Управляющая организация применяет УСН. Каким образом она должна учитывать поступающие от собственников жилья платежи за жилищно-коммунальные услуги в целях налогообложения?
Ответ зависит не только от выбранного компаний объекта обложения: «доходы» или «доходы минус расходы», но и от того, занимается ли компания посреднической деятельностью в отношениях между жильцами и коммунальными службами.
Объект «доходы»
В этом случае суммы платежи за коммунальные услуги (плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.), поступающие на счет управляющей компании, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы.
Обусловлено это тем, что согласно п. 1 ст. 346.15, ст. 248, 249 НК РФ плательщики на УСН учитывают в доходах
выручку от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. При этом выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
За какие коммунальные услуги сейчас можно не платить, если в квартире никто не живет
Объект «доходы минус расходы»
В таком случае платежи за коммунальные услуги управляющая компания должна одновременно отражать у себя как в доходах, так и в расходах, поскольку они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Если управляющая компания – посредник
В случае, когда предпринимательская деятельность управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, то доходом этой организации будет являться только комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Основание: пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ. В нем сказано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору.
Тоже самое касается поступлений в счет возмещения затрат комиссионера, агента или иного поверенного, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. Комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение к таким доходам не относится.
Документ включен в СПС КонсультантПлюс
Примечание редакции:
Управляющая компания не может считать себя посредником заочно, данный статус должен быть основан на договоре комиссии или агентском договоре, либо условие о посреднических услугах управляющей компании включено в договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Это подтверждается судебной практикой.
Верховный Суд РФ указал, что довод общества о том, что в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений оно выступает в качестве посредника (агента), документально не подтвержден. Кроме того, Договоры с ресурсоснабжающими организациями не содержат условий об агентском вознаграждении.
КАК СГОРАЮТ ДОЛГИ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Начисление и сбор коммунальных платежей осуществляет общество самостоятельно, денежные средства, поступающие на его расчетный счет от потребителей в виде платы за жилищно-коммунальные услуги, в адрес ресурсоснабжающих организаций в тот же день не перечисляются.
При таких обстоятельствах квалифицировать деятельность общества в качестве посреднической невозможно, резюмировали судьи (Определение ВС РФ от 18.02.2016 № 307-КГ15-19440, А05-1053/2015).
Источник: www.v2b.ru
Статьи
Списание долгов за коммунальные услуги: все подробности!
Согласно статистическим данным, задолженность россиян по ЖКХ в 2019-начале 2020 года достигла рекордной величины в 1,3 триллиона рублей! Чиновники отмечают: причиной ситуации является необоснованность и непрозрачность тарифов поставщиков услуг, и отсутствие культуры потребления ресурсов. Свой отпечаток оставляет финансовая и юридическая безграмотность населения, отсюда и такие шокирующие показатели. Но некоторые обязательства граждан перед управляющими компаниями иногда действительно признаются необоснованными, а у жителей не хватает информации об этом, отсюда и такие долги.
В нашей статье мы расскажем об особенностях и тонкостях списания долгов за коммунальные услуги, обозначим ситуации, в которых возможно списание, и условия исполнения процедуры.
Как и когда возможно списание долгов по ЖКХ
Законодательство не предусматривает списание долгов только лишь по желанию собственника (квартиросъемщика). Но у правил есть исключения, и в данном случае целесообразно обозначить условия списания долгов за коммунальные услуги.
К самым распространенным факторам относятся:
- изменения в законодательной части, касающиеся некоторых категорий граждан;
- истечение срока исковой давности;
- через банкротство;
- смерть собственника;
- невозможность исполнения решения.
Рассмотрим отдельно каждый случай, обозначим особенности, специфику механизмов и доступность.
Закон 2020
Списание долгов по ЖКХ в 2020 году регулируется законодательными и нормативными актами.
На начало 2020 года, согласно действующему законодательству, списать долги по услугам допустимо в нескольких случаях:
- Суд признает физическое лицо банкротом.
- Управляющая компания пропустила сроки исковой давности по взысканию задолженности.
- Организация-поставщик коммунальных услуг ликвидирована и (или) исключена из ЕГРЮЛ.
- Потеря трудоспособности плательщика в результате несчастного случая на производстве, получение статуса инвалида и другого тяжелого заболевания.
Возврат судебным приставом исполнительного листа и закрытие исполнительного производства относят к способам списания долгов по услугам жилищно-коммунального хозяйства.
Однако, закрыть дело можно только в ряде случаев:
- полное отсутствие у должника имущества и средств для погашения задолженности;
- должник числится пропавшим без вести;
- у службы судебных приставов нет информации о местонахождении должника и его имущества, на которое можно обратить взыскание.
Наличие уважительных причин должно побуждать человека обратиться в управляющую компанию с официальным заявлением о реструктуризации. Отказ со стороны УК — повод обратиться в суд. Судебные инстанции принимают положительные решения в пользу потребителя. Главное — своевременное обращение в органы и стремление содействовать им.
Тогда вы имеете шансы не только списать часть долга, но и избежать начисления штрафных санкций в виде пени. Ответственные органы идут навстречу добросовестным людям, даже если те оказались в сложной жизненной ситуации, а долг за коммуналку уже успел накопиться.
Истечение срока исковой давности
Списание долгов ЖКХ по сроку давности является наиболее частой процедурой. УК в случае возникновения задолженности действует своими силами, а уже затем осуществляется непосредственное обращение в суд. Как результат — пропуск сроков исковой давности. По этой причине претензии по истечении 3 лет в суде признаются недействительными, значит, не удовлетворяются.
Однако списание долга производится с соблюдением еще нескольких значимых условий:
- заявка в суде о применении срока исковой давности — суд автоматически факт пропуска не признает, поэтому заявителю следует сразу обозначить аспект;
- не признавать и не подтверждать факт наличия задолженности перед УК.
Подтверждение факта признания размера задолженности — соглашение о признании долга, заявление об отсрочке, договор о реструктуризации, частичная оплата по платежкам.
Списание долгов по истечении сроков давности без судебного разбирательства осуществляется в случае:
- смерти должника, при условии отсутствия наследника;
- ликвидации поставщика услуг — то есть ликвидации управляющей компании.
Банкротство
Еще один вариант — списание долгов ЖКХ при банкротстве. Гражданин подает заявление о признании себя банкротом в арбитражный суд. Происходит это, когда общая задолженность по счетам достигает суммы в 500 тысяч рублей, а доходы собственника не позволяют вовремя и полностью оплатить долги и совершать текущие платежи.
Задолженности суммой полмиллиона рублей встречаются редко, поэтому закон под суммой понимает разные долги, но правила устанавливаются единые. Кстати, недавно выделили дополнительное условие — просрочка по оплате услуг и другим обязательствам превышает 90 дней. Подать заявление в суд о признании факта несостоятельности может сам должник.
О начале процедуры необходимо уведомить кредиторов письменно. В противном случае долг, включая штрафные санкции, будет расти. Статус банкрота имеет как свои плюсы, так и минусы.
Положительные последствия статуса:
- во время проведения процедуры сумма долга не вырастет;
- в результате получения статуса долговые обязательства списываются;
- отсутствует угроза административного и уголовного преследования за невыполнение решения суда о выплате долга;
- жилье остается во владении должника.
Отрицательные последствия банкротства выражены в следующем:
- услуги арбитражного управляющего, а также процессуальные особенности уплачиваются должником;
- устанавливается контроль над доходами должника и членами семьи;
- накладывается запрет на получение кредитов и микрозаймов;
- отсутствие права на регистрацию в качестве предпринимателя (и как ИП, и как учредитель).
Смерть
Смерть должника — уважительная причина, в соответствии с которой списываются долги по ЖКХ. Родственники обязаны направить в УК копию свидетельства о смерти должника. Помимо УК второй вариант — отправка копии в РСО, если был заключен прямой договор. Иногда УК не в курсе факта смерти и продолжает разбирательство, подавая заявление в суд о взыскании денежных средств.
Получив копию свидетельства, суд выносит специальное «Определение о прекращении производства по делу в связи со смертью». УК списывает долг, получив Определение.
Невозможность исполнения решения
Исполнение решения невозможно, когда у должника нет денег и имущества. В таком случае приставы выносят решение об окончании исполнительного производства. Но здесь необходимо собрать документы и на 100% доказать несостоятельность, иначе судебное решение вынесут явно не в пользу должника.
Как уменьшить платежи по квартплате
Вариантов снижения коммунальных платежей множество. Пожалуй, главные из них – экономия предоставляемых ЖКУ и их своевременная оплата. Способ совершенно легальный и не доставляет лишних хлопот. В таблице ниже перечислим еще несколько действительно подходящих и действенных способов:
Способ | Особенности |
Установка счетчиков | Инвестицию рекомендуем осуществлять один раз в несколько лет. Обычный прибор рассчитан на эксплуатацию в течение 3 лет, но зато устройство помогает значительно экономить и окупается уже через 5-6 месяцев. Например, в квартире зарегистрировано много людей, и оплачивать приходится за всех. А вот счетчик фиксирует фактические расходы объемов ресурсов. Разница иногда достигает пятикратного размера! |
Используйте энергосберегающие лампочки и устройства | Электроэнергия — удовольствие не из дешевых, затраты на нее колоссальные. В отличие от иных дорогих услуг, как водоотведение и отопление, уменьшение траты электричества под силу каждому. Не следует совсем отказываться от устройств, но можно подойти с ответственностью к выбору техники. |
Пересмотрите повседневные привычки | Например, используйте посудомойку и стиральную машину в ночное время (если являетесь обладателями специальных тарифов на потребление). Не запускайте технику полупустой, а нагружайте до максимума. |
Не допускайте просрочек | За просрочки начисляется пеня — невыгодная трата средств. |
Можно ли вообще не платить за коммуналку и что будет
Не стоит экспериментировать и принимать на себя роль должника. Своевременное внесение сумм сохранит ваши нервы и кошелек. Испытываете трудности? Обратитесь в УК сами, предупредите специалистов о сложном финансовом положении. Как правило, организациям также невыгодны ваши просрочки, поэтому вам пойдут навстречу и окажут помощь.
Источник: egrp.ru
Оплата холодной воды в домовладении (частном доме). Со счетчиком и без
По нашему мнению, для ответа на поставленный вопрос сначала следует разобраться с понятиями, используемыми в Правилах №354, в частности с понятием «домовладение» и «индивидуальный прибор учета».
Под домовладением в п. 2 Правил №354 понимается жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
По мнению Департамента недвижимости, изложенному в Письме Минэкономразвития России от 09.03.2016 N ОГ-Д23-3023, домовладение следует рассматривать как комплекс, включающий в себя земельный участок, предоставленный для размещения и эксплуатации жилого дома, жилой дом и обслуживающие его вспомогательные строения.
Т.е. понятие домовладение является более широким, чем понятие жилой дом, и жилой дом входит в состав домовладения, наряду с иными объектами.
Обращаем также внимание, что виды жилых помещений перечислены в ч. 1 ст. 16 ЖК РФ и включают в себя следующие: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Приведенный перечень видов жилых помещений является закрытым и в него не входит домовладение.
Под индивидуальным прибором учета в п. 2 Правил №354 понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое:
- на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире),
- на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Из приведенного положения следует, что учет потребления коммунального ресурса в отношении домовладения может быть организован следующим образом:
- либо домовладение оборудовано ИПУ, который измеряет объем потребляемого коммунального ресурса в домовладении в целом (во всех входящих в его состав объектах, включая жилой дом и воду на полив),
- либо домовладение не оборудовано ИПУ, а ИПУ установлен только в отношении жилого дома, входящего в состав домовладения.
В первой описываемой ситуации речь идет о том, что ИПУ установлен на домовладение, т.е. измеряет весь объем воды, поступающей в это домовладение (в жилой дом, баню, на полив).
При этом отдельно жилой дом или иной объект, входящий в состав этого домовладения, не оборудован самостоятельным индивидуальным прибором учета.
Согласно п. 41 Правил №354, потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
В ч. 1 ст. 153 ЖК РФ указано, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Ч. 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Возможность осуществлять расчет размера платы за коммунальную услугу не по приборам учета и не по нормативу потребления предусмотрена в п. 59 Правил №354 только в тех случаях и за те периоды, которые в нем указаны (п. 42 Правил №354).
В п. 59 Правил №354 содержится следующее положение: «Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:…»
Т.е. п. 59 Правил №354 о среднемесячном объеме потребленного коммунального ресурса, по нашему мнению, применяется только при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении и не применяется при расчете размера платы за коммунальную услугу, потребленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Поскольку в рассматриваемой ситуации жилой дом в составе домовладения не был оборудован ИПУ, то в отношении потребленного в этом доме объема воды не может быть применен п. 59 Правил №354 о среднемесячном объеме, поскольку его не из чего рассчитать.
В связи с тем, что предоставленные в домовладение коммунальные услуги должны быть оплачены, иначе на стороне потребителя таких услуг возникнет неосновательное обогащение, мы считаем, что расчет платы за услугу холодного водоснабжения в случае выхода ИПУ домовладения из строя необходимо производить в соответствии с п. 42 (формула 4) и п. 49 Правил №354 (по формуле 22), т.е. с использованием нормативов потребления.
Во второй ситуации речь идет о том, что счетчики холодной воды установлены отдельно на жилой дом, на полив и на баню.
Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минстроя России от 01.07.2019 N 23537-СН/04, под индивидуальным прибором учета понимается такое средство измерения или совокупность средств измерений, которые обеспечивают учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в жилое или нежилое помещение многоквартирного дома.
Если счетчики, установленные на дом, на баню и на полив учитывают в совокупности весь объем коммунальной услуги ХВС, предоставляемой в домовладение, и такие приборы учета введены в эксплуатацию как индивидуальный прибор учета домовладения, то в этом случае, если руководствоваться разъяснениями, приведенными в названном Письме Минстроя России, «в случае, если одно из средств измерений, входящих в индивидуальный прибор учета, вышло из строя, либо у такого средства измерения истек срок эксплуатации, индивидуальный прибор учета считается вышедшим из строя и размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов подряд, а по истечении предельного количества расчетных периодов исходя из норматива потребления коммунальных услуг», можно сделать вывод, что при выходе из строя одного из счетчиков, входящих в состав ИПУ, весь этот ИПУ будет считаться вышедшим из строя.
При этом, как было отмечено выше, п. 59 Правил №354 не регулирует порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Следовательно, по нашему мнению, в отношении домовладения в этом случае (если рассматривать совокупность всех счетчиков как один ИПУ) должны применяться нормы Правил №354 о расчете размера платы по нормативу, т.е. в соответствии с п. 42 (формула 4) и п. 49 Правил №354 (по формуле 22).
Спор здесь может возникнуть в том случае, если потребитель не разделяет мнение Минстроя России о выходе из строя ИПУ в целом при выходе из строя одной из его составляющих, а также при выходе из строя средства измерения, по которому определялся объем коммунальной услуги, предоставленной в жилой дом, входящий в состав домовладения.
В этом случае потребитель может придерживаться мнения о том, что в отношении объема коммунальной услуги, потребленной им в доме, в первые 3 месяца после выхода из строя счетчика холодной воды на дом, в расчет должен приниматься среднемесячный объем потребления коммунальной услуги в жилом помещении (п. 42 Правил №354). Т.е. в этом случае потребитель будет исходить из того, что счетчик на дом отвечает признакам самостоятельного ИПУ на дом и при его выходе из строя расчет потребленной в доме холодной воды должен осуществляться по п. 59 Правил №354, т.е. исходя из среднемесячного объема.
Поскольку прямо соответствующие отношения в Правилах №354 не урегулированы, точку в соответствующем споре, вероятно, сможет поставить только суд.
На наш взгляд, особенностью расчета размера платы за коммунальные услуги для домовладения является то, что плата за них считается в этом случае как две составляющие:
- плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении,
- плата за коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Для расчета первой составляющей платы допустимо использование среднемесячного объема потребления при выходе прибора учета из строя (в случае выхода из строя ИПУ жилого дома, входящего в состав домовладения), для расчета второй составляющей платы Правила №354 не предусматривают такого расчета по п. 59.
Если же домовладение в целом оборудовано одним ИПУ и он вышел из строя, то коммунальные услуги все равно должны быть оплачены. В отсутствие иных специальных норм, регулирующих эту ситуацию, считаем применимым к ней по аналогии п. 49 Правил №354 о расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, по нормативу (на полив – по нормативу, действующему в период полива, продолжительность которого устанавливается уполномоченным органом).
А вообще, по-хорошему, все неурегулированные на нормативном уровне вопросы и взаимоотношения, должны быть согласованы сторонами договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, который согласно п. 19, п. 20 Правил №354 должен включать порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в Правилах №354 способом, а в случае отсутствия индивидуального прибора учета также:
- сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.);
- виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии);
- площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;
- режим водопотребления на полив земельного участка;
- мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.
Источник: xn—-ctbinhejpbubkeiwf.xn--p1ai