5.3. Трудовые отношения в индивидуальном предпринимательстве
Нормы, регулирующие особенности труда работников, нанятых индивидуальными предпринимателями, содержатся в гл. 48 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 303 ТК РФ работодатель-индивидуальный предприниматель обязан:
— оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать его в соответствующем органе местного самоуправления (в районной администрации). При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе;
— уплатить страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются Федеральными законами;
— оформить страховые свидетельства государственного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.
— Также индивидуальный предприниматель должен выполнять и другие обязанности, предусмотренные для работодателей ст. 22 ТК РФ.
Урок 11. Некоторые аспекты правового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса
— Кроме того, индивидуальный предприниматель непосредственно несет материальную ответственность за ущерб, причиненный работнику.
— В соответствии с трудовым кодексом, при приеме на работу индивидуальный предприниматель вправе потребовать от работника следующие документы:
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Физическое лицо при поступлении на оплачиваемую работу приобретает обязанность платить налог на доход, то есть становится налогоплательщиком и, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса, должно встать на налоговый учет по месту регистрации [95].
Работодатель-индивидуальный предприниматель превращается по отношению к работнику в налогового агента, в обязанности которого входит (п. 1, 2 ст.
24 НК) не только «правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги», но и «представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов». Отказ работника получить в ИМНС и (или) представить работодателю свидетельство о постановке на налоговый учет затрудняет работодателю исполнение его обязанностей, но при этом физическое лицо не становится субъектом налоговых правонарушений и не может быть привлечено к ответственности (ст. 117 НК РФ). Следовательно, работодатель не имеет права отказать работнику в приеме на работу на том основании, что последний не представил свидетельство о постановке на налоговый учет. Целесообразно получить письменные объяснения работника по данному вопросу и поставить в известность ту Инспекцию МНС, где зарегистрирован работодатель.
Индивидуальные предприниматели часто нарушают труд…
Документы, необходимые для приема на работу в организациях (трудовая книжка и воинский билет), предприниматель требовать не может, так как он не вносит записей в трудовую книжку и не ведет воинский учет.
Согласно ст. 309 ТК РФ, индивидуальный предприниматель-работодатель не имеет права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.
Документом, подтверждающим время работы у работодателя-физического лица, в соответствии со ст. 303 ТК РФ, является письменный трудовой договор, зарегистрированный в соответствующем органе местного самоуправления.
В соответствии со ст. 303 ТК РФ при заключении трудового договора с работодателем-физическим лицом работник обязуется выполнять не запрещенную законом работу, определенную этим договором. Стороны договора свободны в определении трудовой функции работника.
Трудовой договор заключается в письменной форме. В него должны быть включены все условия, которые являются существенными для работника и для работодателя.
Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются:
— фамилия, имя, отчество работника и фамилия, имя, отчество работодателя-физического лица;
— дата начала работы;
— конкретная трудовая функция;
— права и обязанности работника;
— права и обязанности работодателя;
— характеристики условий труда;
— режим труда и отдыха;
— условия оплаты труда;
— виды и условия социального страхования;
— срок действия договора при заключении срочного трудового договора;
— иные существенные условия.
В трудовом договоре с индивидуальным предпринимателем желательно также указывать его место жительства, так как совершение некоторых юридических действий закон связывает с местом нахождения работодателя. Такая категория как «место нахождения индивидуального предпринимателя» законодательством не определяется. Согласно п. 1 ст.
3 Закона РСФСР от 07.12.1991 № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» государственная регистрация гражданина, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется по месту постоянного жительства гражданина. Кроме того, в гражданском праве (п. 1 ст.
20 ГК РФ) местом, территориально идентифицирующим гражданина, является место его жительства (то есть место его постоянного или преимущественного проживания), с которым и связывается совершение различных юридических действий. Следовательно, с учетом п. 3 ст. 23 и п. 2 ст. 54 ГКРФ, местом нахождения индивидуального предпринимателя можно считать место его жительства.
В соответствии со ст. 306 ТК РФ об изменении существенных условий, которые предусмотрены трудовым договором, работодатель должен предупредить работника в письменной форме не менее чем за 14 дней.
В ТК РФ не установлено число экземпляров трудового договора, заключаемого с работодателем-физическим лицом. Но в соответствии со ст. 67 ТК РФ в общем случае трудовой договор составляется в двух экземплярах.
По соглашению сторон трудовой договор может заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный (до 5 лет)[96].
Ст. 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения срочного трудового договора с лицами, поступающими на работу в организации – субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания – до 25 работников), а также к работодателям-физическим лицам. То есть в качестве основания заключения срочного трудового договора индивидуальному предпринимателю следует указать «поступление на работу к работодателю-физическому лицу».
Все заключенные трудовые договоры предприниматели обязаны зарегистрировать в районной администрации.
Для регистрации трудового договора работодатель предоставляет следующие документы:
– заявление о регистрации трудового договора;
– трудовой договор в двух или трех (см. выше) экземплярах;
– копию свидетельства о государственной регистрации гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
– копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
Регистрация трудовых договоров осуществляется в течение трех рабочих дней со дня их поступления. Если работодатель не зарегистрирует трудовой договор, то его может наказать инспекция труда в соответствии со ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Этой статьей предусмотрен штраф в размере от 5 до 50 МРОТ.
Кроме того, по незарегистрированному договору работнику не будут засчитывать трудовой стаж. Следует иметь в виду, что по незарегистрированным трудовым договорам претензии могут возникнуть и со стороны налоговых органов: предприниматель не имеет права уменьшать свой облагаемый доход на сумму расходов по оплате труда таких работников.
По соглашению между работником и работодателем определяются:
— порядок предоставления выходных дней;
— порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.
При этом продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска – меньше, чем установлено ТК РФ в общем случае.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Необходимо помнить, что нормальная продолжительность рабочего времени сокращается для:
— работников в возрасте до 16 лет – на 16 часов в неделю;
— работников, являющихся инвалидами I или II группы, – на 5 часов в неделю;
— работников в возрасте от 16 до 18 лет – на 4 часа в неделю;
— работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – на 4 часа в неделю и более.
Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать 12 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
Статья 115 ТК РФ устанавливает, что ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 28 календарных дней. Для некоторых категорий работников законом устанавливается удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск. Например, для несовершеннолетних работников предоставляется отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ)
В ст. 22 ТК РФ указано, что работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работника в порядке, установленном Федеральными законами, то есть работодатель является страхователем.
Обязанности страхователя определены Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 31.12.2002), другими Федеральными законами. Согласно ст. 12 вышеупомянутого Закона, основными обязанностями страхователя являются:
– постановка на соответствующий учет и снятие с учета в сроки, установленные законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
– уплата в установленные сроки и в надлежащем размере страховых взносов.
В настоящее время в России действуют три вида обязательного страхования, которым соответствуют три фонда:
– Пенсионный фонд (ПФР);
– Фонд социального страхования (ФСС);
– Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).
ПФР. Согласно ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в ред. от 31.12.2002), индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу работников по трудовому договору, обязан зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальных органах ПФР по месту жительства. Регистрация осуществляется в течение 30 дней со дня заключения соответствующего трудового договора.
Индивидуальный предприниматель-работодатель уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд в составе единого социального налога.
ФСС. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 22.04.2003) и п. 1.1 Порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС от 04.12.2000 № 119 (в ред. от 23.02.2001), обязательной регистрации в качестве страхователей в исполнительных органах ФСС подлежат, помимо юридических лиц, физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), нанимающие работников по трудовому договору (контракту).
Индивидуальные предприниматели регистрируются в качестве страхователей в исполнительных органах ФСС по месту жительства. При регистрации подается заявление о регистрации в качестве страхователя в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников. В случае нарушения установленного законодательством РФ срока подачи заявления о регистрации к индивидуальному предпринимателю применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере, установленном ст. 1 16 и 117 части первой НК РФ.
Индивидуальный предприниматель-работодатель уплачивает страховые взносы в фонд социального страхования в составе единого социального налога.
ФОМС. Индивидуальный предприниматель-работодатель уплачивает страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный) в составе единого социального налога.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, уплата ЕСН заменена уплатой единого налога, предусмотренного соответствующим специальным налоговым режимом. Страховые взносы в этом случае уплачиваются в составе соответствующего единого налога (главы 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ).
На работодателя-физическое лицо распространяются общие правила по охране труда, включая расследование и учет несчастных случаев на производстве (ст. 228 ТК РФ), с некоторыми особенностями (п. 2 ст. 228 ТК РФ). Согласно ст. 229 ТК РФ, в расследовании несчастного случая на производстве у работодателя-физического лица принимают участие:
– работодатель-физическое лицо или его уполномоченный представитель;
– доверенное лицо пострадавшего;
– специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
При расследовании необходимые мероприятия и условия проведения расследования определяются председателем комиссии. Для работодателя-физического лица перечень представляемых для расследования материалов определяется председателем комиссии, проводящей расследование.
Согласно ст. 307 ТК РФ, трудовой договор с работником, работающим у индивидуального предпринимателя, может быть прекращен по общим основаниям (ст. 77 ТК РФ), а также по основаниям, предусмотренным трудовым договором. Пункт 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает такое основание, как прекращение деятельности работодателем-физическим лицом.
Если работодателем выступает индивидуальный предприниматель, то доказательством наличия этого основания является внесение изменений в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Требования гл. 27 ТК РФ о гарантиях и компенсациях для работников распространяются и на работников индивидуального предпринимателя, в том объеме, в котором они не противоречат нормам, определенным ст. 307 ТК РФ.
В соответствии со ст. 307 ТК РФ трудовым договором определяются сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемого выходного пособия и других компенсационных выплат. При этом в договоре в обязательном порядке должна быть прописана норма о таком предупреждении. Внимание!
Работодатель обязан письменно предупредить работника об увольнении его по данному основанию не позднее срока, предусмотренного в трудовом договоре. В противном случае суд при рассмотрении трудового спора об увольнении, установив, что был нарушен порядок увольнения, обяжет ответчика перенести дату увольнения на указанный срок позднее фактического увольнения работника с выплатой среднего заработка за этот срок.
При увольнении по основанию прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем работнику выплачивается выходное пособие, если такой случай предусмотрен трудовым договором. При этом отсутствие случаев компенсационных выплат, предусмотренных общими положениями ТК РФ, в трудовом договоре, заключаемом индивидуальным предпринимателем, не противоречит ст. 307 ТК РФ.
Часть 1 ст. 261 ТК РФ запрещает увольнять по инициативе работодателя беременных женщин на производствах всех форм собственности, включая работодателя-физическое лицо, за исключением прекращения им деятельности. В связи с тем, что у индивидуального предпринимателя правопреемства в отношении деятельности, вытекающей из этого статуса, не возникает, то трудоустройство беременной женщины осуществляет орган занятости.
Пункт 6 ст. 83 ТК РФ предусматривает в качестве основания прекращения трудового договора смерть работодателя-физического лица, а также признание судом работодателя-физического лица умершим или безвестно отсутствующим. Доказательством этого основания является свидетельство о смерти либо решение суда.
Помимо общих оснований в трудовой договор могут включаться дополнительные основания прекращения трудового договора. Дополнительные основания не могут противоречить трудовому законодательству РФ, нарушать его, в частности, дискриминировать работника.
Если работник и/или работодатель не смогли самостоятельно урегулировать трудовой спор, то они вправе обратиться в суд. Так как комиссия по трудовым спорам у индивидуального предпринимателя не создается, то индивидуальные трудовые споры, инициированные его работником, рассматриваются непосредственно в суде (ст. 391 ТК РФ).
Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора определены в ст. 392 ТК РФ. Работник может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня увольнения.
Работодатель вправе обратиться в суд с иском к работнику – в течение одного года со дня обнаружения причиненного работником ущерба.
Если сроки обращения в суд были пропущены по уважительным причинам, то они могут быть восстановлены судом.
Рассматривая правовое положение индивидуального предпринимателя, необходимо учитывать, что сам предприниматель выполняет трудовую функцию, и, следовательно, его работа дает предпринимателю право на трудовой и пенсионный стаж. Законодатель решает этот вопрос однозначно: в подл. 1 п. 4 ст.
30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» среди периодов работы до 1 января 2002 г., которые включаются в общий трудовой стаж, указаны и периоды индивидуальной трудовой деятельности. Статья 3 Закона указывает, что право на трудовую пенсию после 1 января 2002 г. имеют лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2002). Как сказано выше, индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться как страхователь в Пенсионном фонде (одновременно он является застрахованным лицом). Очевидно, что трудовая функция предпринимателя является для него основным видом деятельности вне зависимости от размера его дохода.
Всякая другая трудовая деятельность индивидуального предпринимателя может рассматриваться либо как деятельность по совместительству и регламентироваться Трудовым Кодексом РФ, либо как деятельность на основе гражданско-правовых отношений
[95] Согласно п. 3.1. Приказа МНС РФ от 27.11.1998 № ГБ-3-12/309 (в ред. от 24.12.1999) «Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговым органом», в том числе и «физическому лицу, не являющемуся налогоплательщиком, т.е. не имеющему обязанности уплачивать налоги и (или) сборы, – при учете сведений о нем, поступающих в налоговый орган».
Источник: www.aup.ru
Статья 18.15 КоАП РФ. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Комментарии к ст. 18.15 КОАП РФ
1. Комментируемая статья введена в КоАП РФ Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ. Ее цель — обеспечить мерами административно-правового воздействия предупреждение и сокращение незаконной внешней трудовой миграции и соблюдение работодателями законодательства РФ о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории России.
Ранее административная ответственность за нарушение работодателями указанного законодательства была предусмотрена ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, ныне более четко сформулированы составы административных правонарушений и усилена ответственность за их совершение.
2. Комментируемая статья содержит три состава административных правонарушений. Их общим объектом являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Отдельные вопросы в данной области регламентируются также постановлениями Правительства РФ.
Трудовая деятельность иностранного гражданина, лица без гражданства (далее — иностранного гражданина) — это его работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование этого гражданина (см. примечание 1 к данной статье).
3. Предметом посягательства по ч. 1 ст. 18.15 является правило о том, что иностранный гражданин, лицо без гражданства могут осуществлять трудовую деятельность только при наличии у них специального документа (разрешения на работу) либо патента, а работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного работника, обязаны обеспечить получение этим работником такого разрешения.
Разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (статья включена в упомянутый Закон Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ) гражданин РФ вправе привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у иностранного гражданина патента.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения, таким образом, составляют действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина.
4. Предмет посягательства по ч. 2 данной статьи — общее требование о том, что работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Форма, условия и порядок выдачи работодателям этого документа устанавливаются Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный совместным Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Росрыболовства от 11 января 2008 г. (с изм. и доп.).
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников — документ, подтверждающий право работодателя привлекать таких работников. Этим документом устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателем на территории соответствующего субъекта РФ. Такие документы выдаются Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами на срок до одного года и не подлежат передаче другим работодателям.
Объективную сторону правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи образуют действия работодателя, направленные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение.
5. При применении ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи следует также иметь в виду, что ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены категории иностранных граждан, на которых не распространяется разрешительный порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности.
Порядок получения патента в органе Федеральной миграционной службы (в том числе перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче патента, сроки выдачи патента, сроки его действия) определен в указанной выше статье Закона. В этой же статье предусмотрена уплата налога лицом, обратившимся за получением патента, в виде фиксированного авансового платежа.
6. Предметом посягательства по ч. 3 комментируемой статьи является правило об обязательном направлении работодателями информации (сведений) в уполномоченные органы о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ закрепляет обязанности работодателя: 1) уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы России и региональный орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения, о привлечении иностранных работников, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются постановлением Правительства РФ (см. Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г. N 183 «Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу»). Работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой или гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Россию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в субъекте РФ, о привлечении и использовании для трудовой деятельности указанных лиц. Соответствующие сведения представляются также в налоговые органы.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в бездействии работодателя, т.е. невыполнении им перечисленных выше обязанностей.
7. Субъекты правонарушений по ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи одни и те же. Ими являются работодатели или заказчики работ (услуг). В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодателем признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, а заказчиком работ (услуг) — физическое или юридическое лицо, получившее аналогичное разрешение, но использующее труд иностранных рабочих на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Работодателем, заказчиком работ (услуг) может быть также индивидуальный предприниматель — гражданин РФ или иностранный гражданин.
С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.
8. При разрешении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, важно обратить внимание на примечание 2 к статье, согласно которому в случае незаконного привлечения работодателем двух и более иностранных работников к трудовой деятельности административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в отношении каждого из этих работников отдельно.
За нарушение правил привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на торговых объектах (торговых комплексах) физические и юридические лица, управляющие этими объектами, привлекаются к административной ответственности по ст. 18.16 (см. комментарий к ст. 18.16).
9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются: 1) судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1); 2) должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).
Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3).
Источник: zknrf.ru
Имеет ли право ИП нанимать работника
Имеет ли право ИП нанимать работника без оформления трудового договора? если нет то какие накозания могут за это быть?
Похожие вопросы
Возможно ли (и почему) подписание трудового договора за работника третьим лицом по доверенности работника?
Возможно ли подписание трудового договора за работника третьим лицом по доверенности работника?…
Материальная ответственность работника
Какие можно предложить поправки к Главе 39 Трудового кодекса РФ о материальной…
Может ли ИП нанимать сотрудников
Индивидуальный предприниматель открывающий стоматологическую клинику может ли нанимать специалистов для расширения своего…
Имеет ли право РКЦ отправлять информацию о задолженности ЖКХ на работу?
Скажите, пожалуйста, имеет ли право рассчетно-кассовый центр отправлять информацию о задолженности за…
Взыскание с работника
При увольнении имеет ли право работодатель взыскать с работника сумму потраченную на…
Александр, здравствуйте.
ИП должен оформить работника официально. Административное наказание за нарушение трудового законодательства ст.5.27 КоАП РФ часть 1 и 2 К административной ответственности могут быть привлечены как должностные лица, так и юридические лица.
Ст.5.27 КоАП РФ часть 1: Нарушение законодательства о труде и об охране труда: — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок 90 суток; — на юридических лиц – от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Ст.5.27 КоАП РФ часть 2: Нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение: — дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в налоговом законодательстве понимается, в частности, отсутствие первичных документов, за отсутствие которых налоговый орган, проводящий налоговую проверку, имеет право привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности по ст.120 НК РФ. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.
Источник: agor.ru