Упрощенная система налогообложения (УСН) — это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса.
Для применения УСН необходимо выполнение определенных условий:
— менее 100 сотрудников;
— доход менее 60 млн. руб.;
— остаточная стоимость менее 100 млн. руб.
Отдельные условия для организаций:
— Доля участия в ней других организаций не может превышать 25%;
— Запрет применения УСН для организаций, у которых есть филиалы, и (или) представительства;
— Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 45 млн. рублей (ст. 346.12 НК РФ).
В рамках УСН можно выбрать объект налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Сменить объект налогообложения возможно только со следующего года, письменно уведомив об этом налоговый орган до 31 декабря.
Для упрощённой системы налогообложения налоговые ставки зависят от выбранного предпринимателем или организацией объекта налогообложения.
При объекте налогообложения «доходы» ставка составляет 6%. Налог уплачивается с суммы доходов. Какое-либо снижение этой ставки не предусматривается. При расчёте платежа за 1 квартал берутся доходы за квартал, за полугодие — доходы за полугодие и т. д.
Если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», ставка составляет 15%. В этом случае для расчёта налога берётся доход, уменьшенный на величину расхода. При этом региональными законами могут устанавливаться дифференцированные ставки налога по УСН в пределах от 5 до 15 процентов. Пониженная ставка может распространяться на всех налогоплательщиков, либо устанавливаться для определённых категорий.
При применении упрощённой системы налогообложения налоговая база зависит от выбранного объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов:
— Налоговой базой при УСНО с объектом «доходы» является денежное выражение всех доходов предпринимателя. С этой суммы рассчитывается налог по ставке 6%.
— На УСН с объектом «доходы минус расходы» базой является разница доходов и расходов. Чем больше расходов, тем меньше будет размер базы и, соответственно, суммы налога.
Рассмотрим на примере структурного подразделения ОАО «РЖД»:
За налоговый период предприниматель получил доходы в размере 25 000 000 руб, а его расходы составили 24 000 000 руб.
Определяем налоговую базу:
25 000 000 руб. — 24 000 000 руб. = 1 000 000 руб.
Определяем сумму налога:
1 000 000 руб. * 15% = 150 000 руб.
Рассчитываем минимальный налог:
25 000 000 руб. * 1% = 250 000 руб.
Уплатить нужно именно эту сумму, а не сумму налога, исчисленную в общем порядке.
Элементы УСН и порядок оформления платежных документов на перечисление налога в бюджет
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.
Упрощённая система налогообложения в 2023 году #бухгалтерия #налоги #налоги2023 #усн #упрощёнка
Отчетный период- квартал, полугодие, 9 месяцев.
Налоговый период — год.
Организации уплачивают налог и авансовые платежи по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства.
Налоговая декларация предоставляется по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Льготы данным режимом налогообложения не предусмотрены.
Опоздание со сдачей отчетности влечет за собой штраф в размере от 5% до 30% суммы неуплаченного налога за каждый полный либо неполный месяц просрочки, но не менее 1000 руб.
За неуплату налога предусмотрен штраф в размере от 20% до 40% суммы неуплаченного налога.
Источник: studentopedia.ru
Элементы упрощенной системы налогообложения
Целью моей курсовой работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России по упрощенной системе налогообложения (далее УСН).
Упрощённая система налогообложения (УСН) — это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.
Такой специальный режим, как УСНО, содержит множество нюансов.
Необходимо проанализировать наиболее важные моменты и выяснить эффективно ли действует УСНО или же существуют какие-то негативные стороны при переходе на данный режим- это и является целью данной курсовой работы.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. характеристика современного состояния упрощенной системы налогообложения;
2. сравнение упрощенной системы налогообложения с общей системой налогообложения;
3. описание элементов упрощенной системы налогообложения.
Глава 1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения
Сущность УСН и отличия от общего режима налогообложения
Специальный налоговый режим – это законодательно установленный льготный порядок применения налогового механизма в целях реализации задач налоговой политики. К его характерным чертам можно отнести: разный, но обязательно льготный характер действия налогового механизма, предоставляющие определенные экономические преимущества приоритетных направлений развития экономики; налоговые механизмы, применяемые при установлении специальных налоговых режимов, имеют конкретную целевую направленность по улучшению экономического положения отдельных налогоплательщиков; цели и механизмы введения специальных режимов должны подчиняться единым требованиям проведения налоговой политики государства и т. д. В настоящее время на территории Российской Федерации, согласно законодательству, действуют 4 специальных налоговых режима, которые направлены на создание наиболее благоприятных условий для развития бизнеса. Одним из таких режимов является «упрощенная система налогообложения».
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, в отличие от ЕНВД, добровольно в соответствии с гл. 26.2. НК РФ.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий применяется наряду с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ст. 346.11 НК РФ). Вводя в действие упрощенную систему налогообложения, Правительство РФ действительно идет навстречу малому предпринимательству, уменьшая налоговое бремя и упрощая порядок уплаты налогов [11, С. 95].
Сущность УСН и ее привлекательность заключается в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.[12, С.8]
Применение УСН организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, о котором было сказано выше. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Применение УСН ИП предусматривает замену налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности). ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в соответствии с НК РФ.
Организации и ИП, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК, а также для них сохраняется действующий порядок введения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Элементы упрощенной системы налогообложения
Субъекты УСН
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в установленном порядке (ст. 346.12 НК РФ).
Малые предприятия имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором малое предприятие подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. руб. Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 346.12 НК РФ). На 2010 год он был принят равным 1,295 [14 С.233].
Некоторые предприятия и организации, даже будучи малыми, права, перейти на УСН не имеют в связи с существующими ограничениями по видам деятельности. Так не могут применить УСН следующие организации:
ü организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
ü негосударственные пенсионные фонды;
ü инвестиционные фонды;
ü профессиональные участники рынка ценных бумаг;
ü организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
ü организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
ü частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
ü организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
ü организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
ü организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
ü организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
ü организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб. Здесь учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ;
ü бюджетные учреждения;
ü иностранные организации;
Организации и ИП, переведенные на особый режим налогообложения в форме единого сельскохозяйственного налога, а также являющиеся участниками СРП, не могут быть переведены на УСН.
Вместе с тем в 2004 году определенное исключение сделано для организаций и ИП, переведенных на уплату ЕНВД. Т.о., если организация или индивидуальный предприниматель в установленном порядке были переведены на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то они могут применять и упрощенную систему налогообложения к оставшимся видам своей деятельности. При этом ограничения, которые устанавливаются к этим предприятиям по размеру дохода, численности работников, стоимости основных средств и нематериальных активов, будут определяться уже исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности. [6 С.536]
Источник: megaobuchalka.ru
Упрощённая система налогообложения: особенности применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лейман Татьяна Ивановна
Анализируется специальный налоговый режим для малого предпринимательства упрощенная система налогообложения (УСН), оценивается величина налоговых поступлений по УСН, а также дается сравнительная характеристика первоначальной упрощенной системы налогообложения (Закон № 222-ФЗ от 29.12.95) и современной, которая закреплена налоговым кодексом РФ. Делаются выводы о плюсах применения УСН для предпринимателей.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лейман Татьяна Ивановна
Исторический анализ становления и развития специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства в налоговой системе Российской Федерации
Значение и сущность упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации
Применение упрощенной системы налогообложения в 2013 году с учетом изменений законодательства
Особенности налогообложения при упрощенной системе для субъектов малого и среднего предпринимательства Российской Федерации
Правовые аспекты регулирования упрощенной системы налогообложения
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Упрощённая система налогообложения: особенности применения»
Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 26 (207).
Экономика. Вып. 28. С. 23-26.
упрощённая система налогообложения: особенности применения
Анализируется специальный налоговый режим для малого предпринимательства — упрощенная система налогообложения (УСН), оценивается величина налоговых поступлений по УСН, а также дается сравнительная характеристика первоначальной упрощенной системы налогообложения (Закон № 222-ФЗ от 29.12.95) и современной, которая закреплена налоговым кодексом РФ. Делаются выводы о плюсах применения УСН для предпринимателей.
Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, отношения налогообложения, малое предпринимательство, объект налогообложения, налоговый режим, налоговая отчетность, налоговая ставка.
Одним из решающих условий проводимых в России экономических реформ является развитие малого предпринимательства. Поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения таких задач, как содействие конкуренции, развитие цивилизованных рыночных отношений, содействие структурной перестройке экономики, привлечение личных средств населения для развития производства, создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы, формирование социального слоя собственников (среднего класса) и других.
Оптимизация отношений налогообложения в малом бизнесе — одна из важнейших проблем экономики, т. к. в условиях кризиса малый бизнес может быстрее отреагировать на изменение потребительских запросов населения и способство-
вать снижению социальной напряженности в обществе. Одним из важных факторов воздействия на развитие предпринимательства со стороны государства является льготный налоговый режим.
УСН — специальный налоговый режим, при котором в течение определенного периода времени налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги и сборы в особом порядке (ст. 18 НК РФ).
За прошедшие годы УСН стала, безусловно, «народной» системой налогообложения: число предпринимателей, добровольно перешедших на УСН, увеличилось с 692 тыс. в 2003 г. до 1602 тыс. в 2007 г.— почти трехкратный рост. Если число налогоплательщиков по УСН за 2003-2007 гг. выросло почти в 3 раза, то общая величина налоговых поступлений по УСН выросла почти в 5 раз (рисунок).
С учетом популярности и опыта применения, УСН постоянно совершенствуется — как в части
10,7 9,7 13,8 8,1 10,3
РФ ЦФО С-ЗФО ЮФО ПФО УФО
Поступление платежей по УСН, млрд р. [4]
законодательства, так и в практике применения специального режима самими предпринимателями.
За очень короткий период — вторую половину 2008 г.— был принят ряд принципиальных нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование УСН:
1. Учитывая поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 24.11.2008 № 208, налогоплательщики могут изменять объект налогообложения ежегодно.
2. Принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ, который вносит поправки в НК РФ с целью совершенствования специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.
3. С 2009 г. организациям, применяющим УСН, необходимо будет сдавать налоговую отчетность только один раз в год, в связи с отменой налоговых деклараций по итогам отчетных периодов.
4. Для организаций, применяющих УСН, существенно сокращается объем налоговой отчетности, так как на предприятиях не нужно вести налоговый и бухгалтерский учет по НДС, ЕСН, НДФЛ и налогу на имущество организации.
5. Организации, применяющие УСН, могут не вести бухгалтерский учет, кроме учета основных средств и нематериальных активов.
Также с 2011 г. перейти на упрощенную систему налогообложения могут компании, у которых доход за девять месяцев 2010 г. не превысил 45 млн р.; с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. сумма дохода, позволяющая остаться на упрощенной системе, составит 60 млн р.
Если раньше (до 01.01.2003) правовые основы введения и порядок применения упрощенной системы налогообложения регламентировались Федеральным законом от 29.12.1995 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», то с 01.01.2003 — главой 26.2 НК РФ.
Существующий в настоящее время вариант упрощенной системы налогообложения значительно отличается от действовавшего ранее, неизменным остался фактически только принцип замены исчисления уплаты совокупности налогов единым налогом, а также добровольность перехода на этот специальный режим налогообложения. Основные изменения представлены в таблице.
Возможность самостоятельно выбирать объект налогообложения является, несомненно, положительным моментом, но перед налогоплательщиком возникает вопрос: какой объект налогообложения является наиболее выгодным для его деятельности?
Сравнительная характеристика ранее действовавшей и современной упрощенной системы налогообложения
Показатель Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности (Закон № 222-ФЗ от 29.12.1995) Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ)
Возможность перехода организации на упрощенную систему налогообложения Добровольно Добровольно
Налогоплательщики Организации и индивидуальные предприниматели Организации и индивидуальные предприниматели
Предельная численность 14 человек 100 человек
Сумма допустимой валовой выручки Валовая выручка по итогам года не должна превысить 100 000 МРОТ, т. е. 10 млн р. Данный показатель с каждым годом индексируется на величину коэффициента-дефлятора
Наличие филиалов и представительств Допускается Допускается
Стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности Не оговаривается Не более 100 млн р.
Критерий вида деятельности Предусмотрено Предусмотрено
Показатель Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности (Закон № 222-ФЗ от 29.12.1995) Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ)
8. Доля непосредственного участия в организации других организаций Не более 25 % (государственные, муниципальные, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, прочие юридические лица, не являющиеся субъектами малого предпринимательства) Не более 25 % (положение распространено на все организации, кроме тех, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов)
Объекты налогообложения Совокупный доход или валовая выручка (выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти) Доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (выбор объекта налогообложения осуществляет налогоплательщик)
Налоговые ставки Объект налогообложения Ставка Объект налогообложения Ставка
валовая выручка 10 % доходы 6 %
совокупный доход 30 % доходы, уменьшенные на величину расходов 15 %
Порядок исчисления и уплаты налога Выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями ежеквартально в равных долях и засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога Налоговый период — год; отчетный период — квартал. Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 числа первого месяца, следующего за отчетным периодом. Налог по итогам года уплачивается: организациями — до 31 марта; индивидуальными предпринимателями — до 30 апреля
Порядок перехода на упрощенную систему Получение патента сроком на один год на основании заявления и ряда подтверждающих документов Упрощенный — заявительный (достаточно подать заявление)
Порядок начала применения упрощенной системы налогообложения Начиная с любого квартала, при условии подачи заявления не позднее чем за месяц до его начала Только с нового календарного года. Заявление подается с 1 октября по 30 ноября предшествовавшего года
Порядок прекращения применения упрощенной системы налогообложения По инициативе налогоплательщика — с начала нового календарного года (последний срок подачи заявления — за 15 дней до окончания текущего года); по инициативе налоговых органов — при превышении предельной численности работающих По инициативе налогоплательщика — с начала нового календарного года (последний срок подачи заявления — до 15 января текущего года); по инициативе налоговых органов — при превышении критериев отнесения предприятия к малому бизнесу
Для этого предлагается воспользоваться следующим математическим равенством:
Д х 6% = (Д — Р) X 15%;
0,06 Д = 0,15Д — 0,15Р;
Таким образом, если расходы налогоплательщика составляют более 60 % доходов, то в каче-
стве объекта налогообложения лучше выбрать доходы, уменьшенные на величину расходов. Если расходы налогоплательщика менее 60 % доходов, то более выгодно использовать в качестве объекта налогообложения доходы. Данное неравенство применимо только, если налоговая ставка по объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» составляет 15 %.
В связи с начавшимся в стране финансовым кризисом, в 2009 г. Правительство РФ внесло
антикризисные поправки в налоговый кодекс РФ. Начиная с 2009 г., применение упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», налоговая ставка установлена единой для всей страны — 15 %. Однако субъектам РФ дано право делегировать полномочия по установлению на территории региона дифференцированных налоговых ставок в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категории налогоплательщиков [3].
Все внесенные в законодательные акты поправки положительно отражаются на деятельности малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, положительными сторонами для предпринимателей от применения УСН являются:
1. Упрощение системы налогового администрирования:
1.1. Сокращение количества уплачиваемых налогов.
Происходит уплата единого налога вместо четырех налогов, которые доставляют предпринимателям немало проблем и сложностей (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость).
1.2. Упрощение организации и ведения учета.
Организации, перешедшие на упрощенную
систему налогообложения, освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет (за исключением учета основных средств и нематериальных активов) (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Появляется возможность не разрабатывать учетную политику организации для целей бухгалтерского учета. Ведение налогового учета заменяется ведением книги доходов и расходов, которую должны заполнять организации, перешедшие на УСН.
1.3. Упрощение процедуры заполнения налоговой декларации.
1.4. Возможность прогнозировать и планировать налоговую нагрузку за счет вариативности объекта налогообложения и добровольного характера выбора самой упрощенной системы налогообложения.
1.5. Налоговая отчетность предоставляется реже — не ежеквартально, а только один раз в год — по итогам налогового периода.
1.6. Сокращение количества налоговых проверок.
1.7. Подготовка к налоговым проверкам становится менее затратным мероприятием.
1.8. Сокращение документооборота.
1.9. Появление возможности применения кассового метода учета доходов и расходов.
2. Снижение налоговой нагрузки.
В подавляющем большинстве случаев сумма налога по УСН оказывается меньше тех налогов, которые пришлось бы платить налогоплательщику, если бы он работал по обычной системе налогообложения.
Актуальность применения УСН особенно усиливается в период кризиса. Действительно, в ситуации массовых сокращений работников и падения оборотов предприятий, налоговые льготы от применения УСН могут стать той «подушкой безопасности», которая сохранит социальную стабильность и обеспечит рабочими местами высвобождающийся персонал.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» : федерал. закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ.
3. Учет. Налоги. Право. 2010. № 1-2.
4. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ [Электронный ресурс]. URL: www. tpprf.ru
Источник: cyberleninka.ru