Основными данными, которые описывает характеристика с работы, являются:
- рабочие успехи, профессиональные знания и навыки, поощрения или взыскания;
- социальные характеристики человека;
- деловые и моральные качества работника.
В целом можно использовать общую структуру, которой должна соответствовать характеристика на работника с места работы. Образец (или схема) выглядит следующим образом:
- название организации, дата составления, исходящий номер документа (если характеристика составляется не на фирменном бланке);
- Ф.И.О. работника, дата рождения, должность;
- образование и этапы профессиональной деятельности сотрудника;
- всевозможные награды, наказания;
- квалифицированность, соответствие должности;
- личностные качества работника;
- цель или направление, куда готовится характеристика;
- подпись ответственного за составление характеристики лица и руководителя, круглая печать.
Нужно помнить, что существует несколько потенциальных структур, которыми могут быть запрошены характеристики с места работы. Формы, образцы такого документа лучше подготовить в нескольких вариантах, в зависимости от предполагаемого запроса – для правоохранительных органов, для учебного заведения, для банковских структур, для увольнения и т. д.
ООО и ИП. Характеристики ООО и ИП. Рекомендации
Уровень квалификации работника
О квалифицированности служащего, оценке его профессиональной пригодности в характеризующем документе нужно описать:
- все уровни образования (с указанием специальности и периода обучения);
- повышение квалификации;
- самообразование, участие в тренингах, обучающих программах;
- публикации и участие в научных конференциях;
- продвижения по службе и функциональные обязанности;
- внедрение нового на рабочем месте.
Деловые качества
Деловые качества – это характеристики личности, которые помогают успешно справляться с трудовой деятельностью. Их также нужно учитывать, когда составляется характеристика на работника с места работы. Образец документа может включать такие пункты:
- ответственность;
- пунктуальность;
- инициативность;
- заинтересованность;
- ориентация на результат;
- целеустремленность;
- готовность идти на риск;
- стремление к совершенствованию своих навыков;
- организаторские способности;
- уровень самоорганизации;
- мотивация.
Социальные данные о сотруднике
Социальные сведения – это данные, которые напрямую не связаны с рабочим процессом, но так или иначе могут влиять на выполнение трудовых функций человеком. К примеру, наличие детей у женщины может влиять на ее периодическое отсутствие из-за их болезней, на длину отпуска или социальные выплаты. В зависимости от цели такие данные часто входят в составление характеристики с места работы.
Образец в таких случаях должен включать данные о возможной инвалидности работника и связанных с этим противопоказаниях, семейном статусе и наличии несовершеннолетних детей, наличии нетрудоспособных близких родственников и опеки над ними, материальном положении и наличии дополнительных мест работы.
Психологические характеристики работника
В образец и пример написания характеристики с места работы можно включить индивидуально-психологические данные о сотруднике. Это позволит составить более полное представление о человеке. К таким данным относятся:
- ценностные ориентации и моральные качества;
- лидерские задатки;
- особенности мышления;
- нервно-психическая регуляция (уравновешенность, стойкость к внешним раздражителям, выдержка или стрессоустойчивость);
- характер общения с людьми (коммуникабельность, тактичность, доброжелательность, умение работать в команде);
- способ действия в конфликтных ситуациях.
Пример документа
Информация об оформлении документа представлена на основе законодательства и нормативных актов РФ, действующих в 2017 году
Источник: Екатерина Железняк, fb.ru
Источник: www.e-xecutive.ru
9 ключевых этапов составления правильной характеристики на работника
Характеристика на работника — это официально оформленный документ, в котором дается оценка профессиональным и личным качествам работника, описывается трудовой путь и общественная деятельность сотрудника. Характеристика может быть составлена по просьбе самого сотрудника или по запросу внешних источников. Итак, как правильно написать характеристику на работника?
Виды производственных характеристик
Невзирая на то, что характеристика на работника является документом, составляющимся на бланке, имеющим свой порядковый номер и в обязательном порядке заверяющимся печатью, в нормативно-законодательных актах нет строгих требований к его составлению.
Единственное, чем можно руководствоваться при написании характеристики — ГОСТ Р 6.30-2003, где прописаны общие правила оформления и заполнения рабочей документации.
Что такое положительная характеристика с места работы и как ее правильно оформить, вы можете узнать в статье по ссылке.
Характеристики на работников делятся на два основных типа:
- Внешние — составляется по запросам сторонних (относительно работодателя) организаций. Поскольку в документе указываются персональные данные, разглашение которых запрещено Законом, у сотрудника необходимо взять письменное разрешение на предоставление сведений о нем.
Характеристику могут затребовать с нового места работы сотрудника, судебно-исполнительные органы, при его поступлении в учебное заведение, при применении к работнику различных государственных мер (наказания, награждения) и в иных случаях.
Характеристика для награждения почетной грамотой: пример и пошаговая инструкция по написанию – в статье по ссылке.
- Внутренние — нужны для использования в пределах предприятия, где работает сотрудник. Как правило, документ составляется в случаях повышения работника, награждения или наложения на него дисциплинарного взыскания.
Как правильно написать характеристику на работника: образец и пошаговая инструкция
В документе, именуемом производственной характеристикой работника, проводится оценка конкретного гражданина как специалиста, профессионала, а также — учитываются его личные и деловые качества.
Текст характеристики писать необходимо от третьего лица в прошедшем или настоящем времени (работал, имеет, окончил и так далее). Оформляется документ на листах А4 формата и на нем ставятся подписи заверяющих (чаще всего — руководителей подразделения или кадровой службы и директора предприятия).
Как правильно сшивать документы? Ответ содержится в нашей новой статье по ссылке.
Состоит характеристика из нескольких пунктов:
1. «Шапка», заголовок. Здесь указываются :
- название документа крупными буквами;
- наименование организации;
- порядковый номер характеристики;
- ФИО и должность сотрудника.
2. Анкетные данные работника (оформляются в виде первого абзаца):
- ФИО сотрудника (можно сокращенно) и дата его рождения;
- сведения о полученном ранее образовании, специальности, звании, ученой степени.
Что лучше и выгоднее открыть: ИП или ООО? Ответ содержится в этой статье.
3. Данные о трудовой деятельности и карьере сотрудника:
- дата начала работы на предприятии, могут быть указаны и сроки работы в других организациях;
- краткая информация о карьере — когда, куда и на какие должности переводился;
- получение дополнительного образования, повышение квалификации, самостоятельно выполненные работы, ключевые проекты;
- характеристики результатов трудовой деятельности — самые значимые результаты.
Что такое первичная документация в бухгалтерии, как ее правильно вести и хранить, вы можете прочесть тут.
4. Имеются ли взыскания и награды — в пункте следует писать все достижения работника (получение грамот, достижение званий, собственные разработки сотрудника и так далее).
5. Оценка личных и профессиональных качеств сотрудника.
В этом пункте перечисляются психологические и коммуникативные навыки, уровень его знаний, профессионализм в определенной области.
6. Далее указывается цель выдачи характеристики. Как правило, она формулируется как «для предъявления по требованию».
7. Характеристика заверяется подписями руководящего состава (достаточно подписи одного директора или руководителя подразделения, отдела) и руководителем службы персонала.
8. Дата выдачи документа ставится слева внизу, подписи заверяются печатью.
9. Один экземпляр характеристики передается сотруднику или третьим лицам (если это письменно разрешено сотрудником), а второй (копия) остается в организации.
Как правильно рассчитать рентабельность предприятия? Инструкция с примерами содержится здесь.
Образец характеристики на работника:
В характеристике на работника должны содержаться исключительно достоверные сведения, а оценка его личных, профессиональных и иных качеств должна быть объективной и беспристрастной.
Как правильно написать характеристику и какие бывают виды рекомендательных писем, вы можете узнать в следующем видео:
Источник: fbm.ru
Как составить характеристику на работника и не нарушить закон
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
- его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
- все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!
Рекомендовано для вас
Отправка документов работнику почтой
Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.
Светлана Зимина
консультант по кадровому делу и трудовому праву
Отслеживаем неисполненные поручения уволенного исполнителя
Как действовать службе персонала при выработке мер по укреплению дисциплины труда и привлечению работников к ответственности? Какие методы помогут обезопасить от нарушений установленного законом порядка, обеспечат соблюдение принципов справедливости и законности при наложении дисциплинарных взысканий? В статье отвечаем на эти вопросы, говорим о создании системы, которая (при ее налаженной работе) поможет упорядочить процесс привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности, унифицировать связанный с этим документооборот, а также поспособствует своевременному выявлению причин нарушений трудовой дисциплины и их устранению. Даем понятный алгоритм наложения дисциплинарного взыскания, образцы приказов о создании (постоянной и разовой, на событие) дисциплинарной комиссии, а также 3 образца оформления протоколов заседаний дисциплинарных комиссий (для разных стадий процесса ее работы), которыми вы сможете воспользоваться на практике.
Надежда Сенаторова
начальник отдела юридического и кадрового сопровождения ЗАО «КИА Системы»
Увольнение по электронному заявлению: что учитывает суд
Переход на электронный кадровый документооборот неизбежно привел к росту числа трудовых споров, связанных с использованием электронных документов при оформлении трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Работодателям полезно изучать дела, в которых суды рассматривали различные аргументы сторон и делали свои значимые для практики выводы.
Наталья Храмцовская
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании «ЭОС», эксперт ИСО
Показать больше
Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени
Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.
Екатерина Краецкая
юрист компании «Лексфорт», UBL Group
Новая форма сведений о трудовой деятельности (СТД-Р) с 2023 года
C 2023 года действует множество обновленных кадровых форм, в том числе СТД-Р. Для начала напомним, кому и когда выдается СТД-Р (в т.ч. приведем образец заявления работника о выдаче ему сведений о трудовой деятельности). Далее расскажем, какие значимые изменения произошли, и выделим спорные вопросы (с рекомендациями по их разрешению). В завершение приведем образец заполнения новой формы СТД-Р, который можно использовать для выдачи работнику в день увольнения.
Александр Айдаев
юрист ООО «Юридическая помощь»
Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы
С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.
Светлана Зимина
консультант по кадровому делу и трудовому праву
Правила исчисления сроков, связанных с увольнением
В прошлых номерах журнала мы изучили общие правила исчисления сроков в трудовом праве, а также сроки исковой давности по трудовым спорам. Теперь проанализируем сроки, связанные с увольнением работника. Ведь вопросы расторжения трудовых договоров в случае конфликта чаще всего доходят до суда, который рассматривает действия работодателя и работника под микроскопом. В частности, разъясним правила о двухнедельном сроке предупреждения об увольнении, сроке уведомления о сокращении; расскажем о тонкостях прекращения срочного трудового договора и сроке окончательного расчета с сотрудником, а также что грозит в случае задержки платежей.
Источник: delo-press.ru