Какой статус имеет ИП как должностное лицо и какие нарушения статьи 14.16 ч. 2.1 определяют его ответственность? И какой диапазон минимального и максимального административного штрафа применяется к ИП, занимающемуся розничной торговлей?
| Кузьма , Москва
Ответы юристов (1)
Ермаков Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1589 дня
Ответов: 4612 Рейтинг: 10
В соответствии со статьей 14.16 ч. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом признается лицо, которое осуществляет руководство организацией или выполняет функции по принятию решений от ее имени. ИП не является должностным лицом, так как он не осуществляет руководство организацией и не выполняет функции по принятию решений от ее имени.
В случае нарушения статьи 14.16 ч. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ИП может быть привлечен к административной ответственности. Минимальный размер административного штрафа составляет двадцать тысяч рублей, максимальный размер административного штрафа может составлять до пятидесяти тысяч рублей.
Назначение специального должностного лица в нефинансовой организации и у ИП
#3345148 2022-12-04 22:44:27
Ермаков Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1589 дня
Ответов: 4612 Рейтинг: 10
Для решения данного вопроса может потребоваться следующий перечень документов: — Текст статьи 14.16 ч. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; — Устав и/или свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; — Документы, подтверждающие факт деятельности индивидуального предпринимателя в области розничной торговли (например, договоры аренды/купли-продажи помещений, кассовые чеки, расчетные документы и т.д.); — Протокол об административном правонарушении, составленный компетентным органом (например, инспектором Роспотребнадзора).
Относительно нарушения статьи 14.16 ч. 2.1 и вопроса о том, является ли ИП должностным лицом, следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает обязательного указания на то, является ли индивидуальный предприниматель должностным лицом в контексте данной статьи. Однако, для того чтобы квалифицировать действия ИП по совершению правонарушения, необходимо установить его роль и ответственность за совершение деяния.
Минимальный и максимальный размеры административного штрафа за указанное правонарушение устанавливаются в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
#3639018 2022-12-04 22:44:27
Ермаков Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1589 дня
Ответов: 4612 Рейтинг: 10
Статья 14.16 ч. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «2.1. Незаконное осуществление предпринимательской деятельности, в том числе с нарушением требований федеральных законов о лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности, или осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в установленном порядке».
Минимальный размер административного штрафа для ИП за данные нарушения — 30 000 рублей, максимальный — 50 000 рублей. При повторном нарушении, максимальный размер штрафа увеличивается до 100 000 рублей.
Публичные должностные лица: понятие и виды по антиотмывочному законодательству.
Источник: prav.io
По применению главы 14 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
13. Решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
В силу названной нормы предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.
Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.
14. В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ.
15. В случаях, когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ, в том числе главы 14, или законом субъекта Российской Федерации, действия лица надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и той норме КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и части 2 статьи 15.12 КоАП РФ; если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.2 КоАП РФ; если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.4 КоАП РФ; если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.15 КоАП РФ.
16. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
17. При квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
18. В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по части 1 статьи 6.2 КоАП РФ; нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
19. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ).
20. При квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
При совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, дополнительной квалификации по статье 14.15 КоАП РФ (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров) не требуется, поскольку часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 14.15 КоАП РФ.
Продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей маркировки образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 КоАП РФ, являющейся специальной нормой по отношению к части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
21. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, допустимо в случае, когда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены документы, содержащие заведомо ложную информацию, которая повлекла либо могла повлечь за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.
22. Учитывая, что в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, выразившиеся в нарушении законодательства о защите прав потребителей, не выделены в отдельную главу, при квалификации конкретного правонарушения следует выяснять, были ли им нарушены требования (правила), установленные нормами законодательства о защите прав потребителей, имея в виду, что постановление по делу об указанных административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении одного года со дня их совершения (статья 4.5 КоАП РФ).
В постановлении по делу о таком правонарушении должны быть приведены обстоятельства, на которых основан вывод судьи о том, что данным правонарушением нарушено законодательство о защите прав потребителей.
Источник: pddmaster.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ОТНОШЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Индивидуальный предприниматель является одним из важнейших субъектов экономической деятельности в России. Это связано с тем, что индивидуальный предприниматель производит товары и оказывает услуги населению, платит налоги государству, имеет в собственности обособленное имущество, может быть обладателем лицензии, получателем бюджетной поддержки, является работодателем для граждан.
В отношении индивидуального предпринимателя, как и в отношении других субъектов экономической деятельности прокуратура РФ осуществляет надзорную деятельность. Однако возникают некоторые сложности в отнесении индивидуальных предпринимателей к числу поднадзорных объектов прокурорского надзора.
В статье 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» указан закрытый исчерпывающий перечень объектов, за которыми прокурор осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. К данным объектам, в том числе, отнесены органы управления и руководителе коммерческих и некоммерческих организаций [1] . Однако, в число объектов прокурорского надзора не включен такой субъект экономической деятельности, как индивидуальный предприниматель.
Уместно предположить, что, трактуя нормы названной статьи, правоприменитель относит индивидуального предпринимателя либо к коммерческой организации, либо к руководителю коммерческой организации. Возникает вопрос о том, охватывает ли собой понятие «коммерческая организация» или «руководитель коммерческой организации» понятие «индивидуальный предприниматель»?
Согласно п. 1 статьи 50 Гражданского Кодекса РФ коммерческой организацией является юридическое лицо, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности [2] [3] .
Если обратиться к понятию «индивидуальный предприниматель» в действующем законодательстве РФ, то следует указать следующие правовые нормы. В соответствии со статьей 23 ГК РФ под индивидуальным предпринимателем понимается физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, так же как и коммерческие организации, являются участниками предпринимательской деятельности, в связи с чем к их деятельности соответственно применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения’. В и. 2 ст. 11 Налогового Кодекса РФ закрепляется, что индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. В КоАП РФ индивидуальный предприниматель приравнен к должностным лицам.
Согласно статье 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Указанная норма закрепляет полную имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя и не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя [4] .
Из норм названных законов можно определить основные признаки, которые характеризуют индивидуального предпринимателя. Вопервых, это физическое лицо. Во-вторых, основной целью деятельности является извлечение прибыли. В-третьих, зарегистрировано в установленном законе порядке в ФНС РФ. В-четвертых, несет ответственность предусмотренную КоАП РФ, как должностное лицо.
В-пятых, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
На основании выше указанного можно сделать вывод о том, что понятие «коммерческая организация» не охватывает собой понятие «индивидуальный предприниматель».
Законодатель в статье 273 Трудового Кодекса РФ определяет руководителя организации как физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа [5] .
Законодательство закрепляет два основных критерия, характеризующих правовое положение руководителя организации:
- 1) руководитель организации является работником, состоящим в трудовых отношениях и выполняющим в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию;
- 2) трудовая функция руководителя организации включает в себя и реализацию компетенции юридического лица в гражданском обороте, т.е. при исполнении своих трудовых обязанностей руководитель организации осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права [6] .
Указанные особенности правового положения руководителя организации дают возможность разграничить понятие данного субъекта экономической деятельности с индивидуальным предпринимателем.
Между тем, осуществление индивидуальным предпринимателем экономической деятельности и схожесть правового статуса с коммерческой организацией и руководителем коммерческой организации обуславливает потребность осуществления прокурорского надзора за деятельностью указанных граждан при осуществлении ими предпринимательской деятельности. При этом, если гражданином совершено нарушение законодательства не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а как физическим лицом, то его не следует относить к объектам, поднадзорных прокурору. Несоблюдение иных, не относящихся, к предпринимательству обязанностей не дает прокурору права вмешиваться в личную жизнь гражданина.
Подобным образом должен решаться вопрос в отношении физических лиц, занимающих государственные или муниципальные должности. Если они, представляя тот, или иной орган, допустили нарушение по службе и несут за это ответственность, то вмешательство прокурора правомерно и оправданно.В иных случаях, даже при непосредственном обращении к прокурору, он должен передать заявление на рассмотрение иного органа. Размежеваниепубличных обязанностей с правопослушным поведением обычногогражданииа необходимо всякий раз при решении вопроса, проводить ли проверку самому или поручить уполномоченному органу [7] .
Нормы действующего законодательства по-разному определяют понятия «коммерческая организация», «руководитель коммерческой организации» и «индивидуальный предприниматель», закрепляя для них разный порядок оформления (регистрации) своей деятельности, различную степень ответственности и т.п. Учитывая правила юридической техники, по нашему мнению, невозможно ограничиться в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» терминами «коммерческие организации», не тем более «руководитель коммерческой организации» и использовать расширенный способ их трактовки.
Одним из возможных вариантов изменения редакции ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях исчерпывающего определения круга объектов прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих па территории Российской Федерации, является формулирование данной статьи посредством прямого внесения индивидуальных предпринимателей в число объектов прокурорского надзора. При этом, индивидуальные предприниматели должны рассматриваться в качестве объекта прокурорского надзора только при осуществлении ими предпринимательской правоспособности.
Деревенское С.С.
ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Научный руководитель: к.ю.н., доцент Н.М.Селезнева
- [1] Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»// Российская газета от 25.11.1995 №229; СЗ РФ. 2015. №48 (часть I).Ст. 6720.
- [2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ// Российская газета от 08.12.1994 № 238-239; СЗ РФ. 2016. № 14 Ст. 1909.
- [3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-
- [4] ФЗ// Российская газета от 08.12.1994 № 238-239; СЗ РФ. 2016. № 14. Ст. 1909.?’Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» от 17.11.2015 №50 // Российская газета от 30.11.2015.№ 270.
- [5] ‘Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российскаягазета от 31.12.2001. №256; СЗ РФ. 2016. № 27. Ст. 4172.
- [6] Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников:учебное пособие / И.Я. Белицкая, М.А. Бочарникова, М.О. Буянова и др.; под ред.Ю.П. Орловского. — М.: КОНТРАКТ, 2014. 304 с.
- [7] Казарина, А. X. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзораза исполнением законов экономической направленности: дне. . доктора юрид.наук. Москва, 2009. 179 С.
Источник: bstudy.net