Конституционные основы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя
Определение 1
Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя – это особый правовой статус, который получают граждане, прошедшие соответствующий процесс регистрации в государственных органах регистрации для получения разрешения заниматься предпринимательской деятельностью.
Каждый гражданин РФ в соответствии с Конституцией (ст. 34) имеет право свободно пользоваться своими способностями, материальным имуществом для экономической, в частности, предпринимательской деятельности. Конституция гарантирует право любому дееспособному человеку заниматься предпринимательской деятельностью согласно правовым нормам гражданского законодательства.
Присоединяйся
к сообществу юристов в Telegram
Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате.
Основой правоспособности является право граждан на занятие предпринимательской деятельностью, а также любой другой, не запрещенной законодательством деятельности (ст. 18 ГК). Граждане имеют право заниматься предпринимательской деятельностью без соответствующего образования юридического лица с момента государственной регистрации, как индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК).
Я Индивидуальный Предприниматель (ИП), могу ли я обанкротиться как физическое лицо?
Замечание 1
К предпринимательской деятельности граждан должны применяться нормы гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если другое не следует из закона, других нормативно-правовых актов или сути правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК).
Правовой статус индивидуальных предпринимателей как физических лиц
Правовой статус индивидуальных предпринимателей неоднозначен и носит двойственный характер:
- предприниматель – это физическое лицо, обычный гражданин, обладающий всеми гражданскими правами, гарантированными Конституцией, разными законами, нормативно-правовыми и подзаконными актами;
- предприниматель наделен правами юридического лица, он выступает в качестве субъекта деятельности (предпринимательской), использующего всю совокупность прав, которые были предусмотрены нормативными правовыми актами.
«Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Сочетание предпринимательских и гражданских прав обладает постоянным характером. Для правового статуса индивидуального предпринимателя характерна принадлежность к физическим лицам, обладающих частью прав юридического лица. В законодательной базе четко прослеживается отграничение юрлиц и индивидуальных предпринимателей, что исключает смешение данных организационно-правовых норм.
В отдельных нормах перечислены субъекты, на которых распространяется понятия «физические лица, как индивидуальные предприниматели и юридические лица». Предприниматель имеет право действовать, как юридическое лицо (иметь печать, открывать и закрывать расчетные счета, оформлять лицензии, допуски, разрешения, заключать договоры, выполнять те виды деятельности для получения прибыли, которые не противоречили законодательству.
Отличие ИП от юридического лица. Основные моменты.
Индивидуальные предприниматели имеют право заниматься большинством видов деятельность, доступной для юридических лиц. В тоже время некоторые виды деятельности доступны только индивидуальным предпринимателям (например, занятие частной сыскной деятельностью).
Индивидуальный предприниматель в качестве физического лица может быть учредителем юридических лиц, работать по найму и др. Индивидуальный предприниматель во время предпринимательской деятельности может выступать как в качестве гражданина, так и в качестве предпринимателя.
Статус индивидуального предпринимателя может быть довольно выгоден, так как позволяет реализовывать предпринимательскую деятельность по большей степени, как юридическому лицу, и одновременно получает возможность пользоваться правами, которые доступны любому гражданину (но не организации). Гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя, может заключать договора с физическими лицами в качестве физического лица, а не как предприниматель, что в отдельных случаях помогает провести сделку на выгодных условиях, к примеру, избежав обязанности уплатить налоги.
Замечание 2
Разница между индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом лежит в меньших свободах для коммерческой деятельности. В тоже время индивидуальный предприниматель подвержен льготному налогообложению, он может сам распоряжаться своим личным имуществом, в том числе и в коммерческих целях.
Проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя
Правовой статус индивидуального предпринимателя несет ряд проблем правового характера, что обусловлено возрастными условиями ведения хозяйствования. Согласно ст. 21 ГК дееспособность гражданина наступает в 18 лет, и полная дееспособность – при вступлении в брак. Дискуссия ведется в отношении того, когда гражданин еще не достиг 18 лет и не вступил в супружеские отношения в браке. Не оспаривается возраст 16 лет, так как с этого возраста наступают все виды ответственности, необходимые и важные для предпринимательской деятельности.
Эмансипация – это процесс признания лица дееспособным, в случае, когда имеет место наличие следующих условий: несовершеннолетнее лицо, достигшее 16 лет работает по трудовому договору или же занимается предпринимательской деятельностью при наличии согласия своих законных представителей.
В нормах ФЗ о государственной регистрации предпринимателей и юр лиц не упоминается возраст, с которого налоговый орган может зарегистрировать лицо. В качестве документов необходимо подать нотариально удостоверенное согласие законных представителей, копии свидетельства о заключении брака, решения суда или органа опеки и попечительства.
Гражданский кодекс устанавливает жесткие ограничения, которые заключаются в том, что несовершеннолетние лица могут производить крупные сделки исключительно с согласия законных представителей. Лицо до 14 лет не является самостоятельным, что является обязательным признаком предпринимательской деятельности. Такое лицо может заниматься экономической, но не предпринимательской деятельностью. Тем самым разграничивается предпринимательская и индивидуальная деятельность.
Источник: spravochnick.ru
Особенности административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей
В силу ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. индивидуальной предпринимательской деятельностью. Граждане, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность (далее — индивидуальные предприниматели), в силу особенностей их правового положения имеют специальный административно-правовой статус, который отличается от административно-правового статуса обычного гражданина.
Особенности административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей в целом сводятся к следующему.
- 1. Правовой статус индивидуального предпринимателя гражданин приобретает только после государственной регистрации его соответствующим налоговым органом в установленном федеральным законом порядке в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Соответственно с момента государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя у него возникает специальный административно-правовой статус, а соответственно специальные права и специальные обязанности в административно-публичной сфере.
- 2. Индивидуальные предприниматели в отличие от обычных физических лиц наделяются следующими специальными административными правами:
- • представлять и защищать права и законные интересы своих работников в соответствующих административных органах;
- • заниматься отдельными видами деятельности, право на осуществление которых в соответствии с действующим законодательством может быть предоставлено только индивидуальным предпринимателям (арбитражное управление юридическими лицами, проверка технического состояния транспортных средств, оказание некоторых видов услуг и т.п.).
Индивидуальные предприниматели несут также специальные административные обязанности:
• соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарные и экологические нормы и правила, правила торговли и иные правила, регламентирующие порядок организации и осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, а также обеспечивать соблюдение указанных правил своими работниками;
- • своевременно и правильно исчислять и уплачивать в бюджет и в государственные внебюджетные фонды налоги, сборы и иные обязательные платежи, в том числе платежи во внебюджетные фонды за своих работников, являющихся застрахованными лицами;
- • получать в установленном законодательством порядке специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности или на совершение отдельных действий, например на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, на транспортировку автомобильным транспортом опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
- • своевременно и в соответствии с установленными требованиями оформлять необходимую документацию на выполняемые в ходе предпринимательской деятельности операции с товарами, на оказываемые услуги и выполняемые работы (товаротранспортные накладные и справки к ним на алкогольную продукцию, сертификаты соответствия продукции, работ и услуг требованиям безопасности, гигиенические сертификаты и т.п.);
- • своевременно и в соответствии с установленными требованиями представлять в налоговые органы, органы государственного статистического учета, а также в иные административные органы соответствующие отчетные документы и сведения;
- • обеспечивать доступ должностных лиц контролирующих и надзорных органов на территорию и в помещения, используемые в ходе предпринимательской деятельности, представлять указанным должностным лицам необходимые для проверки документы и сведения, исполнять их законные требования и предписания.
- 3. Индивидуальные предприниматели в отличие от обычных граждан обладают специальной административной деликтоспособностью. В частности, в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ при совершении административных правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, привлекаются к административной ответственности за эти правонарушения как должностные лица, и соответственно к ним может быть применен административный штраф в гораздо большем размере, чем к обычным гражданам.
Кроме того, в отличие от обычных граждан индивидуальные предприниматели несут административную ответственность не только за те противоправные действия (бездействие), которые они совершили непосредственно сами, но и за противоправные действия
(бездействие), совершенные подчиненными им работниками, при наличии их вины.
Источник: studref.com
Является ли индивидуальный предприниматель должностным лицом?
является ли индивидуальный предприниматель должностным лицом? меня наказали по ст. 14.6 и в постановление указано, что я-ндивидуальный предприниматель, являюсь должностным лицом, законно ли это? я всегда считала, что ип-это физическое лицо.
Дело в том, что в КОАП есть норма, согласно которой ИП несут ответственность как должностные лица, поэтому все верно (читайте только выделенное):
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016, с изм. от 17.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)КоАП РФ, Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 14.61, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2,15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренныестатьями 7.29 — 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Источник: perlaw.ru