпринимательское право
Предпринимательское право
Предпринимательское право, по мнению отдельных юристов, является самостоятельной отраслью российского права, потому что имеет свой предмет и метод правового регулирования тех отношений, которые возникают в обществе в сфере предпринимательской деятельности .
Предпринимательское право — совокупность юридических правил в области предпринимательства.
Предпринимательское право регулирует отношения по созданию и прекращению предприятий, фирм; отношения по реализации товаров, их доставке, хранению, отношения между государством и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Имущественные отношения между предпринимателями выстраиваются на основе гражданского права, в первую очередь Гражданского кодекса РФ.
Отношения с государством, бюджетными организациями регулируются административным, финансовым правом. Вопросы, возникающие в сфере трудовой деятельности, определяются трудовым законодательством. Не остается в стороне и экологическое, и уголовное право, которые диктуют определенные модели поведения предпринимателя в сфере экономики. Существуют и специальные законы: «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др. Они предусматривают конкретные правила организации предпринимательской деятельности.
Предпринимательские отношения регулируются с помощью специальных методов.
Предпринимательское право как наука имеет свою историю. Еще в 1920-х гг. в СССР ученые создали различные школы хозяйственного права. Некоторые из них доказывали, что в экономике должно быть два сектора: государственный, связанный с плановыми началами, и частный, который стал активно развиваться в период новой экономической политики в СССР. Частный сектор экономики должен был потерпеть крах. Другие считали недопустимым деление единого хозяйственного права на части.
Геннерт Аркадий Иванович (1849—?)
Юрист, предприниматель, общественный деятель. Директор Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Крупный банкир, председатель совета Московского международного торгового банка. Член Центрального комитета партии «Союз 17 октября». Один из видных московских адвокатов
Предпринимательская деятельность — самостоятельная творческая деятельность людей и их объединений в сфере экономики, осуществляемая для постоянного получения прибыли.
Для осуществления предпринимательской деятельности субъект должен обладать определенным имуществом и иметь имущественную самостоятельность. Ведь его деятельность связана с использованием имущества для достижения определенных целей — для получения прибыли. Принадлежащее субъекту предпринимательской деятельности имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной или иной собственности. Субъекты предпринимательского права должны отвечать за результаты своей работы. Это стимулирует экономическую деятельность.
Щукин Сергей Иванович (1854-1936)
Предприниматель, основатель общедоступной частной галереи. Происходил из купеческой старообрядческой семьи, участвовал в делах семейного предприятия — Торгового дома «И.В. Щукин с сыновьями».
Собирал картины французских импрессионистов: П. Гогена, В. ван Гога, Э. Дега, К. Писарро, П. Сезанна и др. Каждое воскресенье особняк Щукина в Москве был открыт для посетителей, сам хозяин знакомил с коллекцией. Впоследствии картины из собрания Щукина поступили в Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Не только собственники имущества могут самостоятельно пользоваться и распоряжаться им. Иногда такое право передается коммерческим и некоммерческим организациям. Важной формой ограничения самостоятельности в предпринимательских отношениях является право хозяйственного ведения, то есть вещное право, которое заключается в возможности владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, закрепленных законом. Так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или как-либо иначе распоряжаться им без согласия собственника.
Сфера применения права хозяйственного ведения связана с государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Так называют коммерческую организацию, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней имущество. Такие предприятия самостоятельны в выборе коммерческих партнеров, в планировании своей деятельности, реализации продуктов, использовании прибыли. Они также уплачивают налоги в бюджет.
Собственник предприятия с правом хозяйственного ведения решает следующие вопросы:
• создание предприятия с правом хозяйственного ведения;
• определение предмета и цели его деятельности;
• реорганизация и ликвидация предприятия;
• назначение директора (руководителя) предприятия;
• осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества предприятия.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества предприятия.
Другой формой ограничения имущественной самостоятельности является право оперативного управления имуществом. В соответствии с этой юридической конструкцией имущество закрепляется за казенными предприятиями и финансируемыми собственником учреждениями. Казенное предприятие образуется по решению Правительства РФ.
При этом передаваемое ему имущество находится в федеральной собственности или в собственности субъекта Федерации. Собственник предприятия, который предоставил имущество, имеет право изъять его часть, распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие без согласия собственника не может распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом. Например, по общему правилу учреждения не имеют право распоряжаться доходами от имущества. Порядок распределения доходов тоже определяет собственник.
Учреждения и казенные предприятия осуществляют свои полномочия в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.
Собственник имущества вправе изъять излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Предпринимательская деятельность может охватывать различные сферы жизни и удовлетворять важные потребности людей. Различают производственное предпринимательство и предпринимательство, организованное в сфере услуг. В первом случае предпринимательская деятельность возникает в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д. При этом выделяют автомобильный бизнес или бизнес по нефтедобыче и пр.
Не менее популярна в последние годы обслуживающая сфера деятельности. Она позволяет оказывать услуги в торговле, медицине, косметологии или юридическом консультировании. Сфера услуг постоянно расширяется.
ИТОГИ
Предпринимательское право регулирует отношения, возникающие в сфере экономики, участники которых осуществляют самостоятельную деятельность, направленную на постоянное получение прибыли
ВОПРОСЫ
1. Сущность предпринимательской деятельности? Почему эту деятельность ассоциируют с риском?
2. Чем характеризуется предприниматель? Какими качествами должен обладать тот, кто решил организовать собственное дело?
3. О каких видах предпринимательской деятельности вам известно?
4. Какими источниками права определяется предпринимательская деятельность?
5. Всякая ли деятельность, приносящая прибыль, является предпринимательской?
ЗАДАНИЯ
1. Организуйте диспут на тему «Какой должна быть предпринимательская деятельность?». Выскажите свое отношение к современным предпринимателям.
2. Сравните право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Чем различаются эти конструкции?
3. Проведите небольшое исследование по проблемам современного предпринимательства. С этой целью организуйте интервьюирование или анкетирование людей, которые занимаются бизнесом. Результаты исследования представьте для обсуждения в классе.
Примерные вопросы для анкетирования:
• В какой форме организована ваша предпринимательская деятельность?
• Что стало главным в вашем бизнесе?
• Какие трудности были при организации собственного дела?
• Какими чертами характера должен обладать предприниматель?
4. Напишите небольшое эссе на тему «Государство и предприниматель: как успешно взаимодействовать?» .
5. Подберите материал об известных предпринимателях прошлого , расскажите об их меценатской деятельности
Новые рефераты
- Темы итогового сочинения направление Отцы и Дети
- Темы итогового сочинения направление Месть и великодушие
- Темы итогового сочинения направление Искусство и ремесло
- Темы итогового сочинения направление Мечта и реальность
- Темы итогового сочинения направление Доброта и жестокость
- Списoк литepaтуpы по 5 направлениям 2018-2019
- Литература по направлению Искусство и ремесло
- Литература по направлению Доброта и жестокость
- Литература по направлению Месть и великодушие
- Литература по направлению Мечта и реальность
Источник: new-ref.ru