Информационная система задачи бизнеса решает

Задачи, которые решаются корпоративной информационной системой (ИС), без привязки к предметной области управления, состоят в следующем:

  • создание единого информационного пространства для всех пользователей системы, где бы они ни находились, реализация территориально распределенной системы управления,
  • разделение прав доступа к данным в соответствии с полномочиями пользователей,
  • обеспечение одновременного доступа множества пользователей к одним и тем же данным:
  • благодаря этому не происходит размножения экземпляров записей данных, как в случае с «бумажной» организацией управления; поддержка актуальности данных становится проще,
  • тем самым исключается появление дублирующих, часто противоречащих друг другу данных, как это зачастую бывает в отсутствие информационной системы,
  • это позволяет иметь данные, пригодные для автоматизированной обработки по определенному алгоритму,
  • информация концентрируется в единой базе данных, достаточно применить стандартные запросы к базе, чтобы получить аналитическую выборку,
  • зачастую это позволяет сделать наиболее трудоемкие операции реально выполнимыми (например, перепланирование, или корректировка цен в масштабе реальной динамики их изменения),

Казалось бы, для решения перечисленных задач необходимы только информационные технологии.

Почему именно сайт – основа прибыли в бизнесе? 9 задач, которые решает сайт

Однако, эти задачи не решаются сами по себе. Их решение всегда носит прикладной характер, и в этом проявляется специфика каждой ИС. Поэтому для внедрения ИС, в общем случае, будет недостаточно только приобрести, установить и настроить программное обеспечение.

Невозможно внедрить информационную систему управления, не имея методологической основы, и не определив сначала:

  • цели управления,
  • объект управления,
  • инструменты управления,
  • необходимую информацию,
  • критерии принятия решений.

К примеру, инструментами управления активами, согласно п. 2.5.1 ГОСТ Р 55.0.01–2014/ИСО 55000:2014, являются процессы. А информация и информационная система являются средствами поддержки (п. 2.5.3.5 ГОСТ Р 55.0.01, раздел 7 ГОСТ Р 55.0.02).

При этом поддержка реализуется в трех измерениях:

  • поддержка актива (жизненного цикла актива),
  • поддержка управления активами,
  • поддержка самой системы управления активами.

Поддержка жизненного цикла осуществляется в том смысле, что любой этап жизненного цикла актива сопровождается появлением определенных данных об активе, в том числе о начале и окончании этапа жизненного цикла, характеристиках актива, его состоянии и т.д. В связи с этим в информационной системе управления активами решаются задачи, связанные со сбором, верификацией и объединением данных об активах.

Управление активами, то есть принятие решений, должно основываться на информации. Для этого данные об активах в информационной системе должны быть преобразованы в информацию об активах — в виде интегрированных показателей, таблиц, графиков и т.д. Формирование, обработка и документирование этой информации является критической функцией системы управления активами.

Какие задачи бизнеса решает CRM? #Shorts

Сама система управления активами также нуждается в поддержке. Этой цели служит информация о принятых решениях, эффективности этих решений, основаниях пересмотра решений. На этой основе разрабатываются меры по улучшению системы управления активами.

Источник: trim.ru

Типовые задачи и функции информационных систем управления

Задачи систем управления современными предприятиями зависят от требуемого уровня их автоматизации. При этом каждая задача ориентирована на конечную цель, а именно: обеспечение прибыльности, успешности и конкурентоспособности предприятия. Высокий уровень конкуренции, нестабильность экономики страны, а также непрерывное совершенствование информационных технологий обусловливают высокую сложность и наукоемкость решаемых системами управления задач. При реализации задач и функций ИСУ необходимо также учитывать уровень профессиональной подготовки сотрудников предприятия.

Читайте также:  Кому принадлежит алюминиевый бизнес

Если рассматривать промышленные предприятия, то для ИСУ класса ERP наиболее часто встречаются следующие задачи [4]:

1) оперативное управление производством;

2) оперативный финансовый мониторинг;

3) контроль удаленных подразделений;

4) обеспечение «прозрачности» предприятия для руководителя, инвесторов, акционеров;

5) расчет производственной себестоимости и ее оптимизация;

6) облегчение процедур аудита и сертификации производства по стандарту ISO 9000;

7) контроль хищений и перезатрат ресурсов в сбыте и производстве;

8) сокращение сроков и улучшение качества обработки заявок потребителей;

9) контроль запасов сырья;

10) стандартизация технологии управления, уменьшение зависимости от человеческого фактора;

11) создание электронных архивов коммерческой информации.

Для решения подобных задач ИСУ должна содержать необходимый и достаточный набор функций, которые можно разделить на прикладные и системные. Прикладные функции необходимы для автоматизации бизнес-логики предприятия, а системные – упрощают администрирование ИСУ.

Прикладные функции включаются либо в информационные, либо в аналитические подсистемы в соответствии с фазами управленческой деятельности, которые графически можно отобразить в виде функциональной схемы, представленной на рис.1.3, где стрелками указаны основные информационные и управляющие потоки, а также влияние человеческих факторов, таких, как субъективность, случайные ошибки, умышленные действия (fi, i=1, 2. 10), и ограничения временных, материальных, трудовых и других видов ресурсов (qi, i=1, 2. 10).

Рис. 1.3. Функциональная схема автоматизированного управления

К информационным подсистемам относятся подсистемы планирования, оперативного управления, учета и контроля, а к аналитическим – подсистемы анализа и прогнозирования. Для упрощения разработки ИСУ каждую такую подсистему декомпозируют на относительно независимые подсистемы второго уровня, предназначенные для управления конкретными объектами: кадрами, финансами, производством и т.д.

В качестве примера приведем типовую классификацию наиболее распространенных функций ИСУ для промышленного предприятия.

Прикладные функции:

Планирования:

Финансовое планирование:

Ø бюджетирование (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, штатное расписание);

Ø составление платежного календаря (календарный план расчетов с контрагентами);

Производственное планирование:

Ø вариантные расчеты себестоимости и цен на продукцию;

Ø многоуровневое калькулирование по составам изделий;

Ø калькулирование себестоимости по технологическим процессам;

Оперативного управления:

Управление документооборотом:

Ø обмен между территориально-удаленными подразделениями;

Ø контроль исполнения документов-оснований;

Управление материальными ресурсами:

Ø планирование потребностей в материальных ресурсах;

Ø оперативное управление запасами;

Ø анализ закупок;

Оперативное управление производством:

Ø оперативное планирование производства;

Ø подетально-пооперационное планирование производства;

Ø учет производства;

Ø оперативный контроль производства;

Управление загрузкой оборудования:

Ø планирование загрузки оборудования;

Ø учет загрузки оборудования;

Управление сбытом. Маркетинг:

Ø планирование заказов;

Ø учет выполнения заказов;

Ø анализ заказов;

Ø анализ динамики и структуры продаж;

Управление финансовыми расчетами:

Ø контроль состояния расчетов по финансовым документам;

Ø анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

Управление кадрами:

Ø прием, перевод, увольнение сотрудников;

Ø ведение личных карточек;

Ø табельный учет;

Ø расчет заработной платы;

Техническая подготовка производства:

Ø нормирование использования производственных ресурсов;

Ø описание технологических процессов;

Ø поддержка электронного архива чертежей;

Управление качеством:

Ø контроль показателей качества;

Ø анализ показателей качества;

Учета:

Учет готовой продукции и полуфабрикатов:

Читайте также:  Радио как бизнес доходность

Ø позаказный складской учет готовой продукции;

Ø учет брака и отходов;

Бухгалтерский учет:

Ø учет основных средств и материальных ценностей;

Ø нормативный и фактический учет прямых затрат на производство;

Ø учет начислений и удержаний заработной платы;

Ø сводный учет затрат и калькулирование фактической себестоимости;

Контроля:

Ø контроль выполнения бюджетов;

Ø контроль выполнения производственных планов;

Ø контроль выполнения календарного плана расчетов с контрагентами;

Анализа:

Ø анализ выполнения бюджетов;

Ø анализ выполнения производственных планов;

Ø анализ выполнения календарного плана расчетов с контрагентами;

Прогнозирования:

Ø прогнозирование финансовых процессов;

Ø прогнозирование производственных процессов;

Системные функции:

Ø управление доступом пользователей;

Ø настройка параметров системы.

Таким образом, задачи и функции ИСУ определяют направления разработки таких систем. При этом важно понимать, что любая работающая система является результатом развития менее сложной работающей системы, что подразумевает поэтапную реализацию и ввод в эксплуатацию функций ИСУ.

Помимо этого, особое внимание сейчас уделяют интеграции и синхронизации связанных функций, поскольку именно от возможностей получения доступа к интегрированным данным, а также от скорости принятия решений значительным образом зависит эффективность ведения бизнеса. Кроме того, обязательными требованиями к разрабатываемой системе являются дружественный интерфейс пользователя, а также максимальная простота системы при эксплуатации. Важно также понимать механизмы работы всех подразделений предприятий, учитывать их специфику и степень предшествующей автоматизации. Например, нельзя полностью автоматизировать работу руководителей, так как в управлении все еще большую роль играет субъективный фактор да и степень недоверия к машинам по-прежнему велика. Поэтому при проектировании ИСУ предприятием разработчики должны не только учитывать желания руководителей предприятия, но и постараться объяснить им все возможности, которые может реализовать система на данном этапе.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Информационные системы управления производством

Информационные системы управления производством

Для производственных предприятий все более актуальными становятся вопросы повышения эффективности, роста прибыльности, снижения затрат и увеличения производительности, возникающие из-за обостряющейся конкуренции и изменения поведения потребителей.

Для решения этих вопросов на предприятиях внедряют информационные системы управления производством, которые признаны одним из необходимых компонентов роста и развития компании. Расскажем, какие информационные системы существуют, какие задачи они решают, и что дает предприятиям их использование.

Цели и задачи информационных систем

В основе деятельности любого успешного предприятия лежит слаженная работа по сбору и анализу необходимой информации. Это позволяет спланировать результат и предугадать излишние затраты.

Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений. ИСУП, основанные на применении базовых технологий, обеспечивают предоставление данных для анализа, а автоматизированные системы, построенные с использованием современных инструментов, относятся к особому аналитическому классу, поскольку могут предоставлять не только информацию, но и конечные решения.

Существуют 3 уровня управления информацией: стратегический, тактический и оперативный, на каждом из которых решается определенный круг задач. Поэтому на каждом уровне необходима своя ИС.

ERP-системы – это ИС стратегического уровня, сфокусированные на управлении ресурсами предприятий (бухгалтерия и финансы, производство, логистика, персонал), и выполняющие учет хозяйственной деятельности в едином информационном пространстве.

Читайте также:  Создать аккаунт для себя или для бизнеса

Преимуществом ERP является возможность решать все проблемы взаимосвязано, но на практике они не способны обеспечить потребности реального производства, поскольку их возможности по скорости обработки информации, горизонтам и глубине планирования ограничены. В особенности это касается планирования производственных мощностей, оперативного планирования и управления загрузкой оборудования. С подобными задачами намного эффективнее справляются современные информационные системы управления производством – MES и APS.

Функции информационных систем

Современные ИС базируются на определенных принципах и методологиях, которые формировались учетом мирового опыта и были приняты в качестве стандарта.

MES

MES-системы – это ИС для управления производством на уровне цеха. В число их главных задач входит синхронизация, координация, анализ и оптимизация процесса выпуска продукции, повышение эффективности и рациональное использование ресурсов, которыми располагает предприятие.

Согласно методологии, MES имеют определенный набор функций:

  • контроль ресурсов и их распределение;
  • оперативное планирование с высокой степенью детализации;
  • диспетчеризация производственных процессов;
  • управление документами;
  • сбор и хранение информации;
  • управление сотрудниками, задействованными в производстве;
  • контроль качества производимых изделий;
  • управление процессами по изготовлению продукции внутри цеха;
  • управление техобслуживанием и ремонтом оборудования;
  • отслеживание истории продукта;
  • контроль производительности.

MES позволяет точно смоделировать график работ, которые планируются на краткосрочный период для конкретных рабочих мест, сотрудников, деталей и сборочных единиц. При этом, ИС находит оптимальные варианты распределения работ по времени с учетом узких мест, ремонта оборудования, имеющихся материалов и других факторов. После этого ИС формирует производственные задания и инициирует начало работ, отслеживает процессы в режиме реального времени, и, если ситуация меняется, планы перестраиваются. Таким образом, ситуация всегда остается прозрачной, контролируемой, а планы — выполнимыми.

APS

APS – информационная автоматизированная система синхронного оптимизационного планирования производства, которая ориентирована на интеграцию планирования звеньев цепочки поставок, и учитывающая все особенности и ограничения производства.

ИС этого класса выполняют следующие функции:

  • прогнозирование сбыта и спроса;
  • составление основного производственного плана;
  • общее и детальное планирование загрузки производственных мощностей;
  • прогнозирование потребностей в сырье материалах.

APS дает возможность для более эффективного использования и распределения ресурсов. С ее помощью можно минимизировать влияние «узких мест» на производственный процесс, предотвращать простои оборудования, избегать накопления избыточного количества запасов, оптимизировать процессы, моделировать альтернативные сценарии.

Так же, как и MES, APS обеспечивают:

  • оперативное принятие решений, так как планирование происходит в режиме реального времени;
  • гибкость и возможность адаптироваться под меняющиеся внутренние и внешние факторы;
  • точность прогнозов и составление выполнимых планов.

Преимущества информационных систем СНАРЯД

Компания Adeptik – российский разработчик современных информационных систем планирования и управления производством СНАРЯД | MES и СНАРЯД | APS.

Ключевые преимущества продуктов СНАРЯД:

  • Интеллектуальное планирование. Разработки основаны на применении технологий искусственного интеллекта и мультиагентных вычислений, которые обеспечивают возможность поиска оптимальных решений, высокую скорость и точность расчетов.
  • Адаптация под предприятие. Программное обеспечение решает задачи конкретного производства с учетом специфики отрасли и особенностей производственных процессов, а также могут интегрироваться с любыми ИС, которые уже использует компания.
  • Низкая стоимость владения. Применение мультиагентных технологий и технологий искусственного интеллекта позволяет упростить и удешевить создаваемые решения при одновременном повышении показателей производительности.

Источник: adeptik.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин