Индивидуальный предприниматель — дееспособный гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прошедший специальную процедуру государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По общему правилу, в качестве индивидуального предпринимателя можно зарегистрироваться с 18 лет при достижении полной дееспособности, за исключением: вступления в брак до достижения совершеннолетия, эмансипации (объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным), которая возможна при достижении физическим лицом 16 лет и работе по трудовому договору (контракту) или с согласия своих законных представителей, при осуществлении предпринимательской деятельности. При наличии согласия обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным выполняется по решению органа опеки и попечительства. Если такое согласие отсутствует, то эмансипация производится по решению суда.
Индивидуальный предприниматель, ИП в 2016
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это основополагающее требование.
К предпринимательской деятельности граждан — индивидуальных предпринимателей применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, других правовых актов или существа правоотношения.
К индивидуальному предпринимателю применяется принцип полной имущественной ответственности, т.е. он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Исключение составляет имущество, на которое не может быть обращено взыскание. В частности, ст. 446 ГПК РФ устанавливает имущественный (исполнительский) иммунитет в отношении принадлежащего граж- данину-должнику жилого помещения, являющегося единственным пригодным для постоянного проживания помещением, или земельного участка, на котором расположены такие объекты недвижимости (за исключением предмета ипотеки); предметов обычной домашней обстановки и обихода, вещей индивидуального пользования и др.
Являясь субъектом малого предпринимательства, индивидуальный предприниматель, пользуется поддержкой государства, например предусмотрена упрощенная система налогообложения.
Существует и законодательно закрепленная защита контрагентов индивидуального предпринимателя (ч. 4 ст. 23 ГК РФ).
Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований закона (не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, например ст. 401 ГК РФ, устанавливающую повышенную (без учета вины) ответственность предпринимателей по сравнению с общегражданской ответственностью.
Признаки предпринимательской деятельности | Штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность
Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства определяется в первую очередь ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о малом и среднем предпринимательстве), вступивший в силу с 01.01.2008, за исключением ряда положений [1] .
В соответствии со ст. 3 данного Закона под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные по условиям, установленным указанным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
- • суммарная доля участия публичных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность в соответствии с законодательством РФ);
- • доля участия в капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%;
- • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения: для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно; для малых предприятий до 100 человек включительно ; для микропредприятий до 15 человек;
- • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ [2] : для микропредприятий 120 млн руб; для малых предприятий 800 млн руб; для средних предприятий 2000 млн руб.
Указанные предельные значения пересматриваются Правительством РФ один раз в 5 лет с учетом результатов сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ являются:
- • разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- • ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- • участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
- • обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки.
Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
- • заявительный порядок обращения за оказанием поддержки;
- • доступность инфраструктуры поддержки;
- • равный доступ к участию в соответствующих программах;
- • открытость процедур оказания поддержки.
Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся финансовыми организациями или участниками соглашений о разделе продукции, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, а также являющихся нерезидентами РФ.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания указанных субъектов и оказания им поддержки. В систему инфраструктуры поддержки также входят центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, центры кластерного развития и др. [3]
Закон о малом и среднем предпринимательстве в ст. 16 определяет условия, порядок и формы такой поддержки.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру такой поддержки, устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом субъекты РФ вправе наряду с установленными формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет собственных бюджетных средств.
Субъектам малого и среднего предпринимательства оказывают поддержку на федеральном и региональном уровнях.
Оказание финансовой поддержки может осуществляться путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание имущественной поддержки осуществляется органами публичной власти в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Оказание информационной поддержки осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникативных сетей и обеспечения их функционирования.
Оказание консультационной поддержки может осуществляться в виде:
- • создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;
- • компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.
Оказание поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров может осуществляться в виде:
- • разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов;
- • создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства;
- • учебно-методологической, научно-методической помощи.
Оказание поддержки в области инноваций и промышленного производства может осуществляться в виде:
- • создания специализированных организаций, образующих инфраструктуру поддержки, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон и др.;
- • содействия государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности;
- • создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
- • создания инвестиционных фондов.
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, может осуществляться в виде:
- • сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства;
- • содействия в продвижении на рынки зарубежных стран российских товаров, работ, услуг;
- • создания специализированных организаций, образующих инфраструктуру поддержки и оказывающих такую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и др.
Оказание поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, осуществляется в виде обеспечения кредитами для выращивания, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, субсидирования отдельных направлений сельхозпроизводства, создания объектов инфраструктуры и др.
- [1] Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ // СЗ РФ 2007. № 31. Ст. 4006.
- [2] См.: Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектовмалого и среднего предпринимательства» // СЗ РФ. 2013. № 7. Ст. 646.
- [3] См., например: Устав федерального государственного бюджетного учреждения«Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»[утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.07.2012 № 680] // СЗ РФ. 2012.№ 28. Ст. 3910.
Источник: bstudy.net
СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физические лица как субъекты предпринимательства, понятие, законодательство
Субъектами предпринимательской деятельности являются граждане — индивидуальные предприниматели и коммерческие организации — юридические лица. В предпринимательской деятельности на территории РФ могут участвовать иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, в частности предприятия с иностранными инвестициями.
В отношения с предпринимателями, регулируемые гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами могут вступать также РФ. ее субъекты и муниципальные образования. От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а также выступать в суде органы государственной власти или органы местного самоуправления в рамках их компетенции. По общему правилу к РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие в гражданских правоотношениях юридических лиц.
Элементами правового статуса граждан (физических лиц), являющихся индивидуальными предпринимателями, служат правоспособность, дееспособность и местожительство. Будучи едиными для всех граждан — участников гражданского оборота, эти элементы обладают рядом особенностей, присущих только предпринимателям.
Правоспособность — это потенциальная (общая, абстрактная) способность физического лица иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами, возникает в момент рождения гражданина и прскратастея с его смертью. В отдельных случаях правоспособность возникает и до рождения. Так, ребенок умершего, зачатый при его жизни, но родившийся после его смерти, по закону приобретает право на наследство умершего. Акты гражданского состояния, определяющие возникновение и прекращение гражданской правоспособности, такие как рождение и смерть гражданина, подлежат государственной регистрации органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в актовые книги и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Наряду с зарегистрированными индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельностью может заниматься также глава крестьянского (фермерского) хозяйства — с момента государственной регистрации хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
Предпринимательская деятельность граждан регулируется специальными правовыми нормами, к примеру ст. 23 и 25 ГК. Вместе с тем к предпринимательской деятельности этих субъектов могут применяться, за некоторыми исключениями, также правила закона, регулирующие деятельность коммерческих организаций юридических лиц. Все физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, признаются субъектами малого предпринимательства.
Регистрация граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 “Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации’’. Для государственной регистрации предприниматель представляет в регистрирующий орган: заявление по установленной форме; документ об уплате регистрационного сбора и конверт с обратным адресом и знаками оплаты почтового перевода (если заявление направляется ценным почтовым отправлением). Государственная регистрация производится в день представления документов или в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается либо высылается по почте бессрочное свидетельство о его регистрации в качестве предпринимателя. Предельный размер ставки регистрационного сбора не должен превышать установленного законом минимального размера оплаты труда.
Предпринимательский статус гражданина обязывает его полностью отвечать по своим долгам как перед бюджетом, так и перед кредиторами. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом) и утратить качество предпринимателя.
Требования кредиторов предпринимателя, признанного банкротом, удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности. Из установленных законом пяти очередей в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов (п. 3 ст. 25 ГК).
В ходе осуществления процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его кредиторами могут заявляться требования по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью. После завершения расчетов с кредиторами предприниматель освобождается от исполнения требований по этим обязательствам, если они были не только предъявлены, но и учтены при признании предпринимателя банкротом.
Дееспособность любого гражданина — это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Различают четыре состояния дееспособности:
- 1) полная дееспособность;
- 2) частичная дееспособность;
- 3) ограниченная дееспособность;
- 4) полная недееспособность.
Хотя для занятия предпринимательской деятельностью гражданин должен обладать полной дееспособностью, полезно знать, кто обладает частичной дееспособностью, а также кто и при каких условиях может быть ограничен в дееспособности либо признан недееспособным.
Полная гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста. Вместе с тем гражданин, не достигший 18 лет, может приобрести полную дееспособность в случае вступления в брак в установленном порядке ранее этого возраста или в результате эмансипации.
Эмансипация — это объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным при условии его работы по трудовому договору (контракту) или занятия с согласия законных представителей (родителей, усыновителей либо попечителя) предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия законных представителей или по решению суда — при отсутствии такого согласия.
Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние граждане: малолетние в возрасте до 14 лет и неэмансипированные подростки в возрасте от 14 до 18 лет. За малолетних сделки (кроме мелких бытовых и некоторых других, которые малолетние вправе самостоятельно совершать с 6-летнего возраста) от их имени могут осуществлять (при соблюдении предусмотренных законом условий) только их родители, усыновители или опекуны.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, по общему правилу, с предварительного (либо последующего) письменного согласия (одобрения) своих законных представителей.
Вместе с тем в этом возрасте подростки вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять права автора охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые и иные сделки, в частности сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации (скажем, недорогие подарки), и сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели (например, для приобретения фотоаппарата) или для свободного распоряжения.
Ограниченная дееспособность граждан также регламентируется законом. По общему правилу, никто не может быть ограничен в право — и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, установившего подобное ограничение. Более того, по общему правилу, являются ничтожными полный или частичный добровольный отказ гражданина от право- или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение право- или дееспособности.
В дееспособности могут быть ограничены как полностью дееспособные (совершеннолетние), так и частично дееспособные граждане (подростки в возрасте от 14 до 18 лет).
Совершеннолетний гражданин может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с установлением попечительства при условии, если он, во-первых, злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и, во-вторых, вследствие этого ставит свою семью в тяжелое материальное положение. После решения суда такой гражданин вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки, совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может только с согласия попечителя. Ограничение дееспособности и попечительство отменяются судом по отпадении указанных оснований, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности.
Частичная дееспособность подростка в возрасте от 14 до 18 лет может быть ограничена также лишь по решению суда по ходатайству законных представителей подростка либо органа опеки и попечительства. При наличии достаточных оснований (в том числе злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, безрассудного расходования своих заработка, стипендии, иных доходов) суд может не только ограничить, но и лишить подростка права самостоятельно распоряжаться любыми своими доходами.
Полностью недееспособным по решению суда с установлением над ним опеки может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. От имени такого гражданина сделки совершает его опекун. При отпадении оснований признания гражданина недееспособным суд признает его дееспособным, и на основании решения суда отменяется установленная над ним опека.
Новый ГК РФ подробно регламентирует функции, права, обязанности и деятельность органов опеки и попечительства, в роли которых выступают органы местного самоуправления (ст. 31 -41 ).
Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным надо отличать от патронажа над дееспособными гражданами. Попечительство в форме патронажа устанавливается органом опеки и попечительства только по просьбе самого совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Попечитель (помощник) дееспособного гражданина также может быть назначен в этом случае лишь с согласия такого гражданина. Обычно помощник заключает с подопечным договор поручения или договор о доверительном управлении имуществом подопечного.
Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином которой он является, а лица без гражданства — страны, в которой он имеет постоянное место жительства. При этом, однако, дееспособность данных лиц, в том числе занимающихся предпринимательством, в отношении сделок, совершаемых в РФ, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РФ, определяется по российскому законодательству.
Местом жительства гражданина, являющимся важным элементом его правового статуса, признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства малолетних и подопечных граждан признаётся место жительства их законных представителей.
В повседневной жизни нередки случаи длительного немотивированного отсутствия некоторых граждан, в том числе предпринимателей в месте их жительства. В целях недопущения неразумно долгой неопределенности в имущественных и личных отношениях данных граждан с другими лицами закон устанавливает возможность признания таких граждан безвестно отсутствующими и объявления их умершими.
Объявление гражданина по суду умершим допускается, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (например, во время лесного пожара) или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (скажем, от взрыва самолета, в числе пассажиров которого числился пропавший), — в течение 6 месяцев. При пропаже без вести в связи с военными действиями гражданин, напротив, может быть объявлен судом умершим нс ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет свое решение, на основе чего аннулируется запись о смерти в актовой книге. Гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, перешедшего к нему безвозмездно, т. с. в порядке наследования или дарения. Лицо, приобретшее имущество гражданина, объявленного умершим, по возмездной сделке, обязано возвратить имущество или его стоимость, только если будет доказана осведомленность этого лица в том, что объявленный умершим гражданин фактически жив.
Источник: ozlib.com
Субъекты предпринимательской деятельности и их права и обязанности
Субъектами предпринимательской деятельности (субъектами предпринимательства) являются юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Органы государственной власти и управления (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), их должностные лица, а также другие лица, которым законодательством запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, не могут быть субъектами предпринимательской деятельности.
Субъектами малого предпринимательства являются:
- — индивидуальные предприниматели;
- — микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, — не более двадцати человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслях — не более десяти человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании — не более пяти человек;
- — малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях:
- — легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и промышленности строительных материалов — не более ста человек;
- — машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы — не более пятидесяти человек;
- — науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы — не более двадцати пяти человек.
Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется в порядке, установленном законодательством. При этом учитывается также численность работающих в унитарных (дочерних) предприятиях, филиалах и представительствах.
Юридические и физические лица, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота.
Льготы, гарантии и права, предусмотренные законодательством для субъектов малого предпринимательства, предоставляются вышеперечисленным коммерческим организациям на основании их обращений в уполномоченные организации (органы государственной налоговой, таможенной службы, органы государственной статистики, банки и др.) в зависимости от характера льгот, гарантий и прав, с письменным уведомлением о том, что они являются субъектами малого предпринимательства. Ответственность за достоверность уведомления возлагается на субъектов, представивших уведомление.
В случае превышения микрофирмой и малым предприятием установленной среднегодовой численности они лишаются льгот, гарантий и прав, предусмотренных законодательством, на период, в течение которого допущено превышение, и на последующие три месяца.
Субъекты предпринимательской деятельности вправе:
владеть, пользоваться и распоряжаться в соответствии с законодательством, принадлежащим им имуществом;
самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции (работ, услуг);
получать доход (прибыль) от предпринимательства в неограниченном размере, за исключением субъектов предпринимательской деятельности, занимающих доминирующее положение на рынке товаров (работ, услуг), и распоряжаться им по своему усмотрению;
реализовывать свою продукцию (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка или на договорной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
приобретать и (или) получать в аренду здания, сооружения, оборудование и иное имущество, в том числе путем лизинга;
осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.
Субъекты предпринимательской деятельности могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Субъекты предпринимательской деятельности обязаны:
выполнять обязательства, вытекающие из заключенных ими договоров;
своевременно производить расчеты с работниками, привлеченными по найму;
соблюдать требования безопасности, экологии, санитарии, гигиены и охраны труда;
иметь сертификаты на реализуемые товары в соответствии с законодательством;
своевременно информировать соответствующие государственные органы об изменении почтового адреса и иных реквизитов;
вести бухгалтерский, оперативный и статистический учет в соответствии с требованиями законодательства;
в установленном порядке и сроки представлять в соответствующие органы отчетность о своей деятельности.
Субъекты предпринимательской деятельности могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Субъекты предпринимательства в целях защиты своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации (союзы) и иные объединения в соответствии с законом.
Отношения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией объединений субъектов предпринимательской деятельности, регулируются законодательством.
Источник: vuzlit.com