Государство как собственник и предприниматель

Тема собственности более двух тысячелетий является предметом пристального внимания многих социальных наук, и поэтому на ней сфокусировано немало различных теорий, идей, представлений, идеалов.

Собственность означает принадлежность экономических ресурсов любого вида отдельным индивидуумам, организациям, социальным группам или государству. И. Кант относит к собственности «всякое умение, ремесло, красное искусство или науку» 1 , которые предоставляют средства существования. Отсюда следует, что имуществом может быть абсолютно все. Это касается и собственности, которая принадлежит отдельному гражданину или юридическому лицу, то есть частной собственности.

Поскольку собственность составляет материальную основу развития общества, государство с помощью юридических норм закрепляет, регламентирует и защищает экономические отношения. Благодаря этому они реализуются в правоотношениях, которые выступают в такой юридической категории, как право собственности. В обществе с государственно-правовой надстройкой экономические отношения собственности неизбежно получают юридическое закрепление. «Собственность составляет экономическую основу жизни общества, являясь показателем его благополучия и личного благосостояния граждан, – пишет, например, В.П. Емельянов. – Поэтому охрана отношений собственности, их четкое правовое регулирование, защита прав собственников от любого неправомерного вмешательства – важнейшая задача государства» 2 .

Самый неэффективный собственник: доля государства в экономике / Данил Махницкий

Следует отметить, что термин «собственность» нередко употребляется для обозначения принадлежности вещей 3 . Следовательно, собственность трактуется как присвоение средств и продуктов производства с помощью определенной общественной формы, отражающей такое отношение лица к вещи, когда оно считает эту вещь своей, при условии, что другие считают эту вещь чужой. Таким образом, собственность характеризуется наличием такой власти лица над вещью, которая признана обществом и регламентирована социальными нормами. Собственник распоряжается вещью своей властью и в своих интересах. Для него вещь – своя, для не-владельцев, соответственно, – чужая.

Поскольку власть собственника над вещью невозможна без того, чтобы другие лица, не являющиеся владельцами вещи, относились к ней как к чужой, собственность означает отношение между людьми по поводу вещей. На одном полюсе этих отношений – владелец, который относится к вещи как к своей, на другом – несобственники, то есть, все другие лица, которые обязаны относиться к ней как к чужой. Это означает, что они обязаны воздерживаться от любых посягательств на чужую вещь, а, следовательно, и на волю владельца иметь эту вещь 4 .

Собственность является системой общественных отношений по поводу присвоения факторов производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, а также услуг. Собственность составляет неотъемлемую часть общественного воспроизводства, выступает его движущей силой. Она находится в постоянном движении, периодически меняя конкретно-историческую форму своего существования. Следовательно, собственность относится к базисным социально-экономическим категориях, т.е. существует всегда.

Бизнес «по-серому», или как могилевский предприниматель обманул государство // Все по делу

По своей природе собственность неразрывно связана с предметным миром людей и без него существовать не может 5 . Другими словами, собственность – это единство социального (общественных отношений) и материально-вещественного (предметов природы, продуктов труда). Такое понимание собственности обогащает ее определение как отношений между индивидами соответственно их отношению к материалам, орудиям и продуктам труда.

Важную роль в системе отношений собственности любого государства играет государственная собственность, которая была известна еще в Древнем Риме 6 . Как известно, римляне достигли больших успехов в разработке положений частного права и права собственности. Сначала римскому частному праву были известны государственная и общинная собственность на землю и частная собственность на другое имущество. Правом собственности на землю не могли обладать отдельные индивиды. Племенам, родам, а впоследствии и отдельным семьям земля предоставлялась лишь во временное пользование.

В период феодализма государственная собственность, в т.ч. и на территории России, не получила своего развития в связи с раздробленностью государств и разделением территорий на княжества, вотчины и т.д. Так, в Московском государстве в XV-ХVII вв. земля могла принадлежать на праве вотчинной и поместной собственности, субъектами которой выступали частные и коллективные (например, община, монастырь и др.) лица.

Роль государства и государственной собственности, доля объемов государственной собственности в экономике развитых стран меняются в зависимости от уровня их развития, политической конъюнктуры, степени социальной напряженности и национальных традиций. При этом, в отличие от России, указанные изменения не отражаются на политическом строе государства, не вызывают катастрофических социальных и экономических катаклизмов. В развитых странах давно пришли к выводу, что главное – не соотношение объемов частной и государственной собственности, ибо и та, и другая могут быть эффективно использованы в развитии экономики, главное – наращивание экономической мощи государства и успешное решение социальных проблем.

В XX веке динамика форм собственности в странах Западной Европы отличалась интенсивностью и напряженностью. Октябрьская социалистическая революция 1917 года явилась своего рода катализатором роста объемов государственной собственности на Западе. Соответственно возрастала роль опосредованного либо непосредственного государственного управления экономикой. В Швеции в 70-е годы XX века свыше 65% общественного продукта создавалось в государственном секторе экономики, в Великобритании, Франции и ФРГ доля государственной собственности составляла от 30 до 40%, в Японии и США – от 10 до 20%.

В конце XX века, напротив, усилился процесс приватизации, объем государственной собственности начал заметно снижаться. Удельный вес государственного сектора в производстве ВВП колеблется от 10% в Германии до 30% в Австрии. Следует отметить, что во многих странах запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся высокой капиталоемкостью: электроэнергетики, каналов, трубопроводов, портов, связи, железных дорог. Государство выполняет активную функцию, направляя и координируя приватизационный процесс 8 .

В настоящее время возникает сложнейшая проблема определения места государственной собственности в экономике Российской Федерации, ее соотношения с другими формами собственности и ее возможная доля в общенациональном хозяйстве. Бесспорно, положение государственной собственности должно меняться в пользу частного сектора экономики, но в какой степени и в каком соотношении – это задачи экономической науки 9 . Правовая же наука и нормотворческие институции, по нашему мнению, должны придать государственной собственности правовое регулирование, которое было бы адекватным ее роли в обществе с рыночной социально ориентированной экономикой. При этом эффективное создание нового правового механизма урегулирования современных отношений собственности невозможно без учета опыта развитых стран.

Категория «государственная собственность» в научной литературе представлена различными, качественно отличающимися определениями. Это вызвано, в первую очередь, подходами к исследованию самой категории «собственность». Так, авторы, исследующие собственность в рамках марксистского подхода (В.Н. Черковец, Ю.И. Хаустов, А.Ф.

Шишкин) относят государственную собственность к общественной (или общей) экономической форме собственности или рассматривают последнюю, не выделяя государственную 10 . Общественная форма собственности означает, по их мнению, совместное присвоение средств и результатов производства. Определение государственной собственности как общественной связано с длительным периодом развития советской экономики, в которой доминировала государственная собственность, трактовавшаяся как форма перехода от частной собственности к общественной. Однако, в современных условиях государственная собственность не может рассматриваться как общественная в значении, которое придавалось ей в социалистической экономике.

Ученые, не являющиеся сторонниками марксистского подхода, определяют государственную (общественную) и общенародную собственность как собственность, которой распоряжаются государство или его представители (Б.А. Райзберг 11 , В.И.

Кошкин 12 ), то есть характеризуют форму собственности по субъекту, что, на наш взгляд, больше отражает ее юридическое положение, чем дает представление о ее сущности. К тому же и названные авторы ставят знак равенства между общественной и государственной собственностью, что в рыночных отношениях не совсем оправдано.

Названные авторы проводят дифференциацию таких понятий, как общенародная и государственная (общественная) собственность. К первой они относят собственность на природные богатства, не вовлеченные в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, воды, воздушное пространство, флору, фауну.

По отношению к ним должна применяться формула: «То, что принадлежит всем вместе и каждому в отдельности на правах равнодоступности». Но если В.И. Кошкин считает, что данные объекты не имеет смысла относить к определенной форме собственности, а правильнее называть «общенародным достоянием», то Б.А. Райзберг однозначно выделяет их как объект общенародной собственности.

По его мнению, распорядительство общенародной собственностью по поручению ее владельца – народа, населения могут осуществлять только органы народовластия. Государственная же собственность вовлечена в общественное производство и поэтому не может принадлежать всем на равных началах.

Читайте также:  ИП карпова отзывы сотрудников

Известен и подход к определению государственной (общественной) собственности как собственности, субъект которой деперсонифицирован, обезличен. По мнению В.З. Баликоева, общественная собственность устанавливается и реализуется в государственной или общенародной собственности.

Или в той и другой формах одновременно 13 . Если частная собственность персонифицирована, каждый субъект ее конкретен, а, следовательно, конкретна ответственность, то общественная собственность деперсонифицирована, обезличена. Все члены общества владеют ею совместно, индивидуально же – никто. Поскольку общественная собственность – владение совместное, то она уравнивает всех в отношении средств производства. Ни один – никто – не имеет преимущественного права распорядиться, тем более – управлять и присваивать.

Близки к такой позиции и зарубежные теоретики прав собственности – Р. Коуз, А. Алчиан и другие, считающие, что в условиях государственной (коллективной) собственности никто не находится в привилегированном положении в использовании ресурсов, в том смысле, что, как индивидуумы, все исключены из доступа к ресурсу, поскольку ничья ссылка на личный интерес не признается достаточной для их использования 14 . Совладельцы государственной собственности не обладают единоличными, продаваемыми на рынке правами на использование ресурса.

Как показывает анализ научных трудов, сформулированные в них подходы дают основания рассматривать государственную собственность через призму воспроизводственного процесса, в котором она выступает как социально-экономическое явление, за счет чего реализуются общенациональные интересы.

Государство должно выражать интересы народа, поэтому и государственная собственность должна использоваться для удовлетворения общенародных потребностей. Однако при неразвитой демократии (и политической, и экономической) государственная форма собственности скрывает в себе возможность существования в рамках общенародной собственности элементов корпоративного и личного присвоения. Это обусловлено тем, что от имени народа выступают многочисленные органы управления – министерства, ведомства и т.д., которые имеют свои собственные интересы, которые и стремятся удовлетворять в первую очередь.

Сущность государственной собственности проявляется с помощью функций, которые она выполняет:

Функции государственной собственности

К основным видам государственной собственности в Российской Федерации относятся: государственные унитарные предприятия и казенные предприятия; пакеты акций акционерных обществ (АО), созданных в процессе приватизации; федеральная недвижимость; собственность России за рубежом.

Место государственной собственности в экономике Российской Федерации можно проанализировать, изучив распределение предприятий и организаций по формам собственности (приложение 1) 15 . Если в 2000 г. функционировал 151 субъект хозяйствования с государственной формой собственности, то в 2011 г. – только 116. Из общего количества предприятий и организаций в 2000 г. на долю государственной собственности приходилось 4,5%, в 2011 г. – 2,4%. Если в 2000 соотношение стоимости основных фондов на предприятиях государственной и негосударственной форы собственности составляло, соответственно, 25% и 75%, то в 2011 г. это соотношение изменилось в пользу предприятий негосударственной формы собственности и составило 18% и 82% (приложение 1) 15 . Вместе с тем, говорить о сворачивании государственного сектора в экономике в целом нет оснований, поскольку, в частности, общая стоимость основных фондов на предприятиях в государственной формой собственности увеличилась за 2000-2011 гг. в 4,45 раза (19440224/4366043).

Основной организационно-правовой формой приватизированных предприятий в России стали акционерные общества, в капитале которых государство сохраняет определенную долю своего участия в виде пакетов акций. Государственные пакеты акций в акционерных обществах – термин, который используется в качестве собирательного для определения пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности и собственности субъектов федерации. Возможности собственников пакетов акций показаны на рисунке:

Возможности собственников различных пакетов акций

Таким образом, можно сделать вывод, что 10%-ный пакет акций позволяет требовать созыва внеочередного общего собрания по желаемой повестке дня и созывать его самостоятельно в случае отказа со стороны совета директоров. 10%-ный пакет акций является инструментом радикального контроля, но контроля именно отрицательного. Нельзя провести свои решения, но можно полностью дезорганизовать жизнь АО внеочередными собраниями. 10%-му акционеру никто – даже общее собрание – не может диктовать свои условия, с ним можно только договариваться.

Здесь имеет смысл оговориться, что у государства существует особое право – «золотая акция». Владение «золотой» акцией представляет собой результат одного из установленных законом вариантов приватизации и дает ее владельцу право «вето» на собрании акционеров при решении вопросов об изменении устава акционерного общества, изменении его статуса или состояния, изменении его имущества. Существование «золотой» акции продлевается каждые три года.

В современных условиях «золотая» акция превратилась в своего рода «анахронизм», который по своей сути не имеет ничего общего с рынком. Фактически организации работают без всякой оглядки на существование «золотой» акции, хотя с ее помощью при желании можно и усложнить проведение в жизнь нужных предприятию решений, например, не позволить ему создать филиал или дочернюю компанию или же не разрешить продажу устаревшего оборудования с целью приобретения более современного.

Теоретически полный контроль дает 51% голосующих акций. Можно проводить общие собрания акционеров и лично формировать совет директоров. На практике это непозволительная роскошь. Сегодня, когда фондовый рынок лишь обозначен небольшой группой «китов», а котировки вовсе не отражают реальную стоимость капитала, этого по сути незаметно, но по мере формирования настоящего, массового фондового рынка и неизбежного приближения котировок к действительной стоимости акций «омертвление» столь значительной доли ликвидных ценных бумаг с позиции собственника станет неэффективным и они будут проданы инвесторам.

Реальный положительный контроль над АО в зависимости от структуры других владельцев, вполне достижим в диапазоне владения пакетом из 20-30% акций. Притом, что реальная «процентная стоимость» общих собраний, даже если распыленность акций не самая большая, составляет 60-80% всех голосов, а для принятия ключевых решений требуется 2/3 голосов участников собрания, вес 25%-го пакета удваивается, это означает практически полный контроль.

Объекты государственной собственности в виде пакетов акций отличаются большим разнообразием, поэтому существует определенная классификация пакетов акций. Целью классификации является определение основных групп находящихся в государственной собственности пакетов акций, по отношению к которым необходимо осуществлять разные управляющие воздействия:

Классификация пакетов акций, находящихся в государственной собственности

Государственные доли (пакеты акций) в акционерных обществах могут формироваться тремя способами:

Способы формирования государственных долей (пакетов акций) в ОАО

В России процесс становления оптимальной системы и модели управления государственными пакетами акций в акционерных обществах еще не закончен. В связи с этим целесообразным представляется изучение зарубежного опыта управления пакетами акций, принадлежащих государству.

1 Дзерин А.В. Трансформация форм собственности в переходной экономике. – Ростов-на-Дону: Университетская книга, 2012. – C. 32.

2 Емельянов В.П. Собственность и право собственности: очерки по истории, философии, праву – Москва: Факт, 2013. – C. 119.

3 Иоффе В.С. Гражданское право. – М.: Мысль, 1996. – C. 208.

4 Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – C. 240.

5 Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой: Учебник. – М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2011. – C. 181.

6 Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под общ. ред. академика РАН, доктора юридических наук, проф. В.С. Нерсесянца. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2012. – C. 241.

7 Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – Новосибирск: ЮКЭА, НПК «Модус», 2009. – C. 308.

8 Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. 3-е изд., 2010. – C. 400.

9 Черковец В.Н., Хаустов Ю.И., Шишкин А.Ф. Экономическая теория. – М.: Кнорус, 2013. – C. 202.

10 Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. д.э.н., профессора В.И. Кошкина, к.э.н., доцента В.И. Шупыро. – М.: ИНФРА-М, 2011. – C. 115.

11 Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой: Учебник. – М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2011. – 784 с.

12 Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. д.э.н., профессора В.И. Кошкина, к.э.н., доцента В.И. Шупыро. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 496 с.

13 Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – Новосибирск: ЮКЭА, НПК «Модус», 2009. – С. 311.

14 Черковец В.Н., Хаустов Ю.И., Шишкин А.Ф. Экономическая теория. – М.: Кнорус, 2013. – С. 230.

Источник: topknowledge.ru

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. В каких областях рынок терпит фиаско, и государство вынуждено выполнять экономические функции?

Читайте также:  Что сдает ИП на ОСНО

3. Что понимается под экстернальными, или побочными издержками в экономике?

4. Какова роль государства в установлении рамочных условий функционирования экономики?

5. Государство как собственник и предприниматель. В чем состоят проблемы государственных предприятий?

6. Когда, где и почему нужна приватизация или национализация?

7. В чем единство и различия государственной экономической политики и государственного регулирования экономики?

8. Каковы основные направления государственного регулирования экономики?

9. Чем отличаются задачи краткосрочной и долгосрочной экономической политики?

Б. Заполните пропуски в схемах.

Субъекты
Цели
Инструменты

В. Выпишите определения следующих понятий и категорий.

Экономическая политика государства-

Государственное регулирование экономики —

Эссе.

А. Проблемы и противоречия государственного регулирования в России.

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Ваучерная приватизация в России: ход, результаты и противоречия.

· В чем заключается противоречивость положения государственной собственности в рыночной экономике?

· Когда государству целесообразно прибегать к приватизации, а когда к национализации?

· Чем отличается политика государственных доходов от политики государственных расходов?

· В чем заключаются институциональные аспекты государственного регулирования?

· Какая роль определяется государству в России в настоящее время?

6 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы

1. Охарактеризуйте финансы как экономическую категорию.

2. Из каких элементов состоит финансовая система?

3. Какова структура государственного бюджета?

4. Объясните эффекты вытеснения и привлечения инвестиций, связанные с государственными расходами.

5. Как решаются проблемы дефицита государственного бюджета?

6. Что представляет собой налог как экономическая категория?

7. Какие виды налогов Вы знаете? Каковы их функции?

8. В чем состоит эффект А. Лаффера?

9. Рассмотрите механизм действия мультипликатора госрасходов.

10. Каков механизм действия налогового мультипликатора?

Б. Заполните нижеприведенные графики и таблицы

Функции финансового хозяйства

Дайте графическую интерпретацию эффекта А.Лаффера.

В доходной части бюджетаВ расходной части бюджета

Покажите графически потенциальное воздействие роста и снижения налогов на совокупный спрос и совокупное предложение.

В. Выпишите следующие определения понятий и категорий.

Налог на добавленную стоимость-

Тесты и задачи

1. При одновременном увеличении государственных налогов и расходов на одну и ту же величину:

а) ВВП сократится;

б) ВВП останется неизменным;

в) ВВП увеличится;

г) ни одно из названных положений не верно.

2. Регулирование экономики с помощью фискальной политики в основном осуществляется:

а) федеральным правительством;

б) совместно правительствами областей и местными администрациями;

в) только правительствами областей;

г) только местными администрациями.

3. Влияние излишков государственного бюджета на равновесный уровень ЧВП в целом такое же, как:

а) уменьшение сбережений;

б) увеличение сбережений;

в) увеличение инвестиций;

г) увеличение потребления.

4. Действие встроенных стабилизаторов экономики можно увеличить путем:

а) уменьшения правительственных закупок, линия закупок опускается вниз параллельно прежней;

б) изменить налоговую систему, налоговая линия опускается вниз параллельно прежней;

в) изменить налоговую систему, чтобы график имел больший наклон;

г) изменить государственные расходы, чтобы линия расходов имела положительный наклон.

5. Какой из нижеприведенных инструментов вызовет наибольший рост экономики:

а) сбалансированный бюджет;

б) бюджетные излишки как неиспользованный денежный запас;

в) бюджетный дефицит, финансируемый за счет изготовления новых денег;

г) бюджетный излишек, используемый на выплату долгов;

д) бюджетный дефицит, финансируемый государственными займами.

6. Функция потребления имеет вид: С=100+0,8(Y-T), где у — уровень национального дохода; т — величина налогов. Налоги сократились на 100 млн. рублей. Как при этом изменится равновесный уровень доходов?

7. В закрытой экономике сокращение налогов на 10 млрд. рублей привело к росту ВВП на 40 млрд. Размеры инвестиций и налогов не зависят от размеров ВВП. Определить величину мультипликатора расходов.

8. ВВП составляет 2500 млрд. руб. Правительство увеличило расходы государственного бюджета на 10 млрд. руб. Склонность к потреблению 0,75. Определите, какое влияние окажет данное изменение государственных расходов на уровень ВВП, если средства для этого получены:

а) за счет увеличения налогов

б) дополнительной эмиссией денег.

9. Государственные расходы сокращаются на 50 ден. ед. МРС = 0,8. Ставка налогообложения 0,15. Что при этом произойдет с уровнем национального дохода и сальдо госбюджета?

10. Предположим, что в исходном состоянии государственный бюджет был сбалансирован, а государственные расходы составили 250 ед. МРС = 0,75. Налоговая ставка 0,2. Государственные расходы возросли на 100 ед. Определить:

а) величину национального дохода до и после увеличения государственных расходов

б) прирост налоговых поступлений в государственный бюджет, если ставка налогов не изменилась

в) величину дефицита государственного бюджета после повышения государственных расходов.

Эссе

А. Состояние финансовой системы России на современном этапе?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· На каких принципах должна строиться финансовая система? В чем сущность финансового федерализма?

· Как стоит в настоящее время проблема государственного долга в России?

· В чем состоит разница между кейнсианским и монетаристским подходами к налогообложению?

· Каковы причины частого изменения налогового законодательства в России? Каковы последствия такой нестабильности?

· Оправдало ли себя введение 13% налога на прибыль в России?

· Какая связь существует между бюджетным дефицитом и государственным долгом? Опасны ли эти явления для экономики страны?

· Одним из факторов снижения эффективности фискальной политики является «эффект вытеснения». Объясните его суть и дайте графическую иллюстрацию. Каким образом возникновение данного эффекта в настоящем может ухудшить экономическую ситуацию в стране в будущем?

· Предположим, рассматривается предложение сократить налоги, чтобы стимулировать экономику и способствовать ее выходу из кризиса. Имеет ли значение, какие налоги сократить: с населения или с предприятий? Обоснуйте свой ответ.

· Объясните, почему в экономике, где действует правительство, в точке экономического равновесия сумма сбережений не обязательно будет равна сумме планируемых инвестиций? Как это связано с состоянием государственного бюджета?

· Объясните и покажите графически почему повышение ставки пропорциональных налогов уменьшает величину мультипликатора? Используйте свой ответ чтобы объяснить, почему пропорциональные налоги могут выступать в качестве автоматических стабилизаторов?

· При каком состоянии экономики проведение экспансионистской фискальной политики сопряжено со значительным ростом цен? Ответ проиллюстрируйте графически

· Предположим, что правительство хочет одновременно сократить совокупный спрос и увеличить инвестиции. Может ли оно сделать это средствами фискальной политики?

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Опишите сущность и условия выполнения деньгами функции средства обращения.

2. Какие причины вызывала бартеризацию российской экономики? Почему этот процесс пошел на убыль?

3. Опишите функцию денег как меры стоимости. Связана ли способность денег выполнять ее с наличием собственной стоимости у денежного материала?

4. Опишите возможные нарушения функции меры стоимости. Какие формы они принимают в современной России?

5. В чем состоит функция денег как средства накопления? Могут ли ее выполнять деньги в условиях инфляции?

6. Какие функции денег дополнительно выделяет марксистская теория? Считаете ли вы особое выделение этих функций рациональным?

7. Опишите предысторию денег.

8. Опишите металлический этап в истории денег. Закончился ли он в наше время?

9. Почему с течением времени постоянно расширялось неметаллическое денежное обращение?

10. Какие современные формы денег вы знаете? В чем состоят особенности их развития в России?

Б. Кратко опишите эволюцию денег. Воспользуйтесь следующим алгоритмом: исторический вид денег – его недостатки (или связанные с ним проблемы) – новый вид денег как решение старых проблем – недостатки нового вида денег и т.д.

Товарные деньги
Металлические деньги
Классические бумажные деньги
Классические кредитные деньги
Современные деньги

Тесты

Эссе

А. В течении ближайших двух лет роль бартера в российской экономике сойдет на нет.

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· По данным Института экономики переходного периода доля бартера в основных отраслях экономики снизился с 1996 по 2000 год в 2-3 раза и составляла в электроэнергетике – 4%, черной металлургии – 17%, цветной металлургии – 31%, стройиндустрии – 22%, легкой и пищевой промышленности – по 14%. То есть доля бартерных сделок, хотя и сохранилась на более высоком уровне, чем в развитых рыночных экономиках, но не является больше преобладающей.

Читайте также:  Нужен ли спецсчет для участия в торгах ИП

· Какие причины, по вашему мнению, вызвали эти благоприятные сдвиги? Вспомните основные факторы бартеризации российской экономики. Сохранили они свое значение в настоящее время или их действие слабеет? Или, возможно, какие-то факторы даже усиливаются?

· Как влияет на упомянутые процессы современная государственная экономическая политика?

· Какое воздействие оказывает начавшийся экономический подъем?

· Какую роль играет укрепление рыночных институтов? Продумайте какие конкретные события последних лет наиболее важны в этом отношении: укрепление договорной дисциплины, совершенствование законодательства, другие сдвиги. Почему именно они оказали влияние на падение бартеризации.

· Возможен ли новый взлет бартерных отношений на базе использования современных технологий (например, прямого обмена через Интернет)?

Б. Целесообразно ли введение государственных гарантий банковских вкладов?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Какое значение имеет соотношение тезаврации и кредитного накопления для развития страны? Какой из этих вариантов реализации функции накопления характерен для современной России?

· Постарайтесь найти в журналах статистику структуры сбережений. Какая часть накоплений граждан хранится «в чулке»?

· Обдумайте факторы, толкающие население к тезаврации. Могут ли государственные гарантии увеличить приток денег в банки?

· Нужны ли дополнительные гарантии государства, если основная масса вкладов населения итак лежит в принадлежащем государству Сбербанке России?

· Какие минусы может повлечь введение государственных гарантий? Не придется ли бюджету рассчитываться по вкладам недобросовестных банков?

· Как изменится отношение населения к рискованным, но высокопроцентным вкладам? Не поощрят ли государственные гарантии безответственного поведения вкладчиков и банков?

· Можете ли вы предложить какие-то дополнительные условия предоставления гарантий, которые препятствовали бы мошенническому (или, как говорят экономисты, оппортунистическому) поведению субъектов банковских сделок?

Источник: megaobuchalka.ru

Государство как собственник АО

Государственное участие в акционерных обществах является чрезвычайно важным для развития экономики России. Такое решение позволяет размещать акции бывших государственных предприятий на фондовом рынке, привлекать в них денежные средства частных инвесторов, а также изменять размеры пакетов ценных бумаг, которые находятся в федеральной собственности.

Кроме того, благодаря акционированию организаций, предоставляется возможность привлекать кредитные средства, не только из отечественных, но и из зарубежных источников.

Условия участия государства в акционерных обществах Федеральная власть может стать держателем пакета акций в случае учреждения ею акционерного общества; при приватизации муниципальных и государственных организаций; а также при выкупе ценных бумаг в процессе огосударствления.

Деятельность акционерных обществ, в которых свыше 25% акций вложено в муниципальную и государственную недвижимость, регулируется российским законом о приватизации подобных учреждений. Уровень влияния федеральной власти зависит от количества капитала, вложенного в акционерные общества. Государству может принадлежать:

  • 100% акций;
  • Контрольный пакет ценных бумаг;
  • «Золотая акция»;
  • 25% акций;
  • Капитал менее 25%.

Если государство является держателем 100% ценных бумаг, акционерное общество полностью зависит от его решений. Однако формальным собственником имущества все равно считается юридическое лицо, при этом, оно сохраняет хозяйственную самостоятельность, необходимую для управления всеми коммерческими процессами.

В том случае, если федеральная власть использует «золотую акцию» или владеет большей частью ценных бумаг в АО, она может прямым или косвенным образом управлять его уставными капиталами.

Правовое регулирование отношений с юридическими лицами осуществляется государством в нескольких направлениях:

  • Управление акционерным обществом;
  • Владение и пользование ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти;
  • Надзор над тем, насколько эффективно используется имущество АО.

Одной из причин участия государства в акционерных обществах является их приватизация и привлечение дополнительного инвестиционного капитала за счет продажи пакета ценных бумаг. Таким образом, предоставляется возможность сэкономить федеральный бюджет. Акционирование также позволяет реализовать государству свои задачи не административными, а рыночными методами. Кроме того, такое решение предоставляет возможность распределять капитал по самым эффективным отраслям хозяйствования.

Позиция государства как держателя акций

Позиция федеральной власти как акционера отражена в письменных распоряжениях Росимущества. Права государства регулируются постановлением № 738. Однако этот акт преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных документов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться на вышеуказанное постановление. В данном документе указан список вопросов, по которым принятие решений представителями государственной власти должно осуществляется в соответствии с распоряжениями Росимущества. К таким вопросам относят:

  • Выдвижение кандидатов в управленческие органы;
  • Предложение кандидатур для избрания в счетную и ревизионную комиссии;
  • Созыв на общее внеочередное собрание;
  • Выбор представителя для голосования на собрании акционеров.

Вопрос об эффективности директив Росимущества сейчас стоит достаточно остро. Участие государственных представителей предполагает поддержание интересов акционерного общества и государства, а также принятие на собраниях решений, способствующих модернизации способов ведения бизнеса. Однако, зачастую, интересы АО и представителей федеральной власти не совпадают. Распоряжения Росимущества оформляются в короткие сроки большому количеству организаций, что не всегда позволяет детально рассмотреть каждый конкретный случай и принять верное решение.

Согласно российскому законодательству, представителями федеральной власти могут быть следующие лица:

  • Работники Федерального агентства по управлению госимуществом;
  • Государственные служащие;
  • Другие граждане Российской Федерации, не являющиеся представителями органов местного самоуправления или государственных органов.

В АО, в отношении которых было принято решение об использовании корпоративного права федеральной власти, в качестве представителей могут выступать только граждане, работающие в государственных органах.

Ключевой фигурой в акционерном обществе выступает представитель государственной власти. Административно – управленческая функция выполняется руководством, осуществляющим управление АО. В акционерных обществах, в которых государству принадлежит 100% акций, существует несколько иная система управления. Согласно федеральному закону о «Об акционерных обществах», ценные бумаги, держателями которых является один акционер, все вопросы, которые относятся к компетенции общего собрания АО, должны приниматься только им и оформляться в письменном виде.

Принятие решения о специальном праве

В соответствии с «Законом о приватизации», использование государством «золотой акции» обусловлено необходимостью в обеспечении безопасности граждан и обороноспособности России. Согласно законодательству, «золотая акция» применяется, если государство является держателем от 0 до 25% ценных бумаг. Решение о корпоративном праве может быть принято в следующих случаях:

  • При исключении открытого АО из списка из стратегических организаций, вне зависимости от количества ценных бумаг, держателем которых является государство;
  • При приватизации унитарных компаний, которые преобразуются в АО.

Если говорить о сроке действия «золотой акции», то здесь тоже возникает ряд вопросов. По закону специальное право должно действовать до момента принятия решения о его прекращении, но в нормативном акте отсутствует информация о том, какими должны быть основания для такого решения.

Порядок назначения представителей государственной власти регулируется отдельным положением. Однако оно преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных актов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться вышеуказанный на документ, который не всегда применим по отношению к АО, в которых федеральная власть является держателем небольшого процента ценных бумаг.

Таким образом, управление ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти, имеет свои специфические особенности и нуждается в серьезной систематизации. Для повышения эффективности этого процесса необходима разработка новых нормативных актов, так как в настоящее время корпоративные отношения между государством и акционерными обществами урегулированы недостаточно полно. Кроме того, наличие полномочий, которыми обладает федеральная власть как акционер, существенно снижают эффективность основных АО России, как участников рынка.

Котировки акций
ОАО РАО ЕЭС России
Мосэнерго3,4245 руб.
Полюс Золото11700 руб.
Новатэк1641,4 руб.
МРСК Волги0,07635 руб.
МРСК Урала0,509 руб.
МРСК Сибири0,875 руб.
МРСК Центра и Приволжья0,3733 руб.
МРСК Центра0,582 руб.
Акрон20546 руб.
НМТП15 руб.
Уралкалий119,04 руб.
МТС280,6 руб.
Магнит5704,5 руб.
Русгидро0,9577 руб.
Северсталь1344,8 руб.
Транснефть136950 руб.
Татнефть595,5 руб.
Норникель16320 руб.
НЛМК187,1 руб.
Алроса79,82 руб.
Аэрофлот42,4 руб.
Башнефть1933 руб.
Сургутнефтегаз30,685 руб.
Сбербанк255,68 руб.
Роснефть557,95 руб.
Ростелеком76,13 руб.
Лукойл6625 руб.
Газпром175,95 руб.

Новости эмитентов

Подача газа проекта «Сахалин-1» будет возобновлена 2 февраля

«Газпром» в 1 полугодии увеличил добычу на 18%

Источник: invest-reshenie.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин