На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Под самостоятельным промышленным предприятием понимается производственная единица обладающая производством, техническим единством, организационно администрацией.
Предприятие – самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью оставшейся у её распоряжении после уплаты налогов и других платежей.
Цель деятельности предприятия – это удовлетворение материальной потребности общества- и получение прибыли.
В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Основная цель предпринимательства – получение прибыли, но не любой ценой.
Приступая к созданию предприятия любая группа предпринимателей должна иметь перед собой четкую и ясную цель, которая должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на свою продукцию или услуги.
Намечаемый выпуск продукции или услуг должно быть обеспечено всеми материальными ресурсами.
Роль государства в экономике | Обществознание ЕГЭ 2022 | Умскул
Начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения своего капитала.
Все эти вопросы необходимо подробно отобразить в основном документе в предпринимательстве «бизнес-плане».
Важным качеством любого предпринимателя современного предприятия является способность гибко реагировать в ситуации на рынке.
Самостоятельное предприятие – это сложная организационная структура, особое внимание уделяется совершенствованию организации промышленного предприятия по трем основным направлениям:
- научная организация производства (НОП);
- научная организация труда (НОТ);
- научная организация управления (НОУ).
НОП – имеет целью создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии.
НОТ – построение здоровых, нормативных отношений в коллективе (оплата труда, улучшение организации труда, рабочего места).
НОУ – система экономических, технических и гуманитарных средств обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистему предприятия.
Что понимается под предприятием согласно действующему законодательству?
Под предприятием понимается самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица, под которым понимается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретающая и осуществляющая имущественные и личные неимущественные права, несущая обязанности и выступающая истцом и ответчиком в суде.
Предприятие как экономическое понятие представляет собой предпринимательскую производственную единицу, функционирующую в разных сферах деятельности и выступающую объектом собственности в виде обособленного имущественного комплекса.
Способы государственного регулирования экономики.
С позиции права в состав предприятия как имущественного комплекса могут входить земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция и иное имущество. В многоукладной рыночной экономике любой дееспособный собственник имущества вправе учреждать и ликвидировать предприятие. Из теории собственности также известно, что собственник имущества обладает всей совокупностью нрав, которые включают в себя право собственности, а именно: право владения, право пользования, право распоряжения. Передавая эти правомочия (полностью или частично) трудовому коллективу или администрации предприятия, собственник как распорядитель имущества сохраняет свои обязательственные права по отношению к предприятию.
На какие виды делятся предприятия по цели и характеру деятельности?
По цели и характеру деятельности предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие. Деятельность преобладающего большинства предприятий имеет коммерческий характер с получением прибыли. К некоммерческим принадлежат в большинстве случаев благотворительные, образовательные, медицинские, научные и другие организации непроизводственной сферы народного хозяйства.
На какие виды делятся предприятия по форме собственности принадлежащего им имущества?
По форме собственности принадлежащего им имущества предприятия делятся на частные, коллективные, коммунальные и государственные.
Частными являются предприятия, принадлежащие отдельным гражданам на правах частной собственности и с правом найма рабочей силы. К этому виду относят и те индивидуальные и семейные предприятия, которые базируются также на частной собственности, но только на личном труде (труде членов семьи).
Коллективным называют предприятие, которое базируется на собственности его трудового коллектива, а также на собственности кооператива, другого уставного общества или общественной организации. Коммунальным – предприятие, основанное на базе собственности соответствующей территориальной общины. Государственными являются предприятия, основанные на государственной собственности.
К государственным принадлежат также так называемые казенные предприятия, т.е. предприятия, не подлежащие приватизации. Решение о придании государственному предприятию статуса казенного принимает Кабинет Министров Украины, руководствуясь каким-либо одним из таких условий:
- предприятие осуществляет производственную или другую деятельность, которую в соответствии с действующим законодательством может выполнять только государственное предприятие;
- главным потребителем продукции предприятия (более 50 %) является государство; в) предприятие является субъектом природных монополий.
На какие виды делятся предприятия по национальной принадлежности капитала?
По национальной принадлежности капитала принято различать предприятия (фирмы):
- национальные – капитал принадлежит предпринимателям своей страны;
- зарубежные (иностранные) – капитал является собственностью иностранных предпринимателей (фирм) полностью или в той части, которая обеспечивает им необходимый контроль; такие предприятия создаются в форме филиалов или дочерних фирм и регистрируются в стране местонахождения;
- смешанные – капитал принадлежит предпринимателям (фирмам) двух или нескольких стран, их регистрация осуществляется в стране одного из учредителей такого предприятия; если целью создания смешанного предприятия является совместная предпринимательская деятельность, то его называют совместным.
На какие виды делятся предприятия по правовому статусу и форме хозяйствования?
Наиболее важной является классификация предприятий (фирм) по правовому статусу и форме хозяйствования. Единоличное предприятие является собственностью одного лица или семьи; оно несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом (капиталом). Такое предприятие может быть зарегистрировано как самостоятельное или как филиал другого предприятия (другой фирмы). Форму единоличных предприятий имеют преимущественно фирмы, небольшие по численности работников.
Кооперативные предприятия (кооперативы) – добровольные объединения граждан с целью совместного ведения хозяйственной или другой деятельности. Характерным их признаком является личное участие каждого в совместной деятельности, использовании собственного или арендованного имущества. В экономике Украины функционируют два основных типа кооперативов: производственные и потребительские. В перспективе можно ожидать большого распространения кооперативов также и в других сферах деятельности – научной, финансовой, страховой и т.п.
В государственном секторе экономики одной из форм предпринимательства являются арендные предприятия. Аренда состоит во временном (на договорной основе) владении и пользовании имуществом, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской деятельности. Объектами аренды могут быть целостные имущественные комплексы государственных предприятий или их структурных подразделений (филиалов, цехов, участков), а также отдельные единицы имущества.
Выделяемые по этому признаку хозяйственные общества являются объединениями предпринимателей. В большинстве стран с рыночной экономикой такие общества в зависимости от характера интеграции (лиц или капитала) и меры ответственности по обязательствам (полная или частичная) делятся на полные, с ограниченной ответственностью, коммандитные и акционерные.
Полное общество (общество с полной ответственностью) – общество, все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом. Обществом с ограниченной ответственностью считается такое, которое имеет уставный фонд, разделенный на части; размер их определяется учредительными документами. Участники этого общества несут ответственность в пределах их взноса. Коммандитным является общество, которое, наряду с членами с полной ответственностью, включает одного и больше участников, ответственность которых ограничивается личным взносом в имущество такого общества.
Наиболее развитой формой хозяйственных обществ является акционерное общество. Главным атрибутом общества служит акция – ценная бумага без установленного срока обращения, которая свидетельствует о долевом участии акционера в уставном фонде общества; подтверждает членство в нем и право на получение части прибыли в виде дивиденда и на участие в распределении имущества при ликвидации общества.
Какие существуют разновидности добровольных объединений предприятий?
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт хозяйствования в условиях рыночной экономики, предприятия и другие первичные субъекты хозяйствования могут создавать разные по принципам и целям добровольные объединения:
- ассоциации;
- корпорации;
- консорциумы;
- концерны;
- картели;
- синдикаты;
- тресты;
- холдинги;
- финансовые группы.
Теперь основными формами добровольных объединений предприятий (фирм, организаций) все больше становятся концерны, корпорации и финансовые (промышленно-финансовые) группы.
Что такое ассоциация?
Ассоциации – это самая простая форма договорного объединения предприятий (фирм, компаний, организаций) с целью постоянной координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников (членов).
Что такое корпорация?
Корпорации – это договорные объединения субъектов хозяйствования на основе интеграции их научно-технических, производственных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий для централизованного регулирования деятельности каждого из участников.
Что такое консорциумы?
Консорциумы – это временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижений общей цели (например, осуществления совместного крупного хозяйственного проекта). Участниками консорциума могут быть государственные и частные фирмы, а также отдельные страны (например Международный консорциум спутниковой связи).
Что такое концерн?
Концерны – это форма уставных объединений предприятий (фирм), которая характеризуется единством собственности и контроля; объединение происходит чаще всего по принципу диверсификации, когда один концерн интегрирует предприятия (фирмы) разных отраслей экономики (промышленность, транспорт, торговля, научные организации, банки, страховое дело). После создания концерна субъекты хозяйствования теряют свою самостоятельность, подчиняясь мощным финансовым структурам. В современных условиях значительно расширяется сеть международных концернов.
Что такое картель?
Картели – это договорные объединения предприятий (фирм) преимущественно одной отрасли для осуществления совместной коммерческой деятельности – регулирование сбыта изготовленной продукции.
Что такое синдикат?
Синдикат – это организационная форма существования разновидности картельного соглашения, предусматривающего реализацию продукции участников через создаваемый совместный сбытовой орган или сбытовую сеть одного из участников объединения. Таким же образом может быть организована закупка сырья для всех участников синдиката. Эта форма объединения предприятий присуща отраслям с массовым производством однородной продукции.
Что такое трест?
Трест – это монополистическое объединение предприятий, ранее принадлежавших различным предпринимателям, в единый производственно-хозяйственный комплекс. При этом предприятия полностью теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, поскольку интегрируются все направления их деятельности.
Что такое финансовые группы?
Финансовые группы – объединения юридически и экономически самостоятельных предприятий (фирм) разных отраслей народного хозяйства. В отличие от концерна во главе финансовых групп становятся один или два банка, которые распоряжаются капиталом предприятий (фирм, компаний), входящих в состав финансовых групп, координируют все сферы их деятельности.
Цeнтpaльным звeнoм инвecтициoннoй пoлитики в cиcтeмe peгиoнaльнoй экoнoмики являeтcя пoддepжкa и cтимyлиpoвaниe coздaния нoвыx фopм accoцииpoвaннoгo пpeдпpинимaтeльcтвa – финaнcoвo-пpoмышлeнныx cтpyктyp, пoзвoляющиx в paмкax eдинoй opгaнизaциoннo-пpaвoвoй фopмы oбъeдинять пocтaвщикoв и пoтpeбитeлeй пpoдyкции.
Пpaктикa пoдтвepждaeт, чтo мoжнo гoвopить oб oпpeдeлeнныx инвecтициoнныx пpeимyщecтвax финaнcoвo-пpoмышлeнныx гpyпп (ФПГ), которые пpeдycмaтpивaют oпpeдeлeнныe льгoты и фopмы гocyдapcтвeннoй пoддepжки), a тaкжe o дoпoлнитeльныx иcтoчникax pecypcнoгo oбecпeчeния инвecтициoнныx пpoгpaмм ФПГ, кoтopыe пoявляютcя зa cчeт интeнcификaции иcпoльзoвaния нaличнoгo экoнoмичecкoгo пoтeнциaлa. Жeлaниe пoлyчить инвecтиции – ocнoвнaя цeль coздaния бoльшинcтвa peгиcтpиpyeмыx ФПГ. Учacтники ФПГ coxpaняют caмocтoятeльнocть в вoпpocax пpинятия peшeний и вoпpocax coбcтвeннocти, a пpeимyщecтвo интeгpaции зaключaeтcя пpeждe вceгo в вoзмoжнocти бoлee эффeктивнoгo pacпpeдeлeния oгpaничeнныx финaнcoвыx pecypcoв. Увeличeниe oтдaчи гpyппы oт имeющиxcя в ee pacпopяжeнии пpoизвoдcтвeнныx фoндoв пpoиcxoдит глaвным oбpaзoм зa cчeт:
- экoнoмии нa издepжкax зa cчeт кooпepaции в cнaбжeнчecкo-cбытoвoй и мapкeтингoвoй дeятeльнocти, cнижeния пoтpeбнocти в oбopoтныx cpeдcтвax;
- пoвышeния тeкyщeй кoнкypeнтocпocoбнocти в cвязи c yкpeплeниeм пapтнepcкиx oтнoшeний мeждy тexнoлoгичecки cвязaнными пpeдпpиятиями. Здecь cyщecтвeннo yлyчшeниe pитмичнocти пpoизвoдcтвa кaк фaктopa, pacшиpяющeгo вoзмoжнocти cбытa пpoдyкции нa внyтpeннeм и внeшнeм pынкax.
Источник: topknowledge.ru
Тест по обществознанию Роль государства в экономике 8 класс
Тест по обществознанию Роль государства в экономике для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.
1. Органы государственной власти в структуре экономики выполняют функции
1) производства
2) распределения
3) обмена
4) потребления
2. Верны ли следующие суждения о государственном долге?
А. К способам решения проблемы государственного долга можно отнести сокращение бюджетных расходов.
Б. К способам решения проблемы государственного долга можно отнести одалживание денег у иностранных государств.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Ситуация, при которой необходимые расходы государства оказываются больше возможных доходов, называется
1) профицитом бюджета
2) дефицитом бюджета
3) инфляцией
4) конкуренцией
4. Ситуация, при которой доходы государственного бюджета меньше предполагаемых расходов, называется
1) положительным сальдо
2) профицитом бюджета
3) дефицитом бюджета
4) сбалансированным бюджетом
5. В бюджетную систему Российской Федерации не входят(-ит)
1) федеральный бюджет РФ
2) бюджеты субъектов РФ
3) бюджеты муниципальных образований
4) бюджеты акционерных предприятий
6. Государственный бюджет Российской Федерации принимается
1) Президентом РФ
2) Правительством РФ
3) Федеральным Собранием РФ
4) министром финансов
7. Какой налог из перечисленных относится к косвенным налогам?
1) подоходный налог
2) налог на прибыль
3) транспортный налог
4) налог на добавленную стоимость
8. Верны ли следующие суждения о воздействии государства на экономику?
А. Государство воздействует на экономические отношения с помощью налогообложения.
В. Государство воздействует на экономические отношения через кредитно-денежную систему.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Государство воздействует на экономические отношения с помощью
1) правового регулирования
2) налогообложения
3) кредитно-денежной системы
4) всего вышеперечисленного
10. Какой налог из перечисленных относится к прямым налогам?
1) таможенная пошлина
2) налог на добавленную стоимость
3) подоходный налог
4) экологический налог
1. Найдите в приведённом списке методы прямого регулирования государством экономической сферы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) налогообложение
2) принятие законов
3) расширение государственных заказов
4) бюджетная политика
5) развитие государственного сектора
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «ценные бумаги».
Акции, облигации, деньги, вексель, приватизационный чек.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется __________ политикой.
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«К важнейшим экономическим функциям государства как основного института политической системы общества относятся:
1) формирование эффективной экономической __________(1) государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
2) регулирование кредитно-денежной системы страны;
3) развитие и защита механизма __________(2) и предотвращение негативных последствий __________(3);
4) защита и охрана всех видов __________(4);
5) регулирование в стране __________(5);
6) охрана интересов __________(6) и контроль за качеством товаров и услуг;
7) контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику и т.д.».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) монополизм
Б) конкуренция
В) политика
Г) собственность
Д) трудовые отношения
Е) потребитель
Ж) предприниматель
1. Прочитайте отрывок из статьи С. Миронова «Государство не ночной сторож» и выполните задания.
В январе 2004 года Дж. Буш объявил, что в 2015-2020 годах США намерены построить постоянную базу на Луне и совершить пилотируемый полёт на Марс. Это вызвало массу самых разнообразных комментариев из области науки, техники и политики. Но одна очень важная сторона дела осталась в тени. Американцы планируют свою космическую программу как минимум на 16 лет вперёд.
А значит, планируют и технологическое развитие, и освоение его результатов в производстве, и выделение финансирования.
Если судить о зарубежной экономике только по нашим СМИ, то такой поворот темы выглядит неожиданным. Потому что с начала 90-х годов и по сей день проводится мысль, будто государственное регулирование, тем более планирование, — синоним отсталости, а передовые страны давно отказались от этого пережитка и успешно развиваются благодаря чудесным свойствам свободного рынка.
На самом деле «невидимая рука» рынка не в состоянии заменить собой активную промышленную политику государства. Мировая практика подтверждает эту истину тысячами разнообразных способов. Ни прорывы в космос, ни опережающее развитие перспективных высокотехнологичных отраслей, ни структурные сдвиги в экономике какой-либо страны не могли быть реализованы без той или иной формы государственной поддержки, государственного регулирования, заинтересованного участия государства .
…Ещё более широкие масштабы [чем в США] имеет государственное регулирование в странах Западной Европы и в Японии. Здесь доля государства в экономике достигает 50-60 процентов. А Франция, скажем, дала миру классический пример успешного решения экономических и социальных проблем на основе общенациональных индикативных планов, которые не подавляют бизнес, а создают для него заинтересованность в решении приоритетных для страны задач. Китай — ещё одно подтверждение того, что в современном мире мощнейший государственный сектор и долгосрочное планирование вполне способны быть не помехой, а залогом успешного экономического развития.
1) Напишите фамилию автора афоризма о «невидимой руке рынка» и дайте определение связанной с ним экономической теории.
2) В 90-е годы в России государство отказалось от советской практики пятилетнего планирования экономики и перешло на утверждение бюджета на один год. Но в 2007 году Государственная Дума утвердила трёхлетний бюджет государства, тем самым пытаясь планировать развитие экономики на более длительный период. Является ли это отказом от рыночной экономики и переходом к командно-административной системе? Используя текст и свои знания общественной жизни, напишите не менее двух положений в защиту своей точки зрения.
2. Приведите названия не менее трёх государств, в которых за последние двадцать лет произошел переход от централизованной экономики к рыночной, и напишите не менее двух причин столь резкого изменения экономической системы.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных
аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и
собственный жизненный опыт.
1. «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» (И. Этвеш).
2. «Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном» (Ф. Ларошфуко).
3. «Когда в Поднебесной много запретов, народ беднеет» (Лао-цзы).
Ответы на тест обществознанию Роль государства в экономике
Часть 1
1-2, 2-1, 3-2, 4-3, 5-4, 6-3, 7-4, 8-3, 9-4, 10-3
Часть 2
1. 134
2. деньги
3. бюджетно-налоговой
4. ВБАГДЕ
Источник: testschool.ru
Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики
На современном рынке государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений.
В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутренних и внешних рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии решить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены элементы сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.[1]
Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим как о роли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
определить понятие государственного предпринимательства;
раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны;
изучить функции и значение государственного предпринимательства;
рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.
1. Понятие, сущность государственного предпринимательства
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства.
Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.
В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-комерческих операциях.
Государственное предпринимательство не является самым эффективным, оно менее эффективно, чем частное. Поэтому для мировой практики характерно, что непосредственной хозяйственной деятельностью государство занимается в тех условиях, когда она не выгодна для частников или они не в состоянии её выполнять.
В развитой рыночной экономике государственное предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций выполняет следующие функции:[2]
Определяющей функцией в развитой экономике является, общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретных потребителей. Причём предпринимательская деятельность осуществляется её субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступает объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие государственного предпринимательства – одно из определяющих условий общеэкономического роста, увеличение объёмов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как появление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.
Важнейшей функцией государственного предпринимательства является — ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причём под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства.
Разумеется в первую очередь это трудовые ресурсы , земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если нововведения в той сфере деятельности, в которой он создаёт собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Предприниматели заинтересованы в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека.Предпринимательству как новому, типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна инновационная функция связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
Важная функция предпринимательства – организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы.Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектах предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все больше значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: [3]
обеспечение необходимых темпов роста,
сглаживание циклических колебаний,
стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.
Но не только это, государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции — до 1/4, Италии и Великобритании — до 1/3, в Австрии и Франции — свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.[4]Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также:[5]
предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,
помощь жизненно важным науки и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,
проведение региональной политики, создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
увеличение числа рабочих мест,
охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
строительство очистных сооружений,
развитие фундаментальных научных исследований,
производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить персоналов и повысить заработную плату и т.д.).
Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит.
Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.
Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.
Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.
Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должныразрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:[6]
Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно полезным трудом.
Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.
Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства, основные из них могут быть обозначены.[7]
а) определить оптимальные рамки государственного предпринимательства. Опыт стран как развитых, так и развивающихся показывает, что частное предпринимательство должно быть дополнено государственным предпринимательством. Причем чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем выше роль государства как участника хозяйственной деятельности, призванного способствовать решению важнейших экономических проблем в общенациональном масштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальной экономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захвата иностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, путем включения их в состав государственного или государственно-частного сектора.
б) провести реорганизацию управления государственной собственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России (который должен на деле стать главным органом по управлению госимуществом за исключением государственных унитарных предприятий) и отраслевыми министерствами (ведомствами и другими уполномоченными государством, в т.ч. по договору, органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями;
в) установить общественный контроль над эффективным расходованием государственных средств, а также использованием государственного имущества;
г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.
д) разработать единый реестр государственной собственности, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;
е) ввести обязательный аудит государственной собственности;
и) упорядочить механизм управления государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление, на основе учета особенностей управления в коммерческих и некоммерческих государственных секторах экономики;
к) четко разделить все акционерные общества с государственным участием на две группы:
Акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно реализовать в ближайшее время (в течение года) путем его продажи. В этом случае усилия государственных органов должны быть направлены на поиск институционального инвестора и рост курсовой стоимости акций. В ряде случаев целесообразно пойти на предпродажную санацию акционерных обществ, так как если общество находится на грани банкротства, трудно рассчитывать на продажу его акций по высокой цене. Проведение же санационных мероприятий позволит продать акции по более высокой курсовой стоимости. Во избежание переполнения фондового рынка вторичная эмиссия акций в указанных акционерных обществах не должна осуществляться до продажи государственного пакета;
Акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно сохранить в течение относительно длительного времени. Основная цель государственных органов в этом случае состоит в обеспечении устойчивой работы обществ, получения существенных дивидендов на акции при условии направления необходимой части прибыли на развитие и модернизацию производства, поддержания стабильной, умеренно растущей курсовой стоимости акций. Важным моментом является недопущение нежелательного захвата контроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров. Для этого представитель государства должен отслеживать основные сделки с акциями акционерного общества. Представителю государства (в случаях, когда государство имеет менее 50 процентов акций) целесообразно объединиться для солидарного голосования по принципиальным для акционерного общества вопросам с каким-либо влиятельным акционером (группой акционеров), интерес которого (которых) в значительной степени совпадает с интересом государства. В отдельных случаях, как нам представляется, представители государства должны ставить вопрос об увеличении государственной доли в уставном капитале для сохранения контроля над обществом, имеющим, важное, значение для экономики России;
л) шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом акций у государства в доверительное управление непосредственному руководству АО, назначенному по контракту после победы на конкурсе предпринимательских проектов
м) развивать новые модели предпринимательской деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание государственно-частных холдинговых компаний, для управления деятельностью технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.);
н) введение на макро-уровне системы индикативного (договорного) планирования с установлением ряда обязательных показателей для государственных предприятий;
Источник: kazedu.com