РосИнтеллектСервис – только профессиональный подход
Для вашего удобства мы разместили целый ряд обучающих видео на нашем YouTube канале, в т.ч. посвященных международной процедуре регистрации товарного знака.
Основные критерии работы патентного бюро РосИнтеллектСервис: профессионально, быстро, недорого. Мы делаем все, чтобы наши клиенты могли эффективно развивать и защищать свой бизнес в РФ и на территории других стран, в т.ч. в условиях геополитической нестабильности.
Для более подробной информации, пожалуйста обращайтесь по тел: 8 (800) 500-68-08 (звонок из региона бесплатный) или 7 (495) 215-22-27
Заказать услугу
Регистрация товарного знака в Китае, в условиях переориентирования экономики РФ на альтернативные рынки, стала актуальным и важным этапом для многих российских предпринимателей. Успешная регистрация бренда в Китае на сегодня является одной из ключевых задач для опытных и квалифицированных патентных поверенных компании «РосИнтеллектСервис».
Бизнес с Китаем. Переговоры. Топ-13 ошибок начинающих предпринимателей и не только | Twins Chinese
Особенности ведения бизнеса в Китайской Народной Республике
Институциональные условия предпринимательства в КНР. Условия для ведения бизнеса в КНР постоянно совершенствуются. Улучшается правовая база предпринимательства, для китайских частных фирм и иностранных компаний открывается доступ в закрытые прежде сферы деятельности (это являлось одним из условий присоединения КНР к ВТО). Экономическая жизнь в стране все больше подчиняется законам рынка.
Если в течение первых двух десятилетий политики открытости для предприятий с иностранным капиталом устанавливался более благоприятный режим хозяйствования, чем для национальных предприятий, то в 2000-е гг. условия хозяйствования иностранных и китайских компаний начинают сближаться. На рубеже 1990– 2000-х гг. в стране была проведена масштабная приватизация, в результате чего доля государственного сектора в экономике существенно сократилась. Число предприятий государственного сектора уменьшилось с 37% от общего числа в 1999 г. до 5% в 2008 г., снизился их вклад в обеспечение занятости населения и промышленный выпуск. В стратегически важных отраслях и сферах экономики, таких как нефтегазовая, угольная, химическая, финансовая отрасли, сфера телекоммуникаций, государственным компаниям по-прежнему принадлежат доминирующие позиции. В соответствии с политикой «выхода вовне», провозглашенной китайским руководством в 2003 г., крупные госкомпании были превращены в ТЫК.
В 1999–2004 гг. произошла окончательная легализация частного предпринимательства, созданы условия для развертывания частной инициативы. Важным шагом на пути совершенствования инвестиционного климата и формирования зрелой рыночной среды стало принятие в 2008 г. двух законов: «О собственности» и «Об антимонопольном регулировании». По соглашению о присоединении КНР к ВТО негосударственным предприятиям было предоставлено право осуществления ВЭД.
Накануне 12-й пятилетки (в 2010 г.) Госсоветом КНР были изданы два новых документа, направленных на поощрение развития частного предпринимательства [1] . В соответствии с ними был значительно расширен перечень отраслей для доступа частных инвесторов. Стало поощряться вложение частного капитала в новые отрасли: энергосбережение и охрану окружающей среды, информационные технологии нового поколения, биотехнологии, новые материалы и источники энергии, высокоскоростные железные дороги. Значительно увеличился доступ частных инвестиций в финансовый сектор, в частности в создание сельских и городских финансовых кооперативов, кредитных компаний, в деятельность коммерческих банков в качестве акционеров [2] . В октябре 2011 г. Госсовет утвердил новые меры поддержки малых и микропредприятий.
Изменения в политическом курсе 2000-х гг. обусловили бурный рост частного предпринимательства и формирование в стране более конкурентной среды. К концу 2010 г. зарегистрировано более 42 млн индивидуальных и частных предприятий, на которых занято свыше 180 млн человек, что составляло более 20% экономически активного населения и почти в три раза превышало численность рабочих и служащих на предприятиях государственного сектора (65,16 млн чел.). Увеличилось не только число предприятий, но возросли также масштабы производства в частном секторе. Уровень рентабельности частных предприятий как правило выше, чем в государственном секторе, они являются чрезвычайно конкурентоспособными.
Частный капитал пока еще не занимает заметного места в монопольных отраслях китайской экономики. Например, до настоящего времени частный сектор контролировал лишь 14% рынка электроэнергии, 10% финансовых услуг, по 8% в сферах связи и транспорта и 7% услуг водоснабжения.
Проблемой, с которой по-прежнему сталкивается основная масса малых и средних частных фирм, несмотря па расширение объемов финансовой поддержки частного сектора, – является отсутствие доступа к кредитам, предоставляемым банковской системой. Практически все малые фирмы прибегают к услугам «теневых» кредиторов, и в настоящее время аналитики КНР утверждают, что размер подобного «кредитования» в стране принимает катастрофические масштабы – порядка 1,83 трлн долл., практически 20% от объема легального кредитования.
- [1] Первый документ – «Некоторые соображения Госсовета КНР по вопросам поощрения, здорового развития и ориентирования частных национальных инвестиций» (май 2010 г.). Второй документ – «Уведомление канцелярии Госсовета КНР о разделении функций по стимулированию и здоровому развитию частных национальных инвестиций» (июль 2010 г.).
- [2]Чуванкова В. Развитие частного предпринимательства в КНР // Проблемы Дальнего Востока, 2011. № 6. С. 38–44.
Источник: studme.org
Основы коммерческого права Китайской Народной Республики. Учебное пособие
В праве и доктрине КНР для обозначения индивидуальной предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица используются понятия «индивидуальное торгово-промышленное хозяйство», или «индивидуальные предприятия торговли и промышленности («торгово-промышленные индивидуальности»), индивидуальное частное предприятие («предприятие с капиталом одного лица»).
Индивидуальное торгово-промышленное хозяйство в соответствии с определением, содержащемся в Положении «Об индивидуальных торгово-промышленных хозяйствах» (в ред. 2014 г.) – это гражданин, имеющий необходимую для ведения предпринимательской деятельности правосубъектность и зарегистрированный в качестве индивидуального торгово-промышленного хозяйства в органах торгово-промышленной администрации. Такой гражданин вправе заниматься деятельностью в сфере промышленности и торговли в пределах, разрешенных законодательством, а также после получения согласно закону разрешения и регистрации (ст. 54 ГК КНР).
В соответствии со ст. 2 Положения «Об индивидуальных торгово-промышленных хозяйствах» зарегистрироваться в качестве индивидуального торгово-промышленного хозяйства может гражданин КНР.
Статья 27 данного Положения допускает регистрацию в данном качестве постоянных жителей Специального административного района Гонконг и Специального административного района Макао, имеющих гражданство КНР, и постоянных жителей Тайваньского региона (т.е. граждан Китайской Республики – Тайваня) – но с некоторыми ограничениями. Остальные лица, в том числе и иностранные граждане, имеющие право на постоянное проживание в Гонконге или Макао, зарегистрироваться в качестве индивидуального торгово-промышленного хозяйства не могут. Для некоторых категорий установлен запрет заниматься индивидуальной торгово-промышленной деятельностью. Он касается рабочих и служащих, а также партийных работников и управленческого персонала.
Законодательство КНР допускает две формы организации индивидуальных торгово-промышленных хозяйств: физическое лицо и семья. Физическое лицо, способное вести предпринимательскую деятельность и зарегистрированное в качестве индивидуального торгово-промышленного хозяйства в органах торгово-промышленной администрации, управляет всей деятельностью и отвечает всем своим имуществом по обязательствам индивидуального торгово-промышленного хозяйства.
Если индивидуальное торгово-промышленное хозяйство ведется семьей, то один из членов семьи регистрируется в качестве индивидуального торгово-промышленного хозяйства и управляет его деятельностью. Ответственность по обязательствам индивидуального торгово-промышленного хозяйства несет физическое лицо всем своим имуществом, если данное хозяйство управляется одним физическим лицом. Если индивидуальное торгово-промышленное хозяйство организовано и управляется семьей, то ответственность по обязательствам такого хозяйства несет семья всем своим имуществом (ст. 56 ГК КНР).
Закон КНР «О индивидуальных частных предприятиях», вступивший в силу в 2000 году, под индивидуальным частным предприятием имеет в виду «хозяйственную субстанцию, созданную в соответствии с настоящим Законом в пределах границ Китая благодаря вклада капитала одним физическим лицом, с имуществом предприятия, являющимся личной собственностью инвестора, при этом инвестор несет неограниченную ответственность своим личным имуществом за долги предприятия» (ст. 2).
В соответствии с ГК КНР такие индивидуальные частные предприятия называются неинкорпорированными организациями, которые не являются юридическими лицами и не имеют правосубъектности (ст. 102 ГК КНР).
Индивидуальное частное предприятие – субъект предпринимательской деятельности, создаваемый физическим лицом. Физическое лицо вносит вклад в индивидуальное частное предприятие своим имуществом и регистрирует предприятие в органах торгово-промышленной администрации. Все имущество индивидуального частного предприятия принадлежит учредителю, который, в свою очередь, несет неограниченную ответственность по обязательствам предприятия (ст. 104 ГК КНР). Физическое лицо вправе самостоятельно управлять или нанять другое лицо для управления деятельностью индивидуального частного предприятия.
В соответствии со статьей 47 Закона КНР «Об индивидуальных частных предприятиях» данный закон не применяется при создании предприятий с иностранным капиталом. Хотя законодательство многих стран, в том числе и России, допускает создание компаний одного лица, признаваемых юридическими лицами, китайские предприятия с капиталом одного лица таковыми не являются.
Гражданин, желающий организовать индивидуальное предприятие, должен подать заявление в Управление промышленно-торговой администрации, которое регистрирует индивидуальное предприятие и выдает разрешение на занятие индивидуальной деятельностью.
Согласно документу Госсовета КНР от 7 июля 1981 г. «О некоторых установках для индивидуального сектора городов и поселков вне сферы сельского хозяйства» в каждом предприятии индивидуального сектора разрешалось нанимать до семи человек – двух помощников и пять учеников. Предприятие, где число наемных работников составляет восемь человек и более, относится в КНР не к индивидуальному, а к частному сектору.
При приеме на работу к единоличнику между ним, учеником или помощником заключается письменный договор, определяющий права и обязанности сторон, сроки обучения, вознаграждение и др. Договор должен быть представлен в Управление промышленно-торговой администрации. Как мастер, так и ученик в случае нарушения одного из пунктов договора имеют право расторгнуть его в местном промышленно-торговом административном управлении. Помимо наемных работников, владелец индивидуального предприятия может приглашать специалистов, компетентных в хозяйственном управлении и законодательстве.
Гражданскому законодательству Китая известны договорные формы осуществления гражданами предпринимательской деятельности без образования юридического лица. К таким формам относятся: подрядные хозяйства и персональные товарищества (артели).
Граждане, ведущие товарное хозяйство в деревне, называются подрядным хозяйством. Как предусмотрено ст. 55 ГК КНР, «под подрядными хозяйствами в деревне подразумеваются члены коллективных хозяйственных организаций в деревне, ведущие в пределах, разрешенных законодательством, товарное хозяйство в соответствии с договором подряда».
Под персональным товариществом (артелью) подразумевается объединение двух и более граждан, каждый из которых в соответствии с договором предоставляет денежные, материальные, технические средства и т. п., участвует в ведении дел товарищества, трудится вместе со всеми.
Основу деятельности персонального товарищества составляет договор (письменное соглашение) между ее участниками. Имущество, накопленное в процессе деятельности товарищества, принадлежит его участникам.
Вопросы деятельности персонального товарищества решаются его участниками совместно; участники товарищества обладают правами исполнения и контроля.
Управление и пользование имуществом, внесенным участниками товарищества, осуществляются ими совместно.
Персональное товарищество может иметь вывеску и по получении согласно закону разрешения и регистрации осуществляет деятельность в установленных при получении разрешения и регистрации пределах.
По обязательствам товарищества каждый участник отвечает своим имуществом соответственно доле участия или размеру, установленному соглашением.
Участники товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам, если иное не предусмотрено законодательством. Участник товарищества, который для выполнения обязательств товарищества вносит сумму, превышающую его долю, имеет право требовать возмещения от других участников товарищества.
§ 2. Правовое положение государственных предприятий и предприятий коллективной собственности
В соответствии с Конституцией КНР 1993 г. основу социалистической экономической системы Китая составляет социалистическая общественная собственность на средства производства, а именно общенародная собственность и коллективная собственность (ст. 6).
На базе общенародной собственности функционируют государственные предприятия, на базе коллективной собственности – хозяйственные организации, находящиеся в коллективной собственности.
Государственные предприятия общенародной собственности. Модель предприятия общенародной собственности в КНР соответствует организационно-правовой форме государственных унитарных предприятий в России. Понятие, признаки и особенности предприятия общенародной собственности раскрываются в Законе КНР 1988 г. «О промышленных предприятиях общенародной собственности».
В соответствии с Законом КНР «О промышленном предприятии общенародной собственности» промышленное предприятие общенародной собственности представляет собой социалистическую организацию, производящую товары и самостоятельно ведущую хозяйственную деятельность согласно закону, самостоятельно отвечающую за прибыли и убытки, использующую самостоятельный хозяйственный расчет.
Согласно ст. 16 Закона после получения разрешения органов торгово-промышленной администрации и регистрации предприятию выдается «Удостоверение о хозяйствовании» и оно приобретает статус юридического лица.
Предприятия как юридические лица обязаны заниматься деятельностью в пределах, установленных при получении разрешения и прохождении регистрации. Предприятия как юридические лица несут гражданскую ответственность за действия своих законных представителей и прочего персонала.
Предприятия общенародной собственности как юридические лица несут гражданскую ответственность имуществом, предоставленным им государством в хозяйственное управление. Аналогичное положение закреплено и в ГК РФ: унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 6 ст. 113 ГК).
Основы коммерческого права Китайской Народной Республики. Учебное пособие
Учебное пособие включает темы учебной дисциплины «Коммерческое право КНР», изучаемой в Санкт-Петербургском государственном университете. Может быть использовано также при изучении учебных курсов «Коммерческое право зарубежных стран», «Гражданское и торговое право зарубежных стран».
В учебном пособии представлены основные институты коммерческого права Китая: субъекты коммерческой деятельности, вещные права предпринимателей, торговые сделки, банкротство, защита конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, разрешение предпринимательских споров и некоторые другие.
Законодательство приведено по состоянию на 1 февраля 2018 г.
Предназначено для студентов и аспирантов, изучающих коммерческое право Китая, преподавателей и других лиц, интересующихся этой областью юриспруденции.
Макаровой О.А. Основы коммерческого права Китайской Народной Республики. Учебное пособие Макаровой О.А. Основы коммерческого права Китайской Народной Республики. Учебное пособие Учебное пособие включает темы учебной дисциплины «Коммерческое право КНР», изучаемой в Санкт-Петербургском государственном университете.
Может быть использовано также при изучении учебных курсов «Коммерческое право зарубежных стран», «Гражданское и торговое право зарубежных стран».
В учебном пособии представлены основные институты коммерческого права Китая: субъекты коммерческой деятельности, вещные права предпринимателей, торговые сделки, банкротство, защита конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, разрешение предпринимательских споров и некоторые другие.
Законодательство приведено по состоянию на 1 февраля 2018 г.
Предназначено для студентов и аспирантов, изучающих коммерческое право Китая, преподавателей и других лиц, интересующихся этой областью юриспруденции.
Источник: litgid.com