Причины закрытия ИП
- если владелец бизнеса погибает, а его наследники не планируют продолжать заниматься данной сферой занятости;
- если собственник был определен как банкрот;
- если деятельность ИП была приостановлена в результате вынесенного судебного решения;
- если ИП является иностранным гражданином, и у него завершился срок разрешения ведения деятельности в России, и он не желает его продлевать.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что закрытие ИП может быть добровольным и принудительным. В первом случае решение принимается самостоятельно собственником предприятия, а вот во втором – решение выносится правоохранительными и судебными органами из-за нарушений текущего законодательства.
Что необходимо для закрытия ИП
Если вы решили закрыть ИП, то в первую очередь необходимо вспомнить, какая налоговая служба проводила регистрацию. Именно она и будет заниматься ликвидацией вашей деятельности. Кроме того, не стоит забывать уточнить информацию о платежных реквизитах, ведь они понадобятся для оплаты госпошлины на закрытие ИП. В настоящее время госпошлина составляет 160 рублей.
Кроме того, перед ликвидацией ИП необходимо будет выполнить определенный алгоритм действий, а именно:
- избавится от задолженностей по налоговым отчислениям, страховым взносам и недоплатам;
- рассчитаться со всеми наемными работниками, которые работали в вашей фирме;
- подготовить финансовую отчетность, причем при необходимости и за неполный отчетный период;
- закрыть расчетный счет предприятия в банке;
- снять предприятие с учета в фонде социального страхования;
- снять с учета все кассовые аппараты и печати.
Документы для закрытия ИП
Ликвидировать ИП можно двумя путями: самостоятельно и при поддержке юристов и адвокатов. Эту процедуру нельзя назвать особенно сложной, и потому пользователи могут справиться с ней без особых сложностей, не привлекая к участию в процессе дорогостоящих адвокатов.
Одним из самых ответственных этапов при закрытии ИП является сбор необходимой документации. Чтобы выполнить поставленные задачи, необходимо будет собрать и предоставить в налоговый орган следующие документы:
- заявление на завершение деятельности в качестве ИП по форме Р26001. Причем заявление должно быть заполнено с учетом всех законодательных предписаний и норм;
- личные документы владельца бизнеса, а именно ксерокопии паспорта и ИНН, а также свидетельство ОГРНИП, выданное при регистрации ИП;
- выписка из ЕГРП, в которой будут находиться сведения о вашем бизнесе с указанием вида и типа вашей деятельности по ОКВЭД;
- подтверждающая документация из ПФ РФ, которая подтвердит отсутствие любых задолженностей;
- квитанция на уплату госпошлины в размере 160 рублей.
При этом стоит отметить, что собирать все вышеперечисленные документы необходимо исключительно после того, как произведено снятие с учета в ФСС.
Мой бизнес прогорел, хочу закрыть ИП
Как закрыть ИП правильно?
Если вы намерены ликвидировать ИП, то необходимо проявить максимальное внимание и выдержку, и тщательно соблюдать все государственные нормы и предписания. Малейшее отклонение от установленной государственной процедуры приведет к появлению сложностей, которые существенно осложнят результат конечной деятельности.
Исходя из текущей процедуры закрытия ИП, определяют два основных этапа: подготовительный и основной. Разберем их более подробно.
Подготовительный этап закрытия ИП
Исходя из названия, можно сделать вывод, что данный этап является началом процедуры ликвидации и представляет собой сбор и подготовку необходимой документации. На этом этапе особое внимание стоит уделить следующим действиям:
Первый шаг. Закрываем все долговые обязательства и готовим отчетность по финансовой деятельности ИП. Изначально необходимо избавиться от задолженности по налогам и получить в ФНС соответствующее подтверждение, что никаких обязательств у вас не осталось. Сразу после этого необходимо обратится в Пенсионный Фонд и подать сведения о персонифицированном учете в отношении владельца бизнеса и всех наемных работников.
Важно! Сдача отчетности обязательна в любом случае, и никаких исключений тут не предусмотрено. Если выполнить все в четком соответствии с законодательными предписаниями, то ИП будет ликвидирован в течении 5 рабочих дней. Если же отчетность не была подана в соответствующие службы, то ФНС не сможет закрыть ваше дело.
Второй шаг. Закрываем все контракты с поставщиками и партнерами. Если вы закрываете свое дело, необходимо уведомить об этом своих партнеров, чтобы они успели подготовить все документы на закрытие всех сделок. Если же какие либо обязательства перед контрагентами у вас останутся, то возмещать их предстоит вам уже в качестве физического лица. Кроме того, контрагенты имеют полное право подать на вас в суд при наличии обязательств финансового характера. В такой ситуации отвечать вы будете своим имуществом, которое принадлежит вам по праву собственности или имеется в наличии на фирме;
Третий шаг. Закрываем все вопросы, касающиеся наемной рабочей силы, если таковая имелась на вашем предприятии. Это означает, что перед ликвидацией фирмы вам предстоит уволить всех своих сотрудников, выплатить причитающиеся им заработные платы и премии, а также перечислить последние отчисления в ПФ РФ и ФСС. Стоит отметить, что необходимо также в обязательном порядке отчитаться перед фондами, подав в них данные, заполненные в формах РСВ1, АДВ65, АДВ61.
Как ликвидировать ИП в 2023 году: пошаговая инструкция
Решение о прекращении собственного дела предпринимателям дается непросто. Однако важно соблюсти все формальности, чтобы не нарушить закон и не тратить деньги на налоги и отчисления впустую. Илья Руднев, основатель компании «Бизнес-Гарант», рассказывает в статье, с какими нюансами можно столкнуться в 2023 году при ликвидации ИП, в какой последовательности нужно действовать, чтобы сделать все правильно и приводит пошаговую инструкцию.
Фото: Лариса Руденко
Основатель компании «Бизнес-Гарант»Современные реалии сейчас таковы, что многие предприниматели, которые буквально пару лет назад с энтузиазмом брались за открытие собственного дела, сегодня вынуждены уходить от него, чтобы начать что-то новое или даже устроиться на работу для получения стабильной заработной платы. Для некоторых людей подобные решения продиктованы тем, что их бизнес, в который они вкладывали столько надежд, не оправдал себя. Кто-то же хочет получить дополнительный опыт в выбранной сфере деятельности в качестве наемного сотрудника, чтобы потом с новыми силами и знаниями вернуться к предпринимательству и по новой открыть свое предприятие.
- Нужно ли ликвидировать ИП и в каких ситуациях закрытие просто необходимо.
- Какие документы нужны для ликвидации своего дела.
- С какими нюансами можно столкнуться в 2023 году при ликвидации ИП и в какой последовательности нужно действовать, чтобы сделать все правильно (пошаговая инструкция).
- В чем могут быть сложности, если у ИП накопились долги и как в таком случае закрыть ИП с долгами.
- В каких случаях банкротство — вынужденная мера, а в каких — неизбежность.
Заниматься собственным делом достаточно сложно: нужно вовремя платить налоги, разбираться со всеми документами и решать все вопросы самостоятельно.
Причин, по которым предприниматель может начать думать о закрытии своего дела, достаточно много:
- Планируется открытие ООО. В данном случае придется ликвидировать ИП, чтобы сделать все правильно и получить дополнительные возможности, расширяя производственные мощности и сферы своего влияния.
- Дело оказалось неприбыльным или невостребованным, а значит решено было поменять род деятельности или реализовать себя в качестве специалиста в роли наемного рабочего в какой-то другой организации.
- Постоянное давление налогов, с которыми очень сложно справиться начинающим предпринимателям (нужно грамотно рассчитывать наценки, чтобы после вычета всех издержек получить желаемый чистый доход).
В итоге получается, что, если дело не оправдывает возложенных на него ожиданий, ИП лучше закрыть, чтобы не тратить лишние деньги и не вести ненужную уже документацию.
При этом вариант с «повисанием» ИП по документам, когда фактически деятельность уже не ведется, мало кому подходит, ведь в любом случае придется перечислять страховые взносы в ПФ, учитывая тот факт, что на размер пенсии самого предпринимателя они никак не повлияют. В итоге получается, что дело не ведется, но деньги на него тратить приходится.
Итак, чтобы избежать штрафов и закрыть собственное дело без лишних проблем, необходимо ознакомиться с перечнем требующихся документов.
Зачастую уже на этом этапе начинают возникать некоторые неурядицы: какие-то бумаги найти достаточно сложно, с чем-то самостоятельно не разобраться, а где-то не хочется что-то показывать контролирующим органам.
Кроме всего прочего, не стоит забывать, что еще нужно будет заплатить пошлину в официальном порядке, хотя эти затраты по сравнению с постоянными пенсионными отчислениями незаметны.
Сумма в итоге кажется смешной: 160 рублей. Если подача документов осуществляется в электронном виде (потребуется наличие электронной цифровой подписи), госпошлина отсутствует.
Необходимые документы для ликвидации ИП
Итак, для закрытия ИП понадобится целый ряд документов:
- Подтверждение того, что была оплачена государственная пошлина, о которой только что упоминалось (достаточно чека из банка или его официальной электронной версии ).
- Заявление по утвержденной форме (Р26001). Стоит отметить, что его нужно будет обязательно заверить в нотариальной конторе самим нотариусом или уполномоченным для таких действий лицом (должность заверителя будет указана на бланке).
- Выписка из ПФ , подтверждающая, что никаких задолженностей нет и все страховые платежи до указанного момента были внесены в срок.
- Карточка ИНН .
- Действующее свидетельство о присвоении ОГРНИП (выдавалось в самом начале в процессе регистрации после посещения отделения налоговой службы).
- Специальная выписка , полученная из ЕГРИП на первых этапах оформления ИП. В ней должны быть указаны все виды деятельности, согласованные с ОКВЭД, которыми должен был заниматься человек в процессе своей предпринимательской деятельности.
Самое главное — следовать четкой инструкции и заранее подготовить все бумаги, чтобы не оказалось в самом разгаре процесса, что, например, нужно оплатить какую-то пошлину или раздобыть выписку из ПФ, чтобы можно было убедиться в отсутствии каких-либо долгов или задолженностей по страховым взносам.
Далее рассмотрим некий алгоритм , следуя которому можно без особых проблем самостоятельно ликвидировать собственное ИП, чтобы начать новое дело.
Шаг № 1: погашение задолженностей и приведение в порядок отчетной документации
С самого начала нужно посетить налоговую службу, взяв с собой все имеющиеся бумаги, расчетные листы и карточку с ИНН. Придется разбираться с имеющимися задолженностями, а также в случае чего найти недостающие части финансовой отечности предпринимателя.
В итоге, если вдруг за предыдущий или текущий год будут числиться налоговые задолженности, их нужно будет в немедленном порядке ликвидировать, предоставив все подтверждения сотруднику ФНС.
После этого данные персонифицированного учета сдаются в отделение ПФ России. Нужно предоставить информацию как непосредственно по индивидуальному предпринимателю, так и по всем его наемным рабочим, если таковые имеются.
Очень важно учесть один момент: подача соответствующих сведений в ПФР также важна, как и непосредственно уплата страховых взносов.
Представительство Пенсионного фонда должно получить всю отчетность своевременно, ведь затем его сотрудник должен будет рассмотреть представленные бумаги, а также в течение двух дней передать всю необходимую для дальнейшего продолжения ликвидационного процесса информацию в ФНС.
Закрытие ИП при этом может занять до 5 дней, однако стоит учитывать, что процедура будет длиться тем дольше, чем больше будет затягиваться процесс сдачи отчетности.
Важно! Без сведений о пенсионных отчислениях, которые получают непосредственно в ПФР, ФНС может отказать в рассмотрении заявления о ликвидации ИП (о законности таких действий поговорим позже).
Шаг № 2: расторжение имеющихся соглашений по договорам с юридическими и физическими лицами
Чтобы ликвидировать предприятие, нужно будет решить вопросы с действующими договорами-контрактами. Кроме того, стоит отметить, что финансовую ответственность ИП будет нести даже после того, как станет физическим лицом (то есть после полной ликвидации (закрытия) ИП). В любом случае придется погашать задолженности и при закрытом ИП.
Важно! Не самым лучшим исходом событий является и решение вопросов в судебном порядке, ведь не стоит забывать, что индивидуальный предприниматель всегда отвечает во всех финансовых вопросах перед своими кредиторами и партнерами всем своим имуществом, а не исключительно уставным капиталом, как это предусмотрено в ООО.
Шаг № 3: увольнение нанятого ранее персонала
Чтобы начать процесс ликвидации ИП, необходимо решить все вопросы с сотрудниками. Их всех нужно уволить по закону, с соблюдением всех требований трудового кодекса, а также рассчитаться с фондом соцстрахования и ПФР, чтобы избежать возможных проблем.
Для того, чтобы ознакомиться со всеми нюансами, которые могут возникнуть на данном этапе, достаточно предварительно рассмотреть первый пункт статьи 81 из ТК РФ. За действующий налоговый период в ФСС нужно предоставить форму 4-ФСС, а для ПФР подготовить следующие бумаги: АДВ-6-2 и АДВ-6-5, а также СЗВ-6-4 и РСВ-1.
Шаг № 4: снятие с учета имеющегося кассового аппарата
Существуют законодательные требования, которые вынуждают предпринимателя, который занимается своей деятельностью в определенной оговоренной сфере, заполучить кассовый аппарат. При этом его нужно зарегистрировать. Делается это для того, чтобы иметь все основания для проведения через него наличного расчета с последующей выдачей официального чека.
Чтобы снять с учета зарегистрированное в самом начале деятельности кассовое устройство, необходимо вместе с ним посетить налоговую службу. Уполномоченный сотрудник проверит кассовый аппарат и выполнит все необходимые процедуры.
Шаг № 5: урегулирование вопросов с действующим расчетным счетом, который нужно будет закрыть
Разумеется, законодательно не установлена необходимость каждому предпринимателю иметь свой РС (расчетный счет). На практике же практически все, кто занимается собственным делом, решают открыть расчетный счет, чтобы иметь полноценную возможность принимать всевозможные безналичные платежи и без проблем отчитываться за них в налоговой при необходимости.