Главная страница Закон «Об образовании в РФ» Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
1. Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.
ИП, осуществляющие образовательную деятельность, должны применять ККТ. Закон и Порядок
3. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.
5. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Источник: rosvuz.ru
Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
1. Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.
Нужна лицензия индивидуальному предпринимателю лицензия на образовательную деятельность?
3. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.
5. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляются сведения о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности.
- Статья 31. Организации, осуществляющие обучение
- Статья 33. Обучающиеся
Источник: fzakon.ru
Индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность
Анна Миняева,
магистрант Сибирского юридического университета, директор по правовым вопросам ООО «Институт „Кластер“»
В статье проанализированы наиболее распространенные ошибки заказчиков при закупках услуг дополнительного профессионального образования и даны рекомендации, как их предупредить или исправить. Все три ситуации показывают, что следует внимательнее устанавливать требования к участникам таких закупок и рассматривать вторые части заявок на соответствие требованиям извещения и (или) документации. В противном случае действия заказчиков могут содержать признаки административных правонарушений, за которые ч. 2 и 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрен штраф.
К сведению
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение. В свою очередь дополнительное включает дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО).
Ошибка 1. Смешение в извещении и документации о закупке видов образования
ГК РФ регламентировано, что отдельными видами деятельности юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). К таким видам деятельности, в частности, относится образовательная, требование о лицензировании которой основано на положениях федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Исходя из Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые оказывают закупаемую услугу.
В случае с образовательными услугами заказчик должен установить требование о наличии у участника действующей лицензии с соответствующим видом образования, а по необходимости и подвидом. Применительно к электронному аукциону вторая часть заявки участника должна содержать такую лицензию. Напротив, при запросе котировок в электронной форме достаточно продекларировать свое соответствие этому единому требованию.
Но бывает и так, что заказчики смешивают виды и подвиды образования.
Так или иначе устанавливаются неправомерные требования, не соответствующие самому существу объекта закупки.
Пример
Уполномоченный орган разместил в ЕИС документацию (закупка № 0826300021019000616 на сайте zakupki.gov.ru), где указано, что участник закупки должен представить копию одной из перечисленных действующих лицензий на осуществление образовательной деятельности:
- по образовательной программе профессиональной подготовки;
- по реализации программы профессионального обучения – программы профподготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.
Объектом закупки были услуги по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это подтверждено двумя приказами Минтруда России:
- от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта „Специалист в сфере закупок“», которым установлены, в частности, требования к образованию и обучению, предъявляемые к лицам, имеющим право выполнять рассматриваемую трудовую функцию: у них должно быть среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;
- от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта „Эксперт в сфере закупок“», которым также предусмотрены требования к образованию и обучению: высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) – программы повышения квалификации в сфере закупок.
Следовательно, участник закупки в содержании второй части заявки должен представить в том числе лицензию на осуществление образовательной деятельности с видом образования «дополнительное» и подвидом «ДПО» вместо предусмотренного уполномоченным органом вида «профессиональное обучение».
Рекомендации
Чтобы привлечь участников, чья лицензия соответствует объекту закупки, рекомендуем заказчикам устанавливать в документации требование о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием вида образования, а при необходимости и подвида.
Ошибка 2. Признание заявки не соответствующей требованиям документации о закупке, отклонение заявки на участие в запросе котировок в электронной форме и отказ от заключения контракта
Эта ошибка – последствие неправильного определения вида образования при установлении требования о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1. Наиболее распространенный случай – смешение видов образования: дополнительного с подвидом «ДПО» и профессионального обучения.
Закон об образовании не предъявляет требований к уровню образования лица, обучающегося по программам профобучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у обучающегося уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.
Напротив, к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются те, кто уж имеет или получает среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Значит, программы профессионального обучения и ДПО различаются как по уровню образования, предъявляемого к обучающимся законом, так и по своей направленности, содержанию.
Если установлено требование о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности с неверным видом образования, велик риск, что заявка участника запроса котировок будет отклонена ввиду предоставления недостоверной информации о соответствии этому единому требованию.
2. При закупках образовательных услуг в качестве конкурентного способа заказчики чаще всего вполне обоснованно выбирают электронный аукцион.
Из положений Закона № 44-ФЗ следует, что заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требование к участникам закупок о представлении лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не имеет права отклонять заявку за непредставление участником копии лицензии в составе заявки.
3. Законом № 44-ФЗ определено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим оказание закупаемой услуги.
При этом императивно установлено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может произойти в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник не соответствует названным требованиям или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.
Особенно интересен случай отказа от заключения контракта с победителем, если заказчик обнаружил, что участник закупки предоставил недостоверную информацию. Такая ситуация характерна для закупок, которые проводятся способом запроса котировок в электронной форме.
Пример
Заказчик разместил в ЕИС закупку в форме запроса котировок в электронной форме «обучение (переподготовка) граждан предпенсионного возраста, состоящих в трудовых отношениях, по программе „Воспитатель дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в рамках реализации ФГОС“» (закупка № 0365200007119000006 на сайте zakupki.gov.ru).
Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» определено, что воспитатель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование.
Однако заказчик в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме установил: «Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона: участник запроса котировок (исполнитель) должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки: иметь в наличии действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности, вид образования: профессиональное обучение, или действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам профессиональной подготовки».
Таким образом, заказчик, установив в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требование о наличии у участника закупки по заявленной образовательной программе лицензии на осуществление образовательной деятельности с видом образования «профессиональное обучение», нарушил требования федеральных законов об образовании и № 44-ФЗ.
Рекомендации
1. Если вы намерены принять участие в закупке, в извещении и (или) документации о которой установлено требование о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности с неверным видом образования, рекомендуем до окончания срока подачи заявок на участие в закупке запрашивать разъяснения положений документации, а в случае неудовлетворительного ответа заказчика – обжаловать соответствующие положения документации. В противном случае появляется риск, что заявка участника закупки будет признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, поскольку заказчик, принимая решение о соответствии или несоответствии, напрямую руководствуется ее положениями.
2. Минэкономразвития России не рекомендует осуществлять закупки товаров, работ, услуг, относящихся к лицензируемым видам деятельности, путем проведения запроса котировок (письмо от 07.04.2017 № Д28и-1971 «О закупках товаров, работ, услуг, относящихся к лицензируемым видам деятельности, путем проведения запроса котировок»).
Позиция в пользу проведения закупок образовательных услуг способом электронного аукциона, вероятно, объясняется стремлением облегчить работу заказчика и минимизировать его риски на этапе рассмотрения заявок. Ведь, принимая решение о соответствии или несоответствии заявки требованиям документации о закупке, он может наглядно проверить наличие лицензии.
3. Заказчик не может отклонить заявку участника ввиду непредоставления лицензии на осуществление образовательной деятельности, однако в силу норм Закона № 44-ФЗ обязан проверить ее наличие, а также указанные в ней вид и при необходимости подвид образования. Если обнаружится, что участник не отвечает требованиям или предоставил недостоверную информацию, заказчик обязан отказаться от заключения с ним контракта.
Ошибка 3. Признание заявки индивидуального предпринимателя соответствующей требованиям документации закупки образовательных услуг по ДПО
Законом об образовании закреплен перечень видов образования, при этом по уровням общего и профессионального образования, по профобучению реализуются основныеобразовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.
К дополнительным образовательным программам относятся:
- дополнительные общеобразовательные программы – общеразвивающие, предпрофессиональные;
- дополнительные профессиональные программы – повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 Закона об образовании).
Таким образом, законодательством установлен исчерпывающий перечень образовательных программ, которые могут реализовывать ИП и которые не включают дополнительные профессиональные программы.
Такой позиции придерживается Минобрнауки России. Согласно его письму от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании (вместе с „Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования“» индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 Закона об образовании), реализация ими дополнительных профессиональных программ, по мнению министерства, законом не предусматривается.
Однако на практике в закупках, объектом которых выступают услуги по ДПО, принимают участие ИП.
Очевидно, что сводный реестр лицензий не может содержать информации о наличии лицензии у индивидуального предпринимателя с правом на реализацию дополнительных профпрограмм. Вместе с тем некоторые заказчики нарушают требования Закона № 44-ФЗ при признании заявок таких ИП соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Пример
Подобную ситуацию рассмотрел территориальный орган ФАС России по жалобе участника закупки (жалоба № 201900105694000722 на сайте zakupki.gov.ru). Заказчик при проведении электронного аукциона признал победителем ИП, в то время как объектом закупки выступали услуги по ДПО – дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. Комиссия УФАС приняла решение о нарушении заказчиком требований Закона № 44-ФЗ ввиду признания заявки участника закупки соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Рекомендации
Рекомендуем в извещении и (или) документации со ссылкой на нормы Закона об образовании указывать, что участниками закупки образовательных услуг по программам ДПО не могут быть индивидуальные предприниматели. Такую практику уже применяют многие заказчики.
Источник: cljournal.ru