Осуществление реальных инвестиций предполагает необходимость составления бюджета капиталовложений, в котором обычно находят отражение:
- • все затраты по инновационному проекту;
- • ожидаемый денежный поток с учетом временного фактора;
- • возможные риски капиталовложений;
- • соотношение ожидаемой доходности и понесенных затрат и др.
В «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов» (2000), «Методических рекомендациях по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса» (1998), а также в специальной экономической литературе к показателям эффективности ИП относят:
- 1) бюджетную эффективность, отражающую финансовые последствия реализации проекта для бюджетов различных уровней;
- 2) коммерческую (финансовую) эффективность, предполагающую учет финансовых последствий реализации проекта для предприятия;
- 3) экономическую эффективность, отражающую взаимосвязь различных частных показателей соотношения финансово-экономических результатов реализации проекта и понесенных при этом производственных и непроизводственных издержек;
- 4) социальную эффективность, учитывающую возможные социальные последствия для предприятия, отрасли, региона от реализации ИП, осуществленных капиталовложений;
- 5) общественную эффективность инвестиционного проекта, отражающую последствия его реализации для региона и страны в целом.
Названные виды эффективности относятся как к инвестиционным, так и к инновационным проектам.
«Полугодовая отчётность в организациях бюджетной сферы в 2023 г. Формируем согласно правилам ФСБУ»
Особое место в системе показателей эффективности проекта занимает бюджетная эффективность, основным измерителем которой является бюджетный эффект. Он определяется как разница между доходами соответствующего бюджета и расходами в связи с осуществлением конкретного ИП:
где Б/ — бюджетный эффект для шага t осуществления проекта;
JXt — доходы соответствующего бюджета; Р; — расходы соответствующего бюджета.
Интегральный же бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как разница между совокупными доходами бюджета и совокупными бюджетными расходами.
На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности:
- • внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчитываемая по общим принципам;
- • срок окупаемости бюджетных затрат;
- • степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта, определяемая как отношение интегральных бюджетных расходов к интегральным затратам по проекту, рассчитываемых на уровне государства и региона.
Информационной базой расчетов бюджетной эффективности служат данные налоговых органов о суммах доходов и расходов, относящихся к реализации определенных инвестиционных проектов. По каждому шагу расчета приводятся данные налоговых платежей, дисконтированный приток денежных средств, проценты за кредит и др.
Полученные данные по финансовой деятельности каждого шага расчета определяются затем в целом за весь срок осуществления по всем рассматриваемым величинам.
Имея исходные данные о доходах и расходах бюджета, связанных с инновационными проектами, можно рассчитать конкретные показатели бюджетной эффективности:
- • бюджетный эффект по конкретным шагам расчета;
- • чистый доход бюджета и др.
Анализ показателей бюджетной эффективности дает возможность определить динамику влияния процесса реализации проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета.
Учитывая социальную направленность рыночной экономики и, соответственно, инновационной политики, необходимостью является определение социального эффекта от осуществляемых капиталовложений.
Безусловно, предусмотреть все социальные последствия реализации ИП и, тем более, рассчитать социальную эффективность этого проекта достаточно сложно. В Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов указывается, что оценка социальных результатов проекта предполагает соответствие ИП социальным нормам и стандартам.
Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются:
- • изменение количества рабочих мест в регионе;
- • улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
- • изменение условий труда работников;
- • изменение структуры производственного персонала;
- • изменение состояния здоровья работников и населения региона;
- • экономия свободного времени населения и др.
Социальные результаты (последствия) разработки инновационных проектов сами по себе еще не говорят о социальной эффективности ИП. Для ее определения нужны и другие показатели, которые бы позволили осуществить стоимостную оценку социальных результатов проекта.
Следует учитывать все затраты, необходимые для достижения социальных результатов проекта. К этим затратам можно отнести:
- 1) расходы на привлечение к научным разработкам в сфере высоких технологий высококвалифицированных специалистов, ученых, инженеров;
- 2) расходы на строительство и эксплуатацию объектов непроизводственного назначения, составляющих социальную инфраструктуру;
- 3) затраты на расширение производственных площадей и создание новых рабочих мест;
- 4) расходы на улучшение санитарно-гигиенических условий труда работников инновационной фирмы.
Последняя группа расходов включает в себя денежные, материальные и трудовые затраты на создание новых, с улучшенной технической характеристикой систем вентиляции и кондиционирования воздуха; затраты на снижение уровня вибрации и шума; затраты на уменьшение уровня загазованности и запыленности производственных помещений, затраты на реализацию природоохранных мероприятий и др.
Используя методические указания и рекомендации, разработанные социальные нормы и нормативы, можно в определенной мере оценить экономические результаты социальных последствий инновационных проектов и, соответственно, определить их социальную эффективность как разницу между доходами от внедрения инновационного проекта социальной направленности и понесенными при этом затратами.
Рассчитать социальный эффект от внедрения инновационного проекта очень сложно. Трудно представить все возможные отрицательные (в социальном плане) последствия внедрения принципиально новых технологий, научных разработок в разных отраслях народного хозяйства. Это связано с тем, что реализованные на практике инновационные идеи, как правило, требуют много времени для оценки их влияния на человека, комфортность его среды и др.
Источник: studref.com
Характеристика бюджетной сферы
К бюджетной сфере относятся отрасли, финансирование организаций и учреждений которых осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней — федерального, бюджетов субъектов и муниципальных образований.
Специалисты бюджетной сферы – работники окружных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания (социальной защиты), культуры и искусства, физической культуры и спорта, ветеринарии, занимающие должности руководителей и специалистов в соответствии с тарифным квалификационным справочником по соответствующей отрасли (за исключением работников, выполняющих функции по обеспечению деятельности указанных учреждений), проживающие и работающие в автономном округе в сельской местности и поселках городского типа.
В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть занятых около 90 % приходится на основные отрасли этой сферы: в организациях образования занято 5,8 млн. человек, здравоохранения — 4,0 млн. человек, науки — 0,5 млн. человек, культуры и искусства — 0,57 млн. человек, социальной защиты населения — 0,5 млн. человек. Организации и учреждения, финансирование которых осуществляется из бюджетов всех уровней, имеются практически во всех отраслях экономики [23]
Важная особенность бюджетной сферы состоит в том, что основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений этой сферы приходится на долю бюджетов субъектов и муниципальных образований. В целом по бюджетной сфере в 2013 году она составила более трех четвертей (до 80%) всех затрат по оплате труда.
Доля расходов федерального бюджета составила около четверти расходов на оплату труда. Это соотношение различно по отраслям бюджетной сферы и определяется социальным назначением и характером услуг, которые организации и учреждения этих отраслей предоставляют населению.
В здравоохранении численность работников, занятых в организациях федерального уровня, составляет — 0,3 млн. человек, в образовании — 1,3 млн. человек, в культуре — 0,053 млн. человек, в науке — 0,25 млн. человек. Труд работников этих отраслей один из наиболее сложных видов деятельности, а большинство профессий требуют высокого уровня подготовки и наличия специального образования. Отрасли бюджетной сферы отличает высокая потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием. Сферой прямого и непосредственного воздействия государства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления является регулирование оплаты труд работников бюджетных организаций [23].
Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков:
1. В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.
По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации [24, c. 50]:
· государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;
· судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;
· международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д.
2. В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы [24, c. 50]:
· финансируемые за счет средств федерального бюджета;
· финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;
· финансируемые за счет средств местных бюджетов.
3. По источникам формирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы [24, c. 51]:
· бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;
· бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств.
В состав учреждений бюджетной сферы входят:
· культура и искусство, кинематография;
· физической культуры и спорта;
· средства массовой информации;
· жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство.
Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации система образования – весьма сложный объект, описание которого приводится в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ее составляющие включают: сеть образовательных учреждений, образовательные стандарты и программы, ресурсное, кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое обеспечение, организация сотрудничества с другими образовательными системами, управление [19].
Неотъемлемым элементом российской системы образования выступает сеть образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс. Она имеет весьма сложную структуру, состоящую из следующих типов учреждений:
· общеобразовательные, состоящие из трех ступеней: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
1. для детей с отклонениями в развитии;
2. для детей-сирот;
3. дополнительного образования взрослых;
4. дополнительного образования детей;
5. специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников, детей, остающихся без попечения родителей (законных представителей);
6. другие учреждения, проводящие образовательный процесс.
Трудовые договора с педагогическими работниками согласно Постановлению Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (ред. от 14.01.2014 г.) должны предусматривать такие обязательные условия оплаты труда, как:
· размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);
· размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ, в условиях, отклоняющихся от нормальных);
· размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.
Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья [18, c. 8].
Учреждения здравоохранения подразделяются на три типа:
1. Лечебно-профилактические учреждения:
· учреждения здравоохранения особого типа (патологоанатомическое бюро; центры медицины катастроф и др.);
· учреждения скорой медицинской помощи и др.;
· учреждения охраны материнства и детства;
2. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы: а) санитарно-эпидемиологические учреждения (дезинфекционные станции, противочумные центры (станции), центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, городах и районах, административных округах и районах в городе и др.); б) учреждения профилактической медицины, например, Центр гигиенического образования в г. Москве [18, c. 55].
3. Аптечные учреждения — аптеки лечебно-профилактических учреждений, медицинские склады, контрольно-аналитическая лаборатория, центр контроля качества и сертификации лекарственных средств [18, c. 55].
Учреждения здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Лицензии выдаются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными органами.
Рекомендуемые минимальные размеры окладов медицинских работников учреждения устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» (зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2007 г. № 10190). (см. рис. 1.1)
Рис. 1.1 — Минимальные размеры оплаты труда
Оклады заместителей руководителей структурных подразделений рекомендуется устанавливать на 5-10 процентов ниже окладов соответствующих руководителей [5].
К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
· физкультурно-спортивные организации, спортивные клубы;
· детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры спортивной подготовки, центры олимпийской подготовки;
· образовательные учреждения, физкультурно-спортивные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта;
· Олимпийский, Параолимпийский, Сурдоолимпийский комитеты;
· федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, муниципальные органы в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации;
· профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
· граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены, спортивные судьи, а также тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта [11, c. 150].
Источник: mydocx.ru
Бюджетная сфера
В Правила формирования и ведения перечня источников доходов РФ внесены поправки, направленные на совершенствование требований к группировке источников доходов бюджетов и совершенствование регулирования отношений, возникающих при формировании и включении сведений в перечень.
Изменения, направленные на совершенствование структуры уникального номера реестровой записи источника дохода бюджета, внесены в общие требования к составу информации, порядку формирования и ведения реестра источников доходов РФ, реестра источников доходов федерального бюджета, реестров источников доходов бюджетов субъектов РФ, реестров источников доходов местных бюджетов и реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.
ДОПОЛНЕНЫ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, НЕ ВКЛЮЧЕННОЙ В БАЗОВУЮ ПРОГРАММУ ОМС
Постановление Правительства РФ от 18.09.2023 N 1522
Предусмотрено, что в течение финансового года размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ, может быть изменен на основании решений Правительства с соответствующим изменением общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидии, в порядке, установленном бюджетным законодательством.
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 20.12.2022 N 35/3 “О БЮДЖЕТЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 – 2025 ГОДОВ
Решение Челябинской городской Думы от 29.08.2023 N 41/10
Уточнены основные характеристики бюджета города Челябинска на 2023 год. Увеличены: прогнозируемый объем доходов до 49910474,5 тыс. рублей, общий объем расходов до 51176429,3 тыс. рублей, объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам внутригородских районов города Челябинска, до 1227996,6 тыс. рублей; уменьшен объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, до 31747888,5 тыс. рублей.
Скорректированы основные характеристики бюджета города Челябинска на плановый период 2024 – 2025 годов.
Уменьшены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия “Ликвидация незаконно складированных отходов производства и потребления на территории города Челябинска” в рамках муниципальной программы “Оздоровление окружающей среды города Челябинска” на 2023 год до 69126,5 тыс. рублей, на 2024 год – до 64783,8 тыс. рублей, на 2025 год – до 68543,6 тыс. рублей.
Отдельные приложения документа изложены в новой редакции, в частности: источники внутреннего финансирования дефицита бюджета города, ведомственная структура расходов бюджета города Челябинска по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджета (без межбюджетных трансфертов, кроме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности), ведомственная структура расходов бюджета города Челябинска по межбюджетным трансфертам (кроме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности), распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов бюджета города; перечень субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг на безвозмездной и безвозвратной основе, а также иным некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе; бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений за счет межбюджетных трансфертов.
СОСТАВЛЕНА ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ РАЗДЕЛОВ (ПОДРАЗДЕЛОВ) И ВИДОВ РАСХОДОВ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ
Информация Минфина России
Таблица подготовлена для применения при составлении и исполнении бюджетов субъектов РФ начиная с бюджетов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО СООБЩАЕТ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИМИТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Письмо Казначейства России от 31.08.2023 N 95-09-11/04-396
Согласно действующему правилу бюджетные ассигнования на предоставление субсидий госучреждениям, иным юрлицам, ИП, а также физлицам – производителям товаров, работ, услуг направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ в случае отсутствия по состоянию на 1 сентября текущего финансового года заключенных соглашений о предоставлении указанных субсидий.
Сообщается в числе прочего, что бюджетные ассигнования на предоставление субсидий в объеме заблокированных Федеральным казначейством по состоянию на 1 сентября 2023 года лимитов бюджетных обязательств в целях их перераспределения путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись не подлежат направлению в резервный фонд Правительства РФ.
Другие новости:
Источник: 474ric.ru