Для развития и функционирования такого сложно организованного института, как венчурное финансирование, совершенно необходима соответствующая инфраструктура. Под инфраструктурой обычно понимают все внешние факторы, необходимые для осуществления венчурного проекта, но не зависящие непосредственно от конкретного разработчика и инвестора. В понятие инфраструктуры, однако, не входят макроэкономические показатели и политическая система, хотя эти факторы, безусловно, взаимосвязаны.
Можно выделить следующие элементы, составляющие инфраструктуру венчурного капитала: центры содействия малому предпринимательству, технопарки, коучинг-центры, ежегодные венчурные ярмарки, различные инновационные выставки. Также в понятие инфраструктуры входят законодательство и налогообложение, касающееся венчурной деятельности, наличие рынка высокотехнологичной продукции и возможность «выхода» из проинвестированных компаний. Отдельным элементом инфраструктуры можно выделить информацию (хотя она может быть включена в уже перечисленные пункты).
Венчурный бизнес на палках! Построить стартап и не прогореть? Шариф Кармо | Богдан Преображенский
В местных центрах содействия малому предпринимательству предприниматель может получить первичную консультационную помощь в области законодательства и налогообложения, получения кредита, написания бизнес-плана. В центрах проводятся маркетинговые исследования и имеется доступ к информации, необходимой для предпринимательской деятельности. Такие центры существуют пока лишь в крупных городах России. Это неблагоприятно сказывается на развитии всего предпринимательского сообщества, в том числе инновационного.
В технопарках создаются условия для работы ученых, для первичного оформления разработки в инновационный проект. Технопарки должны иметь тесные связи с высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленными предприятиями; должна иметься необходимая материально-техническая, сервисная и финансовая база. Сейчас в России существует более 70 технопарков[20], Однако «их количество, а главное, материальная и финансовая база не обеспечивают реализацию даже имеющегося интеллектуального потенциала и спроса на инновационную продукцию».[21]
Следующий элемент инфраструктуры – система коучинг-центров по венчурному предпринимательству. Такие специализированные, довольно эффективные центры занимаются поддержкой, консультированием и тренингом специалистов для венчурных фондов и инновационных компаний. Основное отличие в подготовке специалистов здесь заключается в том, что большое внимание уделяется национальным особенностям ведения венчурного бизнеса. Первые два пилотных коучинг-центра появились в 2008 году в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.
В 2005 году при содействии РАВИ получила развитие ежегодная Российская венчурная ярмарка, ставшаямероприятием федерального уровня. В 2010 году прошла последняя на данный момент Десятая Российская венчурная ярмарка, объединившая более 200 бизнес- проектов, так или иначе связанных с внедрением российских высоких технологий. На ярмарке имеет место коммуникативная площадка, на которой технологичные компании из разных регионов России, прошедшие отбор и специальную подготовку, представляют свой бизнес венчурным инвесторам, которые реально оценивают представляемые бизнесы с точки зрения вложения инвестиций.
Венчурное инвестирование: теория и основа
Во время проведения ярмарки существует возможность получить всестороннюю информацию о последних тенденциях и перспективах венчурной индустрии в России, а также получить представление о технологическом потенциале и экономической привлекательности малого инновационного предпринимательства.
«Венчурные ярмарки можно рассматривать как катализатор и показатель заинтересованности компаний в инвестициях».[22] Оценки, правда, остаются по большей части умозрительными, так как имеются лишь обрывочные данные об эффективности самих ярмарок для заключения конкретных инвестиционных контрактов. Тем не менее, растущий интерес к ярмарке со стороны потенциальных инвесторов налицо. Общий список участников на последней ярмарке насчитывал более 1000 человек. «Венчурные ярмарки прямо свидетельствуют о нарастании общего числа заинтересованных в участии компаний и процента высокотехнологичных фирм среди компаний-участниц».[23]
Статистика компаний, принявших участие в пяти ярмарках, показала, что инвестиционная готовность предпринимателей из различных федеральных округов неравномерна: Северо-Западный — 37 проц., Приволжский — 26 проц., Центральный — 24 проц., Сибирский — 9 проц., Уральский — 2 проц., Южный и Дальневосточный – по 1 проц.[24] Это говорит об эффективности созданных в двух округах-лидерах коучинг-центров по поддержке венчурных фондов. Несмотря на значительный научно-технический потенциал российских регионов, который отмечают как российские, так и зарубежные специалисты, инвестиции имеют тенденцию к сосредоточению в Москве и Санкт-Петербурге.[25] Пока что региональные компании по уровню готовности серьезно уступают двум столицам и федеральным округам, имеющим коучинг-центры.
По поводу законодательства специалисты высказывают различные мнения, но большинство из них сводится к тому, что в этой области венчурные инвесторы серьезных проблем не испытывают. «Не может не вызвать оптимизма распоряжение Правительства РФ от 21.08.2007 г., N 1187-р, которое предусматривает «. развитие и регулирование деятельности региональных и отраслевых венчурных фондов с государственным участием. ». В распоряжении особо следует выделить такие важные пункты, как «Подготовка предложений по совершенствованию механизмов создания региональных и отраслевых венчурных фондов и повышению эффективности их деятельности» и «Подготовка предложений по совершенствованию механизма государственного участия в венчурных фондах», — говорит[26] Альбина Никконен, исполнительный директор РАВИ. С правами на интеллектуальную собственность тоже все в порядке: «Наш закон по авторскому праву – один из лучших сегодня в мире», — утверждает президент группы компаний «Электронные бизнес-системы» А.Карачинский.
Налогообложение также приемлемо: «В налогообложении венчурных фондов изменений не требуется. В последнем постановлении ФКЦБ проблема двойного налогообложения инвестиционных фондов коллективных инвестиций устранена, а это было главным препятствием для создания таких фондов».[27] Стоит, тем не менее, отметить, что, не вызывая особых трудностей, современное законодательство и налогообложение одновременно и не является фактором, сильно стимулирующим приток венчурного капитала. Именно поэтому в мае 2010 года правительство РФ предложило целый комплекс налоговых льгот для стимулирования инноваций.
Рынок высоких технологий в России развивается достаточно устойчиво, а некоторые его сектора растут даже бурно, но огромный потенциал российского рынка ограничен крайне низким платежеспособным спросом. Российский спрос на hi-tech еще довольно сильно отстает от Запада. «Выход должен быть четко ориентирован на международный рынок. А если инвестор не уверен, что технология, которая ему предлагается, в будущем может быть продана зарубежному стратегическому игроку, он не будет рисковать».[28] Таким образом, еще одним сдерживающим фактором для развития венчурного инвестирования в российский hi-tech выступает неспособность реализовать продажу высокотехнологичной продукции внутри страны.
Ситуация, связанная с практикой « выходов » венчурных инвесторов из проинвестированных ими компаний, будет обсуждена и далее в разделе «Венчурные фонды в России: зарождение, развитие и национальные особенности».В этой же части работы хотелось бы заострить внимание на способах выхода и возможностях их использования на российском рынке. Основные способы «выхода» венчурного инвестора из компании можно разделить на три условные группы: выкуп пакета акций инвестора акционерами проинвестированного им предприятия; выкуп пакета сторонней компанией (стратегическим инвестором, партнером) и «выход» через IPO (первичное предложение акций на бирже). Обратный выкуп – способ, когда сами собственники предприятий выкупают у венчурного инвестора его долю, популярен в России. Однако на данный момент в России наиболее распространен второй способ «выхода». Инвестору легче найти и продать свою долю «стратегическому партнеру», который уже работает на том же рынке, что и инвестируемая им компания. «Выход» же через процедуру IPO в настоящее время практически невозможен ввиду слабого развития фондового рынка.
Часто инвестиционная стратегия венчурных фондов в России строится, исходя из ожидаемого «выхода», ориентированного, прежде всего, на зарубежного стратегического инвестора. В этом случае инвестор, как правило, является миноритарным акционером и находится в определенной зависимости от остальных владельцев акций. Возникает проблема поиска покупателя на долю венчурного инвестора, появляется необходимость согласовывать сделку с остальными акционерами.[29] Поэтому в некоторых случаях венчурные фонды соинвестируют с западной компанией, которая впоследствии становится стратегическим покупателем.
Отдельного внимания заслуживает вопрос информации. Как показывает практика деятельности венчурных фондов, российские ученые и предприниматели имеют довольно скудные и неточные представления о сути венчурного инвестирования (в том числе, о его возможностях и недостатках), а также об уже имеющейся инфраструктуре поддержки процесса привлечения венчурных инвестиций, несмотря на уже десятилетнюю историю развития отрасли в нашей стране. Распространенной является недооценка венчурного капитала как инструмента финансирования, к невыполнению требований, предъявляемых к проектам, а также к неадекватным ожиданиям предпринимателей по отношению к венчурным инвесторам. Поэтому «деятельность Миннауки РФ, РАВИ, Российского фонда технологического развития, иных структур и компаний по пропаганде венчурного инвестирования и формированию благоприятного отношения к этому виду бизнеса в высшей степени необходима, особенно в российских деловых кругах».[30]
Более того, в силу специфики российской действительности, а также самого венчурного финансирования, и инвесторы, и высокотехнологичные фирмы склонны разглашать минимум информации о себе. Среди фондов не принято разглашать детали сделок и делиться информацией о норме прибыли и об успешных проектах. Российские предприниматели, с другой стороны, благодаря особенностям отечественного налогообложения и способам ведения бухгалтерского учета, зачастую не в состоянии предоставить инвесторам адекватных данных об активах, обороте и капиталоемкости компаний. Налицо недопонимание, недооценка, и, как следствие, низкий уровень взаимоотношений обеих сторон.
Финансирование
Помимо упомянутых в предыдущем разделе видов государственной поддержки инновационных компаний, существует еще один инструмент, с помощью которого государство может воздействовать на венчурную сферу, а именно — выделение денежных средств. Частично этот пункт был раскрыт в разделе об участниках венчурных отношений, однако, с моей точки зрения, он требует более детального рассмотрения.
Получение кредитов малым бизнесом остается по-прежнему острой проблемой в России, эта тема широко обсуждается и все чаще находит отражение в различных дебатах, конференциях. Одной из последних встреч представителей правительства и малого бизнеса по вопросам кредитования можно считать X Всероссийскую конференцию «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России», которая состоялась в конце мая 2010 года. Как отмечали участники конференции, низкая доступность финансовых ресурсов становится одним из главных препятствий на пути к росту влияния российского малого бизнеса. Согласно приводившимся данным, основной источник финансирования малого и среднего бизнеса в развитых странах — банковские кредиты (62 %), а в РФ на их долю приходится всего 20 %.
Выступая на конференции, министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что в 2010 году федеральный бюджет выделит 24 млрд. рублей на программу по поддержанию малого бизнеса. Она отметила, что федеральная поддержка малого бизнеса возросла в 16 раз с 2005 года, когда она составляла 1,5 млрд рублей. И если в 2009 года госсредства в основном выделялись на выдачу грантов и субсидирование процентных ставок по кредитам, то в текущем году приоритет отдается поддержке инновационных малых компаний.
Кроме того, существует ряд фондов содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Одним из них является Фонд Бортника, названный в честь его председателя, доктора технических наук, Ивана Бортника. Фонд существует уже больше 10 лет, и за это время было профинансировано большое количество инновационных компаний, большая часть из которых представляют такие структуры, как Физтех, МГУ имени Ломоносова, Томский государственный университет и.т.д. Этот фонд отмечен в этой работе не случайно — компании из выборки по исследованию, проведенному в следующей главе, получили свое первоначальное финансирование именно от этой организации. Что представляет собой дополнительный интерес в результатах опроса, проведенного среди этих компаний, так как позволяет выявить определенные закономерности и тенденции в развитии этих инновационных структур, профинансированных подобным фондом.
До 2005 года основной формой бюджетного финансирования ИиР было базовое, когда средства выделялись научной организации в целом в зависимости от численности персонала и прошлогоднего уровня затрат, и их объем не зависел от результатов работы научной организации или вуза. Доля программного финансирования – распределяемого через федеральные целевые программы (ФЦП) — составляла не более четверти бюджетных ассигнований на науку. В этих программах университеты, научно-исследовательские организации и частные компании могли участвовать на конкурсной основе в борьбе за бюджетные средства. Заказчиками ФЦП являются федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и государственные академии наук.
В последние годы произошел рост ассигнований на реализацию ИиР в рамках федеральных целевых программ.
В 2008 году в Российской Федерации действовало 46 федеральных целевых программ (ФЦП), структурированных по 7 направлениям:
• развитие социальной инфраструктуры (7);
• развитие транспортной инфраструктуры (2);
• новое поколение (5);
• безопасность и экология (12);
• развитие науки и технологий (11);
• развитие регионов (6);
• развитие государственных институтов (3).
Объемы затрат всех ФЦП на исследования и разработки в 2008 году составили 61,1 млрд. руб. (в 2007 году – 49,2 млрд. рублей).
Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в состав федеральных целевых программ, в которых предусмотрены максимальные расходы на ИиР, входят четыре программы, в том числе и новая, направленная на корректировку кадровой ситуации в науке:
• «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»;
• «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы»;
• «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»;
• «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».
В рамках федеральных целевых программ Правительство Российской Федерации стало уделять больше внимания мерам, направленным на решение задач развития инновационной инфраструктуры, отработки механизмов коммерциализации результатов научно-технической деятельности, поддержке ведущих научных школ. Кроме того, в рамках ФЦП решаются задачи привлечения внебюджетных средств. Так, ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» нацелена на одновременную поддержку фундаментальных, прикладных исследований, разработок, кооперацию с промышленностью, формирование научной инфраструктуры и решение кадровых проблем науки. В частности, предусмотрены разнообразные меры по подключению бизнес сообщества к финансированию ИиР, в том числе через софинансирование работ по темам, предлагаемым самими компаниями, но в рамках государственных приоритетных направлений. Для Программы характерно также сочетание тематического (по приоритетным направлениям) и структурного (по видам решаемых задач, касающихся модернизации научного комплекса) подходов.
С 2009 года Российская академия наук также переходит на новые принципы финансирования на основе Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы, которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 233-р. В Программе провозглашены следующие принципы финансирования: обеспечение стабильности, концентрация ресурсов на научных направлениях, определяемых самим научным сообществом, расширение конкурентной среды, создание системы объективной научной экспертизы. При этом общее руководство реализацией Программы осуществляет координационный совет, в состав которого входят представители Правительства Российской Федерации и государственных академий наук. Планируется, что к моменту завершения данной Программы – то есть к 2012 году – удельный вес конкурсного финансирования в ассигнованиях, выделяемых РАН на ИиР, повысится с нынешних 15% до 25%.
Следует отметить, что условия выделения конкурсных бюджетных средств через механизмы ФЦП и Программы РАН пока являются недостаточно отработанными. Так, средства на выполнение проектов выделяются не в начале года, а фактически к его середине, перечисляются поэтапно, что не учитывает особенностей производственного цикла в секторе ИиР. Одновременно пересмотр общего плана работ – что должно быть естественной практикой в ходе выполнения исследований – фактически запрещен. Наконец, цикл финансирования, как правило, является годичным даже при многолетнем проекте, что затрудняет планирование всей работы.
Прирост бюджетного финансирования не сопровождался практически никакими институциональными изменениями, поэтому структура государственных расходов на ИиР осталась стабильной с точки зрения распределения финансирования по ведомствам. Главными получателями бюджетных средств на гражданские ИиР остаются, в порядке снижения размеров бюджетных ассигнований, Федеральное космическое агентство, РАН с ее региональными отделениями, Федеральное агентство по науке и инновациям, Российская академия медицинских наук (РАМН) и Российский фонд фундаментальных исследований. Несмотря на некоторый прирост бюджетных ассигнований на ИиР в вузах, бюджет Рособразования на науку остается сравнительно небольшим.
На сегодняшний день для повышения эффективности бюджетных расходов в сфере науки, а также в целях формирования сбалансированного и устойчиво развивающегося комплекса научных организаций государственного сектора и улучшения качества и механизмов стратегического и оперативного управления сферой науки Правительство Российской Федерации утвердило Правила оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Инфраструктура поддержки венчурного предпринимательства в России
В период с 1994 по 1996 год постепенно было создано 11 Региональных Венчурных Фондов в партнерстве между Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР), выделившим 310 млн. долларов на финансирование акционерного капитала, и странами — донорами (Франция, Германия, Италия, Япония, США, Финляндия, Норвегия и Швеция), выделивших 207 млн. долларов в виде безвозмездных ссуд.
Особое внимание созданные Фонды обращали на компании, ориентированные на местные рынки потребительских товаров, в основном, продовольственных или связанных с ними (упаковка, послепродажное обслуживание и т. д.), но только не научно — технологический сектор.
Первая инвестиция была сделана в 1995 году. Однако, процесс инвестирования был затруднен в силу следующих факторов:
— Ранняя стадия развития рыночной экономики. Механизмы прямого инвестирования не были развиты, а понимание этого процесса ограничено. Менеджеры компаний остерегались внешних инвесторов.
— Менеджеры Фондов не были адаптированы к российским условиям, и создание управляющих команд протекало медленно.
— Отсутствие прямых контактов между менеджерами Фондов, их разобщенность.
Создавшаяся ситуация привела к тому, что в 1997 году Региональными Венчурными Фондами была создана Российская Ассоциация Венчурного Инвестирования (РАВИ).
Содействие становлению и развитию венчурной индустрии в России.
— Формирование в России политического и предпринимательского климата, благоприятного для инвестиционной деятельности.
— Информационное обеспечение участников российского венчурного рынка.
— Создание коммуникативных площадок для компаний и инвесторов.
— Подготовка квалифицированных специалистов для венчурного предпринимательства.
Венчурный капитал в России
В начале 90 — х годов в России, кроме 11 региональных фондов ЕБРР, начали свою деятельность 3 американских фонда и 5 фондов, созданных совместно ЕБРР и Международной Финансовой Корпорацией. Картина на начало 2000 — х годов сильно не изменилась, кроме того, что появился ряд фондов, созданных с участием капитала европейских стран.
Источники венчурного капитала
Если мы посмотрим на рынок венчурного капитала в США и Европе, мы увидим, что источниками средств венчурных фондов являются, в основном, пенсионные фонды, страховые компании, банки, а также правительственные агентства и частные инвесторы.
В России же участие средств пенсионных фондов и страховых компаний в венчурных фондах экономически невыгодно в силу несовершенства существующего законодательства. И почти нет национального венчурного капитала, в отличие, например, от ближайшего соседа — Финляндии, где более 80 % средств, работающих на венчурном рынке, носят национальный характер, в Великобритании — около 40 %.
Динамика роста инвестиций на международных рынках
Динамичный рост венчурных инвестиций в США и выход на траекторию устойчивого развития венчурной индустрии в Европе к 2000 году, заставили Правительство России обратить внимание на зарубежный опыт и серьезно проанализировать сложившуюся ситуацию в стране с целью разработки новых финансовых инструментов.
Предпосылки создания российской системы венчурного инвестирования
Сегодня в России имеются необходимые предпосылки создания системы венчурного инвестирования, ориентированной на привлечение капитала (преимущественно, национального) в инновационный сектор российской экономики:
— Капитал в размере около 3 долларов (пока, в основном, иностранный).
— Сеть венчурных фондов по всей стране.
— Профессионалы с практическим опытом прямых инвестиций в российских условиях.
— Достаточное количество малых и средних компаний научно — технической сферы, способных выпускать продукцию с хорошим рыночным потенциалом.
— Заинтересованность государства, выражающаяся в конкретных шагах по разработке концепции развития национальной системы венчурного инвестирования и реализации эффективной инновационной политики.
— Действующая инфраструктура поддержки малых инновационных компаний, включающая и фонды, оказывающие финансовую поддержку на относительно ранних стадиях развития (НИОКР и расширение производства), и разветвленную сеть инновационных технологических центров.
Пример одного из таких центров в Санкт — Петербурге, в котором находится 26 компаний, показывает, что компании в них развиваются очень бурно и, используя возможности специально развиваемой инфраструктуры, привлекают реальные инвестиции и вызывают интерес венчурных инвесторов.
Каким образом компания, созревшая для работы с венчурным капиталом, может найти своего инвестора? Где венчурный инвестор может встретить компанию по душе в соответствии со своими требованиями?
Ярмарка — это «мост»
Российская Венчурная Ярмарка — это место:
— встречи компании и инвестора;
— обмена информацией о состоянии инвестиционного климата в стране;
— демонстрации возможностей инновационного бизнеса.
Первая Российская Венчурная Ярмарка прошла в Москве в 2000 году. На ней 40 инвесторам были представлены 28 компаний из 8 городов. Две компании получили инвестиции.
На Второй Российской Венчурной Ярмарке, прошедшей в Санкт — Петербурге в 2001 году, были представлены 46 компаний из 14 городов 60 инвесторам. Одна компания по прошествии полугода уже получила инвестиции.
Какие компании принимают участие в Ярмарке?
Малые инновационные компании с годовым оборотом от 20 тысяч долларов с потребностью в инвестициях до 5 миллионов долларов.
Подготовка компаний к Ярмарке
Был разработан специальный тренинг — курс, который в обязательном порядке проходят топ менеджеры всех компаний, отобранных к представлению на Ярмарке.
Полный цикл подготовки, который получает компания — экспонент Ярмарки, начинается с вводных семинаров, на которых даются основы венчурного предпринимательства. Далее проводится дистанционный тренинг, во время которого компании получают индивидуальные консультации и рекомендации по подготовке презентационных материалов. А непосредственно на Венчурной Ярмарке, после определения номинантов — заключительный анализ и оценка результатов презентаций членами Судейской комиссии.
Какие инвесторы посещают Ярмарку?
1. Венчурные фонды, которые ищут объект для инвестиций.
2. Крупные корпорации, которые осуществляют поиск стратегических партнеров.
3. Банки — с целью изучения перспектив нового рынка и поиска перспективных клиентов.
4. А также индивидуальные инвесторы — «Бизнес — ангелы».
Ярмарка — это «мост»
Ярмарка — это мероприятие федерального уровня, на котором предоставляется возможность соединения бизнеса и капитала и установления между ними партнерских отношений, получения всесторонней информации о последних тенденциях и перспективах венчурной индустрии не только в России, но и за рубежом, получения представления о технологическом потенциале и экономической привлекательности малого инновационного предпринимательства.
Третья Российская Венчурная Ярмарка будет проходить в октябре 2002 года в Санкт — Петербурге. На ней планируется представить 60 компаний из 20 регионов России.
Каков же интегральный эффект Венчурных Ярмарок?
Во — первых, возросший интерес зарубежных и отечественных инвестиционных институтов к становлению венчурной индустрии в России, который, хотя и остается настороженным, но уже готов перерасти в тесное и взаимовыгодное сотрудничество.
Во — вторых, осознанная готовность российских предпринимателей разобраться в тонкостях венчурной «кухни» и принять новые для себя «правила игры».
В — третьих, и это очень важно — понимание необходимости развития венчурной инфраструктуры, которая была бы понятна все игрокам — предпринимателям, инвесторам, правительству, приступившему к разработке Концепции развития национальной венчурной индустрии.
— Недооценка привлекательности венчурного капитала как источника инвестиций.
— Отсутствие менеджмента, способного подготовить компанию к получению венчурных инвестиций.
— Неравенство доступа компаний к источникам венчурных инвестиций в регионах и крупных центрах.
Система коучинг — центров по венчурному предпринимательству
Цель: Увеличение доли и объемов привлечения венчурных инвестиций в российские инновационные компании.
— Подготовка «критической массы» специалистов по венчурному предпринимательству.
— Networking: обеспечение высокого уровня формальных и неформальных связей представителей сообщества.
— Содействие созданию новых финансовых институтов и поддерживающей инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях.
— «Выращивание» менеджеров и подготовка экспертов на базе коуч — подхода.
— Интеграция с существующей инфраструктурой и мультипликация в регионах.
— филиалы в федеральных округах;
Создать систему коучинг — центров планируется в течение 2003 — 2005 гг.
Из Послания Президента
Разрешите мне закончить свою часть выступления выдержками из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 18 апреля 2002 года:
. Научные результаты и высокие технологии — . конкурентоспособны, что подтверждается фактом работы в нашей стране многих зарубежных венчурных фондов.
. В этой связи Правительству следует определиться с формами государственной поддержки новых технологий.
. Надо помочь российским разработчикам встроиться в мировой венчурный рынок капитала.
Источник: Журнал «Бизнес — предложения»
Источник: innovbusiness.ru
Инфраструктура доходной авантюры
Венчурное инвестирование — такой же элемент развитой экономики, как фондовый и банковский рынки. Однако он имеет свои особенности, главная из которых — высокие риски. Тем не менее, российский венчурный рынок развивается, совершенствуя свою инфраструктуру и наращивая финансовые результаты
Если представить весь современный набор финансовых инструментов в виде пирамиды, опирающейся на застрахованные депозитные операции, то венчурное инвестирование будет ее вершиной, упирающейся в грозные облака рисков, озаряемые зарницами дефолтов. Тем не менее, даже на такой высоте действует один из основных рыночных законов: «Больше риск — больше доходность», что не может не привлекать инвесторов — как физических лиц, так и бизнесструктуры.
В начале января 2019 года аналитики PwC и CB Insights опубликовали отчет, согласно которому в 2018 году наблюдался самый высокий уровень венчурного финансирования. В течение 2018 года было инвестировано 207 млрд долларов, что на 21% больше, чем в 2017 году. Общий объем финансирования в США за год увеличился на 30%, а Китай впервые стал лидером по инвестициям в стартапы. Во II квартале 2018 года Китай впервые обошел Северную Америку в объеме венчурного капитала. Так, по данным портала Crunchbase, отслеживающего и анализирующего данные по собранным средствам, во II квартале 2018 года Китай получил 47% мирового венчурного капитала, тогда как США и Канада смогли привлечь 35% средств.
Российский рынок венчурных инвестиций все еще незначителен на мировом уровне, потому что сама доля России в мировой экономике невелика — меньше 3%. Годовой объем рынка венчурных инвестиций в России стабильно составляет несколько сотен миллионов долларов на фоне примерно 170 млрд долларов мирового объема.
И, тем не менее, эксперты отмечают значительный рост российского рынка венчурных инвестиций в 2018 году на 52%, до 714,7 млн долларов относительно результатов 2017 года.
Россия в этом отношении не представляет исключение из общих мировых трендов, лишь отставая от них по времени. Однако ускоренное развитие страны по ряду других направлений, в частности, финтеха, вселяет некоторую надежду на вхождение в пелотон стран — основных игроков венчурного рынка. И это только повышает необходимость понимания структуры и механизмов его действия, позволяя избежать затратного как во временном, так и в финансовом смыслах движения путем «проб и ошибок».
Заместитель генерального директора, инвестиционный директор Российской венчурной компании (РВК) Алексей Басов, анализируя историю становления зарубежного венчурного рынка, выделяет несколько стадий его развития, особо отмечая роль государства в самом начале. «На первом этапе, когда венчурный рынок только формируется, роль государства исключительно высока. Государство практически полностью обеспечивает функционирование и ликвидность рынка, поддерживая большую часть его участников на всем инвестиционном цикле», — говорит Алексей Басов. По его мнению, данный этап развития рынка неизбежен и его в свое время прошли все локальные экономики, в том числе и современные мировые лидеры рынка венчурного капитала.
Следующим этапом инвестиционный директор РВК считает методичное сокращение доли государственного участия — как финансового, так и системообразующего. Эти функции со временем отходят к частному сектору. На рынке становятся более заметны институциональные игроки, которые постепенно начинают рассматривать венчурное инвестирование как способ диверсификации инвестиционного портфеля. При этом государство полностью с него не уходит. «На данном этапе эволюции рынка оно призвано играть роль катализатора его развития, а также оперативно реагировать и устранять возникающие провалы», — так видит Алексей Басов нишу государственного участия на венчурном рынке.
«В нашей стране сама система венчурного инвестирования находится пока еще на ранней стадии развития», подтверждает заместитель генерального директора по инновационной деятельности АО «Академпарк» Леван Татунашвили. Он, описывая «портрет» российского венчурного инвестора, не видит в нем особенностей, принципиально отличающихся от мировой практики. «В этой сфере еще только формируются традиции, способные привести к результатам, которые мы хотели бы видеть», — считает Леван Татунашвили.
Продолжая тему венчурного инвестирования на региональном уровне, ведущий специалист по проектному управлению НГТУ Кирилл Зубарев отмечает: «Несмотря на то, что вопрос венчурного инвестирования в Новосибирске обсуждается примерно с 2002 года, по большому счету, сложно сказать, что в Новосибирске есть рынок венчурного инвестирования. Потому что это не только набор финансовых инструментов или наличие Фонда — это целая инфраструктура, в которой, с одной стороны, должен формироваться целый поток высокотехнологичных проектов с мотивированной командой, а с другой стороны, инвесторы специализирующиеся на разных рынках, у которых есть не только специально выделенные для этого фонды, но и возможности для масштабирования проектов: профессиональные акселерационные программы и каналы вывода проектов на российский и международный уровень».
Систематизация рисков
Тем не менее, Алексей Басов уже сегодня готов говорить о системе и о структуре венчурного инвестирования, сложившейся в России. «В стране активно работает целый ряд институтов развития, нацеленных на разные ступени «инвестиционной лестницы» и разные отрасли экономики: от посевных стадий (например, Фонд содействия инновациям, ФРИИ, Сколково, РВК) до стадий роста (РВК, Сколково, Роснано) и поздних (ВЭБ, РФПИ, специализированные инструменты РВК)», — выделяет инвестиционный директор РВК основные составляющие российской инфраструктуры венчурного инвестирования, ранжированные по стадиям зрелости инвестиционных проектов.
Несколько иначе сложившуюся инфраструктуру оценивает Леван Татунашвили, анализируя особенности государственных и частных форм инвестирования, признавая, что в России создано немало финансовых структур, осуществляющих поддержку инновационной деятельности — как государственных, так и корпоративных. Заместитель генерального директора по инновационной деятельности АО «Академпарк» указывает, что многие из них работают не в рамках венчурной модели, речь идет о других механизмах: грантовой форме поддержки исследований и разработок, экспертной поддержки, предоставлении стартапам технологических возможностей.
«Венчурное» в буквальном переводе «авантюрное» инвестирование не виделось приемлемым механизмом, когда речь шла о вложении государственных средств, или пусть даже средств крупных корпораций, многие из которых, кстати, учреждены государством, — обращает внимание Леван Татунашвили на несоответствие высоких рисков с возможностью вложения государственных средств. — По самому определению венчурной модели частный инвестор сознательно рискует собственными средствами, делая ставку на то, что высокие риски окупятся единицами «выстреливших» успешных проектов. Государственный же чиновник едва ли будет стремиться рисковать бюджетными деньгами, когда речь идет о проектах в такой непредсказуемой сфере, как инновации, и на столь ранней стадии развития, когда и рискито оцениваются, как правило, «интуитивно».
Говоря еще об одной составляющей инфраструктуры венчурного инвестирования — фондов при высших учебных заведениях, — заместитель генерального директора по инновационной деятельности АО «Академпарк» не видит для них особых перспектив по той же причине. «Здесь тоже речь идет о вложениях бюджетных средств в проекты на начальных стадиях их развития», — приводит аргументы Леван Татунашвили.
Свое мнение о присутствии на рынке венчурного инвестирования крупных участников, в том числе — с долей государственного капитала, выражает Кирилл Зубарев. В частности, он видит, что очень сильными игроками на рынке венчурного финансирования в последнее время стали крупные корпорации. «Сбербанк, Mail.ru, «Яндекс», МТС, «Газпромнефть», они очень активно ищут технологические проекты, чаще всего не в своей отрасли и на других рынках», — констатирует ведущий специалист по проектному управлению НГТУ. Он также затрагивает тему вхождения на венчурный рынок структур, создаваемых вузами, будучи убежденным, что инструменты финансовой поддержки студенческих технологических проектов в университетах очень нужны.
«Я исхожу из того, что университет по определению работает на границе знания и незнания и технологического фронтира. Именно этот процесс является источником технологических стартапов и технологий», — отстаивает свою позицию Кирилл Зубарев. Схожей позиции придерживается и его коллега из Томского государственного университета — проректор по инновационной деятельности Константин Беляков: «Это и образовательный инструмент для молодых преподавателей и студентов, возможность поддержать самим вузам свои же и сопряженные разработки, получить развитие и расширение научноисследовательского ландшафта за счет поддержки pre seed стадии проектов, а также возможность университетам самостоятельно работать с телом «эндаумент фонда», а не поручать это сторонним управляющим и банкам».
Кирилл Зубарев твердо убежден в том, что никто лучше университетов и региона не знает свои компетенции и приоритеты, и думает, что эту задачу можно и нужно решать внутри университетов и на региональном уровне.
Венчурная статистика
Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), объединяющая ведущих игроков российского рынка прямых и венчурных инвестиций, проанализировала состояние и динамику отечественного венчурного рынка за первое полугодие 2019 года.
По информации экспертов РАВИ, за этот период число зафиксированных инвестиций, осуществленных фондами PEYang), в 2018 году доля корпоративных инвестиций достигла 40% от общего объема вместо 12% в 2017 году. Теперь их уровень близок к показателям развитых стран и даже превышает его.
Если посмотреть распределение венчурных фондов в региональном разрезе, то, по данным РАВИ, венчурный капитал продолжает концентрироваться преимущественно в Центральном федеральном округе — доля от числа новых фондов, созданных за его пределами, составила лишь 8%, и если на ЦФО в прошлом году пришлось 73% венчурных инвестиций, то на Сибирский федеральный округ — лишь 7%.
«Впрочем, по этому показателю Сибирский регион вышел на третье место в России», — замечает Алексей Басов. На прошедшем в июне Петербургском международном экономическом форуме между РВК и Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере реализации Национальной технологической инициативы (НТИ). «Программы поддержки бизнеса, запущенные в НТИ, на данный момент предполагают возможность грантового и инвестиционного финансирования в размере до 500 млн рублей, и мы надеемся на рост количества проектов из Сибири», — говорит Басов.
Заместитель генерального директора по инновационной деятельности АО «Академпарк» Леван Татунашвили
— У нас венчурным инвестором зачастую принято считать любого обладателя финансовых средств, готового вкладывать их в рискованные проекты. При этом во всем мире подавляющее большинство бизнесангелов — а это ключевое звено в системе венчурного инвестирования, по сути, запускающее весь процесс поддержки стартапов с самой ранней стадии их развития, — это не просто «денежные мешки», но, в первую очередь, профессионалы, имеющие большой опыт в тех отраслях, куда они инвестируют.
Источник: expert.ru