Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайсина Альфия Рафилевна, Суюнова Регина Фаатовна, Мавлянова Шохсанам Рустамовна, Сакаева Эльвира Зиннуровна
В настоящее время проблема правового статуса индивидуального предпринимателя носит противоречивый характер. Дискуссии о правовом положении обусловлены двойственностью природы данного субъекта: с одной стороны, индивидуальный предприниматель сохраняет права и обязанности физического лица, а с другой стороны — в гражданском, налоговом праве, его статус приближен к коммерческой организации. В статье анализируется понятие и особенности правового регулирования статуса индивидуальных предпринимателей .Currently, the problem of the legal status of an individual entrepreneur is controversial. Discussions about the legal status are due to the duality of the nature of this subject: on the one hand, an individual entrepreneur retains the rights and obligations of an individual, and on the other hand, in civil, tax law, his status is close to a commercial organization. The article analyzes the concept and features of legal regulation of the legal status of individual entrepreneurs.
Налоги и налогообложение
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гайсина Альфия Рафилевна, Суюнова Регина Фаатовна, Мавлянова Шохсанам Рустамовна, Сакаева Эльвира Зиннуровна
Соотношение гражданской правосубъектности предпринимателя со смежными правовыми категориями
Правоспособность индивидуального предпринимателя в Российской федерации
Особенности правового положения индивидуального предпринимателя и гражданина с точки зрения процедуры банкротства
Правовое регулирование индивидуального предпринимательства
Особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»
Гайсина Альфия Рафилевна, студент 4 курса, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,
г. Стерлитамак Суюнова Регина Фаатовна, студент 4 курса, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,
г. Стерлитамак Мавлянова Шохсанам Рустамовна, студент 4 курса, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,
Сакаева Эльвира Зиннуровна, научный руководитель доцент, кандидат экономических наук, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного
университета, г. Стерлитамак
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО
Аннотация: В настоящее время проблема правового статуса индивидуального предпринимателя носит противоречивый характер. Дискуссии о правовом положении обусловлены двойственностью природы данного субъекта: с одной стороны, индивидуальный предприниматель сохраняет права и обязанности физического лица, а с другой стороны — в гражданском, налоговом праве, его статус приближен к коммерческой организации. В статье анализируется понятие и особенности правового регулирования статуса индивидуальных предпринимателей.
НДС | НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ | ТЕСТ по НАЛОГАМ | НАЛОГИ и НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ | БУХГАЛТЕРИЯ
Ключевые слова: правовой статус, индивидуальный предприниматель, юридические лица, предпринимательская деятельность, правоспособность, дееспособность.
Annotation: Currently, the problem of the legal status of an individual entrepreneur is controversial. Discussions about the legal status are due to the duality of the nature of this subject: on the one hand, an individual entrepreneur retains the rights and obligations of an individual, and on the other hand, in civil, tax law, his status is close to a commercial organization. The article analyzes the concept and features of legal regulation of the legal status of individual entrepreneurs.
Key words: legal status, individual entrepreneur, legal entities, entrepreneurial activity, legal capacity, legal capacity.
Анализируя понятие «правовой статус», следует отметить, что в теории права данный термин означает правовое положение субъекта права -физического или юридического лица, которое различается в зависимости от прав, обязанностей, ответственности, полномочий, которые закрепляются в законодательстве.
Элементы правового статуса можно объединить в две группы: организационные и функциональные. Организационные — элементы, которые отражают особенности приобретения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя: порядок приобретения статуса, ответственность, основания и порядок прекращения статуса. Функциональными элементами правового статуса выступают права и обязанности индивидуального предпринимателя [1, с. 37].
Статья 34 Конституции РФ закрепила такое важное право, как свободное использование свих способностей к труду, свобода экономической и иной деятельности, не запрещенной законом. Таким образом, конституционное законодательство закрепляет гарантии на занятие предпринимательской деятельностью лицом, имеющим любой правовой статус. Главное, чтобы эта деятельность не была запрещена и осуществлялась в рамках закона.
Нормы о правовом статусе индивидуального предпринимателя находятся в различных отраслях российского права.
В соответствии со ст.18 ГК РФ любое дееспособной лицо, являющееся гражданином РФ вправе заниматься предпринимательской, а также иной экономической деятельностью, не запрещенной законом. Так кое право выступает элементом гражданской дееспособности. Согласно ст.23 ГК РФ, гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации. Данный статус может получить только физическое лицо. Именно с этого момента он вправе начать заниматься предпринимательством.
Другая норма содержится в Налоговом кодексе РФ: так в ст. 217 НК РФ указано, что предприниматель, если такое указано в специальных нормах, вправе осуществлять определенные виды деятельности без приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В частности, обязательно подлежат налоговому декларированию доходы, которые получены в результате продажи продукции, выращенной в подсобном личном хозяйстве [1, с. 22].
Согласно п.3 ст. 23 ГК РФ правила, регламентирующие деятельность коммерческих организаций как разновидности юридических лиц, распространяются также и на индивидуальных предпринимателей, если иное не вытекает из нормативного правового акта, сущности правоотношения.
Дефиниция термина «индивидуальный предприниматель» указана в ч. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации: им является только физическое лицо, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке. Также к ним приравнены главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В отличие от юридических лиц, правосубъектность граждан неоднородна, выделяют граждан: с общей правосубъектностью и с как общей, так и специальной правосубъектностью (то есть индивидуальных предпринимателей).
Порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя определяется главой 7.1 ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Правоспособность и дееспособность индивидуального предпринимателя возникает с момента внесения записи о регистрации индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Помимо общей, индивидуальный предприниматель может обладать специальной правосубъектностью, которая возникает с момента получением специального разрешения (лицензии). Право на занятие деятельностью, которая может осуществляться только на основании лицензии (разрешения), возникает с момента получения такой лицензии (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Отсутствие в законодательстве четко определенных правовых норм, противоречия в регламентации правового статуса индивидуального предпринимателя связано, в первую очередь, отсутствием длительное время законодательного регулирования предпринимательской сферы. Соответственно, отсутствие правовых норм о правовом положении индивидуального предпринимателя в гражданском праве привело к коллизиям законодательства в иных сферах. Несмотря на то, что уже более двадцати лет, нормы гражданского законодательства регламентирую сферу предпринимательства, это не исключает проблем в данной области.
Таким образом, согласно действующему законодательству, индивидуальный предприниматель выступает как физическое лицо, имеющее права и обязанности, установленные конституционными и иными нормами права. Одновременно, к индивидуальному предпринимателю применимы правила, установленные для коммерческих организаций, так как индивидуальный предприниматель в соответствии с гражданским законодательством, является субъектом предпринимательской деятельности.
При этом не исключено в практической деятельности, смешение данных статусов. Например, при заключении сделки купли-продажи товаров, физическое лицо может приобретать имущество для личных нужд, а физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, может
покупать товары как для личных нужд, так и для предпринимательских целей. Поэтому, правоприменителю, при определении статуса покупателя следует определить природу сделки для определения грани между «личными нуждами» и «целями предпринимательства».
Таким образом, правовое положение индивидуального предпринимателя следует охарактеризовать как смешение статуса физического лица и коммерческой организации. При этом правоприменителю для правильной квалификации преступлений важно разграничить статус индивидуальных предпринимателей от физических и юридических лиц.
Рассмотрим это на примере ч. 5 ст. 159 УК РФ, в соответствии с которой к числу преступлений отнесено мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности в случае, если деяние повлекло причинение значительного ущерба. В диспозиции данной статьи специальный субъект не указан, однако указанные действия, по мнению ряда ученых, позволяет прийти к следующему выводу: субъектом данного преступления может быть только лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью.
Соответственно для того, чтобы определить является ли данное лицо субъектом преступления, необходимо установить предпринимательский характер деятельности. При этом, другие авторы считали, что субъектом данного преступления может быть любое физическое лицо, которое достигло возраста 16 лет [4].
Неоднозначность в определении субъекта преступления вызвала значительные трудности в квалификации данного преступления. По этой причине Верховный Суд РФ и высшие судебные инстанции субъектов Российской Федерации были вынуждены оперативно отреагировать на обозначенные сложности.
Так, в ч. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» указано, что субъектом преступления, предусмотренного частями 5-7
статьи 159 УК РФ, может быть только индивидуальным предпринимателем или членом органа управления коммерческой организации. Объективная сторона данного преступления выражается в неисполнении обязательств по договору в сфере предпринимательской деятельности, где сторонами выступают индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Аналогичные разъяснения были даны Верховным судом Республики Башкортостан при анализе ранее действующей статьи 159.4 УК РФ, с приведением конкретных примеров из судебной практики. В частности, указывалось, что действия лица не могут быть квалифицированы по ст.159.4 УК РФ, если его действия осуществлялись от имени физического лица, которое не было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, что находится в противоречии с термином «предпринимательская деятельность», который содержится в п.1 ст.2 ГК РФ [3].
Таким образом, правовой статус индивидуального предпринимателя регламентируется нормами различных отраслей права. Индивидуальные предприниматели — физические лица, которые зарегистрированы в порядке, установленном законом и ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Правоспособность и дееспособность индивидуального предпринимателя возникает с момента внесения записи о регистрации индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
1. Балакина П.А. Специфика административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей // Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии: сборник научных статей по итогам работы четвертого международного круглого стола. 2019. С. 37 — 39.
2. Копина А.А. Правовое определение предпринимательской деятельности для целей налогообложения: постановка проблемы // Финансовое право. 2021. № 1. С. 21 — 27.
Источник: cyberleninka.ru
Общий правовой статус индивидуального предпринимателя как основа его административно-правового статуса Текст научной статьи по специальности «Право»
Целью настоящей статьи является исследование особенностей общего правового статуса индивидуального предпринимателя и выявление его проблем, решение которых способно повлиять на активизацию нормотворческой и исследовательской деятельности по вопросам участия индивидуальных предпринимателей в административных правоотношениях. Рассматриваются вопросы соотношения статуса индивидуального предпринимателя со статусами физических и юридических лиц, и обосновывается неверность мнения об их равнозначности. Установлено, что отсутствие в гражданском законодательстве понятия « индивидуальный предприниматель » представляется существенным пробелом, так как статус индивидуального предпринимателя в цивилистической науке считается продолжением статуса гражданина как субъекта гражданского права. Аргументируется предложение о необходимости принятия Федерального закона «О правовом положении индивидуального предпринимателя в РФ», в котором представляется целесообразным предусмотреть отдельные элементы его правового статуса , включая порядок приобретения статуса индивидуального предпринимателя , а также виды деятельности, которые он вправе осуществлять
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ерохина Т.В., Казаросян З.М.
Правовой статус плательщиков налога на профессиональный доход в свете федерального закона о введении экспериментального специального налогового режима: теоретико-правовой аспект
Проблемы правового статуса самозанятых
К вопросу об административно-правовом статусе индивидуального предпринимателя
Особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей
Внутривидовая специфика осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности: вопросы правовой квалификации
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
GENERAL LEGAL STATUS OF INDIVIDUAL ENTREPRENEUR AS A BASIS OF THEIR ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS
The paper aims to discuss general legal status of entrepreneurs and identify solutions of the issues which may have an impact on the normative and legislative activity and participation of entrepreneurs in administrative legal relations. The authors consider and compare the status of entrepreneurs with the status of natural and legal persons, and show that there is a general misconception about their equivalence. It is stressed that the absence of the concept of “ individual entrepreneur ” in the Civil Code is a signifi cant legal gap as the status of individual entrepreneur in the civil law is considered to be a con-tinuation of the status of citizen as a subject of civil law. The authors put forward their suggestions and argue in favour of the Federal Law “On the legal status of an individual entrepreneur in the Russian Federation” which should cover all ele-ments of the legal status of entrepreneurs including the procedure for acquiring the status of an individual entrepreneur as well as specify the activities that individual entrepreneurs may carry out.
Текст научной работы на тему «Общий правовой статус индивидуального предпринимателя как основа его административно-правового статуса»
кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Зарине Мкртичевна Казаросян,
аспирантка кафедры публичного права, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 347.1 РЭУ им. Г.В. Плеханова
ОБЩИЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ КАК ОСНОВА ЕГО АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
Целью настоящей статьи является исследование особенностей общего правового статуса индивидуального предпринимателя и выявление его проблем, решение которых способно повлиять на активизацию нормотворческой и исследовательской деятельности по вопросам участия индивидуальных предпринимателей в административных правоотношениях. Рассматриваются вопросы соотношения статуса индивидуального предпринимателя со статусами физических и юридических лиц, и обосновывается неверность мнения об их равнозначности. Установлено, что отсутствие в гражданском законодательстве понятия «индивидуальный предприниматель» представляется существенным пробелом, так как статус индивидуального предпринимателя в цивилистической науке считается продолжением статуса гражданина как субъекта гражданского права. Аргументируется предложение о необходимости принятия Федерального закона «О правовом положении индивидуального предпринимателя в РФ», в котором представляется целесообразным предусмотреть отдельные элементы его правового статуса, включая порядок приобретения статуса индивидуального предпринимателя, а также виды деятельности, которые он вправе осуществлять.
Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, правовой статус, административно-правовой статус, правосубъектность.
T.V. Yerokhina, Z.M. Kazarosyan
GENERAL LEGAL STATUS OF INDIVIDUAL ENTREPRENEUR AS A BASIS OF THEIR ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS
The paper aims to discuss general legal status of entrepreneurs and identify solutions of the issues which may have an impact on the normative and legislative activity and participation of entrepreneurs in administrative legal relations. The authors consider and compare the status of entrepreneurs with the status of natural and legal persons, and show that there is a general misconception about their equivalence. It is stressed that the absence of the concept of «individual entrepreneur» in the Civil Code is a significant legal gap as the status of individual entrepreneur in the civil law is considered to be a continuation of the status of citizen as a subject of civil law. The authors put forward their suggestions and argue in favour of the Federal Law «On the legal status of an individual entrepreneur in the Russian Federation» which should cover all elements of the legal status of entrepreneurs including the procedure for acquiring the status of an individual entrepreneur as well as specify the activities that individual entrepreneurs may carry out.
Keywords: individual entrepreneur, legal status, administrative and legal status, legal personality.
Граждане, будучи субъектами административного права, могут обладать определенным объемом прав и обязанностей, который предопределяется их специальным правовым статусом, являющимся одним из элементов административно-правового статуса личности. Среди граждан, обладающих специальным правовым статусом, реализуемым в административно-правовых отношениях, особое место занимают индивидуальные предприниматели. Они являются активными участниками многообразных правоотношений, в том
числе отношений с участием органов государственного управления. Несмотря на этот факт, вопросы административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей в действующем законодательстве РФ до сих пор остаются недостаточно освещенными. Ученые-ад-министративисты, как правило, ограничиваются исследованием отдельных аспектов административно-правового статуса граждан, а правовое положение индивидуального предпринимателя изучается преимущественно представителями гражданского, предпринимательского
и финансового права. Поэтому обращение к вопросам исследования административно-правового статуса индивидуального предпринимателя представляется весьма актуальным.
Представляется, что проблемы исследования административно-правового статуса индивидуального предпринимателя напрямую связаны с проблемами определения общего правового статуса данной категории граждан. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности общего правового статуса индивидуального предпринимателя и выявить его проблемы, решение которых сможет повлиять на активизацию нормотворческой и исследовательской деятельности по вопросам участия индивидуальных предпринимателей в административных правоотношениях.
Как известно, основу административно-правового статуса любого индивидуального субъекта административного права, в том числе индивидуального предпринимателя, составляет общий правовой статус. Именно особенности общего правового статуса индивидуального предпринимателя предопределяют особенности его правового положения в качестве субъекта административных правоотношений.
Существование исследуемой категории физических лиц обусловлено закреплением в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Одной из организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности в нашей стране является индивидуальное предпринимательство.
Примечательно, что в России вопрос правового статуса индивидуального предпринимателя исследуется довольно широко, однако единый подход к правовому статусу индивидуального предпринимателя все же отсутствует, отчасти из-за несовершенства законодательства [6, с. 66].
На основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные вопросы правового статуса индивидуального предпринимателя, а также научной литературы представляется возможным назвать некоторые факты, влияющие, на наш взгляд, на существование проблем, связанных с определением статуса названных субъектов права.
Прежде всего, следует отметить, что правовой статус индивидуального предпринимателя регулируется множеством нормативно-правовых актов, имеющих разно-отраслевой характер. Так, понятие индивидуального предпринимателя содержится в первой части Налогового кодекса (ч. 2 ст. 11).
Статья 23 ГК РФ предусматривает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрен главой VII.1 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей урегулированы нормами Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Нормы
о привлечении индивидуальных предпринимателей к юридической ответственности содержатся в КоАП РФ, НК РФ, УК РФ, в Федеральном законе от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и др. Отношения в области защиты прав индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Нормы, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей в различных сферах, содержатся также в Воздушном кодексе (ст. 65), в Бюджетном кодексе (ст. 78), в законе «Об образовании» (ст. 32), в законе «О государственном кадастре недвижимости», в законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и во многих других нормативных правовых актах.
Такое разнообразие правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя создает трудности при поиске нужной правовой информации, необходимой конкретному лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в определенной сфере. Особенно это проблематично при низкой юридической грамотности граждан — индивидуальных предпринимателей (правовой неграмотности), неспособных ориентироваться в нормативном массиве.
Кроме того, индивидуальные предприниматели, в соответствии с действующим законодательством, не обладают самостоятельной правосубъектностью. Законодатель приравнивает индивидуальных предпринимателей по статусу то к физическим, то к юридическим лицам, являющимся коммерческими организациями. Думается, что подобная ситуация обусловлена двойственностью правового статуса индивидуального предпринимателя: как гражданина (физического лица) и как субъекта предпринимательской деятельности.
В подтверждение сказанного приведем несколько аргументов. Так, Гражданский кодекс закрепляет положение, согласно которому к предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица применяются нормы, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (п. 3 ст. 23 ГК).
Аналогичное положение содержится в п. 13 Постановления № 6/8 Пленума Верховного суда и Пленума Высшего арбитражного суда от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Закон об обязательном медицинском страховании относит индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (ч.
1 ст. 12). В соответствии с примечаниями к ст. 16.1 и 18.1 КоАП РФ за правонарушения, предусмотренные данными главами Кодекса, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридические лица. Приравнивание индивидуальных предпринимателей к коммерческим организациям В.В.
Лаптев связывает с тем, что специальных «предпринимательских» норм для физических лиц в законодательстве недостаточно [3, с. 18]. Существуют также примеры, указывающие на неравнознач-
ность статусов организации и индивидуального предпринимателя. Например, в соответствии с ч. 10 ст. 18 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются только организациям. Как показывает судебная практика, индивидуальные предприниматели заниматься такой деятельностью не вправе [4; 5].
Во многих нормативно-правовых актах индивидуальный предприниматель чаще приравнивается не к юридическим, а к физическим лицам. В качестве примера, подтверждающего близость статусов физического лица и индивидуального предпринимателя, можно назвать нормы Положения об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 19 августа 2004 г., в соответствии с которым клиенты банков должны предоставлять определенный перечень документов в целях идентификации.
В данном случае индивидуальный предприниматель отделен от юридических лиц, но часть документов предоставляется в том же виде, что и для физических лиц. Рассматривая соотношение статусов индивидуального предпринимателя, физических и юридических лиц, необходимо также обозначить позицию КоАП РФ по данному вопросу.
Так, многие статьи Особенной части КоАП РФ предусматривают ответственность для субъектов предпринимательской деятельности, указывая в санкциях лишь граждан, должностных и юридических лиц. В подобных ситуациях следует руководствоваться примечанием к ст. 2.4. КоАП РФ, в соответствии с которым «. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.». Последние, как известно, являются индивидуальными субъектами административного права с особым правовым статусом, т.е. здесь явно прослеживается соотношение статуса индивидуального предпринимателя с физическим лицом.
Таким образом, в российском законодательстве можно встретить нормы, приравнивающие индивидуальных предпринимателей как к организациям, так и к гражданам.
В-третьих, проблему определения правового статуса индивидуального предпринимателя можно связать с отсутствием понятия «индивидуальный предприниматель» в современном гражданском законодательстве. Данное понятие приводится в Налоговом кодексе РФ, который понимает под индивидуальными предпринимателями физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глав крестьянских (фермерских) хозяйств.
Отсутствие в гражданском законодательстве понятия «индивидуальный предприниматель» представляется существенным пробелом, так как статус индивидуального предпринимателя в цивилистической науке считается продолжением статуса гражданина как субъекта гражданского права [7, с. 48]. Т.А. Батрова считает, что правосубъектность участников товарного рынка производна от их гражданской правосубъектности [1, с. 89]. Поэтому представляется правильным предусмотреть понятие «индивидуальный предприниматель» в ГК РФ.
Таковы, на наш взгляд, основные, но далеко не все проблемы нормативного характера, влияющие на отсутствие единого подхода к пониманию статуса индивидуального предпринимателя как в юридической науке, так и в действующем законодательстве.
Решение обозначенных проблем видится в упорядочении норм, регулирующих различные стороны правового положения индивидуального предпринимателя. Отдельно следует сказать о необходимости принятия Федерального закона «О правовом положении индивидуального предпринимателя в РФ», в котором представляется целесообразным предусмотреть отдельные элементы его правового статуса, включая порядок приобретения статуса индивидуального предпринимателя, а также виды деятельности, которые он вправе осуществлять. Думается, что принятие такого закона будет способствовать развитию нормативно-правового регулирования и юридической доктрины по вопросам административно-правового статуса индивидуального предпринимателя в России.
1. Батрова Т.А. Правосубъектность участников товарного рынка и проблемы ее правового закрепления // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Вып. 6 / под ред. В.Ф.
Попондопуло и Д.Ф. Нефедова. М.: ВолтерсКлувер, 2007.
2. Косимова Н.И. Право граждан на предпринимательскую деятельность // Адвокат. 1999. № 10.
3. Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности. М., 1997.
4. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 г. № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (п. 15)» // Вестник экономического правосудия РФ. 2014. № 9.
5. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 г. № 13АП-22089/13 // Система «Гарант». и^: http://base.garant.rU/54837461/#ixzz3oXFde1ZW.
6. Ходырев В.А., Непомнящая Н.Г. Индивидуальный предприниматель в России: физическое или юридическое лицо // Инновации в науке. 2014. № 34. С. 66-77.
7. Шапсугова М.Д. Особенности правосубъектности индивидуального предпринимателя по законодательству РФ // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 2. С. 48-53.
Источник: cyberleninka.ru
Российское административное право
Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов.
Их можно сгруппировать в несколько родовых общностей, выделив специальные статусы:
- членов административных коллективов;
- субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);
- жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;
- субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, допущенных к государственной тайне, и др.);
- государственных и муниципальных служащих; индивидуальных предпринимателей;
- лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления.
Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин РФ может быть сиротой, студентом, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (граждан РФ, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.
Понятие административный коллектив в юридической науке не применяется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве термин «трудовой коллектив», под которым понимают и самостоятельный субъект права, и работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим трудом в деятельности организации.
Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.
Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты — административный коллектив, в который уже в ином качестве (как носители служебных полномочий) входят администрация и преподаватели.
Вопрос о правосубъектности и видах административных коллективов еще ждет своего исследователя. Сейчас же нужно отметить, что, став добровольно, по призыву членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника). Речь идет о личных, а не служебных правах и обязанностях, ибо вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта — организации.
Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся закрепленные Законом РФ «О милиции» права на судебную защиту при увольнении (ст. 27), государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья (ст. 29), обеспечение жилой площадью (ст. 30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст.
20) и др.
Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры определяются административно-правовыми нормами.
В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за дежурства в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление женщинам отпусков по беременности; выплата суточных в командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права, и все чаще права обеспечиваются судебной защитой.
Применительно к членам административных коллективов различаются статусы: обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.); сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.); военнослужащих.
Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.
Одним из ярких проявлений социальной политики государства служит установление административной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи. Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, обеспечении жильем, предоставлении разнообразных льгот и привилегий и т.д. Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат публичной исполнительной власти.
И та часть государственной опеки, которая регламентируется нормами административного права, может быть названа административной. Ее субъекты — безработные, «чернобыльцы», беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды Отечественной войны, «афганцы» и приравненные к ним лица, дети-сироты, многодетные родители, жертвы политических репрессий, лица, страдающие психическими заболеваниями, больные диабетом, туберкулезом и еще многие категории граждан.
Основаниями для приобретения такого специального административно-правового статуса могут быть демографические обстоятельства, техногенные и экологические катастрофы и иные неблагоприятные социальные факторы. Именно последние лежат в основе правовых актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.
Всех субъектов административной опеки условно можно поделить на две группы: слабые (дети, больные и др.) и жертвы экстремальных ситуаций.
Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты: выплаты пенсий, связанных с трудовой деятельностью, военной и приравненной к ней службой. Во втором случае социальное обеспечение зависит от выполнявшейся работы, стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.
В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет различные территориальные режимы. Так, трудовое законодательство особо регулирует трудовые отношения на Крайнем Севере. Но больше всего существует специальных административно-правовых режимов территорий. Они могут быть постоянными (установленными на неопределенное время) и временными. Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного и чрезвычайного положения, режим карантина и др.
Среди постоянных административно-правовых режимов территорий следует прежде всего назвать пограничный режим, режимы закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), особо охраняемых природных территорий. На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальные административно-правовые статусы жителей режимных территорий. Он включает чаще всего особые правила въезда в зону и выезда из нее, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.
Так, во исполнение Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» Правительство РФ утвердило положение об обеспечении режима ЗАТО, на территории которого расположены объекты Министерства обороны РФ.
В нем сказано, что особый режим включает:
- установление запретной зоны (территория объекта) и контролируемой зоны (территория закрытого образования без территории объекта);
- ограничение на въезд и (или) проживание граждан на территории закрытого образования;
- ограничение на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования;
- ограничение на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающее из ограничения на въезд и (или) проживание.
Источник: isfic.info