История стиля и легенды
Большая часть древней истории Вин Чун — легенда, сильно приукрашенная в политических целях, и никаких доказательств в подтверждение ее правдивости мы найти не можем. Версий очень много. Почти все документы были уничтожены как во время разрушения Шаолиня, так и в ходе Культурной Революции. В итоге мы имеем только слухи и сплетни, на которые можно положиться с большим трудом. Что касается жизни Ип Мена, но она великолепно описана его сыном Ип Чунем в книге «Столетний юбилей Великого Мастера Ип Мена» (1993).
Храм Шаолинь
Храмы Шаолинь считают истоками, как искусства кун-фу, так и многих тайных кланов, таких, как Триада, Белый Лотос, Восемь Триграмм и Боксеры. Первый храм, построенный императором Ксяо Вэй из династии Северных Вэй около 495 г. н. э., находился в провинции Хэнань. Шаолинь очень сильно повлиял на распространение буддизма на Востоке.
Главный храм находился у подножия Сон-Шань или «Центральной Горы». Он был построен в честь индийского монаха по имени Бануо или Фо Туо, как его называют в Китае. Его статую можно увидеть в китайских буддийских монастырях — это большой, дружелюбный монах.
ВИН ЧУН — ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ?
Позднее, в шестом веке н. э., храм Шаолинь посетил другой индийский монах — Боддхидхарма, известный в Китае под именем Да Мо. Он обучил монахов технике медитации, и его учение легло в основу новой школы Буддизма, известной как Чань в Китае и Дзэн в Японии. Монахи долгое время проводили в медитациях, и чтобы помочь им преодолеть усталость, Боддхидхарма научил их дыхательным упражнениям и техникам, которые стали основой боевых искусств.
Во время своего расцвета, около 1300 лет назад, храм насчитывал около 1500 монахов, 500 из которых были мастерами боя. Шаолинь тренировал воинов по просьбе императора Тай Цунга, который в случае опасности желал всегда иметь под рукой труппу монахов-воинов. Он пытался убедить монахов стать его телохранителями, но те наотрез отказались, сказав, что их долг — защищать храм и мирных монахов.
Тысячу лет спустя с просьбой о помощи в храм обратился другой император. В 1674 году 128 монахов во главе с бывшим сторонником династии Мин Чен Кван-Таном отправились на помощь императору Кань-ши. Чен проявил себя на войне с маньчжурами, после чего стал адептом Шаолиня. Монахи оказали императору неоценимую помощь, но после войны вновь отвергли предложение стань телохранителями, и вернулись обратно в храм.
Разгневанный император послал на усмирение зарвавшихся монахов армию во главе с монахом-ренегатом Ма Нинь И. Храм был сровнен с землей, и в живых осталось только несколько монахов. Пятеро из них продолжили изучение искусства боя и разработали новые, более действенные системы.
Они были известны как Пять Предков или Великолепная Пятерка. Именно благодаря им шаолиньское искусство не исчезло.
Но его изучение требовало долгого времени, поэтому мастера решили создать упрощенную систему, которую можно было бы постичь за меньший срок.
Конец 1600х
Легендарный ИП ЧУН — СЫН Легендарного ИП МАНА (На РУССКОМ)
Монахи начали развивать новое искусство, но еще до того, как они смогли воспитать первых учеников, монастырь был вновь атакован и много монахов было убито. Среди тех, кому посчастливилось сбежать, была монахиня Нг Мой, мастер боя руками. Свои знания она передала девушке по имени Им Вин Чун (Прекрасная Весна), которая стала ее надеждой на будущее. Система позже получила ее имя, и говорят, что именно с помощью Вин Чун девушке удалось «отшить» неудачливого поклонника.
Вскоре Им Вин Чун вышла замуж и поделилась своими знаниями с мужем, Лян Бок Чоу, который стал настоящим мастером. Он передал свои знания травнику Лен Ян Кваю, который, в свою очередь, обучил Вонга Ва Бо, лидера актерской труппы «Красный Тростник». Позднее старейшина храма научил одного из членов группы, рыбака Ляна И Ти, использованье в качестве мощного оружия лодочный шест.
Шест стал излюбленным оружием в искусстве. Ножи-бабочки, скорее всего, тоже вошли в систему боя во времена «Красного Тростника».
Конец 1800-х
Начало появления более достоверных документов.
Около ста лет назад Лян Йен, искусный врач из Пекина, был удостоен чести изучать стиль Вин Чун вместе с несколькими избранными. Люди очень уважали его за то, что он никогда не выставлял свое кун-фу напоказ. По соседству с Ляном жил меняла по имени Чен Ва Сун, неплохой боец, тоже уважавший соседа за его мастерство. Он попросил Ляна научить его секретам кун-фу. Вначале Лян не хотел учить чужака, но потом переменил свое мнение.
Поскольку Чен был крупным и сильным мужчиной, Лян учил его несколько другим техникам, нежели своих сыновей, Лян Бика и Лян Цуня. Юноши были маленького роста и не обладали столь внушительными габаритами, как Чен, поэтому для боя с более сильными противниками им требовалась совершенно другая техника.
Позднее Лян Бик уехал в Гонконг, а Чен остался в Пекине, где у него уже были свои ученики.
Среди этих учеников был мальчик по имени Ип Мен. Он предложил Чену триста серебряных монет за обучение. Вначале Чен отказался, думая, что деньги украдены, но после встречи с родителями мальчика он узнал, что Ип долго и тяжело трудился, чтобы их заработать.
Пораженный, Чен взял мальчишку в ученики.
Ип Мен четыре года изучал кун-фу под руководством Чена, а после смерти учителя продолжил тренировки у мастера Ни Чанг Сао — такова была последняя воля Чена.
Ип Мен приехал в Гонконг и поступил в колледж. У него уже была репутация хорошего бойца. Друзья познакомили Ипа, как они выразились, с «эксцентричным старичком», великолепно владеющим боевыми искусствами. Этим «старичком» оказался не кто иной, как Лян Бик, сын Лян Йена, исповедовавший совершенно другой стиль, нежели Ип Мен.
Бик взял юношу в ученики и обучил его разнообразным новым техникам и способам ведения боя. После окончания учебы Ип Мен вернулся в Пекин, обогащенный полученными знаниями. В следующие двадцать лет он работал в армии и полиции, женился и стал отцом четверых детей. Даже когда в Китай в 1937 году вторглись японские интервенты, Ип Мен продолжал свои тренировки и в 1941 начал обучать своих первых учеников.
После войны, в 1949, к власти пришли коммунисты. Ип Мену пришлось оставить все и уехать в Макао.
Впоследствии он вернулся в Гонконг вместе с Лян Шуном, который стал его первым гонконгским учеником, и создал школу Вин Чун в здании Ресторана Рабочего Профсоюза. Его репутация прекрасного бойца и джентльмена продолжала расти.
Переезды Ип Мена в Макао и Гонконг значили очень много для искусства Вин Чун. Останься он в Китае, и стиль претерпел бы огромные изменения. Коммунисты считали боевые искусства бесполезными и устаревшими. Они изменили суть многих стилей, добавив в них множество театральных и акробатических трюков для увеличения привлекательности, и назвали это «современным ушу». Правительство Мао Цзэдуна наполнило новые боевые искусства западными идеями борьбы и соревнования и пропагандировало современное ушу, во-первых, чтобы укрепить социалистический дух, а во-вторых, с целью уничтожить ту ауру мистики и секретности, которая окружала боевые искусства на протяжении их существования.
В течение следующих 22 лет Ип Мен воспитал многих учеников, некоторые из них стали мастерами и понесли учение Вин Чун по всему миру.
Наиболее известным из учеников Ип Мена был, конечно же, Брюс Ли.
На Востоке он уже в то время был известен как актер. Снявшись в голливудском блокбастере «Остров Дракона», Ли стал знаменит во всем мире. Вслед за успехом фильма на Западе последовал взрыв интереса к кун-фу и восточной культуре.
Ип Мен умер в своем доме в Гонконге 1 декабря 1972 года в возрасте 72 лет. Многие его ученики, в первую очередь сыновья Ип Чунь и Ип Чен, продолжают преподавать стиль Вин Чун во всем мире.
Вин Чун имеет богатое наследие и историю и благодаря стараниям и любопытству многих тысяч последователей живет и развивается как искусство, спорт и образ жизни.
Рис. 1. Великий Мастер Ип Чунь отдыхает у себя дома, в Гонконге
Источник: www.redov.ru
Ип чун жив или нет
Юен Кай Сан (Ю Кай Сан)
Взято из wikipedia.org, превод Семёнова Сергея
Вступление от переводчика:
Юэн Кай Сан ( 1889-1956) был мастером Вин Чун. В детстве у него было 5 братьев и поэтому он был известен как «Foshan Yuen Lo Jia» (Юэн Пятый из Фошаня). Он был 5 ребенком в семье богатого владельца монополии по производству фейерверков Юэн Сронг Минга, и был известен как непобедимый чемпион в смертельной дуэли в Фошане в течении 1920-1950 годов представляя Вин Чун.
Изучение Вин Чун
Основной родовое имение семьи Юен называлось Песня Юен (Шелковчный Сад) и находилось в Фошане, в Китае. Изначально, отец Кай Сана оплатил обучение его и его старшего брата Бен Чай Ван у Фок Бо Чуена. Юен Кай Сан и его старший брат Юен Чай Ван проявляли интерес к боевым искусствам.
Старший брат Юен Кай Сана, был известен как ”Чай Рябая Кожа” и позднее стал основателем Ю Чой и Вьтенамских школ Вин Чун. Их отец Юен Чонг Минг отдал большую сумму денег имперскому констеблю Фок Бо Чуен для обучения братьев Юен Вин Чун. От Фок Бо Чуена, Юен Кай Сан научился 3 формам открытой руки, Сиу Лисм Тао, Чам Кью и Биу Джи. В дополнение он освоил ножи, 6 с половиной точек шеста и летающие дротики. Так же он был обучен Деревянному манекену, Бамбуковому манекену и несколким другим вариациям тренажеров, так же как и Красная Песочная Рука.
Позднее, Ма Бок Ленг, Джиу Ган Хенг, Ло Хао По , Нг Нгау Си, Ленг Ян и Юен Кай Сан со своим братом, пригласили Фунг Сиу Чинга обучать их. Вунг остановился в доме отца Юена где два брата комбинировали знания полученные от их прошлого и нынешнего учителей. От Фунг Сиу Чинга они приобрели навыки применения на очень близком расстоянии к телу включая такие как Кум На, Фа Кум На, Обертывание тела, подсечки, заломы и броски.
Фунг Сиу Чинг был обучен мастером с красных лодок ( Прим. переводчика – Красные Джонки) Даи Фай Мин Кам. Юен заботился от Фунг Сиу Чинге вплоть до его смерти в 1936 году. 1936 год так же стал годом когда Юен Кай Сан и Юен Чай Ван пошли своими отдельными путями.
Брата Юен Кай Сана в конце концов пригласили обучать во Вьетнам, где он основал Nguyễn Tế-Công школу Вин Чун. Юен Кай Сан остался в Фошане где стал дружить с другими известными в Вин Чун людьми такими как Ип Ман, Ю Чой, Ип Чунг Хонг, Лай Хип Чи, Тонг Гай и другими. Юен Кай
Сан стал достаточно близок с Ип Маном и даже обучал его сына Ип Чуна некоторым аспектам первой формы боевого искусства.
Юен Чай Ван вынужден покинуть Фошань из за поединка, в котором он убил своего оппонента используя свои навыки Фок Бо Чуен/Фунг Сиу Чинг Вин Чун. Он уехал во Вьетнам, а Юен Кай Сан остался в Фошане.
В дополнение к своим знаниям Вин Чун высокого уровня, Юен Кай Сан так же был обученным человеком и время от времени работал юристом. В связи с тем, что он был обучен индивидуально, он был одним из первых мастеров Вин Чун кто задокументировал теорию, концепции, философию и стратегию системы. Так же, он считается основным источником знания Люк Дим Боон Гвун (прим. переводчика – Техника Шеста) собрав его воедино под руководством монаха из провинции Джиангши.
После подписания свидетельств об отказе вины в смерти, состоялась схватка во дворце 1000 лет долголетия. Оба бойца были вооружены металлическими шестами (прим. переводчика- возможно имелись ввиду копья или какая то неточность). В итоге Юен Кай Сан разоружил монаха и сохранил ему жизнь в схватке, что демонстрирует не только его высокий уровень мастерства, но и его уровень как мастера боевых искусств. Юен Кай Сан никогда не искал поединков, но вызовов не избегал, Юен Кай Сан давал им возможность учиться. Из сотни смертельных поединков в которых Юен Кай Сан принимал участие он не разу не проиграл.
Сум Нунг (1925 – 2002)
Первый и единственный ученик Юен Кай Сана был Сум Нунг ( Так же произносится как Шум Лунг), чья семьявернулась в Китай из Южной Америки. Изначально он изучал Вин Чун у инструктора Ченг Бо
в Тин Хой ресторане. Ченг познакомил Сум Нунга с Юеном еще молодым мальчиком для дальнейшего его обучения, Юен был поражен самоотверженностью мальчика. Много лет Юен Кай Сан и Сум Нунг провели много времени вместе и под наставничеством Юен Кай Сана, Сум Нунг продолжил улучшать и полировать свой Вин Чун получая все свои знания о Виин Чун Куен.
Юен Кай Сан умер в 1956 году, Сум Нунг назвал стиль Юен Кай Сан Вин Чун Куен вчесть и память своего учителя.
Сум Нунг поручил некоторым своих внутренних учеников стать главными инструкторами и руководителями школ за пределами Китая. Много последователей Вин Чун в Гуанджоу, Гонк Конге, Канаде и в Соединенных Штатах идущих от Сум Нунга.
Вонг Джинг (1917-1972)
Юен Кай Сан так же давал учебный материал Вонг Джинга, друга который помог ему в то время когда он в этом нуждался в этом. Юен Кай Сан обучал Вонг Джинга за его дружбу, доброту и поддержку.
Ип Ман (1893-1972)
Родовой дом семьи Ип был сожжен разгневанными местными жителями за то, что дед Ип Мана тайно перевозил опиум будучи капитаном опиумной лодки (в то время опиум не был запрещенным веществом). Юен Чонг Минг был соседом и другом собратом купцом отца Ип Мана и знал семью Ип живущую в особняке Юен.
В то время, Юен Чонг Минг попросил Юен Кай Сана научить его младшего сына Ип Мана некоторым упражнениями Чи Сао ( Липкие руки) которые Ип Ман не изучал у своего учителя Нг Чунг Со. Однако изначально Ип был учеником Нг и практиковал другой стиль Вин Чун. Однако благодаря упорству отца Юен Кай Сан обучил его Чи Сао. Однако, не смотря на просьбу Юен Кай Сана сохранить знания о Чи Сао только для себя лично, Ип Ман открыто использовал эти знания в поражении Си Хингов (старших братьев кунгфу).
Не смотря на это это положило начало дружественным отношениям ” Трех Героев Вин Чун” , Юен Кай Сана, Ип Мана и позднее Йу Чой/Яо Чой (Облучавшегося у Юен Чай Ван вначале и затем у Нг Чонг Со, 1890–1956)
Спор в Фильме – Ип Ман
Мистер Кси Квок Лам( ученик сына Ип Мана и продюсер “Рождение легенды – Ип Ман”) извинялся и подавал чай Юен Джо Тонгу за представление в неверном свете репутацию и статус в истории Вин Чун его дедушки, Юен Кай Сана. ( В фильме, Юен Кай Сан был показан как младший кунг фу брат Ип Мана, а не уровня мастерства Ип Мана). Это заставило семьи Юен и Юи высказать свое недовольство в интервью об этом фильме.
После того как семьи Юен и Юи высказали свое недовольство об образе Юен Кай Сана в фильме Ип Ман, продюсер фильма Си Квок Лам и сопродюсер Ип Чун извинялись 6 раз и подносили чай внуку Юен Кай Сана, Юен Дж Тонгу за сокрытие и неуважение к легендарному мастеру чемпиону смертельной дуели с 1920 по 1950 годы, Юен Кай Сану.
Три героя Вин Чун
Яо Винг Кен (внук Йу Чой) рассказал что в старые времена в Фошане, его дедушка Йу Чой, Ип Ман и Юен Кай Сан назывались ”Три Героя Вин Чун ” и часто упоминались вместе. Последователь Юен Кай Сана, Ленг Джан Синг так же предоставил старинный документ показывающий что Юен Кай Сан учился с Фунг Сиу Чингом в то время как Ип Ман и другие учились у Юена. Эта запись была передана в 70ые годы последнего века. Хотя Ип Ман и не являлся официальным студентом Юена в порядке старшинства в гениологическом дереве, Юен Кай Сан был отнесен на верхний уровень, в то время как Ип Ман ниже. И это было нормальным для Ип Мана просить Юен Кай Сана дать наставления
Даи Лик Йу Чой Юен Кай Сан Ип Ман
Заключение от переводчика:
Конечно представленный материал не слишком подробен, однако он позволяет задуматься о том, что возможно не стоит “зацикливаться” на одной линии обучения, нужно смотреть шире и тогда, возможно , Вин Чун сможет раскрыться гораздо глубже чем мы можем себе это представить.
Источник: www.win-chun.ru
Важный урок, который получил Брюс Ли от Ип Мана — статья Алексея Дудина
К моменту когда произошла эта история, Брюсу Ли было семнадцать лет и он в течение четырех лет изучал Вин Чун, стремясь понять и прочувствовать один из основных принципов данного стиля — принцип мягкости. Он подразумевает, что нужно избегать силового противоборства с противником и нейтрализовывать все атаки с минимальными затратами собственной энергии.
На словах объяснения принципа звучали просто, а научиться его применять в жизни оказалось сложно. В бою вместо мягкости и легкости постоянно появлялись гнев и беспокойство. Брюс Ли отмечал: «Как только я начинал спарринг со своим противником, мой мозг приходил в состояние полнейшего смятения. Особенно после обмена ударами вся теория «мягкости» которой я пытался следовать, шла прахом. У меня оставалась одна единственная мысль — любым возможным способом ударить его и выиграть»
Когда Ип Ман видел подобное он подходил к Брюсу, которого на китайском звали Ли Сяо лун (Маленький Дракон) и говорил: «Лун, расслабься и успокойся. Забудь о себе и следуй только движениям твоего противника. Освободи свой мозг. позволь ему — основе реальности — производить все контратакующие действия без препятствующих колебаний и сомнений. И самое главное, освой искусство расслабления в любой фазе боя».
Когда Брюс Ли начинал думать об этом, он еще больше закрепощался. Все происходило вопреки его воле. Говоря себе «я должен расслабиться», «мне нужно быть мягче», Брюс отмечал, что требование, которое содержится в словах «должен» и «нужно» несовместимо с расслаблением, предполагающим отсутствие активных сознательных усилий. И все оставалось на своих местах, Брюс был по прежнему напряжен и проявлял излишнюю жесткость в учебных боях.
Однажды, кода Когда Ип Ман заметил, что Брюс Ли снова ослеплен желанием ударить противника и выиграть в спарринге, он подошел к нему и сказал: «Лун, только следуя естественному ходу вещей и не вмешиваясь в него, ты сможешь сохранить себя. Запомни, никогда не противопоставляй себя естеству: никогда не встречай свои проблемы лоб в лоб, но всегда контролируй их, двигаясь в соприкосновении с ними. Не тренируйся на этой неделе. Иди домой и подумай об этом».
Как и посоветовал Ип Ман, Брюс Ли в течение всей следующей недели оставался дома и размышлял над словами наставника. В какой-то момент Брюс решил пойти к морю, чтобы поплавать в лодке. Когда он пришел к берегу, воспоминания о последней тренировке в зале и излишней жесткости заполнили все сознание Брюса. И в тот же момент его захлестнула огромная волна гнева.
Под влиянием душевного порыва Брюс изо всех сил ударил рукой по воде. Брызги разлетелись во все стороны, но не более того. Вся мощь и ярость с которой Брюс нанес удар, была легко поглощена водой. Последующие удары также не причинили воде никакого урона. Брюс попытался схватить и удержать воду, крепко сжимая кулак, но это оказалось невозможным.
Несмотря на огромное усилие, которое прилагал Брюс, вода легко ускользала от него между пальцев.
В этот момент Брюса посетило озарение. Одна простая и в то же время важная мысль появилась в его голове » Вода является сутью Вин Чун».
С одной стороны она является олицетворением чистого «инь», поскольку представляет самую мягкую и податливую субстанцию. Она может принять любую форму. Нальешь ее в кувшин — она тут же приобретет форму кувшина, пометишь в кружку и вода без промедления и каких-либо усилий примет форму кружки.
С другой стороны вода — это чистое «ян», поскольку она может проникать сквозь самые твердые вещества, будь то камень или металл. Столкнувшись с сильным препятствием на своем пути, вода не борется с ним, а мгновенно приспосабливается и начинает естественный процесс его преодоления.
Вода может быть ровной и спокойной как поверхность пруда, а может быть бурной, яростной и неистовой, как, например, Ниагарский водопад.
Пришедшая мысль была настолько сильной, яркой и всепоглощающей, что Брюс позволил ей полностью овладеть им. Он осознал, что может быть мягким и текучим как вода.
На мгновения размышления Брюса прервал полет чайки, тень которой мимолетом пронеслась по водной глади, но в следующую секунду это событие подарило ему еще одно озарение. Эмоции и помыслы противника влияют на сознание бойца словно тень птицы на воде, они отражаются в нем, но при этом не порождают каких-либо волн или брызг. Брюс понял «Это то, что имел в виду профессор Ип, когда говорил, что я должен расслабиться, не сковывать себя — ведь это не означало быть без чувств и без эмоций, но это означало, что чувства и эмоции не должны сковывать. Следовательно для того, чтобы я мог контролировать свои действия, я должен прежде всего научиться следовать своей природе а не противиться ей».
Брюс лежал на дне лодки и ощущал как соединился с окружающим миром и обрел гармонию с самим собой. Те силы, которые раньше ему казались противоборствующими на самом деле оказались частями, которые не конфликтуют, а помогают друг другу, сливаясь в одно единое целое.
Так, слова Ип Мана о важности расслабления и проведении всех контратакующих действий без колебаний и сомнений, а также пережитый Брюсом Ли во время катания на лодке эмоциональный опыт, оказали на него неизгладимое впечатление. В последующие годы Брюс очень часто говорил о том как важно следовать природе воды, как применительно к практике боевых искусств, так и в отношении других сфер жизни.
Подтверждением этому являются его слова «Любое познание в конечном счете — познание самого себя. Опустошите свой разум. Станьте аморфным. Бесформенным. Как вода. Налейте воду в чашку — вода станет чашкой. Налейте воду в бутылку — вода станет бутылкой.
Налейте ее в чайник — она станет чайником. Вода может течь, а может разбиться. Будь водой мой друг».
«02» сентября 2013 г.
По материалам книг:
- Ли Брюс. путь опережающего кулака: Пер. с англ. В. Касьянов, К. Касьянова. — Минск, 1996 г. (стр. 16)
- Брюс Ли. Путь воина / Пер. с английского Е. Богдановой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000 (стр. 31, 93-100)
Школа «Улыбка Дракона» Волгоград благодарит фотографа Алексея Иванова за проведение фотосъемки для данной статьи.
Источник: winchun34.ru