В настоящей статье автором освещаются вопросы квалификации организации и проведения азартных игр в игорной зоне на основании разрешения, полученного незаконно, которые трактуются как незаконная предпринимательская деятельность. В заключении автор делает вывод о том, что в целях активизации борьбы с субъектами, осуществляющими незаконную предпринимательскую деятельность в сфере организации и проведения азартных игр, правоохранительным органам необходимо разрабатывать новые способы и методы оперативно-розыскной деятельности.
Ключевые слова:
игорный бизнес, разрешение, квалификация, предпринимательская деятельность, закон, ответственность, лицензирование.
Введенный Федеральным законом № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 г. запрет организации и проведения азартных игр вне специально отведенных для данной деятельности территорий привел к тому, что многие владельцы игорных заведений, приняли решение продолжить игорный бизнес нелегальными способами [5]. С 1 июля 2009 г. незаконный игорный бизнес принял качественно новую форму. Игорные заведения стали функционировать под видом интернет-кафе, лотерей и др., либо в виде клубов со строго ограниченным допуском.
Лицензия Онлайн Казино | Как Получить Официальное Разрешение на Игорный Бизнес?
Первоначально изменения в законодательстве не коснулись сферы уголовно-правового регулирования, вследствие чего до июля 2011 г. адекватные способы противодействия незаконному игорному бизнесу в России отсутствовали.
В Федеральном законе от 22.12.2014 № 4 30-ФЗ «О внесении изменений в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 171.2 УК РФ изложена в новой редакции, в которой в ч. 1 ст. 171.2 УК РФ появилось указание на незаконность организации и (или) проведения азартных игр, которое ранее было только в названии статьи. Кроме того в статью включены в качестве квалифицирующих признаков деяния:
- предусмотренные ч. 1 ст. 171.2 УК РФ, совершенные группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 171.2 УК РФ);
- сопряженные с извлечением дохода в крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 171.2 УК РФ);
- предусмотренные частями 1 или 2 ст. 171.2 УК РФ, если они совершены организованной группой (п. «а» ч. 3 ст. 171.2 УК РФ);
- сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере (п. «б» ч. 3 ст. 171.2 УК РФ);
- совершенные лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 3 ст. 171.2 УК РФ) [3] [4].
Однако по нашему мнению законодателем не были в достаточной мере квалифицированы преступные деяния, связанные с проведением азартных игр, совершенные на территории специально отведенных для данной деятельности зон.
Одним из таких деяний является организация и проведение азартных игр в игорной зоне на основании разрешения, полученного незаконно.
Следуя статье 2 ГК РФ, которая определяет основные детерминанты осуществления предпринимательской деятельности, можно выделить ряд признаков, которые присущи незаконному предпринимательству:
Музей азартных игр. Как, и почему возник игорный бизнес?
- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации;
- осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Уголовная же ответственность за незаконное предпринимательство наступает не всегда, а только в том случае, если результатом такой деятельности стало извлечение лицом дохода в крупном или особо крупном размере либо если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Субъектом данного преступления признается лицо, достигшее 16-летне-го возраста, осуществляющее предпринимательскую деятельность на тер-ритории РФ, которое не исполнило возложенную на него законом обязан-ность по регистрации или получению разрешения (лицензии) либо соблю-дению условий лицензирования.
Таким образом, организация и проведение азартных игр в игорной зоне на основании разрешения, полученного незаконно, содержит признаки незаконного предпринимательства, выступающего в качестве общей нормы по отноше¬нию к этим преступлениям.
Следует считать осуществление деятельности без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, основополагающим квалификационным признаком организации и проведения азартных игр в игорной зоне на основании разрешения, полученного незаконно.
Трактовке организации и проведения азартных игр в игорной зоне на основании разрешения, полученного незаконно, как незаконной предпринимательской деятельности, отвечает и совпадение целей данных деяний – получение предпринимателем дохода от своих неправомерных инициатив.
Некоторые исследователи видят определенную сложность в вопросах разграничения неза¬конного предпринимательства и мошенничества, совершенного в сфере предпринимательства [1. C. 159-163].
По нашему мнению в случае, если предмет такого обсуждения лежит в области незаконной игорной деятельности, поставленная учеными дилемма нивелируется.
Действительно, любая предпринимательская деятельность подразумевает наличие такой дефиниции, как «сделка».
Однако, если для большинства видов предпринимательской деятельности граница между недействительной сделкой (определяющей противоправную предпринимательскую деятельность) и фиктивной сделкой (определяющей мошенничество, совершенное в сфере предпринимательства) крайне зыбкая, то в случае криминального гэмблинга, речь может идти лишь о недействительности сделки, заключенной между игроком и предпринимателем, незаконно получившим разрешение на осуществление игорной деятельности.
Казалось бы, новая редакция статьи 171.2 УК РФ обозначает обязательность и законность получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, оговаривая «установленный порядок» его выдачи, а соответствующие требования частей 1, 1.1, 2, 6, 9 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ определяют саму процедуру такого лицензирования [5].
Вместе с тем, можно представить себе некие жизненные обстоятельства, вынуждающие предпринимателя идти на нарушение законодательства при получении разрешения на проведение гемблинга, даже в случае формального соответствия юридического лица требованиям пунктов 1, 2, 6 статьи 6 № 244-ФЗ – например, желание как-то «ускорить» процесс лицензирования либо скрыть отсутствие какой-либо части необходимой для получения разрешения документации и т.п.
По нашему мнению следует разграничивать организацию (и (или) проведение) азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление этого вида деятельности на территории игорной зоны и организацию (и (или) проведение) азартных игр с незаконно полученным разрешением.
И если в первом случае речь идет об отсутствии разрешительной документации вообще, то во втором случае – о наличии разрешения, но полученного незаконным образом.
Незаконность получения такого разрешения может определяться предъявлением подложных документов на этапе осуществления лицензирования, предвзятостью органов управления игорной зоной при проведении конкурсов или аукционов, дачей взятки должностному лицу в целях приобретения неких преференций и т.п.
Не вызывает сомнения, что незаконное лицензирование игорной деятельности в большинстве случаев сопровождается преступлениями, объединяемые единым термином «взяточничество», представленное в настоящее время в уголовном законе такими составами, как получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) [3].
Однако на сегодняшний день наличие признаков состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, не говорит том, что виновных удастся привлечь к уголовной ответственности.
Даже если доказательства о незаконности получения разрешения будут неоспоримыми – высокие занимаемые должности взяткополучателей, нежелание взяткодателей признавать факт «взятки», отсутствие оперативных наработок в этой сфере приводят к тому, что дела до суда просто «не доходят». В подтверждение этого хотелось бы отметить, что нам не удалось найти ни одного доведенного до суда уголовного дела, в котором бы рассматривалось получение незаконным путем разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр на территории специально отведенных для данной деятельности зон.
Действительно, большинство случаев выявления фактов незаконного предпринимательства относится к сфере деятельности инспекции Федеральной налоговой службы, что приводит к привлечению предпринимателя к административной ответственности согласно статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа [2].
Поскольку привлечь к уголовной ответственности в данном случае уже не представляется возможным, в целях уклонения от уголовного наказания некоторые предприниматели, уличенные в незаконной предпринимательской деятельности, по собственному почину инициируют процедуру привлечения к административной ответственности.
Не стоит забывать и о том, что суммы административных штрафов в десятки тысяч раз меньше суммы полученного дохода.
По нашему мнению, в целях активизации борьбы с субъектами, осуществляющими незаконную предпринимательскую деятельность в сфере организации и проведения азартных игр, правоохранительным органам необходимо разрабатывать новые способы и методы оперативно-розыскной деятельности.
Литература:
[1] Иванов Д.А. Уголовная и административная ответственность при незаконной предпринимательской деятельности // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2014. – № 24. – С. 159÷163
[2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
[3] Уголовный кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
[4] Федеральный закон от 22 декабря 2014 № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
[5] Федеральный закон от 29 декабря 2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
Qualification of the Organization and Carrying Out Gambling in the Gambling Zone Based on the Permission Got Illegally
Аннотация En:
In this article author takes up questions of qualification of the organization and carrying out gamblings in a gambling zone based on the permission got illegally which are treated as illegal business activity. In the conclusion the author draws a conclusion that for the purpose of activization of fight against the subjects performing illegal business activity in the sphere of the organization and carrying out gamblings, law enforcement agencies need to develop new methods and methods of operational search activities.
Ключевые слова En:
gaming, permission, qualification, business activity, law, responsibility, licensing.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации — ЭЛ № ФС 77-63378.
Включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) — ID № 54931.
Информационно-технологическое сопровождение НПО «Атлант-Антей» (АО)
Источник: ecoedulaw.ru
Игорный бизнес как вид предпринимательской деятельности. Основные понятия, разновидности игорного бизнеса
Игорный бизнес — легальный способ зарабатывания денег путем использования феномена игры.
Игорный бизнес включает в себя:
— игорные заведения (казино, клубы, залы игровых автоматов);
— предприятия по выпуску оборудования и аксессуаров для игорного бизнеса;
— издательства по выпуску книжной продукции для игорного бизнеса.
Игорные заведения — учреждения, где организованы в основном азартные игры — в карты, рулетку и др.
Игра — педагогическая энциклопедия определяет ее, как один из видов деятельности человека и животных.
Существует много точек зрения о воздействии игры на человека. Одни видят в ней обучающий фактор, некий тренинг, помогающий адаптироваться в сложной ситуации; другие считают, что игра — деятельность, совершаемая для получения удовольствия, удовлетворения желаний. Но и те, и другие едины в том, что игра занимает важное место на протяжении всей жизни человека. Слово «азарт» объясняется как сильное увлечение. Т.о. азартная игра — особый вид игр, вызывающий сильное увлечение, связанное с материальной заинтересованностью. [8, 54]
Среди разновидностей игорного бизнеса выделяют 3 группы: азартные, коммерческие и престижные игры.
Азартные игры. Выигрыш зависит от случая, а не от умения или интеллектуальных способностей.
Коммерческие (интеллектуальные) игры. Выигрыш зависит в большей степени от опыта, интеллектуальных способностей и меньше — от везения (бридж или преферанс).
Престижные игры. Выигрыш зависит только от мастерства и интеллектуальных и физических способностей (шахматы, шашки, спорт. игры).
В казино сейчас предлагается чаще всего стандартный набор игр: рулетка, Блэк Джэк и покер. Все более популярными становятся игровые автоматы, которые приносят владельцу очень хороший доход, т.к. доступны более широкому кругу игроков.
Круг потребителей услуг игорных заведений в последнее время очень расширился. Их посещают разные представители социальной лестницы: бизнесмены, популярные артисты и спортсмены, интеллигенция, студенты и молодежь из обеспеченных семей, подростки.
Процентное соотношение потребителей: бизнесмены — 25%, люди с достатком выше среднего — 25%, люди со средним достатком — 25%, студенты — 15%, подростки, играющие на игровых автоматах — 10%.
Посетителями игорных заведений чаще являются мужчины и реже — женщины в возрасте от 20 до 50 лет.
Федеральный Закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определяют следующие основные понятия игорного бизнеса:
1) азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
2) пари — азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
3) ставка — денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;
4) выигрыш — денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
5) организатор азартной игры — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;
6) деятельность по организации и проведению азартных игр — деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;
7) игорная зона — часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;
8) разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне — выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;
9) лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах — документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
10) участник азартной игры — физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;
11) игорное заведение — здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг);
12) казино — игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования;
13) зал игровых автоматов — игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;
14) букмекерская контора — игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр;
15) тотализатор — игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр;
16) игровое оборудование — устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;
17) игровой стол — игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников;
18) игровой автомат — игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;
19) касса букмекерской конторы — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш;
20) касса тотализатора — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш;
21) касса игорного заведения — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр осуществляет операции с денежными средствами и в которой находится специальное оборудование, позволяющее осуществлять указанные операции;
22) зона обслуживания участников азартных игр — часть игорного заведения, в которой установлены игровое оборудование, кассы игорного заведения, тотализатора, букмекерской конторы, а также иное используемое участниками азартных игр оборудование;
23) служебная зона игорного заведения — обособленная часть игорного заведения, которая предназначена для работников организатора азартных игр и в которую не допускаются участники азартных игр;
24) сопутствующие азартным играм услуги — гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий. [2]
Источник: studentopedia.ru
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
Игорный бизнес не является реализацией услуг. Это особый вид предпринимательской деятельности, связанной с извлечением дохода в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр либо пари.
Азартная игра — это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
Пари — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
Статистика современного игорного бизнеса берёт начало с советских времён. А именно – с 1988 года. По сохранившимся обрывочным данным можно сделать вывод, что на начало 1991 года в стране работали три казино и было всего около 500 игровых автоматов.
В конце 1991 года игорный бизнес уже серьёзно развивается. Казино открываются не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге и в некоторых регионах. В сфере казино уже работают такие известные впоследствии компании, как «Ниневия-гранд», «АНО и Лойко» и «Конти». Начинает развиваться производство игорного оборудования, появляются компании «КСИ», «РИО», «Уникум». Стоит отметить, что многие из начинавших игорный бизнес в начале 90-х годов работают в нём и по сегодняшний день.
В течение двух лет в Москве открываются всё новые и новые казино и залы игровых автоматов. Игорный бизнес постепенно появляется в регионах, в основном стараниями работавшей к тому моменту Ассоциации деятелей игорного бизнеса.
В 1994 году ситуация уже кардинально меняется. Согласно статистике налоговых органов на начало 1994 года в 87 субъектах Российской Федерации (из 89) было зарегистрировано 496 компаний, занимающихся игорной деятельностью. Игорный бизнес развивается в Москве – 86 предприятий, Санкт-Петербурге – 57, Ростове-на-Дону – 12, Владивостоке – 7, в Краснодарском крае – 51, в Ставропольском крае – 14, в Ленинградской области – 20, Московской области – 15, Волгоградской – 10 и Мурманской области – 9.
Уровень правовой сознательности предпринимателей к тому времени был катастрофический. Налоговые проверки показали, что 315 из 454 охваченных проверкой предприятий игорного бизнеса в Российской Федерации осуществляли свою деятельность без специального разрешения (лицензии) на право занятия этой деятельностью.
По результатам первой серьёзной проверки предприятий игорного бизнеса, проведённой по заданию Госналогслужбы России, налоговыми органами было предъявлено к взысканию в бюджет и доначислено около 4 млрд руб. (неденоминированных рублей). В 1995-1996 годах игорный бизнес всё больше и больше набирает обороты. В стране работает отраслевая общественная организация – Ассоциация деятелей игорного бизнеса, наладившая диалог с местными властями (в основном с правительством Москвы). Бизнес живёт, развивается. Однако отсутствие необходимого правового регулирования и сверхвысокое налогообложение по-прежнему не позволяют в должной мере наладить конструктивный диалог с федеральной властью и определить место игорного бизнеса в экономической и социальной жизни России.
К тому времени на рынке уже работают такие известные компании, как «Игровое Ателье», «ГЕМ», «Карт», «ОДА». Среди игорных заведений большую известность получают казино «Метрополь», «Голден Пэлас», «Арбат», «Метелица», «Конти», «Беверли Хиллз».
По приблизительным подсчётам, в отрасли было занято к тому времени около 80 тысяч человек.
С 1998 года игорный бизнес развивался всё интенсивней и интенсивней. Для его объективной оценки Госналогслужбой России после вступления в силу Закона № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» [6] была организована работа по ежемесячному мониторингу общего числа зарегистрированных объектов налогообложения в налоговых органах по их видам. К середине 1998 года в стране работало более 800 игорных заведений.
Как видно из динамики изменений количества игорных заведений в стране и объектов налогообложения, в течение всего четырёх месяцев в целом по стране наблюдался постоянный рост как общего количества игорных заведений, так и каждого вида объектов обложения налогом на игорный бизнес, зарегистрированных в органах Госналогслужбы России.
Так, количество игорных заведений, состоящих на учёте в налоговых органах, в декабре 1998 года увеличилось по сравнению с сентябрём того же года на 40 процентов, при общем увеличении объектов налогообложения на 34,8 процента. Максимальный темп прироста в абсолютном и относительном выражении в отчетном периоде наблюдался по игровым автоматам (36,5 процента). Этому способствовало, прежде всего, принятие Закона «О налоге на игорный бизнес», который дал сильный толчок постепенной легализации игорного бизнеса на территории Российской Федерации.
Таким образом, в течение рассматриваемого периода в общем по Российской Федерации наблюдается постоянный рост как общего количества игорных заведений, так и каждого вида объектов обложения налогом на игорный бизнес, зарегистрированных в налоговых органах.
Первый этап внедрения системы налогообложения в России, начавшийся в 1990 г., не предполагал специальной концепции налогообложения игорного бизнеса. Налог взимался в рамках Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» по ставке 90% и зачислялся в бюджеты субъектов Федерации.
В 1998 г. был принят Закон «О налоге на игорный бизнес» (от 31.07.98 № 142-ФЗ) [6], который в корне изменил подход к налогообложению игорного бизнеса, впервые определив специфику этого вида деятельности и соответствующие этому принципы налогообложения. Данное в Законе определение игорного бизнеса как вида предпринимательской деятельности, не являющегося реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и связанного с извлечением игорным заведением дохода от участия в азартных играх и пари в виде выигрыша и платы за их проведение, является ключевым для последующего подхода к определению объекта налогообложения. Кроме того, в Законе были четко определены такие понятия, как игорное заведение, пари, азартная игра, игровой стол, игровой автомат, касса игорного заведения, что на тот момент было новым в налоговом законодательстве. Объектами налогообложения являлись: игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона или как организатор, игровые автоматы, кассы тотализаторов или кассы букмекерских контор.
Введение в 1998 г. специальной системы налогообложения игорного бизнеса совпало и по времени и концептуально с введением единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и представляет собой налог на вмененный доход для каждого ранее перечисленного объекта налогообложения. Ставки налога установили в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Минимальный размер ставок в месяц составлял за каждый игровой стол 200 МРОТ, за каждый игровой автомат — 7,5 МРОТ, за каждую кассу тотализатора — 200 МРОТ, за каждую кассу букмекерской конторы — 100 МРОТ, а конкретные размеры ставок определяли органы законодательной власти субъектов Федерации. Надо отметить еще и ту особенность законодательства, что для крупных заведений, имеющих более 30 столов или более 40 игровых автоматов, предусматривалось снижение ставки налога на 20% для каждого объекта соответствующих параметров.
В процессе работы над гл. 29 Налогового кодекса РФ было принято решение сменить статус налога на игорный бизнес с федерального на региональный, что является вполне разумным, учитывая природу налога и то, что это соответствует принципам бюджетной политики государства по отношению к регионам.
Если рассматривать материал главы 29 Налогового кодекса РФ с позиции ясности изложения и однозначности толкования, то очевидно, что он выигрывает по сравнению с ранее действующим законодательством. Учитывая отсутствие специальных законов, определяющих правовой статус игорного заведения, очень важно четко определить ряд специфических понятий, используемых в игорном бизнесе. Значительно более четко и профессионально сформулировано само понятие «игорный бизнес», вместо ранее используемого понятия «игорное заведение» введены термины «организатор игорного заведения» и «организатор тотализатора», появилось новое понятие «участник», характеризующее физическое лицо, принимающее участие в азартных играх, определено понятие «игровое поле», уточнена и конкретизирована ранее применявшаяся терминология.
Объекты налогообложения, принципы их учета и контроля за деятельностью в целом не изменились, хотя общеизвестно, что игорный бизнес плохо поддается государственному и налоговому контролю.
Однако необходимо отметить и очевидные недостатки данной главы. В п. 2 ст. 366 [5] налогоплательщику предписывается обязанность поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения.
В п. 3 этой же статьи налогоплательщика обязывают зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения. Таким образом, из текста Закона следует, что место регистрации объекта налогообложения увязывается не с местом ведения предпринимательской деятельности, а с местом регистрации его владельца.
Очевидно, что эти места далеко не всегда совпадают. Учитывая, что Налоговым кодексом устанавливаются только нижние и верхние границы ставок налога на игорный бизнес, ясно, что предприниматели будут стремиться зарегистрировать деятельность в регионах с минимальными ставками, а вести бизнес там, где им это удобно и выгодно. Здесь налицо простой вариант легального налогового планирования, возможного в результате явного упущения в налоговом законодательстве. Если учесть, что нижняя граница ставки налога на игорный бизнес отличается от верхней в 5 раз, вероятность злоупотребления представляется высокой.
Значительные изменения в организации и налогообложении игорного бизнеса были введены Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 26.12.2006 № 244-ФЗ [10].
Игорные заведения должны отвечать следующим требованиям (согласно Федерального Закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 26.12.2006 № 244-ФЗ [10]):
1) игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части;
2) игорное заведение не может быть расположено в зданиях, строениях, сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов);
4) в зоне обслуживания участников азартных игр в казино должно быть установлено не менее чем десять игровых столов, а также могут быть установлены игровые автоматы, кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы. Игровые столы и игровые автоматы, установленные в казино, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр;
5) в служебной зоне игорного заведения должны находиться помещение для отдыха работников организатора азартных игр, специально оборудованное помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств, помещение для организации службы безопасности игорного заведения;
6) в случае установки игровых автоматов в зоне обслуживания участников азартных игр в казино на данное игорное заведение распространяются требования, установленные пунктами 8, 10;
7) площадь зоны обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов не может быть менее чем сто квадратных метров, и в ней должны находиться касса игорного заведения и туалет;
8) в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы;
9) в служебной зоне зала игровых автоматов должно находиться специально оборудованное помещение или должно быть установлено оборудование для приема, выдачи и временного хранения денежных средств;
10) игровые автоматы, установленные в зале игровых автоматов, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр. Технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже чем девяносто процентов;
11) в зоне обслуживания участников азартных игр в букмекерской конторе должна находиться касса букмекерской конторы, а также может находиться касса тотализатора;
12) организатор азартных игр в букмекерской конторе при помощи специального оборудования обязан обеспечить прием, единый учет, обработку ставок и выплаты выигрыша;
13) организатор азартных игр в букмекерской конторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
14) положения пунктов 11 – 13 применяются также в отношении касс букмекерских контор, расположенных в казино, залах игровых автоматов;
15) в зоне обслуживания участников азартных игр в тотализаторе должна находиться касса тотализатора;
16) организатор азартных игр в тотализаторе при помощи специального оборудования обязан обеспечить прием, единый учет, обработку ставок и выплату выигрыша;
17) организатор азартных игр в тотализаторе обязан обеспечить участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в том числе при помощи специального оборудования.
Игорные заведения, не отвечающие указанным требованиям, должны были прекратить свою деятельность с 01.07.2007 г.
Указанным Федеральным Законом [10] вводятся требования к букмекерским конторам и тотализаторам.
Букмекерские конторы и тотализаторы могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства и не могут быть расположены:
1) в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках;
2) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения;
3) в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, речных портов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
4) в помещениях, в которых осуществляется деятельность, не связанная с организацией и проведением азартных игр или оказанием сопутствующих азартным играм услуг;
5) в зданиях, строениях, сооружениях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в которых расположены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения и унитарные предприятия;
6) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.
Имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, указанным выше, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года.
Таким образом, осуществление игорного бизнеса в настоящее время находится в пограничном временном отрезке, отделяющем текущие условия ведения данного бизнеса от полного переноса данного бизнеса в определенные законодательно игорные зоны.
Источник: kazedu.com