Глава 1. Теоретическиеподходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночнойэкономике
1.1 Необходимостьхозяйственной деятельности государства в рыночной экономике
Рыночная экономикаспособна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешнимусловиям.
В развитой рыночнойэкономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановыеметоды хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм ввиде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитиеплановых методов связано с государственным регулированием экономики.
Планомерность выступаеткак средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате иключевые задачи экономического развития получают новое решение. Прогноз рынкапозволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить ккачественно новым моделям и видам продукции.
Государственныеотраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенноевлияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая ихбольшее соответствие изменяющимся общественным потребностям.
Система отношений собственности в экономике России (А.И. Колганов)
Задача использованияресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегическогопланирования с учетом наиболее перспективных отраслей.
В развитых странах срыночной экономикой на социальное обеспечение в настоящее время направляется неменее 40-50% всех государственных бюджетных ассигнований.
Роль государства вэкономической жизни огромна.
Несомненна тенденция кусилению роли государства во всех сферах экономики. Вместе с тем тенденция этане является прямолинейной. Государственное вмешательство используется тогда,когда собственно рыночные механизмы дают сбой. В этих случаях воспроизводствокорректируется таким образом, чтобы после наладки рыночного механизмагосударственное вмешательство можно было ослабить или свернуть.
Причиной меньшейактивности государства служит более высокая эффективность саморегулированияэкономики, а не наоборот.
Такого рода теоретическиеобоснования призваны обеспечить вполне определенную политику, приносящуюощутимые доходы некоторым конкретным кругам.
Таким образом, можносделать вывод, что хозяйственная деятельность государства в рыночной экономикепросто необходима. Это вызвано тем, что зачастую в экономике происходят такиеявления и процессы, справиться с которыми рынок самостоятельно не может.Поэтому требуется вмешательство государства. Следовательно, даже в рыночнойэкономике, где достаточно хорошо развит механизм саморегуляции, требуютсяадминистративные методы управления, санкционируемые государством.
1.2 Направления и сферыдеятельности государства в рыночной экономике
Практика показала, чтосоциально-экономическая эффективность, а также степень регулируемойнациональной экономики непосредственно не связаны с мерой огосударствлениянациональных ресурсов. Степень и эффективность государственного вмешательства вэкономику проявляются в достаточно легко получаемых статистических индикаторах.Эти формы и соответствующие им индикаторы условно можно сгруппировать следующимобразом.
Самый неэффективный собственник: доля государства в экономике / Данил Махницкий
На первом месте помассовости использования стоит доля и роль государственного сектора внациональной экономике. Это статистически проявляется в удельном весенечастного сектора в ВВП или ВНП; в отношении государственных закупок товаров иуслуг к объему ВВП; в доле ВВП, концентрируемой государственным бюджетом всехуровней, в удельном весе занятых в нечастном секторе экономики, в общейчисленности занятых.
Далее идет масштаб иотносительное место публичной материально-вещественной собственности,измеренной в стоимостных показателях, во всех активах национальных субъектовэкономики (или в национальном богатстве страны), в доле работающих напредприятиях государственного сектора в общей численности занятых. Здесьрассматривается непосредственно предпринимательская деятельность государствакак собственника материальных и финансовых активов, капитала в сферепроизводства, транспорта, коммуникаций, страхования и других отраслей сферыуслуг, в отличие от деятельности органов и учреждений сугубо общественногохарактера, не производящих рыночные услуги (государственное управление, армия,государственное здравоохранение и пр.).
На третьем месте – роль иместо государства в нематериальных активах страны, на четвертом – собственноинституционально – правовые аспекты государственного регулирования и их роль вэкономическом развитии нации, интеграционных союзов стран, мировой экономики.
Статистический объемпродукции государственного сектора заведомо занижается по сравнению с частнымсектором. Все трудности статистически преодолимы, но этому не уделяетсядостаточного внимания.
Государственноерегулирование экономики должно выстраиваться в соответствии с закономерностямиее функционирования. Важно отметить, что Россия уже более 20 лет, если учесть ипериод «перестройки» в рамках СССР, находится в фазе радикальных преобразованийэкономической системы. Протяженность периода реформ и противоречивые ихрезультаты беспокоят общество, так как нет ясности, куда движется страна, в чемзаключается генеральная стратегия. Исследователи и специалисты практическиедины в том, что у страны нет сколько-нибудь перспективной и целевойэкономической стратегии. Государство проводит политику реагирования наконъюнктурный ход событий, не думая о том, как развивать экономику страны.
Экономическая политикатолько тогда может превратиться в признанную долговременную стратегию, когдаона формируется в соответствии с интересами общества в целом.Неудовлетворенность пройденными этапами реформ в обществе складывается, преждевсего, вследствие тенденций отчуждения народа от преобразований.Демократические, на словах, реформы стали прикрытием для агрессивногоприсвоения немногими всего лучшего, что ранее принадлежало всем.
Главная задача сейчас –остановить процесс частного присвоения национального богатства страны,укреплять, расширять государственную собственность на основе и в интересахвсего общества. Тенденция к усилению роли государства в реальном сектореэкономики единодушно одобрена населением, о чем свидетельствуют социологическиеисследования, проведенные в конце 2005 года. По мнению опрошенного населения, государстводолжно не просто присутствовать в экономике, а активно инвестировать денежныесредства в реальный сектор народного хозяйства. Для восстановления полноценнойинвестиционной способности экономики государственная (общенародная) формасобственности должна занимать более весомый удельный вес, ориентировочно неменее 50%.
Особую тревогу, с точкизрения общегосударственных интересов, вызывает замедление развитияпромышленности. Индекс промышленного производства исчисляется по следующимвидам деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие отрасли,выработка и распределение электроэнергии, газа и воды. Расчеты проводятся наоснове данных о динамике производства свыше 700 важнейших товаров. Медленнымитемпами растут не только сырьевые отрасли (добыча нефти и газа), но иобрабатывающие. Поскольку спрос на нефть на мировых рынках возрастает, непобуждает нефтяной сектор России к адекватному наращиванию предложения, можноприйти к выводу, что основными лимитирующими факторами стали именно внутренние.
Таким образом, можносделать вывод, что направления и сферы деятельности государства в рыночнойэкономике разнообразны. Это вызвано тем, что экономика требует всестороннегоразвития, поэтому для стабильного ее функционирования необходимо контролироватьвсе происходящие в ней явления и процессы, затрагивающие различные элементыструктуры хозяйственной деятельности.
Заключение
Итак, рассмотревзакономерности развития государственного предпринимательства и выявивособенности их проявления в России, можно сделать вывод, что государственноепредпринимательство играет важную роль в функционировании рыночного механизма. Этовызвано тем, что зачастую в экономике происходят такие явления и процессы,справиться с которыми рынок самостоятельно не может. Поэтому требуетсявмешательство государства. Следовательно, даже в рыночной экономике, гдедостаточно хорошо развит механизм саморегуляции, требуются административныеметоды управления, санкционируемые государством. Эти методы, как раз таки ипроявляются в государственном предпринимательстве.
Кроме того, экономикатребует всестороннего развития, поэтому для стабильного ее функционированиянеобходимо контролировать все происходящие в ней явления и процессы,затрагивающие различные элементы структуры хозяйственной деятельности,следовательно, направления и сферы деятельности государства в рыночнойэкономике вообще, и государственного предпринимательства в частностимногообразны.
Таким образом, видно, чтогосударственное предпринимательство необходимо для функционирования рыночнойэкономики, потому что очень часто рыночный механизм не может справиться свозникающими проблемами. Тогда на помощь приходит государство, механизмрегуляции которого выражается именно в предпринимательской деятельности.
Несомненно, существуютпроблемы, связанные с государственным предпринимательством, тем более в России,экономика которой является переходной. Как уже было сказано, государственноепредпринимательство – это неотъемлемое составляющее благоприятного развития ифункционирования экономики, и связанных вместе с ней общественных процессов,следовательно, поддержка на должном уровне сектора государственнойсобственности и предпринимательства является одной из приоритетных задачгосударства.
Источник: 2dip.su
11.7. Государство как собственник и активный субъект рынка
Государство призвано выполнять прежде всего свою главную функцию — быть политическим организатором социума, т. е. всех социальных, и прежде всего экономических, отношений. Однако во многих странах кроме этой своей главной функции государство само является активным субъектом рынка, т.
е. выступает собственником, активно участвующим в рыночных отношениях на основе свободно заключаемых договоров купли- продажи контрактов, госзаказов и др., и тем самым воздействует на рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, использование ресурсов и т. п. Государство в различных странах выступает активным продавцом и покупателем различных объектов, выступая на рынке как собственник разнообразных средств, прежде всего движимого и недвижимого имущества.
Страны мира отличаются многообразием государственной собственности. Эти отличия вызваны историческим происхождением, источниками формирования, способами огосударствления, характером управления, правовым статусом, ролью в экономике. Государственная собственность появилась со времени зарождения самого государства.
В капиталистических странах значительная часть государственной собственности была унаследована от феодализма (мануфактуры, рудники, крупные заводы). Сейчас расширение государственной собственности происходит за счет нового строительства, выкупа некоторых объектов у частных предпринимателей или акционерных обществ, принудительной или добровольной национализации с возмещением потерь, конфискации, секвестризации (изъятие или запрещение пользования и распоряжения имуществом).
Аккумулируя огромные средства в бюджете, современные государства часто выступают в роли кредиторов коммерческих банков, частных фирм и компаний, а нередко государство само является заемщиком, оказывая через кредитную систему активное воздействие на денежное обращение, инвестиционную политику и другие рыночные отношения.
Наибольшее воздействие на рынок приватизация и деэтатизация оказывают в том случае, когда направлены на создание в экономике наиболее благоприятной конкурентной среды. В Японии в первые послевоенные годы принудительному дроблению в целях расширения конкуренции были подвергнуты даже частные могущественные монополии, которые разбивались на несколько десятков самостоятельных предприятий. Аналогичные меры проводились в США, Англии и в других странах. Так, в соответствии с антитрестовским законодательством в 1984 г. в США от крупнейшей компании «АТТ» («Америкен телефон энд телеграф») были отделены 22 региональные телефонные компании, что значительно подорвало монополию «АТТ» в обслуживании континентальных телефонных линий.
Разгосударствление (деэтатизация) может осуществляться в различных формах:
1) приватизации — передача государственной собственности в частную за плату;
2) возврата имущества, в том числе отдельных предприятий, бывшим владельцам (собственникам);
3) выкупа предприятий трудовым коллективом, в том числе в рассрочку;
4) аренды, в том числе с последующим выкупом;
5) образования смешанных государственно-частных предприятий.
Источник: finances.social
Сравнение эффективности деятельности государственных и частных компаний в работах представителей научной экономической мысли
Вопрос об эффективности государственных и частных компаний в мировой экономической литературе не теряет своей актуальности [1] . Особенно интересна эта дискуссия в России, где, на протяжении всего постсоветского периода, проблема соотношения частной и государственной форм собственности, создания эффективного управленца оставалась объектом жарких споров.
Современная экономическая наука выработала теоретические положения, связывающие различные формы собственности и различные характеристики функционирования предприятий. Прежде всего, следует обратиться к тем из них, которые непосредственно свидетельствуют о связи между государственной и частной собственностью с одной стороны и их влиянием на эффективность функционирования предприятий – с другой.
Согласно представлениям А. Шляйфера и Р. Вишну частные компании менее подвержены влиянию со стороны властных структур, чем государственные [1]. Политическое вмешательство в деятельность фирмы, по их мнению, может привести к увеличению занятости, производству не самой эффективной продукции, использованию выделенных инвестиций на экономически неэффективные проекты. Государственные предприятия более восприимчивы к давлению со стороны заинтересованных групп, и интересы последних имеют менее длительный временной интервал, чем интересы частных инвесторов. В том случае, если в стране не создана развитая законодательная база по защите частной собственности, ситуация меняется на противоположную: интересы частных собственников превращаются в краткосрочные и спекулятивные, и политическое вмешательство для предприятия становится наиболее предпочтительным.
Частным случаем вмешательства политиков в работу госпредприятий согласно Я. Корнаи, является установление для них мягких бюджетных ограничений [2]. Последнее выражается в предоставлении возможности безнаказанного нарушения финансовой и налоговой дисциплины, предотвращении возбуждении дел о банкротстве, исходя из социальной значимости данного предприятия. Последствиями мягкого бюджетного ограничения становится резкое снижение стимулов менеджеров эффективно использовать ресурсы, что в конечном случае сказывается на общей эффективности работы госпредприятий.
В своей работе Дж. Викерс и Г. Ярроу, при изучении процесса приватизации в Великобритании, пришли к выводу, что менеджеры госпредприятий не всегда имеют достаточные стимулы для эффективной работы [3].
По их мнению, для государственных предприятий характерным является наличие бюрократизма, отсутствие гибкости, заинтересованность в следовании предписаниям, а не стремление использовать существующие возможности. Одной из причин отсутствия мотивации у государственных служащих является отсутствие права на получения остаточного дохода на результаты деятельности компании.
Основным собственником госпредприятий является государство, и именно оно является получателем остаточного дохода. Т.е. доход поступает в казну государства, и никак не распределяется непосредственно госслужащим. Единственным поощрением для государственного служащего является повышение по службе или некоторое увеличение заработной платы.
Следовательно, прямой связи между эффективной работой госпредприятия и доходами его владельца (государства) нет. Поэтому государственные служащие, отвечающие за работу предприятия, контролирующие деятельность наемных менеджеров не имеют стимулов повысить результаты работы компании. В отношении частного предприятия ситуация диаметрально противоположная. Остаточный доход достается собственнику компании и тем самым непосредственно повышает его благосостояние. Поэтому он имеет мощные стимулы, чтобы организовать работу менеджеров таким образом, чтобы в значительной степени повысить эффективность работы компании.
Частные собственники изначально стремятся выбрать для себя лучших менеджеров, которые способны эффективно управлять фирмами [4, с. 770]. А при назначении менеджеров в госкомпаниях в первую очередь учитывается их способность уживаться с политиками и лоббировать интересы предприятия.
Следующий подход, определяющий преимущество частной собственности над государственной рассматривается с позиции неоклассики. По мнению ряда исследователей Всемирного Банка, с ростом числа эффективно действующих частных компаний на рынке происходит усилении конкуренции [5]. Следовательно, при высокой доле государства в экономике, можно говорить о низком уровне конкуренции. Государство может проводить оппортунистскую политику в отношении частных компаний, выставляя им барьеры для выхода на рынок. Также нередко происходит вытеснение частных фирм с финансовых рынков, поскольку обслуживание деятельности государственных предприятий предполагает получения неявных правительственных гарантий для банков.
По мнению некоторых исследователей, государственные предприятия являются менее эффективными, поскольку в рыночных условиях они обычно создаются для того, чтобы компенсировать провалы рынка [6]. Т.е., государственные предприятия являются эффективными в ситуации, когда рынок не в состоянии обеспечить производство социально-значимых товаров и услуг, необходимых обществу. В остальных случаях, частный собственник действуют более успешно.
Также присутствие государственных компаний в экономике страны возможно в краткосрочном периоде, поскольку в течение длительного периода времени, они не выступают в качестве альтернативы частному бизнесу. В ряде случаев государство должно организовывать и развивать производство в тех сферах экономики, куда частный сектор по ряду объективных причин идти не хочет. Такими причинами могут быть отсутствие свободного капитала, высокая капиталоемкость производства, неблагоприятное соотношения доходности и уровня риска и др. Примером этому служит, проведение правительством России политики, направленной на развитие инновационного сектора экономики страны, создание благоприятных условий для разработки и применения новых технологий на базе научного инновационного центра Сколково.
На основе приведенных аргументов можно сделать следующие выводы. Во-первых, с позиции неоклассиков очевидной зависимости между формой собственности и эффективной деятельностью предприятия не существует, механизмом, заставляющим компанию работать более эффективно, является конкуренция. Поскольку в условиях конкуренции частные компании становиться более успешными, чем государственные. Во-вторых, с позиции неоинституционализма частная собственность, как механизм обеспечения эффективности деятельности предприятия, является более предпочтительным, чем государственная.
Литература
1. Shleifer A., Vishny R. Politicians and Firms // Quarterly Journal of Economics, 1994, C. 995-1025.
2. Корнаи Я. Запальчивый памфлет по поводу перехода к рынку. — М.: МНИИПУ, 1990.
3. Vickers J., Yarrow G. Privatization: An Economic Analysis, Cambridge, MIT Press. 1988.
4. Barberis N., Boycko M., and Shleifer A. How Does Privatization Work? Evidence from Russia Shops, Journal of Political Economy. 1996, 104, 4, C. 764–790.
5. Kikeri S., Nellis J., and Shirley M. Privatization: Lessons from Market Economies, World Bank Research Observer, 1994.
6. Shapiro C., Willig R.: Economic Rationales for the Scope of Privatization. The Political Economy of Public Sector Reform and Privatization. – London. Westview Press, 1990.
[1] Под экономической эффективностью мы понимаем стремление компаний получить максимально возможные блага от использования имеющихся в их распоряжении ресурсов. При этом компании являются рациональными, т.е. максимизируют выгоды и минимизируют затраты.
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
Источник: scienceproblems.ru