Задачи, которые решаются корпоративной информационной системой (ИС), без привязки к предметной области управления, состоят в следующем:
- создание единого информационного пространства для всех пользователей системы, где бы они ни находились, реализация территориально распределенной системы управления,
- разделение прав доступа к данным в соответствии с полномочиями пользователей,
- обеспечение одновременного доступа множества пользователей к одним и тем же данным:
- благодаря этому не происходит размножения экземпляров записей данных, как в случае с «бумажной» организацией управления; поддержка актуальности данных становится проще,
- тем самым исключается появление дублирующих, часто противоречащих друг другу данных, как это зачастую бывает в отсутствие информационной системы,
- это позволяет иметь данные, пригодные для автоматизированной обработки по определенному алгоритму,
- информация концентрируется в единой базе данных, достаточно применить стандартные запросы к базе, чтобы получить аналитическую выборку,
- зачастую это позволяет сделать наиболее трудоемкие операции реально выполнимыми (например, перепланирование, или корректировка цен в масштабе реальной динамики их изменения),
Казалось бы, для решения перечисленных задач необходимы только информационные технологии.
Почему именно сайт – основа прибыли в бизнесе? 9 задач, которые решает сайт
Однако, эти задачи не решаются сами по себе. Их решение всегда носит прикладной характер, и в этом проявляется специфика каждой ИС. Поэтому для внедрения ИС, в общем случае, будет недостаточно только приобрести, установить и настроить программное обеспечение.
Невозможно внедрить информационную систему управления, не имея методологической основы, и не определив сначала:
- цели управления,
- объект управления,
- инструменты управления,
- необходимую информацию,
- критерии принятия решений.
К примеру, инструментами управления активами, согласно п. 2.5.1 ГОСТ Р 55.0.01–2014/ИСО 55000:2014, являются процессы. А информация и информационная система являются средствами поддержки (п. 2.5.3.5 ГОСТ Р 55.0.01, раздел 7 ГОСТ Р 55.0.02).
При этом поддержка реализуется в трех измерениях:
- поддержка актива (жизненного цикла актива),
- поддержка управления активами,
- поддержка самой системы управления активами.
Поддержка жизненного цикла осуществляется в том смысле, что любой этап жизненного цикла актива сопровождается появлением определенных данных об активе, в том числе о начале и окончании этапа жизненного цикла, характеристиках актива, его состоянии и т.д. В связи с этим в информационной системе управления активами решаются задачи, связанные со сбором, верификацией и объединением данных об активах.
Управление активами, то есть принятие решений, должно основываться на информации. Для этого данные об активах в информационной системе должны быть преобразованы в информацию об активах — в виде интегрированных показателей, таблиц, графиков и т.д. Формирование, обработка и документирование этой информации является критической функцией системы управления активами.
Какие задачи бизнеса решает CRM? #Shorts
Сама система управления активами также нуждается в поддержке. Этой цели служит информация о принятых решениях, эффективности этих решений, основаниях пересмотра решений. На этой основе разрабатываются меры по улучшению системы управления активами.
Источник: trim.ru
Типовые задачи и функции информационных систем управления
Задачи систем управления современными предприятиями зависят от требуемого уровня их автоматизации. При этом каждая задача ориентирована на конечную цель, а именно: обеспечение прибыльности, успешности и конкурентоспособности предприятия. Высокий уровень конкуренции, нестабильность экономики страны, а также непрерывное совершенствование информационных технологий обусловливают высокую сложность и наукоемкость решаемых системами управления задач. При реализации задач и функций ИСУ необходимо также учитывать уровень профессиональной подготовки сотрудников предприятия.
Если рассматривать промышленные предприятия, то для ИСУ класса ERP наиболее часто встречаются следующие задачи [4]:
1) оперативное управление производством;
2) оперативный финансовый мониторинг;
3) контроль удаленных подразделений;
4) обеспечение «прозрачности» предприятия для руководителя, инвесторов, акционеров;
5) расчет производственной себестоимости и ее оптимизация;
6) облегчение процедур аудита и сертификации производства по стандарту ISO 9000;
7) контроль хищений и перезатрат ресурсов в сбыте и производстве;
8) сокращение сроков и улучшение качества обработки заявок потребителей;
9) контроль запасов сырья;
10) стандартизация технологии управления, уменьшение зависимости от человеческого фактора;
11) создание электронных архивов коммерческой информации.
Для решения подобных задач ИСУ должна содержать необходимый и достаточный набор функций, которые можно разделить на прикладные и системные. Прикладные функции необходимы для автоматизации бизнес-логики предприятия, а системные – упрощают администрирование ИСУ.
Прикладные функции включаются либо в информационные, либо в аналитические подсистемы в соответствии с фазами управленческой деятельности, которые графически можно отобразить в виде функциональной схемы, представленной на рис.1.3, где стрелками указаны основные информационные и управляющие потоки, а также влияние человеческих факторов, таких, как субъективность, случайные ошибки, умышленные действия (fi, i=1, 2. 10), и ограничения временных, материальных, трудовых и других видов ресурсов (qi, i=1, 2. 10).
Рис. 1.3. Функциональная схема автоматизированного управления
К информационным подсистемам относятся подсистемы планирования, оперативного управления, учета и контроля, а к аналитическим – подсистемы анализа и прогнозирования. Для упрощения разработки ИСУ каждую такую подсистему декомпозируют на относительно независимые подсистемы второго уровня, предназначенные для управления конкретными объектами: кадрами, финансами, производством и т.д.
В качестве примера приведем типовую классификацию наиболее распространенных функций ИСУ для промышленного предприятия.
Прикладные функции:
Планирования:
Финансовое планирование:
Ø бюджетирование (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, штатное расписание);
Ø составление платежного календаря (календарный план расчетов с контрагентами);
Производственное планирование:
Ø вариантные расчеты себестоимости и цен на продукцию;
Ø многоуровневое калькулирование по составам изделий;
Ø калькулирование себестоимости по технологическим процессам;
Оперативного управления:
Управление документооборотом:
Ø обмен между территориально-удаленными подразделениями;
Ø контроль исполнения документов-оснований;
Управление материальными ресурсами:
Ø планирование потребностей в материальных ресурсах;
Ø оперативное управление запасами;
Ø анализ закупок;
Оперативное управление производством:
Ø оперативное планирование производства;
Ø подетально-пооперационное планирование производства;
Ø учет производства;
Ø оперативный контроль производства;
Управление загрузкой оборудования:
Ø планирование загрузки оборудования;
Ø учет загрузки оборудования;
Управление сбытом. Маркетинг:
Ø планирование заказов;
Ø учет выполнения заказов;
Ø анализ заказов;
Ø анализ динамики и структуры продаж;
Управление финансовыми расчетами:
Ø контроль состояния расчетов по финансовым документам;
Ø анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
Управление кадрами:
Ø прием, перевод, увольнение сотрудников;
Ø ведение личных карточек;
Ø табельный учет;
Ø расчет заработной платы;
Техническая подготовка производства:
Ø нормирование использования производственных ресурсов;
Ø описание технологических процессов;
Ø поддержка электронного архива чертежей;
Управление качеством:
Ø контроль показателей качества;
Ø анализ показателей качества;
Учета:
Учет готовой продукции и полуфабрикатов:
Ø позаказный складской учет готовой продукции;
Ø учет брака и отходов;
Бухгалтерский учет:
Ø учет основных средств и материальных ценностей;
Ø нормативный и фактический учет прямых затрат на производство;
Ø учет начислений и удержаний заработной платы;
Ø сводный учет затрат и калькулирование фактической себестоимости;
Контроля:
Ø контроль выполнения бюджетов;
Ø контроль выполнения производственных планов;
Ø контроль выполнения календарного плана расчетов с контрагентами;
Анализа:
Ø анализ выполнения бюджетов;
Ø анализ выполнения производственных планов;
Ø анализ выполнения календарного плана расчетов с контрагентами;
Прогнозирования:
Ø прогнозирование финансовых процессов;
Ø прогнозирование производственных процессов;
Системные функции:
Ø управление доступом пользователей;
Ø настройка параметров системы.
Таким образом, задачи и функции ИСУ определяют направления разработки таких систем. При этом важно понимать, что любая работающая система является результатом развития менее сложной работающей системы, что подразумевает поэтапную реализацию и ввод в эксплуатацию функций ИСУ.
Помимо этого, особое внимание сейчас уделяют интеграции и синхронизации связанных функций, поскольку именно от возможностей получения доступа к интегрированным данным, а также от скорости принятия решений значительным образом зависит эффективность ведения бизнеса. Кроме того, обязательными требованиями к разрабатываемой системе являются дружественный интерфейс пользователя, а также максимальная простота системы при эксплуатации. Важно также понимать механизмы работы всех подразделений предприятий, учитывать их специфику и степень предшествующей автоматизации. Например, нельзя полностью автоматизировать работу руководителей, так как в управлении все еще большую роль играет субъективный фактор да и степень недоверия к машинам по-прежнему велика. Поэтому при проектировании ИСУ предприятием разработчики должны не только учитывать желания руководителей предприятия, но и постараться объяснить им все возможности, которые может реализовать система на данном этапе.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Информационные системы управления производством
Для производственных предприятий все более актуальными становятся вопросы повышения эффективности, роста прибыльности, снижения затрат и увеличения производительности, возникающие из-за обостряющейся конкуренции и изменения поведения потребителей.
Для решения этих вопросов на предприятиях внедряют информационные системы управления производством, которые признаны одним из необходимых компонентов роста и развития компании. Расскажем, какие информационные системы существуют, какие задачи они решают, и что дает предприятиям их использование.
Цели и задачи информационных систем
В основе деятельности любого успешного предприятия лежит слаженная работа по сбору и анализу необходимой информации. Это позволяет спланировать результат и предугадать излишние затраты.
Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений. ИСУП, основанные на применении базовых технологий, обеспечивают предоставление данных для анализа, а автоматизированные системы, построенные с использованием современных инструментов, относятся к особому аналитическому классу, поскольку могут предоставлять не только информацию, но и конечные решения.
Существуют 3 уровня управления информацией: стратегический, тактический и оперативный, на каждом из которых решается определенный круг задач. Поэтому на каждом уровне необходима своя ИС.
ERP-системы – это ИС стратегического уровня, сфокусированные на управлении ресурсами предприятий (бухгалтерия и финансы, производство, логистика, персонал), и выполняющие учет хозяйственной деятельности в едином информационном пространстве.
Преимуществом ERP является возможность решать все проблемы взаимосвязано, но на практике они не способны обеспечить потребности реального производства, поскольку их возможности по скорости обработки информации, горизонтам и глубине планирования ограничены. В особенности это касается планирования производственных мощностей, оперативного планирования и управления загрузкой оборудования. С подобными задачами намного эффективнее справляются современные информационные системы управления производством – MES и APS.
Функции информационных систем
Современные ИС базируются на определенных принципах и методологиях, которые формировались учетом мирового опыта и были приняты в качестве стандарта.
MES
MES-системы – это ИС для управления производством на уровне цеха. В число их главных задач входит синхронизация, координация, анализ и оптимизация процесса выпуска продукции, повышение эффективности и рациональное использование ресурсов, которыми располагает предприятие.
Согласно методологии, MES имеют определенный набор функций:
- контроль ресурсов и их распределение;
- оперативное планирование с высокой степенью детализации;
- диспетчеризация производственных процессов;
- управление документами;
- сбор и хранение информации;
- управление сотрудниками, задействованными в производстве;
- контроль качества производимых изделий;
- управление процессами по изготовлению продукции внутри цеха;
- управление техобслуживанием и ремонтом оборудования;
- отслеживание истории продукта;
- контроль производительности.
MES позволяет точно смоделировать график работ, которые планируются на краткосрочный период для конкретных рабочих мест, сотрудников, деталей и сборочных единиц. При этом, ИС находит оптимальные варианты распределения работ по времени с учетом узких мест, ремонта оборудования, имеющихся материалов и других факторов. После этого ИС формирует производственные задания и инициирует начало работ, отслеживает процессы в режиме реального времени, и, если ситуация меняется, планы перестраиваются. Таким образом, ситуация всегда остается прозрачной, контролируемой, а планы — выполнимыми.
APS
APS – информационная автоматизированная система синхронного оптимизационного планирования производства, которая ориентирована на интеграцию планирования звеньев цепочки поставок, и учитывающая все особенности и ограничения производства.
ИС этого класса выполняют следующие функции:
- прогнозирование сбыта и спроса;
- составление основного производственного плана;
- общее и детальное планирование загрузки производственных мощностей;
- прогнозирование потребностей в сырье материалах.
APS дает возможность для более эффективного использования и распределения ресурсов. С ее помощью можно минимизировать влияние «узких мест» на производственный процесс, предотвращать простои оборудования, избегать накопления избыточного количества запасов, оптимизировать процессы, моделировать альтернативные сценарии.
Так же, как и MES, APS обеспечивают:
- оперативное принятие решений, так как планирование происходит в режиме реального времени;
- гибкость и возможность адаптироваться под меняющиеся внутренние и внешние факторы;
- точность прогнозов и составление выполнимых планов.
Преимущества информационных систем СНАРЯД
Компания Adeptik – российский разработчик современных информационных систем планирования и управления производством СНАРЯД | MES и СНАРЯД | APS.
Ключевые преимущества продуктов СНАРЯД:
- Интеллектуальное планирование. Разработки основаны на применении технологий искусственного интеллекта и мультиагентных вычислений, которые обеспечивают возможность поиска оптимальных решений, высокую скорость и точность расчетов.
- Адаптация под предприятие. Программное обеспечение решает задачи конкретного производства с учетом специфики отрасли и особенностей производственных процессов, а также могут интегрироваться с любыми ИС, которые уже использует компания.
- Низкая стоимость владения. Применение мультиагентных технологий и технологий искусственного интеллекта позволяет упростить и удешевить создаваемые решения при одновременном повышении показателей производительности.
Источник: adeptik.com